Концептуальная позиция и практика ее воплощения
Филипп Устюжанин
ПАГУБНАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ* АСОЦИАЛЬНЫХ ПОДРОСТКОВЫХ СУБКУЛЬТУР: НОВЫЙ ВИТОК КРИМИНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
Аннотация. Анализируется феномен АУЕ, который сегодня часто становится информационным поводом в новостных лентах. Всплески подросткового насилия, начиная с младшего подросткового возраста, окружены мировоззрением и порядками, нередко копирующими криминальные понятия. Рассматриваются: сленг АУЕ; совершённые бандами АУЕ преступления; особенности субкультуры; мнения политиков, психологов, депутатов, экономистов и криминалистов. Даются исторические отсылки и сравнения времени и циклов возрастания подростковой преступности, основанной на тюремной тематике. Обсуждаются каналы распространения информации о течении АУЕ и меры, предпринимаемые для предотвращения дальнейшего влияния АУЕ на детей и подростков. Особое внимание уделяется специфике подростковой социальной ситуации, категориям подростков, подверженных влиянию асоциальных течений, а также роли психолога в работе с сознанием подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию.
Ключевые слова: подростки АУЕ; факторы, определяющие развитие личности: генотип, социальные условия, внутренняя позиция; нормативные ценности; знаковая функция сознания; референтная группа подростков; романтизация криминального мира; преступления банд подростков; притязания на признание; подверженность криминальному влиянию; манипулятивность; отсутствие рефлексии; отсутствие социальных фильтров; негативные личностные качества; негативные
* Пагубная привлекательность — заимствование смыслообразующего словосочетания из работы В.С. Мухиной «Отчужденные: Абсолют отчуждения» [1].
поведенческие проявления: ^юа^юда ост^рых о^^у^^ений; синкрет^ичные ценностные ориентации на себя и других.
Abstract. The phenomenon of AUE (can be translated into English as Convict's/Prisoner's Practice or Thug Unity/Solidarity) which today becomes news event is examined in the article. Increase in adolescents' violence starting with junior ones are surrounded by world view and orders that reproduce criminal notions. AUE slang, crimes conducted by AUE bands, peculiarities of subculture, opinions of politicians, psychologists, deputies, economists and criminalists are considered. Historical references and comparisons of time and cycles in juvenile criminality increase based on prison theme are given. AUE dissemination channels and preventive measures are discussed. Special attention is paid to specific character of adolescents' social situation, categories of adolescents who are subjected to influence of asocial trends as well as to the role of psychologists in work with adolescent's consciousness under difficult life situation.
Keywords: AUE adolescents; factors of person's development: genotype, social conditions, inner position, normative values, referent group of adolescents; romanticization of criminal world; crimes of adolescents' bands; pretension for acknowledgment; subjection to criminal influence; manipulative; lack of reflexivity; lack of social; filters; negative personal qualities; negative behavioral manifestations: thirst for thrill; syncretic value orientations towards oneself and others.
Новая В последнее десятилетие набрала популярность
особого вида субкультура, использующая в своих ориен-тациях криминальные ценности. Несовершеннолетние — подростки, юноши, девушки (зафиксирован даже случай участия десятилетних детей) — спонтанно объединяются в неформальные сообщества (банды), пропагандирующие понятия российской криминальной среды и принимающие на вооружение «воровской кодекс». Подростки создают так называемую альтернативную иерархию власти, основанную на использовании тюремной тематики, вымогательстве денег на «общак», грабежах, вооруженных нападениях, насилии (в том числе сексуальном), различных пытках и иных преступлениях, вплоть до убийств.
Речь идет об АУЕ (используется также вариант А.У.Е.), что расшифровывается как «арестантский уклад един» (или «арестантское уркаганское единство»). Около десяти лет назад эта новая подростковая «мода» стала захлестывать преимущественно восточные регионы нашей страны, как правило поселения, отдаленные от районных центров или расположенные неподалеку от тюремных колоний. Однако движение АУЕ стало стремительно распространяться на запад, и сейчас оно вре-
криминальная субкультура
«Арестантское
уркаганское
единство»
Сленговые обозначения
Блатная речь вокруг нас
Преступления, связанные с АУЕ
менами проявляется на территории европейской части России, в городах-миллионниках (недавно был зафиксирован случай в Санкт-Петербурге). Понятия АУЕ запрещают обращение за помощью к полиции и другим властным структурам. В объединение в любом районе, где действует АУЕ, стараются прежде всего вербовать детей и подростков.
Подростки, причисляющие себя к данной субкультуре, используют название АУЕ как возглас-приветствие: «АУЕ!», «Фарту масти!» — отзыв: «Жизнь ворам!», а также для идентификации «свой—чужой». Кроме того, в сленге встречаются такие акронимы*, как ЛХВС («легавым х.. — ворам свобода» либо «людскому — ходу, ворам — свободу»), СЛОН («смерть легавым от ножа» вместо использовавшегося во времена Советского Союза сокращения «Соловецкий (советский) лагерь особого назначения», ССЖВ или ЖВСС («смерть сукам, жизнь ворам» или в обратном порядке).
К сожалению, воровской сленг, «феню» можно услышать от представителей различных социальных групп, будь то политики, депутаты, рабочие или просто деревенские жители. Но теперь к этому присоединяется еще и половозрастной аспект. Среди подростков, называющих себя ауешниками и ауешницами, возникает аналогичное общение, использующее криминальное арго, например «магарыч — чертогон из рыжья» вместо «подарок — золотой крестик». Также перенимаются специфические поговорки: «Сегодня тут, а завтра там, смерть сукам, жизнь ворам», «Фарту удачи и лоха побогаче» и пр.
Новостные ленты пестрят криминальными сводками о тяжких преступлениях, совершенных бандами АУЕ. Вот только некоторые примеры: 2011 год — разбойные нападения в Забайкалье, недалеко от местной тюремной колонии [2]; 2013—2014 годы — погромы училищ в Чите с участием учащихся, мальчиков и девочек
[3]; грабежи и доведение до самоубийств в Забайкалье
[4]; убийства в Казани [4]; 2015 год — самоубийства из-за травли и систематических избиений в Бурятии [5]; 2016 год — убийства в Чите [6]; пытки сверстников — мальчиков и девочек — в Бурятии [7]; нападения на полицейские участки [8], расправы, истязания, издевательства, поджоги домов в Забайкалье [9]; сообщения о деятель-
* Акроним (гр. акро£ — «высший, крайний» и оуиуо<; — «имя») — аббревиатура, образованная из начальных букв, частей слов или словосочетаний, произносимая как единое слово, а не по отдельным буквам.
Реакция и проблемы
АУЕ в Сети
Популярность темы АУЕ в Сети
Заявления на высоком уровне
ности АУЕ в Усольском гвардейском кадетском училище в Иркутской области [10; 11]; 2017 год — массовые беспорядки в Свердловской области [12-14]; 2018 год -избиения в Санкт-Петербурге [15], которые говорят о том, что случаи преступлений, связанных с деятельностью АУЕ, нередки.
Власти и правоохранительные органы стараются не придавать огласке информацию об этом движении. Отмечаются локальность проявлений движения и демонстративность упоминания его названия подростками в контексте «моды» и идентификации себя с определенной частью субкультуры. Видимо, поэтому локальные чиновники склонны считать АУЕ несерьезной проблемой.
АУЕ распространяется не только реально, но и виртуально. В Википедии создана отдельная статья, посвященная феномену АУЕ [16]. Сетевые интернет-сообщества насчитывают сотни тысяч подписчиков. Актуальность тематики способствует распространению информации об АУЕ в целях маркетинга: относительно многочисленная аудитория сетей позволяет продавать любую рекламу в сообществах дороже. В социальных сетях ежедневно образуются десятки виртуальных сообществ, посвященных тематике АУЕ. При внешней романтизации образа «вора-бродяги» и громких лозунгах внутри сообществ происходят знакомства, сговоры и обмен информацией относительно готовящихся правонарушений, ведется пропаганда криминального образа жизни, «воровских понятий» и уголовного мировоззрения. Предприимчивые интернет-торговцы продают различные вещи, предметы с символикой АУЕ не только в России, но и в странах СНГ [17].
На фоне виртуального распространения АУЕ в 2016 году на YouTube стал популярен некий киевлянин (псевдоним в интернете — Мопс дядя Пес), который представлялся «уркаганом» с 27-летним стажем и рассказывал, «как заходить на хату», посвящал в «тюремные лайфхаки» и проводил тесты «кто ты по масти». Информация пользовалась популярностью: число подписчиков составляло около полумиллиона человек, за прямыми включениями одновременно наблюдали до пяти тысяч зрителей.
В связи с участившимися случаями погромов, изнасилований, убийств и иных преступлений с участием несовершеннолетних ответственный секретарь Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, глава Союза добровольцев России Яна Лантратова вынесла проблему АУЕ на обсуждение Совета по правам человека (далее —
Вопрос об АУЕ поднимался в Госдуме РФ
Запрет
на упоминания в интернете
Отсутствие специального изучения АУЕ
СПЧ), сообщив, что молодежное криминализированное движение контролирует учебные заведения в 18 регионах России, в том числе в Бурятии, Московской, Челябинской, Ульяновской и Тверской областях, а также в Забайкальском и Ставропольском краях [18]. В материалах выездного заседания СПЧ отмечалось, что в детских учреждениях процветают воровские законы, существуют «смотрящие», «общаки», тюремная иерархия, включающая отдельные места для «опущенных» [19]. Средства, поступающие от остающихся на свободе членов АУЕ, идут якобы на материальную поддержку осужденных за преступления. Если подросток не сдает деньги либо не желает больше преступать закон и хочет выйти из АУЕ, его пытают и «опускают». Так образуется замкнутый порочный круг. СПЧ принял соответствующие рекомендации для противодействия АУЕ и договорился действовать совместно с представителями силовых ведомств.
О деятельности АУЕ говорил на заседании Госдумы Российской Федерации в 2017 году и старший помощник председателя Следственного комитета, генерал-майор юстиции Игорь Федорович Комиссаров [20]. Депутат Антон Владимирович Беляков внес законопроект о запрете пропаганды преступных ценностей и криминального образа жизни [21], а также предпринимались иные попытки для инициирования блокировок информации об АУЕ в Сети.
Несмотря на скептицизм некоторых специалистов, локальных чиновников и правоохранительных органов, считающих проблему чрезмерно раздутой и даже обвиняющих Я.В. Лантратову в наведении так называемой «моральной паники» и популяризации АУЕ, доступ в последние пару лет к самым многочисленным сетевым сообществам был заблокирован для просмотра на территории России (решениями судов республик Башкортостана, Бурятии, Оренбургской и Челябинской областей), как ранее это произошло с интернет-сообществами, подталкивавшими детей и подростков к суициду («Синий кит» и др.). Однако, как показывает практика, блокировки можно и обойти.
При этом некоторые специалисты считают, что группировки, подобные АУЕ, существовали и раньше, не было лишь соответствующей аббревиатуры. В послевоенные годы множество детей и подростков воспитывалось на улицах и перенимало мировоззрение «по воровским законам», что находило отражение в понятиях. Но если в 1950-1960-е годы воровские обычаи насаждались зэками, то сегодня, с появлением современных средств
Западные аналоги
Суждения о циклах
подростковой
преступности
Предпосылки возникновения АУЕ
Возрастные особенности и соблазны
связи, негативная информация стала доступна для многих детей и подростков. В то же время субкультура АУЕ не стремится афишировать себя. Большинство учреждений, где процветает АУЕ, будь то школы-интернаты, спецучилища, колонии и т.п., являются закрытыми. Специальных исследований в таких учреждениях не проводится, поэтому сказать, что происходит там на самом деле, сложно [22].
На Западе, например в Великобритании, давно используется сокращение A.C.A.B. — "All Cops Are Bastards" («Все копы — ублюдки»). В британском словаре сокращений возникновение аббревиатуры датируется 1970-ми годами на стенах тюрьмы Ньюкастла, а целиком фраза упоминалась еще в 1920-е годы. Похожая, но еще более оскорбительная аббревиатура существует и в польском языке (CHWDP).
Некоторые специалисты считают, что существуют 20-летние циклы активности молодежной преступности, которые вызваны периодичностью социально-экономических причин [23; 24].
Существует мнение, что переезд жителей из сельской местности в город приносит с собой деревенские ритуализированные молодежные битвы. Например, в Казани самой известной молодежной бандой в Советском Союзе в 1970-е годы была группировка «Тяп-Ляп». В этом формировании состояла молодежь, проживавшая в районе завода «Теплоконтроль». Впоследствии лидер группировки был арестован и приговорен к расстрелу [25].
Если после разрушительной Гражданской войны осталось множество беспризорных и трудновоспитуемых детей и лишь немногим из них повезло оказаться под опекой таких замечательных педагогов, как А.С. Макаренко и В.Н. Сорока-Росинский, опыт которых примечателен и актуален [26—28], если военное и послевоенное время (1940-1950-е годы) было объективной социально-исторической реальностью (спад культуры, голод, безотцовщина, социальная катастрофа), повлиявшей на развитие новых поколений, когда многим детям и подросткам пришлось взрослеть на улице, впитывая ее законы и порядки, то что сегодня заставляет подрастающее поколение исповедовать и распространять АУЕ, несмотря на то что одним из принципов этого движения является скрытность, теневая сторона жизни, желание находиться вне информационного поля?
Подростковый возраст характеризуется поисками себя, желанием многое попробовать, сыграть разные роли. В то же время этот жизненный период отмечен
Представление о факторах развития личности подростков
Подростковый азарт
Усиленная идентификация как возрастная особенность подростка
Пограничные типы
поведения
и состояния
подростков
способствуют потере
просоциальных
ориентиров
стремлением к идентификации с лидерами бытующих мнений, к сплочению в группы сверстников. Подросткам, в силу их физиологического развития, предначертанного эволюцией, из-за новых ощущений, вследствие активной работы гормональной системы организма, приходится нелегко. Им требуется сублимировать энергию.
Научная концепция системного видения человека в мире В.С. Мухиной предполагает наличие трех факторов, влияющих на развитие личности: 1 — генотипа; 2 — социальных условий; 3 — внутренней позиции личности [29]. Именно несформированность внутренней позиции, слабая рефлексивность сознания при наличии энергии и некоторых физических возможностей в подростковом возрасте побуждает к необдуманным действиям, приводящим к слабо обратимым последствиям. Отсутствие информации и психологической работы с подростками не позволяет при наличии возможных генетических и социальных факторов, негативно влияющих на сознание, сформироваться зрелой внутренней позиции. В.С. Мухина пишет: «Индивидуальное бытие личности формируется через внутреннюю позицию человека, через становление системы личностных смыслов, на основе которых человек строит свое мировоззрение, свою идеологию» [29, с. 832].
Случается так, что из-за особенностей социальных условий и несформированности внутренней позиции подросток связывается с асоциальной группой, выплескивая энергию простыми, незамысловатыми способами, будь то мелкое хулиганство или выкрики лозунгов типа «АУЕ!» Оказавшись в референтной группе, подросток чувствует, что он не один, входит в раж, ощущает эйфорию, безнаказанность, не осознает серьезности проступков — «прятаться» в толпе ему намного проще.
Механизм идентификации обеспечивает подростку «усвоение конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе» [Там же, с. 408]. Обычно сильное подростковое желание идентифицироваться с референтной группой предопределяет поведение и ценностные ориентации подростка. Но пройдет какое-то время, приверженность «моде» пройдет, и подросток может «перерасти» это состояние, социализироваться.
Подростки в пограничных состояниях (причиной их негативного поведения могут стать личностные особенности вследствие вышеупомянутых факторов развития личности — генетических предопределений и/или неблагоприятных социальных условий) часто оказываются в зоне риска, погружаются глубже и безудержнее в криминальную среду, становясь ведущими и ведомыми.
Подростковый возраст и знаковая функция сознания
Пагубная привлекательность и адреналиновая зависимость
Манипулирование подростками
Одной из особенностей подросткового возраста, наряду с идентификацией, является восприимчивость, внушаемость, зависимость от социального окружения. Идентификация происходит через знак. Человек, «опираясь на внешние средства, направляет и регулирует собственное поведение, извне овладевает собой, заставляя стимулы-знаки воздействовать на него и вызывать желательные для него реакции» [30, с. 269]. Именно через важную для сознания подростка знаковую функцию происходит его идентификация с субкультурой. Знаки создают сложную «реальность образно-знаковых систем, которая для человека является вездесущей и всепроникающей» [29, с. 120]. Знаковая функция как орудие формирует индивидуальную систему ценностей человека и определяет развитие его личности. Подросток, попадая под манипулирование его знаковым сознанием, сам того не осознавая, становится манипулируем определенными ценностями субкультуры, с которой он себя идентифицирует: системой знаковых понятий (асоциальных значений и смыслов), жестами, ритуалами, сленгом, предметами. Тем самым его неспецифические побуждения обретают объективные формы действительности в соответствии с направленностью объединения АУЕ.
Подражание роли преступников утверждает подростков в выборе ненормативного пути, привлекает своей асоциальностью, следование которой вызывает азарт, прилив адреналина, эйфорию, которую им хочется испытывать снова и снова. У подростков сбиваются социальные ориентиры, морально-нравственные ценности, стираются грани между проступком и преступлением.
Желанием быть принятым в референтной среде могут манипулировать как более опытные сверстники, так и взрослые. В подростковом возрасте обостряются притязания на признание — то структурное звено самосознания, для содержательного наполнения которого подростки могут быть вовлечены в совершение опасных для жизни и здоровья проступков. Притязания на признание — «безусловное социальное ожидание» [29, с. 553]. Удовлетворение притязаний самым простым — асоциальным по направленности — способом придает необходимый подростку авторитет у сверстников и в собственных глазах. Канализирование протестных настроений, формирование асоциальной идентичности депри-вированных подростков, манипулирование толпой подростков, создание альтернативной, кажущейся подростку более справедливой социальной иерархии, окруже-
ние криминального мира ореолом воровской романтики, геройства борьбы с системой, стереотип лихого «плохого парня» или «плохой девочки» — все это позволяет асоциально ориентированным манипуляторам вовлекать подростков в сомнительные авантюры и осознанно пользоваться их возрастными психологическими особенностями.
Несовершеннолетний возраст членов АУЕ, наличие в группе подростков обоих полов придает им ощущение безнаказанности и неуязвимости, используется как смягчающее обстоятельство при задержании полицией, на суде, особенно если при нападении подростки получили отпор, пусть даже в целях самообороны. Создание сетевых После озвучивания проблемы пропаганды крими-
сообществ нальной культуры среди несовершеннолетних на заседа-
ниях СПЧ и Госдумы этот вопрос стали прорабатывать и в силовых ведомствах. Так, СМИ стало известно о двух жителях Екатеринбурга, арестованных по делу об «экстремистском сообществе АУЕ» в Сети. Им предъявлены обвинения по ст. 280 УК РФ («О призывах к экстремизму через интернет») и ст. 282.1 («Организация экстремистского сообщества»). Арестованные утверждают, что не связаны с криминальным сообществом и просто заняли пустующую нишу для извлечения прибыли [31]. Педагогическая Исследователями отмечается, что для привержен-
запущенность и АУЕ цев АУЕ существуют две реальности: есть мир законопослушный, конформистский — неправильный и есть правильный мир — криминальный [22]. Большинство членов АУЕ из бедных и неблагополучных семей. Такие подростки склонны считать окружающий мир несправедливым по отношению к ним, особенно на фоне картинок «красивой жизни» других людей, притязающих на успешность, которые в изобилии представлены в Сети, на телеэкране, в глянцевых журналах. Чувство несправедливости становится благодатной почвой, мощным ресурсом для утверждения идей АУЕ в подростковом сознании, особенно если подросток склонен к асоциальному поведению или уже попадал в поле зрения правоохранительных органов [32]. Моральная паника, Другая сторона повышенного внимания к АУЕ интбрнет-игра может восприниматься как часть «моды». О таком явлении слышно все чаще. Подростки могут стремиться ассоциироваться с авторитетным для них движением, что, кроме чувства принадлежности к чему-то значимому, придает им уверенность и позволяет утвердиться в собственных глазах. Бурные обсуждения в Сети обычно слабо связаны с социальными реалиями и имеют место
Тенденции
Подопечные центров помощи детям об АУЕ
Пути к решению проблем
только на просторах интернета. Совершенно необязательно, что подростки, входящие в интернет-сообщества, связанные с движением АУЕ, имеют реальное отношение к криминалу.
Таким образом, специалисты пришли к выводу о том, что следует разделять реальные угрозы и виртуальные «страшилки» и обсуждения [22].
Чем ниже уровень жизни, чем меньше возможности организовать труд (прошли времена тех педагогов, которые в тяжелейших условиях после Гражданской войны воспитывали беспризорных детей и подростков), тем больше адептов этой субкультуры. Уровень жизни в отдаленных восточных районах нашей страны, к сожалению, остается крайне низким, в изобилии лишь колонии: при наличии у заключенных мобильной связи и интернета в зоне риска оказываются незащищенные слои близлежащих населенных пунктов, прежде всего дети и подростки. Все это порождает подверженность манипуляциям и желание справедливости в собственном понимании.
Как показали опросы наших подопечных из центров помощи детям города Иркутска и области, Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, а также Ростова-на-Дону и Ростовской области и Москвы, им известна данная субкультура. Однако среди опрашиваемых приверженцев АУЕ не оказалось. Многие из них знают приветствия и суть данного объединения, у некоторых даже есть знакомые, которые причисляют себя к АУЕ. Но особого авторитета подростки АУЕ в среде сверстников не имеют. По словам наших подопечных, подростки, разделяющие идеи АУЕ, утверждают, что готовы совершить преступление, ценят эту готовность в своей ориентации, сложившейся за рамками нормативности, не чувствуют за собой вины и даже мечтают оказаться «на зоне». Наши подопечные высказывали суждения об АУЕ как об альтернативном образе жизни и криминальном жизненном пути. При этом большинство опрошенных нами подростков считают АУЕ «детским садом», игрой, позерством, использующим заимствование воровской тематики для самоутверждения. Наши подопечные с подростками АУЕ не общаются, держатся от них в стороне.
Существует множество мнений насчет причин и стимулов к движению АУЕ, будь то манипуляция подростками извне, удовлетворение внутренней потребности в сплочении (не найдя никакой другой субкультуры вокруг), либо совокупность причин. Также бытуют суждения о двойственности движения: банды, совершаю-
Подростковая беспредельность
Сигнал для еще более усиленной работы и увеличения штата психологов
Начать с простого
щие реальные преступления, или только виртуальные группы в интернете.
В любом случае, если знания подростка об окружающем мире проходят через превратно трансформировавшееся в контексте тюремной романтической субкультуры сознание, то безнаказанное совершение преступлений без осознания тяжести наказания приводит к беспредельному, безудержному преступному поведению. Войдя в раж, слабо рефлексируя, не контролируя себя, не задумываясь о последствиях, подростки ломают жизнь себе и окружающим (близким, объектам насилия и тем, кто испытал стресс в качестве свидетелей преступления). В таком беспредельном, зарвавшемся, социально дезориентированном поведении подростку может быть безразлично, какие именно буквы и лозунги он берет себе на щит (или ему навязывают извне). В данной ситуации ему важно выразить свои возрастные проблемы протестным, асоциальным поведением, через асоциальные механизмы, свойственные подростковому возрасту в нашей культуре. При этом речь идет, прежде всего, о подростках с тяжелой психологической наследственностью и из асоциальной среды. Их внутренняя позиция обычно находится в синкретическом состоянии.
Наличие нового всплеска насилия в подростковой среде свидетельствует о негативном показателе не только для экономистов, социологов, политиков, но прежде всего для психологов. Кроме проблемных категорий подростков, имеющих возрастные и социальные особенности, будь то лишенные родительского попечительства или «мажоры», необходимо работать с сознанием всех без исключения подростков. При обилии каналов информации разного качества, которая, пользуясь выражением Эмиля Дюркгейма, «насильственно навязывается» подростку, следует вырабатывать у подростков социальные информационные фильтры, развивать способность к критическому мышлению, учить считывать ситуации социального давления, не поддаваться манипуляциям и самостоятельно мыслить. Если актуальной проблемой в большинстве случаев является профилактика вступления в криминальные объединения, то еще большая трудность заключается в ресоциализа-ции подростков, которые выросли в этой среде.
Помимо этого можно направить подростков в различные кружки и секции, в том числе спортивные, что позволит снять лишнюю, свойственную подросткам энергию, которая в противном случае может быть устремлена ими на противоправные действия. Работа в
таком плане, безусловно, может способствовать снижению эффекта АУЕ. Серьезные и глубинные проблемы развития детей и подростков требуют более детального рассмотрения в каждом отдельном случае.
Вопросы обсуждения преступного поведения подростков поднимались как у Платона, Аристотеля, так и в Новое время — у Э. Дюркгейма при изучении социологии преступления и у других мыслителей.
Сегодня в России понимание проблем возникновения девиаций и делинквентности и формирования морального сознания обсуждается в монографиях и статьях В.С. Мухиной [1; 33; 34 и др.], А.А. Хвостова [35; 36 и др.], В.С. Басюка [37, 38 и др.] и других исследователей научной школы «Феноменология бытия и развития личности».
Работы для психологов этой категории очень и очень много.
1. Мухина В.С. Пагубная привлекательность криминального мира // Отчужденные. Абсолют отчуждения. — 2-е изд. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. - С. 256-264.
2. Петелин Г. «Уркаганы» взяли школы под контроль. В Забайкалье школьники живут по воровским понятиям [Электронный ресурс] // Газета.ру. — URL: http://www.gazeta.ru/social/2016/02/02/8053655.shtml (дата обращения: 09.08.2018).
3. Учащиеся ПУ №6, устроившие беспорядки в Чите, захватили воспитательницу [Электронный ресурс] // Чита.ру. — URL: http://www.chita.ru/news/46467 (дата обращения: 09.08.2018).
4. Тарасов А. Страна из трех букв [Электронный ресурс] // Новая газета. — URL: http://www.novayagazeta. ru/articles/2017/06/16/72816-strana-iz-treh-bukv (дата обращения: 09.08.2018).
5. Буерачная Е. В Улан-Удэ школьник едва не пошёл на суицид из-за угроз рэкетиров [Электронный ресурс] // Байкал-Дэйли. — URL: http://www.baikal-daily. ru/news/20/128410 (дата обращения: 09.08.2018).
6. Полицейские задержали в Чите подозреваемых в убийстве женщины и её 17-летнего сына на КСК [Электронный ресурс] // Чита.ру. — URL: http://www.chita.ru/ news/83165 (дата обращения: 09.08.2018).
7. Криминальная субкультура АУЕ держит под контролем детей Бурятии [Электронный ресурс] // Байкал-Дэйли. — URL: http://www.baikal-daily.ru/news/16/212916 (дата обращения: 09.08.2018).
Проблема тяготений к протестному поведению в подростковом возрасте существует на протяжении тысячелетий истории человечества
8. Дементьева Е. В Забайкалье подростки напали на отдел полиции [Электронный ресурс] // Российская газета. — URL: http://rg.ru/2016/02/02/reg-sibfo/podrostki-otdel-policii.html (дата обращения: 09.08.2018).
9. Carroll O. 'Putin's Children' — Life, Crime, Terror on the Edge of Russia [Электронный ресурс] // The Moscow Times. - URL: http://www.themoscowtimes.com/20 16/02/25/putins-children-life-crime-terror-on-the-edge-of-russia-a51957 (дата обращения: 09.08.2018).
10. Курбатова З. Скандал в Иркутской области: из кадетов делали уголовников [Электронный ресурс] // Вести.ру. - URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2831291 (дата обращения: 09.08.2018).
11. Солонина Г. Усольский кадетский корпус: будущие офицеры живут по воровским законам [Электронный ресурс] // Твой Иркутск. — URL: http://www.irk.ru/news/ articles/20170428/cadets (дата обращения: 09.08.2018).
12. На Урале осудили устроивших бунт воспитанников спецучилища закрытого типа [Электронный ресурс] // Лента.ру. — URL: http://lenta.ru/news/2017/08/21/ refta (дата обращения: 09.08.2018).
13. Макаренко в натуре [Электронный ресурс] // Лента.ру. — URL: http://lenta.ru/articles/2016/09/04/pobeg (дата обращения: 09.08.2018).
14. Свердловский областной суд вынес приговор по делу о массовых беспорядках в Рефтинском спецучилище закрытого типа [Электронный ресурс] // Свердловский областной суд. — URL: http://oblsud.svd.sudrf.ru/ modules.php?name=press_dep&op=1&did=518 (дата обращения: 09.08.2018).
15. Безгодова Е. Банда АУЕ-подростков за несколько часов избила 16 петербуржцев [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. Санкт-Петербург. — URL: http://www.spb.kp.ru/daily/26870/3917250 (дата обращения: 09.08.2018).
16. АУЕ // Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс] // Википедия. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%A3 %D0%95 (дата обращения: 09.08.2018).
17. Маркин Я. «АУЕ» в Украине: кто и как тянет молодежь в криминал [Электронный ресурс] // Вести-Украина. — URL: http://vesti-ukr.com/strana/244168-aue-po-ukrainski (дата обращения: 09.08.2018).
18. В СПЧ рассказали о молодежной группировке АУЕ, которая в 18 регионах РФ требует от детей сдавать «деньги на общак для зоны» [Электронный ресурс] // Совет при Президенте Российской Федерации по раз-
витию гражданского общества и правам человека. — URL: http://www.president-sovet.ru/presscenter/publica-tions/read/4160 (дата обращения: 09.08.2018).
19. Рекомендации по итогам выездного заседания в Забайкальском крае, 14-18 декабря 2015 года [Электронный ресурс] / Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. — URL: http://president-sovet.ru/docu-ments/read/431 (дата обращения: 09.08.2018).
20. «Почему вы об этом не знаете?»: В СКР возмутились неосведомленностью МВД об угрозе движения АУЕ в регионах [Электронный ресурс] // Ньюс.ру. — URL: http://www.newsru.com/russia/22jun2017/aue.html (дата обращения: 09.08.2018).
21. Беляков А. [Электронный ресурс] // Facebook. com. — URL: http://www.facebook.com/abeliakov/posts/ 1466826080067594 (дата обращения: 09.08.2018).
22. Сулим С. Что такое АУЕ и стоит ли его опасаться. Это «объект поклонения криминальных подростков» или городской фольклор? [Электронный ресурс] // Медуза. — URL: http://meduza.io/feature/2017/06/20/chto-takoe-aue-i-stoit-li-ego-opasatsya (дата обращения: 09.08.2018).
23. Сулим С. В России и коммерсантам, и ментам бла-товать нравится [Электронный ресурс] // Медуза. — URL: http://meduza.io/feature/2018/04/05/v-rossii-i-komme rsantam-i-mentam-blatovat-nravitsya (дата обращения: 09.08.2018).
24. Журавлева Е. Молодые волки против старых [Электронный ресурс] // Коммерсант. — URL: http://www. kommersant.ru/doc/2298404 (дата обращения: 09.08.2018).
25. Стивенсон С. Банды 1990-х: происхождение и эволюция [Электронный ресурс] // Полит.ру. — URL: http://polit.ru/article/2015/11/15/stephenson_lecture/ (дата обращения: 09.08.2018).
26. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. — М., 2018.
27. Макаренко А.С. Методика воспитательной работы. Избранные труды. — М., 2019.
28. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. — М., 1991.
29. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). — 5-е изд., испр. и доп. — М., 2017.
30. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы. — М., 2018.
31. Прославлявших воровскую романтику во «ВКон-такте» арестовали за экстремизм [Электронный ресурс] // Лента.ру. — URL: http://lenta.ru/news/2018/08/10/aue (дата обращения: 09.08.2018).
32. Чернышкова М.П., Дебольский М.Г. Криминальная субкультура в среде несовершеннолетних, содержащихся в местах лишения свободы, и профилактика её распространения // Прикладная юридическая психология. — Рязань: Академия права и управления ФСИН. - 2016. - № 2 (35). - С. 41-47.
33. Мухина В.С. Отчуждение человеков в обыденной жизни / Мухина В.С., Хвостов А.А. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2014.
34. Мухина В.С. Пагубная привлекательность криминального мира // Развитие личности. - 2007. - № 1. -С. 132-137.
35. Хвостов А.А. Моральное сознание личности: структура, генезис, детерминанты. - М., 2005.
36. Хвостов А.А. Онтогенез морального сознания: от подростков до студенческой молодежи // Развитие личности. - 2000. - № 3-4. - С. 75-100.
37. Мухина В.С., Басюк В.С. Психологические особенности ценностных ориентаций пожизненно осужденных и делинквентных подростков // Развитие личности. - 2013. - № 3. - С. 102-119.
38. Мухина В.С., Басюк В.С. Психологическое сопровождение делинквентных подростков: Проект и его реализация (Возможно ли преодолеть архетип делинк-вентности?) // Развитие личности. - 2014. - № 4. -С. 202-217.
REFERENCES
1. Mukhina V.S. Pagubnaya privlekatel'nost' krimi-nal'nogo mira. Otchuzhdennye. Absolyut otchuzhdeniya. 2nd ed. Svyato-Troitskaya Sergieva Lavra Publ., 2010, pp. 256-264 (in Russian).
2. Petelin G. "Urkagany" vzyali shkoly pod kontrol'. V Zabajkal'e shkol'niki zhivut po vorovskim ponyatiyam [Electronic resource]. Gazeta.ru. Available at: http://www. gazeta.ru/social/2016/02/02/8053655.shtml (accessed: 09.08.2018) (in Russian).
3. Uchashchiesya PU № 6, ustroivshie besporyadki v Chite, zakhvatili vospitatel'nitsu [Electronic resource]. Chita.ru. Available at: http://www.chita.ru/news/46467 (accessed: 9 September 2018) (in Russian).
4. Tarasov A. Strana iz trekh bukv [Electronic resource]. Novaya gazeta. Available at: http://www. novayagazeta.ru/articles/2017/06/16/72816-strana-iz-treh-bukv (accessed: 9 September 2018) (in Russian).
5. Buerachnaya E. V Ulan-Ude shkol'nik edva ne poshel na suitsid iz-za ugroz reketirov [Electronic resource].
Bajkal-Dejli. Available at: http://www.baikal-daily.ru/ news/20/128410 (accessed: 9 September 2018) (in Russian).
6. Politsejskie zaderzhali v Chite podozrevaemykh v ubijstve zhenshchiny i ee 17-letnego syna na KSK [Electronic resource]. Chita.ru. Available at: http://www. chita.ru/news/83165 (accessed: 9 September 2018) (in Russian).
7. Kriminal'naya subkul'tura AUE derzhit pod kontrolem detej Buryatii [Electronic resource]. Bajkal-Dejli. Available at: http://www.baikal-daily.ru/ news/16/212916 (accessed: 9 September 2018) (in Russian).
8. Dement'eva E. V Zabajkal'e podrostki napali na otdel politsii [Electronic resource]. Rossijskaya gazeta. Available at: http://rg.ru/2016/02/02/reg-sibfo/podrostki-otdel-policii. html (accessed: 9 September 2018) (in Russian).
9. Carroll O. 'Putin's Children' — Life, Crime, Terror on the Edge of Russia [Electronic resource]. The Moscow Times. Available at: http://www.themoscowtimes. com/2016/02/25/putins-children-life-crime-terror-on-the-edge-of-russia-a51957 (accessed: 9 September 2018).
10. Kurbatova Z. Skandal v Irkutskoj oblasti: iz kadetov delali ugolovnikov [Electronic resource]. Vesti.ru. Available at: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2831291 (accessed: 9 September 2018) (in Russian).
11. Solonina G. Usol'skij kadetskij korpus: budushchie ofitsery zhivut po vorovskim zakonam [Electronic resource]. Tvoj Irkutsk. Available at: http://www.irk.ru/news/ articles/20170428/cadets (accessed: 9 September 2018) (in Russian).
12. Na Urale osudili ustroivshikh bunt vospitannikov spetsuchilishcha zakrytogo tipa [Electronic resource]. Lenta.ru. Available at: http://lenta.ru/news/2017/08/21/ refta (accessed: 9 September 2018) (in Russian).
13. Makarenko v nature [Electronic resource]. Lenta. ru. Available at: http://lenta.ru/articles/2016/09/04/pobeg (accessed: 9 September 2018).
14. Sverdlovskij oblastnoj sud vynes prigovor po delu o massovykh besporyadkakh v Reftinskom spetsuchilishche zakrytogo tipa [Electronic resource]. Sverdlovskij oblastnoj sud. Available at: http://oblsud.svd.sudrf.ru/modules. php?name=press_dep&op = 1&did=518 (accessed: 9 September 2018) (in Russian).
15. Bezgodova E. Banda AUE-podrostkov za neskol'ko chasov izbila 16 peterburzhtsev [Electronic resource]. Komsomol'skaya pravda. Sankt-Peterburg. Available at: http://www.spb.kp.ru/daily/26870/3917250 (accessed: 9 September 2018) (in Russian).
16. AUE. Material iz Vikipedii — svobodnoj entsiklo-pedii [Electronic resource]. Vikipediya. Available at: http:// ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%A3%D0%95 (accessed: 9 September 2018) (in Russian).
17. Markin YA. "AUE" v Ukraine: kto i kak tyanet molodezh' v kriminal [Electronic resource]. Vesti-Ukraina. Available at: http://vesti-ukr.com/strana/244168-aue-po-ukrainski (accessed: 9 September 2018) (in Russian).
18. V SPCh rasskazali o molodezhnoj gruppirovke AUE, kotoraya v 18 regionakh RF trebuet ot detej sdavat' "den'gi na obshchak dlya zony" [Electronic resource]. Sovet pri Prezidente Rossijskoj Federatsii po razvitiyu grazhdan-skogo obshchestva ipravam cheloveka. Available at: http:// www.president-sovet.ru/presscenter/publications/read/41 60 (accessed: 9 September 2018) (in Russian).
19. Rekomendatsii po itogam vyezdnogo zasedaniya v Zabajkal'skom krae, 14-18 dekabrya 2015goda [Electronic resource]. Sovet pri Prezidente Rossijskoj Federatsii po razvitiyu grazhdanskogo obshchestva i pravam cheloveka. Available at: http://president-sovet.ru/documents/read/431 (accessed: 9 September 2018) (in Russian).
20. "Pochemu vy ob etom ne znaete?": V SKR vozmuti-lis' neosvedomlennost'yu MVD ob ugroze dvizheniya AUE v regionakh [Electronic resource]. News.ru. Available at: http://www.newsru.com/russia/22jun2017/aue.html (accessed: 9 September 2018) (in Russian).
21. Belyakov A. [Electronic resource]. Facebook.com. Available at: http://www.facebook.com/abeliakov/posts/14 66826080067594 (accessed: 9 September 2018) (in Russian).
22. Sulim S. Chto takoe AUE i stoit li ego opasat'sya. Eto "ob'ekt pokloneniya kriminal'nykh podrostkov" ili gorodskoj fol'klor? [Electronic resource]. Meduza. Available at: http://meduza.io/feature/2017/06/20/chto-takoe-aue-i-stoit-li-ego-opasatsya (accessed: 9 September 2018) (in Russian).
23. Sulim S. V Rossii i kommersantam, i mentam blatovat' nravitsya [Electronic resource]. Meduza. Available at: http://meduza.io/feature/2018/04/05/v-rossii-i-kom mersantam-i-mentam-blatovat-nravitsya (accessed: 9 September 2018) (in Russian).
24. Zhuravleva E. Molodye volki protiv starykh [Electronic resource]. Kommersant. Available at: http://www. kommersant.ru/doc/2298404 (accessed: 9 September 2018).
25. Stivenson S. Bandy 1990-kh: proiskhozhdenie i evolyutsiya [Electronic resource]. Polit.ru. Available at: http://polit.ru/article/2015/11/15/stephenson_lecture/ (accessed: 9 September 2018) (in Russian).
26. Makarenko A.S. Pedagogicheskaya poema. Moscow, 2018 (in Russian).
27. Makarenko A.S. Metodika vospitatel'noj raboty. Izbrannye trudy. Moscow, 2019 (in Russian).
28. Soroka-Rosinsky V.N. Pedagogicheskie sochine-niya. Moscow, 1991 (in Russian).
29. Mukhina V.S. Lichnost': Mify i Real'nost' (Al'ternativnyj vzglyad. Sistemnyjpodkhod. Innovatsionnye aspekty). 5th ed. Moscow, 2017 (in Russian).
30. Vygotsky L.S. Psikhologiya razvitiya. Izbrannye raboty. Moscow, 2018 (in Russian).
31. Proslavlyavshikh vorovskuyu romantiku vo "VKontakte" arestovali za ekstremizm [Electronic resource]. Lenta.ru. Available at: http://lenta.ru/news/2018/08/10/aue (accessed: 9 September 2018) (in Russian).
32. Chernyshkova M.P., Debol'skij M.G. Kriminal'naya subkul'tura v srede nesovershennoletnikh, soderzhashchikh-sya v mestakh lisheniya svobody, i profilaktika ee raspro-straneniya. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya. Ryazan': Akademiya prava i upravleniya FSIN Publ., 2016, no. 2 (35), pp. 41-47 (in Russian).
33. Mukhina V.S. Otchuzhdenie chelovekov v obydennoj zhizni. Mukhina V.S., Khvostov A.A. 2nd ed. Moscow, 2014 (in Russian).
34. Mukhina V.S. Pagubnaya privlekatel'nost' krimi-nal'nogo mira. Razvitie lichnosti - Development of Personality, 2007, no. 1, pp. 132-137 (in Russian).
35. Khvostov A.A. Moral'noe soznanie lichnosti: struktura,genezis, determinanty. Moscow, 2005 (in Russian).
36. Khvostov A.A. Ontogenez moral'nogo soznaniya: ot podrostkov do studencheskoj molodezhi. Razvitie lichnosti -Development of Personality, 2000, no. 3-4, pp. 75-100 (in Russian).
37. Mukhina V.S., Basyuk V.S. Psikhologicheskie osobennosti tsennostnykh orientatsij pozhiznenno osuzhdennykh i delinkventnykh podrostkov. Razvitie lichnosti - Development of Personality, 2013, no. 3, pp. 102119 (in Russian).
38. Mukhina V.S., Basyuk V.S. Psikhologicheskoe soprovozhdenie delinkventnykh podrostkov: Proekt i ego realizatsiya (Vozmozhno li preodolet' arkhetip delinkventnosti?). Razvitie lichnosti - Development of Personality, 2014, no. 4, pp. 202-217 (in Russian).