УДК 304.5
ПАБЛИК «ВКОНТАКТЕ» КАК СМИ
Т. П. Сибякин Научный руководитель - А. В. Михайлов
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Статья посвящена исследованию виртуальных сообществ в социальной сети «ВКонтакте» с точки зрения их функционирования в качестве современных СМИ. В статье раскрывается вопрос эволюции СМИ и их прихода к нынешнему виду. Данная тема очень актуальна в сфере ракетно-космической тематики, так как молодое поколение специалистов, которые решают, в какой вуз они будут поступать, при оценке каждого учебного заведения в значительной степени ориентируются на то, как в социальных сетях университета ведётся информационная работа с абитуриентами.
Ключевые слова: СМИ, социальная сеть, законодательство, интернет.
«VKONTAKTE» PUBLIC AS MEDIA
T. P. Sibyakin Scientific supervisor - A. V. Mikhajlov
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: [email protected]
The article is devoted to the study of virtual communities in the social network "VKontakte" from the point of view of their functioning as modern media. The article deals with the question of the evolution of mass media and their arrival to the current form. This topic is very relevant in the field of rocket and space issues, because the young generation of specialists who decide which University they will enter, when evaluating each educational institution, are largely guided by how the University's social networks are used to inform applicants.
Keywords: mass media, social network, legislature, internet.
Виртуальные сообщества в социальной сети «ВКонтакте» - это современные средства массовой информации, которые являются таковыми не только из-за своих функций и характеристик, но и на законодательном уровне Российской Федерации. С каждым годом количество пользователей интернета и различных социальных сетей увеличивается с ускоряющимися темпами.
Актуальность данного исследования прослеживается из наблюдений, когда всё больше людей начинает предпочитать интернет источники в ущерб традиционным печатным изданиям, телевидению, радио. Такая же тенденция наблюдается и у современных абитуриентов - при выборе университета молодые люди обращают пристальное внимание к активности и эффективности работы социальных сетей каждого конкретного учебного заведения [1].
С каждым последующим поколением люди всё больше будут сливаться с виртуальным социальным пространством, и существовать в его условиях. Если применить эту концепцию к СибГУ им. М.Ф. Решетнёва, то от того, насколько ярко и эффективно социальные сети вуза
будут привлекать абитуриентов к поступлению, будет зависеть количество поступивших и в последствие выпустившихся специалистов ракетно-космической области.
Таким образом, чем профессиональнее паблик «Вконтакте» ведёт свою информационную деятельность, посвященную тем или иным вопросам, тем более серьёзным конкурентом он является для всех остальных видов СМИ.
Объектом исследования выступает деятельность трёх сообществ из социальной сети «ВКонтакте» в качестве источников средств массовой информации. Можно точно сказать, что профессионализм (написание пресс-релизов обученными журналистами, филологами, лингвистами и т.д.) не может играть решающую роль при определении статуса СМИ [2]. Безусловно, сложные темы требуют оценки профессионалов, но подавляющее большинство новостей, статей, заметок, рецензий и т.д. пишутся именно с целью донести основную мысль до простых людей.
Действительность такова, что 9 из 10 интернет-изданий пишут новости об одних и тех же событиях, в одно и то же время, одним и тем же языком. Если практически никакой разницы в подходе к информированию граждан от издания к изданию нет, почему об этом не могут писать обычные люди, без образования журналиста, которые обладают своей аудиторией и могут снабжать их той же самой информацией, что из крупные СМИ?
Как известно, Роскомнадзор приравнял «ВКонтакте» к СМИ [3]. Один из крупнейших социальных интернет ресурсов России внесён в реестр Роскомнадзора как распространитель информации. 1 августа 2014 года в России вступил в силу закон, который обязал пользователей интернета регистрироваться в реестре Роскомнадзора если их читает более 3000 человек в день. Это было сделано с целью улучшения качества интернет-вещания, уменьшения недостоверной информации и т.п.
Это значит, что любая группа, сообщество или паблик «Вконтакте» при наличии аудитории в 3000 человек в день и ведении информационной деятельности законодательно является средством массовой информации, со всеми вытекающими последствиями, обязанностями, ответственностью и правами.
Чтобы яснее увидеть популярность виртуальных сообществ и различия между традиционными СМИ и пабликами «ВКонтакте» предлагаю взглянуть на количество аудитории каждого источника и сравнить их возрастные отличия.
Для примера были отобраны три популярные интернет-СМИ, ведущие свою информационную деятельность в социальной сети «ВКонтакте»: «Проспект Мира - Красноярск», «Последние новости МИРА», «ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ». Аудитория паблика «Проспект Мира -Красноярск» насчитывает на 16 мая 2020 года 91,312 человек (рис. 1), «Последние новости МИРА» - 649,987 человек (рис. 2), а «ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ» - 228,676 человек (рис. 3).
Рис. 1. Страница «Проспект Мира - Красноярск» в социальной сети «ВКонтакте»
Последние Новости МИРА
? СМИ
Информация
— Мы неистово любопытный и уникальный паблик о Новостях МИРА и обо всём, что с ними связано.
Если решились к нам вступить, то будьте добры соблюдать элементарные
1) Запрещено оскорблять людей! Писать на страницах людей различные гадости! За несоблюдение - ПОЖИЗНЕННЫЙ БАН!
2) Если вы копируете наш материал, который публикуют редакторы, то указывайте ссылку на источник! За несоблюдение - ПОЖИЗНЕННЫЙ БАН!
3) Спам/р<
ПОЖИЗНЕННЫМ БАН!
Р.Э. Наши подписчики самые лучшие, поэтому уважайте друг друга и используйте наш паблик во имя ЧЕСТИ и ДОСТОИНСТВА, чтобы делать этот МИР лучше!
Г\ Включить уведомления Рассказать друзьям
2 истории ■ Смотреть
Подписчики 649987
♦ О-
Тимофей Алексей Катерина
«/О I
Рис. 2. Страница «Последние новости МИРА» в социальной сети «ВКонтакте»
Рис. 3. Страница «ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ»
в социальной сети «ВКонтакте»
Таким образом, суммарная аудитория трёх новостных сообществ составляет более 970,000 человек. И чтобы сравнить этот объём с аудиторией традиционных печатных изданий, взглянем в сторону газет «Коммерсантъ» (рис. 4), «Известия» (рис. 5) и «Комсомольская правда» (рис. 6) [4-6].
ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ
Издания: Ежедневные / Еженедельные /1 раз в 2 недели / Ежемесячные /1 раз в 2 месяца
Тематика новости, обзоры, аналитика Переодичность Ежедневно Формат А2
Издательский Дом Коммерсантъ Аудитория 150 ООО Тираж 250 МО
Адрес Москва, Врубеля ул., д. 4 Телефон (499) 943-97-71 Почта коттегзапЩЬкоттегай.ш Сайт 1У1ту.котшегип1п1
Описание: Для ежедневной газеты Коммерсантъ характерно преобладание мужской аудитории, В основном газету Коммерсантъ читают женатые лкщи с высшим образованием в возрасте 35-44 лет. Социально-экономический профиль аудиторий газеты Коммерсантъ - это руководители и специалисты с доходом выше среднего. Совокупный ежемесячный доход на 1 члена семьи, состоящей из 4 человек, составляет более 15000 рублей, из которых на долю продуктов питания приходится до половины семейного бюджета,
КтвйрсАиъ
0=
Рис. 4. Объём аудитории газеты «Коммерсантъ»
ГАЗЕТА ИЗВЕСТИЯ
Издания: Ежедневные / Еженедельные /1 раз в 2 недели / Ежемесячные / I раз в 2 месяца
Тематика новости, обзоры, аналитика Переодичность Ежедневно Формат А2
Издательский Дом Национальная медиагрупга Аудитория 125 ООО Тираж 250 ООО
Адрес Москва, Тверская ул., д. 10, кор. 1 Телефон (455) 65№81 Почта ¡[email protected] Сайт www,¡zvesöa.ru
Описание: Для ежедневной газеты Известия характерно преобладание мужской аудитории. В основном газету Известия читают женатые лкди с высшим образованием в возрасте 55 и старше. Социально-экономический профиль аудиторий ганетъ Известия - это пенсионеры со средним доходом. Совокупный ежемесячный доход на 1 члена семьи, состоящей из 2-4 человек, составляет 3000-15000 рублей, из которых на долю продуктов питания гриходится до половины семейного бюджета,
Рис. 5. Объём аудитории газеты «Известия»
ГАЗЕТА КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА
Издания: Ежедневные / Еженедельные /1 раз в 2 недели I Ежемесячные /1 раз в 2 месяца
es;"«н Тематика новости,обзоры, аналитика Переодичность Ежедневно Формат A3
Издательский Дом Комсомольская правда Аудитория 520 000
Тираж 800 000
Адрес Москва, Старый Петровско-Разумовский пр., д. 1/23, стр, 1 Телефон (495) 777-02-84 Почта [email protected] Сайт www.kp.ru
Описание: Для ежедневной газеты Комсомольская правда характерно преобладание женской аудитории. В основном гавету Комсомольская правда читают женатые лвди со средним обравованием в возрасте 45 и старше, Социально-экономический профиль аудиторий газеты Комсомольская правда - это пенснонеры со средним доходом. Совокупный ежемесячный доход на 1 члена семьи, состоящей из 4 человек, составляет 8000-15000 рублей, из которых на долю продуктов питания приходится до половины семейного бюджета.
Рис. 6. Объём аудитории газеты «Комсомольская правда»
Мы видим, что суммарно аудитория одних из крупнейших печатных изданий России составляет 795,000 человек, что на 18 процентов меньше, чем у взятых пабликов «ВКонтакте. Это говорит нам о том, что виртуальные СМИ имеют весомое преимущество по количеству читателей, то есть они популярнее традиционных СМИ.
Библиографические ссылки
1. Амзин, А. Новостная интернет-журналистика: Учебное пособие для студентов вузов / А. Амзин. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 143 с.
2. Калмыков Л.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. - Москва: Юнити-Дана, 2005. - 383 с.
3. Роскомнадзор приравнял «Вконтакте» и «Яндекс» к СМИ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ntv.ru/novosti/1208117/ (Дата обращения: 16.05.2020)
4. ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediageo.ru/ fedpressa/ezhednev/kommersant.html (Дата обращения: 16.05.2020)
5. ГАЗЕТА ИЗВЕСТИЯ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediageo.ru/ fedpressa/ezhednev/izvestiya.htmlhtm (Дата обращения: 16.05.2020)
6. ГАЗЕТА КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА. [Электронный ресурс]. URL: http://www. mediageo.ru/fedpressa/ezhednev/koms-pravda.html (Дата обращения: 16.05.2020)
© Сибякин Т. П., 2020
ВЕШНЯ
Черная глотка . -..-
фЦ
fbr