ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ И ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА: Ч
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ q
Беленкова Л. М.
Н
Ничто не может иметъуспех, &
если общественное мнение против, 2
и ничто не может провалиться, 3
если общественное мнение -за О
Авраам Линкольн Q
Анализ таких явлений, как «пабликрилейшнз» и «публичная политика», позволя- ^
ет сделать вывод о том, что публичная политика своими корнями уходит в ту де- ^
ятельность, которая получила название «пабликрилейшнз». Существенной чертой @
публичной политики в современном демократическом государстве является дове- C
рие к власти. Особую роль в формировании доверия к власти играет именно паблик &
рилейшнз, являющийся неотъемлемой и необходимой частью публичной политики. Д
О
Analysis of such phenomena as «public relations» and «public policy» allows to make Д a conclusion, that public policy goes back to the activity, -which was named «public rela- Д tions». Confidence in state power is an essentialfeature ofpublic policy in a contemporary i—j democratic state. In particular public relations play a special role in building of confi- Д dence inpower. Public relations (PR) are a necessary and integralpart of publicpolicy. J
Я
Ключевые слова: пабликрилейшнз, связи с общественностью, публичная О политика, общественная политика, взаимодействие Q
Key words: public relations (PR),publicpolicy, interaction, confidence Д <
B
4
Последовательное воплощение в жизнь принципов формирования публичной политики, создание и эффективное функционирование служб по связям с общественностью указывает на демократическую природу государства, дает возможность гражданам реально воздействовать на управление государством, делает прозрачным и открытым процесс принятия решений.
В 1975 г. один из американских фондов (Foundation for Public Relations Research and Education) предпринял глубокое исследование связей с общественностью («паблик рилейшнз») как научной категории, в ходе которого было выявлено около 500 определений данного вида деятельности. Участники исследования не ограничились простыми подсчетами, а тщательно проанализировали собранные материалы и предложили свое определение:
«Пабликрилейшнз» - это особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью, решению различ-ных проблем и задач; помогает руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него; определяет
3
и делает особый упор на главной задаче руководства - служить интересам общественности; помогает руководству быть готовым к любым переменам и использовать их наиболее эффективно; выполняет роль "системы раннего оповещения" об опасности и помогает справиться с нежелательными тенденциями; использует исследования и открытое, основанное на этических нормах общение в качестве основных средств деятельности»1.
На современном этапе развития такого явления как «паблик рилейшнз» по-прежнему сохраняется многообразие подходов к этому феномену политической и управленческой деятельности.
В своей книге по связям с общественностью Чумиков А.Н. и Бочаров М.П. приводят множество вариантов определений PR согласно существующим подходам.
В отдельную группу объединяют подходы, которые условно называют альтруистическими.
Например, Институт общественных отношений (IPR), созданный в Великобритании в 1948 г., принял следующую трактовку:
«Паблик рилейшнз» - это планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью.
Столь же «альтруистическое» определение, направленное на достижение абстрактной общественной гармонии, предлагает известный английский PR-специалист Сэм Блэк:
«Паблик рилейшнз» - это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности.
«Альтруистический» подход к PR закреплен и в довольно популярном словаре Уэбстера (Webster New International Dictionary), который дает следующее определение:
«Паблик рилейшнз» - это содействие установлению взаимопонимания и доброжелательности между личностью, организацией и другими людьми, группами людей или обществом в целом посредством распространения разъяснительного материала, развития обмена (информацией) и оценки обще-ственнойреакции.
Однако существует и другой подход, так называемый «компромиссный», в котором делается упор на иных факторах: во-первых, речь идет вовсе не об абстракции, а об удовлетворении конкретных интересов; во-вторых, организация для того учитывает интересы общественности, чтобы и ее интересы были восприняты с пониманием. Такой подход еще в первые десятилетия XX в. предлагал один из «отцов» PR Эдвард Бернейз, который писал, что
1 Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. -М.: «Дело», 2003.-С. 12.
«паблик рилейшнз» - это усилия, направленные на то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или свои действия, а также на гармонизацию деятельности организации в соответствии с интересами общественности и наоборот.
Также выделяют сугубо прагматический подход, лишенный какого бы то ни было идеалистического налета. Так, еще Джон Рокфеллер говорил, что умение общаться с людьми - это товар, который можно купить точно так же, как мы покупаем сахар или кофе. И подчеркивал, что готов заплатить за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете. Понятно, что под словом «общаться» американский миллионер имел в виду управление с помощью общения.
Этот же аспект подчеркивали через несколько десятилетий ученые-политологи Российской академии государственной службы при Президенте РФ. В соответствии с их определением, РЯ - это «специализированная, профессионально организованная деятельность управления. Это адресное управление состоянием общественного мнения в определенной сфере, корпоративными отношениями, осуществляемое ненасильственными (а не административно-командными) средствами»2.
Прагматиками оказались и авторы подготовленного в 1995 г. в МГУ Словаря новых иностранных слов, где РЯ понимается как организация общественного мнения в целях наиболее успешного функционирования предприятия (учреждении, фирмы) и повышения его репутации. Осуществляется разными путями, но, прежде всего через СМИ. Искусство взаимоотношений ме^ду государственными (управленческими), общественными структурами и гражданами в интересах всего общества.
РЯ - это система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта.
Ряд исследователей употребляет в качестве синонима РЯ понятие «коммуникационный менеджмент», расшифровывая его как «профессиональную деятельность, направленную на достижение эффективной коммуникации как внутри организации, так и между организацией и ее внешней средой»3.
Что же касается определения РЯ как деятельности непосредственно в политике, то это - система действий, принципом которых является обеспечение реализации политических целей путем выстраивания эффективной коммуникации с общественностью, осуществляемой на основе доверия к предоставляемой информации. Это совокупность технологий по открытому и полному
2 Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов / Г. Почепцов. - 2-е изд., испр. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2002. - С.103.
3 Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. -М.: «Дело», 2003.-С. 14.
информированию общественности о деятельности политика или государственного органа, а также аналитическая деятельность по изучению влияния информации на общественность и исследованию механизмов изменения политической ситуации с помощью регулирования информационных потоков.
Среди исследователей РЯ-деятельности существуют различия по вопросу о том, каковы ее основные функции. Авторы выделяют три основные функции: 1) контроль мнения и поведения общественности (общественность - «жертва»); 2) реагирование на общественность (общественность -«хозяин»); 3) достижение взаимовыгодных отношений (общественность и организация - партнеры)4.
Исходя из направления информационных потоков, комплекс РЯ-действий объединяют в два блока: функции сбора и анализа информации (работа на входе системы), функции по распространению информации (работа на выходе системы). Синтезируя в обобщенную схему действия, роли, обязанности, выполняемые в рамках связей с общественностью, некоторые исследователи выделяют: аналитико-прогностическую, консультативно-методическую, информационно-коммуникативную, организационно-технологическую функции, причем все они представляют определенную целостность и взаимообусловленность.
Аналитико-прогностическая функция направлена на выработку стратегии и тактики информационной политики. Она предполагает анализ ситуации, существующих тенденций, мониторинг общественного мнения, подготовку аналитических данных, прогнозов по поводу дальнейшего развития ситуации, возможных последствий предполагаемых решений и т.п.
Консультативно-методическая функция включает выработку рекомендаций центру принятия решений, руководству организации, консультирование руководства с учетом сделанных прогнозов с целью повысить эффективность работы организации, способствовать ее приспособлению к изменяющимся внешним условиям.
Информационно-коммуникативная функция предполагает информирование общественности о сути принимаемых руководством решений, о направлении политики.
Организационно-технологическая функция связана с конкретным практическим воплощением комплекса процедур и мероприятий по реализации принятых программ, репрезентации выработанных решений через механизмы и средства РК
По мнению Смолевой С.С., можно выделить еще целый ряд важнейших функций, присущих РЯ-деятельности.
4 Буари Ф.А. Паблик рилейшнз, или стратегия доверия: Пер. с фр. - М.: консалтинг, группа «ИМИДЖ - Контакт»: ИНФРА-М, 2001. - С.78.
Идеологическая функция РЯ, которая связана с влиянием на существующие ценностные ориентации с возможностью утверждения в обществе новых ценностей политической культуры.
Социальная функция, эта функция проявляется в содействии осознанию интересов целевых групп с осуществлением их последующего согласования.
Управленческая функция, которая ориентирована на контроль и управление общественным мнением и поведением.
Манипулятивная функция, проявляется в некотором «манипулировании» общественным мнением5.
Безусловно, можно выделить и такие функции, как
• интегративная - интеграция людей с существующими политическими и социально-экономическими институтами;
• координационная - корреляция деятельности политической организации с принятой в обществе системой аксиологических регуляторов, с общественным мнением;
• прагматическая - осуществление конкретных программ действия в соответствии с целями и задачами социальных групп, институтов, либо стоящих перед обществом и формулирующихся в идеологии.
Функциональное многообразие позволяет понять суть «связей с общественностью», выявить ряд принципов, на основе которых должна строиться ПР-деятельность.
Принцип демократичности предполагает, что субъекты общественных отношений, взаимодействуя с целью согласования интересов, обладают равными правами и обязанностями.
Для формирования открытого общества необходим принцип альтернативности, проявляющийся в неисчерпаемости вариантов при выборе партнеров и ресурсов, а также в разработке различных вариантов стратегий кампании.
Под принципом гражданского консенсуса понимают необходимость максимально учитывать потенциал сторон и искать взаимовыгодные решения. Обязательное воплощение теоретических конструкций дан^ной деятельности на практике в виде конкретных форм, процедур обусловливает принцип технологичности6.
Главной целью «паблик рилейшнз» является достижение взаимопонимания, установление доброжелательных отношений между организацией и общественностью. Обретение доверия, достижение взаимопонимания через согласование интересов в субъект-объектных отношениях - это всегда
5 Смолева С.С. Службы по связям с общественностью муниципальных органов власти и управления в современной России: проблемы становления и функционирования: дис. на соиск. учен. степ. канд. полит, наук: 23.00.02 / С. С. Смолева. - М., 2007. - 171 с.
6 Смолева С.С. Службы по связям с общественностью муниципальных органов власти и управления в современной России: проблемы становления и функционирования: дис. на соиск. учен. степ. канд. полит, наук: 23.00.02 / С.С Смолева. - М., 2007. - 171 с.
стратегическая цель ПР, которая предполагает реализацию комплекса обусловленных целями мероприятий: продвижение субъектом собственного благоприятного образа, анализ и воздействие на общественное мнение и поведение, налаживание механизма эффективной двусторонней коммуникации. В масштабе основополагающей цели подобный комплекс может рассматриваться как ряд задач, но на различных этапах ПР-проекта каждая их них выступает отдельным ориентиром. Совокупность задач, решаемых для достижения намеченных перспектив, довольно обширна и опять же иерархична: исследование общественных взглядов, тенденций (проведение опросов, мониторинга); выработка конкретных рекомендаций руководству, проведение информационно-коммуникативных мероприятий - пресс-конференций, презентаций, выставок и др. Отмеченные цели и задачи приобретают реальное наполнение в каждой конкретной ситуации.
Публичная политика (public policy), или, как часто называют, — государственная или общественная политика давно стала предметом изучения в политической науке. Но в качестве самостоятельной ее отрасли в США она была выделена Американской ассоциацией политической науки только в 1951 г., причем сразу в качестве приоритетного направления в политических исследованиях. В середине 70-х годов появляется сравнительная публичная политика как особая область науки.
Существует большое множество определений и подходов к пониманию сущности публичной политики.
Ира Шаркански очень просто определяет существо публичной политики: «Публичной политикой является все то важное, что делает правительство».
Публичная политика, по Лейну, фактически представляет собой деятельность агентов, вовлеченных в производство и исполнение ре^шений относительно размещения общественных ресурсов, производства и распределения общественных благ.
Публичная политика может определяться как деятельность (реализация программ, принятие нормативных актов, высказывания должностных лиц) органов власти (независимо от того, избранные они или нет), направленная на решение значимых для населения проблем, осуществляемая с участием структур гражданского общества (жителей, некоммерческих интересов, бизнес-структур)7.
Публичной политикой является целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития всего общества или его отдельных сфер.
7 Беляева М.Ю. Публичная политика в России: сопротивление среды / М.Ю. Беляева // Полис. -2007.-№1.-С. 25
Публичная политика - поле взаимодействия государства и других субъектов политических отношений (партий, групп интересов, общественных движений), характеризующееся той или иной степенью открытости и «прозрачности». Естественно, что действующие на данном поле субъекты взаимодействуют не только с государством, но и между собой8.
Можно заметить то общее, что объединяет очень многие подходы. Это представление о публичной сфере как сфере общих, в отличие от частных, интересов граждан, о публичной сфере как своего рода арене для обсуждения общих проблем и формирования общественного мнения по поводу общих интересов. Задача публичной политики - достижение консенсуса, т.е. общественного согласия по наиболее важным для общества проблемам.
Рассмотрев достаточно широкий спектр мнений по поводу сущности такой категории, как публичная политика, можно сделать вывод, что основным инструментом политики все равно остается государство, хотя на современном этапе развития общества значительную роль играет гражданское общество и рыночные механизмы. Государство должно эффективно управлять общественными делами, предоставлять гражданам качественные услуги, а также создавать устойчивые и надежные государственные и институты и структуры. Поэтому публичная или общественная политика - это, прежде всего, сфера деятельности государства и можно сказать, что общественная политика (публичная политика) - это совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий по поводу реализации общественных интересов, производства, распределения и использования общественных ресурсов и благ с учётом волеизъявления народа или населения определённых территорий, которые разрабатываются и реализуются органами государственной власти, с привлечением институтов гражданского общества9.
Подлинная сущность публичной политики состоит в подконтрольности обществу и общественному мнению. Демократическая природа государства проявляется именно в публичной политике. В каждом демократическом государстве отчетливо выражена связь публичной политики с демократическими характеристиками политической системы (партии, избирательные системы, гражданские инициативы, местное самоуправление).
Связь между политической системой и публичной политикой носит взаимнообусловленный характер. Именно политическая система в большинстве случаев определяет характер и направленность публичной политики, а
" Политическая имиджелогия / Под ред. A.A. Деркача, Е.Б. Перелыгиной и др. - М.: Аспект-Пресс, 2006. - С. 139.
9 Зименков А.Б. Паблик рилейшнз в политике: содержательный и технологический анализ: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. полит, наук: 23.00.02 / А.Б. Зименков; Рост. гос. ун-т. -Ростов н/Д 2002. - С. 20.
последняя заставляет проводить модификацию структурных компонентов политической системы.
Так как в современных демократиях партиям принадлежит решающая роль в определении политических курсов, при сравнительном изучении публичной политики особое внимание обращается на ее зависимость от идеологической ориентации властвующих партий и от характера партийный систем. Роберт Исаак делит возможные типы публичной политики исходя из существующего в современных обществах раскола на два основных партийных крыла: «левые» и «правые». Политико-экономической доктриной «левых» является политика равенства, фокусирующаяся вокруг требования более равного распределения благ, услуг и возможностей в настоящем. Из-за прошлых отношений неравенства политическое действие должно направляться сегодня на перераспределение жизненных шансов ради социальной справедливости. Доктрина «правых» — это политика продуктивности, подчеркивающая максимизацию экономического роста и индустриального и технологического развития в будущем. Индивидуальная свобода стимулирует производительный труд посредством рынка, и это является более важным, чем социальная справедливость. Капиталистический аргумент состоит в том, что каждому, богатому или бедному, будет лучше при росте производительности. Подобная дихотомия схватывает существо политических ориентации партий и их влияние на выработку публичной политики.
При всей неоднозначности связи между программами партий и публичной политикой, тем не менее, сохраняется некоторая адекватность политики победившей партии или коалиции партии своим предвыборным обещаниям. Об этом свидетельствует исследование Ханца-Дитера Клингемана, Ричарда Хофферберта и Яна Баджа «Партии, политика и демократия». Они проверяли соответствие партийных предвыборных программ публичной политике в десяти странах. Партийные предвыборные программы изучались на предмет выявления обещаний, связанных с той или иной сферой общественной жизни.
Результаты исследования показали, что (1) предвыборные партийные программы являются более значимым предсказателем будущей публичной политики, чем это полагалось ранее; (2) партии, вошедшие в правительство, и те, которые не вошли в него, рассматривают свои программы как влияющие на публичную политику, но победившие партийные программы сильнее связаны с ней, чем проигравшие10.
Существует, однако, школа Катрайта-Виленского, представители которой на основе корреляционного анализа связи между публичной политикой и различными экономическими, социальными и политико-идеологическими
10 Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. - М.: «Дело», 2003. - С. 274-278.
факторами делают вывод о том, что более значимыми для определения политического курса выступают уровень экономического и социального развития, а не предвыборные программы политических партий. В этом смысле, какая бы партия ни победила, она будет проводить приблизительно одну и ту же публичную политику. Филипп Катрайт пишет: «Степень охвата населения государственным социальным обеспечением наиболее сильно коррелирует с уровнем экономического развития». Этот же вывод и у Гарольда Виленски: «Преимущественно экономический уровень является корневой причиной развития государства всеобщего благосостояния. Идеология не оказывает воздействия»11.
Исследования публичной политики и демократии за последние три десятилетия показали, что при всех возможных детерминантах или факторах выбора политического курса существует тесная зависимость между политическим режимом и ориентацией государства на удовлетворение общественных благ. Несмотря на критику школы, акцентирующей внимание на экономических и социальных условиях публичной политики, остается значимым учет именно этих условий, так как политика не вырабатывается в вакууме. Выбор тех, кто формулирует политические цели и принимает политические решения, опирается на возможности общества и его материальные ресурсы. Вместе с тем учет действия политических партий и их идеологий позволяет наполнить общую детерминационную схему живым дыханием политики, хотя не все еще ясно в вопросе о влиянии характера партийной системы, форм репрезентации, государственного устройства на публичную политику. Теория публичного выбора активно используется для описания публичной политики, позволяя создать логическую картину поведения акторов при выборе публичных целей, когда ориентация на максимизацию собственной выгоды сочетается с институциональными условиями государства.
Анализ определений публичной политики и связей с общественностью, а также сама социально-политическая реальность позволяет увидеть определенную совместимость этих двух понятий, а также их сходства в процессуальном плане.
Паблик рилейшнз всегда основываются на «прозрачности и открытости» в своих действиях, с использованием исключительно правдивой информации. Публичная политика является отношением центров принятия решений к тем, кому они адресованы, а также способом выработки и принятия решений, причем также имеется в виду открыто сформулированные доктрины, учет интересов, прозрачность действий центров принятия решений.
В РЯ общественность представляет собой особую среду некого проекта или организации, на которую в последующем надо будет воздействовать для
11 Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. - М.: «Дело», 2003. - С. 278-279.
достижения поставленной цели, и при реализации публичной политики та же общественность, т.е. по сути, люди и их общественные интересы являются объектом воздействия государства.
Оба этих понятия обозначают, прежде всего, особую деятельность, которая включает обязательную коммуникацию с общественностью, целью которой является установление доверия и согласия между властью и обществом.
Таким образом, проводя сравнительный анализ таких явлений как РЯ и публичная политика, можно не только выделить целый ряд факторов, указывающих на реальное сходство между ними, но и сделать вывод о том, что публичная политика своими корнями уходит в ту деятельность, которая получила название «паблик рилейшнз». Установление и важность «связей с общественностью» стало рассматриваться как неотъемлемая черта государственной политики и управления, и как фактор, который определенным образом характеризует государственную политику и управление.
Публичная политика есть технология работы с разными интересами, а также последующее принятие правительством решений. Технология - это такая последовательность стандартных процедур, которая обеспечивает необходимое качество продукта. В данном случае продукт - это правительственное решение, а качество выражается в одобрении такого решения, его соответствии общественным интересам и ликвидации существующих проблем.
В регулировании общественных процессов в современном демократическом государстве все более широкое применение получают социальные технологии, которые являются определенным способом достижения общественных целей в социальной сфере общественных отношений. Социальная технология - это комплекс приемов для достижения социально полезных целей, в той или иной степени соответствующих требованиям социального времени (обеспечения благоприятных условий жизни людей, удовлетворения общественного интереса и т.д.). В прикладном же смысле, сущность такой технологии как способа решения проблемы состоит в пооперационном осуществлении деятельности.
Использование социальных технологий определяет эффективность социального управления, регулирования социальных процессов, устойчивость самой организации и всего социального пространства.
В условиях существования гражданского общества государство уже не может выполнять свои функции, не взаимодействуя с ним и его гражданами, не добиваясь и не завоевывая их поддержки и одобрения при решении тех или иных жизненно важных задач. Функции принуждения и диктата в деятельности государства все в большей мере начинают уступать позиции функциям согласования интересов и координации усилий различных групп населения и организаций в решении тех или иных вопросов, выработки общей линии и стратегии действий. Это, в свою очередь, потребовало создания в органах государственной власти специальных структур, обеспечивающих постоянный
диалог с населением и объединениями граждан. Речь идет о профессиональном выполнении группы достаточно специфичных задач, связанных с созданием первоначальных условий для взаимодействия и взаимопонимания. В первом приближении их можно охарактеризовать таким образом: представление своих интересов и создание атмосферы взаимного доверия.
Взаимодействие РЯ с публичной политикой проявляется в создании служб по связям с общественностью во многих коммерческих и государственных организациях. Отрабатываются структура и технологии работы этих служб, разрабатываются способы повышения их эффективности. Причем следует отметить, что подобные службы, созданные в коммерческих структурах, также осуществляют взаимодействие с центрами принятия политических решений. Осуществляется взаимодействие не только в форме лоббизма или коррупции, но и во многих других формах (встречи, приемы и т.д.) Публичная политика в современных демократических государствах в качестве главного своего направления выдвигает проблему гармонизации интересов общества и человека, и основным субъектом в данном процессе является государство. Главная задача служб по связям с общественностью в органах государственной власти - это достижение взаимопонимания между органами власти и гражданами. Однако пути достижения поддержки граждан могут быть разными. Американские специалисты в области деятельности по связям с общественностью Т.Хант и Дж.Грунич предлагают следующую типологи-зацию связей с общественностью: односторонние - двусторонние и сбалансированные - несбалансированные.
Власть
Общество
односторонняя несбалансированная
Власть
Власть
-> Общество
<-
-> - Общество
-► <-
двусторонняя несбалансированная
двусторонняя сбалансированная
Современным демократическим обществам соответствует третий тип отношений. В таком типе отношений власть и общество выступают как равноправные партнеры. Власть ориентируется на обеспечение граждан и общественных объединений исчерпывающей и объективной информацией о целях, планах, намерениях и программах деятельности органов власти, кроме
того, она ориентируется на интересы людей и общественные нужды при формировании программ, целей деятельности органов власти и выборе методов их реализации.
Важнейшим инструментом обеспечения взаимодействия власти и общества являются СМИ. Они продуцируют и распространяют информацию - знание, нормы, ценности, усвоение которых необходимо для сознательного и действительного участия граждан в жизни государства и общества.
Важное значение имеет организация работы приемных в органах власти и управления и прямые контакты представителей органов власти с населением: неформальные встречи, приемы, посещение рабочих мест, «горячие» и «прямые» линии телефона, рассмотрение обращений граждан и т.д.
В последние десятилетия при правительствах большинства стран Запада созданы эффективные РЯ-службы, перед которыми поставлены две основные задачи: 1) просвещать общественность относительно деятельности государственных институтов, создавая благоприятный климат для осуществления государственных программ; 2) информировать министров и других лиц, принимающих решения, о существующей и возможной реакции общественности на проводимую и намеченную политику.
Например, в Великобритании, Франции и Германии в каждом министерстве есть информационный отдел, а министры пользуются услугами особых пресс-секретарей для связей с общественностью. В других странах такие информационные службы носят названия информационных центров, служб информации и пр. В большинстве министерств руководители подобных отделов, центров или служб располагают правом высказывать свое мнение в ходе обсуждения любых вопросов на всех уровнях. Считается, что они не могут эффективно выполнять возложенные на них функции, если не имеют доступа к необходимой им информации внутри учреждения. Их мнение также учитывается при разработке всех планов организации.
Службы «паблик рилейшнз» в органах государственной власти, осуществляя политику в интересах большинства граждан, заставляют действовать механизм гармонизации интересов эффективно. В этом случае связи с общественностью становятся важнейшим компонентом управления вообще и административного управления в частности. Они естественно вписываются в систему управленческих действий.
Таким образом, службы «паблик рилейшнз» создают условия для принятия оптимальных управленческих решений, могут брать на себя предупреждение конфликтных ситуаций, во многих случаях оказываются способными активно влиять на реализацию принятых решений. Служба «паблик рилейшнз» при реализации публичной политики - не вспомогательная, не техническая служба администрации. Она - равноправный участник выработки, принятия и реализации управленческих решений, и в этом качестве учет ее корпоративных интересов, прямое включение в процесс управления
обеспечиваются адекватным статусом службы в административной структуре или в политической организации, совокупностью прав и обязанностей, позволяющих активно влиять на действия администрации или руководства.
Доверие к власти является существенной чертой публичной политики в современном демократическом государстве. Задача государственной власти состоит не только в том, чтобы завоевать доверие, но и в том, чтобы его сохранить. Особую роль в формировании доверия к власти играет РЯ. И именно паблик рилейшнз являются той технологий, с помощью которой достигается необходимое взаимопонимание. РЯ является неотъемлемой и необходимой частью публичной политики.