Научная статья на тему 'П. Рязанов об учебниках гармонии Чайковского и Римского-Корсакова'

П. Рязанов об учебниках гармонии Чайковского и Римского-Корсакова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
359
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ПЕДАГОГИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ / УЧЕБНИК ГАРМОНИИ / COMPOSITION PRACTICE / MUSIC EDUCATION / COURSEBOOK ON HARMONY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рязанова Нина Петровна

Вступительная статья, предваряющая публикацию тезисов доклада выдающегося деятеля русской музыкальной культуры П. Б. Рязанова об учебниках гармонии Чайковского и Римского-Корсакова. Статья фиксирует один из этапов работы автора статьи над материалами личного архива П. Б. Рязанова, знакомит с обстоятельствами, стимулирующими интерес Рязанова к педагогическим воззрениям Н. А. Римского-Корсакова, отразившийся, в частности, в его докладе на тему «Сравнение практических учебников гармонии П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Petr Ryazanov about Chaikovsky’s and Rimsky-Korsakov’s coursebooks on harmony

This is an introduction for the publication of lecture thesis by outstanding person of Russian musical culture, Petr Ryazanov about Chaikovsky’s and Rimsky-Korsakov’s coursebooks on harmony. The article describes one stage of its author research on materials of Ryazanov’s personal archive, reveals circumstances stimulated Ryazanov’s interest were shown, particularly, in his lecture «Comparison of Chaikovsky’s and Rimsky-Korsakov’s practical coursebooks on harmony».

Текст научной работы на тему «П. Рязанов об учебниках гармонии Чайковского и Римского-Корсакова»

УДК 781.41

Н. П.Рязанова

П. Рязанов об учебниках гармонии Чайковского и Римского-Корсакова

Вступительная статья, предваряющая публикацию тезисов доклада выдающегося деятеля русской музыкальной культуры П. Б. Рязанова об учебниках гармонии Чайковского и Римского-Корсакова. Статья фиксирует один из этапов работы автора статьи над материалами личного архива П. Б. Рязанова, знакомит с обстоятельствами, стимулирующими интерес Рязанова к педагогическим воззрениям Н. А. Римского-Корсакова, отразившийся, в частности, в его докладе на тему «Сравнение практических учебников гармонии П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова».

Ключевые слова: творчество, педагогика музыкальная, учебник гармонии

Nina P. Ryazanova

Petr Ryazanov about Chaikovsky's and Rimsky-Korsakov's coursebooks on harmony

This is an introduction for the publication of lecture thesis by outstanding person of Russian musical culture, Petr Ryazanov about Chaikovsky's and Rimsky-Korsakov's coursebooks on harmony. The article describes one stage of its author research on materials of Ryazanov's personal archive, reveals circumstances stimulated Ryazanov's interest were shown, particularly, in his lecture «Comparison of Chaikovsky's and Rimsky-Korsakov's practical coursebooks on harmony».

Keywords: composition practice, music education, coursebook on harmony

Вопросы творческого процесса, творческого метода вообще и композиторского в том числе, композиторской педагогики все время находились в поле зрения Петра Борисовича Рязанова как исследователя. В его архиве мы встречаем многочисленные записи наблюдений, сравнений творческих методов различных композиторов, в частности, сравнение в этом плане Н. А. Римского-Корсакова и П. И. Чайковского. Именно эти композиторы привлекали Рязанова тем, что являлись не только творцами, но и педагогами, оставившими после себя учебники: Чайковский - «Руководство к практическому изучению гармонии» (М.: Юргенсон, 1872). Менее известен его же «Краткий учебник гармонии, приспособленный к чтению духовных музыкальных сочинений в России» (М.: Юргенсон, 1875). Римский-Корсаков, помимо «Практического учебника гармонии», выдержавшего много переизданий (1-е изд. 1886 г.), является автором «Основ оркестровки» (СПб., 1913. Т. 1-2).

В архиве Рязанова сохранился в рукописном виде тематический план цикла его лекций по музыкальной педагогике для аспирантов-композиторов третьего года обучения, предположительно относящийся ко времени его пребывания в Тбилиси в 1938 г. Второй раздел этого плана под общим заглавием «Виднейшие деятели русского музыкального искусства и вопросы музыкального творчества в связи с вопросами композиторской педагогики» включает 12 тем. Среди них есть, конечно, тема, посвященная пе-

дагогической деятельности П. И. Чайковского и его учебнику гармонии. Н. А. Римскому-Корсакову, его педагогическим взглядам, пособиям по гармонии и оркестровке, а также анализу педагогических воззрений представителей композиторской школы Римского-Корсакова отведено три темы. Повышенный интерес к педагогике Римского-Корсакова в те годы конечно не случаен. Ведь и по времени его деятельность (не столь далекое прошлое), да и в Петроградской/Ленинградской консерватории работают еще непосредственные ученики Римского-Корсакова.

Конец 20-х и 30-е гг. ознаменованы ожесточенными словесными баталиями, дискуссиями деятелей искусства (в том числе и в стенах Ленинградской консерватории), борьбой творческих группировок по поводу проблем формализма, академизма, «современниче-ства». В эти же 20-е гг. происходит перестройка композиторского образования, в которой, как известно, в числе группы молодых музыкантов, принимал самое непосредственное участие и П. Б. Рязанов. Усилия направлены на создание новых учебных программ, новых учебников. В спорах вырабатывается отношение к наследию русских композиторов, их традициям, в том числе педагогическим: чаще всего звучат имена Н. А. Римского-Корсакова и П. И. Чайковского. В выступлениях Рязанова звучат слова об омертвлении их традиции в современных условиях. Он говорит: «Канонизация музыкального насле-

168

Вестник СПбГУКИ • № 4 (13) декабрь • 2012

П. Рязанов об учебниках гармонии Чайковского и Римского-Корсакова

дия Глинки через балакиревцев, через беляев-цев нашла отражение в современной композиторской педагогике консерватории».

Данная, никогда не публиковавшаяся работа П. Б. Рязанова, извлеченная из его рукописного архива, представляет собой тезисы, предназначенные, скорее всего, для какого-либо устного сообщения1. Датировка их отсутствует. По мнению публикатора, тезисы зафиксированы в 30-е гг. С некоторой осторожностью дату можно конкретизировать следующим временным промежутком: 1933-1936 гг. Попытаемся это аргументировать рядом соображений. Внешним поводом к фиксации размышлений по поводу учебников гармонии Римского-Корсакова и Чайковского могло быть отмечавшееся в 1933 г. 25-летие со дня смерти Римского-Корсакова и открытое заседание кафедры истории музыки Ленинградской консерватории в связи с этой датой, состоявшееся 21 мая.

В личной библиотеке П. Б. Рязанова находятся: экземпляр учебника гармонии Чайковского (М.: Юргенсон, 1891) с небольшим количеством помет и подчеркиваний рукой Рязанова и пять экземпляров учебников гармонии Римского-Корсакова: 1-е печатное издание (1886) с многочисленными пометами П. Рязанова; 12-е издание (1918), исправленное и дополненное, под редакцией И. И. Витоля и М. О. Штейнберга с малочисленными пометами П. Рязанова; 13-е издание (1924) - вновь исправленное и дополненное под редакцией М. О. Штейнберга, которое содержит многочисленные карандашные пометы, приписки и примечания П. Рязанова2; два экземпляра 16-го издания, опять исправленного и дополненного под редакцией М. О. Штейнберга (1937) -один из экземпляров с дарственной надписью П. Б. Рязанову от редактора.

В предисловии к 16-му изданию учебника Римского-Корсакова, написанном в июне 1936 г., содержатся слова благодарности М. О. Штейнберга, редактировавшего при переизданиях учебник, профессору П. Б. Рязанову «за ряд замечаний по различным разделам учебника». Можно предположить, что детальное сравнение учебников Римского-Корсакова и Чайковского, которое мы публикуем, предшествовало по времени высказыванию замечаний3 Штейнбергу, т. е. тезисы написаны до 1936 г.

В публикуемых кратких тезисах Рязанов только выявляет различия в освещении тех или иных разделов гармонии Чайковским и Римским-Корсаковым, почти не отмечая, как то или иное положение авторов соотносится с их собственной творческой практикой. Это сравнение педагогических и творческих установок, но только в отношении Римского-Корсакова, мы

видим в другом докладе Рязанова (или сообщении, как называет его сам автор), рукописный вариант которого был записан 15 мая 1939 г. (по-видимому, в Тбилиси) под заглавием «Композиционно-технические ресурсы Римского-Корсакова в свете его музыкально-педагогических воззрений»4. Здесь Рязанов пишет: «Было бы неправильно отождествление музыкально-педагогических воззрений Римского-Корсакова со всем многообразием его личного творческого опыта. Попытки такого отождествления делались и делаются, и они могут быть объяснены лишь недостаточным знанием материала музыкальных произведений Римского-Корсакова... Творческий опыт Корсакова значительно шире и многообразнее того, что изложено им в его учебных курсах»5.

Далее Рязанов говорит, что «в той степени, в какой элементы западноевропейской техники гармонического письма были усвоены в свое время Глинкой и следующими поколениями русских композиторов, эти элементы в систематизированном виде нашли свое полное отражение в практическом учебнике гармонии Корсакова. В той степени, в какой в творчестве Глинки и последующих ближайших поколений русских композиторов сложились элементы техники гармонического письма, вытекающего непосредственно из особенностей русской народной музыки, элементы эти оказались сознательно обойденными Корсаковым в качестве материала для учебной работы»6. Об этом же, но более лаконично упоминается в публикуемых ниже тезисах (п. 9). О фактическом противоречии указания Чайковского в его учебнике по поводу бедности в гармоническом отношении минора собственной композиторской практике Рязанов касается намеком (п. 16 тезисов).

Примечания

1 Лич. арх. П. Б. Рязанова. Ед. хр. 128. Л. 56-59.

2 Можно с уверенностью считать, что при работе над публикуемыми тезисами Рязанов использовал именно это издание (об этом свидетельствует содержание помет на полях учебника).

3 Сами замечания пока в архиве Рязанова не обнаружены.

4 Этот доклад с другим названием в сокращенном виде был опубликован в редакции Ф. А. Рубцова после смерти автора: Рязанов П. Б. О соотношении педагогических воззрений и композиционно-технических ресурсов Н. А. Римского-Корсакова // Н. А. Римский-Корсаков и образование / ред. С. Л. Гинзбург. Л.: Музгиз. 1959.

5 Цит. по автогр.: Лич. арх. П. Б. Рязанова. Ед. хр. 287. Л.1-2.

6 Там же. Л. 7-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.