1Т.С. Кутаренкова
П.Б. СТРУВЕ - РЕДАКТОР ГАЗЕТЫ «ВОЗРОЖДЕНИЕ»
В статье анализируется значение газеты «Возрождение» в общественно-политической жизни русской эмиграции во Франции в 20-е годы ХХ в., идейно-политическая концепция П.Б. Струве, представленная на страницах газеты, роль П.Б. Струве в русской журналистике Франции 20-х годов.
Ключевые слова: русская эмиграция, Франция, журналистика, легальный марксизм, либеральный консерватизм, непредрешенчество, Российский зарубежный съезд.
Петр Бернгардович Струве вошел в историю как личность необычайно разносторонняя. Историк, экономист, философ, правовед, политический деятель, он также был и талантливым журналистом, редактором периодических изданий.
П.Б. Струве родился в 1870 г. в Перми в семье пермского губернатора. В 1892 г. учился в университете Граца (Австрия). В 1895 г. окончил юридический факультет Петербургского университета, где впоследствии преподавал. В 90-е годы ушел в политику, был одним из лидеров легального марксизма, участвовал в написании манифеста РСДРП, в 1896 г. был участником Лондонского конгресса II Интернационала1.
Струве - автор и один из редакторов сборников «Проблемы идеализма» (1901), «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918). Редактировал журналы «Освобождение» (1902-1905), «Полярная звезда» (1905-1906), «Русская мысль» (1906-1917). В 1906 г. вступил в партию кадетов, в 1915 г. вышел из нее. Революция 1905 г. убедила Струве в том, что деятельность революционных партий неминуемо приведет Россию к катастрофе2.
© Кутаренкова Т.С., 2011
В годы Гражданской войны Струве участвовал в организации Белого движения, был членом Особого совещания при Деникине. В правительстве Врангеля в Крыму возглавлял Управление внешних сношений3. Осенью 1920 г., за месяц до эвакуации врангелевских войск из Крыма, Струве эмигрировал из России4. В 1921-1923 гг. он редактировал литературно-политический журнал «Русская мысль», издававшийся в Праге и Софии5. Переехав в Париж, он получил предложение от нефтепромышленника А.О. Гукасова создать газету «Возрождение», которую возглавлял в 1925-1927 гг. При Струве «Возрождение» стало одним из крупнейших периодических изданий, выходивших во Франции на русском языке в 20-е годы. Затем Струве редактировал газеты «Россия» и «Россия и славянство». В 1941 г. он был арестован гестапо и отправлен в тюрьму Граца, но уже через несколько месяцев освобожден. Скончался Струве во Франции в 1944 г.6
Деятельность Струве в эмиграции получала крайне неоднозначную оценку общественности: его не принимали ни крайне левые, ни крайне правые. Первые называли его монархистом и реакционером, вторые обвиняли в «левизне».
Русская журналистика во Франции в 20-30-е годы ХХ в. представляла собой систему разных типов изданий. Ее общей идейной направленностью было враждебное и непримиримое отношение к большевизму. Но само эмигрантское сообщество было неоднородным: русские во Франции были сторонниками разных политических взглядов. Столь же неоднородной была и пресса, включавшая группы изданий, представлявшие различные политические направления.
«Возрождение» возникло в тот исторический момент, когда эмигрантское сообщество становилось все более разобщенным7. Проект русской газеты «патриотического» направления, которая, как задумывалось, сможет конкурировать с популярной в эмиграции газетой «Последние новости», был составной частью политического плана великого князя Николая Николаевича и генерала А.П. Кутепова, направленного на сплочение эмигрантов для активной борьбы с большевистским режимом. Газета была задумана как умеренно-консервативный печатный орган, объединяющий на основе идей Белого движения все активные силы русского зарубежья и противостоящий, по утверждению создателей газеты, «беспринципности либерального крыла эмиграции»8.
Само название газеты было символичным и отражало специфику мировоззрения русских людей за рубежом, в основе которого лежала идея не просто реставрации, а именно возрождения подлинной России9. По настоянию Гукасова, в подзаголовок газеты было вынесено: «Печатный орган русской национальной мысли».
Свою основную задачу «Возрождение» формулировало следующим образом: идейная борьба с большевизмом и объединение политической эмиграции для создания единого вооруженного фронта Русского зарубежья, способного выступить против Советской России. Сотрудник газеты Г. Мейер писал: «Эмиграция жаждала тогда ведущей умственной силы, политической честности и дальновидности, отражения в слове своей любви к России, к ее историческому и культурному прошлому. Нужна была большая ежедневная газета, политическая и одновременно историософская и лите-ратурная»10.
В 1922 г. в кругах русских эмигрантов-монархистов начался разброд: рядом с великим князем Николаем Николаевичем, которого род Романовых и Высший монархический совет провозгласили наследником российского престола, появился новый претендент на престол - великий князь Кирилл Владимирович. Летом 1922 г. он декларировал, что считает «своей обязанностью возглавить освобождение России в качестве наследника императорского престола»11.
Газета «Возрождение» была основана для оказания поддержки великому князю Николаю Николаевичу и монархическому движению. В первом же номере газеты было опубликовано обращение великого князя к эмиграции, в котором он отрицал, что стремится восстановить абсолютную монархию в России. Самой важной задачей, как подчеркивал великий князь, было «возвратить в Россию мир и залечить ее раны»12. Говоря о необходимости объединения русской эмиграции во имя сильной и свободной России, лидером этого процесса авторы «Возрождения» видели только великого князя Николая Николаевича. В статье «Наши задачи», посвященной годовщине начала издания газеты, Струве писал: «Мы сознательно и убежденно приемлем и выдвигаем личный авторитет великого князя. Авторитет чистый и бескорыстный, овеянный и исторической традицией и духом жертвенности. Авторитет не господства, а служения»13.
Двадцатые годы - время ожесточенных споров внутри эмиграции о будущем государственном устройстве России после освобождения от большевиков. Эмигрантская пресса отчаянно спорила о том, что лучше для будущей России: монархия или республика. В ходе полемики Струве объявил, что его печатный орган будет придерживаться «принципа непредрешенчества». Суть этой позиции можно определить так: невозможно предрешить (определить) будущий государственный строй в России, прежде чем она будет освобождена от большевиков. Струве писал о том, что России нужно возрождение, а не реставрация. По его словам, это должно быть
возрождение, проникнутое идеями нации и отечества, свободы и собственности, и в то же время свободное от духа и духов корысти и мести. Струве подчеркивал:
<...> мы стоим непреклонно за установление собственности и предостерегаем от увлечения несбыточными мечтами о восстановлении или реставрации собственностей <...> Сейчас бесплодно вырисовывать те государственные пути, по которым пойдет возрожденная Россия, и тем более нелепо диктовать те формы, в которые выльется ее политическая жизнь. Вот почему у нас нет политических рецептов, а есть ясная и твердая мысль - России нужны: прочно огражденная свобода лица и сильная правительствующая власть14.
И отвечая всем тем, кто обвинял «Возрождение» в непредре-шенчестве и отсутствии начертанной программы, Струве заявил: «Ну, а в самом деле, разве нам недостает "программы" и разве томящаяся под коммунистическим игом Россия только и ждет от нас таковой <...> От нас ждут только одного: силы и действий»15.
Газета осуждала любые революции и утверждала важность принципов преемственности, исторической памяти. При этом руководство издания не разделяло взглядов правой, монархической прессы и отрицало любую возможность в будущем полной реставрации абсолютной монархии. Своей идейно-политической концепцией «Возрождение» называло либеральный консерватизм, который П.Б. Струве определял как неразрывное сочетание охранительных начал, уважения к традиции и идеям свободы и прогресса.
В передовой статье под заглавием «Освобождение и Возрождение», опубликованной в первом номере газеты, Струве писал: «Освободить и освободиться, дабы возродить и возродиться на основах либерализма, понимаемого как "вечная правда человеческой свободы", положенная в основу реформ Екатерины Великой, Александра I и Александра II, и консерватизма, понимаемого как "великая жизненная правда охранительных начал" и "любовная преданность великим началам и великим образцам родной истории"»16. «Прочно огражденная свобода лица и сильная правительствующая власть» на основе «непреложных религиозных начал» - эти идеи Струве, всецело поддержанные такими авторами газеты, как И.А. Ильин, С.С. Ольденбург, А.А. Салтыков и другие, были с одобрением восприняты большей частью эмиграции. Среди русских писателей-эмигрантов эти идеи поддержали И.С. Шмелев, И.А. Бунин, И.Д. Сургучев и многие другие17.
В дореволюционной России же - как писали публицисты «Возрождения» - консерваторы в своем «охранительстве» шли так далеко, что приносили ему в жертву начала личной свободы, а либерализм, считавший консерватизм злейшим врагом, всегда был в тесной связи с социалистическим радикализмом, и это сыграло роковую роль в истории России18. «В стране, в такой мере отравленной социализмом, как Россия, отстаивать либерализм нужно именно в сочетании с консерватизмом», - утверждал Струве19. Эти идеи полностью разделял И.А. Ильин, отмечавший в статье «Кто мы?», что «здоровая, мудрая, спасительная политика всегда консервативна, ибо она охраняет, оберегает, поддерживает все историческое наследие страны. Политика всегда прогрессивна, ибо она совершенствует, видоизменяет, приспособляет и обновляет историческое наследие страны именно ради его поддержания и ограждения»20.
«Возрождение» оказалось единственным изданием, которое заявило о необходимости объединения русской эмиграции вне зависимости от партийной принадлежности. Попыткой воплощения этого намерения стал Зарубежный съезд в 1926 г., организованный именно по инициативе редактора газеты «Возрождение» Струве, выступившего в качестве председателя съезда21.
«Возрождение» стало рупором наиболее непримиримых и активных борцов с большевизмом среди русских эмигрантов. Оно фактически возглавило пропагандистскую кампанию против Советской власти из-за рубежа. Политика газеты была направлена на создание негативного образа Советской власти22.
«Возрождение», конечно же, не могло обойти вниманием появление новых политических режимов в Европе, и прежде всего фашизма, заявившего о своем категорическом неприятии коммунизма. Стоит отметить, что Струве, хотя и отмечал некоторые положительные стороны программы фашизма, тем не менее никогда не доверял его идеологам. В 1927 г. Струве в статье «Фашизм и социализм», приветствуя режим Муссолини за твердое сопротивление большевизму, с осторожностью оговаривается:
Сильные и слабые стороны фашизма связаны с тем, что он сам возник в недрах того направления, которое он в значительной мере отрицает, в недрах социализма, принципиально неотличимого от коммунизма. Это придает фашизму жизненность и подлинность: фашизм вышел из переживания и преодоления социализма. Но этим обуславливается и то, что есть на фашизме как бы еще скорлупа того социалистического яйца, из которого он вылупился, и притом - скорлупа не только словесная, но и идейная. Пожалуй, даже еще больше: скорлупа чувств и настроений23.
Отмечая, что фашизм «лишь в той мере есть явление творческое, движущее вперед, не эпизодическое, в какой и он духовно порывает с социализмом»24, Струве добавлял: «У Муссолини могут быть политические точки соприкосновения с социализмом. Духовно - он не только оторвался, но и решительно противопоставился социализму и его духовным источникам».
Как и многие эмигранты, Струве находил в фашизме «здоровые идейные элементы и здоровые социальные инстинкты» и оценивал его значение прежде всего с позиций борьбы с коммунизмом, который всегда считал враждебным истинной культуре25. Однако уже в 1925 г. Струве критиковал фашизм, «прельстившийся на открытые сношения и связи с коммунистической Москвой»26. В 1927 г. в статье «Пока в Москве сидит советчина...» Струве напишет: «Италия, после того, как она железной рукой вождя Муссолини смела всякую, и в том числе социалистическую, оппозицию против фашистского государства, тоже могла позволить себе дружеские отношения даже с <...> коммунистами далекой России»27.
Сотрудник «Возрождения» Г. Мейер вспоминал, что, рассматривая разные стороны итальянского фашизма, авторы издания указывали на опасность, которая подстерегает это политическое явление из-за его «неоязыческой безрелигиозности, грозящей превратиться в полное, последовательное безбожие»28. С первых дней своего существования газета возлагала всю надежду на испанскую диктатуру, сначала Прима де Ривера, потом генерала Ф. Франко, так как они оба опирались на христианскую церковь29.
«Возрождение» в период редакторства Струве делало ставку на публицистическое осмысление действительности. Это находило отражение и в передовых статьях, и в «Дневнике политика» - постоянной рубрике, которую вел сам Струве, и в «подвальных» обзорах, и в комментариях к материалам эмигрантских и советских газет и журналов. И это давало газете преимущество перед другими органами эмигрантской периодической печати в 20-е годы ХХ в., когда проходили дискуссии о судьбе России, о причинах катаклизма, о ее прошлом, настоящем и будущем. В то время, когда вся русская диаспора жила надеждой на близкий крах большевистского режима и, следовательно, на скорое возвращение на родину, в эмигрантской среде возникает так называемый активизм - желание действовать во имя этой развязки, во имя возвращения к утраченной России30.
Большое значение для развития идей Струве и журналистов «Возрождения» имела полемика с другими печатными изданиями, в первую очередь - с газетой «Последние новости», занимавшей противоположную позицию по многим вопросам.
В 1927 г. Струве покинул пост редактора «Возрождения». Некоторые исследователи считают, что основная причина произошедшего - в провале Зарубежного съезда 1926 г., а также в непопулярности идей либерального консерватизма в эмигрантской среде. Все это вело к сокращению количества читателей и потере прибыли, получаемой от реализации издания31. Гукасов понимал, что в обстановке эмигрантской разобщенности и склоки выгоднее было иметь четко оформленное правое направление, чтобы удерживать постоянного правого читателя. Струве никогда не был подлинно «правым», хотя и оставался близок к этому политическому полюсу русской эмиграции. В основе конфликта Струве и Гукасова лежало нежелание главного редактора изменить политическую линию газеты в угоду ее владельцу. Стремясь поправить положение дел, Гукасов начал брать на работу более лояльных сотрудников, одновременно ограничивая полномочия Струве32.
Хотя согласно договору от 11 мая 1925 г. с владельцем газеты Струве обладал независимостью в кадровых вопросах, Гукасов единолично назначил вторым редактором Ю.Ф. Семенова, который с первых дней работы стремился стать первым лицом в газете. Постепенно газета, созданная Струве, перешла в руки его заместите-ля33. Гукасов предложил бывшему главному редактору выплачивать жалованье в полном объеме в течение года при условии, что тот будет молчать об обстоятельствах ухода. Но Струве не пошел на унизительное для него соглашение34.
Шестнадцатого августа 1927 г. Гукасов подписал приказ об увольнении Струве. В последний раз к читателям «Возрождения» Струве попытался обратиться 18 августа 1927 г. с письмом, в котором он сообщал о том, что более не является редактором газеты. К письму прилагалось заявление еще двадцати сотрудников о том, что они покидают редакцию вместе со Струве - среди них были И.А. Ильин, С.С. Ольденбург, В.В. Шульгин и другие. Это заявление поддержали постоянные авторы «Возрождения» - такие, как И.А. Бунин, А.Д. Билимович, барон Б.Э. Нольдэ. Однако Гукасов запретил публиковать письмо на страницах своей газеты. Обращение Струве русские эмигранты смогли прочитать только на страницах газеты «Последние новости», решившей напечатать письмо своего некогда главного оппонента35. Сам Гукасов в обращении к читателям «Возрождения» выразил сожаление по поводу ухода Струве и, хотя ничего не сказал об подлинных обстоятельствах дела, дал понять, что произошло это исключительно по вине бывшего главного редактора36.
Вместе со Струве «Возрождение» покинуло 23 штатных и внештатных сотрудника37. Как писал сотрудник «Последних ново-
стей» журналист И.П. Демидов, «со Струве ушли все, кто с ним сработался»38. Демидов вспоминал, что в первые дни Ю.Ф. Семенов был в растерянности и готов был предложить работу в редакции любому, кто взялся бы за нее: ведь не осталось никого из числа газетного технического персонала, ни одного известного журналиста как в общем, так и в специальных отделах - особенно это стало заметно на примере публицистического отдела. Даже еженедельный обзор написать стало некому39.
После ухода из «Возрождения» Струве основал газету «Россия», которая многим читателям напоминала его предыдущее издание. Но если в «Возрождении» на первый план выдвигались вопросы политические, то в новой газете задачи национально-культурные считались приоритетными40. «Россия» стала попыткой Струве продолжить редакционную политику «Возрождения», развить вопросы «возрожденчества» - и прежде всего деятельность, целью которой стало бы объединение эмиграции, точнее, надпартийное объединение на основе либерально-консервативной концепции41.
П.Б. Струве занимал пост редактора газеты «Возрождение» всего два года. Но за это время он сумел сформировать основы идейно-политической идеологии газеты, определив те принципы, которые оставались незыблемыми до последних дней существования издания.
Примечания
1 Политическая история русской эмиграции. 1920-1940 гг.: Документы и материалы / Под. ред. А.Ф. Киселева. М.: ВЛАДОС, 1999. С. 762.
2 Суомела Ю. Идейно-политические взгляды русской эмиграции на страницах русской европейской прессы в 1918-1940 гг. СПб.: Издательский дом «Коло», 2004. С. 217.
3 Политическая история русской эмиграции. 1920-1940 гг.: Документы и материалы. С. 762.
4 Пайпс Р. Струве: правый либерал, 1905-1944. М.: Московская школа политических исследований, 2001. Т. 2. С. 576.
5 Журналистика русского зарубежья Х1Х-ХХ веков: Учеб. пособие / Под ред. Г.В. Жиркова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. С. 229.
6 Пайпс Р. Струве: правый либерал, 1905-1944. Т. 2. С. 579-580.
7 Мейер Г. «Возрождение» и Белая идея // Мейер Г. У истоков революции. Франкфурт-на-Майне: Посев, 1971. С. 121-242.
8 Литературная энциклопедия русского зарубежья. 1918-1940: В 2 т. Т. 2: Периодика и литературные центры. М.: РОССПЭН, 2000. С. 64.
9 Там же.
10 Мейер Г. Указ. соч. С. 121-242.
11 Суомела Ю. Идейно-политические взгляды русской эмиграции на страницах русской европейской прессы в 1918-1940 гг. СПб.: Издательский дом «Коло», 2004. С. 217.
12 Там же. С. 216-217.
13 Струве П.Б. Наши идеи // Возрождение. 1926. 3 июня. С. 1.
14 Там же.
15 Струве П.Б. О «зубрах» и «интеллигенции»: О великом князе и армии // Возрождение. 1925. 25 июля. С. 1.
16 Струве П.Б. Освобождение и Возрождение // Возрождение. 1925. 3 июня. С. 1.
17 Литературная энциклопедия русского зарубежья. 1918-1940: В 2 т. Т. 2. С. 65.
18 Балуев Б.П. Споры о судьбе России в эмигрантской публицистике 20-х годов: (Противостояние двух центров) // История и историки. 2003. Историографический вестник. М.: Наука, 2003. С. 3-32.
19 Струве П.Б. Дневник политика // Возрождение. 1925. 10 июня. С. 1.
20 Ильин И.А. Кто мы? // Возрождение. 1925. 4 июня. С. 1.
21 Шкаренков Л.К. Агония белой эмиграции. М.: Мысль, 1986. С. 104.
22 Ольденбург С.С. Существо коммунистической власти // Возрождение. 1926. 6 апр. С. 1.
23 Струве П.Б. Фашизм и социализм // Возрождение. 1927. 15 апр. С. 1.
24 Там же.
25 Омельченко Н.А. В поисках России: общественно-политическая мысль русского зарубежья о революции 1917 г., большевизме и будущих судьбах российской государственности (историко-политический анализ). СПб.: Изд-во РХГИ, 1996. С. 487.
26 Струве П.Б. Необходимое сосредоточение охранительных сил // Возрождение. 1925. 25 дек. С. 1.
27 Струве П.Б. Пока в Москве сидит советчина... // Возрождение. 1927. 26 мая. С. 1.
28 Мейер Г. Указ соч. С. 121-242.
29 Там же.
30 Балуев Б.П. Указ. соч. С. 3-32.
31 Суптело А.В. Идейная борьба в либерально-буржуазной эмиграции по вопросам политического объединения Русского зарубежья (1920-1930 годы): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Омск: Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 1998. С. 21.
32 Яковлева Т.А. Пути Возрождения. Идеи и судьбы эмигрантской печати П.Б. Струве, П.Н. Милюкова и А.Ф. Керенского. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1996. С. 116.
33 Там же.
34 Франк СЛ. Биография П.Б. Струве. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1956. С. 145.
35 Струве П.Б. Дневник политика. М.: Русский путь; Париж: YMCA-Pгess, 2004. С. 313.
36 Гукасов А.О. Обращение к читателям // Возрождение. 1927. 17 авг. С. 1.
37 Струве П.Б. Дневник политика. С. 313.
38 Балуев Б.П. Указ соч. С. 3-32.
39 Там же.
40 Суптело А.В. Указ соч. С. 22.
41 Яковлева Т.А. Указ. соч. С. 132.