8. Дадобоева М.Х., Кузиева Н.М. Некоторые вопросы фонетики в процессе обучения арабскому языку. // Актуальные исследования. 2022. № 16(95). С.78-81.
9. Кузиев М.А., Кузиева Н.М. Родоначальники педагогических идей и мысли таджикского народа. Межвузовский международный конгресс. Высшая школа: Научные исследования. Москва: Инфинити, 2021. - С. 36-41.
10. Кузиева Н.М. Труд является правом и обязанностью каждого трудоспособного человека. // Cognitio Rerum. 2022. № 12. С.111-114.
11. Макаренко А.С. Книга для родителей. - Киев: Рад. шк., 1987. - 382 с.
12. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. -М.: Просвещение, 1978 - 397 с.
13. Пистрак М.М. Очерки политехнической школы переходного периода. - М.: Работник просвещения, 1929. - 179 с.
14. Рахмонова Д.З., Кузиева Н.М. Теоретические основы активизации учебнопознавательной деятельности учащихся начальных классов. // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. 2018. № 3(56). С.224-228.
15. Рашидова Д.А., Ашрапов Б.П. Вклад лидера нации Эмомали Рахмона во внедрение программы иностранных языков // Вестник Педагогического университета. 2022. № 3(98). С.75-79.
16. Столетов В.Н. Становление личности. - М.: Мысль, 1987 - 334 с.
17. Чернышенко И.Д. Трудовое воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1981. - 191 с.
© Кузиева Н.М., 2022
Пахомова Дарья Александровна
ФГБОУ ВО Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Научный руководитель: Акчулпанова Альфия Ануровна
ФГБОУ ВО Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
г. Уфа, РФ
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ СРЕДСТВАМИ ИКТ
Аннотация
Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение.
Ключевые слова Чтение, книга, детство, мультфильмы, ИКТ
Pakhomova Darya Alexandrovna
Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmulla Scientific supervisor: Akchulpanova Alfiya Anurovna
Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmulla
Ufa, Russia
FAMILIARIZATION OF PRESCHOOLERS WITH FICTION BY MEANS OF ICT
Abstract
The urgent problem of modern society is the introduction of children to reading. It's no secret that already at preschool age, many kids prefer watching cartoons and computer games to listening to fairy tales. Naturally, in school it will be difficult for such a child to love reading.
Keywords
Reading, book, childhood, cartoons, ICT
Мир каждой исторической эпохи является естественным и органичным для развивающихся в этот период детей. Наш век - век компьютеров. ИКТ - информационно-коммуникационные технологии - уверено входят в жизнь дошкольных учреждений.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. Большинство современных дошкольников рождаются в семьях, в которых уже есть компьютер и они пользуются им каждый день. А начав знакомиться с окружающим миром и осваивать его, ребенок уже в раннем детстве знакомится с компьютером и воспринимает его как неотъемлемую часть окружающей среды. Не все педагоги умеют правильно использовать информационно-коммуникационные технологии в дошкольном учреждении для развития и воспитания детей. Понимая всю сложность и многогранность этой проблемы, можно предположить, что использование компьютеров на занятиях с детьми дошкольного возраста при соблюдении методических рекомендаций, разработанных с учетом возрастных и психологических особенностей детей, в совокупности с гигиеническими нормативами, поможет подготовить ребенок для жизни в современном информационном обществе. И, как всегда, организация познавательного процесса зависит, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога.
Ребенок дошкольного возраста - любознательная, думающая, наблюдающая, экспериментирующая личность. Познавая мир, исследуя его, ребенок делает массу открытий и изобретений, проявляя интерес к разным областям окружающей действительности. При проведении занятий можно использовать различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большой потенциал. Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание и познавательный интерес.
Возможности ИКТ помогают увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Возникает вопрос - как использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе ознакомления дошкольников с детской литературой?
Итак, наглядные методы используются для ознакомления дошкольников с художественной литературой с помощью ИКТ.
Диафильмы - незаслуженно забытый вид искусства. Здесь стоит говорить об интеграции с ООО «Художественно-эстетическое развитие», так как фильмы создавались мастерами - художниками высочайшего класса. Для некоторых произведений искусства разными художниками было создано несколько фильмов, поэтому детям можно показывать фильмы с точки зрения изобразительного
искусства. Диафильмы - это не яркий маленький экран, мультимедийные технологии позволяют выводить изображение на большой экран, где ребенок может рассмотреть картинку в деталях. Некоторые диафильмы, отредактированные и озвученные. В приоритете диафильма большие, очень художественные иллюстрации практически к каждой строчке произведения. Преподаватель сам контролирует процесс, читает текст, дает образец выразительности речи, при необходимости может остановиться на любом слайде, обсудить непонятное слово, рассмотреть детали сюжета.
Мультфильмы - любимое всеми искусство. Однако сразу оговорюсь, в работе лучше использовать только русские мультфильмы, советского периода. Потому что они более нравственны, высокохудожественны. Читая некоторые программные произведения, например, «Рассеянный», «Дядя Стёпа» и другие, можно натолкнуться на то, что не все явления, изображенные в произведении, понимаются и воспринимаются детьми с точки зрения малого жизненного опыта, слова, которые не архаичны, но среда маленького города, в которой мы живем, не позволяет им получить этот жизненный опыт. А посмотрев мультфильм после прочтения произведения дети понимают не только смысл, но и юмор произведения. И уже сами используют в быту название «рассеянный с улицы бассейной» уже в качестве нарицательного имени в адрес неряшливого ребенка.
Мультфильмы по мотивам сказок - это просто сказки, которыми наслаждаешься сам, а с помощью наглядного образа дети лучше понимают характер героя, запоминают сюжет. Особое внимание хотелось бы обратить на то, что чтение художественной литературы не следует заменять просмотром мультфильмов, а лишь дополнять его. Важно не забывать книгу как источник увлекательных знаний. Общаясь с художественной литературой, дошкольник духовно обогащается. Важно избегать конкуренции. Каждый метод хорош по-своему.
Мультимедийные презентации - это удобный и эффективный способ подачи информации с помощью интерактивных обучающих игр. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение. то есть факторы, способные надолго удерживать внимание ребенка. Каждый дошкольник имеет ряд психологических особенностей: наглядно-образное мышление, непроизвольное внимание к яркому и динамичному, переход от игровой деятельности к учебной, эмоциональная подвижность. Все это создает благоприятные условия для включения мультимедийных технологий в образовательный процесс с использованием произведений искусства.
В современных условиях информационные и коммуникативные технологии (ИКТ) становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современного детского сада.
Повысить мотивацию детей к занятиям и совместной деятельности позволяет использование в коррекционном процессе информационно-коммуникативных технологий. Средства ИКТ должны быть включены в образовательный процесс как «средство поддержки», в рамках традиционных методов системы воспитания и коррекционного образования. Звук, движение, цвет на экране - вот те факторы, которые дольше всего удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным. Таким образом, использование информационных технологий по активному восприятию художественных текстов позволяет вызвать огромный интерес к заданному детей, постоянно поддерживает их положительный эмоциональный настрой, стимулирует мыслительную деятельность дошкольников, повышает мотивацию к обучению.
Список использованной литературы:
1. Баженова, Л.М. Чем фильм отличается от книги? [Текст] / Л.М. Баженова. - 2004. - №2. - с. 81-87
2. Дроговцова, Н.О. Мультипликационные фильмы как средство развития детей в рамках реализации инновационного проекта [Текст] / Н.О. Дроговцова. - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - 79 с.
3. Казакова Р.Г. Смотрим и рисуем мультфильмы [Текст] / Р.Г. Казакова, Ж.В. Мацкевич. - М.: ТЦ Сфера,
2013. - 128 с.
4. Куликовская, И.Э. Информационно -компьютерные технологии в деятельности дошкольной образовательной организации [Текст] / И.Э. Куликовская, И.А. Панов. - 2015. - с.41-47
5. Куниченко, О.В. Возможности мультипликационного фильма в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.В. Куниченко. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина,
2014. - с. 153-158
© Пахомова Д.А., 2022