Научная статья на тему 'ОЖИЖЕННЫЙ ЛИГНИН КАК КОМПОНЕНТ МОТОРНОГО ТОПЛИВА'

ОЖИЖЕННЫЙ ЛИГНИН КАК КОМПОНЕНТ МОТОРНОГО ТОПЛИВА Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
89
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИДРОТРОПНЫЙ ЛИГНИН / ЩЕЛОЧНОЙ ЛИГНИН / АЦЕТОНЛИГНИН / ДЕПОЛИМЕРИЗАЦИЯ / ОЖИЖЕНИЕ / ОКТАНОВОЕ ЧИСЛО

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Казанцев Игорь Владимирович, Ильясов Сергей Гаврилович

Проведена деполимеризация гидротропного лигнина, щелочного лигнина и ацетонлигнина в этаноле в сверхкритических условиях. Найдены оптимальные технологические параметры ожижения лигнинов, обеспечивающие максимальный выход жидкой фракции. Проведен сравнительный анализ влияния продуктов ожижения лигнинов на октановое число моторного топлива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Казанцев Игорь Владимирович, Ильясов Сергей Гаврилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЖИЖЕННЫЙ ЛИГНИН КАК КОМПОНЕНТ МОТОРНОГО ТОПЛИВА»

УДК 662.7

ОЖИЖЕННЫИ ЛИГНИН КАК КОМПОНЕНТ МОТОРНОГО ТОПЛИВА

И.В. Казанцев, С.Г. Ильясов

Проведена деполимеризация гидротропного лигнина, щелочного лигнина и ацетонлиг-нина в этаноле в сверхкритических условиях. Найдены оптимальные технологические параметры ожижения лигнинов, обеспечивающие максимальный выход жидкой фракции. Проведен сравнительный анализ влияния продуктов ожижения лигнинов на октановое число моторного топлива.

Ключевые слова: гидротропный лигнин, щелочной лигнин, ацетонлигнин, деполимеризация, ожижение, октановое число.

ВВЕДЕНИЕ

Россия обладает огромным природным запасом возобновляемого растительного сырья, что создает предпосылки для создания комплексной технологии переработки растительной биомассы с целью получения широкого спектра веществ и материалов. Одним из направлений таких работ является создание как функциональных добавок для жидких моторных топлив, так и сами топлива. Традиционный метод переработки древесины - это пиролиз, при этом образуются как жидкие компоненты, так газообразные и твердые вещества. Древесина, как и другие виды растительного сырья, состоит из трех основных компонентов, которые разлагаются при различных температурах. При пиролизе геми-целлюлозы разлагаются в интервале температур 200-260 °С, целлюлозы 240-350 °С, лигнин 280-500 °С [1]. Нами в качестве сырья для деполимеризации был взят лигнин, полученный из лигноцеллюлозного материала (мискантуса китайского) [2]. Лигнин рассматривается как сырье для создания жидких моторных топлив [3]. Ранее нами показано, что ацетонлигнин [4, 5] является удобным объектом для изучения деполимеризации в сверхкритических условиях в средах низкомолекулярных спиртов [6, 7]. Продукты деструкции могут представлять интерес в качестве компонентов жидких моторных топлив, так как в их структуре содержатся потенциальные энергетические элементы - фенилпропано-вые единицы. Показано достижение высокого выхода ожиженной фракции при деструкции ацетонлигнина в среде этанола с применением катализатора.

Целью данной работы является отработка оптимальных технологических параметров деструкции в сверхкритических условиях гидротропного [8], щелочного лигнина, ацетонлигнина с получением максимального

выхода ожиженной фракции. Сравнительный анализ влияния ожиженной фракции различных лигнинов на октановое число моторного топлива.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Октановое число моторного топлива определено на Анализаторе качества нефтепродуктов SHATOX SX-300, диапазон измеряемых октановых чисел 40-135, предел допускаемой основной погрешности 0,5, время измерения 1-5 с. Лигнин получен по методам [2, 5, 8]. Растворители: спирт этиловый ректифицированный из пищевого сырья ГОСТ 5962-2013 сорт «люкс»; Толуол, ХЧ, АО «Вектон», Оксид железа Fe2O3, 3-4 нм, 237,9 м2/г Mach I Inc.

Методика ожижения лигнина

Навеску лигнина смешивали с катализатором 0,1 г (Fe2O3, размер частиц 3-4 нм) и добавляли этанол 50 мл. Полученную смесь загружали в автоклав. Автоклав помещали в песчаную баню, включали нагрев и по достижении необходимой температуры выдерживали заданное время. По окончании выдержки автоклав охлаждали, реакционную смесь отфильтровывали, фильтрат испаряли на ротационном испарителе. Остаток сушили под вакуумом 1 ч при 75 °С. Получившийся продукт представлял собой смолообразное вещество. Затем к продукту добавляли толуол и перемешивали 10 мин, после чего отфильтровывали не растворившийся осадок. Раствор толуола отгоняли на ротационном испарителе досуха и вакуумировали 1 ч. Получали черно-коричневую вязкую массу с сильным запахом горелого дерева.

Методика определения влияния ожи-женного лигнина на октановое число

При помощи мерного цилиндра в колбу наливали 100 мл бензина и пипеткой добав-

ляли соответствующие количество раствора ожиженного лигнина в толуоле, раствор перемешивали в течение 5 мин и наливали в измерительную ячейку для измерения октанового числа.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

В качестве катализатора нами использовался нанодисперсный оксид железа (III) с размером частиц 3^4 нм показавший высокий выход ожиженной фракции [6], в качестве среды использовался этиловый спирт как дешевый, доступный и малотоксичный растворитель.

На первоначальном этапе наших исследований изучалась наиболее оптимальная температура проведения процесса деполимеризации лигнинов. Наибольший выход ожиженной фракции как и ожидалось достигается при температуре 300 °С в не зависимости от вида использованного лигнина. При этом температура ниже 200 °С практически не позволяет получить продукт растворимый в толуоле (рисунок 1).

При изучении выхода ожиженного лигнина в зависимости от соотношения этанол/лигнин (рисунок 2) показало, что оптимальное массовое соотношение для гидро-тропного лигнина составляет ~8/1, для щелочного лигнина 20/1, для ацетонлигнина 6/1, что видимо связано с растворимость лигнинов.

Ей

о —

4 9 14 19

Соотношение этанол/лигнин

Рисунок 2 - Зависимость выхода ожиженного лигнина от соотношения этанол/лигнин

Рисунок 1 - Зависимость выхода ожиженного лигнина от температуры

Температуры выше 300 °С способствуют увеличению выхода ожиженной фракции, но нами не применялись, так как аппаратно будут трудно достижимы для автоклавов большого объема и потребуют специального оборудования. При деполимеризации в автоклаве с температурой 250 °С образуется до 40^60 % продукта растворимого в этаноле, но после отгонки это твердый продукт, только 4^10 % растворимо в толуоле и представляет собой жидкую фракцию. Процесс проводимый при температуре 300 °С сопровождается достижением давления в автоклаве ~18^20 МПа и характеризуется наибольшим выходом ожиженной фракции, дальнейшие исследования проводились при данной температуре.

Рисунок 3 - Зависимость выхода ожиженного лигнина от времени выдержки

При исследовании зависимости выхода ожиженного лигнина от времени выдержки выяснилось, что минимальное время составляет 7^8 ч для гидротропного лигнина, 9^10 ч для щелочного лигнина и 7^8 ч для ацетонлигнина (рисунок 3), при увеличении времени выдержки дальнейшее увеличение выхода не наблюдается.

Для исследования влияния добавки ожиженного лигнина на октановое число моторного топлива использовался Анализатор качества нефтепродуктов БИАТОХ БХ-300. Принцип работы прибора заключается в определении детонационной стойкости бензинов на основании измерения их диэлектрической проницаемости и удельного объемного сопротивления. Полученный ожиженный лигнин для добавления в бензин предварительно растворялся в толуоле. Концентрация ПОЛЗУНОВСКИЙ ВЕСТНИК № 4 Т. 1 2016

ОЖИЖЕННЫЙ ЛИГНИН КАК КОМПОНЕНТ МОТОРНОГО ТОПЛИВА

ожиженного лигнина в толуоле составила 10 %. Параллельно проводились эксперименты по добавлению чистого толуола в бензин для оценки и сравнения вклада ожиженного лигнина в повышение октанового числа моторного топлива. На диаграммах приведенных, на рисунках 5, 6, 7 приведены кривые как бензин с толуолом (RON 0, MON 0), так и бензин с толуолом и ожиженным лигнином (RON, MON), RON - октановое число бензина по исследовательскому методу, MON - октановое число бензина по моторному методу.

Рисунок 4 - Изменение октанового числа бензина АИ80 в зависимости от количества, добавленного ожиженного гидротропного лигнина

При добавлении ожиженной фракции гидротропного лигнина в бензин марки АИ80 (рисунок 4) увеличение октанового числа наблюдается при добавлении свыше 1 % лигнина. Наибольший эффект достигнут при добавлении 1,4 % лигнина, что приводит к повышению октанового числа на 1,3 RON и на 0,3 MON.

Исследуя влияние добавки ожиженного гидротропного лигнина на бензин марки АИ92 (рисунок 5) видно, что увеличение октанового числа наблюдается после добавления более 0,5 % лигнина и достигает максимума при добавлении 2 %, происходит увеличение на 2,0 RON и на 1,4 MON.

Таким образом, ожиженный гидротроп-ный лигнин оказывает большее влияния на октановое число более высокооктанового бензина. Добавлением раствора ожиженного гидротропного лигнина в толуоле к бензину марки АИ92 удается повысить октановое число до 95-96 RON.

—•—

-RON -MON RON 0 -MONO

0,5 1 1,5

Содержание ожиженного лигнина, %

Рисунок 5 - Изменение октанового числа бензина АИ92 в зависимости от количества, добавленного ожиженного гидротропного лигнина

Аналогично наблюдается заметное влияние ожиженного щелочного лигнина на октановое число бензина марки АИ92 (рисунок 6).

Рисунок 6 - Изменение октанового числа бензина АИ92 в зависимости от количества, добавленного ожиженного щелочного лигнина

Увеличение октанового числа наблюдается после добавления более 0,5 % ожиженного щелочного лигнина в толуоле и достигает максимума при добавлении 2 %. Максимальное увеличение октанового числа достигает на 2,4 RON и 1,5 MON.

Раствор ожиженного ацетонлигнина увеличивает октановое число бензина марки АИ92 при добавлении более 0,5 % лигнина и достигает максимума при добавлении 1,8 %, происходит увеличение октанового числа на 2,2 RON и на 1,7 MON (рисунок 7).

О 0,5 1 1,5 2

Содержание ожиженного лигнина, %

Рисунок 7 - Изменение октанового числа бензина АИ92 в зависимости от количества добавленного ожиженного ацетонлигнина

Полученные бензины при добавлении ожиженного лигнина приобретают темно-коричневый цвет с характерным запахом жженого дерева. На рисунке 8 представлен образец бензина с добавлением ожиженного лигнина, в сравнении с бензином справа.

Рисунок 8 - Бензин с добавлением ожиженного лигнина

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Найдены оптимальные технологические параметра деполимеризации лигнинов при температуре 300 °С в среде этанола с применением в качестве катализатора нанодис-персного оксида железа (III):

- для гидротропного лигнина время деполимеризации 7-8 ч, соотношение этанол/лигнин 8/1, выход ожиженной фракции составляет 53 %;

- для щелочного лигнина время деполимеризации 9-10 ч, соотношение этанол/лигнин 20/1, выход ожиженной фракции составляет 43 %;

- для ацетонлигнина время деполимеризации 7-8 ч, соотношение этанол/лигнин 6/1, выход ожиженной фракции составляет 69 %;

Добавка ожиженной фракции ацетонлиг-нина к бензинам повышает октановое число в среднем на две единицы, при этом оказывает большее влияние на высокооктановый бензин.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кузнецов, Б. Н. Получение жидких топлив и их компонентов из древесной биомассы / Б. Н. Кузнецов // Рос. хим. журн. - 2003. - T. XLVII, № 6. - С. 83.

2. Шумный, В. К. Новая форма Мискантуса китайского (Веерника китайского Miscanthus sinensis -Anders) как перспективный источник целлюлозо-содержащего сырья / В. К. Шумный, и др. // Информационный вестник ВОГиС. - 2010. - Т. 14, № 1 - С. 122-126.

3. Bridgwater, A. V. Biomass pyrolysis liquids upgrading and utilization / A. V. Bridgwater, G. Grassi. -London : Elsevier applied science, 1990. - 377 p.

4. Il'yasov, S. G. Extraction products from miscanthus var / S. G. Il'yasov, V. A. Cherkashin, G. A. Sako-vich, D. A. Parkhomenko // "Saranovskii" - Chemical Papers 69 (II). - 2015. - P. 1445-1453.

5 Ильясов, С. Г. Получение ацетонлигнина из гидротропного лигнина / С. Г. Ильясов, В. А. Чер-кашин, Г. В. Сакович, Д. А. Пархоменко // Ползу-новский вестник. - 2013. - № 3. - С. 154-158.

6. Ильясов, С. Г. Деполимеризация ацетон-лигнина в этаноле / С. Г. Ильясов, В. А. Черка-шин // Южно-Сибирский научный вестник. - 2014. -№ 4. - С. 18-20.

7. Ильясов, С. Г. Деполимеризация лигнина гидротермальным методом / С. Г. Ильясов, В. А. Чер-кашин, Г. В. Сакович // Химия растительного сырья. - 2013. - № 4 - С. 21-27.

8. Митрофанов, Р. Ю. Гидротропный метод получения целлюлозы из мискантуса / Р. Ю. Митрофанов, В. В. Будаева, М. Н. Денисова, Г. В. Сакович // Химия растительного сырья. - 2011. - № 1 -С. 25-32.

Казанцев Игорь Владимирович, научный сотрудник лаборатории синтеза высокоэнергетических соединений, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем химико-энергетических технологий Сибирского отделения Российской академии наук (ИПХЭТ СО РАН), e-mail: [email protected], тел.: (3854) 30-64-89.

Ильясов Сергей Гаврилович, доктор химических наук, доцент, заместитель директора по научной работе, заведующий лаборатории синтеза высокоэнергетических соединений, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем химико-энергетических технологий Сибирского отделения Российской академии наук (ИПХЭТ СО РАН), e-mail: [email protected], тел.: (3854) 30-59-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.