достижения цели. Поэтому водителей необходимо обучать умениям рассматривать и анализировать наблюдаемое, извлекать из него необходимую информацию.
Во время повышения квалификации водителей по 20 часовой программе, мы расширили тему «Дорожно-транспортные происшествия и виды ответственности» тем, что рассмотрели повышение общей юридической грамотности водителей. В нее включили права и обязанности водителя с точки зрения нормативных документов. Ввели в содержание занятий алгоритмы действия водителя при ДТП, различных технических неполадках автомобиля в процессе движении. При изучении алгоритмов действий водителя был использован проблемный методы обучения. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создавали в мышлении обучающихся такую проблемную ситуацию, для выхода из которой им не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике.
Одной из главных задач повышения БДД является обучение взаимодействию водителя в транспортном потоке. Для наиболее лучшего восприятия данной темы мы использовали метод кейс-стади. Описав реальную ситуаций на дороге, обучающиеся ее анализировали, разбирались в сути проблемы, предлагали возможные решения.
На контрольном этапе исследования мы анализировали статистику нарушений правил дорожного движения и дорожно-транспортных происшествий. За период с 01.01.2015 по 31.06.2015 г. ДТП с участием водителей предприятия не зафиксировано. Количество нарушений также снизилось, и составило 5 нарушений правил дорожного движения.
Для выявления знаний ПДД мы провели анкетирование, его результаты: 0% низкий уровень, 42% средний уровень, 58% высокий уровень знаний. Также для определения уровня знаний по управлению автомобилем мы провели тест на тему «Алгоритм действий водителя в сложных дорожных ситуациях», и выяснили:
- у 7% водителей предприятия низкий уровень знаний;
- у 28% водителей предприятия средний уровень знаний;
- у 65% водителей предприятия высокий уровень знаний.
Таким образом, можно сделать вывод, что внесение изменений в программу повышение квалификации водителей, внедрение новой тематики инструктажей, использование различных методов обучения, в том числе активных, дали положительные результаты обучения водителей, что способствует повышению безопасности дорожного движения.
УДК 378.037.1
И.И. Молодцова, Т.А. Брусник г. Шадринск
Оздоровительный Фитнес в системе физвоспитания Вуза
В статье рассмотрена возможность применения оздоровительных видов фитнеса на практических занятиях по физвоспитанию в Вузе в разных частях занятия.
Фитнес, физвоспитание, здоровье.
1.1. Molodtsova, T. A. Brusnik Shadrinsk
Health Fitness in the University College of Physical Education
In the article the possibility of application of health types of fitness for practical training in physical education at the University in different parts of the lesson.
Keywords: fitness, visuospatials, health.
В современном мире становится определяющей роль образования как фактора сохранения и укрепления здоровья. Сохранение и укрепление здоровья взаимосвязано с развитием физической культуры личности, которая является предпосылкой эффективной учебно-профессиональной деятельности, показателем профессиональной культуры будущего специалиста, его саморазвитием и самосовершенствованием.
Требования и запросы в сфере физической культуры определяют развитие и распространение инноваций. Это в свою очередь ведет к поиску и применению на занятиях по физической культуре новых форм и методик.
Слово «фитнес» в переводе с английского « to be fit for » означает быть пригодным к чему-либо, бодрым, здоровым. Как утверждает В.Е. Борикевич [1, с.45-49], по своему целевому назначению «фитнес» ближе к общепринятому у нас в стране понятию «физическая культура».
А такие известные и хорошо зарекомендовавшие себя виды и формы гимнастики как атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика, аэробика, шейпинг, система «Пилатес», стретчинг, йога, калланетика и другие являются так же и формами фитнеса, что в свою очередь дает возможность выразиться о применении фитнес технологий на занятиях по физической культуре со студентами Вузов. Применение фитнеса в системе физической культуры нашей страны хорошо обосновано в статье Е.Г. Сайкиной в журнале «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Применение фитнес-технологий на занятиях по физической культуре очень хорошо использовать с целью повышения положительной мотивации студенток, это нашло отражение в статье Н.С. Николаевой «Применение фитнес-технологий на уроках физической культуры для повышения положительной мотивации к уроку у студенток». В свою очередь мотивацией является сохранение и укрепление здоровья, формирование, поддержание и сохранение правильной осанки, улучшение и совершенствование фигуры, что очень актуально для девушек студенческого возраста, снятие напряжения и стресса от учебной деятельности и в жизни, получение положительных эмоций.
Различные виды аэробики, ритмическая гимнастика, стретчинг, йога, пилатес, калланетика, шейпинг в зависимости от решаемых главных и частных задач, находят отражение в той или иной направленности занятий по физической культуре: легкоатлетической, гимнастической, игровой и т.д., они способствуют разнообразию средств в проведении подготовительной, основной и заключительной частей урока. Их элементы способствуют оживлению урока, заинтересованности занимающихся, придают новую эмоциональную окраску.
Применение фитнес - технологий в подготовительной части урока любой направленности, прежде всего, должны отражать специфику данного вида упражнений и способствовать развитию определённых двигательных способностей занимающихся.
В подготовительной части уроков с легкоатлетической направленностью рекомендуется включать упражнения аэробики, приближённые к технике выполняемых в этом виде упражнений, т.е. бега, прыжков, метаний.
На занятиях гимнастики используются упражнения для подвижности суставов, степ-аэробика, упражнения с фитболом, на гимнастических мячах, скип-аэробика, шейпинг, стретчинг, йога, упражнения из пилатеса.
На занятиях спортивных игр в подготовительной части, в зависимости от задач урока, можно применять классическую аэробику с различными перемещениями приставными, скрестными шагами, с внезапными остановками, прыжками, упражнения степ-аэробики на гимнастической скамейке.
На уроках лыжной подготовки, если погодные условия не позволяют выходить на улицу, в зале можно проводить упражнения силовой аэробики: с гантелями, дисками по 2,5-5 кг, с резиновыми бинтами, с набивными мячами, упражнения степ-аэробики на скамейках, если нет степ-досок, классическуюб аэробику, скипп и фолк-аэробику.
Для решения задач основной части урока применяются специально разработанные комплексы упражнений из различных направлений фитнеса (силовые, танцевальные виды аэробики высокой интенсивности, пилатес, стретчинг, степ-аэробика и др.), направленные на развитие силы, выносливости, гибкости, прыгучести и других физических качеств и двигательных способностей, необходимых для реализации задач любой направленности, поставленных на занятии по физической культуре.
В заключительной части занятия для восстановления и снятия напряжения применяются фитнес-технологии: стретчинг, йога под спокойную релаксирующую музыку.
Применение фитнес-технологий на занятиях по физической культуре вызывает положительную мотивацию к занятию, большой интерес и желание заниматься у студенток. Включение в уроки фитнес-технологий удовлетворяет потребности в новизне, в музыкальном сопровождении, что позволяет повысить плотность занятия, где основная часть могла бы проводиться по общепринятой программе.
Также фитнес-технологии активно используются в различных видах физкультурно-оздоровительной работы: это и секционная работа, кружки и показательные выступления на различных мероприятиях.
По наблюдениям и положительным отзывам студенток можно сделать вывод, что фитнес-технологии могут содействовать изменению негативного отношения к урокам физической культуры, они вызывают повышенный интерес занимающихся, а, следовательно, являются действенным средством повышения интереса у студенток к занятиям физической культурой, способствовать сохранению и укреплению здоровья, стремлению к здоровому образу жизни. Все это формирует ответственное и осознанное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих, физической культуре, что в последующем будет передаваться и своим детям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борилкевич, В.Е. Об интеграции понятия «фитнес» / В.Е. Борилкевич // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 2.
2. Карпей, Э. Энциклопедия фитнеса / Эллен Карпней ; пер. с англ. М. Котельниковой. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 368 с.