Оздоровительная ходьба как средство повышения двигательной активности студентов специальной медицинской
группы
Э.Р. МУГАТТАРОВА ДМ НАСИБУЛЛИНА Е.А. САВИЦЕНКО
В современном обществе существует мнение, что здоровье человека является личным делом каждого. Многие люди склонны считать, что здоровье или нездоровье определяют обстоятельства и совершенно не зависят от их воли.
Вопреки данному мнению, здоровье человека не должно рассматриваться как его личное дело. С точки зрения социологии, каждый человек - неотъемлемое звено человеческого общества, и, следовательно, состояние здоровья каждого человека является уже не личной проблемой, а социальной, общественной. О здоровье населения должно заботиться само общество, вовремя принимая действенные меры к его сохранению, укреплению и восстановлению. Ведь здоровье человека лишь в определенной степени зависимо от наследственности. Гораздо больше оно зависит от внешних факторов, имеющих социальную природу. Именно эти факторы и делают совершенно здорового от рождения человека с достижением определенного возраста, зачастую даже юношеского, обладателем множества заболеваний.
В связи с пониженным уровнем физического развития детей и подростков в школе существенно повысилось количество студентов, освобожденных от занятий физической культурой в высших учебных заведениях (вузах). Недостаточность двигательной активности у подрастающего поколения, провоцирует ухудшение функций всех систем организма.
Условия современной цивилизованной жизни сопровождаются резким снижением необходимой двигательной активности, что непосредственно связано с отрицательными последствиями, которые влияют на нормальное развитие индивидуума, его
физических и психических способностей; ведут к резкому снижению функциональных возможностей; развитию патологических состояний; отрицательно влияют на демографические показатели и ведут к обострению проблемы генофонда. Это связано не только с изменениями, произошедшими в экономике, экологии, условиях труда и быта российского населения, но и с недооценкой в обществе оздоровительной и воспитательной роли физической культуры, что отразилось дефицитом на гармоничном развитии личности.
Физическая культура в вузе представлена как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент формирования общей культуры молодежи. Она способствует гармонизации телесно-духовного единства, обеспечивает формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство студенческой молодежи. Понимание физической культуры личности студента как ценности может стать действенным фактором формирования резервов различных видов физической культуры, формирования прогрессивных тенденций в развитии общественного мнения и потребностей в освоении ценностей физической культуры, как вида культуры будущего специалиста.
Сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи -одна из главных задач, стоящих на сегодняшний день перед Уфимским государственным нефтяным техническим университетом (УГНТУ). Решение данной задачи требует разработки и внедрения технологий, сберегающих здоровье, направленных на реализацию эффективных способов профилактики заболеваний и реабилитацию студентов средствами физического воспитания.
В начале учебного года в УГНТУ все студенты с 1-го по !У-й курс в зависимости от состояния здоровья по результатам медосмотра разделяются на отделения: основное, подготовительное, специальное и группу лечебной физкультуры. Это помогает более организованно подойти к занятиям физической культурой в университете. Занятия в таких учебных группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки.
В процессе изучения здоровья студентов-первокурсников, которое проводилось по такому показателю, как состояние здоровья, было выявлено, что основную группу составили 27%,
подготовительную - 15%, специальную - 50% и ЛФК - 8%. На диаграмме 1 представлены результаты изучения здоровья по показателю - группа здоровья первокурсников 2010-2011 учебного года (осенний семестр).
Диапазон заболеваний достаточно широк. Наиболее распространенными являются заболевания сердечнососудистой и дыхательной систем, а также нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА).
В период обучения в школе учащихся с нарушениями ОДА часто освобождали от занятий физической культурой, несмотря на то, что они в большей степени нуждались в корригирующих физических упражнениях. В связи с этим, нарушения ОДА в вузе занимают особое место среди заболеваний, выявленных особенно у студентов первокурсников УГНТУ, так как нарушения осанки и сколиозы разных степеней зафиксированы у 75% занимающихся физической культурой в СМГ университета. В свою очередь деформация позвоночника ведет к различным нарушениям функций внутренних органов. Поэтому одной из главных задач на занятиях физической культурой для таких студентов является коррекция осанки.
Количество студентов-первокурсников с заболеванием сердечно-сосудистой системы, отнесенных в специальную медицинскую группу (СМГ), составило 27%. Возникновению сердечно-сосудистых заболеваний в студенческом возрасте
Диаграмма 1
Студенты-первокурсники 2009-2010 учебный год
способствуют гиподинамия, нерациональное питание, вредные привычки (курение, употребление алкоголя), стрессовые ситуации и эмоциональные перегрузки.
Хронические заболевания дыхательной системы в СМГ были выявлены у 30% студентов-первокурсников УГНТУ. Именно с такими категориями занимающихся организация работы требует разработки инновационных подходов, средств и методов, форм физической культуры.
Наиболее популярная форма функционирования физической культуры в нефизкультурных вузах - физическая рекреация. Она удовлетворяет потребности студентов в нерегламентированной двигательной деятельности, адекватной их субъективным потребностям и возможностям, содействуя при этом оптимальному функционированию их организма. Специфическая особенность физической рекреации заключена в легкодоступных физических упражнениях и их комплексах, массовых видах спорта в упрощенных формах для активного отдыха молодежи, получении долгосрочного эффекта от этого вида деятельности.
Основу содержания физической рекреации составляет деятельность по использованию физических упражнений для удовлетворения специфических биологических, эстетических и социальных потребностей студенческой молодежи. На занятиях физической культурой в вузе проводятся упражнения на месте, в движении , индивидуально, в парах, в тройках, в четверках, в кругу, а также в различных положениях: стоя, сидя, лежа, на коленях. Активно используется различное оборудование, такое, как гимнастические скамейки, гимнастические стенки, гимнастические палочки, скакалки, коврики, различные мячи (медицинболы, фитболы, волейбольные, баскетбольные, теннисные и для минифутбола).
В начале учебного года СМГ условно была разделена на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. КГ составили студенты технологического факультета (ТФ) в количестве 58 человек (юноши), ЭГ - горно-нефтяного факультета (ГНФ) в количестве 58 человек (юноши). В начале педагогического эксперимента были определены следующие задачи физического воспитания студентов, отнесенных к СМГ:
1) укрепление здоровья и повышение защитных сил организма;
2) освоение двигательных умений, навыков и качеств;
3) улучшение показателей физического развития и физической подготовленности;
4) постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок и обучение способам самоконтроля;
5) расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;
6) формирование волевых качеств личности и повышение интереса к регулярным занятиям физической культурой;
7) овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующих на состояние организма обучающегося с учетом имеющегося у него заболевания.
В КГ занятия проводились по программе дисциплины «Физическая культура» в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. На занятиях физической культурой в ЭГ использовались различные формы оздоровительной ходьбы [2], такие, как:
1. Спортивная ходьба, используемая преимущественно в виде порядковых (строевых) упражнений и лечебной гимнастики (построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания строя, упражнения для организации внимания);
2. Корригирующая ходьба, направленная на устранение нарушений, обучение и совершенствование правильной методики ходьбы (разновидности ходьбы - на носках, на пятках, на внешнем и внутреннем крае стопы, в полуприседе, в приседе, перекрестным шагом, с высоким подниманием бедра, с захлёстом голени назад и т.д.);
3. Лечебная ходьба по ровной трассе используется в спортивном зале и на открытом воздухе, т. е. на стадионе. Дозируется расстоянием (до 3000 метров), временем прохождения дистанции, темпом, ритмом продвижения, количеством интервалов для отдыха и их продолжительностью;
4. Лечебная ходьба по трассе, имеющей подъем (терренкур), проводится в живописной парковой зоне, расположенной рядом с университетом на крутом берегу реки
Белой (парк Победы). Занятия проводятся на существующих дорожках парка, которые имеют различный угол подъема в связи со специфическим рельефом местности. Дозируется терренкур по
такому же принципу, что и ходьба по трассе, но при этом учитывается угол подъема трассы , который делится по трудности на четыре категории (5, 10, 15 и 20 градусов).
Все формы лечебной ходьбы направлены на восстановление опороспособности и механизма походки, улучшение подвижности суставов и укрепление мышц нижних конечностей, формирование компенсации, активирование вегетативных функций и восстановление адаптации к нагрузкам различной интенсивности. Чередование напряжения и расслабления во время ходьбы создает благоприятные условия для работы органов кровообращения, дыхания и нервной системы.
Функциональное состояние студентов СМГ оценивалось по следующим показателям: абсолютная мышечная масса, жизненный индекс (служит для определения функциональных возможностей аппарата внешнего дыхания), 12-минутный тест Купера (для определения физической работоспособности), проба Штанге (для выявления достаточности кровообращения (сердца, сердечнососудистой системы)).
Анализ результатов проведенного исследования показал, что все изучаемые показатели, как в контрольной, так и в экспериментальной группах в начале учебного года у студентов-первокурсников достоверных различий между собой не имеют, что говорит об однородности сравниваемых групп и возможности дальнейшего проведения эксперимента.
В конце педагогического эксперимента абсолютная мышечная масса в КГ составила 13,5 % (р< 0,05), в ЭГ на 19,7% (р< 0,05), жизненный индекс в КГ увеличился до 7,6% (р< 0,05), в ЭГ до 15,3% (р< 0,05), исследуемый показатель 12-минутного теста Купера повысился в КГ на 8,4% (р< 0,05), в ЭГ на 14,4% (р< 0,05), показатель пробы Штанге в конце эксперимента повысился в КГ на 6,9% (р< 0,05), в ЭГ на 16,1% (р< 0,05).
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что используемая программа лечебной ходьбы для студентов СМГ на занятиях физической культурой позволяет улучшить их физическое развитие, двигательную и функциональную подготовленность, психоэмоциональное состояние, а также имеет оздоровительный эффект, связанный с повышением физической работоспособности занимающихся. Таким образом, из диаграммы 2 видно, что в осеннем семестре 2010/2011 учебного года количество студентов в
СМГ уменьшилось за счет улучшения их функционального состояния.
Диаграмма 2
Студенты-второкурсники 2010-2011 учебный год ЛФК 44 1
гр\ппа
Подготов1 ггельная группа 2 8° о Основная группа 49%
1. Бурок Л.В. Организация физического воспитания молодежи в специальных медицинских группах / Л. В. Бурок [Текст]: Метод. указ. / ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. - Л.: 1989. - 64 с.
2. Гайс И.А. Оздоровительная ходьба / И.А. Гайс [Текст]. -М.: Советский спорт, 1990. - 48 с.
3. Детков Ю.Л. Теория и практика физической культуры для студентов с ослабленным здоровьем / Ю.Л. Детков, В.А. Платонова [Текст].-СПб: СПбГУИТМО, 2008. - 96 с.
4. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина: Учебник / В.А. Епифанов [Текст]. - М.: Медицина, 2005. - 304 с.
5. Ильинич В.И. Физическая культура студента / В.И. Ильинич [Текст] -М.: Гардарики, 2004. - 448 с.