А.А. Селезнёв
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАЕМНИЧЕСТВО ПО ФРАНЦУЗСКОМУ УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
В статье исследуются проблемы ответственности за наемничество по действующему французскому законодательству, рассматриваются исторические этапы развития законодательства об ответственности за наемничество во Франции. Автор уделяет особое внимание проблеме уголовной ответственности за вербовку, найм, вознаграждение, экипировку, военный инструктаж наемников, а также за участие наемников в вооруженных конфликтах и военных операциях.
Ключевые слова: наемничество, ответственность, французское уголовное законодательство.
Вопросы, связанные с уголовной ответственностью за наемничество по законодательству зарубежных стран, в частности по законодательству Франции, недостаточно освещены в российской юридической литературе. Так, небольшое внимание проблеме ответственности за наемничество кратко уделялось в советский период в научных статьях И.П. Блищенко, С.Н. Незнанова, в статьях российских юристов А.А. Потапова, Н.О. Шандиевой.
Однако в этих статьях не отражены последние изменения, внесенные во французское законодательство, относительно уголовной ответственности за вербовку, обучение, финансирование, а также участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях, которые были связаны с подписанием и ратификацией Францией Дополнительного протокола I от 8 июля 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г.
Законодательство европейских стран не предусматривает ответственности за наемничество в том смысле, в котором оно сфор-
© Селезнёв А.А., 2014
мулировано в Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, а, как отмечает А.А. Потапов, основывается на концепции наказуемости незаконной военной службы1.
Так, на сегодняшний день уголовная ответственность за различные формы проявления наемничества установлена во многих европейских государствах: законодательства Чехии и Словакии предусматривают уголовную ответственность за службу в иностранных вооруженных силах без разрешения президента; законодательства Исландии и Бельгии предусматривают уголовную ответственность за вербовку своих граждан для службы в армии иностранного государства.
Между тем международное право устанавливает определение наемника и исходит из преступности наемничества как целостного явления, включающего в себя участие наемника в вооруженных конфликтах или военных действиях, использование наемника в вооруженных конфликтах или военных действиях, вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника.
Ответственность за наемничество, которая основывается на международно-правовой концепции данного термина, на сегодняшний день существует только во Франции в ст. 436-1-436-5 (установлена в 2003 г.). В уголовном праве Хорватии в ч. 2 ст. 157 предусмотрена уголовная ответственность за использование наемников с целью ведения агрессивной войны.
Рассматривая вопрос о развитии французского законодательства об ответственности за наемничество, необходимо начать с Уголовного кодекса Франции 1810 г. (Уголовный кодекс Наполеона).
Единственной нормой во французском законодательстве, которая касалась деятельности наемников в период действия Уголовного кодекса Франции 1810 г., являлась ст. 85, в которой была закреплена ответственность за вербовку в мирное время солдат на французской территории от имени иностранной державы, а также предусматривалось наказание в виде тюремного заключения на срок от 1 года до 5 лет и штрафа в сумме от 3 до 30 тыс. франков2. Во французском уголовном законодательстве периода действия УК 1810 г. данное преступление квалифицировалось как преступление, наносящее ущерб безопасности государства, и подлежало рассмотрению в особом суде - Суде государственной безопасности.
С.Н. Незнанов отмечал, что по французскому уголовному законодательству того времени преследовалась лишь деятельность по вербовке наемников3, в то время как деятельность по финансиро-
ванию, обучению, использованию, транспортировке и вооружению наемников не рассматривалась даже в качестве преступления. При этом служба в качестве наемника как преступление не рассматривалась, а являлась лишь правонарушением в соответствии с гражданским законодательством. Так, например, Гражданский кодекс Французской Республики в ст. 21 устанавливал запрет на поступление на военную службу за границей или на вступление в иностранные военные формирования. Позднее данную норму повторил французский закон «О гражданстве» от 10 августа 1927 г., в котором за подобное правонарушение предусматривалась санкция в виде лишения французского гражданства. Кодекс Французской Республики «О гражданстве» в ст. 97 также предусматривал возможность лишения французского гражданства в случае, если занимаемая должность в иностранной армии либо гражданской администрации сохранялась, несмотря на предписание отказаться от нее.
Известно, что французские граждане принимали участие в качестве наемников в вооруженных конфликтах и военных действиях в 1960-1980 гг. в период деколонизации Африки, в частности во время Конголезского кризиса 1960-1965 гг., Катангского мятежа (Мятеж белых наемников в Конго) 1967 г., Войны в Южной Родезии (Зимбабве) 1965-1970 гг., Гражданской войны в Ливане 1975-1990 гг. и др.
Нормы французского законодательства об ответственности за вербовку наемников на практике применялись крайне редко. Можно отметить всего несколько случаев: так, в 1962 г. на 6 месяцев тюрьмы был осужден бывший лейтенант французских вооруженных сил, вербовавший наемников для участия в военных операциях на территории Конго (ныне Демократическая Республика Конго); в 1966 г. перед судом государственной безопасности предстали несколько агентов-вербовщиков, арестованных в департаменте Ар-деш, однако впоследствии они были освобождены. Следует также заметить, что в 1961 г. в Париже в соответствии с вышеупомянутым законом было закрыто Бюро по вербовке наемников для Конго. Как видно из приведенных примеров, мера наказания, примененная в отношении вербовавших наемников лиц, была гораздо мягче, чем предусматривало французское уголовное законодательство4. По мнению профессора, декана юридического факультета Университета Тасмании Дерека Робека, довольно редкое применение указанного уголовного закона на практике обусловлено тем, что «вся пагубность наемничества не вызывает столь сильного беспокойства, которое бы побудило принять меры по обеспечению практического соблюдения этого закона»5.
Действующий французский Уголовный кодекс был принят французским парламентом и утвержден 22 июля 1992 г. Президентом Франции Франсуа Миттераном; вступил в силу 1 марта 1994 г.6
Данный Уголовный кодекс в ст. 413-1 предусматривает ответственность за «подстрекательство военных, относящихся к французским вооруженным силам, к переходу на службу иностранного государства, осуществляемое с целью нанести ущерб национальной обороне». При этом наказуемым является подстрекательство к переходу как на военную, так и на гражданскую службу. Следует отметить, что к категории военнослужащих по законодательству Франции относятся и лица, проходящие службу во Французском иностранном легионе7 и Национальной жандармерии Франции8.
А.А. Потапов отмечает, что объективная сторона данного деяния схожа по конструкции с вербовкой наемников9, аналогичного мнения придерживается и украинский правовед П.И. Репешко.
С момента принятия нового УК уголовное законодательство Франции постоянно совершенствуется и обновляется.
Так, в начале 2002 г. при правительстве Лионеля Жоспена был разработан законопроект, устанавливающий в ст. 436-1-436-5 уголовную ответственность за наемничество. Данный законопроект был принят уже при следующем правительстве Жана-Пьера Раф-фарена в апреле 2003 г.
Законопроект сохранил свою актуальность и популярность, несмотря на смену правительства, что указывает на высокий уровень его поддержки различными партиями, а также на практически полное отсутствие полемики по данному вопросу, за исключением позиции французских парламентариев М. Жильбера Мейры и М. Франсуа Лами, которые отметили, что из-за строгого определения наемника будет почти невозможно добиться успешного применения нового закона. В то же время во французской прессе активно обсуждался вопрос о возможности практического применения данного закона10.
Данный закон был принят в контексте подписания Францией Дополнительного протокола I от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. Так, в ч. 1 ст. 47 ДП I указано, что лица, участвующие в вооруженном конфликте в качестве наемников, не имеют право на статус комбатантов и военнопленных, а значит, на них не распространяются нормы Женевских конвенций. В ч. 2 ст. 47 дается непосредственно определение наемника. Данная норма не направлена на запрещение или ликвидацию наемничества как социально-правового явления, однако делает незаконными действия
наемника в период вооруженного конфликта, например убийство комбатантов и других участников вооруженного конфликта.
Итак, в соответствии со ст. 47 Дополнительного протокола I наемником признается любое лицо, которое:
a) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
b) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;
c) принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
ф не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
е) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
0 не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил11.
Несмотря на сложность применения данной нормы на практике, Франция сочла непоследовательным подписывать протокол без принятия соответствующего внутреннего законодательства, криминализирующего наемничество12. Таким образом, был сделан последовательный шаг по приведению внутреннего законодательства Франции в соответствие с подписанным международным договором. Во французском уголовном праве была установлена ответственность за участие наемника в вооруженном конфликте и военных операциях, а также за вербовку, экипировку, финансирование, военный инструктаж, организацию и управление группировкой, осуществляющей указанные действия.
Как уже было отмечено, уголовная ответственность за наемничество по французскому законодательству базируется на определении наемника согласно ст. 47 ДП I. Однако французский законодатель дополнил объективную сторону состава наемничества. И в ст. 436-1 УК Франции установил наказание в виде 5 лет лишения свободы и штраф в размере 75 тыс. евро (см. приложение).
Субъектом уголовной ответственности по французскому законодательству считается вменяемое физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности13, а также юридические лица, при этом УК Франции не содержит какого-либо специального раздела или главы, посвященной субъекту преступления. Так, в соответствии с «Ордонансом о несовершеннолетних» от 2 февраля 1945 г. общий возраст уголовной ответственности наступает с 13 лет. Однако следует отметить, что суд не может назначить лицу в возрасте от 13 до 16 лет наказание на срок, превышающий половину срока наказания, предусмотренного в санкции статьи. Также лицам от 13 до 16 лет не может быть назначен штраф на сумму, превышающую половину размера штрафа, предусмотренного санкцией статьи, или более 7500 евро14. Таким образом, несовершеннолетнему лицу в возрасте от 13 до 16 лет, совершившему деяние, указанное в ст. 346-1, не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, превышающее два с половиной года, а штраф - свыше 7500 евро. Кроме того, к лицам в возрасте от 13 до 16 лет не могут быть применены дополнительные наказания, указанные в ст. 436-4, а именно:
- поражение в гражданских и семейных правах, запрет занимать государственные должности в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 131-26;
- полное или частичное информирование общественности о мотивах и решениях в отношении данных лиц в соответствии с условиями, предусмотренными ст. 131-35;
- запрет на пребывание во Франции согласно положениям, предусмотренным ст. 131-31.
Полную же уголовную ответственность по ст. 436-1 будет нести вменяемое физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста; ему могут быть назначены как основные наказания, предусмотренные в указанной статье, так и дополнительные наказания, предусмотренные в ст. 436-4.
В ст. 436-2 устанавливается уголовная ответственность за управление и организацию группировки, целью которой являются вербовка, найм, вознаграждение, экипировка, военный инструктаж наемников. Санкция настоящей статьи предусматривает лишение свободы до 7 лет и штраф в размере 100 тыс. евро.
Субъектом преступления по данной статье может быть как физическое, так и юридическое лицо. Так, в ст. 436-5 указано, что юридические лица также могут быть признаны виновными в правонарушениях, предусмотренных в ст. 436-2. В качестве наказания к юридическим лицам могут быть применены штраф, а также наказания, предусмотренные в ст. 131-39.
Единственным примером применения данного закона был арест в Париже в августе 2003 г. Ибрагима Кулибали и его 11 сообщников по подозрению в планировании переворота в Кот-д'Ивуаре15. Кулибали и его сообщникам было предъявлено обвинение не в наемничестве, а в вербовке наемников. Обвиняемые были отпущены 16 сентября, а апелляционный суд Парижа постановил, что улик недостаточно для разбирательства ни по новому на тот момент закону против наемников, ни по антитеррористическому законодательству16.
Кроме уголовной ответственности за участие наемника в вооруженных конфликтах и военных операциях современное французское законодательство предусматривает также санкции административного характера. Так, ст. 23-8 Гражданского кодекса позволяет лишить лицо французского гражданства в случае, если оно продолжает находиться на службе в иностранной армии или на иностранной государственной службе, несмотря на предписание французского правительства покинуть занимаемую должность17.
Приложение
Извлечение из Уголовного кодекса Франции. Статья 436
Статья 436-1
Наказание в виде 5 лет лишения свободы и штраф в размере 75 000 евро предусмотрены в отношении:
1. Любого лица, специально привлеченного в качестве наемника к участию в вооруженном конфликте, и которое не является ни гражданином государства - участника вооруженного конфликта, не входит в состав вооруженных сил этого государства, не является уполномоченным каким-либо государством, не являющимся участником этого конфликта, на выполнение миссии в составе вооруженных сил вышеупомянутого государства принимать или предпринять попытку непосредственного участия в военных действиях с целью получения личной выгоды или вознаграждения, которое явно превосходит то, которое выплачивается или обещано непосредственным участникам конфликта, состоящим в том же ранге или выполняющим аналогичные функции в вооруженных силах, на стороне которых данное лицо должно сражаться.
2. Любого лица, специально завербованного с целью принятия участия в конкретной военной операции, имеющей своей целью свержение государственных институтов или попытку нарушения территориальной целостности государства, и которое
не является ни гражданином государства, против которого эта операция направлена, не входит в состав вооруженных сил вышеупомянутого государства, ни которое было направлено принять участие или предпринять попытку участия в боевых действиях с целью получения личной выгоды или существенного денежного вознаграждения.
Статья 436-2
Управление и организация группировки, целью которой являются вербовка, найм, вознаграждение, экипировка, военный инструктаж лица, подпадающего под описание статьи 436-1, предусматривает лишение свободы сроком на 7 лет и уплату штрафа в размере 100 000 евро.
Статья 436-3
В случае если указанные в данном разделе факты были совершены гражданином Франции за ее пределами или резидентом, постоянно проживающим на территории Франции, французское законодательство в нарушении пункта 2 статьи 113-6 и положений второго предложения статьи 113-8 не применяется.
Статья 436-4
Физические лица, виновные в правонарушениях, предусмотренных этой главой, несут следующие дополнительные наказания:
1. Поражение в гражданских и семейных правах, запрет занимать государственные должности в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 131-26.
2. Полное или частичное информирование общественности о мотивах и решениях в отношении данных лиц в соответствии с условиями, предусмотренными статьей 131-35.
3. Запрет на пребывание во Франции согласно положениям, предусмотренным статьей 131-31.
Статья 436-5
Юридические лица могут быть признаны виновными в уголовном порядке в случаях, изложенных статьей 121-2, в правонарушениях, изложенных в статье 436-2.
Для юридических лиц предусмотрено наказание в виде:
1) штрафа, предусмотренного условиями, изложенными в статье 131-38;
2) наказаний, изложенных в статье 131-39.
Лишение прав, упомянутое в пункте 2 статьи 131-39, относится к деятельности или попытке осуществления деятельности, в отношении которой это правонарушение было совершено.
Примечания
Потапов А.А. Завербовал? Отвечай по закону. Ответственность за незаконную военную службу и вербовку на незаконную военную службу по уголовному законодательству некоторых стран Европы // Юридическая газета. 1999. № 36. С. 4.
Барчет В., Робек Д. Солдаты на продажу. Наемники сегодня. М.: Прогресс, 1979. С. 265.
Незнанов С.Н. Наемничество и его международная противоправность: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1985. С. 45. Там же. С. 46.
Барчет В., Робек Д. Указ. соч. С. 266.
Уголовный кодекс Франции / Науч. ред. Л.В. Головко, Н.Е. Крыловой; пер. с фр. и предисл. Н.Е. Крыловой. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 37. Portail Internet de la Légion étrangère [Электронный ресурс]. URL: http://www. legion-etrangere.com (дата обращения: 07.02.2014).
Gendarmerie nationale [Электронный ресурс]. URL: http://www.defense.gouv. fr/gendarmerie (дата обращения: 07.02.2014). Потапов А.А. Указ соч. С. 4.
Vignaux B. Le mercenariatest hors la loi, vive le mercenariat! [Электронный ресурс] // Le Monde diplomatique. URL: http://www.monde-diplomatique. fr/2004/11/VIGNAUX/11674 (дата обращения: 07.02.2014). Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. М., 1993. С. 134-182. Commission de la Défense nationale et des forces armées. Compte rendus № 28 [Электронный ресурс] // Assemblée nationale. URL: http://www.assem-blee-nationale.fr/12/cr-cdef/02-03/c0203028.asp#Top0fPage (дата обращения: 07.02.2014).
Уголовное право зарубежных стран. Общая и Особенная части: Учеб. для магистров / Под ред. Н.Е. Крыловой. 4-е изд. М.: Юрайт, 2013. С. 339. Там же. С. 342.
Smith S. Un coup de force contre la Côte d'Ivoire aurait été déjoué, samedi, à Paris // Le Monde. 2003. Août 27.
Smith S., Smolar P. La justice française libère l'ex-putschiste ivoirien Ibrahim Coulibaly // Le Monde. 2003. Sept. 18.
Code civil. Version consolidée au 1 janvier 2014 [Электронный ресурс] // Légi-france. URL: http://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT 000006070721 (дата обращения: 07.02.2014).
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17