Труд и оплата
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ ЗА НАРУШЕНИЕ СРОКОВ ВЫПЛАТЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
М. В. БЕЛОУСОВА, начальник методического отдела ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
Одним из немаловажных факторов для успешной трудовой деятельности работников и, как следствие, высоких экономических показателей организации в целом является рациональная организация оплаты труда ее работников и в том числе своевременная выплата заработной платы.
Нельзя не отметить, что работодатели при оплате труда допускают следующие типичные ошибки:
• выплата заработной платы один раз месяц;
• отсутствие или невыдача работнику расчетного листка;
• задержка выплаты заработной платы или ее части;
• несоблюдение сроков расчетов по заработной плате при оплате отпуска, при увольнении. Нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере относится к принудительному труду (ч. 3 ст. 4 Трудового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 01.10.2007 №24-ФЗ (далее — ТК РФ), запрет на который установлен Конституцией РФ (п. 3 ст. 37).
Нарушение правил оплаты труда может стать объектом проверки представителей прокуратуры, Федеральной инспекции по труду.
Законодательством РФ установлена ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение сроков выплаты заработной платы.
Материальная ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты работникам заработной платы установлена ст. 236 ТК РФ. В соответствии с этой статьей при нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации)
в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Более высокий размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть установлен коллективным договором или трудовым договором. Причем обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Так, например, решением Привокзального районного суда г. Тулы от 30.08.2004 была взыскана с работодателя задолженность по оплате пособия по временной нетрудоспособности, его индексация в порядке, установленном ст. 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и компенсация за задержку платежа (ст. 236 ТК РФ). При этом районный суд разъяснил следующее: «Принимая во внимание, что пособие не выплачено истцу до настоящего времени по вине ответчика, суд находит возможным взыскать в пользу истца указанную компенсацию с 1 февраля 2002 года, то есть со дня введения в действие Трудового кодекса РФ по 30 августа 2004 года, то есть по день принятия решения судом».
Кроме того, в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив об этом работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы, кроме случаев, когда приостановка работы в соответствии с ТК РФ невозможна (ст. 142 ТК РФ). При этом необходимо учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда
РФ, данные в постановлении «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» от 17.03.2004 №2 (далее — постановление Пленума ВС РФ № 2): «исходя из названной нормы приостановлениеработы допускается не только в случае, когда задержка выплаты заработной платы на срок более 15 дней произошла по вине работодателя, но и при отсутствии таковой».
Учитывая толкование, данное постановлением Пленума ВС РФ №2, а также ч. 3 ст. 142 ТК РФ, введенную Федеральным законом № 90-ФЗ, в период приостановления работы работник может отсутствовать на рабочем месте. При этом работник, приостановивший работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.
Уведомление от работодателя направляется в письменной форме.
Следует отметить, что к данной форме самозащиты нельзя прибегнуть (ч. 2 ст. 142 ТК РФ):
• в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;
• в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;
• государственным служащим;
• в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;
• работникам, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).
Определением Конституционного суда РФ от 02.03.2006 № 60-0 по данному вопросу разъяснено следующее: «Трудовой кодекс Российской Федерации, вводя запрет на приостановку работы в случае нарушения сроков выплаты заработной платы дляработ-ников организаций, связанных с жизнеобеспечением населения, и исключая тем самым их из числа лиц, обладающих правом на самозащиту своевременнос-
ти и полноты выплаты заработной платы, в то же время не препятствует этой категории работников отстаивать свои трудовые права, в том числе на своевременную и полную оплату труда, всеми другими способами, по отношению к которым самозащита не является ни основной, ни наиболее эффективной мерой защиты трудовых прав и свобод, а выступает лишь дополнительным средством правовой защиты, имеющим специфический и вспомогательный характер. Соответственно, каждый работник организации, связанной с жизнеобеспечением населения, право которого на своевременную и полную выплату заработной платы было нарушено, может обратиться за защитой своего права в комиссию по трудовым спорам, в суд либо в органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства».
В случае невыплаты заработной платы, а также других выплат, предусмотренных законодательством, при увольнении работника законодатель предоставил ему трехмесячный срок для обращения в суд или в комиссию по трудовым спорам за разрешением индивидуального трудового спора со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. По вопросам нарушения трудового законодательства работник также может обратиться с жалобой в Федеральную инспекцию труда (за исключением случаев, когда иск работника уже принят к рассмотрению судом, или по данному вопросу уже имеется решение суда).
Примечание. При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов (ст. 393 ТК РФ).
При рассмотрении дела о взыскании начисленной, но невыплаченной заработной платы работнику, трудовые отношения с которым не прекращены, суду согласно п. 56 постановления Пленума ВС РФ № 2 надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер, и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Административная ответственность за правонарушения, связанные с нарушением трудового законодательства (в том числе положений об оплате труда) установлена ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушени-
ях в редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 212-ФЗ (далее — КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 тыс. до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ под должностными лицами следует понимать лиц, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, руководителей организаций и иных лиц, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Частью 2 ст. 5.27 КоАП РФ установлено, что нарушение трудового законодательства должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет за собой наказание в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет.
Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. То есть лицо, ранее оштрафованное за нарушение трудового законодательства, при его повторном нарушении лишается права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 32.11 КоАП РФ). Согласно этой статье постановление о дисквалификации исполняется немедленно путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.
Кроме того, существует административная ответственность за неисполнение решения о дисквалификации. Так, согласно ст. 14.23 КоАП РФ осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом влечет наложение на него административного штрафа в размере 5 тыс. руб., а заключение с ним договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия (т. е. непрекращение после принятия судом решения о
дисквалификации) — влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до ста тысяч рублей.
Необходимо отметить, что согласно п. 2 ст. 32.11 КоАП при заключении договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом, уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц.
Согласно Положению о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утвержденному постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 805 в редакции постановления Правительства РФ от 02.08.2005 № 483, реестр дисквалифицированных лиц формируется и ведется Министерством внутренних дел Российской Федерации и министерствами внутренних дел, управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов РФ в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах.
Копии указанных постановлений направляются вынесшими их судами в Министерство внутренних дел РФ, министерство внутренних дел, управление (главное управление) внутренних дел соответствующего субъекта РФ по месту вынесения постановления.
Информация, содержащаяся в реестре, является открытой.
Пунктом 4 указанного Постановления установлено, что информация, содержащаяся в реестре дисквалифицированных лиц, предоставляется за плату в размере одного минимального размера оплаты труда, которая подлежит зачислению в федеральный бюджет.
Органам государственной власти и органам местного самоуправления указанная информация предоставляется бесплатно.
Должностные лица, виновные в задержке выплаты заработной платы или нарушившие иные правила оплаты труда, могут быть привлечены не только к административной, но и к дисциплинарной (ст. 419, 192 ТК РФ) и уголовной ответственности.
Уголовная ответственность за невыплату заработной платы установлена ст. 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 214-ФЗ (далее — УК РФ).
Согласно п. 1 ст. 145.1 УК РФ установлена ответственность руководителя предприятия, учреждения или организации независимо от формы
собственности за невыплату заработной платы свыше двух месяцев, совершенную из корыстной или личной заинтересованности. На виновного руководителя налагается штраф в размере до 120 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Обязательным признаком субъективной стороны состава данного преступления является наличие у руководителя организации (учреждения или предприятия) прямого умысла на невыплату
заработной платы из корыстной или иной личной заинтересованности. Если же невыплата заработной платы обусловлена объективными причинами, например, неплатежеспособностью организации (учреждения или предприятия), то состав преступления отсутствует.
Литература
1. Конституция Российской Федерации.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации.
5. Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 № 80 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц».
6. Определение Конституционного суда РФ от 02.03.2006 № 60-О.
7. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».