ЭКОНОМИКА И ПРАВО
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
105
2010. Вып. 1
УДК 343.2.7 С.М. Барамидзе
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
Рассматривается ответственность политических партий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ключевые слова: политические партии, ответственность, конституционно-правовая ответственность, виды ответственности: предупреждение, приостановление, ликвидация по решению суда.
Политические партии в РФ, как и другие субъекты правоотношений, могут нести ответственность. В большинстве случаев это может быть конституционно-правовая или политическая ответственность. Законодательство Российской Федерации, фрагментарно устанавливая некоторые меры конституционного воздействия, не дает четкого регулирования конституционной ответственности, и совсем недавно ученые-государствоведы стали пользоваться соответствующей терминологией. В 1996 г. в проекте Федерального закона «О федеральных органах исполнительной власти» (проект внесен депутатами Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации А.И. Лукьяновым, О. О. Мироновым) была сделана попытка придать легитимность конституционной ответственности [1].
На сегодняшний день многие ученые-государствоведы рассматривают конституционно-правовую ответственность как отдельный вид ответственности: дают понятия, определяют субъекты, объекты и санкции данной ответственности. В частности, Н.А. Боброва, Т.Д. Зражевская рассматривают конституционную ответственность как категорию социальной ответственности, объединяющую политическую, моральную и юридическую ответственность [2. С. 88]. В широком, обобщенном плане конституционная ответственность представляет собой обусловленную нормами Основного Закона необходимость соответствующих субъектов отвечать за свое юридически значимое поведение в установленном порядке и действовать с возложенными на них обязанностями, а в случае отклонения -претерпевать определенные лишения. Конституционную ответственность можно понимать в трех значениях, а именно: 1) как ответственное поведение; 2) как несение ответственности перед кем-нибудь и за что-нибудь, 3) как результат поведения и процесса несения ответственности.
В.О. Лучин конституционную ответственность определяет в качестве неотъемлемой составной части демократического политического механизма и в качестве институционального выражения взаимоотношений субъектов политической системы [3. С. 283, 284].
В соответствии с законом РФ «О политических партиях» партии могут нести следующую ответственность: 1) предупреждение; 2) приостановление деятельности; 3) ликвидация по решению суда.
Предупреждение политических партий как мера ответственности появилась в российском законодательстве в 1995 г. с принятием закона «Об общественных объединениях». После принятия в 2001 г. закона «О политических партиях» была легализована такая мера, как предупреждение. Согласно ст. 38 (п. 3) закона «О политических партиях» орган юстиции может вынести политической партии или её региональному отделению письменное предупреждение в случае осуществления деятельности, противоречащей положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом политической партии. В соответствии с п. 1 ст. 39 закона политическая партия получает предупреждения за нарушения Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов. Закон устанавливает два различных правовых последствия вынесения предупреждения, предусмотренных ст. 38, 39. В первом случае законодатель предусмотрел, что деятельность партии или её регионального отделения, нарушивших свои уставные положения, может быть приостановлена лишь при условии вынесения двух письменных предупреждений (п.3 ст. 39). Во втором случае деятельность партии и ее регионального отделения, нарушающая Конституцию и федеральные законы, может быть приостановлена при условии вынесения одного письменного предупреждения (для партии срок установления нарушений составляет два месяца, а для регионального отделения - один месяц).
Закон «О политических партиях» предусматривает приостановление деятельности политической партии в двух процедурах : одна (упрощенная) применяется в случаях нарушений Конституций
106
2010. Вып. 1
С.М. Барамидзе
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
РФ и федеральных законов, а другая (усложненная) - в тех случаях, когда деятельность партии противоречит ее уставным целям и задачам. В первом случае приостановление деятельности осуществляется по решению Верховного Суда РФ (для партии) или суда субъекта РФ (для регионального отделения партии) сроком на шесть месяцев при условии вынесения одного письменного предупреждения и неисполнения его требований в срок от двух (для партии федерального уровня) и до одного (для регионального отделения) месяцев. Во втором случае требуется два письменных предупреждения при условии, что они не были обжалованы или не были признаны судом не обоснованными на основании закона. В обоих случаях приостановление может иметь место по обращению исключительно органов юстиции в судебном порядке [4. С. 260].
Согласно ст. 41 Закона «О политических партиях» партия может быть ликвидирована по решению ее высшего руководящего органа либо по решению Верховного Суда Российской Федерации. В данной статье перечислены все основания, по которым политическая партия может быть ликвидирована (например, отсутствие необходимого числа членов партии, неучастие в выборах, отсутствие более чем в половине субъектов Российской Федерации региональных отделений политической партии, в которых число членов политической партии соответствует требованию, предусмотренному подпунктом «б» п.2 ст.3 закона, призыв к насильственному захвату власти, пропаганде расовой или национальной идеи. Например, Постановлением Конституционного суда РФ от 16 июля 2007 г. № 11-П была отменена деятельность политической партии «Российская коммунистическая рабочая партия -Российская партия коммунистов», так как партией не были выполнены требования, предусмотренные ст.3 ФЗ «О политических партиях» [5. С. 5-13].
Постановлением Конституционного суда РФ была ликвидирована «Православная партия России». Согласно п.3 ст. 9 ФЗ от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Под признаками профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности в данном ФЗ понимается указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политической партии [6. С. 3-10].
В соответствии с ФЗ «Об общественных объединениях» политическая партия - это общественное объединение [7]. Она подлежит обязательной государственной регистрации и обладает правами юридического лица. Основными целями политической партии являются: возможность влияния на власть; защита основ конституционного строя; прав и свобод человека и гражданина (именно этими признаками она отличается от общественного объединения). В соответствии с данным законом политическая партия может тоже нести ответственность, предусмотренную ст. 44 данного закона: политическая партия может быть ликвидирована или запрещена. Основаниями для этого являются:
нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;
неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;
неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Проанализировав только некоторые федеральные законы, можно сделать выводы:
1) необходимо дать четкое понятие конституционно-правовой ответственности и закрепить его законодательно;
2) в едином нормативно-правовом акте определить ответственность политической партии;
3) дать четкое понятие санкции конституционно-правовой ответственности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Проект Федерального закона «О федеральных органах исполнительной власти». Архив Государственной Думы Федерального Собрания. 1996.
2. Боброва Н.А., Зражевская Т.Д. Ответственность в системе гарантий конституционных мер. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та., 1985.
3. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации: проблемы реализации. М.: ЮНИТИ. 2002.
Ответственность политических партий по российскому законодательству.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
107
2010. Вып. 1
4. Кондрашов А.А. Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации. М., 2006.
5. Постановление Конституционного суда РФ от 16 июля 2007 г. №11-П. По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 3, 18 и 41 Федерального Закона «О политических партиях» в связи с жалобой политической партии «Российская коммунистическая рабочая партия - Российская партия коммунистов» // Вестн. Конституционного суда РФ. 2007. №6.
6. Постановление Конституционного суда РФ от 15 декабря 2004г. №18-П. «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 ФЗ "О политических партиях" в связи с запросом Коптевского районного суда г. Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации "Православная партия России" и граждан И.В. Артемова и Д. А. Савина» // Вестн. Конституционного суда РФ. 2004. №12.
7. Федеральный Закон «Об общественных объединениях» 1995 г. (в редакции 23.07.2008).
Поступила в редакцию 09.12.09
S.M. Baramidze, senior lecturer
Liability of politic parties of Russian legislation
There are the notions of goals and functions of political parties. Goals and functions of political parties are considered with in accordance with the charters of the political parties
Keywords: political parties, liability, constitutional and legal responsibilities, types of responsibility: a warning, suspension, liquidation by court.
Барамидзе Светлана Михайловна, старший преподаватель ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп.4)