Научная статья на тему 'Ответственность перевозчика за сохранность груза при перевозке в прямом смешанном сообщении'

Ответственность перевозчика за сохранность груза при перевозке в прямом смешанном сообщении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2000
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПЕРЕВОЗЧИК / НЕСОХРАННОСТЬ ГРУЗА / ТРАНСПОРТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демченко Максим Владимирович

В статье рассматриваются основы правового регулирования ответственности перевозчика за несохранность груза при перевозке в прямом смешанном сообщении. Проводится анализ таких нарушений, как утрата груза, недостача, повреждение и порча. Отдельное внимание уделяется вопросам судебной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the principles of legal regulation of the liability of the carrier for loss of cargo during transportation in the direct mixed message. The analysis of such violations, as cargo loss, shortage, damage and spoilage. Special attention is paid to issues of judicial practice.

Текст научной работы на тему «Ответственность перевозчика за сохранность груза при перевозке в прямом смешанном сообщении»

сЖсиссиж ^Mipit^ufejO&Wt

Фшёешсшёешюсшь переёс^ъшш ^а шхюж^шммость tfvy^a nfiu, nefueScfyW & п^яжож слшиштсж ссы/й

1ЩЕЛ11Ш

О

О

1д—hIww)

В статье рассматриваются основы правового регулирования ответственности перевозчика за несохранность груза при перевозке в прямом смешанном сообщении. Проводится анализ таких нарушений, как утрата груза, недостача, повреждение и порча. Отдельное внимание уделяется вопросам судебной практики.

Гражданско-правовая ответственность, перевозчик, несохранность груза, транспортное законодательство

*" еревозкам в прямом смешанном сообщении принадлежит существенный сегмент в общем объеме перевозок, осуществляемых всеми видами

V I я транспорта. Перевозки в прямом смешанном сообщении распространены Ш не только в России, но и за рубежом, где более 80% внешнеторговых kJ -J-— операций осуществляется при участии нескольких видов транспорта [1].

Многие массовые грузы (наливные, навалочные, насыпные, лесные), а также грузы в контейнерах перевозятся в настоящее время в основном таким образом. Значение этих перевозок в экономике страны заключается в обеспечении транспортных связей с районами, не имеющими тот вид сообщения, по которому первоначально отправляется груз. Для грузовладельца такие перевозки достаточно удобны, так как отсутствует необходимость заключать отдельные договоры с каждым из перевозчиков и организовывать передачу груза с одного вида транспорта на другой.

По своей организации и порядку выполнения перевозки в прямом смешанном сообщении являются более сложными по сравнению с перевозками любым видом транспорта. Данное обстоятельство объясняется характером этих перевозок, участием в них не одного вида транспорта, наличием такого важного элемента, как перевалка груза.

Перевозка грузов в прямом смешанном сообщении экономически целесообразна, если грузы доставляются в пункт назначения в том же состоянии, что и были приняты к перевозке, т.е. без потери их полезных свойств. Поэтому транспортные уставы и кодексы предусматривают возложение на лицо, осуществляющее перевозку, обязанности по обеспечению сохранности перевозимого груза. Так, например, КВВТ РФ [3] (ст. 67) включает обязанность перевозчика своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения, КТМ РФ [4] (ст. 150) определяет необходимость с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи надлежаще и старательно его грузить, обрабатывать, укладывать, перевозить, хранить груз, заботиться о нем и выгружать его. При перевозке в прямом смешанном сообщении обязанности по обеспечению сохранности перевозимых грузов несут все перевозчики, участвующие в перевозке, отвечающие за груз, каждый на своем участке перевозки.

Имеющие место на практике случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности доставить груз сохранным, выражаются в различных формах. ГК РФ к ним относит четыре случая: это утрата груза, его недостача, повреждение или порча (п. 2 ст. 796). Перечисленные случаи упоминаются во всех транспортных уставах и кодексах, за исключением КТМ РФ (ст. 166), в котором отсутствуют понятия недостачи и порчи груза.

Рассмотрим каждый из них. Из понятия договора перевозки следует, что перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения и выдать его получателю (п. 1 ст. 785 ГК РФ). Невыдача груза означает неисполнение обязанности, вытекающей из заключенного договора пере-

возки, в связи с утратой груза. Содержание понятия утраты груза имеет важное значение для теории и практики. Утрата груза - это не только его фактическое уничтожение, утеря, но и невозможность для перевозчика выдать груз его получателю [6]. В развитие этого положения Б.Л. Хаскельберг отметил, что не требуется более или менее вероятного предположения, что груз уничтожен или похищен. Более того, он считал, что даже если груз не утерян, но в установленный срок не выдан получателю, наступают правовые последствия, связанные с утратой груза [7]. Если предположить, что груз все-таки будет обнаружен и доставлен в место назначения, например через 6, 8 и т.д. месяцев, то для грузополучателя такая доставка в ряде случаев будет уже неактуальной.

В современном транспортном законодательстве при перевозке в прямом смешанном сообщении груз считается утраченным, если он не выдан грузополучателю по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки в прямом смешанном сообщении (ст, 45 УЖТ РФ и п. 7 ст. 114 КВВТ РФ). Следует отметить, что и УАТ РСФСР (п. 139) [8], в отличие от принятого УАТиГНЭТ [9], устанавливал такой же срок при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении.

При определении срока, с которого груз может быть признан утраченным, необходимо, с одной стороны, учитывать интересы оператора-перевозчика и специфику перевозки в прямом смешанном сообщении, проявляющуюся в том, что время всей перевозки включает время перевозки грузов каждым видом транспорта, обладающим своим скоростным режимом, плюс к этому прибавляется время выполнения погрузочно-разгрузочных работ при перевалке грузов, хранения их на складах в портах и на железнодорожных станциях, время накопления мелких отправок, время розыска груза по заявлению грузополучателя [10]. С другой стороны, срок, с наступлением которого груз считается утраченным, должен соответствовать и интересам грузополучателя. Он заинтересован в получении груза, даже в случае задержки в доставке. Но он не может ожидать прибытия груза неопределенное время, не зная, будет ли вообще груз ему доставлен. Как заметил Б.Л. Хаскельберг, «потребности оборота требуют ликвидации этой неопределенности, что и достигается установлением определенного срока, по истечении которого получатель вправе считать груз утраченным, независимо от его фактической судьбы» [11, с. 323].

При перевозках в прямом смешанном сообщении, груз считается утраченным, если он не выдан грузополучателю по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки в прямом смешанном сообщении.

Необходимо отметить, что основной международный документ, определяющий этот вопрос, - Конвенция ООН 1980 г. «О международных смешанных перевозках грузов», в п. 3 ст. 16 предусматривает иной срок, равный 90 дням. Но он исчисляется не с момента начала перевозки, а с момента должного срока доставки. Поэтому можно считать, что регулирование продолжительности такого срока в России и за рубежом практически одинаковое.

При перевозке в прямом смешанном сообщении груз не всегда может быть утрачен полностью. Поэтому в п. 2 ст. 796 ГК РФ предусмотрен такой случай несохранности груза, как его недостача, за которые оператор-перевозчик должен нести ответственность.

В юридической литературе отмечается, что недостача грузов на практике встречается гораздо чаще, чем полная его утрата [12, с. 130]. Это подтверждается и анализом судебной практики по несохранным грузам.

Так, в среднем из 10 дел по несохранным перевозкам, 7 - касаются случаев недостачи. Как отмечается в юридической литературе, утрата груза обычно связана с утратой вагона или контейнера, что на практике встречается сравнительно редко [13, с. 89]. В настоящее время утрата груза связана и с повреждением цистерн, в которых перевозятся грузы наливом [14]. Не исключены случаи утраты груза вследствие искажения его наименования грузоотправителем, что приводит к изменению условий перевозки груза (необеспечение отправления груза с сопровождением и охраной, использование непригодного для данного вида груза подвижного состава) [15]. Причинами утраты груза могут быть и его конфискация, хищение, выдача не-управомоченному на получения груза лицу [16, с. 114].

Под недостачей груза понимается «частичная утрата объекта перевозки, т.е. уменьшение его количественных параметров - массы, объема, числа грузовых мест и т.п.» [17, с. 518].

Содержание понятия недостачи раскрывается и в транспортном законодательстве, например в ст. 42 УЖТ РФ. Но уменьшение количественных параметров груза не всегда свидетельствует о недостаче груза. Это относится к случаям уменьшения массы груза в пределах нормы его естественной убыли (ст. 41 УЖТ РФ).

В свое время в юридической науке был поставлен проблемный вопрос, как квалифицировать утрату части груза, образующего единую сложную вещь, состоящую из совокупности соответствующих деталей, агрегатов, механизмов, сданную к перевозке по одной отправке, и которую в связи с этим использовать по назначению нельзя [7, с. 17-18].

Автор постановки этой проблемы Б.Л. Хаскельберг отмечал, что, как и при повреждении груза, в случаях утраты отдельных деталей, частей оборудования, станков и т.д. наступает качественное изменение груза, поэтому такие случаи следует квалифицировать как повреждение груза, а не как недостачу [7, с. 18]. Такое мнение встречается и в работе А.Г. Гусакова [18, с. 214].

При этом в юридической литературе предлагалось уточнить понятие недостачи включением в него в качестве обязательного признака указание на уменьшение количества груза, не вызывающего изменения его качественного состояния [19, с. 232]. В более современных работах ученые-юристы пришли к таким же выводам. Так, например, В.Т. Смирнов отмечал, что особого внимания заслуживает случай частичной утраты груза, представляющего единый механизм (сложный агрегат и т.д.). При этом, «если впоследствии возможно доукомплектование и тем самым восстановление механизма, то это следует рассматривать как частичную утрату. В противном случае утрата, хотя бы и отдельных частей или деталей, должна рассматриваться как повреждение груза со всеми вытекающими отсюда последствиями» [20, с. 88-89].

Были прецеденты в занятии такой позиции и в арбитражной практике. В одной из юридических работ приводится следующий пример Решения Госарбитража при Новосибирском облисполкоме от 5 января 1961 г. по делу №Т-7628. Суть дела такова: грузовладелец предъявил иск к управлению железной дороги о взыскании убытков в связи с утратой части груза - одного ящика с деталями автовесов. Железная дорога признала иск только в части стоимости утраченных деталей. Но Госарбитраж полностью удовлетворил иск, отдельно указав, что «из-за одного ящика с деталями автовесов остальной груз оказался некомплектным. Полученные части весов истец использовать не может. Некомплектность автовесов вызвана виной дороги, в связи с чем она обязана возместить все убытки истца и распорядиться некомплектными весами» [7, с. 232]. Теоретически не исключена такая ситуация и на сегодняшний день. Но анализ судебной практики, помещенной в справочные информационные системы «Гарант», «Консультант плюс», «ИС БРАС», показал, что такие прецеденты в настоящее время не встречаются. Не обращается внимание на такие ситуации и в специальных работах по транспортному праву.

Современное транспортное законодательство, устанавливая ответственность за несохранность груза, не дает четкого ответа на вопрос: может ли быть признан весь груз поврежденным при частичной утрате его отдельных элементов? Частичная утрата груза, как мы отмечали, - это частичная утрата объекта перевозки, т.е. уменьшение его количественных параметров - массы, объема, числа грузовых мест и т.п. В ГК РФ (п. 2 ст. 796) частичная утрата груза обозначается как его недостача. При недостаче груза, ущерб возмещается в размере стоимости недостающего груза и не более того. Что касается повреждения груза, то это такое воздействие на груз, при котором его восстановление в ряде случаев невозможно, следовательно, и использовать по назначению его в дальнейшем нельзя.

Таким образом, если будет доказано, что груз в связи с его частичной утратой невозможно восстановить и использовать по назначению, это, возможно, будет являться основанием для судебных органов для признания груза поврежденным. Очевидно, что разъяснения по этому вопросу должна дать арбитражная практика, так как он сложен с точки зрения практики применения. Требуется методика оценки возможности замены утраченных частей груза, использования груза по назначению, оценки доказательств грузовладельца и т.п.

Одной из разновидностей несохранности груза является его повреждение (порча) (п. 2 ст. 796 ГК РФ). Так как понятия «повреждение» и «порча» используются в ГК РФ как синонимы, отдельные авторы считают необоснованной необходимость разграничения между этими понятиями [7, с. 20]. Хотя существует и другое мнение, в соответствии с которым они не одно-

значны. Так, В.А. Егиазаров под порчей груза понимает «такое внутреннее изменение груза, которое препятствует использованию его по назначению», под повреждением груза - «результат внешнего, механического воздействия на груз, которое может быть исправлено, и груз в дальнейшем может быть использован по назначению» [21, с. 75]. В современных комментариях к ГК РФ также разграничиваются эти понятия, отмечается, что порча - «негативные изменения состава материалов или продуктов», а повреждение - это «нарушение физической целостности предметов» [22, с. 518]. Толкования терминов «порча» и «повреждение» в специальных словарях показывает, что действительно имеется различие в их содержании. Так, повреждение - это нарушение в работе или неисправность механизма или устройства, не влияющие на выполнение их основных функций [23], а порча - потеря первоначальных качеств грузом за счет его естественных свойств, без воздействия внешних факторов [24].

Обращаясь к нормам ГК РФ об ответственности за несохранность груза, следует отметить, что, хотя в п. 2 ст. 796 и используются понятия порчи груза и повреждения как синонимы, содержание этой нормы дает основание полагать, что законодатель все же различает эти понятия. Так, п. 2 ст. 796 ГК РФ установил, что ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком «в случае повреждения (порчи) груза ... в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза ... - в размере его стоимости». Таким образом, при повреждении груза закон допускает возможность его восстановления (п. 2 ст. 796 ГК РФ) и дальнейшее использование по назначению, в случае порчи груза это невозможно. Различаются и правила о возмещении ущерба в случае порчи груза и его повреждения. При порче груза ущерб возмещается в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при повреждении, в случае невозможности его восстановления -в размере его стоимости (п. 2 ст. 796 ГК РФ).

Перевозчик ответственен за груз только в период определенного времени. Для обычной перевозки этот период времени определен следующим образом: перевозчик несет ответственность за несохранность груза, произошедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу (п. 1 ст. 796 ГК РФ), а при перевозке в прямом смешанном сообщении - до передачи груза очередному соперевозчику или выдачи получателю груза. Установление периода ответственности за груз имеет важное значение, так как при рассмотрении дел о нарушениях договорных обязательств перевозчиком суд во всех случаях для возложения ответственности на него определяет, произошло ли нарушение в пути следования или нет. Так, удовлетворяя требования истца, суд дал правильную оценку представленным в материалы дела доказательствам и сделал обоснованный вывод о том, что недостача груза произошла в пути следования, в связи с чем ответственность за несохранность груза должен нести перевозчик [25, 26, 27].

Таким образом, мы рассмотрели основные вопросы, связанные с правовым регулированием ответственности перевозчика за несохранность груза при перевозке в прямом смешанном сообщении.

Литература

[1] Ерпылева Н.Ю., Гетьман-Павлова И.В. Правовое регулирование международных смешанных комбинированных перевозок //Транспортное право. - 2006. - №4. [Электронный ресурс] II Справочно-информационная система «Консультант плюс».

[2] Экономический словарь [Электронный ресурс] /

Режим доступа: http://mirslovanei.com/content_eco/GRUZ-MASSOVYJ-21795.html

[3] Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 г. №24-ФЗ (ред. от 28.07.2012 г.) II Собрание законодательства РФ, 12.03.2001 .Noll, ст. 1001.

[4] Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 г. №81 -ФЗ (ред. от 23.04.2012 г.) II Собрание законодательства РФ, 03.05.1999 г., №18, ст. 2207.

[5] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. №14-ФЗ (ред. от 30.11.2011 г.) II Собрание законодательства РФ", 29.01.1996 г., №5.

[6] Гражданское право: Учеб.: В 3 т, Т. 2,4-е изд., перераб. и доп, I Е.Ю. Вапявина, И.В. Елисеев [и др.]; отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 459;

[7] Хаскельберг Б.Л. Ответственность железных дорог за несохраннхть груза. - М.; Юрид. лит., 1966.

[8] Устав автомобильного транспорта РСФСР (утв. Постановлением Совмина РСФСР от 08.01,1969 г. №12) (ред. от 18.02.1991 г., с изм. от 28.04.1995 г.) II Консультант плюс.

[9] Федеральный закон от 08.11.2007 №259-ФЗ (ред, от 28.07.2012) «Устав автомобильного транспорта и городского на-

Л

О'

<r~ Kr

t'

H-j-j

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.