УДК 378
Алдакимова Ольга Викторовна
кандидат педагогических наук aldakimova.olga@mail.ru
Ответственное родительство:
КОНЦЕПЦИЯ КОМПЕТЕНТНОГО МАТЕРИНСТВА КАК УСЛОВИЕ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА ДЕТЕЙ
Olga V.Aldakimova
candidate of pedagogical sciences aldakimova.olga@mail.ru
Responsible parenthood:
THE CONCEPT OF COMPETENT MOTHERHOOD AS A CONDITION OF PREVENTION OF SOCIAL ORPHANHOOD OF CHILDREN
Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная проблема современного социума -добрачное воспитание молодежи в системе образовательных учреждений. Автором проведен анализ процесса формирования готовности девушек к выполнению социальной роли матери. Раскрыта возможность реализации данной концепции на примере введения образовательно-практического курса для студенток педагогического университета. Рассмотрены вопросы о месте женщины в современном обществе и в социокультурном пространстве, вопросы по демографии, социальноэкономическим, правовым, педагогическим и психологическим аспектам становления и развития современной семьи.
Ключевые слова: супружество, материнство, добрачное воспитание, молодежь, полоролевое поведение, семья, образ семьи, брак, брачные отношения, социальная роль «мать».
Annotation. In this article actual problems of modern society - premarital education of young people in the system of educational institutions. The author analyzes the process of formation of readiness of women to fulfill the social role of the mother. It disclosed the feasibility of this concept on the example of the introduction of educational and practical course for students of Pedagogical University. The questions about the place of women in modern society and the socio-cultural environment, questions on demographics, socioeconomic, legal, pedagogical and psychological aspects of the formation and development of the modern family.
Keywords: marriage, motherhood, premarital education, youth, sex-role behavior, the family, the image of family, marriage, marital relations, the social role of «mother».
Многие женщины почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью - одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же -
иметь рояль и быть пианистом.
С. Харрис
В современной России в результате изменений в социальных условиях, смены одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные наблюдаются сложные процессы трансформации института семьи и брака. Несмотря на деятельность органов социальной защиты, благотворительных фондов, некоммерческих организаций, статистика неумолима - брошенные безответственными матерями младенцы есть: в больнице Челябинска врачи борются за жизнь новорожденной девочки, которую прохожие нашли в лесу в мусорном пакете. В подмосковном Королёве весной 2015 года у подъезда одного из жилых домов нашли грудного ребенка. Мальчик, которому только исполнился месяц, лежал на ступенях и плакал. В Краснодаре в августе 2015 года студентка 1 курса, девушка, уроженка Киргизии, бросила своего новорожденного сына в подъезде собственного дома. От смерти младенца спасли соседи, которые его и нашли. К сожалению, список этих фактов можно продолжать. Это говорит лишь
об одном - современные девушки становятся родителями в то время, когда они психологически не готовы к выполнению социальной роли матери. У них еще не сформировано ответственное отношение к родительству. Сложившаяся ситуация не позволяет говорить о формировании ценностного отношения к семье и супружеству [1].
Сегодня в России отсутствует сеть общеобразовательных и социальных учреждений, которые помогали бы осуществлять формирование готовности девушек к выполнению социальной роли матери. В связи с этим актуальной становится проблема добрачного воспитания молодежи в системе образовательных учреждений. Усвоение образцов полоролевого поведения, формирование образа семьи, готовности вступления в брак, формирование социальной роли матери вот что является необходимыми условиями успешной адаптации к взрослой жизни и подготовки к ответственному родительству.
173
Цель данной статьи - показать на примере одной из рассмотренных тем элективного курса роль и функции матери в современной российской семье, а также показать возможность подготовки студенток к выполнению данных функций через освоение дисциплины педагогического цикла.
В Краснодарском крае одним из приоритетных направлений работы администрации является в рамках Концепции долгосрочной краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2014-2018 годы развитие социальной сферы и ведется работа по обеспечению профилактики социального сиротства. На первый план вышли наиболее острые болевые проблемы, касающиеся социального сиротства и повышения ответственности родителей за воспитание своих детей, роли общества в воспитании брошенных детей. В муниципальном образовании город Армавир проживает более 37 тысяч детей в возрасте от 0 до 18 лет. Из них 358 - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Большая половина этих детей - это дети-сироты в возрасте от 14 до 18 лет, которые обучаются в профессиональных учебных заведениях. На протяжении ряда лет наблюдается увеличение количество детей социальных сирот, которые появились в результате лишения родительских прав на воспитание детей «горе-родителей». Проявляя заботу о судьбах детей-сирот, администрации городов Краснодарского края следуют стратегии губернатора «На Кубани чужих детей не бывает».
Так, основываясь на вышеописанных положениях, на психолого-педагогическом факультете ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» в рамках изучения специальных дисциплин для студентов рассматриваются актуальные проблемы педагогики и психологии. Одним из центральных и объемных курсов является курс «Роль и функции матери в современной семье: история и современность». Целью освоения данной дисциплины является освещение основных моментов социальной педагогики и психологии в области семейного воспитания, такие исходные понятия, как здоровая (функциональная) семья, конфликтная (дисфункциональная) семья, асоциальная семья и противоправное поведение членов семьи, распавшаяся семья [2].
В практике преподавания этой дисциплины реализовывались традиционные и нетрадиционные способы, средства и методы обучения. При изучении каждой темы активно использовались ме-
Литература:
1. Марова А.М. Статистика Благотворительного фонда профилактики социального сиротства. Интернет-ресурс: www.fondpcc.ru
2. Алдакимова О.В. Использование национальных традиций в области семейного воспитания ребенка-сироты в замещающей семье // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2010. № 3.
тоды обучения по источнику познания, такие как устный, печатно-словесный, наглядный, практический, также методы обучения по уровню познавательной деятельности, такие как объяснительно-иллюстративный, проблемный и исследовательский. В соответствии с требованиями методики обучения максимально реализовались в учебном процессе устные (монолог преподавателя, диалог с учебной аудиторией, рассказ, беседа), печатно-словесные (на занятиях активно используется различная литература: научная, художественная, слайд-презентации, архивные материалы, статьи в периодической печати и др.), наглядные средства обучения. В процессе обучения применялись различные способы изучения фактического и теоретического материалов, способы изучения и анализа источников, способы работы с терминологией, хронологией и наглядными пособиями в соответствии с познавательными возможностями студентов. При планировании занятий, видов работ учитывались различные уровни познавательной деятельности, от которых зависит сложность заданий. Планы семинарских занятий включают перечень вопросов для обсуждения, рекомендуемую литературу, вопросы учебной дисциплины, написание эссе и рефератов, рассмотрение которых направлено на развитие умений будущих бакалавров психологии и социальной педагогики по усвоению и практическому применению полученных знаний [4].
В качестве примера рассмотрим содержание темы «Семья: кризис современной российской семьи, функции, роли и задачи матери в воспитании детей в семье». Семинарское занятие построено на основе проблемного метода изучения материала. Определялись значение и роли, которые играет мать в семье. Основная роль женщины в семье - материнство. В связи с тенденцией изменения социально-экономической ситуации и перераспределении функций между отцом и матерью возникает проблема определения роли и функции матери в современной семье [3].
Знания, умения, навыки и личностно-мотивационная готовность, которые получены студентами, необходимы в будущем каждой женщине-матери в процессе воспитания собственного ребенка. Грамотное, ответственное, заботливое материнство позволит избежать такого асоциального явления в современном обществе, каким является социальное сиротство детей при живых родителях.
Literature:
1. Marova A.M. Statistics of Charity foundation of prevention of a social orphanhood. Internet-resource: www.fondpcc.ru
2. Aldakimova O.V. Use of national traditions in the field of family education of the orphan child in the replacing family // Bulletin of the Adygei state university. Pedagogics and Psychology series. Vyp. 3, 2010, Maikop: publishing house of AGU, Maikop, 2010.
174
3. Понарина Н.Н. Глобализация высшего образования и проблемы интернационализации образовательных систем // Общество: социология, психология, педагогика. 2012. № 1. С. 42-46.
4. Волобуева Н.А. Замещающая семья - приоритетная форма жизнеустройства детей-сирот в современной России: история, опыт и перспективы развития, Aktuainf moznosti vedy - 2011, Praha Прага, 2011.
3. Ponarina N.N. Globalization of the higher education and problem of internationalization of educational systems // Society: sociology, psychology, pedagogics. 2012. № 1. Page 42-46.
4. Volobuyeva N.A. the Replacing family - a priority form of a living arrangement of orphan children in modern Russia: history, experience and prospects of development - 2011, Praha Prague, 2011.
175