35 (176) - 2012 УДК 336: 336.77.01
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
ответственное проектное финансирование
и. а. никонова,
доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, заместитель директора департамента развития и координации инвестиционной деятельности Внешэкономбанка E-mail: nikonova_ia@veb. ru
В статье рассмотрено состояние ответственного финансирования в России и за рубежом, а также направления развития и внедрения социального и ответственного финансирования в практику российских финансовых организаций. Отмечено, что внедрение принципов устойчивого развития, КСО и ответственного финансирования должно поддерживаться и стимулироваться государством, поскольку может способствовать повышению ответственности мировой финансовой системы и ее устойчивости к различным кризисным явлениям.
Ключевые слова: проектное финансирование, ответственное финансирование, устойчивое развитие.
Устойчивое развитие сегодня - ведущая тема национальных политик, выстраивания всей системы международных отношений.
Из выступления Президента России В. В. Путина
на Петербургском международном экономическом форуме, 2012 г.
Развитие вопреки кризису
Финансово-экономический кризис, который стоит у границ российского финансового рынка, несмотря на свое негативное воздействие, является мощным стимулом для развития инновационных банковских технологий, продуктов и бизнес-процессов в российских банках.
Повышается заинтересованность банков в соответствии международным стандартам не только в области учета, отчетности, но и комплексной оценки рисков инвестирования, учета социальных
и экологических последствий принимаемых финансовых и инвестиционных решений при проектном и экспортном финансировании, корпоративных займах, частных капиталовложениях и деятельности институциональных инвесторов.
Принятые за рубежом стандарты в области устойчивого развития (УР), корпоративной социальной ответственности (КСО), ответственного финансирования внедряются лидерами российского бизнеса в их кредитно-инвестиционную деятельность и из экзотики превращаются в мощный дополнительный инструмент управления рисками в интересах общества [1-3]. Эти стандарты приобретают все большее значение и в странах с быстрорастущей экономикой, например в Китае, Бразилии и ЮАР.
Применение адекватных подходов к управлению социально-экологическими рисками и стандартов ответственности в финансовом секторе - неотъемлемый элемент членства в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющей наиболее экономически развитые государства Европы, Северной Америки и Австралии.
Особое значение применение таких стандартов имеет для российских банков с госучастием (Внешэкономбанк, Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, Газпромбанк), финансирующих масштабные социально значимые инвестиционные проекты.
Учитывая процессы интеграции России в мировую экономику, а также стремление страны к членству в ОЭСР, принятие стандартов экологической и социальной ответственности в российском финансовом секторе становится необходимым условием его стратегического развития.
- 11
Новые, но уже устойчивые термины
Устойчивое развитие страны (региона, отрасли, предприятия) - это развитие, которое удовлетворяет потребностям настоящего времени, не ставя под сомнение возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности; характеризуется статистически подтверждаемыми стабильными значениями комплекса показателей экономического, бюджетного, социального и экологического эффектов, представляемыми в сводном отчете по УР. К их числу относятся показатели:
• роста экономики (рост ВВП, ВРП, ВВП/ВРП на душу населения, объем экспорта высокотехнологичной продукции, снижение инфляции, рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и др.);
• развития социальной сферы (повышение занятости населения, увеличение средней продолжительности жизни, снижение смертности
и др.);
• экологического развития (улучшения состояния окружающей среды и условий жизни и труда людей).
Устойчивое развитие обеспечивается наряду с экономическими факторами соблюдением политик и стандартов в области социальной ответственности.
Социальная ответственность - это ответственность организации за влияние ее решений и деятельности на общество и окружающую среду. Основные направления социальной ответственности включают ответственные практики в отношении персонала, клиентов организации, ответственные деловые практики.
Стандарты и политики в области ответственного финансирования банками (и другими финансовыми организациями) инвестиционных проектов и программ развития предприятий-клиентов определяют требования к учету социальных и экологических рисков и оценке социальных и экологических эффектов деятельности предприятий, реализующих финансируемые банками проекты.
Термин «КСО» можно определять в широком и узком смысле слова.
Корпоративная социальная ответственность в узком смысле слова предусматривает применение организациями стандартов и политик, которые определяют требования к оценке социальных и экологических рисков и эффектов деятельности организации по отношению к собственным сотрудникам, условиям их жизни и работы.
12 -
Корпоративная социальная ответственность КСО в широком смысле слова включает КСО в узком смысле слова и стандарты в области ответственного финансирования клиентов/проектов.
Международная практика
Наиболее распространенными международными стандартами и практиками в области УР, КСО и ответственного финансирования, которые внедряют в свою практику большинство экономически развитых стран и их компании и банки, являются следующие инициативы, присоединение к которым носит добровольный характер:
• Глобальный договор ООН в области устойчивого развития - крупнейшая международная инициатива в области устойчивого развития, направленная на внедрение в деятельность организаций по всему миру 10 универсальных принципов социально-экологической ответственности. Присоединяясь к сети Глобального договора, организация обязуется защищать права человека, ответственно относиться к трудовым отношениям, охранять окружающую среду и противодействовать коррупции. Участники Глобального договора на ежегодной основе предоставляют в ООН отчеты о проделанной работе (стандарты GRI). Сеть Глобального договора насчитывает более 8 000 компаний из 130 стран мира. Среди них такие зарубежные финансовые институты, как Sumitomo Mitsui Financial Group, Generali Group, HSBS, China Development Bank, Arab-African International Bank, а также более 50 российских организаций, включая ОК «РУСАЛ», ОАО «Лукойл», АФК «Система», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «РЖД», ФК «Уралсиб», Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Внешэкономбанк и др.;
• стандарты деятельности Международной финансовой корпорации (на сегодняшний день их не приняла ни одна российская организация);
• рекомендации по общим подходам в отношении окружающей среды и официально поддерживаемого кредитования экспорта ОЭСР;
• аналогичные руководства региональных банков развития.
Стандарты ответственности в секторе частных финансовых организаций включают:
S Принципы Экватора (подписанные более чем 60 ведущими банками мира и охватывающие
более 80 % от общего объема проектного финансирования в странах с быстрорастущей экономикой); на сегодняшний день их не приняла ни одна российская организация;
^ Принципы ответственных инвестиций ООН по окружающей среде (подписанные более чем 510 финансовыми организациями, в совокупности управляющими активами общей стоимостью более 20 млрд долл.); ^ Финансовая инициатива Программы ООН по
окружающей среде (ФИ ЮНЕП); ^ Экологическая и социальная политика и Требования к реализации проектов Европейского банка реконструкции и развития; ^ ряд других стандартов.
Области применения этих механизмов ответственности финансового сектора различаются, но все они преследуют общую цель - ограничение инвестиционной и кредитной поддержки проектов, противоречивых с экологической и социальной точки зрения и, следовательно, несущих в себе дополнительные риски.
Российские компании и банки, привлекающие финансовые ресурсы с международных рынков капитала, привычны к применению международных механизмов и стандартов ответственности в соответствии с требованиями международных кредиторов и инвесторов. Внедрение международных стандартов УР и КСО в практику работы российских финансовых организаций повышает их конкурентоспособность и расширяет возможности по формированию ресурсной базы.
По данным ежегодного опроса клиентов МФК, содействие, оказываемое банками клиентам в области управления социальными и экологическими аспектами их деятельности, реализуемых инвестиционных проектов, является третьим по значению фактором, определяющим выбор МФК банков-партнеров для соинвестирования.
Проблемы «озеленения» российской банковской системы
Внедрение стандартов экологической и социальной ответственности в российском финансовом секторе требует объединения усилий российского правительства и отечественных финансовых организаций и предприятий по следующим направлениям:
• во-первых, процесс «озеленения» российской
финансовой системы должен быть поддержан четким указанием со стороны российского правительства на важность учета социальных и экологических аспектов в деятельности финансового сектора, особенно при оценке эффективности деятельности крупных банков, контролируемых государством (ВЭБ, Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк и Газпромбанк). Такая поддержка государством деятельности финансовых организаций в сфере УР и КСО в Китае носит правовой характер: коммерческим правом закреплена обязанность компаний следовать принципам социальной ответственности. По мнению Государственного банка развития Китая, деятельность компаний в сфере КСО должна находиться под эффективным контролем государства;
• во-вторых, гармонизация требований российского законодательства в отношении оценки воздействия на окружающую среду с соответствующими процедурами международных финансовых организаций позволит российским заемщикам избежать излишних затрат и усилий, связанных с одновременным выполнением требований российского и международного законодательства;
• в-третьих, при предоставлении государственных средств на реализацию инвестиционных проектов должны иметь приоритет проекты, направленные на повышение ресурсоэффектив-ности, способствуя модернизации экономики, подобно тому, как это делается в рамках схем «зеленого» стимулирования, реализуемых в США, странах ЕС, Китае, Южной Корее и ряде других государств;
• в-четвертых, с целью развития взаимодействия финансового сектора с заинтересованными сторонами и повышения качества принимаемых решений представители государственных природоохранных органов и организаций гражданского общества должны участвовать в процессе принятия решений о кредитовании проектов со значительным уровнем воздействия на окружающую среду крупными российскими банками, контролируемыми государством. Российские финансовые организации могут реализовать процесс «озеленения» своей деятельности, внедрив внутренние нормативные документы,
обеспечивающие:
• анализ экологических и социальных рисков проектов как на стадии экспертизы и принятия
решения о финансировании проекта, так и в процессе мониторинга реализации проекта;
• классификацию (категоризацию) проектов по степени социально-экологических рисков;
• открытый и прозрачный механизм диалога с заинтересованными сторонами (населением, исполнительными органами федерального и муниципального управления, соинвесторами), включая процедуры рассмотрения жалоб;
• разработку политики социально-экологической ответственности с измеримыми показателями эффективности;
• разработку и применение экологических и социальных критериев оценки и отбора клиентов и проектов (контрольных списков, схем принятия решений, методических руководств и т. д.);
• эффективные структуры и механизмы для сотрудничества с клиентами по вопросам УР и КСО в широком смысле слова, включая консультации по проблемам УР и КСО клиентов и проектов;
• внутренние и внешние механизмы обеспечения соответствия деятельности банка международным экологическим и социальным требованиям;
• анализ имеющегося портфеля проектов и выявление экологических и социальных рисков, связанных с каждым проектом/клиентом;
• изучение подходов к достижению оптимального баланса экологических и социальных рисков в кредитном/инвестиционном портфеле;
• меры экологизации собственной операционной деятельности («зеленый офис»), включая, например, сертификацию систем экологического менеджмента организации в соответствии со стандартом ISO 14001;
• создание внутренних подразделений по ответственному финансированию и КСО, обеспечивающих внедрение в практику работы банка международных стандартов УР и КСО и отвечающих за регулярное информирование руководства о состоянии дел в отношении критически важных проектов, осуществление которых потенциально связано с высокими ре-путационными и инвестиционными рисками;
• обучение сотрудников и клиентов банка по вопросам устойчивого развития. Всемирный фонд дикой природы WWF (The
World Wide Fund for Nature) предлагает следующие
меры, направленные на повышение социально-
экологической ответственности и подотчетнос-тироссийских финансовых организаций:
• гармонизация внутренних процедур и политики российских финансовых институтов с существующей наилучшей практикой, включая такие международно признанные механизмы социально-экологической ответственности, как Стандарты деятельности МФК, социально-экологические стандарты ЕБРР и Азиатского банка развития, Общие подходы к вопросам охраны окружающей среды при кредитовании экспорта, получившем официальную поддержку ОЭСР, Принципы Экватора, Принципы ответственных инвестиций ООН и ряд др. Данные механизмы могут рассматриваться как
отраслевые ориентиры для деятельности в области кредитования и портфельных инвестиций, и российские банки могут использовать их в качестве основы для формирования собственных подходов в сфере устойчивого развития;
• раскрытие нефинансовой информации для всех заинтересованных лиц, например в форме отчетов о корпоративной социальной ответственности в соответствии с международными стандартами;
• создание различных механизмов обеспечения соответствия требованиям и работы с жалобами, а также площадок для открытого диалога с представителями гражданского общества и местных сообществ, в особенности в тех случаях, когда эти группы выступают в роли заинтересованных сторон, непосредственно затрагиваемых финансируемыми проектами;
• использование дифференцированных условий кредитования, включая размер кредитных ставок, в зависимости от социальных и экологических аспектов деятельности заемщика или предлагаемого проекта, например льготные (на больший период и/или под меньший процент) займы для энерго - и ресурсоэффективных проектов и более высокие ставки для энергоемких и загрязняющих производств;
• различные внутренние инициативы по устойчивому функционированию офисов («зеленый офис»), например использование бумаги из вторсырья, применение таких схем экономии энергии (и средств), как замена командировок телеконференциями, создание систем экологического менеджмента и их сертификация в соответствии со стандартами К014000.
Возможно, важнейшим условием эффективного внедрения принципов социально-экологической ответственности в деятельность финансовой организации является соответствующая приверженность «зеленым» идеям со стороны ее высшего руководства, поддержанная активной позицией сотрудников, ответственных за управление рисками, вопросы корпоративной социальной ответственности и другие сферы деятельности.
В то же время интеграция принципов устойчивого развития в деятельность организации и формирование соответствующего плана действий не могут происходить в корпоративной «башне из слоновой кости». Напротив, эти процессы требуют как вовлечения и участия заинтересованных сторон внутри организации (например специалистов, ответственных за выдачу кредитов, управление сделками, связи с клиентами, юридическое сопровождение), так и консультаций с ключевыми клиентами и заинтересованными сторонами за пределами организации (регулирующими органами, НКО, отраслевыми ассоциациями).
Как показывает опыт различных международных финансовых организаций, можно использовать различные подходы к интеграции механизмов социальной и экологической ответственности в свою деятельность.
Некоторые организации делают выбор в пользу самостоятельной разработки и внедрения внутренних механизмов и системы ответственности, действуя в относительной изоляции. Другие могут развивать деятельность в сфере УР и КСО, делая основной упор на членство в таких горизонтальных международных сетях, как Принципы Экватора и Принципы ответственных инвестиций ООН.
Подход к решению таких вопросов должен быть гибким, отражая различия в масштабах, структуре, форме собственности и целях финансовых организаций.
Однако условия, определяющие эффективность финансовой организации в сфере экологической и социальной ответственности, остаются неизменными:
• четкое видение целей развития;
• наличие простого, но максимально конкретного плана действий в сфере ответственности, предусматривающего четкие цели и измеримые показатели;
• функционирование эффективных каналов внешних и внутренних коммуникаций;
• существование механизмов обеспечения соответствия и рассмотрения жалоб;
• интеграция проблематики ответственного финансирования и КСО во все виды деятельности и компоненты организации в отличие от ситуации, когда эти вопросы не выходят за пределы лишь одного подразделения.
Для эффективного внедрения механизмов экологической и социальной ответственности в деятельность финансовой организации необходимо реализовать пилотный проект по внедрению внутренних стандартов и механизмов в области КСО в широком смысле. Сначала выбрать одну отрасль, при финансировании проектов в которой будут применяться соответствующие механизмы, например лесное хозяйство или рыболовство. Впоследствии действие механизмов распространяется и на проекты в других отраслях. Аналогичным образом на начальном этапе эти механизмы могут быть применимы лишь к таким «высокорисковым» финансовым продуктам, как проектное и экспортное финансирование, а затем получить распространение на более широкий круг продуктов (первоначальное публичное размещение, корпоративное кредитование и т. д.).
В качестве примера экономического обоснования присоединения к Принципам Экватора можно привести опыт банка НуроУеге^Ьапк. Этот банк проанализировал дополнительные затраты времени и финансовых ресурсов, связанные с применением Принципов Экватора к кредитованию проектов категории А (проекты с высоким уровнем социальных и экологических рисков). По оценке НуроУеге^Ьапк, дополнительное время, необходимое проектному персоналу для выявления и оценки социально-экологических рисков, составляет в среднем 4 % от общих временных затрат на экспертизу проекта. Дополнительные затраты на привлечение внешних независимых консультантов (по экологическим, социальным и правовым вопросам) в связи со сделками по проектам категории А составляют менее 0,01 % от общей стоимости проекта, что соответствует увеличению общих затрат на комплексный анализ проекта на 15-20 %. Затраты на осуществление процедур экологической оценки, как правило, возлагаются на заемщика.
Внедрение в практику российских банков принципов устойчивого развития, КСО и ответственного финансирования должно поддерживаться и стимулироваться государством, поскольку может
способствовать повышению ответственности мировой финансовой системы и ее устойчивости к различным кризисным явлениям.
Список литературы
1. Никонова И. А. Проектный анализ и проектное финансирование. М.: Альпина Паблишер, 2012.
2. Руководство по социальной ответственности // Международный стандарт ИСО 26000-2010.
[Электронный ресурс]. URL: http://www. ksovok. com/doc/iso_fdis_26000_rus. pdf.
3. Чистая выгода для России: преимущества ответственного финансирования: доклад Программы по экологизации рынков и инвестиций WWF / под ред. И. Герасимчук, К. Илюмжиновой и А. Шорна. Москва - Франкфурт-на-Майне - Йоханнесбург: WWF, 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www. wwf.ru/data/policy/pure_profit_rus_for_web.pdf.
CLIFF
2 октября 2012 г. юридическая фирма «КЛИФФ» в гостинице Hilton Moscow Leningradskaya (Москва, ул. Каланчевская, 21/40)
проводит пресс-завтрак
«ТОП 10 ключевые законы 2012»
Информационный партнёр мероприятий юридической фирмы «КЛИФФ» -Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
Ведущие юристы компании «КЛИФФ» отобрали десять наиболее ярких и значимых законов, которые могут вызвать дополнительные комментарии и разъяснения юристов:
* новые формы коммерческой деятельности: хозяйственное партнерство и инвестиционное товарищество;
* новая практика применения норм корпоративного права (постановление ВАС РФ об исключении участника из ООО, привлечение к ответственности ГД и членов СД, избавление от «корпоративных покровов»);
* методики определения доминирующего положения. история борьбы;
* новое в судебном регулировании процедур банкротства;
* федеральная контрактная система: изменится ли система государственных закупок;
* ВТО: а как же теперь?
* банки, таможня;
* законопроекты о взаимном страховании застройщиков и об особом порядке проведения их проверок как новые механизмы защиты покупателей квартир в новостройках;
* последствия принятия Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 № 54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем» для простых граждан;
* положения Федерального закона, вступившего в силу 01.07.2012 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» переносит убытки от действий мошенников на банки. С 01.01.2013 вступает в силу соответствующая статья этого закона: что это изменит и к чему приведет?
* ФАС и автомобильный бизнес: это любовь?
За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефону: +7 (495) 504-34-61 (доб. 251) либо E-mail: [email protected].
Виталий Кутин www.cliff.ru