Оценочная деятельность в федеральном государственном учреждении «Российский Речной Регистр»
А.А. Рябов
руководитель службы по работе с персоналом федерального государственного учреждения «Российский Речной Регистр» (г. Москва)
Александр Алексеевич Рябов, [email protected]
Федеральное государственное учреждение «Российский Речной Регистр» (далее - Речной Регистр) является членом Международной ассоциации органов технического надзора и классификации. Его представители принимают участие в работе Комитета по внутреннему водному транспорту Европейской экономической комиссии ООН, Международной морской организации (ИМО) и Дунайской Комиссии (ДК) по вопросам гармонизации и унификации требований в области судоходства.
Оценочная деятельность является одним из видов деятельности, определенных уставом Речного Регистра, согласно которому осуществляются исследования и экспертизы технического состояния судов, иных плавучих объектов и их элементов, а также оценка этих объектов по заявкам судовладельцев, фрахтователей, страховщиков или других заинтересованных лиц.
Согласно уставу Речной Регистр осуществляет классификацию следующих судов:
• самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт;
• несамоходные суда вместимостью не менее 80 тонн;
• все пассажирские и наливные суда;
• паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях;
• суда смешанного (река - море) плавания.
Рассмотрим ряд документов Речного Регистра, в той или иной степени перекликающихся с вопросами оценки объектов, находящихся на классификационном учете в Речном Регистре. Прежде всего это недавно вступившие в силу руководства Речного Регистра:
1) Р.002-2002 «Обновление судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания»;
2) Р.003-2003 «Строительство судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания с использованием элементов эксплуатировавшихся судов».
В настоящее время к оценке могут быть представлены следующие речные суда:
• соответствующие проекту постройки;
• прошедшие обновление всех основных конструктивных элементов (как с сохранением, так и без сохранения своего назначения);
• прошедшие обновление отдельных основных конструктивных элементов (как с сохранением, так и без сохранения своего назначения);
• построенные с использованием элементов эксплуатировавшихся судов;
• переведенные по своему техническому состоянию из вышестоящего класса в нижестоящий, и наоборот.
Все эти суда будут иметь различную полную стоимость восстановления, а потенциального покупателя в первую очередь будут интересовать техническое состояние этого судна, и в какой мере по своему фактическому техническому состоянию оно соответствует требованиям своего класса.
В руководстве Р.002-2002 под обновлением судна понимается комплекс согласованных с Речным Регистром и производимых судовладельцем мероприятий, после осу-
ществления которых техническое состояние корпуса, механизмов и электрического оборудования позволит обеспечить надежную эксплуатацию судна в спецификационных условиях в течение планируемого судовладельцем срока. Руководством установлены следующие уровни обновления (отдельно по корпусу, механизмам и электрическому оборудованию):
• уровень 1 (У1), удостоверяющий техническое состояние судна, обеспечивающее надежную эксплуатацию обновленного судна не менее 15 лет;
• уровень 2 (У2), удостоверяющий техническое состояние судна, обеспечивающее надежную эксплуатацию обновленного судна не менее 10 лет.
Техническое состояние корпуса, механизмов и электрического оборудования судна, обновленного до уровня У1 или уровня У2, признается аналогичным техническому состоянию соответствующих элементов спроектированного на срок службы 20 лет нового судна после 5-летней или 10-летней эксплуатации. При этом считается, что все параметры нового судна (главные размерения, грузоподъемность, назначение, класс, район плавания и т. д.) практически не отличаются от таковых обновленного судна. При обновлении судна на основании статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и пункта 5.1 Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания1 на него выдаются документы Речного Регистра с соблюдением следующих положений:
1) при обновлении судна с сохранением его назначения составляется акт внеочередного или первоначального освидетельствования, в свидетельство о годности к плаванию вносятся необходимые изменения, выдаются свидетельства об обновлении раздельно по корпусу, механизмам и электрическому оборудованию, оформляется новое классификационное свидетельство;
2) при обновлении судна с изменением его назначения составляется акт первоначального освидетельствования, выдается новый комплект судовых документов. Дополнительно на судно выдаются свидетельства об обновлении корпуса, механизмов и электрооборудования;
Отсчет сроков последующих классификационных освидетельствований корпуса, механизмов и электрического оборудования производится с момента выдачи свидетельства
06 обновлении этих элементов судна. В практике это будет означать, что 45-летнее судно постройки 1964 года, прошедшее в 2007 году полное обновление всех конструктивных элементов до уровня У1, на момент оценки (09.2009) будет иметь эффективный возраст
7 лет:
Тэф = Тнорм - Тобн = 20 - (15-2) = 7 лет
где Т - эффективный возраст судна;
Тнорм - нормативный срок речного судна;
эф
н
Тобн - срок обновления основных конструктивных элементов судна.
Физический износ судна, рассчитанный по классической формуле, будет составлять: Иф = 100% х Тф / Т = 100% х 7 / 20 = 35%,
физ эф норм 9
где Ифиз- физический износ судна.
Соответственно, подразумевается, что все основные конструктивные элементы судна физически изношены на 35 процентов. Однако, принимая во внимание тот факт, что суда внутреннего плавания эксплуатируются 4-6 месяцев в году, в зависимости от продолжи-
1 Положение о классификации судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания : зарегистрировано
в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 ноября 2002 года № 3932 : введено в действие с 5 де-
кабря 2002 года.
тельности навигационного периода в том или ином регионе Российской Федерации, физический износ судна, рассчитанный по классической формуле, представляется не вполне корректным.
Руководство Р.003-2003 «Строительство судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания с использованием элементов эксплуатировавшихся судов» для судовладельца предусматривает возможность из невостребованного или аварийного судна (судно-донор) построить практически новое судно, требуемого ему предназначения с ограниченным расчетным сроком эксплуатации.
Расчетный срок эксплуатации судна, постройка которого планируется с использованием элементов эксплуатировавшихся судов, устанавливается судовладельцем и зависит от результатов процедуры подтверждения соответствия эксплуатировавшихся конструкций, технических средств и оборудования требованиям Правил Российского Речного Регистра (далее - Правила РРР), содержащихся в следующих разделах:
1) Правила классификации и постройки судов внутреннего плавания (ПСВП), утвержденные распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 11 ноября 2002 года № НС-137-р, вступившие в силу с 31 марта 2003 года, с изменениями, внесенными:
• Бюллетенем № 1 дополнений и изменений Правил РРР, утвержденным распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 31 декабря 2003 года № НС-183-р, вступившим в силу с 31 марта 2004 года;
• Бюллетенем № 2 дополнений и изменений Правил РРР, утвержденным распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 30 января 2004 года № НС-17-р, вступившим в силу с 1 июня 2004 года;
• распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № ИЛ-88-р;
• распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 2 июня 2010 года № ИЛ-40-р;
2) Правила классификации и постройки судов смешанного плавания (ПССП), утвержденные распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 22 ноября 2002 года № НС-140-р, вступившие в силу с 31 марта 2003 года, с изменениями, внесенными:
• Бюллетенем № 1 дополнений и изменений Правил РРР, утвержденным распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 31 декабря 2003 года № НС-183-р, вступившим в силу с 31 марта 2004 года;
• распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № ИЛ-88-р;
• распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 10 апреля 2009 года № СА-29-р.
Расчетный срок эксплуатации судна отражается в техническом задании на его проектирование.
Руководство Р.003-2003 содержит требования, относящиеся к проектированию и постройке судов на ограниченные расчетные сроки эксплуатации 15 (3КС) и 20 (4КС) лет:
1) срок эксплуатации 3КС равен трем периодам между классификационными освидетельствованиями, включая первоначальное, то есть 15 годам;
2) срок эксплуатации 4КС равен четырем периодам между классификационными освидетельствованиями, включая первоначальное, то есть 20 годам.
Эксплуатация судна по истечении его расчетного срока службы возможна в том случае, если техническое состояние судна признано Речным Регистром годным для тех или иных условий эксплуатации.
Сегодня уже эксплуатируются речные суда, переоборудованные из невостребованных или списанных судов (построенные с использованием элементов эксплуатировавшихся
судов на ограниченный расчетный срок эксплуатации 15 или 20 лет). Так, на Енисее невостребованные сухогрузные баржи проекта Р29 переоборудуются в нефтеналивные суда проекта 1369, грузоподъемностью 3 000 тонн. В настоящее время только Красноярский судоремонтный завод спустил на воду 13 судов проекта 1369, построенных согласно Руководству Р.003-2003, а всего за 2006-2009 годы в Российской Федерации по такой схеме построены и эксплуатируются порядка 50 единиц судов.
Руководство Р.003-2003 доказало свою актуальность и привлекательность для судовладельцев, вследствие чего в России наметилась тенденция роста количество переоборудованных речных судов.
Вопросы, связанные с определением технического состояния и износа конструктивных элементов судов, регламентируются Правилами освидетельствования судов в эксплуатации (с 2 июля 2010 года - Руководство Р.035-2010) (ПОСЭ). ПОСЭ устанавливают порядок, сроки, методы и объемы освидетельствований Речным Регистром судов, находящихся в эксплуатации, а также содержат нормативы для определения технического состояния судов. Техническое состояние судов определяется в соответствии с приложениями 1-4 ПОСЭ, а именно:
• приложение 1 ПОСЭ «Указания по определению технического состояния корпусов судов в эксплуатации расчетным методом», включая суда с деревянными, пластмассовыми и железобетонными корпусами;
• приложение 2 ПОСЭ «Методические указания по определению технического состояния металлических корпусов», включая корпуса судов, изготовленные из легких сплавов;
• приложение 3 ПОСЭ «Методические указания по определению технического состояния механизмов», включая судовые системы;
• приложение 4 ПОСЭ «Методические указания по определению технического состояния электрического оборудования», включая радиооборудование.
Корпус речного судна является основным ценообразующим фактором при определении восстановительной стоимости судна. Весовые значения восстановительной стоимости корпусов в составе полной восстановительной стоимости судов могут находиться в диапазоне от 50 до 75 процентов, а в отдельных случаях (баржи металлические наливные, несамоходные, проект 248А) могут достигать 95 процентов.
В ПОСЭ заложены критерии и нормы, регламентирующие нахождение судна внутреннего или смешанного (река - море) плавания в своем классе. Согласно приложению 2 ПОСЭ «Методические указания по определению технического состояния металлических корпусов» это будет означать, что судно класса «Ё О-ПР 2,0», с металлическим корпусом, длиной 50 метров, конструктивная толщина листов наружной обшивки корпуса которого равна 6,0 мм, будет находиться в своем классе до достижения им минимальных остаточных толщин листов наружной обшивки корпуса:
• в районе скулового пояса - 3,25 мм;
• в средней части судна и кормовой оконечности - 3,45 мм;
• в районе балластных и топливных цистерн - 4,45 мм.
После этого судно подлежит переводу в низший класс или списанию.
Правилами Российского Речного Регистра также предусматривается возможность перевода судна из низшего класса в высший при условии укрепления на судне корпусных конструкций и проведении иных согласованных с Речным Регистром дополнительных мероприятий.
Оценке может подлежать судно, изначально принадлежавшее к вышестоящему классу, но в силу своего технического состояния (в основном из-за состояния корпуса) переведенное в низший класс. Приведем пример.
Судно класса «М-СП», длиной 50 метров, с конструктивной толщиной борта 9,0 мм, в районе скулового пояса достигло износа листов наружной обшивки, равного 4,5 мм
(замер произведен по 12 точкам, с использованием средств ультразвуковой толщино-метрии, взято среднее арифметическое значение), и согласно приложению 2 ПОСЭ перестало быть судном класса «М-СП». Исполнять свое функциональное предназначение - перевозить грузы в районах, назначенных для плавания судов класса «М-СП», это судно уже не может, но оно не списано, а переведено в класс «О». В классе «О» конструктивная толщина бортов судов, как правило, составляет 6,0 мм, а минимальное допустимое значение толщины листов наружной обшивки в районе скулового пояса - 3,25 мм. В этом случае износ наружной обшивки корпуса судна составит 54,5 процента. Допустимый износ толщины листов наружной обшивки корпуса в районе скулового пояса для судов класса «О»: 6,0 мм - 3,25 мм = 2,75 мм. Фактический износ толщины листов наружной обшивки корпуса в районе скулового пояса оцениваемого судна рассчитывается следующим образом:
6,0 мм - 4,5 мм = 1,5 мм;
2,75 мм - 100%;
1,5 мм - х;
х = 1,5 х 100 / 2,27 = 54,5%.
Таким образом, было установлено, что это судно способно исполнять свое новое функциональное предназначение - перевозить грузы в районах, назначенных для плавания судов класса «О».
Исходя из изложенного можно сделать вывод, что при освидетельствовании и оценке речных судов, на которые распространяется процедура переводов судна из класса в класс, износ основных элементов конструкции судна в пределах норм, регламентирующих нахождение судна в своем классе, по сути, является износом функциональным. Он может быть с достоверной точностью рассчитан как среднее взвешенное значение допустимых в своем классе износов основных конструктивных элементов судна.
Для примера представим алгоритм определения функционального износа речного судна.
1. Корпус судна.
Техническое состояние корпуса признается годным, если остаточные толщины и параметры местных остаточных деформаций удовлетворяют требованиям пунктов 3.6.3-3.6.6 ПОСЭ:
1.1. Наружная обшивка корпуса:
1.1.1. Процент допустимого в своем классе износа наружной обшивки:
• в районе скулового пояса - 20,0%;
• в средней части судна - 18,0%;
• в районе кормовой оконечности - 22,0%;
• в районе балластных и топливных цистерн - 20,0%.
Замеры допустимого износа корпуса судна произведены в 10 точках для каждого района с использованием средств ультразвуковой толщинометрии, и взято среднее арифметическое значение для каждого района корпуса. Среднее арифметическое значение допустимого износа наружной обшивки корпуса:
(20,0 + 18,0 + 22,0 + 20,0) / 4 = 20,0%.
1.2. Надстройка.
Вычисление процента допустимого в своем классе износа надстройки производится по аналогии с расчетами для наружной обшивки. Среднее арифметическое значение допустимого износа надстройки равно 14%.
1.3. Палубы.
Среднее арифметическое значение допустимого износа палуб, определенное по аналогии, - 19,0%.
1.4. Платформы.
Среднее арифметическое значение допустимого износа платформ, определенное по аналогии, - 14,0%.
1.5. Весовые значение элементов конструкции корпуса по доле их веса в общем весе корпуса судна в нашем случае примем равными:
• наружная обшивка с набором - 52,0%;
• надстройка - 21,0%;
• палубы - 22,0%;
• платформы - 11,0%.
1.6. Среднее (взвешенное) значение допустимого износа для корпуса судна в своем классе в нашем случае составит:
(20,0 х 0,52) + (14,0 х 0,21) + (19,0 х 0,22) + (14,0 х 0,11) = 10,4 + 2,9 + 4,2 + 1,5 = 20%.
Зная, что за период эксплуатации (10 лет) корпус судна износился на 20 процентов допустимого износа, можно спрогнозировать срок нахождения судна в своем классе по основному ценообразующему фактору - около 40 лет.
В приложениях к ПОСЭ подобный алгоритм определения технического состояния основных конструктивных элементов судна заложен и для определения технического состояния механизмов, трубопроводов, систем, а также электрооборудования судов.
2. Механизмы.
На судне установлен один главный двигатель типа 3Д42 и один вспомогательный дизель-генератор типа ДГР75.
2.1. Главный двигатель типа 3Д42.
Функциональный износ (Ифун) (функциональное устаревание) дизеля 3Д42, установленного на судне, определен по остатку технического ресурса дизеля 3Д42 и равен 32,0%. Ресурс работы дизеля, установленный Инструкцией по технической эксплуатации и обслуживанию дизеля 3Д42 (до полной замены), равен 4 000 часам. По журналу учета работы главного двигателя 3Д42 он отработал 1 000 часов:
Ифн = 1 000 час. х 100 / 4 000 час. = 25,0%.
фун
2.2. Основной дизель-генератор ДГ100.
Ресурс работы основного дизель-генератора (до полной замены) согласно Инструкции по технической эксплуатации и обслуживанию дизель-генератора ДГ100 составляет 3 000 часов. По журналу учета работы дизель-генератора ДГ100 он отработал 1 600 часов:
Ифн = 1 600 час. х 100 / 3 000 час. = 53,3%.
2.3. Вспомогательный дизель-генератор ДГР75.
Ресурс работы вспомогательного дизель-генератора (до полной замены) согласно Инструкции по технической эксплуатации и обслуживанию дизель-генератора ДГР75 составляет 3 000 часов. По журналу учета работы дизель-генератора ДГР75 он отработал 2 000 часов:
Ифун = 2 000 час. х 100 / 3 000 час. = 66,6%.
2.4. Весовые значения главного двигателя и вспомогательного дизель-генератора в нашем случае примем равными:
• главный двигатель - 52%;
• основной дизель-генератор - 27%;
• вспомогательный дизель-генератор - 21%.
2.5. Среднее (взвешенное) значение допустимого износа механизмов судна в своем классе в нашем случае будет составлять:
(25,0 х 0,52) + (53,3 х 0,27) + (66,6 х 0,21) = 13,0 + 14,4 + 13,9 = 41,3%.
3. Трубопроводы и системы.
Среднее (взвешенное) значение допустимого износа трубопроводов и систем в своем классе, определенное по аналогии, - 24%.
4. Электрооборудование (включая радиооборудование).
Среднее (взвешенное) значение допустимого износа электрооборудования судна в своем классе, определенное по аналогии, - 15%.
5. Функциональный износ судна как среднее взвешенное значение допустимых процентов износов основных его конструктивных элементов внутри своего класса рассмотрим применительно к сухогрузному теплоходу класса «М-СП» проекта Финн-1000/540. Для этого воспользуемся Ценником № 103 Министерства речного флота РСФСР (далее - Минреч-флот РСФСР) для переоценки речных судов. В Ценник включены все суда, находившиеся на балансе Минречфлота РСФСР по состоянию на 1 декабря 1972 года. В Приложении № 6 «Удельные веса конструктивных элементов судов в общей восстановительной стоимости» (раздел «Самоходный грузовой флот», подраздел «Теплоходы сухогрузовые») судну проекта Финн-1000/540 соответствует позиция 171: тип судна «Одновинтовой трюмный «М», грузоподъемность 1000 тонн, мощность 540 л. с., удельные веса конструктивных элементов:
• корпус - 0,65%;
• механизмы - 0,17%;
• системы и трубопроводы - 0,08%;
• электро- и радиооборудование - 0,1%.
В нашем случае функциональный износ основных конструктивных элементов судна составляет:
• корпус - 20,0%;
• механизмы - 41,3%;
• трубопроводы и системы - 24,0%;
• электрооборудование (включая радиооборудование) - 15%.
Среднее (взвешенное) значение функционального износа применительно к судну проекта 791 будет составлять:
Ифун = (20,0 х 0,65) + (41,3 х 0,17) + (24,0 х 0,08) + (15,0 х 0,1) =
= 13,0 + 7,0 + 1,9 + 1,5 = 23,4%.
Помимо рассмотренных, в Российском Речном Регистре есть документы (например акты филиалов Речного Регистра), в которых регистрируются данные о фактическом техническом состоянии судна. Из этих документов оценщики могут получить полную информацию о его износе. Вторые экземпляры документов хранятся в филиалах Российского Речного Регистра, а первые должны находиться на борту оцениваемого судна.
Речь идет о следующих документах:
1) акт о дефектации корпуса судна - составляется на суда внутреннего плавания 1 раз в 5 лет и на суда смешанного (река - море) плавания 1 раз в 2 года. В разделе акта «Заключение эксперта» отражены все аспекты износа корпуса судна, включая наружную обшивку, надстройку, палубы и платформы;
2) акты очередного освидетельствования корпуса судна:
• форма РР-3.5 - стандартное освидетельствование корпуса;
• форма РР-3.6 - освидетельствование корпуса с использованием средств неразру-шаемого контроля (ультразвуковой толщинометрии).
Эти акты для судов, имеющих возраст менее 30 лет, составляются при очередном освидетельствовании - 1 раз в 5 лет, а для судов, имеющих возраст более 30 лет, - 1 раз в 2 года;
3) акт очередного освидетельствования механизмов (форма РР-3.7) дает представление о техническом состоянии двигателя (двигателей) судна, его систем и трубопроводов, а также об их износе. Акт составляется при очередном освидетельствовании судна 1 раз в 5 лет;
4) акт очередного освидетельствования электрооборудования (форма РР-3.8) дает представление о техническом состоянии электро- и радиооборудования судна (его износе). Акт составляется при очередном освидетельствовании судна 1 раз в 5 лет;
5) акт освидетельствования судна в доке или на слипе (форма РР-3.9). Этот акт является комплексным, в нем содержатся данные о техническом состоянии и износе корпуса судна, включая надстройку палубы и платформы, механизмов судна, его трубопроводов и систем, а также судового электро- и радиообородувания. Акт составляется во время докования (слипования) судна, отражает полное техническое состояние его основных конструктивных элементов, что необходима специалисту-оценщику для определения физического и функционального износов при проведении оценочных работ.
В Речном Регистре имеются и отдельные документы Министерства речного флота РСФСР, которые до сих пор действуют и могут быть использованы при определении полной восстановительной стоимости судов, в частности упомянутый ранее Ценник № 103 для переоценки речных судов, приведена полная восстановительная стоимость этих судов (в ценах 1972 года) как для индивидуальной, так и групповой их оценки, также приведены удельные веса основных конструктивных элементов судов в общей их восстановительной стоимости и региональные коэффициенты.
Если мы вернемся к началу статьи, к анализу состояния 45-летнего судна постройки 1964 года, все конструктивные элементы которого в 2007 году были полностью обновлены до уровня У1, на момент оценки (сентябрь 2009 года) имеющего эффективный возраст 7 лет, физический износ которого был рассчитан по классической формуле и равен 35 процентам, то сможем увидеть разницу между физическим износом судна, определенным по его фактическому состоянию, и физическим износом судна, определенным расчетным путем.
Пример
Судно класса «М-СП», длиной до 50 метров, конструктивная толщина наружных листов обшивки корпуса которого равна 9 миллиметрам, по данным ультразвуковой толщинометрии имеет остаточные толщины наружной обшивки корпуса:
• в районе скулового пояса - 7,2 мм, что соответствует Ифиз = 20%;
• в средней части судна - 7,5 мм, что соответствует Ифиз = 16,6%;
• в районе кормовой оконечности - 7,2 мм, что соответствует Ифиз = 20%;
• в районе балластных и топливных цистерн - 7,7 мм, что соответствует Ифиз = 14,4%.
Среднее арифметическое значение физического износа (Ифиз ) корпуса судна составит:
Ифиз ср = (20,0% + 16,6% + 14,4% + 20,05) / 4 = 17,75% * 17,6%.
При Ифиз = 35%, рассчитанным по классической формуле, разница в значениях составит:
35,0% - 17,6% = 17,4%.
При полной стоимости восстановления судна равной 100 000 000 рублей и удельном весе корпуса судна в его полной восстановительной стоимости 65 процентов недооценка стоимости судна только по одному этому фактору может составить 11 310 000 рублей:
• восстановительная стоимость корпуса судна - 65 000 000 рублей:
100 000 000 р. х 0,65 = 65 000 000 р.;
• недооценка стоимости судна из-за ошибки в определении восстановительной стоимости его корпуса - 11 310 000 рублей:
65 000 000 р. - 100%;
х - 17,4%;
х = (65 000 000 р. х 17,4) / 100 = 11 310 000 р.
Таким образом, мы наглядно показали, что вопросы освидетельствования судов и расчеты физических и функциональных износов их основных конструктивных элементов должны решаться специалистами классификационных организаций (обществ), на классификационном учете в которых находятся эти суда. Специалисты этих организаций (обществ) имеют в своем ведении всю необходимую проектную и эксплуатационную документацию на суда, соответствующий уровень образования (профессиональной подготовки) специалистов в области судостроения, теории устройства судна и применения средств неразрушающего контроля, а также соответствующую аппаратуру для непосредственного проведения замеров.
Российским Речным Регистром в целях повышения объективности отчетов об оценке стоимости речных судов, подготавливаемых оценочными и страховыми компаниями, предлагается привлекать к процедуре оценки экспертов Речного Регистра и приобщать их акты освидетельствования судов (их основных конструктивных элементов) к своим отчетам о рыночной стоимости оцениваемых объектов. Наличие в отчете об оценке стоимости судна актов его освидетельствования Речным Регистром позволит:
• внести дополнительный вклад в минимизацию риска наступления имущественной ответственности оценщика (оценщиков) при осуществлении оценочной деятельности, предусмотренной Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
• освободить Речной Регистр от переписки с судами различных юрисдикций по вопросам оценки.
В настоящее время взаимодействие Речного Регистра с оценочными и страховыми компаниями в какой-то степени налажено в Нижневолжском филиале Речного Регистра (г. Астрахань), в других филиалах взаимодействие не организовано, значит, есть над чем работать.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ РФ) : Федеральный закон от 7 марта 2001 года № 24-ФЗ.
2. Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации. М. : РосКон-сульт, 2003.
3. Обновление судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания : Руководство Р.002-2002. М. : РРР, 2002.
4. Строительство судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания с использованием элементов эксплуатировавшихся судов: Руководство Р.003-2003. М. : РРР, 2003.
5. Ценник № 103 для переоценки речных судов : утвержден Министерством речного флота РСФСР по согласованию с ЦСУ СССР. М. : Транспорт, 1970.
6. Оценка недвижимости : учебник / под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. М. : Финансы и статистика, 2005.
7. Практика оценки стоимости машин и оборудования : учебник / под ред. М. А. Федотовой. М. : Финансы и статистика, 2005.
8. Оценка стоимости транспортных средств : учебно-методическое пособие / под ред. М. П. Улицкого. М. : Финансы и статистика, 2005.
9. Положение о классификации судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания : зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 ноября 2002 года № 3932 : введено в действие с 5 декабря 2002 года.
*
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
Предлагаем Вашему вниманию издание Международной академии оценки и консалтинга - монографию авторов И.В. Булавы, А.М. Батьковского, М.А. Бать-ковского, С.А. Бушуева, К.Н. Мингалиева, Т.Л. Олейник,
В.И. Потапенко, М.П. Ярошука «Теория и методология разработки стратегии развития предприятия» посвящена исследованию теории и методологии формирования стратегии развития предприятия в российских условиях. Сегодня при разработке такой стратегии консалтинговые фирмы используют различные руководства, большая часть которых - переводы зарубежных изданий. Авторы впервые системно исследовали теорию и методологию разработки стратегии развития предприятия, выделив и проанализировав основные ее элементы, учитывая при этом особенности хозяйственной деятельности в России.
Монография подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 10-02-00082а - глава 1, проект 10-02-00081 а - глава 2 и проект 10-02-00038а -глава 3).
Книга предназначена для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов высшей школы, а также для всех, кто интересуется развитием экономики России.
По вопросам приобретения книги обращаться в редакцию тел./факс (495) 974-1945, 974-1950 * доб. 108, 109, e-mail: [email protected] 115093, Москва, 1-ый Щипковский пер., д. 1, под. 2, 4 этаж, офис, МАОК