Научная статья на тему 'Оценки студентами электросудорожной терапии в фильмах и наяву'

Оценки студентами электросудорожной терапии в фильмах и наяву Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
239
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТ / СТУДЕНТЫ / ФИЛЬМЫ / МИОРЕЛАКСАНТЫ / ECT / STUDENTS / MEDICAL PSYCHOLOGY / PSYCHOTHERAPY INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Голенков А. В.

До изучения психиатрии 57,9 % студентов было знакомо с ЭСТ, больше на старших курсах. После посещения сеанса отношение к ЭСТ достоверно улучшилось, причем применение миорелаксантов не влияло на эти показатели. Показ двух фрагментов фильмов с информированным согласием пациента («Доктор Хаус») и эффектом от проводимой терапии («Чехол») способствовал увеличению положительных оценок у студентов. В реальной жизни процедура не такая страшная, как в фильме «Пролетая над гнездом кукушки». Непосредственное знакомство с процедурой ЭСТ и дифференцированная демонстрация фильмов студентам улучшают их информированность и способствуют более адекватному восприятию этого метода лечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Голенков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students’ appraisal of electroconvulsive therapy in films and reality

Before studying psychiatry 57.9 % of medical students had some information about ECT (more in senior years of study). After students’ visiting a session of ECT their attitude to ECT changed positively. This change was not associated with the use of muscle relaxants. The students’ viewing of two films’ selections about patient’s informed consent (“The Jacket”) and effect of the therapy (“One flew over the cuckoo’s nest”) facilitated increase in students’ positive appraisal. Students’ presence during real ECT procedure and selected films presentation promote their awareness and appropriate attitude towards this method of treatment.

Текст научной работы на тему «Оценки студентами электросудорожной терапии в фильмах и наяву»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ

ОЦЕНКИ СТУДЕНТАМИ ЭЛЕКТРОСУДОРОЖНОЙ ТЕРАПИИ В ФИЛЬМАХ И НАЯВУ

А.В. Голенков

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова,

Чебоксары

Электросудорожная терапия (ЭСТ) до настоящего времени остается в арсенале средств лечения психических расстройств. Как показало наше исследование, население Чувашии мало информировано об ЭСТ и в основном негативно относится к данному методу лечения [2]. У лиц с медицинским образованием восприятие к ЭСТ значительно лучше, хотя и они демонстрируют не вполне правильные представления. В частности, врачи преувеличивают повреждающее влияние ЭСТ на мозг [10], медицинские сестры оценивают метод как болезненную процедуру и "средство последней надежды" [1], студенты чаще указывают на его архаичность, опасность для жизни, возможность немоди-фицированного применения, злоупотребления и нецелевого использования [5]. Предубеждения против ЭСТ вполне могли сформироваться у опрошенных из материалов последних 50 лет, однотипно и скудно представленных в отечественных учебниках [3]. Так, описываются возможные осложнения при проведении ЭСТ, приводится небольшой перечень показаний к ЭСТ, требования тщательного соматического обследования, наличия аппарата искусственного дыхания и др. [6].

Остались недостаточно изученными осведомленность сту-дентов-медиков об ЭСТ, влиянии художественных фильмов (в т.ч. демонстрации его положительного образа), различных модификаций (с миорелаксантами и без них) проведения процедур на восприятие данного метода лечения.

152

Цель исследования: изучить осведомленность студентов-медиков об ЭСТ, их отношение к ЭСТ после просмотра фильма с демонстрацией ЭСТ и посещения сеанса ЭСТ.

Материалы и методы. Опрошено 563 студента-медика, обучающихся на II, IV и V курсах медицинского факультета Чувашского госуниверситета до прохождения курса психиатрии. На младших курсах учился 281 студент, на старших - 282.

Использовалась оригинальная анкетах [2], состоящая из шести вопросов (три были закрытыми и три - открытыми). Расчет необходимого размера (доверительная вероятность 95 %) выборки (322 человека) производился на калькуляторе при доверительном интервале - 5 % для 2000 студентов медицинского факультета.

Кроме того, 130 студентов (юношей - 28, девушек - 88) V курса отвечали на вопросы анкеты О. Gazdag й а1. [9] два раза: после демонстрации процедуры ЭСТ в фильмах и после посещения сеанса (с миорелаксантами и без них). Математикостатистическая обработка осуществлялась с помощью распределения х2.

Результаты и обсуждение. Знали или слышали что-либо об ЭСТ 326 респондентов (57,9 %). Информированность учащихся младших курсов оказалась ниже, чем у старшекурсников. Так, показатели осведомленности колебались от 34,7 % у студентов-педиатров II курса до 90,5 % у пятикурсников. Главным источником информации (в 43,6 % случаев) выступали художественные фильмы, преимущественно американские. Упоминались названия 20 фильмов (47 повторов), чаще всего "Реквием по мечте" (16 раз) и "Полет над гнездом кукушки" (7). Среди других источников следовали средства массовой информации (28,2 %), книги (11,7 %), знакомые и друзья (6,6 %), учеба (4,6 %), Интернет (4,3 %); не помнили, откуда узнали о методе 1,1 %; 8 % назвали несколько источников информации. Присутствовали на процедуре ЭСТ во время учебы 1,5 %.

Конкретные психические расстройства для назначения ЭСТ назвали всего 77 чел. (23,6 %). Самыми частыми показаниями были названы: шизофрения (42,9 %), возбуждение, опасность для окружающих (23,4 %) и хронические (тяжелые) нарушения

психики (10,4 %), психозы (7,8 %). Другие виды патологии, например депрессия, назывались крайне редко - в 3,9 % случаев.

Отношение к ЭСТ после показа фрагментов фильмов достоверно улучшилось по 10 показателям из 15 (таблица).

Утвердительные ответы студентов после просмотра сеанса ЭСТ в фильмах и наяву, %

Вопрос анкеты После Р

фильма сеан- са

ЭСТ - морально устаревший метод лечения 49,14 18,10 0,0001

ЭСТ может проводиться без анестезии 58,62 52,59 НД

ЭСТ может проводиться без миорелаксан-тов 60,34 51,72 НД

ЭСТ вызывает повреждение мозга 44,83 12,07 0,0001

ЭСТ может проводиться нелегально 18,10 11,21 НД

ЭСТ часто злоупотребляют 37,07 10,34 0,0001

ЭСТ используют для контроля за агрессивными больными 59,48 38,79 0,001

ЭСТ используют для наказания непослушных больных 21,55 8,62 0,001

ЭСТ - мучительная (болезненная) процедура 92,24 31,03 0,0001

ЭСТ должна применяться как средство последней надежды 53,45 35,34 0,005

ЭСТ должна применяться как можно чаще в отношении людей из группы социального риска 17,24 20,69 НД

ЭСТ должна применяться как можно чаще в отношении несовершеннолетних 1,72 5,17 НД

ЭСТ - опасная процедура, могущая привести к смерти 70,69 26,72 0,0001

ЭСТ не должна проводиться пациентам старше 65 лет 82,76 29,31 0,0001

Согласились бы на проведение ЭСТ родственнику, страдающему тяжелой (психотической) депрессией 28,45 62,93 0,0001

НД - недостоверно.

ЭСТ с миорелаксантами видели 67,2 % студентов, но только 23,2 % отметили улучшение от введения данной группы препа-

ратов. Большинство особой разницы не увидели, а один студент даже указал на ухудшение в состоянии больного.

Показ двух фрагментов фильмов с информированным согласием пациента ("Доктор Хаус") и эффектом от проводимой терапии ("Чехол" или "Пиджак") достоверно улучшили число положительных оценок у студентов. Однако многие респонденты ссылались на то, что сцены, показанные в фильмах, далеки от реальности. ^которые открыто возмущались, почему процедуру проводят ребенку и в домашних условиях. Часть студентов высказала сомнение в отношении значительного улучшения после одной процедуры.

В реальной жизни процедура не такая страшная, как в фильме "Пролетая над гнездом кукушки" ("жестокий, агрессивный метод, весьма болезненный, проводимый без анестезии и мио-релаксантов для наказания больных").

Результаты проведенного исследования показывают, что большое число студентов-медиков знает об ЭСТ больше, чем население республики (57,9 и 35,2 %; p<0,001). Они к тому же намного лучше относятся к данному методу лечения, не преувеличивают, как население, побочные эффекты и потенциальные риски процедуры [12]. Просматриваются определенные параллели с работой S. Teh et al. [15], в которой почти б0 % респондентов Австралии были знакомы с ЭСТ. Однако студенты оказались менее осведомленными, нежели медицинские сестры (81 %) и врачи (85,7 %) [2]. В другой работе, напротив, медицинские работники меньше, чем студенты, знали и хуже относились к ЭСТ [8].

Данные опроса совпадают с результатами других исследований, в которых фильмы являются главным источником информации об ЭСТ [17]. Образ ЭСТ в кинематографе далек от реальности, так как данная процедура чаще всего используется не в медицинских целях. Как правило, перед проведением ЭСТ больной не знакомится в доступной форме с особенностями такого лечения, не оформляется информированное согласие. Процедура проводится без анестезии и миорелаксантов, вне специализированного кабинета (отделения) и необученным персоналом. Внимание зрителей акцентируются на глубоких и необра-

тимых повреждениях мозга, что опровергается результатами современных научных исследований. Кинематограф преимущественно формирует у зрителя впечатления об ЭСТ как о брутальном и шокирующем методе лечения, вызывая резко отрицательные оценки и сверхсильные эмоции. Процедура представляется мучительной и болезненной. Кинематографисты, как правило, не заботятся о правдоподобности и последствиях такого показа для зрителей [4]. За 60 лет прогрессивно увеличилась демонстрация ЭСТ как негативного, жестокого, вредного и карательного метода лечения, применяемого без эффекта, вызывающего одни отвратительные чувства [11].

Позитивное отношение студентов к ЭСТ после посещения сеанса отмечено и в других работах [5, 7, 12, 17]. Особо эффективны дифференцированные образовательные программы и специальные тренинги с образовательным видео показом [13, 16]. До лекции 50,3 % студентов имели позитивное отношение к ЭСТ, после - 78,1 % [14].

Таким образом, посещение сеанса ЭСТ превосходит по эффективности показ процедуры в фильмах. В результате улучшаются оценки восприятия, большее число респондентов соглашается на применение данного метода для лечения больных. Применение миорелаксантов (модифицированная процедура) не оказало существенного влияния на более позитивное восприятие ЭСТ.

Литература

1. Голенков А.В. Что должны знать об электросудорожной терапии медицинские сестры психиатрических учреждений? // Сестринское дело. 2009. № 7. С. 38-41.

2. Голенков А.В. Отношение населения Чувашии к электросудорожной терапии // Психич. здоровье. 2010. № 12. С. 46-50.

3. Голенков А.В. Описание ЭСТ в отечественных учебниках по психиатрии для студентов медицинских вузов // Материалы 4-го съезда психиатров, наркологов, психотерапевтов, медицинских психологов Чувашии. Чебоксары, 2010. С. 273-275.

4. Голенков А.В., Биктагирова Д.Р., Попова Т.В. Влияние образа ЭСТ в кинематографе на восприятие его населением // Тюмен. мед. журн. 2010. № 1. С. 54-55.

5. Голенков А.В., Крылов Д.Н. Электросудорожная терапия: результаты опроса студентов-медиков // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2009. № 5. С. 51-58.

6. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е., Сергеев И.И. Психиатрия: учебник для студ. мед. вузов. 3-е изд. М.: Медицина, 2006. 576 с.

7. AbbasM., Mashrai N., Mohanna M.Knowledge of and attitudes

toward electroconvulsive therapy of medical students in the United Kingdom, Egypt, and Iraq: a transcultural perspective //

J. ECT. 2007. Vol. 23, N 4. P. 260-264.

8. Byrne P., Cassidy B., Higgins P. Knowledge and attitudes toward electroconvulsive therapy among health care professionals and students // J. ECT. 2006. Vol. 22, N 2. P. 133-138.

9. Gazdag G., Kocsis-Ficzere N., Tolna J. Hungarian medical students’ knowledge about and attitudes toward electroconvulsive therapy // J. ECT. 2005. Vol. 21, N 2. P. 96-99.

10. Golenkov A., Ungvari G., Gazdag G. ECT practice and psychiatrists attitudes towards ECT in the Chuvash Republic of the Russian Federation // Eur. Psychiatry. 2010. Vol. 25, N 2. P. 126-128.

11. McDonald A., Walter G. Hollywood and ECT // Int. Rev. Psychiatry. 2009. Vol. 21, N 3. P. 200-206.

12. McFarquhar T., Thompson J. Knowledge and attitudes regarding electroconvulsive therapy among medical students and the general public // J. ECT. 2008. Vol. 24, N 4. P. 244-251.

13. Oldewening K., LangeR., Willan S. et al. Effects of an education training program on attitudes to electroconvulsive therapy // J. ECT. 2007. Vol. 23, N 2. P. 82-88.

14. Papakosta V., Zervas I., Pehlivanidis A. et al. A survey of the attitudes of Greek medical students toward electroconvulsive therapy // J. ECT. 2005. V. 21, N 3. P. 162-164.

15. Teh S., Helmes E., Drake D. A Western Australian survey on public attitudes toward and knowledge of electroconvulsive therapy // Int. J. Soc. Psychiatry. 2007. Vol. 53, № 3. P. 247-273.

16. WarnellR.L., DukA.D., Christison G.W., HavilandM.G. Teaching electroconvulsive therapy to medical students: effects of instructional method on knowledge and attitudes // Academic Psychiatry. 2005. Vol. 29. P. 433-436.

17. Walter G., McDonald A., Rev J., Rosen A. Medical students knowledge and attitudes regarding ECT prior to and after viewing ECT scenes from movies // J. ECT. 2002. Vol. 18, № 1. P. 43-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.