• запрашивать в установленном порядке у юридических лиц, их филиалов и представительств, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,
• запрашивать сведения, необходимые для проведения государственных статистических наблюдений (по формам государственной статистической и бухгалтерской отчетности), а у физических лиц - сведения, необходимые для проведения государственных статистических наблюдений.
Таким образом, на Росстат должна лечь функция сбора и обработки информации о результативности функционирования инновационной системы Российской Федерации в целом, и применения научно-технических достижений, созданных за счет средств федерального бюджета, в частности.
Для этого необходимо уточнить перечень форм статистической отчетности с тем, чтобы обеспечить соответствующие ФОИВ исходными данными, необходимыми для решения всех задач по обеспечению эффективного управления оборотом РИД.
Также важным представляется включение в контур управления оборотом РИД и Федерального агентства по информационным технологиям, основная задача которого должна заключаться в формировании единого информационного поля для всех ФОИВ, участвующих в управлении РИД, в том числе государственных заказчиков ВВТ.
Придание системности функционированию федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих различные аспекты управления оборотом результатов интеллектуальной деятельности, создаст условия для повышения экономической результативности РИД, созданных с использованием средств федерального бюджета.
Литература
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. №420 «Об утверждении Положения о Федеральной службе государственной статистики».
2. Богданова М.В. Экономические и организационно-правовые механизмы управления результатами интеллектуальной деятельности предприятий ОПК. - М.: ГУУ, 2008.
3. Богданова М.В. Организационные, методические и экономические механизмы повышения эффективности управления результатами интеллектуальной деятельности // Вестник Университета (ГУУ). 2008. № 5(15).
4. Богданова М.В. Совершенствование информационного обеспечения системы управления результатами интеллектуальной деятельности // Вестник Университета (ГУУ). 2011. № 9.
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru
С.Г. Бычкова
ОЦЕНКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ И ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА: МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ ИНДИКАТОРОВ
Ключевые слова: демократизация общества, индикаторы политического самовыражения, индекс электронного правительства, индекс трансформации Бертельсмана, обобщающие индикаторы, Freedom House, проект Polity IV.
© С.Г. Бычкова, 2013
В настоящее время на международном уровне признается, что изучение и сопоставления возможностей политического самовыражения и развитости гражданского общества необходимо включать в оценки устойчивого развития. «Политическое самовыражение, законодательные гарантии и власть закона имеют значение не только для положения индивидов, но и для характера общественных взаимодействий» [1].
Международные сопоставления предусматривают формирование адекватной информационной базы и статистического инструментария для построения обобщающих характеристик-индикаторов. Построение индикаторов основывается на использовании различных источников информации и включает как количественные, так и качественные характеристики. Существенное значение имеют экспертные оценки и опросы населения. В таблице 1 приведены некоторые наиболее широко используемые международные индикаторы, характеризующие степень демократизации общества.
Таблица 1
Международные индикаторы демократизации общества_
Организация, проект Индикаторы
Проект Polity Индекс и переменные Polity IV
Фонд Бертельсмана Индекс трансформации Бертельсманна: Status Index Management Index
Freedom House Семейство индексов, разрабатываемых в рамках проектов «Freedom in the world», «Freedom of the press», «Nations in Transit», «Countries at the Crossroads»
Economist Intelligence Unit Democracy Index
World Justice Project Rule of Law Index
Всемирный Банк Worldwide Governance Indicators
Некоммерческая организация Transparency International Corruption Perception Index
Всемирный экономический форум, бизнес-школа INSEAD Network Readiness Index
Департамент экономического и социального развития ООН E-governance Development Index
В рамках проекта Polity IV изучаются тенденции в изменении политических режимов в странах мира. Индекс определяется на основе сопоставления переменных характеризующих соотношение демократических и автократических черт в стране. Используемые при построении индекса переменные разделяются на три группы:
1. Формирование органов исполнительной власти:
• регулирование процесса формирования органов исполнительной власти;
• состязательность процесса формирования органов исполнительной власти;
• открытость каналов формирования органов исполнительной власти.
2. Ограничения органов исполнительной власти:
• система ограничений, наложенных на органы исполнительной власти.
3. Политическая конкуренция:
• регулирование участия;
• институцианализированность конкурентного политического участия.
У каждой переменной есть определенное количество градаций (от 3 до 7), которым присваиваются баллы. Индекс оценивается по шкале от -10 (абсолютная автократия) до +10 (абсолютная демократия). Автократия характеризует степень закрытости политических институтов и оценивается по шкале от -10 до 0; демократия -общий уровень их открытости и оценивается по шкале от 0 до +10. Индекс Polity IV определяется как разность между количеством баллов, характеризующих демократию и
автократию. На основе определения индекса выполняется группировка стран по типам политических режимов:
• полная демократия - +10;
• демократия - от +6 до +9;
• открытая анократия - от 0 до +5;
• закрытая анократия - от -5 до 0;
• автократия - от -6 до -10.
Индекс трансформации Бертельсмана разрабатывается под эгидой крупнейшего немецкого частного фонда, занимающегося актуальными вопросами развития. Целью построения индекса является сравнительный анализ уровня демократии и рыночной экономики, включая качество политического управления. В настоящее время проектом охвачено 128 стран, в том числе и Российская Федерация. Для каждой из стран определяется два индекса - Status Index и Management Index, а также составляются рейтинги стран на основе каждого из них. На рис. представлена схема формирования Индекса трансформации Бертельсмана.
Рис. Схема построения индекса трансформации Бертельсмана
Status Index объединяет два необходимых условия существования государств -процесс формирования демократии, основанной на верховенстве закона, и социально-ориентированной рыночной экономике. Для оценки политических преобразований используется 5 критериев, включающих 18 показателей. Эти критерии позволяют оценить управленческий потенциал, степень соблюдения гражданских прав и свобод и верховенство закона. На их основе определяется показатель Political transformation. Для оценки экономических преобразований используется семь критериев и 14 вопросов, позволяющих оценить экономический рост, степень либерализации рынка, а также возможности обеспечения устойчивого развития на основе благосостояния, личных и гражданских свобод. На основе используемых критериев определяется показатель
Economic transformation. Status Index определяется как средняя величина из двух обобщающих характеристик - Political transformation и Economic transformation.
Management Index позволяет оценить эффективность правительств и политиков по реализации процессов трансформации, факторы, определяющие позитивные и негативные изменения в рыночной экономике. При этом предполагается, что правительства проводят последовательную политику и эффективно и разумно расходуют ресурсы, а также обеспечивают достижение консенсуса внутри страны и широкое международное сотрудничество. На основе построения индексов и рейтинга выделяются группы стран по уровню демократии. Кроме того, выполняется изучение распределений стран по отдельным составляющим каждого из индексов как в целом для всех изучаемых стран, так и для их отдельных групп.
Freedom House в рамках проекта Freedom in the World определяет рейтинги стран по двум составляющим: «Политические права» и «Гражданские свободы». В соответствии с используемой методологией каждой из стран присваивается рейтинг от 1 до 7, где 1 представляет наибольшую степень свободы, а 7 - наименьшую. Рейтинг определяется на основе общего количества баллов, набранных страной (до 100) в результате ответов на 10 вопросов в отношении политических прав и 15 вопросов в отношении гражданских свобод. За каждый вопрос страна может набрать от 0 (наименьший уровень свобод) до 4 баллов. В таблице 2 представлено распределение рейтингов в зависимости от числа набранных страной баллов по каждой из составляющих. По каждой составляющей выделяются следующие группы вопросов:
«Политические права»
1. Избирательный процесс (3 вопроса).
2. Политический плюрализм и участие (4 вопроса).
3. Функционирование правительства (3 вопроса).
4. Дополнительные вопросы (2 вопроса).
«Гражданские свободы»
1. Свобода выражения мнения и вероисповедания (4 вопроса).
2. Права создания, функционирования и участия в ассоциациях и общественных организациях (3 вопроса).
3. Верховенство закона (4 вопроса).
4. Персональные свободы и права личности (4 вопроса).
Таблица 2
Распределение баллов для каждой из градаций рейтинга_
Политические права Гражданские свободы
шкала баллов рейтинг шкала баллов рейтинг
36-40 1 53-60 1
30-35 2 44-52 2
24-29 3 35-43 3
18-23 4 26-34 4
12-17 5 17-25 5
6-11 6 8-16 6
0-5 7 0-7 7
Рейтинг свободы Статус страны
1,0 до 2,5 Свободная
3,0 до 5,0 Частично свободная
5,5 до 7,0 Не свободная
Рейтинг свободы определяется как средняя величина из рейтингов политических прав и гражданских свобод.
В качестве источников информации при реализации проекта используется информация, собираемая зарубежными корреспондентами и консультантами, данные международных организаций, осуществляющих мониторинги по соответствующим направлениям, информация СМИ.
Индекс демократии - Democracy Index, публикуемый Economist Intelligence Unit строится по 10-бальной шкале и базируется на рейтингах по 60 индикаторам, объединенным в 5 групп: выборный процесс и плюрализм; гражданские свободы; функционирование правительства; политическое участие; политическая культура. Рейтинг каждой категории также определяется от 1 до 10. Сводный индекс определяется как простая средняя арифметическая из пяти субъиндексов. Уровень индекса используется для группировки стран (167 стран в 2010 г.) по 4 типам режимов: полная демократия - 8-10 баллов; недостаточная демократия - 6-7,9 баллов; гибридные (смешанные) режимы - 4-5,9 баллов; авторитарные режимы - ниже 4 баллов.
Индекс верховенства закона -Rule of Low Index представляет собой обобщающую характеристику, оценивающую верховенство закона в разрезе следующих факторов (в скобках указано количество составляющих для каждого из факторов): ограничения полномочий правительства (7); отсутствие коррупции (4); порядок и безопасность (3); основополагающие права (8); открытое правительство (4); регулятивное правоприменение (5); гражданское судопроизводство (7); уголовное судопроизводство (7); неофициальная юстиция (3). В 2012 г. индексы был рассчитаны для 97 стран. В целом было обобщено 400 переменных.
World Governance Indicators (WGI) - интегральный индикатор государственного управления, который является композитным показателем, включающим такие индексы, как право голоса и подотчетность, политическая стабильность и отсутствие насилия; эффективность правительства; качество законодательства; верховенство закона и контроль коррупции. Оценка и публикация индикатора проводится раз в два г. Институтом Всемирного банка совместно с Институтом Брукинса (Brookings Institution), участниками являются 220 стран.
Качество государственного управления измеряется по двум шкалам:
I. Количество баллов по шкале от -2,5 до +2,5.
II. Процентный показатель.
Второй показатель характеризует долю стран, имеющих худшие показатели по сравнению с данным государством. Показатель WGI состоит из шести индексов:
1. Право голоса и подотчетность (Voice and Accountability) - индекс включает показатели, измеряющие различные аспекты политических процессов, гражданских свобод и политических прав, то есть степень возможности участия граждан в выборе правительства, а также степень независимости прессы.
2. Политическая стабильность и отсутствие насилия (Political Stability and Absence of Violence) - индекс включает показатели, характеризующие вероятность дестабилизации правительства и его вынужденной отставки в результате применения насилия и отражает, насколько качество государственного управления способствует необходимости существенных изменений в политическом курсе проведении выборов и т. д.
3. Эффективность правительства (Government Effectiveness) - отражает качество государственных услуг, функционирования государственного аппарата, компетенцию госслужащих, уровень независимости государственной службы от политического давления, доверия к политике, проводимой правительством.
4. Качество законодательства (Regulatory Quality) - характеризует меры, противоречащие рыночной экономике, такие как неадекватный контроль уровня цен и
банковской сферы, чрезмерное регулирование международной торговли и развития бизнеса.
5. Верховенство закона (Rule of Law) - измеряет уровень доверия граждан к законам, а также приверженность к исполнению этих законов, включая показатели отношения граждан к преступлениям, эффективности и предсказуемости законодательной системы.
6. Контроль коррупции (Control of Corruption) - отражает восприятие коррупции в обществе, учитывая разные ее формы.
Индекс восприятия коррупции - Corruption Perception Index определяется на основе данных, полученных из 17 экспертных источников, предоставленных 13 организациями, включая Всемирный экономический форум (World Economic Forum), Всемирный Банк (World Bank), Азиатский банк развития (Asian Development Bank), Африканский банк развития (African Development Bank), Фонд Бертельсманна (Bertelsmann Foundation), Economist Intelligence Unit, Freedom House, World Justice Project и др. Экспертам задаются вопросы, связанные со злоупотреблением властью, имеющим отношение к извлечению личной выгоды, выплатами «откатов» при осуществлении государственных заказов, хищениями государственных средств, а также вопросы в отношении эффективности антикоррупционных мер. Вопросы охватывают как административную, так и политическую коррупцию. В 2011г. индекс был построен для 183 стран.
На основе индекса страны и территории ранжируются по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 10 (самый низкий уровень коррупции. В итоговом рейтинге, наряду с количеством баллов и рангом страны, приводятся также число источников информации, разница между наиболее высокими/низкими значениями индикаторов для каждой страны на основе соответствующих источников, величина стандартного отклонения и доверительный интервал по каждой стране, позволяющий оценить точность полученных результатов.
Индекс сетевой готовности - Network Readiness Index - интегральный показатель степени развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), разработанный Всемирным экономическим Форумом и международной школой бизнеса INSEAD в 2001г. В настоящее время этот индекс считается наиболее всеобъемлющим показателем и используется для оценки влияния информационно-коммуникационных технологий на уровень развития стран.
Индекс измеряет уровень развития ИКТ на основе 53 параметров, характеризующих наличие условий для развития ИКТ, готовность граждан, деловых кругов и государственных органов к использованию ИКТ, уровень использования ИКТ в общественном, коммерческом и государственном секторах:
1. Политическая и нормативно-правовая среда (9 параметров).
2. Бизнес-среда и инновационная среда (9 параметров).
3. Инфраструктура и цифрой контент (5 параметров).
4. Доступность (3 параметра).
5. Навыки и образование(4 параметра).
6. Индивидуальное использование (7 параметров).
7. Использование в бизнесе (5 параметров).
8. Использование правительством (3 параметра).
9. Влияние на экономику (4 параметра).
10. Влияние на социальную сферу (4 параметра).
Информационной базой определения индекса служат статистические данные международных организаций, а также проводимого Всемирным экономическим форумом ежегодного опроса руководителей в исследуемых странах.
Индекс развития электронного правительства - E-governance development index характеризует доступ к электронному правительству, в основном технологическую
инфраструктуру и образовательный уровень. Индекс позволяет проанализировать возможности ИКТ для обеспечения прогресса в различных аспектах развития в странах, а также выполнять межстрановые и динамические сопоставления
Индекс развития электронного правительства строится на основе следующих трех субъиндексов:
1. Индекс развития онлайн сервиса - Online Service Index.
2. Индекс развития телекоммуникационной инфраструктуры Telecommunication Index.
3. Индекс человеческого капитала - Human Capital Index.
На первом этапе для каждого индивидуального индикатора осуществляется процедура стандартизации1 с использованием следующей формулы:
Xtj X j
z« ~ ^
G j
Индекс развития онлайн сервиса позволяет оценить качество и возможности национальных вебсайтов, включая оценки центрального национального портала, порталы электронных услуг, порталы министерств образования, труда, социальной защиты, здравоохранения, финансов. Вопросник включает четыре раздела, характеризующих четыре стадии развития электронного правительства. Индекс развития телекоммуникационной инфраструктуры определяется на основе 5 индикаторов (в расчете на 100 чел. населения): пользователи интернет, количество проводных телефонных линий, количество абонентов мобильной телефонной связи, количество заключенных договоров на пользование стационарным интернетом, количество объектов фиксированного широкополосного доступа. Основным источником информации для получения этих показателей в страновом разрезе являются данные International Telecommunication Union. На основе стандартизованных показателей, характеризующих инфраструктуру телекоммуникаций, определяется композитный показатель телекоммуникационной инфраструктуры как средняя величина из стандартизованных показателей. Композитный показатель для расчета индекса человеческого капитала определяется как взвешенная величина из стандартизованных показателей уровня грамотности взрослого населения (вес 2/3) и уровень охвата образованием (вес 1/3). Источником информации для получения страновых показателей являются данные Доклада о развитии человека ООН.
Каждый из субиндексов определяется на основе сопоставления отклонения соответствующего композитного индикатора от наихудшего значения для всех стран с
X ~ X ■
размахом вариации по всем странам, то есть на основе формулы z«= —j-j™ .
x j X j
Сводный индекс развития электронного правительства рассчитывается как средняя арифметическая из трех субиндексов.
Данные ООН свидетельствуют о том, что лидером рейтинга по результатам расчетов в 2012г. является Южная Корея. Кроме нее в первую пятерку стран входят Нидерланды, Великобритания и Дания, США. Россия в рейтинге поднялась на 27 место, улучшив свои позиции на 32 пункта. В таблице 3 представлены данные о величине индекса электронного правительства для стран по данным за 2012 г.
1 Подробно методы построения обобщающих оценок рассмотрены в п.13.6 главы 13.
Таблица 3
Страны-лидеры по значению индекса развития электронного правительства
Позиция в рейтинге Страна Индекс развития электронного правительства Индексы-компоненты
развития онлайн сервиса развития телекоммуникационной инфраструктуры челове ческого капитала
1 Корея 0,9283 1,0000 0,8356 0,9494
2 Нидерланды 0,9125 0,9608 0,8342 0,9425
3 Великобритания 0,8960 0,9739 0,8135 0,9007
4 Дания 0,8889 0,8562 0,8615 0,9489
5 США 0,8687 1,0000 0,6860 0,9202
26 Монако 0,7468 0,3595 0,9370 0,9439
27 Российская Федерация 0,7345 0,6601 0,6583 0,8850
28 Объединенные Арабские Эмираты 0,7344 0,8627 0,5568 0,7837
По данным за 2012 г. ООН относит Россию к категории новых (быстро растущих) стран в области развития электронного правительства. Развитие электронного правительства в России идет более быстрыми темпами и имеет более высокий уровень, чем в Ирландии, Италии, Греции, Литве и Польше. Существенно отстают от России другие страны БРИКС; кроме того, эти страны ухудшили свои позиции в рейтинге. Так, Бразилия занимает 59 место, Китай - 78 место, а Индия - 125 место, Южная Африка -101 место. В таблице 4 приводятся характеристики рассмотренных индексов, а также их значения для Российской Федерации.
Обобщающие индикаторы, несмотря на общность целей и задач их построения, имеют различия, связанные как с формированием информационной основы их построения, так и методологией расчета. Большинство международных организаций (ООН, ВЭФ и др.) используют сходные официальные источники информации для каждой из изучаемых стран, однако способы организации опросов и формирования анкет при проведении различных исследований не совпадают. При построении некоторых индикаторов используются также экспертные оценки, которые часто усугубляют субъективность восприятия ситуации и, следовательно, могут значительно искажать значения индексов. Кроме того, поскольку одни индексы охватывают более широкий круг вопросов, чем другие, количество используемых индикаторов существенно различается. Более того, развернутые системы показателей включают как количественные, так и качественные характеристики. И, наконец, методики построения индексов различаются как в отношении способов нормирования частных индикаторов, так и в отношении методов построения интегральных оценок и их интерпретации. Эти особенности необходимо учитывать при сравнениях индикаторов и изучении их динамики и взаимосвязей.
Таблица 4
Интегральные индикаторы демократизации общества в России_
Индекс Год расчета Значение Ранг Количество стран Диапазон изменения
Индекс Polity IV 2011 4 164 -10;+10
Индекс трансформации Status Index 2010 5,73 60 128 0 до 10
Management Index 3,96 99
Freedom house 6 5 5,5 «не свободная»
Political rights Civil liberties Freedom rating 2011 195 1 до 7
4,26
Democracy Index 2010 «гибридный режим» 107 167 1 до 10
Democracy Index: I. Ограничения полномочий
правительства II. Отсутствие коррупции III. Порядок и безопасность 0,31 0,39 0,49 92 71 92
IV. Основополагающие права 0,47 83
V. Открытое правительство VI. Регулятивное 2012 0,41 74 97 0,0 до 1,0
правоприменение VII. Гражданское 0,45 68
судопроизводство VIII. Уголовное 0,50 65
судопроизводство 0,40 78
World Governance Indicators1:
1. Свобода слова и
подотчетность 2. Контроль над коррупцией 3. Эффективность правительства 4. Верховенство закона 5. Политическая 2011 -0,94/20,9 -0,95/15,6 -0,39/41,6 -0,78/26,1 220 1. -2,5 до +2,5. 2. Процентный показатель
стабильность -0,88/18,4
6. Качество законодательства -0,52/29,9
Индекс восприятия коррупции 2011 2,4 143 183 0 до 10
Индекс сетевой готовности 2012 4,02 56 142 1 до 7
Индекс развития электронного правительства 2012 0,7345 27 190 0,0000 до 1,0000
Литература
1. Доклад Комиссии по оценке экономического и социального прогресса / Вопросы статистики. 2011. № 2.
2. A Users Guide to Civil Society Assessments. UNDP Oslo Governance Centre.
2010.
1 Через дробь приведены показатели по двум шкалам.
3. Впервые в России: Индекс трансформации - 2010 Фонда Бертельсмана / Свободная мысль. 2010. № 7(1614).
4. Freedom in the World 2012, Freedom House
5. http://www.weforum.org/gitr
6. http://www2.unpan.org/egovkb/global_reports/12report.htm
7. http://cpi.transparency.org/cpi2011/results/
М.В. Габелко
ОЦЕНКА НЕПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ СЛОЯМИ НАСЕЛЕНИЯ
УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Ключевые слов: предпринимательская активность, рамочные условия предпринимательской деятельности, Глобальный мониторинг предпринимательства, межстрановые сопоставления, выборочные обследования населения.
Для инновационного развития недостаточно сформировать в российской экономике институты развития и обеспечить их ресурсную поддержку в рамках соответствующих государственных программ. Развитие инновационного сегмента МСП можно считать гарантированным лишь тогда, когда оно осуществляется в контексте постоянного возникновения все новых старт-апов - что возможно, как правило, на основе естественной селекции в рамках мощного и постоянного процесса обновления «низового» предпринимательства. Специфические региональные черты рамочных условий предпринимательской деятельности (РУПД) характеризуют социальную среду и государственную политику в области поддержки предпринимательства. В теории предпринимательства в качестве рамочных условий предпринимательской деятельности (Entrepreneurial Framework Conditions - EFC) принято рассматривать совокупность экономических (географическое размещение производств, местная налоговая система и т.п) правовых (законов, подзаконных и нормативных актов и пр.), социальных (общественное мнение, практика СМИ и пр.) и культурологических (трудовые, этические, этнические и т. п. традиции) особенностей поселения или региона, в рамках которого, по преимуществу, осуществляется предпринимательский процесс [4]. При этом в разных странах мнения населения и экспертные оценки РУПД могут совпадать или существенно различаться. Исходя из указанного выше теоретического подхода, статистическое описание РУПД, которые представляют собой совокупность внешних воздействий на формирование предпринимательского потенциала населения той или иной территории, может оказаться инструментом, позволяющим оценить перспективы предпринимательского старта в соответствующей стране или регионе.
Возможности оценки рамочных условий предпринимательской деятельности на основе опроса населения по методологии GEM
Мнение населения относительно состояния и развития рамочных условий предпринимательской деятельности является мощным фактором, обусловливающим вовлечение взрослого трудоспособного населения в предпринимательство [5]. В указанном смысле EFC представляют собой совокупность внешних воздействий на формирование предпринимательского потенциала населения той или иной территории.
Однако, помимо условий внешней среды, на принятие решения о начале или продолжении предпринимательской деятельности оказывает воздействие самооценка индивидом собственных компетенций в этом отношении, то есть (с точки зрения Концепции Программы развития человеческого потенциала ООН) оценка ресурсов
© М.В. Габелко, 2013