Научная статья на тему 'Оценка знаний кормящих матерей в вопросах грудного вскармливания до и после занятий в школе материнства'

Оценка знаний кормящих матерей в вопросах грудного вскармливания до и после занятий в школе материнства Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1782
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ / НОВОРОЖДЁННЫЙ / ШКОЛА МАТЕРЕЙ / BREAST-FEEDING / EDUCATIONAL MATERNITY SCHOOL / NEWBORN / SURVEY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Беляева Н. А., Панина О. С., Черненков Ю. В.

Цель: оценить методом анкетирования уровень знаний женщин в вопросах грудного вскармливания до и после занятия в школе материнства. Материал и методы. На базе ГУЗ «ПЦ» г. Саратова проведено анонимное анкетирование 300 женщин по вопросам грудного вскармливания. Анкета состояла из двух частей: практической и теоретической; заполнение граф анкеты проводилось на третьи сутки после родов (до школы материнства); на 4-е сутки после родов для женщин проводилась школа матерей, в которой освещались основные вопросы грудного вскармливания и были даны практические рекомендации по правильному кормлению ребенка грудью. Результаты. Анкетирование показало низкий уровень знаний женщин в вопросах грудного вскармливания до проведения школы материнства, плохую информированность как среди первородящих, так и среди повторнородящих женщин. Уровень знаний после проведения школы повысился в 2,5 раза, в практических моментах в 5,2 раза. Заключение. Занятия с женщинами по вопросам грудного вскармливания способствуют повышению образованности, грамотности матерей и формированию правильной доминанты лактации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Беляева Н. А., Панина О. С., Черненков Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Objective: to evaluate the level of knowledge of surveyed women about breastfeeding before and after the maternity school. Material and methods. The anonymous survey of 300 women on breastfeeding has been conducted. The questionnaire consisted of two parts: theoretical and practical. The questionnaire has been filled in on the 3d day after the childbirth (before the maternity course). On the 4th day after the childbirth mothers have been provided with the main issues on breastfeeding and practical recommendations. Results. The questionnaire survey has showed the low level of knowledge of mothers about breastfeeding before the maternity school. The level of knowledge after the school has increased in 2.5 times. The knowledge in practical aspects has increased in 5.2 times. Conclusion. The courses on breastfeeding contribute to the educational status of mothers concerning the questions of correct lactation dominant.

Текст научной работы на тему «Оценка знаний кормящих матерей в вопросах грудного вскармливания до и после занятий в школе материнства»

ПЕДИАТРИЯ

УДК 613.953.11-055.26:614.2 Оригинальная статья

оценка знаний кормящих матерей в вопросах грудного вскармливания до и после занятий в школе материнства

Н. А. Беляева — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, ординатор кафедры госпитальной педиатрии и неонатологии; О. С. Панина — ГБОУ вПо «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, доцент кафедры госпитальной педиатрии и неонатологии, кандидат медицинских наук; Ю. В. Черненков — ГБОУ ВПО «Саратовский гМу им. В. И. Разумовского» Минздрава России, заведующий кафедрой госпитальной педиатрии и не-онатологии, профессор, доктор медицинских наук.

EVALUATION OF KNOWLEDGE OF BREASTFEEDING MOTHERS BEFORE AND After The Maternity SCHOOL

N. A. Belyaeva — Saratov State Medical University n.a. V. I Razumovsky, Department of Hospital Pediatrics and Neonatology, Attending Physician; O. S. Panina — Saratov State Medical University n.a. V. I Razumovsky, Department of Hospital Pediatrics and Neonatology, Assistant Professor, Candidate of Medical Science; Yu. V. Chernenkov — Saratov State Medical University n.a. V. I Razumovsky, Head of Department of Hospital Pediatrics and Neonatology, Professor, Doctor of Medical Science.

Дата поступления — 9.01.2014 г. Дата принятия в печать — 3.03.2014 г

Беляева Н.А., Панина О. С., Черненков Ю. В. Оценка знаний кормящих матерей в вопросах грудного вскармливания до и после занятий в школе материнства. Саратовский научно-медицинский журнал 2014; 10(1): 108—110.

Цель: оценить методом анкетирования уровень знаний женщин в вопросах грудного вскармливания до и после занятия в школе материнства. Материал и методы. На базе ГУЗ «ПЦ» г. Саратова проведено анонимное анкетирование 300 женщин по вопросам грудного вскармливания. Анкета состояла из двух частей: практической и теоретической; заполнение граф анкеты проводилось на третьи сутки после родов (до школы материнства); на 4-е сутки после родов для женщин проводилась школа матерей, в которой освещались основные вопросы грудного вскармливания и были даны практические рекомендации по правильному кормлению ребенка грудью. Результаты. Анкетирование показало низкий уровень знаний женщин в вопросах грудного вскармливания до проведения школы материнства, плохую информированность как среди первородящих, так и среди повторнородящих женщин. Уровень знаний после проведения школы повысился в 2,5 раза, в практических моментах в 5,2 раза. Заключение. Занятия с женщинами по вопросам грудного вскармливания способствуют повышению образованности, грамотности матерей и формированию правильной доминанты лактации.

Ключевые слова: новорожденный ребенок, грудное вскармливание, школа матерей, анкетирование.

Belyaeva NA, Panina OS, Chernenkov YuV. Evaluation of knowledge of breastfeeding mothers before and after the maternity school. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2014; 10(1): 108-110.

Objective: to evaluate the level of knowledge of surveyed women about breastfeeding before and after the maternity school. Material and methods. The anonymous survey of 300 women on breastfeeding has been conducted. The questionnaire consisted of two parts: theoretical and practical. The questionnaire has been filled in on the 3d day after the childbirth (before the maternity course). On the 4th day after the childbirth mothers have been provided with the main issues on breastfeeding and practical recommendations. Results. The questionnaire survey has showed the low level of knowledge of mothers about breastfeeding before the maternity school. The level of knowledge after the school has increased in 2.5 times. The knowledge in practical aspects has increased in 5.2 times. Conclusion. The courses on breastfeeding contribute to the educational status of mothers concerning the questions of correct lactation dominant.

Key words: newborn, breastfeeding, educational maternity school, survey.

Введение. Хотя все новые и новые открытия подтверждают огромную пользу грудного молока и вскармливания грудью, даже в группе недоношенных новорожденных детей, немногие сегодня открыто отстаивают принцип «грудное вскармливание — самое лучшее». Однако лозунги, даже правильные,

Ответственный автор — Беляева Наталья Александровна Тел.: 89179837569 E-mail: beliaev_ap@bk.ru

не заменяют действия. Мы настоятельно призываем всех, где бы они ни находились, обеспечивать полную мобилизацию своих служб на достижение этой цели, демонстрируя, таким образом, несравненное превосходство грудного вскармливания как для новорожденных, так и для матерей. Жизнь показывает, что акушерки, медсестры, врачи, администрация родовспомогательных учреждений и все остальные, кто занимается охраной здоровья матери и ребенка, редко обладают необходимыми знаниями и навыка-

PEDIATRICS

109

ми для того, чтобы помочь матери и новорожденному в поддержании лактации и грудного кормления. Помимо этого, многие медицинские работники недостаточно информированы об огромной пользе грудного вскармливания и не уделяют ему должного внимания [1-3].

Между тем грудное вскармливание является основополагающим и, самое главное, дешевым компонентом стратегии по снижению младенческой смертности и заболеваемости детей первого года жизни. Превосходно сбалансированное соотношение питательных веществ и ферментов, содержание иммунологических веществ, необходимых для защиты жизнедеятельности организма, и факторы эпидермического роста, содержащиеся в грудном молоке, а также естественное регулирование его состава для приспособления к изменяющимся запросам младенца уникальны [2-4]. Младенцы, вскармливаемые только грудным молоком, в 2,5 раза меньше подвержены заболеваниям, и в 25 раз снижается вероятность их смертности от диарейного синдрома в течение первых шести месяцев жизни по сравнению с грудничками, вскармливаемыми заменителями грудного молока. Частые физические контакты, вызываемые грудным кормлением, рождают у младенца чувство постоянной защиты и тепла, а объединяющее взаимодействие между матерью и младенцем во время грудного кормления способствует развитию эмоций и социализации ребенка. Грудное кормление также развивает материнское чувство и способствует успешному переходу матери от состояния беременности к послеродовому состоянию. Послеродовое кровотечение сводится к минимуму; грудное кормление сопровождается обратным сокращением матки под влиянием вырабатываемого окситоцина [2, 5].

Потеря этих преимуществ из-за постепенного снижения частоты и продолжительности грудного вскармливания с 1970-х годов беспокоит всех, кому небезразлично выживание детей. В последние годы большое внимание уделяется работе с беременными женщинами и кормящими матерями, так как именно формирование правильной доминанты грудного вскармливания — это залог здоровья ребенка [2, 3].

Цель: оценка методом анкетирования уровня знаний женщин в вопросах грудного вскармливания до и после занятия в школе материнства.

Материал и методы. На базе ГУЗ «ПЦ» г. Саратова проводилось анонимное анкетирование 300 женщин по вопросам грудного вскармливания. Анкета состояла из двух частей: практической и теоретической; заполнение граф анкеты проводилось на третьи сутки после родов (до школы материнства); после анализа данных, полученных из анкеты, на 4-е сутки после родов для женщин проводилась школа матерей, в которой подробно освещались основные моменты грудного вскармливания и были даны практические рекомендации по правильному кормлению ребенка грудью с учетом выявленных ошибок по вопросам анкеты, после которой женщины повторно заполняли анкеты.

Статистический анализ осуществлялся при помощи программ Statistica 7,0, Microsoft 2007. Для оценки величины уровня значимости различий полученных результатов (р) в разных группах использовались t-критерий Стьюдента и критерий Манна — Уитни. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез принимался при р<0,05.

Результаты. Анкетирование показало, что из 300 респондентов при анализе данных большую

часть составили повторнородящие женщины — 57%, первородящие женщины составляли 43%. Средний возраст первородящих женщин 19-25 лет (54,1%), повторнородящих 31-35 лет (58%). Уровень образования женщин распределялся следующим образом: среднее образование имели 61% опрошенных повторнородящих женщин, высшее 39% женщин; среди первородящих среднее образование имели 45,9% опрошенных, высшее 54,1% женщин. Большинство респондентов были жителями сельской местности (62,5%), городские жители составили 37,5%, что можно объяснить направленностью приема и потоком беременных женщин из районов Саратовской области. После анализа теоретической части анкеты выявлено, что 62% опрошенных женщин не видят особой разницы между естественным и искусственным вскармливанием, 38% респондентов считали, что качественный состав грудного молока не отличается по составу от коровьего молока. О преимуществах грудного вскармливания для матери из четырех предложенных правильных вариантов женщины отвечали положительно в 55% случаев, это примерно каждый второй вариант. В случае возникновения у матери вопросов по вскармливанию ребенка грудью только 18% женщин предпочли бы обратиться к медицинскому работнику, тогда как 42% опрошенных женщин считают нужным обратиться за помощью к родственникам (маме, сестре и т.д.), а оставшиеся 40% ответили, что будут искать ответы на вопросы в Интернете.

Анализ теоретической части анкет после проведения школы матерей (лекции и практические занятия с учетом данных первого анкетирования) показал, что уровень знаний женщин об основных моментах грудного вскармливания повысился. Так, на вопрос о пользе грудного вскармливания для матери правильно ответили практически все женщины (94%, что практически на 30% больше, чем до занятий в школе) (р<0,01). Полезное значение грудного молока для ребенка отметили 98% матерей (что практически на 36% больше, чем до проведения занятий (р<0,01)). После проведения школы матерей практически все женщины определили для себя, что за интересующей их информацией они будут обращаться к специалистам — врачам-педиатрам, консультантам по грудному вскармливанию.

Обсуждение. Проведенное исследование свидетельствует о низком уровне знаний женщин в вопросах грудного вскармливания до проведения школы материнства, плохой информированности как среди первородящих, так и среди повторнородящих женщин. Анализ анкет до проведения школы выявил очень низкий уровень доверия в вопросах вскармливания грудью медицинским работникам. Уровень знаний кормящих женщин в теоретических вопросах после обучения в школе материнства повысился в 2,5 раза, в практических моментах в 5,2 раза.

Заключение. Неосведомленность женщин в вопросах грудного вскармливания способна привести к снижению качества жизни как матери, так и ребенка, к заболеванию ребенка и снижению показателей здоровья матери. Экономически выгодным и простым в организационном порядке методом повышения образованности женщин по вопросам грудного вскармливания и формирования правильной доминанты лактации является школа материнства.

Конфликт интересов отсутствует.

References (Литература)

1. Abolyan IV. Breastfeeding awareness about the basic principles of breastfeeding: the role of medical institutions in the hygienic training of women. Disease prevention and health promotion 1998: 22-25. Russian (Абольян Л. B. Информированность кормящих матерей об основных принципах грудного вскармливания: роль медицинских учреждений в гигиеническом обучении женщин. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья 1998: 22-25)

2. Abolyan LV. Mediko-organizatsionnaya model' okhrany, podderzhki grudnogo vskarmlivaniya v Rossiyskoy Federatsii. In: Voprosy sovremennoy pediatrii: sbornik materialov X s”ezda pediatrov Rossii, 10 fevralya 2005. M., 2005; p. 631. Russian (Абольян JI.B. Медико-организационная модель охраны, поддержки грудного вскармливания в Российской Федерации. В кн.: Вопросы современной педиатрии: сборник материалов X съезда педиатров России, 10 февраля 2005 г. М., 2005; с. 631)

3. Vorontsov IM, Fateeva EM. Estestvennoe vskarmlivanie detey, ego znachenie i podderzhka. S.-Peterburg, 1998. 272 s.

Russian (Воронцов И. М., Фатеева Е. М. Естественное вскармливание детей, его значение и поддержка. С.-Петербург, 1998; 272 с.)

4. Global'nay astrategiya po pitaniyu detey grudnogo i rannego vozrasta. Pyat'desyat chetvertaya sessiya Vsemirnoy Assamblei Zdravookhraneniya. Aprel' 2001 g. (dokument A54/7). Russian (Глобальная стратегия по питанию детей грудного и раннего возраста. Пятьдесят четвертая сессия Всемирной Ассамблеи Здравоохранения. Апрель 2001 г. (документ А54/7).

5. Global Strategy for Infant and Young Child Feeding: Per. s angl.Zheneva: VOZ, 2003; 34 s. Russian (Глобальная стратегия по кормлению детей грудного и раннего возраста: Пер. с англ. Женева: ВОЗ, 2003; 34 с.)

6. Furtsev VI, Prahin EI, Gritsan AI, Budnikova EV. Policy Change pediatric health services in relation to the practice of breastfeeding. Pediatrics 2002; (1): 69-71. Russian (Фур-цев В. И., Прахин Е. И., Грицан А. И., Будникова Е. В. Изменение политики педиатрической службы здравоохранения в отношении практики грудного вскармливания. Педиатрия 2002; (1); 69-71.)

УДК [616.33-003.233:616.242] -002.2:611-018.54-07 (045) Оригинальная статья

содержание васкуаоэндотелиааьного фактора роста в сыворотке крови и желудочном соке у детей с хроническими воспалительными заболеваниями желудка и двенадцатиперстной кишки

О. В. Завьялова — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, кафедра госпитальной педиатрии и неонатологии, аспирант; Ю. М. Спиваковский — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, доцент кафедры госпитальной педиатрии и неонатологии, доцент, кандидат медицинских наук; Н. Б. Захарова — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, заведующая ЦНИЛ, профессор, доктор медицинских наук; О. А. Лукина — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, кафедра госпитальной педиатрии и неонатологии, аспирант; Е. А. Сироткин — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, кафедра госпитальной педиатрии и неонатологии, профессор, доктор медицинских наук.

CONTENT OF VASCULAR ENDOTHELIAL GROWTH FACTOR IN BLOOD SERUM AND GASTRIC JUICE IN CHILDREN WITH CHRONIC INFLAMMATORY DISEASES

OF STOMACH AND DUODENUM

О. V. Zavyalova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Hospital Pediatrics and Neonatology, Post-graduate; Y.M. Spivakovsky — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Hospital Pediatrics and Neonatology, Assistant Professor, Candidate of Medical Science; N. B. Zakharovа — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Head of Central Scientific Research Laboratory, Professor, Doctor of Medical Science; O. A Lukina — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Hospital Pediatrics and Neonatology, Post-graduate; E.A. Sirotkin — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Hospital Pediatrics and Neonatology, Professor, Doctor of Medical Science.

Дата поступления — 30.12.2013 г. Дата принятия в печать — 3.03.2014 г

Завьялова О. В., Спиваковский Ю. М., Захарова Н. Б., Лукина О. А., Сироткин Е.А. Содержание васкулоэндоте-лиального фактора роста в сыворотке крови и желудочном соке у детей с хроническими воспалительными заболеваниями желудка и двенадцатиперстной кишки. Саратовский научно-медицинский журнал 2014; 10(1): 110-113.

Цель: определение содержания васкулоэндотелиального фактора роста (VEGF) у детей с хроническими воспалительными заболеваниями желудка и двенадцатиперстной кишки (ДПК). Материал и методы. Обследованы 67 детей с хроническими воспалительными заболеваниями гастродуоденальной зоны. Субстратом исследования являлись сыворотка крови и тощаковая порция желудочного содержимого. Полученные данные сравнивались с показателями группы условно здоровых детей. Результаты. Максимально высокое содержание VEGF отмечено в группе детей с язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки. Заключение. Установлена взаимосвязь подъема VEGF со степенью инфицирования бактериями Helicobacter pylori.

Ключевые слова: васкулоэндотелиальный фактор роста, дети, хронический гастродуоденит, Helicobacter pylori, язвенная болезнь.

Zavyalova QV, Spivakovsky YM, Zakharovа NB, Lukina OA, Sirotkin EA. Content of vascular endothelial growth factor in blood serum and gastric juice in children with chronic inflammatory diseases of stomach and duodenum. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2014; 10(1): 110-113.

The aim: to assess the levels of vascular endothelial growth factor (VEGF) in children with chronic inflammatory diseases of stomach and duodenum. Material and methods. 67 children with chronic inflammatory diseases of gastroduodenal zone have been investigated. The substrate of the study included the serum and portion of gastric content. The data obtained were compared with a group of healthy children. Results. Maximum high content of VEGF was identified in children with duodenal ulcer. Conclusion. The content of this indicator depended on the Helicobacter pylori infection.

Key words: vascular endothelial growth factor (VEGF), children, chronic gastroduodenitis, Helicobacter pylori, peptic ulcer disease.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.