Научная статья на тему 'Оценка жизненного самоосуществления как предмет рефлексивной деятельности человека'

Оценка жизненного самоосуществления как предмет рефлексивной деятельности человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
367
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Четошникова Екатерина Викторовна

Исследуется проблема жизненного самоосуществления как аспекта самореализации личности; изучаются особенности рефлексивной деятельности человека. На заключительном этапе, представленном в форме рефлексивного семинара, получены результаты, подтверждающие наличие взаимосвязи ценностных предпочтений с общей эмоциональной направленностью личности, определяющей оценку жизненного самоосуществления человека на разных этапах профессиональной подготовки. Выделены перспективные направления работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of life selfoutcarry as saubject of reflective activity of person

The problem of life selfoutcarry as an aspect of selfrealisation of person, peculiarities of reflective activity of person are under study. The results, gained at the conclusive stage of research represented as a form of reflective seminar, witness the interconnection of value preference and general emotional direction of person, which leads to estimation of life selfoutcarry of person at various stages of professional training. Perspective trends of research are laid out.

Текст научной работы на тему «Оценка жизненного самоосуществления как предмет рефлексивной деятельности человека»

Е.В. Четошникова

ОЦЕНКА ЖИЗНЕННОГО САМООСУЩЕСТВЛЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Исследуется проблема жизненного самоосуществления как аспекта самореализации личности; изучаются особенности рефлексивной деятельности человека. На заключительном этапе, представленном в форме рефлексивного семинара, получены результаты, подтверждающие наличие взаимосвязи ценностных предпочтений с общей эмоциональной направленностью личности, определяющей оценку жизненного самоосуществления человека на разных этапах профессиональной подготовки. Выделены перспективные направления работы.

Начиная с 20-х гг. прошлого века те или иные аспекты самореализации личности человека становятся предметом изучения ученых (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), но лишь с середины ХХ в. данная область оказывается в фокусе более пристального внимания психологов. Сегодня трудно найти какую-нибудь сферу социальной практики, со стороны которой не поступали бы заказы и не ощущались бы вызовы к психологической науке по поводу сведений о психологических закономерностях самореализационных процессов и самореализационного потенциала специалиста.

Проблема самореализации человека, являясь сегодня особо важной, «так или иначе связывается с само-осуществлением человека, признается ее полидисцип-линарный характер» [1. С. 15]. Как отмечает И.Д. Его-рычева, практически все исследования, посвященные проблеме самореализации, «не могут не коснуться сути человеческой природы, сущности человека, его сущностных сил» [1. С. 15].

В настоящее время в отечественной психологии наиболее активно занимаются данной проблематикой Л. А. Коростылева, Э.В. Галажинский, В.Е. Клочко, Д.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков и другие авторы.

В работах, посвященных самореализации человека, Д.А. Леонтьев выделяет связь самореализации с происхождением, сущностью и характером творческих сил человека и возможностью их деятельной реализации [2].

Самореализация понимается автором как процесс опредмечивания сущностных сил личности [2]. Основой сущностной самореализации личности является вклад личности в человечество в целом, которому она и адресует себя, так как только таким способом, по мнению Д.А. Леонтьева, человек может обрести личное бессмертие. Единственным критерием самореализации Д.А. Леонтьеву представляется значимый для культуры результат деятельности. При таком понимании самореализация доступна только избранным.

Изучая проблему самореализации личности, И.Д. Егорычева также связывает самореализацию с сущностными характеристиками человека; среди феноменов реализации человеком собственной сущности выделяются самоопределение, самовыражение, самоидентификация и др. В качестве главного смыслового критерия самореализации автор выделяет действенность и значимость результатов деятельностного самоосуществления [1].

В понимании Л.А. Коростылевой самореализация -есть реализация «своего подлинного Я» [3. С. 21-22]. Самореализация как процесс реализации себя - это осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего су-

ществования в каждый данный момент времени. По мнению автора, самореализация осуществляется тогда, когда у человека имеется сильный побудительный мотив для личностного роста [4].

Э.В. Галажинский рассматривает проблему самореализации, основываясь на теории психологических систем, разрабатываемой школой В.Е. Клочко. Согласно Э.В. Галажинскому, самореализация является «тем интегрирующим фактором, с которым связаны решения проблем жизненного самоопределения, выбора жизненных сред, наиболее адекватных для самоосуществления и формирования жизненных стратегий» [5, 6].

В теории психологических систем, идеи которой мы разделяем, человек понимается как открытая психологическая система, причем открытость есть условие ее существования, инициирующее процесс самореализации [7].

Э.В. Галажинский, разрабатывая концепцию системной детерминации самореализации, в качестве детерминант выделил причинные и непричинные. Причинная детерминация внеситуативна, обеспечивает динамику развития, определяется открытостью/закрытостью человека как системы, обусловливает устойчивость системы и ее подвижность, определяет особенности выработки новых норм (нормотворчество).

Направленность и избирательный характер самореализации обусловливает непричинная детерминация, которая обеспечивается смыслами и ценностями, представляющими собой психологические новообразования, от которых зависит выбор жизненных сред, в которых можно наиболее полно реализовать себя [5]. Самореализация как осознанный способ существования личности «определяет образ жизни личности, а многомерный мир человека выступает в своих ценностных координатах - как пространство для самореализации, самоосуществления и самосозидания» [5].

В теории психологических систем четко разводятся между собой два вида смысловых образований - ценности и смыслы, что явно иллюстрирует многомерную природу жизненного мира человека (В.Е. Клочко,

О.М. Краснорядцева).

Согласно постулатам теории, развитие человека на протяжении всей его жизни, его онтогенез есть постепенное усложнение его системной организации, которое и переводит систему в режим самоорганизации. Самореализация есть форма проявления самоорганизации человека [7]. Опираясь на идеи теории психологических систем, мы понимаем самореализацию как процесс перехода возможности в действительность (В.Е. Клочко).

Обращаясь к толковому словарю, выясняем, что «осуществить» - значит «воплотить в действительность» [8], «самоосуществиться» - значит «воплотить

свои способности в реальные дела» [7]. Сближая сущностное содержание понятий, позволяющее судить об их взаимосвязи, логично заключить, что самоосущест-вление есть проявление, аспект самореализации. На основании учета особенностей жизненного самоосуще-ствления человека можно судить о выраженности его самореализации. Смыслы и ценности, являясь психологическими новообразованиями, выступают в качестве параметров порядка, задающих направленность развития психологической системы (В.Е. Клочко). Представляя собой параметры системы, они выступают как устойчивые детерминанты, обусловливающие самореализацию, а значит, и жизненное самоосуществление, могут «служить основанием для создания оптимальных условий для становления личности, способной и стремящейся к самореализации» [1].

Оценку жизненного самоосуществления как субъективного восприятия особенностей самореализации, осуществления себя в различных жизненных сферах наиболее оптимально, на наш взгляд, изучать на основании результатов рефлексивной деятельности человека, поскольку осмысление человеком содержания своего сознания, своей деятельности, общения, т.е. «своего поведения как целостного отношения к окружающему миру» [9], является центральным в рефлексивной деятельности. С.Ю. Степанов и И.Н. Семенов считают принципиальной связь рефлексии с творческим выражением личности, поскольку именно в творчестве человек осуществляет себя как целостная, саморазви-вающаяся личность [9].

По мнению А.В. Карпова, рефлексия - это одновременно и уникальное свойство, присущее человеку, и состояние осознания чего-либо, и процесс репрезентации в психике своего собственного содержания. Именно такое понимание, «позволяя дифференцировать основные модусы рефлексии и тем самым конкретизировать предмет психологии рефлексии, обеспечивает и сохранение того единства, в котором в психике представлены процессы, свойства и состояния» [6].

Нами был проведен рефлексивный семинар, целью которого было изучение рефлексирования студентами второго и четвертого курсов особенностей их жизненного самоосуществления как соотношения значимости общечеловеческих ценностей, общей эмоциональной направленности личности и анализа проблемы самореализации в различных жизненных сферах.

Рефлексивный семинар есть форма организации образовательного процесса, позволяющая фиксировать и делать предметом рефлексии (с последующим обсуждением) личностные изменения, происходящие со студентами (О.М. Краснорядцева). В качестве предмета рефлексивной деятельности выступала оценка студентами их жизненного самоосуществления. Работа рефлексивного семинара фиксировалась видеоаппаратурой.

Как отмечает И.А. Васильев, «оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям выражается интеллектуальными эмоциями, имеющими ситуационный характер» [10]. По мнению автора, интеллектуальные эмоции закономерно возникают при функционировании человеческого мышления. Логичной представляется необходимость учета эмоционального состояния в процессе рефлексивного

семинара, поскольку «интеллектуальные эмоции не только закономерно возникают в ходе мыслительной деятельности, но и активно регулируют ее протекание» [10]. Созвучным является предложение В.К. Вилюнаса о разделении ведущих (которые, на наш взгляд, определяют эмоциональную направленность человека) и производных (ситуативные) эмоциональных явлений [11]. Нам близка точка зрения, согласно которой регулятивный смысл эмоций состоит в координации становления и функционирования психологических новообразований различных уровней (потребностей, мотивов, целей и др.) (О.К. Тихомиров, В.Е. Клочко) [9, 12]. Функциональная роль эмоций заключается, на наш взгляд, в отражении системных качеств предметов, которые «закрепляют в себе соответствие предмета человеку» и которые «составляют предметный и реальный мир данного человека, его действительность» [13].

В теории психологических систем показано, что эмоции репрезентируют сознанию те объекты жизненного мира, которые обладают ценностью для человека, тем самым задавая направленность его развития как психологической системы (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева). Теоретический анализ и результаты эмпирического исследования показывают, что на оценку жизненного само-осуществления влияет не только система ценностей человека, но и его эмоциональная направленность, его эмоциональные предпочтения, которые, выступая как ценность для человека, задают и координируют процессы его жизненного самоосуществления. В этом их отличие от ситуативных, «производных» эмоций.

На основе результатов, полученных в ходе исследования, нами были выделены три варианта модальности рефлексии жизненного самоосуществления как аспекта самореализации личности, иллюстрирующие особенности рефлексивной деятельности студентов, находящихся на разных этапах профессиональной подготовки. Ценностная модальность рефлексии самоосуществ-ления в различных жизненных сферах характеризуется наличием системы ценностных ориентаций, свойственных студентам, находящимся на разных этапах профессиональной подготовки. Модальность доступности рефлексии самоосуществления характеризуется четко определенной системой значимых ценностей, которые являются доступными, ясно рефлексируемыми. Этими ценностями респонденты руководствуются в процессе самоосуществления. Также была выделена неопределенная модальность рефлексии самоосуществления, когда значимость общечеловеческих ценностей близка доступности, т.е. отсутствуют явные акценты.

В процессе анализа собственных результатов студентами второго и четвертого курсов были зафиксированы следующие высказывания относительно своих результатов:

1. «Я полностью согласна со всеми результатами...»

Ведущий: «Прокомментируйте, пожалуйста».

«Ну (краснеет лицо, прячет глаза), интересная работа - ценность, пока - да, это мне не доступно, хотя хочется; я согласна, что собственный престиж в сфере обучения и образования - ведущая ценность, так же как и материальное положение, значимо в профессиональной жизни, да, я хочу, чтобы моя работа была высокооплачиваемой, но, кажется, что это, как мечта

(поднимает глаза, голос более уверенный), я знаю, что буду стремиться, развивать себя, обучаться, поэтому важно учиться. Я знаю, что у меня будет хорошая работа, семья, мне это важно, нужно учиться и все получится (на лице удовлетворенная улыбка)» (2-й курс).

В этом случае видно, что респондент осознает и принимает собственные ценности (ценностная модальность рефлексии жизненного самоосуществления), знает возможности, тем не менее налицо потребность в действии, т.е. приложении усилий для саморазвития и самореализации, результаты только подтвердили эти стремления респондента.

2. «Почему у меня нет ценностей?! (Реакция возмущения, хмурятся брови, гневный голос). Я не согласна, для меня значимы любовь, счастливая семейная жизнь, уверенность в себе мне доступна, у меня есть друзья, почему тогда эта ценность “Наличие хороших и верных друзей” не стоит ни в категории “Доступность”, ни в «Ценности?»

Ведущий: «И как Вы считаете, почему так?»

(Размышляет, на лице появляется улыбка). «“Наверное, это можно объяснить ситуацией, тем, что у меня не было настроения (удовлетворенный голос), а так, на самом деле, у меня есть ценности, мне важно обучение, семейная сфера, я хочу когда-нибудь иметь семью, детей, построить карьеру... А-а-а, я согласна, что у меня... романтическая эмоциональная направленность личности, мне важно, чтобы за мной ухаживали, заботились, я люблю комфорт, о-о-о, да это же говорит о гедонистической направленности личности, ну вот опять!” (Бурная мимика, жестикуляция, голос звенит). После размышления: «Наверное, мне свойственно и то и другое, это же даже здорово, говорит о разносторонности!» (Смеется, удовлетворение в голосе) (2-й курс).

В данной ситуации становится ясно, как респондент открывает варианты и возможности для самоанализа, это происходит в процессе осмысления себя в качестве субъекта деятельности путем решения задач на «смысл», на «ценность» (О.М. Краснорядцева). Потребность в саморазвитии в данной ситуации актуализируется в процессе самоанализа, анализа полученных результатов, рефлексии самоосуществления и самореализации.

3. «Вот у меня семейная жизнь как ценность выявилась и профессиональная жизнь. Я с этим согласна. А эмоциональная направленность... Я сначала удивилась, когда увидела, что у меня пугническая и глорическая эмоциональная направленность, а сейчас думаю, что так и есть: я ведь если что-то захочу, то буду делать все возможное, достигать цели для меня важно любой ценой. Поэтому и понятно, что успех в моей жизни обеспечит мне известность в своем кругу, так что, я думаю, что и слава мне не чужда!» (2-й курс).

Рефлексивная деятельность направлена на осмысление особенностей проявления собственной эмоциональной направленности, ее влияния на жизненное самоосу-ществление, в процессе рефлексии осознается роль эмоций в самоосуществлении, что в совокупности с ценностными предпочтениями определяет стремление респондента к осуществлению себя.

4. «Я не могу ответить, что будет значимо в будущем, так как планирую только на ближайшее будущее, мне сложно представить, что будет потом...» (4-й курс).

В данном случае нет явно выраженных ценностных предпочтений и ориентаций относительно самореализации, что говорит о неопределенной модальности рефлексии жизненного самоосуществления, об этом также свидетельствует отсутствие явного стремления к анализу особенностей самоосуществления.

5. «Человек должен идти таким путем, каким ему важно идти. Я должна понять, прежде всего, что мне важно, что актуально сейчас, в соответствии с чем я буду жить потом. Я сейчас не знаю, что мне важно, но теперь поняла, что надо с этим разобраться, легче жить будет» (4-й курс).

В процессе рефлексии своих ценностных предпочтений происходит осознание существующих ограничений в принятии смыслового контекста выделенных по значимости ценностей. Результаты самоанализа свидетельствуют о готовности к принятию себя, своих ценностей, а также способности к самовыражению и выделению собственных особенностей в понимании себя.

В ходе семинара в виде различных вариантов актуализировалась потребность в саморазвитии, причем эта потребность была актуализирована студентами 2-го курса более явно, тогда как студенты 4-го курса демонстрировали слабую заинтересованность в анализе своих результатов, большинство (за исключением приведенных примеров) не смогли аргументировать принятие или непринятие своих результатов. Налицо существенная разница в способах построения своей действительности, своего жизненного мира студентов, изучение чего представляется одним из направлений дальнейшей работы.

Результаты, полученные на рефлексивном семинаре, характеризуют обозначенные нами варианты модальности рефлексии жизненного самоосуществления человека, в зависимости от особенностей которых можно говорить об особенностях самоосуществления и самореализации студентов, находящихся на разных этапах профессиональной подготовки. Субъективное оценивание студентами динамики собственных личностных изменений за период от проведения пилотажного этапа исследования до момента проведения рефлексивного семинара иллюстрирует особенности восприятия и анализа жизненного самоосуществления респондентов. Студенты 2-го курса более гибко подходят к анализу проблемы, понимают перспективность и отмечают значимость реализации в различных жизненных сферах; студенты 4-го курса более склонны «жить настоящим», не стремясь к построению вариантов жизненного самоосуществления.

Анализ высказываний студентов 2-го и 4-го курсов показал, что для студентов 2-го курса в большей степени свойственна ценностная модальность рефлексии жизненного самоосуществления, причем у большинства из них превалируют показатели глорической, пугнической и гедонистической эмоциональной направленности личности.

У студентов 4-го курса преобладающую позицию занимают показатели романтической и коммуникативной эмоциональной направленности личности. У большинства студентов этого этапа профессиональной подготовки выявлена неопределенная модальность рефлексии жизненного самоосуществления, что свидетельствует об отсутствии явно выраженного стремления к саморазвитию и самоосуществлению и недостаточной реализованности респондентов этого курса в изучаемых в исследовании жизненных сферах.

Вторая часть семинара проходила в форме беседы, в ходе которой обсуждались проблемы самореализации личности, того, каким образом студенты понимают, что есть жизненное самоосуществление, самореализация личности, в чем проявляется их самореализация, как они ощущают, что самоосуществляются, какой они видят свою будущую жизнь, какие ценности и жизненные сферы будут для них значимы и значимы сейчас, каково их понимание будущего.

На основе анализа высказываний студентов на рефлексивном семинаре было выявлено, что студенты 2-го курса в большей степени склонны анализировать особенности и варианты своего жизненного самоосуществления и эмоциональной направленности личности; результаты рефлексивной деятельности свидетельствуют о том, что респонденты 2-го курса четко осознают, что им нужно, чтобы в процессе жизненного самоосуществления достигать поставленных целей, это подтверждается и высказываниями, полученными с помощью методики незаконченных предложений на пилотажном этапе исследования.

У студентов 4-го курса было отмечено наличие затруднений в анализе своих собственных ценностных предпочтений, хотя попытки анализа проблемы самореализации человека предпринимались несколькими студентами. Трудности в субъективном оценивании динамики собственных личностных изменений проявились в виде отсутствия выраженного принятия или непринятия своих результатов исследования. Это подтверждается и превалирующим положением неопределенной модальности рефлексии жизненного самоосуществления.

Таким образом, в ходе оценки жизненного само-осуществления, выступающего предметом рефлексивной деятельности студентов, было выявлено, что жизненное самоосуществление студентов на разных этапах профессиональной подготовки происходит по-разному в зависимости от особенностей влияния ценностных предпочтений и проявлений эмоциональной направленности личности. Ценностью и доступностью для студентов начального этапа профессиональной подготовки обладают познание, здоровье, любовь и семья, стремление к профессиональной реализации, творчество, большинству свойственны проявления пугниче-ской, глорической, гедонистической эмоциональной направленности личности, данная взаимосвязь определяет осознанность и вариативность возможностей жиз-

ненного самоосуществления как проявления самореализации во всех изучаемых в исследовании сферах.

На среднем этапе профессионализации выявлены диаметрально противоположные показатели. Студентам 3-го курса (на момент проведения рефлексивного семинара - 4-го) наиболее значимы свобода, увлечения, общественная жизнь, активные социальные контакты, что, в связи с преобладающим положением показателей романтической, коммуникативной, пракси-ческой эмоциональной направленности личности этих студентов, определяет особенности их жизненного са-моосуществления, проявляющиеся в реализации в большей мере в сфере увлечений и общественной жизни. Сферы обучения и образования, профессиональной и семейной жизни не представляют явной ценности для самоосуществления студентов этого курса. Результаты рефлексивной деятельности, полученные в ходе рефлексивного семинара, также подтверждают предпочтения студентов данного этапа профессионализации. Таким образом, результаты исследования и рефлексивной деятельности студентов позволяют судить не только о ценностной детерминации жизненного самоосуществ-ления, но и влиянии общей эмоциональной направленности личности на жизненное самоосуществление, т.е. эмоциональной детерминации. Студенты 2-го курса с преобладающим проявлением показателей пугниче-ской, глорической и гедонистической эмоциональной направленности оценивают свое жизненное самоосу-ществление как возможность и способность к самореализации в сферах профессиональной, семейной, общественной жизни, сферах обучения и образования и увлечений; студентам 4-го курса свойственны проявления романтической, коммуникативной и праксической эмоциональной направленности личности, что, с учетом ценностной детерминации их жизненного само-осуществления, определяет значимость самоосуществ-ления для этих студентов лишь в сферах общественной жизни и увлечений.

В заключение необходимо отметить перспективность и важность исследования причин столь дифференцированного отношения студентов к самоосущест-влению, а также изучения динамики изменений, происходящих в жизненном самоосуществлении студентов в процессе профессионализации, и определяющих эти изменения факторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. ЕгорычеваИ.Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) // Мир психологии. 2005. № 3.

2. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсо-

ветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М., 1997.

3. Дерманова И.Б., Коростылева Л.А. Некоторые аспекты феномена самореализации // Психологические проблемы самореализации личности /

Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. СПб., 1997.

4. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2000.

5. Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности: Дис. ... д-ра психол. наук. Томск, 2002.

6. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 5. С. 45-57.

7. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд / Под ред. Г.В. Залевского. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999.

8. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинд, 2003.

9. Степанов С.Ю., СеменовИ.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. № 3.

10. Васильев И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности // Психологический журнал. 1998. Т. 19, № 4.

11. Вилюнас В.К. Психология эмоций: СПб.: Питер, 2004.

12. Скорлупина О.А. Онтологизация психологического познания и ее проявление в этапах становления научной теории (на предмете смысловой теории мышления О.К. Тихомирова): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Барнаул, 2006.

13. Клочко В.Е. Саморегуляция мышления и ее формирование. Караганда, 1987.

Статья поступила в редакцию журнала 4 декабря 2006 г., принята к печати 11 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.