УДК 332.6
Н.Л. Билецкая, Л.Ю. Дитц СГГ А, Новосибирск
ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ КАК МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Земельные ресурсы - это сложный социально-эколого-экономический объект управления. В современных условиях регулируемая рыночная экономика требует такого государственного управления земельными ресурсами, которое обеспечивает строгое соблюдение системы земельного и гражданского законодательства в сочетании с экономической самостоятельностью субъектов землепользования.
Целью регулирования земельных отношений является реализация интересов связанных с землей и разрешение возникающих при этом противоречий. Государство начало создавать принципиально новую систему регулирования земельных отношений с учетом требований рынка, многообразия форм собственности и хозяйствования на земле.
Как элемент рыночных отношений земля выступает в форме недвижимости; субъекты земельных отношений могут иметь на нее права собственности и другие вещные права. Они оцениваются через систему специальных стоимостных характеристик (земельный налог, арендная плата, нормативная, рыночная, залоговая цена и т. д.).
В новом Земельном Кодексе РФ определены основы, принципы и порядок государственного управления земельными ресурсами в условиях сформировавшейся рыночной экономики России, к которым относятся:
- Платность землепользования - земельный налог, арендная плата;
- Оценка земли (рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности», для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка);
- Государственный мониторинг земель, землеустройство и государственный земельный кадастр;
- Земельный контроль - государственный, муниципальный и производственный.
Для управления земельными ресурсами необходимо проведение комплексной оценки земель, которая включает внутрихозяйственную оценку земель, количественную, качественную и эколого-экономическую.
Внутрихозяйственная оценка земли проводят в трех аспектах: как средство труда, как предмет труда и как средство труда (рис. 1).
Как средство труда землю оценивают по свойствам и признакам, определяющим ее плодородие. Для этого последовательно проводят бонитировку почв, оценку земель по урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности кормовых угодий.
Как предмет труда землю оценивают по свойствам и признакам, определяющим удобство ее обработки и использования, а в итоге затраты
живого и овеществленного труда в земледелии. Для этого последовательно проводят оценку технологических свойств земли, ее местоположение относительно хозяйственного центра, урожайность (плодородие) как фактор затрат, благоприятность (удобства или сложности) выполнения полевых механизированных работ, а также оценку земли по затратам труда и средств производства в земледелии.
Рис.1. Схема оценки земель
Как средство производства землю оценивают по совокупности свойств и признаков, определяющих производительность труда и эффективность затрат в земледелии. Для этого проводят оценку земли по производным от урожайности (продуктивности) и затрат показателям: производительности труда, окупаемости затрат, дифференциальному доходу.
Бонитировка почв представляет собой сравнительную (балльную) оценку их плодородия при сопоставимых агроклиматических условиях и интенсивности земледелия. Сопоставимость агроклиматических условий и интенсивности земледелия достигается путем природносельскохозяйственного зонирования территории с выделением сравнительно однородных по указанным признакам зон земельно-оценочных районов.
Разнообразие природных условий и крупные размеры хозяйств делают необходимой разработку адаптивно-ландшафтных систем земледелия, предусматривающих противоэрозионную и мелиоративную организацию территории, рациональную структуру использования пашни и кормовых угодий, оптимальные размеры полей и производственных участков, систему сево-, сенокосо- и пастбищеоборотов.
Эколого-экономическая оценка земельных ресурсов
сельскохозяйственного назначения предполагает количественный учет факторов, негативно воздействующих на почву и вызывающих ее загрязнения, что в итоге ведет к ухудшению качества продукции, а отсюда - к уменьшению уровня доходности земельных участков. В случае загрязнения почв тяжелыми металлами уровень почвенного плодородия сам по себе может не измениться, в то время как размер дохода данного участка или величина экологической ренты будет уменьшается.
По результатам качественной оценки земель определяется урожайность сельскохозяйственных культур, величина средних издержек на производство единицы продукции и уровень доходности при различных ровнях загрязнения. Уровень доходности повлияет на размер экологической ренты, которая является составной частью общей земельной ренты. Определение размера экологической ренты позволит в дальнейшем осуществлять корректировку цен на земельные участки, размера земельного налога, арендной платы за землю.
Для обеспечения рационального использования земельных ресурсов ведётся государственный земельный кадастр, содержащий совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Земельный кадастр включает регистрацию землепользований, учёт количества и качества земельных угодий, бонитировку почв и экономическую оценку земель.
Материалы земельного кадастра находят широкое применение при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве. Они используются, при формировании землепользований, размещении отделений и хозяйственных центров в совхозах, бригадных массивов и производственных центров в колхозах, установлении состава соотношения угодий и севооборотов, их размещении, трансформации угодий, устройстве территории севооборотов и сельскохозяйственных угодий, размещении сельскохозяйственных культур в соответствии с экологической пригодностью земель для их выращивания.
Учёт земель представляет собой государственное мероприятие по накоплению, систематизации и анализу всесторонних сведений о количестве,
размещении и хозяйственном использовании земельных ресурсов. Являясь составной частью земельного кадастра, учёт продолжает изучение хозяйственного состояния земель.
Основная задача учёта состоит в том, чтобы дать характеристику земельного фонда по составу угодий и их подвидам, в соответствии с принятой классификацией угодий, по землепользованиям, срочности пользования, районам и другим административно-территориальным разделениям. Государственный учёт земель проводится по фактическому состоянию земельных угодий на основе доброкачественных планово -картографических материалов и данных учёта текущих изменений, выявленных графическим способом. Особое внимание уделяется учёту орошаемых и осушенных земель. Степень детальности учёта зависит от характера использования земель и потенциальных возможностей земельных ресурсов. Наиболее детальному учёту подлежат земли сельскохозяйственного назначения и земли населённых пунктов.
Учёт качества земель в системе земельного кадастра предусматривает проведение классификации не только почв, но и земель. В определении земли как сложного природно-хозяйственного комплекса почва рассматривается в качестве основной составной части, наиболее полно выражающей сущность и свойства, включая основные закономерности развития, возможности таксономизации и систематизации земель.
Материалы учёта качества земель дают необходимую информацию для решения вопросов трансформации угодий, защиты почв от эрозии, выявление резервов освоения новых земель путём их мелиорации и рекультивации, проведения природно-сельскохозяйственного районирования территории, разработки систем ведения сельского хозяйства, прогнозирования использования земельных ресурсов в схемах землеустройства на перспективу, проведения бонитировки почв и экономической оценки земель.
Главная задача качественной оценки земли - сравнительная оценка степени благоприятности почв и условий территории для возделывания различных сельскохозяйственных культур. Такая постановка задачи соответствует дальнейшей цели - дать объективную основу для решения вопросов рационального использования земель в масштабе хозяйства, районов и областей.
Таким образом, состояние количественного и качественного учета земель тесно связано с состоянием и функционированием системы регистрации землепользования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Минц, А.А. Экономическая оценка естественных ресурсов / А.А. Минц. - М.: Наука, 1973.
2. Земельный кодекс Российской Федерации. - М.: ИКФ Омега, 2003. - 96 с.
3. Улюкаев, В.Х. Земельное право/ В.Х. Улюкаев. - М.: Былина, 2002.
© Н.Л. Билецкая, Л.Ю. Дитц, 2007