Экспериментальная педагогика Experimental Pedagogy
УДК 378.17 ББК Ч48
Сергей Александрович Крылатов,
аспирант кафедры педагогики, Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: [email protected]
Оценка здоровья студенческой молодёжи: по результатам эмпирических исследований
В последние годы в науке резко возрос интерес к молодёжной проблематике, что актуализировано необходимостью новой объективной оценки роли молодёжи в современных социокультурных, политических и экономических процессах. В настоящее время положение российской молодёжи весьма противоречиво и неоднозначно.
С одной стороны, под влиянием процессов демократизации, трансформации институтов социализации молодёжи, распадом прежней системы ценностей, формированием новой модели социальной политики российского государства изменяется социальное положение молодых людей. С другой стороны, молодёжь как стратегический ресурс любого государства несёт ответственность за её будущее, участвует в преобразовании всех сфер жизнедеятельности государства, выполняет функцию сохранения преемственности истории и культуры страны. Одним из факторов, детерминирующих реализацию молодёжью задач, поставленных перед нею самим процессом развития общества, цивилизации, выступает уровень его здоровья. В статье обобщаются результаты эмпирических исследований, целью которых была оценка состояния здоровья студенческой молодёжи, факторов, влияющих на его состояние, выявление наиболее значимых проблем, волнующих студенческую молодёжь.
Ключевые слова: молодёжь, здоровье, студенческая молодёжь, эмпирическое исследование, модель поведения, формы социальной помощи.
Sergey Aleksandrovich Krylatov,
Postgraduate Student, Department of Pedagogy, Zabaikalsky State University (Chita, Russia), e-mail: [email protected]
Health Assessment of Students: Results of Empirical Research
In recent years interest in youth issues has sharply increased in science, and that needs actualized new objective assessment of the youth’s role in modern socio-cultural, political and economic processes. At present the situation of the Russian youth is very contradictory and ambiguous. On the one hand, social situation of young people changes under the influence of the processes of democratization and transformation of institutions of socialization of young people, the collapse of the old system of values, a new model of social policy of the Russian state. On the other hand, young people as a strategic resource of any state are responsible for its future, are involved in the transformation of all spheres of government and preserve the continuity of history and culture. The level of health is a determining factor of youth tasks assigned by the process of development of the society and the civilization. The article summarizes the results of empirical research aimed at assessment of students’ health status, factors affecting its status, and identification of the most important issues concerning student youth.
Keywords: youth, health, student youth, empirical research, model of behavior, forms of social assistance.
В последние годы особую актуальность и значимость приобретает анализ здоровья населения как интегрального показателя социального благополучия общества и социальных групп. О значимости и важности данного направления деятельности свидетельствует ряд документов, принятых как на международном уровне, так и на уровне отдельных государств. Оттавская хартия улучшения здоровья, принятая под эгидой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), обращает внимание на создание таких условий для людей, которые позволили бы им вести социально активную жизнь [8]. Эти же идеи содержатся в программе ВОЗ «Здоровье для всех в XXI веке»: усиление справедливости в отношении здоровья; улучшение возможностей для выживания и повышения качества жизни; обращение вспять глобальных тенденций в отношении пяти основных пандемий (инфекционных болезней, неинфекционных заболеваний, травматизма и насилия, алкоголизма и наркомании, табакокурения); полная или частичная ликвидация определённых болезней (полиомиелит и др.); улучшение доступа к водоснабжению, санитарии, пищевым продуктам и жилью; содействие здоровому и противодействие нездоровому образу жизни; улучшение доступа к комплексной, качественной медико-санитарной помощи; поддержка научных исследований в области здравоохранения; внедрение глобальных и национальных систем медицинской информации и эпидемиологического надзора; разработка, осуществление и мониторинг политики достижения «Здоровья для всех» в странах [1]. Приоритетный национальный проект «Здоровье», принятый в Российской Федерации, направлен на: укрепление здоровья граждан; повышение доступности и качества медицинской помощи; развитие первичной медицинской помощи; возрождение профилактического направления в здравоохранении; обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.
В этом аспекте особенно важным становится сохранение и укрепление здоровья молодёжи. Этот интерес вполне понятен и обоснован. Ведь будущее цивилизации, страны, региона связано с молодёжью, её идеалами, потребностями, ценностями. Среди молодёжи особое место занимает студенчество, которое, обладая высоким интеллектуальным потенциалом, способностью к творчеству, инициативностью, как стратегический ресурс любого государства, несёт ответственность за его будущее, участвует в преобразовании
всех сфер жизнедеятельности государства, выполняет функцию сохранения преемственности истории и культуры страны [4; 7].
Понятие «молодёжь» в современной науке имеет несколько отличных по значению и подходам определений. Можно выделить следующие подходы к определению понятия «молодёжь» в современной литературе:
- стратификационный, представляющий молодёжь как особую социально-демографическую, возрастную группу (П. И. Бабочкин, И. В. Бестужев-Лада, И. С. Болотин, К. Грифин, Г. С. Ентелис, С. Н. Иконникова, И. С. Кон, Л. Колберг, С. Л. Рубинштейн, С. Г. Спасибенко, В. Франкл, З. Фрейд, С. Фрис, К. Хурелман, В. Т. Шапко, Э. Эриксон и др.);
- институционно-функциональный, учитывающий участие молодёжи в деятельности различных социальных институтов, молодёжных движений (Ю. А. Зубок, И. М. Ильинский,
A. А. Козлов, Ю. В. Коврижных, В. К. Кри-ворученко, В. Д. Ливачёва, В. Т. Лисовский,
B. А. Луков, А. Н. Мацуев, В. В. Нехаев, Т. Э. Петрова, В. А. Родионов, Е. Г. Слуцкий, В. И. Чупров и др.);
- аксиологический, дающий анализ качества жизни молодёжи, её ценностей, мировоззрения (Г. М. Андреева, Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, А. И. Ковалёва, И. С. Кон, Т. Н. Кухтевич, И. Т. Левыкин, В. А. Луков, А. Л. Маршак, Дж. Г. Мид, А. В. Мудрик, Б. Д. Парыгин, А. В. Петровский, И. М. Сле-пенков, В. Т. Шапко, А. А. Щегорцов и др.);
- ресурсный, определяющий молодёжь как стратегический ресурс общества, как основу его будущего развития (А. И. Бардакова,
A. Н. Буров, Е. А. Климов, Е. И. Конаныхин, Н. И. Корниец, В. Я. Рушанин, В. П. Щербаков и др.);
- тезаурсный, апеллирующий к повседневной жизни молодёжи (В. Н. Келасьев,
B. Т. Лисовский, В. В. Павловский, Е. Г. Слуцкий, В. И. Чупров и др.).
В нашем исследовании мы исходили из следующего определения понятия «молодёжь». Молодёжь - это особая социальная группа, состоящая из сверстников в возрасте 18-22 лет, находящихся в стадии становления, формирования мировоззрения, выбора профессионального пути, не имеющая достаточно устойчивых социальных и духовных ценностей; либо наследующая социальный статус своей семьи, либо характеризующаяся «будущим» социальным статусом [6].
Относительно понятия «здоровья» следует обратить внимание на большое количе-
ство его определений (около 200). Впервые определение здоровью было дано учёными античности. Так, в частности Гален считал, что здоровье есть отсутствие ограничений в жизнедеятельности, болей. Известный врач Гиппократ обращал внимание на то, что человек здоров при условии существования равновесного отношения между всеми органами тела. Пифагор писал о том, что если болезнь это нарушение равновесия, то здоровье следует понимать как гармонию.
Обобщая существующие походы к определению здоровья в различных областях научного знания, М. Б. Лига и А. И. Щеткина выделяют следующие: определение самого понятия «здоровье»; создание различных, концептуальных моделей;выделение уровней здоровья; скриннинговые исследования, изучающие влияние образа жизни на здоровье; исследования факторов риска; исследование самоохранительного поведения [5, с. 145].
Изучение здоровья студенческой молодёжи позволяет выявить её деятельностный, интеллектуальный и социальный потенциал. Исследование состояния здоровья студентов вузов включало вопросы, направленные на оценку физического состояния респондентов, выявление их отношения к своему здоровью и физическому самочувствию, степени удовлетворения потребностей в сохранении и восстановлении своего здоровья.
Следует отметить, что студенческая молодёжь вузов Забайкальского края оценивает своё здоровье следующим образом: 51 % имеет небольшие проблемы со здоровьем; 27 % респондентов считают, что у них все благополучно со здоровьем; 10 % имеют заболевание, которое требует серьёзного внимания; у 11,5 % опрошенной молодёжи имеется несколько серьезных заболеваний;
0,5 % имеют инвалидность. Как можно заметить, значительная часть молодёжи, принимавшей участие в исследовании, имеет определённые проблемы со здоровьем. Всего 27 % молодых забайкальцев считают себя здоровыми. Состояние здоровья молодых людей характеризуется повышенным уровнем заболеваемости. Мнение же самих респондентов (количество респондентов в %) о факторах, влияющих на здоровье, выглядит следующим образом: эффективность работы учреждений здравоохранения (14,7); комфортность бытовых условий (12,7); наследственность (44); финансовое положение (36,7); стрессы (30,0); отношение и забота членов семьи (11,3); вредные привычки (12,7); состояние окружающей среды (44,7);
желание заниматься собственным здоровьем (34,0); сложившиеся стереотипы (7,3); питание (38,0); другие причины (0,7).
На вопрос «Имеете ли Вы какие-то привычки, устойчивые привязанности, которые могут повлиять на здоровье (курение, алкоголь, наркотики и др.)» опрошенные ответили следующим образом: 32 % - есть несколько таких привычек; 24 % - таких привычек у меня нет, но время от времени я позволяю себе такие удовольствия; 22 % - есть одна из таких привычек; 11,5 % - таких привычек нет; 10,5 % - таких привычек нет сегодня, но они были в прошлом. Как можно заметить, большинство молодых людей имеет одну или несколько вредных привычек, что негативно отражается на состоянии их здоровья.
Несомненный интерес представляет анализ явлений и событий, оказывающих влияние на настроение молодёжи. На вопрос «Кто или что оказывает наиболее сильное влияние на Ваше настроение?» респонденты ответили следующим образом. На настроение оказывают влияние: профессиональные успехи -14%;проблемыматериальногоблагополучия-24 %; отношения в семье -12 %; проблемы насилия, преступности - 4 %; проблемы здоровья - 24 %; другое - 4 %. Как можно заметить, наибольшее влияние на настроение молодых людей оказывают проблемы со здоровьем и уровень материального благополучия.
Одним из показателей здоровья является уровень удовлетворённости жизнью. На вопрос «Оцените, пожалуйста, уровень своего материального достатка. Как Вы живёте?» были получены следующие ответы (респондентам необходимо было выбрать только один вариант ответа) (см. табл. 1):
Таблица 1 Оценка материального достатка, %
Варианты ответов %
Среднее (на питание, одежду, крайне необходимые вещи, оплату коммунальных услуг денег хватает) 58
Бедно (на скромное питание денег хватает, а на приобретение одежды и других вещей, а также оплату коммунальных услуг нет) 19,4
Обеспеченно, зажиточно (есть денежные накопления и возможность покупать практически всё необходимое для жизни) 19
Очень бедно (денег не хватает даже на питание и оплату коммунальных услуг) 2,3
Очень хорошо, богато (не отказываю себе ни в чём, денежные накопления постоянно прирастают) 1,3
Результаты первичного анализа данных показывают, что значительное количество
молодых людей оценивает своё материальное положение как среднее. Второе место по популярности занял вариант «бедно». Далее следует вариант «обеспеченно, зажиточно». Незначительное количество молодых людей отметило варианты «очень бедно» и «очень хорошо, богато».
В настоящее время только часть студенческой молодёжи удовлетворена своей жизнью, материальным положением. Так, 43 % считают, что их жизнь стала лучше; 34 % указывают, что она стала лучше в основном, главном; 17,5 % опрошенных считают, что жизнь стала лучшее, обеспеченнее; 5 % -жизнь в главном изменилась к худшему; 0,5 % - жизнь стала значительно хуже. Молодёжь оптимистически оценивает перспективы улучшения материального положения. Среди них в недалеком будущем надеются стать успешными 70 % опрошенных; 15 % затруднились ответить; 11 % высказали сомнение в том, что кардинальное изменение их материального положения для них возможно;
3 % уже богаты и надеются стать ещё богаче; 1 % респондентов не надеются разбогатеть.
Улучшение своего материального положения молодёжь связывает с: профессией -33 %; знаниями и образованием - 25 %; способностями в предпринимательской деятельности - 20 %; трудолюбием - 7 %; здоровьем -5 %; продолжением рыночных реформ -
4 %; наследством или удачным браком -3 %; справедливым решением социальных проблем - 3 %. Подавляющее большинство респондентов верят, что их будущий личный успех и благополучие связаны, прежде всего, со знаниями, способностями, трудолюбием, деловыми качествами. Заслуживает внимания оценка молодыми респондентами роли, значимости образования и знаний в будущей жизни. Большая часть из них считает, что образование даст им возможность повысить свой интеллектуальный и культурный уровень, улучшить материальное положение, изменить свой социальный статус, занять определённое место в социальной структуре общества. Однако только 5 % опрошенных связывают своё благополучие со здоровьем.
Анализ здоровья молодёжи не может считаться законченным без рассмотрения проблем, её беспокоящих. В связи с чем в анкету был включен вопрос «Какие проблемы для Вас сегодня являются главными?» Ответы на данный вопрос, позволившие определить уровень озабоченности молодёжью отдельными сторонами жизни, распределились следующим образом (см. табл. 2):
Таблица 2
Главные проблемы молодёжи сегодня, %
Варианты ответов %
Материальные, финансовые 32
Безработица 10
Бедность 1
Другое 57
Как можно заметить, большая часть молодёжи главными считают безработицу, материальные и финансовые проблемы, которые негативно характеризуют уровень развития экономического благополучия молодёжи, оказывающий отрицательное воздействие на здоровье студенческой молодёжи.
Для выявления роли социальных служб в решении проблем здоровья молодого поколения участникам опроса был задан вопрос «Обращаетесь ли Вы в социальные службы?» (табл. 3):
Таблица 3 Обращение в социальные службы, %
Варианты ответов %
Никогда не обращались в социальные службы 57
Обращаются, но редко 41
Постоянно обращаются в социальные службы 2
Другое 3,2
Тем самым можно сказать, что обращается в социальные службы лишь незначительная часть респондентов. Очень редко, но обращаются чуть больше молодых людей края - 41 %. Отсюда становится ясно, что защита интересов молодёжи лежит не в сфере традиционных форм социального обеспечения, а в необходимости организации услуг, направленных на адаптацию молодёжи в современном обществе, создании условий для формирования у неё стратегии развития.
Для выявления отношения студенческой молодёжи к социальной помощи со стороны государства был задан вопрос «В каких формах социальной помощи Вы нуждаетесь?» Результаты можно представить следующим образом (табл. 4):
Таблица 4 Формы социальной помощи, %
Варианты ответов %
Правозащитная 46
Информационная 41
Консультационная 37
Профессиональная подготовка 34
Производственная 17
Благотворительная 8
Национально-этническая защита 4
Координационная 3
Реабилитационная 3
Помощь на дому 3
Издательская 3
Другие 5
Результаты позволяют сделать вывод, что наиболее востребованной формой помощи является правозащитная. Большое число респондентов отмечает необходимость информационной помощи, а также консультационной. Наименьшее количество респондентов отметило координационную, благотворительную, и помощь на дому.
В наибольшей степени опрошенные молодые люди нуждаются в помощи медицинских работников (44 %). 20 % респондентов нуждаются в услугах специалистов по семейным конфликтам, 19 % в специалистах по конфликтным вопросам, 10 % - в психологах; 7 % назвали таких специалистов, как психотерапевты, реабилитологи, организаторы досуга.
Одним из факторов, оказывающих влияние на здоровье человека, его адаптационные возможности, становится организация отдыха. Для того чтобы оценить этот показатель, молодым людям был задан вопрос: «Как часто удаётся Вашей семье бывать в домах отдыха, санаториях, профилакториях?» Ответы оказались следующими: 39 % -довольно редко; 31 % - никогда; 20 % - от случая к случаю; 8 % - через 1-2 года; 2 % -очень часто.
Интересным было выявить организации, помогающие молодёжи в решении их проблем. Так, на вопрос «Кто обычно помогает решать жизненные проблемы?» были получены следующие результаты (см. табл. 5):
Таблица 5
Участие в решение жизненных проблем, %
Варианты ответов %
Семья 76
Друзья, родственники 14
Спонсоры 3
Медицинские работники 2
Работники социальных служб 1
Другое 4
Эти данные позволяют отметить, что доминирующую роль в решении жизненных проблем респондентов занимает семья и друзья. Участие в решении различных проблем респондентов медицинских работников и специалистов социальных служб практически минимально.
Ориентация на стратегию развития, отсутствие гарантий со стороны государства требуют от молодёжи раннего самоопределения для достижения жизненного успеха. Результаты исследования показали, что в со-
временных условиях растёт общественная активность молодёжи. Молодое поколение желает участвовать в общественной жизни.
Результаты нашего исследования дают представление о здоровье студенческой молодёжи. В зависимости от оценки молодёжью своего здоровья было выделено пять групп респондентов: группа с очень высоким уровнем здоровья (1 %); группа с хорошим уровнем здоровья (16 %); группа со средним уровнем здоровья (80 %); группа с низким уровнем здоровья (2 %); группа с очень низким уровнем здоровья (1 %). По результатам исследования выяснилось, что большинство студентов имеют средний уровень здоровья.
В ходе исследования была получена информация о здоровье студенческой молодёжи г. Читы. Данное исследование показало, что здоровье молодёжи в большей степени зависит от успешности, жизненного уровня. В современных условиях становится очевидным, что сохранение здоровья молодёжи зависит в первую очередь от неё самой. Такая позиция базируется на результатах эмпирического исследования, специфических особенностях самой студенческой молодёжи как особой социальной группы, отношением к молодёжи государства. В условиях современной России, как отмечают М. Б. Лига и А. И. Щеткина, различные группы населения вырабатывают свои адаптационные модели поведения относительно своего здоровья: модель опоры на свои собственные силы, которая исходит из принципа: охрана здоровья - персональное дело каждого и модель смирения со сложившимися обстоятельствами, основной принцип которой: «государство должно заботиться о здоровье населения, человек как потребитель медицинских услуг находится под защитой государства, оно несёт ответственность за здоровье своих граждан» [5, с. 140-141].
Молодёжь ориентирована на «модель опоры на свои собственные силы», в рамках которой сам индивид ответственен за своё здоровье. В связи с этим значимым становится ориентация молодёжи на здоровый образ жизни, как жизненной стратегии. Реализация этой жизненной стратегии будет способствовать формированию культуры самосохра-нительного поведения, активно-позитивной позиции, удовлетворённости жизнью, социально-экономическим положением, осознанием собственной роли в создании условий, необходимых для сохранения здоровья, ответственности за своё здоровье, мотивации на его укрепление.
Список литературы
1. Всемирная организация здравоохранения. История, проблемы, перспективы / под ред.
Д. Д. Венедиктова. М., 1975. 222 с.
2. Дичев Т. Теория адаптации и здоровья человека. М.: Новый центр, 2004. 87 с.
3. Журавлева И. В. Отношение к здоровью индивида и общества. М.: Наука, 2006. 238 с.
4. Красавина Е. В. Социальная адаптация молодежи в современном обществе: особенности и специфика. Новочеркасск: ЮРГТУ, 2005. 19 с.
5. Лига М. Б., Щеткина И. А. Качество жизни: организационно-управленческий аспект. Новосибирск: Наука, 2011. 227 с.
6. Лига М. Б., Павлова Н. С., Щеткина И. А. Социальная безопасность молодежи: организационно-управленческий аспект,- М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2012. 160 с.
4. Красавина Е. В. Социальная адаптация молодежи в современном обществе: особенности и специфика. Новочеркасск: ЮРГТУ, 2005. 19 с.
7. Москвич А. С. Социальное здоровье молодежи как фактор социально-экономического развития региона: на примере Хабаровского края: дис. ... канд. социол. наук. Хабаровск, 2008.
273 с.
8. Оттавская Хартия по развитию здоровья. Оттава, Канада, 17-21 ноября 1986 г // Международные акты о правах человека: сб. док. / сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. М.:Норма-Инфра-М, 1999. 784 с.
References
1. Всемирная организация здравоохранения. История, проблемы, перспективы / под ред.
Д. Д. Венедиктова. М., 1975. 222 с.
2. Дичев Т. Теория адаптации и здоровья человека. М.: Новый центр, 2004. 87 с.
3. Журавлева И. В. Отношение к здоровью индивида и общества. М.: Наука, 2006. 238 с.
4. Красавина Е. В. Социальная адаптация молодежи в современном обществе: особенности и специфика. Новочеркасск: ЮРГТУ, 2005. 19 с.
5. Лига М. Б., Щеткина И. А. Качество жизни: организационно-управленческий аспект. Новосибирск: Наука, 2011. 227 с.
6. Лига М. Б., Павлова Н. С., Щеткина И. А. Социальная безопасность молодежи: организационно-управленческий аспект,- М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2012. 160 с.
4. Красавина Е. В. Социальная адаптация молодежи в современном обществе: особенности и специфика. Новочеркасск: ЮРГТУ, 2005. 19 с.
7. Москвич А. С. Социальное здоровье молодежи как фактор социально-экономического развития региона: на примере Хабаровского края: дис. ... канд. социол. наук. Хабаровск, 2008.
273 с.
8. Оттавская Хартия по развитию здоровья. Оттава, Канада, 17-21 ноября 1986 г. // Международные акты о правах человека: цб. док. / цост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. М.:Норма-Инфра-М, 1999. 784 с.
Статья поступила в редакцию 27.12.2012