Н. К. Смагулов, М. А. Калиева
ОЦЕНКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Карагандинский государственный медицинский университет
В последние годы отмечается ухудшение показателей здоровья молодежи, в том числе студентов. Это происходит при снижении качества жизни на фоне увеличения требований к уровню подготовки специалистов, усиления интенсификации учебного процесса. Учебный процесс в вузах характеризуется использованием высоких образовательных технологий, информационными перегрузками, психоэмоциональными стрессами, которые приводят к напряженному функционированию жизненно важных систем и органов молодого организма [1].
Труд медицинских работников, характеризующийся высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения, требует постоянного внимания, высокой выносливости, причем часто в экстремальных условиях [9]. В то же время студенты медицинских вузов являются одними из наименее обследованных в социально-гигиеничес-ком отношении групп учащейся молодежи и относятся к группе значительного риска развития заболеваний, что обусловлено большими интеллектуальными нагрузками, резкими изменениями привычного образа жизни, необходимостью адаптации к новым условиям труда, проживания и питания [3, 10, 11].
Одними из методов установления интенсивности воздействия новых образовательных технологий на организм студентов являются медико-статистические, дающие возможность путем изучения заболеваемости больших групп населения установить связь заболевания с интенсивностью образовательного процесса.
Цель работы - оценка заболеваемости студентов-медиков в процессе обучения.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Объектом исследования послужили студенты КГМУ. Оценка состояния здоровья студентов основывалась на результатах углубленного анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Анализ заболеваемости проводился по номенклатуре, согласно «Международной классификации болезней, травм и причин смерти X пересмотра». Показатели заболеваемости анализировались с учетом контингента обучающихся (круглогодовые) в соответствии с методикой Н. В. Догле, А. Я. Юркевич [5]. Всего было выкопировано и изучено 11 227 больничных листов и 3 245 карт полицевого учета за 2005 - 2007 гг. Вычислялось общее число болевших лиц, случаев и дней нетрудоспособности, по ним были высчитаны показатели болевших лиц, случаев и дней нетрудоспособности на 100 работающих, а также количество случаев и дней не-
трудоспособности на 1 болевшего, средняя длительность 1 случая нетрудоспособности и процент нетрудоспособности в %. Математическая обработка проводилась при помощи стандартного пакета программ статистики.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ Заболеваемость по данным обращаемости характеризует, прежде всего, степень резистентности организма студентов, их способность сопротивляться воздействию неблагоприятных факторов окружающей, и в том числе, социальной среды. О негативном влиянии интенсивного учебного процесса медицинского университета на показатели здоровья студентов свидетельствует такой показатель, как общее процентное соотношение болевших и не болевших лиц (рис. 1). Фактически треть студентов болеет - это существенный показатель. В то же время, хотя и отмечались различия данного соотношения по полу, существенных различий не отмечалось. В то же время можно констатировать тот факт, что юноши болеют несколько больше, чем девушки. Если у девушек соотношение болевших и небо-левших составляло 26,3% к 73,7%, то у юношей - 31,2% к 68,8%. В среднем количество болевших за изучаемый период составляло 28,8±0,46 лиц, случаев - 30,15±0,47, а дней нетрудоспособности - 268,6±10,2. В соответствии с количественной градацией Догле и Юткевича [5] значения показателей заболеваемости по группе относятся к уровню «очень низкий». Однако не следует забывать, что - это студенты, относительно здоровые люди, не работающие на неблагоприятных производствах, а обучающиеся в нормальных условиях, соответствующих всем гигиеническим стандартам. Отмечающийся уровень заболеваемости может свидетельствовать только о негативном влиянии интенсивного учебного процесса, что является неблагоприятным фактором для здоровья молодежи.
П Здоровых □ Болевших
Рис. 1. Процентное соотношение болевших и неболевших студентов
У юношей уровень резервных возможностей организма ниже, чем у девушек. Так, отмечалось достоверно больше болевших лиц (юноши -31,2±0,48, девушки - 26,3±0,43; р<0,05), число случаев заболеваний по нозологиям (28,5±0,45 и 23,7±0,4 соответственно; р<0,05) и дней нетрудоспособности (255,3±8,93 и 219±5,87 соответственно; р<0,05). Анализ показателей заболевае-
68,8
71.2
73.7
31,2
28,8
26,3
Таблица 1.
Показатели заболеваемости студентов в процессе обучения
На 100 студентов На 1 болевшего Длительность 1 случая Индекс здоровья
болевшие лица случаев дни нетр-ти пок-ль кратности дни нетр-ти
Общие 28,8±0,46 30,15±0,47 268,6±10,2 1,04 9,32 8,91 71,2
По полу
Юноши 31,2±0,48 28,5±0,45 255,3±8,93 0,91 8,18 8,95 68,8
Девушки 26,3±0,43* 23,7±0,4* 219±5,87* 0,9 8,32 9,24 73,7
I курс
Местные 24,6±0,41 25,4±0,42 223,7±6,24 1,03 9,09 8,8 75,4
Приезжие 33,1±0,49* 34,6±0,5* 289,1±12,3* 1,04 8,73 8,35 66,9
IV курс
Местные 28,4±0,45 28,9±0,46 267,9±10,1 1,01 9,43 9,26 71,6
Приезжие 29,2±0,46 30,6±0,47* 270,2±10,3 1,04 9,25 8,83 70,8
* р<0,05
мости в аспекте на 1 студента существенных различий не выявил, показатель кратности (соотноше-ние случаев к болевшим лицам) составлял 0,9, отмечающие различия у показателя дней нетрудоспособности на 1 студента были незначительны: у юношей - 8,18 дней на 1 студента, у девушек - 8,32.
Интересная картина наблюдается при анализе показателей заболеваемости у студентов в зависимости от места жительства и в динамике обучения. Так, на I курсе у приезжих студентов все показатели заболеваемости были достоверно выше, чем у местных (р<0,05). Причиной является несовершенство процессов адаптации в связи с такими условиями обучения, как значительный объем учебной нагрузки, нерациональное питание, нарушение режима дня и отдыха, что связано, в первую очередь, со сменой места жительства. На IV курсе существенных различий показателей заболеваемости в зависимости от места жительства не отмечалось. Исключение составляло число случаев, где у приезжих студентов оно было все еще выше (30,6±0,47 случая), чем у местных (28,9±0,46) (р<0,05).
С точки зрения исследователей, учебная и профессиональная адаптация студентов представляет собой многоуровневый социально-психофизиологический процесс и сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма [6, 8]. Динамика адаптационного процесса зависит от исходного уровня здоровья студентов. Постоянные психические и физические перегрузки [7], нарушение режима труда, отдыха, питания, а также новая климато-географическая среда могут привести к срыву процесса адаптации, развитию различных функциональных нарушений и заболеваний, снижающих эффективность учебного процесса [6].
Оценка структуры заболеваемости по нозологии показала (рис. 2), что на первом месте у студентов были инфекционные заболевания, составляя 35% от всех заболеваний, далее - болезни мочеполовой системы (25%), на III месте были болезни органов дыхания (20%).
Рис. 2. Структура заболеваемости студентов по нозологии
Изучение заболеваемости с учетом такого фактора, как продолжительность обучения в вузе, помогает раскрыть причины распространения ряда заболеваний у студентов, что облегчит организацию профилактических мероприятий.
Анализ заболеваемости показал, что наибольшие ее значения отмечались на I курсе -39,9±2,23 болевших лиц. У студентов, вчерашних школьников, перестройка к новым социальным условиям вызывает активную мобилизацию, а затем - истощение физических резервов организма, особенно в первые годы обучения. Высокий уровень заболеваемости на I курсе, вероятно, связан с периодом адаптации студентов к климатическим условиям, новому образу жизни, условиям обучения.
На II-III курсах отмечается значительное снижение заболеваемости студентов до 32,8±2,66 и 31,7±2,55 болевших лиц соответ-
ственно (р<0,05). Это вызвано частичной адапти-рованностью организма студентов к образовательному процессу. Частичность процесса адаптации объясняется отмечающимся дальнейшим снижением заболеваемости на IV и V-VI курсах: количество болевших лиц значительно снижалось с 22,3±2,2 на IV курсе, до 14,3±15,7 на V-VI курсах.
Рис. 3. Динамика заболеваемости студентов в процессе обучения
Актуальность проблемы организации системы охраны профессионального здоровья определяется влиянием условий труда на состояние здоровья медиков и высоким уровнем их заболеваемости, которая, по данным различных авторов, превышает таковую во многих ведущих отраслях промышленности и колеблется от 93,2 до 114,7 случаев на 100 работающих [2]. Но эти цифры не полностью отражают сложившуюся ситуацию, так как около 80% медиков занимаются самолечением или пользуются неформальными консультациями своих коллег, часто не обращаясь к врачу. Особенно это касается медицинских работников с высшим образованием, которые обращались за получением больничных листков только при тяжелой длительной болезни. Все это можно отнести и к студентам старших курсов. В связи с чем отмечаемое снижение заболеваемости к V-VI курсам не есть исключительно результат завершенной адаптации организма студентов к учебному процессу.
По структуре заболеваемости у студентов I курса на первое место вышли инфекционные заболевания (10,3 болевших), затем болезни мочеполовой системы (6,8 болевших) и на III месте - болезни органов дыхания (5,7 болевших) (рис. 4). На II курсе на первое место вышли болезни мочеполовой системы (8), на II месте инфекционные заболевания (6,5), на третьем - болезни костно-мышечной системы (3,1). На III курсе по мере убывания регистрировались инфекционные болезни (8,1), болезни органов дыхания (6,0) и болезни мочеполовой системы (4,1).
Низкое состояние здоровья студентов младших курсов можно связать с нарушением режима (сокращение продолжительности сна, нерегулярное питание, низкая физическая активность и т.д.), неадекватными санитарно-гигиеническими условиями организации учебного процесса в вузе, недостаточной организацией
14 12 10 8 6 4 2
□ Ангина
□ ОРВИ
□ Грипп
5,6 6,6
2,9
1курс 2курс Зкурс 4курс 5курс бкурс
Рис. 4. Динамика инфекционных болезней по нозологии в процессе обучения
доступных пунктов питания в учебных корпусах, отсутствием программ по профилактике и коррекции заболеваний, уровнем организации медицинской помощи [4].
Среди инфекционных болезней основное количество (9,5 из 10,3) составляли ангина, ОРВИ и грипп (рис. 5). И если на I курсе одну из ведущих позиций занимал грипп (3 болевших из 9,5), то на остальных курсах приоритетной была ОРВИ.
4,5
1,5
□ хр.бронхит
□ хр.фарингит
□ пневмонии
1курс 2курс Зкурс 4курс 5курс бкурс
Рис. 5. Динамика болезней органов дыхания по нозологии в процессе обучения
Среди болезней органов дыхания (рис. 6) основную долю составляет хронический фарингит и хронический бронхит.
Несмотря на различную принадлежность в процессе адаптации к учебному процессу ведущая роль как органу-мишени принадлежит органам дыхания.
Таким образом, все показатели заболеваемости отражают в целом пониженный уровень резистентности организма студентов, что свидетельствует о выраженном негативном влиянии образовательных технологий на показатели здоровья молодежи. Интенсификация учебно-воспитательного процесса обусловливает повышение требований к функциональному состоянию организма. И если учесть, что студенческий период является периодом роста и развития, когда чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды весьма велика, то становится очевидной роль вуза в развитии различных форм патологии. Частой причиной функциональных расстройств является то, что организм студентов не всегда способен адекватно реагировать на сильные и продолжительные
8,5
4,7
5
3
0
V
Курс
3
0
воздействия учебных нагрузок, недостаточную двигательную активность, нарушения в учебном процессе и режиме дня.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агаджанян Н. А. Формирование оптимального функционального уровня неспецифичной резистентности в период адаптации студентов к условиям ВУЗа /Н. А. Агаджанян, Т. В. Ионова, М. Ф. Сауткин //Физиология человека. - 1994. - Т. 20.
- №3. - С. 144 - 150.
2. Биологический фактор условии труда в лечебных учреждениях и его влияние на состояние здоровья медицинских работников /Л. П. Зуева, Е. С. Трегубова, Е. Н. Колосовская, Н. А. Петрова //Медицина труда и пром. экология. - 1998. -№5. - С. 37 - 41.
3. Булыгин А. Н. Качественные характеристики ночного сна студентов медицинского вуза /А. Н. Булыгин, С. Б. Назаров, С. О. Тимошенко //Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова. - 2004. - Т.90.
- №8. - С. 40.
4. Габриелян К. Т. Уровень адаптационных возможностей организма студентов и курение /К. Т. Габриелян, Б. В. Ермолов //Физио-логия человека. - 2006. - №2. - С. 110 - 113.
5. Догле Н. В. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности /Н. В. Догле, А. Я. Юрке-
вич. - М., 1984. - 176 с.
6. Здоровье студентов /Под ред. Н. А. Агаджаня-на. - М., 1997. - 284 с.
7. Крупская С. Г. Методические подходы к оценке уровня здоровья студентов младших курсов /
C. Г. Крупская, Л. Д. Олифер //Здравоохранение Рос. Федерации. - 1993. - №5. - С. 16 - 18.
8. Маркина Л. Д. Прогнозирование развития дезадаптационных состояний студентов в зависимости от психофизиологических особенностей /Л. Д. Маркина, В. В. Маркин //Науч. тр. I Съезда физиологов СНГ /Под. ред. Р. И. Сепиашвили. -М.: Медицина; Здоровье, 2005. - С. 197.
9. Объективные и субъективные данные о профессиональных заболеваниях медицинских работников Латвии /М. А. Авота, М. Э. Эглите, Л. В. Матисане и др. //Медицина труда и пром. экология. - 2002. - №3. - С. 33 - 37.
10. Chang Edward C. Hope problem - solving ability and coping in a college student population: Some implications for theory and practice //J. Clin. Psychol. - 1998. - V. 54, №7. - P. 953 - 962.
11. Ryynanen K. Constructing physicians professional identity-exsplorations of students critical experiences in medical education //Acta univ. Ouluen.
D. - 2001. - №650. - С. 11 - 225.
Поступила 06.12.10
N. K. Smagulov, M. A. Kaliyeva
ESTIMATION OF MORBIDITY OF MEDICAL STUDENTS DURING TRAINING PROCESS
In the conditions of modern reforming and modernization of the system of higher professional education the students' health is one of the main conditions of the educational success. The lowering of health reserves at the entering and in following during training process brings to the fact, that to the finish of higher school the great number of students has some changes in individual health, connected with the training intensity, different degree of adaptation organism possibilities. The research testifies about expressed negative influence of educational technologies on the students' health indices. The high morbidity of students of educational medical establishments dictates the necessity of search of organizational decisions, directed to the safety and consolidation of youth health.
Н. К. CMaF^OB, М. А. Калиева
СТУДЕНТ-МЕДИКТЕРДЩ ОКУ УРД1С1 БАРЫСЫНДАРЫ АУРУШАЦДЫРЫН БАРАЛАУ
Жорары кэаби 6miM жYЙесiн модернизациялау жэне реформалау шарттарында студенттер денсау-лыры окытудыч табыстылыры шарттарыныч бiрi болып табылады. Окуга тускендеп жэне оку барысы кезечшдеп денсаулык корыныч тeмендеуi студенттердщ басым белИнде арзаныч бе^мделу мYмкiндiктерi-нщ эр тYрлi дечгейше, окудыч артуына байланысты ЖОО аяктараннан соч дербес денсаулырында кандай да бiр eзгерiстерге ие болуына экеледг Зерттеулер студенттер денсаулыры керсеткшне б^м беру техно-логияларыныч ^i ыкпал етет^не дэлел болады. Медициналык б^м беру уйымдары студенттер^ч ауру-шачдыры жастар денсаулырын нырайту мен сактаура барытталран уйымдастырушылык шешiмдердi iздеудiч кажеттшИн тудырады.