Научная статья на тему 'Оценка взаимосвязей между показателями, характеризующими функционирование отраслей, производственных комплексов и товарных рынков региона и его социально-экономическое развитие'

Оценка взаимосвязей между показателями, характеризующими функционирование отраслей, производственных комплексов и товарных рынков региона и его социально-экономическое развитие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
659
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЧЕТА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ОБЩЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ / РЫНКИ ТОВАРОВ И УСЛУГ / СОВОКУПНЫЙ СПРОС / СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ / КОНЪЮНКТУРА ТОВАРНОГО РЫНКА / NATIONAL ACCOUNTS / SOCIAL AND ECONOMIC PROGRESS OF REGION / A TOTAL INTERNAL PRODUCT / A TOTAL REGIONAL PRODUCT / THE GENERAL ECONOMIC BALANCE / COMMODITY MARKETS AND SERVICES / CUMULATIVE DEMAND / THE CUMULATIVE OFFER / CONJUNCTURE OF THE COMMODITY MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ващенко Руслан Владимирович, Зайцев Владислав Геннадьевич

В статье рассмотрены вопросы оценки социально-экономического развития региона, макроэкономических показателей, факторов, влияющих на объемы спроса и предложения на региональных товарных рынках, а также взаиомосвязей между показателями, характеризующими функционирование производственных отраслей и комплексов, товарных рынков региона и его социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка взаимосвязей между показателями, характеризующими функционирование отраслей, производственных комплексов и товарных рынков региона и его социально-экономическое развитие»

Ващенко Руслан Владимирович, Зайцев Владислав Геннадьевич, соискатели кафедры экономики и менеджмента НОУ ВПО «Кисловодский институт

экономики и права».

«Оценка взаимосвязей между показателями, характеризующими функционирование отраслей, производственных комплексов и товарных рынков региона и его социально-экономическое развитие»

Ключевые слова: национальные счета, социально-экономическое

развитие региона, валовой внутренний продукт, валовой региональный продукт, общее экономическое равновесие, рынки товаров и услуг, совокупный спрос, совокупное предложение, конъюнктура товарного рынка

Краткая аннотация:

В статье рассмотрены вопросы оценки социально-экономического развития региона, макроэкономических показателей, факторов, влияющих на объемы спроса и предложения на региональных товарных рынках, а также взаиомосвязей между показателями, характеризующими функционирование производственных отраслей и комплексов, товарных рынков региона и его социально-экономического развития.

Keywords: national accounts, social and economic progress of region, a total internal product, a total regional product, the general economic balance, commodity markets and services, cumulative demand, the cumulative offer, Conjuncture of the commodity market.

The Brief summary: In article questions of an assessment of social and economic progress of region, macroeconomic parameters, the factors influencing volumes of a supply and demand in the regional commodity markets, as well as взаиомосвязей between parameters are considered, Describing functioning of industrial branches and complexes, the commodity markets of region and its social and economic progress.

Вопросу исследования системы показателей, характеризующих социально-экономическое развитие региона, посвящены труды многих

известных ученых и специалистов в области макроэкономики, региональной экономики, экономической статистики. Базовой при этом является система агрегатных показателей, характеризующих результаты функционирования национальной экономики и региона за любой период (3-6).

Основными показателями этой системы являются: валовой

национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД) и располагаемый доход (РД).

Валовой национальный продукт (ВНП) представляет собой рыночную стоимость конечных (т.е. предназначенных для непосредственного потребления) товаров и услуг, произведенных экономическими субъектами данной страны как внутри нее, так и за ее пределами за определенный период времени, например год.

Валовой внутренний продукт (ВВП) является модификацией ВНП и представляет общую сумму рыночной стоимости конечных продуктов и услуг, произведенных всеми экономическими субъектами (отечественными и иностранными) на территории данной страны. Номинально различия между ВНП и ВВП невелики. Как правило, они не превышают одного процента. Однако, по мере глобализации и интеграции национальных экономик в общемировую сеть это различие имеет тенденцию к возрастанию.

Чистый национальный продукт (ЧНП) - это рыночная стоимость реально созданных страной благ и услуг за определенный период. Количественно он равен ВНП минус амортизация.

Национальный доход (НД) - это вновь созданная стоимость за определенный период. НД является совокупным доходом в рамках экономики определенного государства, получаемым всеми владельцами экономических ресурсов (факторов производства) - труда, земли и капиталов, реально используемых при создании ВНП. Количественно НД равен ЧНП минус косвенные налоги.

Если из национального дохода вычесть взносы на социальное

страхование, налоги на прибыль, нераспределенную прибыль и прибавить трансфертные платежи, то получится личный доход населения страны. Когда из него вычитают индивидуальные подоходные налоги, остается располагаемый доход.

Кроме этих базовых показателей для характеристики национальной экономики используют и такие показатели, как объем ВВП на душу населения или на одного занятого в экономике, объем инвестиций в национальную экономику, объем национального экспорта и импорта и др.

Для определения объема ВНП используются, как известно, три способа расчета: по расходам, по доходам и по производству. [5;6]

Для оценки уровня жизни применяется система статистических данных об объемах, составе и основных направлениях

использования и распределения денежных доходов между

отдельными группами населения, об объемах и структуре их расходов, а также о совокупных доходах населения, их уровне, структуре, дифференциации, определяемые, как номинальные и реальные доходы.

Дадим краткую характеристику макроэкономическим

взаимоотношениям экономических субъектов в системе национальных рынков, в частности рассмотрим такие понятия, как совокупный спрос и совокупное предложение. Научная теория, раскрывающая формирование этих механизмов в совокупности рынков, может быть со всей очевидностью перенесена и на региональный уровень.

Совокупный спрос (СС) на рынке товаров и услуг отражает планы всех экономических субъектов относительно покупок всех объемов конечных благ, производимых в стране в течение определенного периода времени. [5] Кривая спроса при этом строится исходя из того, что все факторы, кроме уровня цен постоянны. Изменение этих факторов приводит к сдвигу кривой совокупного спроса. Обычно кривая совокупного спроса - это убывающая зависимость от уровня цен.

Совокупное предложение (СП) - весь объем конечных товаров и услуг,

который производители данной страны готовы произвести и поставить на рынок в течение определенного периода времени. [5]

В региональной экономике, как и в макроэкономике, для определения понятий краткосрочного и долгосрочного периодов используются иные постулаты, чем в микроэкономике, а именно - все факторы, кроме одного, считаются неизменными (за исключением сверхдлительных периодов). При этом в основе деления на краткосрочный и долгосрочный периоды лежит гибкость цен: в первом случае - цены на ресурсы не успевают

приспособиться к уровню товарных цен.; во втором - все цены на ресурсы полностью приспосабливаются к изменению цен на товары.

Зависимость планов производителей от уровня цен описывается кривой совокупного предложения.

Механизм адаптации экономической системы к краткосрочному и долгосрочному равновесию на рынке благ определяет макроэкономическое равновесие на рынке товаров и услуг, которое наблюдается тогда, когда объем национального производства совпадает с запланированными расходами на его покупку, то есть когда совокупный спрос (СС) равен совокупному предложению (СП). Макроэкономическое равновесие не означает, что спрос равен предложению по каждому конкретному виду товаров. Оно может сопровождаться нарушениями равновесия на отдельных рынках товаров. В этом случае дефицит на одних отраслевых рынках должен покрываться избытком на других, чтобы совокупный спрос был равен совокупному предложению.

Краткосрочное макроэкономическое равновесие является менее устойчивым, поскольку в рыночной экономике существуют внутренние причины и мотивы, выводящие ее из состояния равновесия на определенный период. Долгосрочное равновесие является более устойчивым.

Для российской экономики характерны низкая эластичность совокупного спроса и совокупного предложения в краткосрочном периоде.

Низкая эластичность спроса предопределена тем, что инвестиционный

спрос предпринимателя мало чувствителен к процентной ставке из-за неотлаженности кредитного механизма финансирования промышленных инвестиций.

Низкая эластичность совокупного предложения связана с развивающейся инфляцией. Равновесный национальный продукт обеспечивается установлением равновесной совокупной цены на произведенный продукт, что графически иллюстрирует точка пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения. Достижение равновесного объема в условиях ограниченности ресурсов является целью экономической политики любого государства, так как все основные проблемы общества так или иначе связаны с длительным несовпадением совокупного спроса и совокупного предложения.

Известно, что выделяются четыре главные цели госрегулирования (цели первого порядка), объединяемые понятием «магический четырехугольник»: обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных

хозяйственному потенциалу страны; минимизация безработицы; стабильность цен; внешнеэкономическое равновесие, выражающееся в бездефицитном или умеренно - дефицитном платежном балансе.

О «магическом четырехугольнике» говорится в том смысле, что одни его цели противоречат другим. Основная задача госрегулирования состоит в том, чтобы двигаться во всех четырех направлениях более или менее равномерно. Из высших целей вытекают различные цели второго, третьего порядка и т.д., и как следствие - основные направления стратегической экономической политики.

Задачами последней в России на ближайшие 10-15 лет являются, как уже указывалось: повышение уровня жизни населения на основе достижения высоких темпов экономического роста, прежде всего, в наукоемких областях, обрабатывающей промышленности, АПК; осуществление структурных сдвигов в пользу ресурсосберегающих производств; обновление основного капитала; дальнейшее совершенствование финансовых отношений,

институциональной среды, направленное на совершенствование инвестиций в реальный сектор экономики, мотивацию экономической активности людей, повышение эффективности производства.

Знание механизмов, обеспечивающих равновесное, а, следовательно, устойчивое состояние экономики, дает возможность установить, с одной стороны, цели, задачи и функции, а с другой - пределы государственного вмешательства в рыночную экономику. Суть в том, что оно не должно ограничивать возможности рыночного механизма устанавливать равновесие путем относительно свободного перелива капиталов, трудовых и материальных ресурсов из одной отрасли в другую. В то же время требуется установление макроэкономических пропорций на уровне национальной экономики в целом, целенаправленное развитие тех или иных сфер деятельности.

Общее экономическое равновесие (ОЭР) - такое состояние экономики, при котором макроэкономическое равновесие одновременно достигается на всех национальных рынках: благ, финансовых активов, труда. При этом оно предполагает сбалансированность спроса и предложения, денежных и товарных потоков, ресурсов и их использования, факторов и результатов производства [4-6].

В основе модели ОЭР лежит классическая модель, соединенная моделью совместного равновесия на рынке благ (РБ) и рынке финансовых активов (РФА) с гибкими ценами, определяющая следующее:

- на рынке труда под воздействием изменения ставки реальной заработной платы устанавливается равновесие спроса и предложения труда при полной занятости;

- в соответствии с производственной функцией обеспечивается производство на уровне естественного объема ВНП;

- исходя из модели РБ - РФА определяется совокупный спрос;

- равенство совокупного спроса и совокупного предложения дают равновесный уровень цен; при этом уровень цен и ставка реальной

заработной платы определяют номинальную ставку заработной платы.

Таким образом, на всех рынках возникает устойчивое равновесие, если оно нарушается на одном рынке, то другие рынки будут реагировать так, чтобы нейтрализовать это отклонение.

Сущность мультипликатора уточнил еще Дж. М. Кейнс [2]. По его мнению, происхождение этого эффекта обусловлено спецификой взаимосвязи между величиной располагаемого дохода и объемов потребления, а именно предельной склонностью к потреблению. Последняя определяет поведение потребителей таким образом, что в случае сокращения реального дохода они снижают свое потребление в той же пропорции. Подобные действия потребителей усиливают последствия любого рода изменений величины плановых инвестиций. Мультипликатор может быть исчислен, как коэффициент, отражающий зависимость изменения чистого национального продукта (ЧНП) от изменения инвестиций, или одновременно как величина, обратная предельной склонности к потреблении. (ПСП).

Понятие мультипликатора может создать впечатление, что этот эффект положительно сказывается на экономике и следует стремиться к его увеличению. Однако необходимо учитывать и обратные последствия мультипликационного эффекта - так называемый парадокс бережливости. Суть его состоит в том, что любое экзогенное уменьшение экзогенных совокупных расходов, в частности, инвестиций, приведет к многократным, умноженным на мультипликатор, потерям для общества, т.е. к снижению ЧНП.

Таким образом, парадокс бережливости общества состоит в том, что попытки населения больше сберегать (и тем самым уменьшать инвестиционные расходы) могут фактически привести к тому же или даже меньшему объему сбережений. Поэтому для обеспечения стабильности экономики желательно иметь оптимальный (не столь высокий) уровень мультипликатора.

К основным задачам комплексного изучения рынка, позволяющим определить его общие характеристики, относятся анализ и оценка намеченных к производству изделий с точки зрения параметров их спроса. Это один из наиболее важных и ответственных этапов анализа рынка. Недостаточный или неточный анализ спроса может привести, с одной стороны, к созданию лишних мощностей и их нерациональному использованию, с другой — к созданию мощности предприятия, недостаточной для удовлетворения потребности рынка или не позволяющей оптимизировать масштабы производства.

Для изучения (анализа и прогноза) конъюнктуры рынка используется широкий перечень показателей, которые можно классифицировать по следующим основным группам [1]:

- показатели производства (промышленного, сельскохозяйственного);

- показатели внутреннего товарооборота;

- показатели внешней торговли;

- показатели уровня цен;

- финансовые показатели.

Мы считаем необходимым включить в это перечень, в частности в систему индикаторов товарных рынков такие показатели, как емкость рынка и равновесная цена по каждому виду товара, так как эти показатели напрямую определяют совокупный спрос и совокупное предложение на данном рынке, а также рыночное равновесие и равновесный продукт.

Определение спроса и размеров рынка включает в себя оценку величины и структуры текущего действительного спроса и перспективную оценку спроса на рынке. Текущий спрос можно представить в виде общего количества конкретной продукции, покупаемой по определенной цене на определенном рынке за конкретный период. Следует учитывать, что потребители неохотно делятся информацией о структуре спроса, предпочтениях и гибкости рынка. Поэтому отсутствие статистической информации о влиянии различных факторов на величину спроса необходимо

компенсировать экспертными оценками спроса и его изменения под воздействием экономических явлений.

Так как рыночный спрос обычно многофункционален, то для его прогнозирования необходимо выделить по результатам анализа рынка ключевые факторы, определяющие его динамику. Затем нужно оценить степень их влияния на спрос и составить прогноз эволюции факторов в будущем. После выполнения этих процедур осуществляется прогноз спроса на основе какого-либо метода. Наиболее распространенными методами определения перспективной потребности являются нормативный, статистикоэкстраполяционный методы и метод экспертных оценок. Целесообразно сочетание этих методов. Это снизит погрешность по сравнению с применением каждого метода в отдельности.

Анализ потребительского спроса требует изучения важнейших демографических факторов, влияющих на состояние спроса и его динамику, а именно: численности населения страны или ее сегмента, уровня рождаемости, возрастного состава населения, географического распределения населения.

При анализе покупательной способности населения выясняются: уровень доходов населения; объем и условия предоставления потребительского кредита; сумма сбережений населения; уровень образования и профессиональный состав.

Численные показатели по товару обычно определяются на основе статистических данных о потреблении товара за исследуемый период. Если статистика не приводит таких данных, их исчисляют путем составления баланса потребления на основе данных о производстве, импорте, экспорте и переходящих запасах данного товара. Такой показатель получил название «емкость рынка».

Чтобы составить динамику оценки возможного изменении емкости рынка в будущем, необходимо проследить тенденции развития производства и спроса. Реально складывающаяся емкость рынка может не отражать потенциальной емкости, которая определяется личными и общественными потребностями и отражает адекватный им объем реализации товаров.

На основе исследования спроса и предложения потребительских предпочтений производится прогноз возможностей развития рынка. Определяющими в связи с этим являются: оценка возможностей развития спроса на продукцию на конкретном рынке; определение перспектив в изменении емкости рынка; определение возможностей развития производства, потребления, уровня цен.

Для оценки предложения на рынке товаров и услуг используются следующие показатели: [1]

- количественная оценка предложения конкурирующего товара (производство + импорт - экспорт);

- оценка производственных мощностей фирм - крупнейших поставщиков товаров на рынок;

- структура предложения (степень обновления ассортимента, значение новых товаров; технико-экономические характеристики новых товаров);

- уровень цен на товары различных модификаций;

- оценка перспектив развития предложения с учетом тенденций развития мировой экономики.

Совокупный спрос в соответствии с количественной теорией денег экономисты определяют как: [5]

СС = (М * V) / Р (1)

Здесь: СС - совокупный спрос; М - количество денег, находящихся в обращении; V - скорость обращения денег в движении доходов; Р -уровень цен.

Отсюда понятно, что для кривой совокупного спроса, как и для кривых спроса на товары, характерен закон убывания спроса. Вместе с тем из приведенного соотношения следует, что совокупный спрос на национальный продукт тем выше, чем выше скорость обращения денег в движении доходов и чем выше денежная масса, находящаяся в обращении. Таким образом, конкретная кривая СС по своему определению всегда соответствует тому или иному постоянному уровню денежного оборота (М * V). В свою очередь

размеры денежного оборота всегда тесно связаны с динамикой нормы процента и величиной реальных кассовых остатков у потребителей, чем выше процентная ставка, тем ниже, при прочих равных уровнях, величина совокупного спроса, предъявляемого на реальный валовой национальный продукт.

Совокупное предложение СП отражает размеры создаваемого национального продукта и порождаемое данными масштабами воспроизводства изменение цен. Форма кривой совокупного предложения при этом фиксирует изменение уровня удельных издержек при производстве той или иной величины ВНП, зависит от приоритетов и «кризисных точек» экономического роста, от уровня производства, ниже которого наступает стремительный распад хозяйственной системы. Вид кривой в значительной мере обусловлен и «естественным» пороговым значением, начиная с которого возможности равновесного (сбалансированного) развития постепенно расширяются, и предельным значением роста национального продукта, по достижении которого возникают проблемы роста, а поле сбалансированного роста резко сужается.

Наконец, кривая совокупного предложения может претерпевать сдвиги в сторону увеличения или сокращения под воздействием изменений, происходящих в системе факторов производства, в научно-техническом, интеллектуальном и культурно-образовательном потенциале нации, в государственной политике.

Если предположить наличие фиксированной величины предельной склонности потребления (ПСП) для всех хозяйственных агентов, независимо от размеров получаемых ими доходов, и положить ПСП = g, то тогда общий доход (национальный продукт, как сумма доходов), генерируемый расходами, можно выразить следующим образом:

А Нац. прод. = (1 + g + g2 + g3 +....) ЛF (2)

Поскольку g < 1, то мы имеем бесконечно убывающую прогрессию,

сумма которой равна: 1/ 1 - g.

Отсюда:

к + (1/ 1 - g) = (1/ 1 - ПСП) (3)

Итак, если представить валовой национальный продукт (ВНП), как сумму (ВНП1 + ВНП2), где:

ВНП1 - часть валового национального продукта, реализованного и

можно сказать, равного совокупному спросу СС, т.е. СС = ВНП1;

ВНП2 - часть валового национального продукта нереализованного

потребителями.

В то же время можно сказать, что:

ВНП = (ВНП1 + ВНП2 ) = СП (совокупное предложение)

Для случая макроэкономического равновесия, о котором говорилось выше, СС = СП, или ВНП1 = (ВНП1 + ВНП2), т.е. при макроэкономическом равновесии ВНП2 = 0.

Из теории спроса и предложения на микроуровне (на уровне фирмы) известно следующее.

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса:

QDA = ^Л, Рв, ■.., Р2, I, Т), где: QDA - объем спроса на товар Л в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

единицу времени; РА - цена товара А; Рв.,... Рг - цены других товаров;

I - денежный доход; Т - вкусы и предпочтения; ... - прочие факторы.

Цена спроса — это максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить при покупке данного количества товара. Цена спроса определяется размером дохода. Если все факторы, определяющие объем спроса, кроме цены данного товара, принять неизменными, то от функции спроса можно перейти к функции спроса от цены: QDA = ДРл).

Изучив и исследовав существующие в науке и практике методы анализа и оптимизации эффекта производственно-рыночной деятельности при данных функциях спроса и предложения, а также, совершенствуя и развивая подходы к изложенным оценкам, мы предлагаем следующую

методику оценки взаимосвязей между показателями, характеризующими функционирование отраслей и рынков региона и показателями его социально-экономического развития, и анализа факторов, базирующуюся на результатах моделирования условий на уровне фирмы:

• Равновесного состояния, т.е. когда прирост выручки от реализации товара равен нулю;

• Когда темп прироста количества товара (услуги) превышает темп прироста цены товара и выручка возрастает;

• Когда темп прироста количества товара (услуги) меньше прироста цены товара и выручка падает.

Рассмотрим возможности обеспечения этих же условий, но на уровне региональных товарных рынков.

Введем обозначения:

ВРП - валовой региональный продукт по { - му виду товара (услуги);

ВРП^1 и ВРП^2 - соответственно, валовой региональный продукт,

реализованный по { - му виду товара (услуги) за первый и второй периоды (годы);

ВРПщи и ВРПщи - соответственно, валовой региональный продукт, нереализованный по { - му виду товара (услуги) за первый и второй периоды (годы);

ВРП = ВРП* + ВРП№; (4)

Кр1 и Кр2 - соответственно, количество { - го вида товара, реализованного в регионе за первый и второй периоды (годы);

Ц^1 и Ц^2 - соответственно, средняя по региону цена { - го вида товара в первом и втором периодах (годах).

Далее можно записать следующее:

г - го вида реализованного товара за два года;

- прирост количества г - го вида

товара, реализованного в

регионе за два года - обозначим Y;

прирост средней цены реализованного в регионе

г - го вида товара за два года - обозначим Х.

Тогда, если учесть, что ВРП^ = К^ * Ц^, то, проведя математические преобразования, можно далее определить:

1. Условие взаимосвязи между приростом средней по региону цены и приростом реализованного количества данного вида товара, т.е. условие т.н. критической точки, когда прирост ВРП^ будет равен нулю, выполняется при следующих соотношениях:

2. Условие, когда темп прироста реализованного количества данного вида товара превышает темп прироста средней по региону цены товара и ВРП^ возрастает, определяется следующими соотношениями:

3. Условие, когда прирост реализованного количества данного вида товара меньше прироста его средней по региону цены и величина ВРП^ уменьшается, определяется следующими соотношениями:

Итак, ВРП^ возрастает, когда прирост реализованного количества данного вида товара превышает темп прироста средней по региону цены этого товара при выполнении соотношения: Х * ^ + 1) > - Y.

Тогда, используя соотношение: ВРП = ВРП^ + ВРПщр (4),

Х * ^ + 1) = - Y; (5)

Х * ^ + 1) > - Y; (6)

Х * ^ + 1) < - Y; (7)

можно сказать, что условие равновесного продукта по данному виду товара, будет выполнено, когда ВРП^ стремится к нулю, а ВРП^, возрастая, стремится к равенству величине ВРП (ВРП^ = ВРЩ.

Но, как мы уже указывали выше, ВРП = СП (ВРП равен совокупному предложению по { -му виду товара).

Далее, в соответствии с вышеизложенным, исследуем аналогично механизм формирования совокупного предложения по { -му виду товара на региональном рынке.

Введем обозначения:

t - прирост количества предложенного на региональный рынок товара { -го вида;

z - прирост средней цены предложенного на региональный рынок товара { -го вида.

Тогда можно записать следующее: z * + 1) > - t (8)

При выполнении этого условия будет обеспечен рост ВРП = ВРПР + ВРПщ^ Далее можно записать следующие условия, необходимые для обеспечения равновесного продукта по { -му виду товара на региональном рынке: прирост цены реализованного товара данного вида на региональном рынке должен быть больше прироста цены предложенного товара этого вида; при этом взаимосвязи с количеством реализованного и предложенного на

у +1 г + Г

При этом: прирост ВРПШН стремится к нулю. (9)

региональный рынок товара имеют вид:

В итоге, это означает, что прирост СС по данному виду товара будет опережать прирост СП по этому же виду товара, что обеспечит более быстрый прирост ВРП^ по сравнению с приростом ВРП и более быстрое уменьшение ВРПщ^ т.е. достижение регионально- экономического равновесия по { -му виду товара на региональном рынке.

Выражения (9) совместно с выражениями:

V = Q + Ъ + J - Е (10)

позволяют разработать экономико - математическую модель по всем видам товаров на конкретном региональном рынке определяющую условия достижения равновесного регионального продукта и в итоге общего экономического равновесия.

Изложенные результаты определяют также связи рассмотренных показателей с понятием предельного потребления.

Предельная склонность к потреблению, (ПСП), смысл которой определяется фактически, как отношение прироста Сбережений (А Сбережения) к приросту (А Доходы) Дохода населения (или всех потребителей на рынке товаров)

Последние определяются, как:

Доходы населения = Сбережения + Реальные расходы = Сбережения +

СС.

Для региона то же самое можно записать следующим образом:

Доходы потребителей регионального рынка = Сбережения + Реальные расходы = Сбережения + СС = Сбережения + ВРПхр (11)

Можно с некоторой условностью записать также, что ВРП^ ~= Сбережения (12)

Тогда предельная склонность к потреблению (ПСП) определяется по формуле:

ПСП = А Сбережения / А Доходы = А ВРП^ / А (ВРПР+ ВРПщр) (2.16) При условии, что ВРП^ к нулю, ПРП будет стремиться к единице, т.е. при: ВРП^ ^ 0

ПСП ^ 1 (13)

Таким образом, представленная система выражений (1-13) дает возможность сбалансировать условия функционирования региональных товарных рынков, мультипликатора инвестиций, общего экономического равновесия, разработать эффективные меры по государственному

регулированию экономики регионов и страны в целом в плане решения задач социально-экономического развития общества.

Литература:

1. Анализ экономики. Страна. Рынок. Фирма / под ред. проф. В.Е. Рыбалкина. - М.: Международные отношения, 1999.

2. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Избранные произведения.- М.: экономика, 1993.

3. Коваленко Е., Зинчук Г., Кочеткова С. .Региональная экономика и управление. - СПб: Питер, 2008.

4. Райзберг Б.А., Стародубцева Е.Б. Курс экономики. - М.: ИНФРА-М, 2008.

5. Экономическая теория/ под ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА-М, 2005.

6. Экономическая теория / под ред. А.И. Архипова, С.С. Ильина. - М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.