Научная статья на тему 'Оценка вовлеченности общества в принятие политических решений (по материалам социологических исследований)'

Оценка вовлеченности общества в принятие политических решений (по материалам социологических исследований) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
336
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЙ ДИСКУРС / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПРИНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / COMMUNICATIVE DISCOURSE / POLITICAL COMMUNICATION / POLITICAL DECISION-MAKING

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чупина Анна Андреевна

Предметом проводимого анализа является соотношение результатов российских и региональных исследований восприятия населением своей роли в качестве равноправного актора коммуникативного дискурса общества и власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is focused on the analysis of correlation between the results of national and regional sociological surveys on citizens' perception of their role as the equal participants of the «society power» communicative discourse.

Текст научной работы на тему «Оценка вовлеченности общества в принятие политических решений (по материалам социологических исследований)»

Анна ЧУПИНА

ОЦЕНКА ВОВЛЕЧЕННОСТИ ОБЩЕСТВА В ПРИНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ (по материалам социологических исследований)

Предметом проводимого анализа является соотношение результатов российских и региональных исследований восприятия населением своей роли в качестве равноправного актора коммуникативного дискурса общества и власти.

The article is focused on the analysis of correlation between the results of national and regional sociological surveys on citizens' perception of their role as the equal participants of the «society - power» communicative discourse.

Ключевые слова:

коммуникативный дискурс, политическая коммуникация, принятие политических решений; communicative discourse, political communication, political decision-making.

Принятие политических решений происходит в рамках определенных коммуникативных условий. Во-первых, таковым является множественность акторов, в числе которых, с одной стороны, государство (органы власти и должностные лица, политические партии), а с другой — общество (общественные организации, бизнес-сообщества, объединения избирателей). Во-вторых, условиями являются характер и форма общественно-властного взаимодействия, его цели, регулярность информационных обменов, каналы передачи информации и получения обратной связи, которые в совокупности образуют определенную форму коммуникативного взаимодействия в рамках социоинформационного пространства — коммуникативный дискурс общества и власти.

Коммуникативный дискурс общества и власти можно определить как совокупность речемыслительных действий коммуникаторов — общества и власти, обладающую такими особенностями, как интенцио-нальность, масс-ориентированность, национально-культурная специфика, идеологичность, информативность и субъективность. Данный тип дискурса может быть охарактеризован по следующим параметрам: ориентация на политический процесс, относительная свобода смены коммуникативных ролей, степень речевых ограничений, вовлеченность коммуникаторов в принятие политических решений в качестве активных участников с одинаковыми правами и ролями.

Предметом анализа в данной статье является один из ключевых параметров коммуникативного дискурса общества и власти — дву-сторонне-равноправное взаимодействие коммуникаторов. Этот параметр является определяющим, т.к. коммуникативный дикурс общества и власти становится эффективной формой взаимодействия только в случае диалога равноправных акторов с целью принятия политического решения. Изучение данного параметра осуществлялось путем сравнительного анализа результатов общероссийских и регионального (Саратов) социологических исследований оценки населением собственной вовлеченности в процесс принятия политических решений. При этом была сформулирована следующая гипотеза: жители России в целом и Саратова в частности не позиционируют себя как активных участников политической жизни, не воспринимают свою позицию в принятии политических решений как позицию равноправного коммуникатора. регионоведения ПАГС Для анализа российской ситуации взаимодействия общества и им. П.А. Столыпина власти были привлечены результаты социологических опросов, chupina.aa@ проведенных Центром политических технологий, ВЦИОМом,

gmail.com Аналитическим центром Юрия Левады за 2010—2011 гг. Для выяв-

ЧУПИНА

Анна

Андреевна — аспирант кафедры социологии, социальной политики и

ления параметров коммуникативного дискурса общества и власти на региональном уровне были использованы результаты авторского социологического опроса населения г. Саратова, проведенного в феврале 2011 г. Опрос проводился методом формализованного интервью по месту жительства респондентов с использованием квотно-гнездовой выборки, репрезентативной по половозрастной структуре взрослого (старше 18 лет) населения города. Объем выборки составил 500 чел.

Важным фактором, определяющим уровень вовлеченности жителей страны в процесс принятия политических решений, является оценка гражданами собственной политической и гражданской активности.

По данным Центра политических технологий И. Бунина 88,5% россиян выбирают расширение возможностей граждан влиять на власть и на развитие политической ситуации1. Респонденты убеждены, что разумная критика повышает эффективность принятия решений; оппозиция должна быть действенным противовесом «партии власти».

Возможность для простых людей оказывать влияние на государственную политику оценивается россиянами как «необходимость» (51%). Следует отметить, что по сравнению с 2003—2004 гг. процент россиян, имеющих такое мнение, значительно снизился (65% — в 2003 г., 57% — в 2004 г.). Число россиян, полагающих, что это «важно, но не обязательно» увеличилось с 24% до 31%.

По мнению 16% населения, права отдельного человека всегда должны находиться среди приоритетных интересов государства (такой подход наиболее распространен среди обеспеченных граждан — 26%). Примерно столько же (15%) россиян готовы пренебречь правами отдельных людей ради блага страны2. 65% россиян можно назвать сторонниками патерналистского государства. Именно столько опрошенных полагают, что государство в первую очередь должно заботиться о гражданах (чаще так отвечали пенсио-

1 Результаты комплексного социологического исследования фонда «Центр политических технологий» И. Бунина «Общество и сценарии развития России» февраль-март 2011 года // Экспертный канал «Открытая экономика» // http://opec.ru/ text/1361092.html

2 О взаимоотношениях власти и общества. Аналитический центр Юрия Левады // http://www. levada.ru/press/2011011401.html

неры — 71%). Подобный расклад мнений можно объяснить патерналистским сознанием старшего поколения в противовес более либерально настроенной молодежи.

Поставить власть под контроль общества считают необходимым 51% респондентов, в необходимости ее укрепления убеждены 39%. Несмотря на желание и осознание важности влияния граждан на принятие политических решений, 61% россиян, опрошенных в марте 2011 г. ВЦИОМом, не участвовали в общественной и политической жизни в течение последнего года, 27% — участвовали только как избиратели, 8% — как «благоустроители» подъездов и домов, 4% собирали вещи для людей, попавших в тяжелое положение3.

Анализируя степень вовлеченности саратовцев в политическую жизнь страны, региона, города, можно сделать вывод о крайне низкой активности и нежелании взаимодействовать с органами власти. Данный вывод подтверждает распределение ответов на вопрос: «Можете ли Вы сказать про себя, что Вы участвуете в принятии политических решений?» Из общего числа опрошенных только 5% ответили на данный вопрос положительно. Отрицательно ответили более двух третей респондентов — 60,6%. Затруднились ответить 34,4%.

Как показал опрос, основными причинами отсутствия политической активности у саратовцев являются низкий уровень доверия к власти, а также неверие в возможность оказывать влияние на политическую ситуацию в стране и регионе. Кроме этого, существует и ряд причин социальнодемографического характера, в т.ч. низкий уровень образования, тяжелое материальное положение, возрастные ограничения — слишком юный (16%) или, наоборот, пожилой (31%) возраст респондентов.

Следует заметить, что политическая активность респондентов в регионе, связанная с их возрастом, частично совпадает с ситуацией в России. В этой связи интересным представляется исследование И. Бунина о трех возрастах российского общества4. Наиболее массовый и склон-

3 Россияне игнорируют политику. ВЦИОМ // http://wcюm.ru/mdex.php?id=194&шd=111522

4 Результаты комплексного социологического исследования фонда «Центр политических технологий» И. Бунина «Общество и сценарии развития России» февраль—март 2011 года // Экспертный канал «Открытая экономика» // http://opec.ru/ textZ1361092.html

ный верить в инерционную предопределенность развития возраст — старше 45. Средний возраст, 25—45 лет, перенимает у старшего неверие в успех возможных перемен. Бунин считает, что это происходит через пропагандистскую машину, которая навязывает именно установки «старческой» России. Молодежь — те, кому до 25 лет, как ей и положено, весьма активна и оптимистична, но «варится в собственном соку» и не очень в курсе общественных взглядов других возрастов. Это несет в себе потенциал молодежных протестов, непонятных для старших, в т.ч. и выступлений деструктивной направленности.

Основные причины низкой степени участия граждан в общественно-политической жизни страны и региона отражают ответы респондентов опроса, проведенного ВЦИОМом в марте 2011 г. в 46 регионах России, на вопрос: «Почему Вы считаете, что участвуете/не участвуете в принятии политических решений?» Результаты общероссийских исследований следующие: 36% опрошенных не участвуют в общественно-политической жизни, потому что она им не интересна, 25% отказываются от такого участия, т.к. считают, что ничего не изменят, 19% думают, что политикой должны заниматься профессионалы, у 18% нет возможности ею заниматься, 7% считают, что нет общественных организаций, которым можно было бы доверять, 5% не видят лидеров, за которыми можно было бы пойти. 4% респондентов считают, что все проблемы решит президент (правда, по сравнению с 2007 г. число этих людей сократилось на 6%), а 2% считают политику грязным делом, в которой приличным людям делать нечего (причем, как отмечает ВЦИОМ, в 2007 г. таких респондентов было 6%)1.

В опросе, проведенном в Саратове, индивидуальные причины низкого уровня внутренней мотивации к участию в принятии политических решений вскрывались с помощью этого же индикатора, представленного в анкете в виде открытого вопроса.

Выдвинутые гипотезы о причинах низкого уровня политической активности саратовцев частично подтвердились в

1 Россияне игнорируют политику. ВЦИОМ // http://wciom.ru/index.php?id=194&uid=111522

рамках анализа открытого вопроса. Не верят в возможность влияния на принятие политического решения 31,1% респондентов Саратова, не хотят принимать в этом участие — 7,4%. О возрасте как причине неучастия в принятии политических решений упомянули в своих ответах 6,6% опрошенных. О тяжелом материальном положении говорят 4,1% .

Показательно, что треть опрошенных жителей Саратова уверены, что их мнение не будет учитываться в принятии политических решений, — в этом, они считают, основная причина политической пассивности большей части населения.

В данном случае следует говорить об отсутствии коммуникативного дискурса общества и власти, одной из основных характеристик которого является обоюдное восприятие акторами самих себя равноправными сторонами данного типа дискурса.

Оценивая собственную политическую активность, саратовцы указывали известные им формы взаимодействия общества и власти. Степень активности коммуникатора в этом случае характеризовало непосредственное участие граждан в общественно-властных формах коммуникации. Основной формой взаимодействия общества с властью в Саратове остаются выборы (84,8%).

Таким образом, анализируя степень вовлеченности саратовцев в политическую жизнь страны, региона, города, можно сделать вывод о крайне низкой активности и нежелании взаимодействовать с органами власти. Анализ оценки жителями России и Саратова такого параметра коммуникативного дискурса общества и власти, как вовлеченность коммуникаторов в принятие политических решений в качестве активных участников с одинаковыми правами и ролями, показал, что актор «общество» не воспринимает себя как равноправного коммуникатора, придерживаясь позиции невмешательства и перекладывания ответственности на актора «власть». Позиция «молчаливого большинства», занимаемая российским обществом, в целом указывает на неразвитость коммуникативного дискурса общества и власти, что приводит к снижению эффективности и недостаточной легитимации принимаемых политических решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.