ISSN 2311-8725 (Online) Анализ человеческого капитала
ISSN 2073-039X (Print)
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СТРУКТУРЫ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Елена Викторовна ЛАВРЕНТЬЕВА"^, Екатерина Александровна ЧУМАКОВА"
а кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента,
Волгоградский государственный аграрный университет, Волгоград, Российская Федерация [email protected]
ь кандидат экономических наук, ассистент кафедры экономики и финансов, Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Волгоград, Российская Федерация [email protected]
• Ответственный автор
История статьи:
Принята 12.04.2016 Принята в доработанном виде 29.06.2016 Одобрена 27.07.2016
УДК 336.52
JEL: Н51, Н52, Н53, R11
Ключевые слова: индекс развития человеческого потенциала, расходы, бюджет, муниципальное образование
Аннотация
Предмет. В настоящее время весьма актуальны исследования, посвященные развитию человеческого капитала и эффективному использованию бюджетных расходов на всех уровнях власти, в том числе и на муниципальном уровне, однако остается недостаточно проработанным влияние структуры бюджета муниципального образования на развитие человеческого капитала.
Цели. Выявление влияния структуры бюджета муниципального образования на развитие человеческого капитала.
Методология. Применен метод корреляционной зависимости (коэффициент Пирсона) двух переменных (индекс развития человеческого потенциала и расходы бюджета муниципального образования на одного жителя). С помощью оценки структуры расходов бюджета проанализировано изменение структуры интегрального показателя индекса развития человеческого потенциала в части изменения его частных индикаторов, определена методика формирования такой структуры бюджета, которая обеспечит максимальное приращение интегрального показателя индекса развития человеческого потенциала.
Результаты. Корреляционная и регрессионная зависимости расходов бюджета муниципального образования на одного жителя и показатель качества жизни населения (индекс развития человеческого потенциала) привели к необходимости решить задачу формирования такой структуры расходов бюджета муниципального района, при которой может быть достигнуто максимальное приращение индекса развития человеческого потенциала. Практические предложения, разработанные применительно к реальным условиям Алексеевского муниципального района Волгоградской области, позволили получить структуру бюджета, которая способна значительно повысить экономическую эффективность местного самоуправления рассматриваемого объекта-представителя и качество жизни населения.
Выводы. Предложенная оценка влияния структуры бюджета муниципального образования на развитие человеческого капитала универсальна для любого региона, ее применение позволит обеспечить максимальное приращение интегрального показателя индекса развития человеческого потенциала.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Повышение показателей частных индикаторов [1, с. 16; 2, с. 64; 3; 4, с. 97], а в итоге и всего интегрального показателя индекса развития человеческого потенциала [5; 6, с. 3; 7, с. 83], возможно с помощью увеличения расходов местного бюджета. С помощью изменения структуры бюджета можно регулировать изменение частных индикаторов в интегральном показателе [8, с. 54; 9, с. 15-16].
Методика, по которой рассчитывается индекс развития человеческого потенциала, была предложена пакистанским экономистом Махбубом
68 http://www.fin-izc
уль-Хаком. Индекс определяется как средняя арифметическая из трех составляющих:
ИРЧП = (11 + 12 + Ь) / 3,
где 11 - продолжительность жизни при рождении;
12 - достигнутый уровень образования;
13 - реальный объем ВВП на душу населения.
Для расчета этих индексов используются следующие показатели:
• ожидаемая продолжительность жизни;
¡.ш/|оита1/апа^/
• средняя и ожидаемая продолжительность обучения;
• валовой национальный доход на душу населения.
Индекс развития человеческого потенциала - это сводный показатель, который измеряет средний уровень достижений данной страны в трех важнейших элементах развития человеческого потенциала:
• долгой и здоровой жизни, измеряемой показателем средней продолжительности жизни;
• знаниях, измеряемых долей грамотного взрослого населения (вес в две трети) и совокупной общей долей учащихся начальных, средних и высших учебных заведений;
• достойном уровне жизни, измеряемом показателем ВВП на душу населения (III 1С в долларах США).
Применительно к оценке эффективности местного самоуправления в отдельно взятом субъекте Российской Федерации показатель ВВП на душу населения можно заменить на показатель средней оплаты труда занятого населения. Такая замена продиктована несколькими причинами.
Во-первых, стремление исследователей рассматривать ВВП на душу населения как показатель, характеризующий производительность труда, не совсем корректно, поскольку этот показатель не учитывает структуру населения муниципального района (например, дети, пенсионеры, другие категории неработающего населения).
Во-вторых, значение ВВП соответствует структуре экономики каждого отдельно взятого муниципального района (по видам экономической деятельности) и его геополитическому положению (например, близость интенсивно эксплуатируемых транспортных коммуникаций).
В-третьих, показатель ВВП варьируется в зависимости от присутствия на территории муниципального района объектов, связанных с добычей углеводородов или имеющих важное государственное значение и обладающих приоритетным финансированием из федерального бюджета.
Чтобы уменьшить влияние перечисленных факторов на определение индекса развития человеческого потенциала, нами вместо показателя ВВП на душу населения рассматривалась средняя заработная плата в экономике муниципального
района. Этот показатель значительно точнее описывает качество жизни населения, поскольку характеризует покупательную способность работающего населения. Кроме того, результаты выполненного сравнения позволяют утверждать, что относительное значение средней заработной платы отличается от относительного значения ВВП на душу населения не более чем на 1%. В связи с этим замену величины ВВП на душу населения на среднее значение заработной платы по экономике муниципального района следует считать вполне уместной.
Укрупнение статей расходов бюджета в три группы является объективным действием, так как все расходы направлены на финансирование именно этих трех направлений [10, с. 3; 11, с. 49]. В полной версии расходов представлена детализация по статьям расходов конкретного направления.
Итоговый индекс развития человеческого потенциала рассчитывается как
среднеарифметическая сумма значений трех компонентов: индекса долголетия, индекса образования (состоящего из индекса грамотности с весом в 2/3 и индекса охвата обучением с весом 1/3) и индекса дохода.
При расчете индекса образования уровень грамотности определяется в 99,5% населения. Охват образованием рассчитывается как отношение числа учащихся учебных заведений всех видов (школы, начальные, средние и высшие профессиональные учебные заведения) к численности населения в возрасте 6-23 года.
Значения индекса развития человеческого потенциала могут меняться в пределах от 0 до 1. Значение 0,8 является нижней границей уровня развитых стран.
В связи с этим предлагаются варианты расчетов частных индексов, где в знаменателе будут максимальные значения того уровня, к которому стремится данный регион.
Расчет частных индексов производился на основе максимальных показателей по Южному федеральному округу:
11 = Ж / Жщах,
где Ж - продолжительность жизни в муниципальном районе;
Жщах - максимальная продолжительность жизни в Южном федеральном округе;
12 = Ч / Ч6-23,
где Ч - численность обучающихся в муниципальном образовании;
Чб-23 - численность молодежи в возрасте от 6 до 23 лет в Южном федеральном округе;
13 = Д / Дщах,
где Д - доходы жителей муниципального образования;
Дщах - максимальный показатель доходов в Южном федеральном округе.
Максимальное значение индекса развития человеческого потенциала равно единице. Это идеальный случай, когда все частные индексы развиты в полной мере и составляют каждый приблизительно 33,33%.
Проводя анализ структуры расходов бюджета Алексеевского района, необходимо провести их укрупнение в три основные группы:
• расходы на экономику [12, с. 180; 13];
• расходы на здравоохранение [14; 15, с. 276-227; 16, с. 76];
• расходы на образование [17, с. 5; 18].
Структура предлагаемой классификации за 20112014 гг. представлена в табл. 1.
Расходы бюджета муниципального района на здравоохранение и образование в течение четырех лет увеличивались, а расходы на экономику уменьшались, что является неблагоприятным фактором в деятельности органов местного самоуправления. Именно развитие экономики муниципального района в большей степени зависит от эффективного использования денежных средств местного бюджета. Здравоохранение и образование в наименьшей степени подвержены такому влиянию ввиду многих особенностей. Так, здравоохранение финансируется преимущественно из федерального бюджета посредством целевых программ. На расчетный уровень образования большое влияние оказывает численность населения в возрасте от 6 до 23 лет. Местные органы власти могут решить проблему с наличием школы, но не с ее наполняемостью.
Долевое соотношение расходов местного бюджета Алексеевского района представлено на рис. 1.
Долевая структура более наглядно показывает соотношение статей расходов местного бюджета. Наибольший удельный вес расходов составляют расходы на образование, на втором месте -экономика, на третьем - здравоохранение. Процентное выражение сумм расходов бюджета упрощает процесс формирования оптимальной структуры бюджета, которая в итоге составит 100%. Изменение структуры расходов бюджета будет влиять на изменение структуры интегрального показателя индекса развития человеческого потенциала в части изменения его частных индикаторов.
Изменение структуры индекса развития человеческого потенциала за четыре года по частным индикаторам представлено в табл. 2.
Сравнительный анализ структуры расходов бюджета и структуры интегрального показателя индекса развития человеческого потенциала демонстрирует несоответствие. В долевом соотношении расходы на здравоохранение находятся на третьем месте, а в структуре интегрального показателя - на первом месте. Это объясняется финансированием здравоохранения государством в виде обязательных целевых программ. Доля расходов местного бюджета на образование и доля частного индикатора в индексе развития человеческого потенциала совпадают. Уровень образования не имеет существенной зависимости от финансирования. Здесь решающую роль играет численность населения в конкретном муниципальном районе.
Особая ситуация складывается с экономикой. В структуре расходов бюджета доля расходов на экономику составляет наибольший удельный вес, в то время как в структуре интегрального показателя экономика занимает наименьшую долю. Объяснением может служить неэффективное использование местными органами власти своих бюджетных средств.
В отличие от расходов в частных индикаторах скачкообразное изменение отсутствует. Наблюдается только общее их снижение. На основании этого может показаться, что зависимость между расходами бюджета и частными индикаторами в Алексеевском районе отсутствует.
Рассчитаем коэффициент корреляции Пирсона, описывающий зависимость двух массивов значений (первый - индекс развития человеческого потенциала за 2011-2014 гг., второй - расходы местного бюджета на одного жителя), постоянные
коэффициенты уравнения прямой - ^ Ь; среднеквадратическое отклонение R2.
Коэффициент корреляции составил 0,768, коэффициент k - 0,00615, коэффициент Ь -0,64289, R2 = 0,5903.
Теснота связи расходов местного бюджета и индекса развития человеческого потенциала в Алексеевском муниципальном районе
Волгоградской области высокая (0,768). Тангенс угла наклона прямой к оси абсцисс (коэффициент к) показывает неэффективное расходование бюджетных средств. Среднеквадратическое отклонение отражает высокую достоверность связи между индексом развития человеческого потенциала и расходами бюджета в исследуемом районе.
При высоких значениях зависимости и тесноты связи несоответствие показателей диаграмм подтверждает нерациональное использование денежных средств муниципального бюджета. Рассчитанные коэффициенты для Алексеевского муниципального района Волгоградской области представлены на рис. 2, где на оси ординат отражены показатели индекса развития человеческого потенциала, а на оси абсцисс - расходы бюджета в расчете на одного жителя G / P.
В 2011-2012 гг. наблюдалась прямо пропорциональная зависимость расходов бюджета и интегрального показателя. С увеличением расходов бюджета, увеличивался показатель индекса развития человеческого потенциала. Для 2013-2014 гг. характерна другая ситуация. В 2013 г. уменьшились расходы бюджета по сравнению с 2002 г., а показатель индекса развития человеческого потенциала вырос. В 2014 г. расходы бюджета увеличились по сравнению с 2013 г., а показатель индекса уменьшился. Такое несоответствие может объясняться неэффективным использованием денежных средств, изменением численности населения и пр.
Для выявления, в каком именно из направлений (экономика, образование, здравоохранение) произошли существенные изменения, повлекшие за собой подобные несоответствия, необходимо рассчитать тангенс угла наклона прямой к оси абсцисс для каждого частного индикатора. Этот расчет позволит более точно оценить сложившуюся ситуацию в Алексеевском муниципальном районе Волгоградской области
и выявить слабые места в управлении расходами местного бюджета.
Статистические показатели, описывающие зависимость частного индикатора уровня образования от величины расходов бюджета муниципального района на образование в расчете на одного жителя, следующие: коэффициент корреляции - 0,547, k - 0,0144, Ь - 0,7072, R2 = 0,2994 (рис. 3).
Увеличение расходов на образовательную систему в 2012-2014 гг. благоприятно сказалось на росте частного индикатора уровня образования.
Показатели зависимости частного индикатора ожидаемой продолжительности жизни от величины расходов бюджета муниципального района на здравоохранение в расчете на одного жителя следующие: коэффициент корреляции -0,833, k - 0,0008, Ь - 0,2973, R2 = 0,867 (рис. 4).
Наблюдается резкое уменьшение расходов бюджета на здравоохранение и падение показателя продолжительности жизни. В настоящее время при увеличении расходов на здравоохранение продолжительность жизни остается на том же уровне.
Статистические показатели, описывающие зависимость доходов населения от величины расходов бюджета муниципального района на экономику в расчете на одного жителя, следующие: коэффициент корреляции - 0,311, k - 0,0069, Ь - 0,239, R2 = 0,0967 (рис. 5).
В зависимости между расходами на экономику и доходами населения наблюдаются резкие скачкообразные изменения, в которых при увеличении одного показателя происходит уменьшение другого.
После построения трех графиков было выявлено, что на величину интегрального показателя индекса развития человеческого потенциала наибольшее влияние оказывают доходы населения.
Коэффициент k (тангенс угла наклона прямой к оси абсцисс) показывает величину отношения значений индекса развития человеческого потенциала к расходам местного бюджета на одного жителя G / P [19]. Чем больше значение k, тем эффективнее расходуются бюджетные финансовые ресурсы на территории муниципального образования. Другими словами, k определяет степень влияния структуры расходов
бюджета на частные индикаторы. Это влияние можно охарактеризовать как показатель полезности.
Расчет коэффициента k по каждому частному индикатору был осуществлен для его использования в методике формирования такой структуры бюджета, которая обеспечит максимальное приращение интегрального показателя индекса развития человеческого потенциала.
В основе предложенный методики - метод исследования операций, который имеет
распространенное название «задача о рюкзаке (ранце)» [20; 21, с. 16]. Это задача о наилучшем выборе предметов из некоторого набора таким образом, чтобы их суммарный вес или габариты не превышали заданного значения, а их суммарная полезность (цена или другой целевой показатель) была максимальной. В данном случае суммарным весом будет являться структура расходов бюджета Алексеевского муниципального района. Полезностью k является доля каждой статьи расходов (на экономику, образование, здравоохранение), которая является оптимальной (100%) для достижения высокого качества жизни населения.
Таблица 1
Структура расходов бюджета Алексеевского муниципального района Волгоградской области в 2011-2014 гг., тыс. руб. Table 1
Structure of budget expenditures of the Alekseevsky municipality of the Volgograd oblast in 2011-2014, thousand RUB
_Показатель_2011_2012_2013_2014_
Здравоохранение_88 536_52 009_51 656_67 453_
Образование 109 277 141 428 134 781 153 273
Экономика 141 150 105 326 125 844 115 700
Всего... 338 963 298 763 312281 336 426
Источник: Алексеевский муниципальный район. URL: http://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/pass.aspx? base=munst18&r= 18602000
Source: The Alekseevsky municipality. Available at: http://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/pass.aspx? base=munst18&r= 18602000. (In Russ.)
Таблица 2
Структура интегрального показателя индекса развития человеческого потенциала Алексеевского муниципального района Волгоградской области в 2011-2014 гг., %
Table 2
Structure of integrated human development index of the Alekseevsky municipality of the Volgograd oblast in 2011-2014, percent
_Показатель_2011_2012_2013_2014_
Здравоохранение 41 40 38 38
Образование 37 36 35 36
Экономика 22 24 27 26
Источник: Алексеевский муниципальный район. URL: http://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/pass.aspx? base=munst18&r= 18602000
Source: The Alekseevsky municipality. Available at: http://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/pass.aspx? base=munst18&r= 18602000. (In Russ.)
Рисунок 1
Структура расходов бюджета Алексеевского муниципального района Волгоградской области в 2011-2014 гг., % Figure 1
The structure of budget expenditures of the Alekseevsky municipality of the Volgograd oblast in 2011-2014, percent
Источник: Алексеевский муниципальный район. URL: http://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/pass.aspx? base=munst18&r= 18602000
Source: The Alekseevsky municipality. Available at: http://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/pass.aspx? base=munst18&r= 18602000. (In Russ.)
Рисунок 2
Зависимость индекса развития человеческого потенциала от расходов бюджета в расчете на одного жителя в Алексеевском муниципальном районе Волгоградской области в 2011-2014 гг.
Figure 2
Dependence of human development index on budget spending per one inhabitant in the Alekseevsky municipality of the Volgograd oblast in 2011-2014
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 3
Зависимость частного индикатора уровня образования от расходов бюджета на образование в расчете на одного жителя в Алексеевском муниципальном районе Волгоградской области в 2011-2014 гг.
Figure 3
Dependence of particular indicator of education on budget spending on education per one inhabitant in the Alekseevsky municipality of the Volgograd oblast in 2011-2014
Уровень образования
0.87 0.86 0.85 0.84 0,83 0,82 0,81 0,80 0,79
v = 0,0144*+0,7072 R2 = 0,2994
2014
2013
—-2012
2011 ---
6,0
6,5
7,0
7,5
8,0
9,0
(HI'., тыс. руб.
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 4
Зависимость частного индикатора ожидаемой продолжительности жизни от расходов бюджета на здравоохранение в расчете на одного жителя в Алексеевском муниципальном районе Волгоградской области в 2011-2014 гг.
Figure 4
Dependence of particular indicator of life expectancy on budget spending on health care per one inhabitant in the Alekseevsky municipality of the Volgograd oblast in 2011-2014
Продолжительность жизни
у - 0,0008„Ï + 0,2973 R2 = 0,867
0,303
0,302
0,301
0,300
2< »11 *
2013
y* 201 - 014
5 6
G / P, тыс. руб.
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 5
Зависимость частного индикатора доходов от расходов бюджета на экономику в расчете на одного жителя в Алексеевском муниципальном районе Волгоградской области в 2011-2014 гг.
Figure 5
Dependence of particular indicator of income on budget spending on economy per one inhabitant in the Alekseevsky municipality of the Volgograd oblast in 2011-2014
Доходы
V=-0,0069л:+0,239 R2 = 0,0967
0,22
0,21
0,20
0,19
0,18
0,17
0,16
0,15
♦ 2013
2014
♦
2012
2011
5.0
5.5
6.0
7.0
7.5
G / P. тыс.
9.0 руб.
Источник: авторская разработка
Source: Authoring
Список литературы
1. Сахарова О.Н. Индекс развития человеческого потенциала: место России в современном мире // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2014. Вып. 1. С. 16-20.
2. Косьмина Е.А. К проблеме реконструкции показателей человеческого развития // Креативная экономика. 2009. № 9. С. 63-70.
3. Дымов К. Индекс развития человеческого потенциала - что это такое? // Пропаганда. 26 октября 2008. URL: http://propaganda-journal.net/273.html.
4. Возвышение Юга: человеческий прогресс в многообразном мире. М.: Весь Мир, 2013. 204 с.
5. Жадан И.Э. Индекс развития человеческого потенциала в системе показателей экономической безопасности страны // Концепт. 2014. № 10. URL: https://e-koncept.ru/2014/14266.htm.
6. Рубанов И.Н., Тикунов В.С. О методике оценки индекса развития человеческого потенциала и его использования в российских условиях // Географический вестник. 2007. № 1-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-metodike-otsenki-indeksa-razvitiya-chelovecheskogo-potentsiala-i-ego-ispolzovaniya-v-rossiyskih-usloviyah.
7. Бухарова Е.Б., Воронцова И.П., Витковская Л.К. Оценка факторов и ограничений стратегического развития человеческого потенциала и предпринимательской среды ресурсных регионов. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2013. 312 с.
8. Кабанов В.Н. Потенциал стратегического развития Волгограда // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 2. С. 54-61.
9. Аничин В.Л., Тимофеев И.Ю. Использование методики ПРООН для оценки развития человеческого потенциала регионов РФ // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: История. Политология. Экономика. Информатика. 2013. Т. 25. Вып. 1-1. С. 15-20.
10. Пономарева М.А. Определение приоритетов устойчивого развития региона на основе анализа индекса развития человеческого потенциала // Современные исследования социальных проблем. 2011. Т. 7. Вып. 3. URL: http://sisp.nkras.ru/issues/2011/3/ponomareva_m.pdf.
11. Кичаева А.С. Влияние доходов и расходов населения Приморского края на региональный индекс развития человеческого потенциала // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2012. Вып. 3. С. 48-54.
12. Джекунро М.Д. Индекс человеческого развития: ретроспективный анализ на примере Республики Чад // Известия Оренбургского государственного агарного университета. 2014. Вып. 6. С. 178-181.
13. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Современные межстрановые различия в развитии человеческого капитала // Проблемы современной экономики. 2007. № 3. URL: http://www.m-economy.ru/art.php? nArtId=1477.
14. Хасанова Г.А., Рабцевич А.А. Проблемы развития человеческого капитала в России // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. Май. URL: http://research-journal.org/economical/problemy-razvitiya-chelovecheskogo-kapitala-v-rossii/.
15. Реальная Россия: Социальная стратификация современного российского общества. М.: Эксперт, 2006. 680 с.
16. Россия регионов: в каком социальном пространстве мы живем? М.: Поматур, 2005. 278 с.
17. Реальное богатство народов: пути к развитию человека. М.: Весь Мир, 2010. 244 с.
18. Цаголов Г.Н. Какая экономика ведет к счастью? // Труды Вольного экономического общества России. 2014. Т. 181. № 2. C. 26-39.
19. Кормен Т., Лейзерсон Ч., Ривест Р., Штайн К. Алгоритмы: построение и анализ. М.: Вильяму 2005. 1296 с.
20. Пападимитриу Х., Стайглиц К.Комбинаторная оптимизация: Алгоритмы и сложность. М.: Мир, 1985. 512 с.
21. Кагиров Р.Р. Многомерная задача о рюкзаке: новые методы решения // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. 2007. Вып. 3. С.16-20.
ISSN 2311-8725 (Online) Analysis of Human Capital
ISSN 2073-039X (Print)
ASSESSING THE INFLUENCE OF MUNICIPALITY'S BUDGET STRUCTURE ON HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT
Elena V. LAVRENT'EVAa,% Ekaterina A. CHUMAKOVAb
a Volgograd State Agricultural University, Volgograd, Russian Federation [email protected]
b Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Volgograd Branch,
Volgograd, Russian Federation
• Corresponding author
Article history: Abstract
Received 12 April 2016 Importance Currently, studies on human capital development and efficient use of budget
Received in revised form expenditures at all levels, including municipal, are highly relevant, however, the impact of municipal
29 June 2016 budget structure on human capital development is considered insufficiently.
Accepted 27 July 2016 Objectives The study aims to identify the influence of municipal budget structure on human capital
development.
JEL classification: H51, H52, Methods We apply the method of correlation (Pearson coefficient) of two variables (human H53, R11 development index and expenditures of municipality per one inhabitant). Based on the assessment of
budget expenditure structure, we analyzed changes in the structure of integrated index of human development to the extent of changes in its individual indicators, defined a method to create a structure of the budget, which would provide for maximum increment of the index. Results Practical proposals developed with reference to actual conditions of the Alekseevsky municipal district of the Volgograd oblast enabled to obtain a budget structure that can significantly increase the economic efficiency of local government of the considered object and improve the quality of life of its population.
Keywords: human development Conclusions and Relevance The proposed assessment of the impact of municipality's budget index, budget expenditure, structure on human capital development is universal for any municipal territory. If applied, it may
municipality, budget structure ensure a maximum increment of integrated index of human development.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Sakharova O.N. [Human Development Index: Russia's place in the modern world]. Vestnik Taganrogskogo instituta upravleniya i ekonomiki = Bulletin of Taganrog Institute of Management and Economics, 2014, iss. 1, pp. 16-20. (In Russ.)
2. Kos'mina E.A. [On reconstruction of human development indicators]. Kreativnaya ekonomika = Journal of Creative Economy, 2009, no. 9, pp. 63-70. (In Russ.)
3. Dymov K. [Human Development Index: What is it?]. Propaganda, 26 October 2008. (In Russ.) Available at: http://propaganda-journal.net/273.html.
4. Vozvyshenie Yuga: Chelovecheskii progress v mnogoobraznom mire [The rise of the South: Human progress in a diverse world]. Moscow, Ves' Mir Publ., 2013, 204 p.
5. Zhadan I.E. [Human Development Index in the system of economic indicators of country's security]. Kontsept, 2014, no. 10. (In Russ.) Available at: https://e-koncept.ru/2014/14266.htm.
6. Rubanov I.N., Tikunov V.S. [On the method of assessment of the human development index and its use in the Russian conditions]. Geographicheskiy Vestnik, 2007, no. 1-2. (In Russ.) Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/o-metodike-otsenki-indeksa-razvitiya-chelovecheskogo-potentsiala-i-ego-ispolzovaniya-v-rossiyskih-usloviyah.
7. Bukharova E.B., Vorontsova I.P., Vitkovskaya L.K. Otsenka faktorov i ogranichenii strategicheskogo razvitiya chelovecheskogo potentsiala i predprinimatel'skoi sredy resursnykh regionov [Evaluation of factors and limitations of strategic human development and business environment in resource regions]. Krasnoyarsk, Siberian Federal University Publ., 2013, 312 p.
8. Kabanov V.N. [Potential of strategic development of Volgograd]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa = Business. Education. Law. Bulletin of Volgograd Institute of Business, 2014, no. 2, pp. 54-61. (In Russ.)
9. Anichin V.L., Timofeev I.Yu. [Using the UNDP methodology to assess human development of Russian regions]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Sen: Istoriya. Politologiya. Ekonomika. Informatika = Belgorod State University Scientific Bulletin. Series: History. Political Science. Economy. Computer Science, 2013, vol. 25, iss. 1-1, pp. 15-20. (In Russ.)
10. Ponomareva M.A. [Setting priorities for sustainable development of the region based on the analysis of human development index]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykhproblem, 2011, vol. 7, iss. 3. (In Russ.) Available at: http://sisp.nkras.ru/issues/2011/3/ponomareva_m.pdf.
11. Kichaeva A.S. [Effect of income and expenditure of Primorsky Krai on regional human development index]. Izvestiya Dal'nevostochnogo federal'nogo universiteta. Ekonomika i upravlenie = Bulletin of Far Eastern Federal University. Economics and Management, 2012, iss. 3, pp. 48-54. (In Russ.)
12. Dzhekunro M.D. [Human Development Index: A retrospective analysis on the case of the Republic of Chad]. Izvestiya Orenburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Bulletin of Orenburg State Agrarian University, 2014, iss. 6, pp. 178-181. (In Russ.)
13. Bazylev N.I., Bazyleva M.N. [Modern cross-country differences in the development of human capital]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2007, no. 3. Available at: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1477. (In Russ.)
14. Khasanova G.A., Rabtsevich A.A. [Problems of human capital development in Russia]. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal = International Research Journal, 2013 May. Available at: http://research-journal.org/economical/problemy-razvitiya-chelovecheskogo-kapitala-v-rossii/. (In Russ.)
15. Real'naya Rossiya: Sotsial'naya stratifikatsiya sovremennogo rossiiskogo obshchestva [Real Russia: Social stratification of the modern Russian society]. Moscow, Ekspert Publ., 2006, 680 p.
16. Rossiya regionov: v kakom sotsial'nom prostranstve my zhivem? [Russian regions: What social space do we live in?]. Moscow, Pomatur Publ., 2005, 278 p.
17. Real'noe bogatstvo narodov: puti k razvitiyu cheloveka [The real wealth of nations: Ways to human development]. Moscow, Ves' Mir Publ., 2010, 244 p.
18. Tsagolov G.N. [What economy leads to happiness?]. Trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii = Scientific Works of the Free Economic Society of Russia, 2014, vol. 181, no. 2, pp. 26-39. (In Russ.)
19. Cormen T., Leiserson Ch., Rivest R., Stein C. Algoritmy: postroenie i analiz [Introduction to Algorithms]. Moscow, Vil'yams Publ., 2005, 1296 p.
20. Papadimitriou Ch., Steiglitz K. Kombinatornaya optimizatsiya: Algoritmy i slozhnost' [Combinatorial Optimization: Algorithms and Complexity]. Moscow, Mir Publ., 1985, 512 p.
21. Kagirov R.R. [A multidimensional knapsack problem: New methods to solve]. Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo aerokosmicheskogo universiteta im. akademika M.F. Reshetneva = Vestnik SibGAU, 2007, iss. 3, pp. 16-20. (In Russ.)