Научная статья на тему 'Оценка влияния Программы материнского капитала на демографическую ситуацию'

Оценка влияния Программы материнского капитала на демографическую ситуацию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
демографическая ситуация / рождаемость / естественная убыль населения / материнский капитал / семейная политика / demographic situation / fertility / natural population decline / maternity capital / family policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М И. Маллаева

В статье рассматривается степень влияния Программы материнского капитала на демографическую ситуацию в стране. Демографическая ситуация в современной России является одной из наиболее обсуждаемых и острых проблем, заключается она в стойкой тенденции к сокращению численности населения за счет превышения смертности над рождаемостью, а также в «постарении» населения и снижении удельного веса молодежи. Для решения данной проблемы государство принимает ряд мер, среди которых центральное место занимает Программа материнского капитала. Цель работы – оценка степени влияния Программы материнского капитала на демографическую ситуацию в стране. Были использованы методы анализа и синтеза, аналогии, статистического наблюдения и экспертных оценок. Проведенное исследование выявило отсутствие четкой закономерности между реализацией данной Программы и динамикой рождаемости. Таким образом, в настоящее время вопрос о влиянии данного инструмента на демографическую ситуацию остается открытым, для корректной оценки последствий необходимо длительное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — М И. Маллаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessing the Impact of the Maternity Capital Program on the Demographic Situation

The demographic situation in modern Russia is one of the most discussed and acute problems, involving a persistent trend towards population decline due to the excess of mortality over birth rate, as well as in the “ageing” of the population and a decline in the proportion of young people. To solve this problem, the state takes a number of measures, among which the Maternity Capital Program occupies a central place. The purpose of this study is to assess the degree of influence of this program on the demographic situation in the country. To achieve this goal, the methods of analysis and synthesis, analogy, statistical observation and expert assessments were used. The study demonstrated the absence of a clear pattern between the implementation of this Program and the dynamics of fertility. Thus, at present the issue of the impact of this instrument on the demographic situation remains open; a long time is required to correctly assess the consequences.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния Программы материнского капитала на демографическую ситуацию»

УДК 314.154

DOI: 10.21779/2500-1930-2024-39-4-57-64 М. И. Маллаева

Оценка влияния Программы материнского капитала на демографическую

ситуацию

Дагестанский государственный университет; Россия, 367000, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43 а; [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается степень влияния Программы материнского капитала на демографическую ситуацию в стране. Демографическая ситуация в современной России является одной из наиболее обсуждаемых и острых проблем, заключается она в стойкой тенденции к сокращению численности населения за счет превышения смертности над рождаемостью, а также в «постарении» населения и снижении удельного веса молодежи.

Для решения данной проблемы государство принимает ряд мер, среди которых центральное место занимает Программа материнского капитала. Цель работы - оценка степени влияния Программы материнского капитала на демографическую ситуацию в стране. Были использованы методы анализа и синтеза, аналогии, статистического наблюдения и экспертных оценок. Проведенное исследование выявило отсутствие четкой закономерности между реализацией данной Программы и динамикой рождаемости. Таким образом, в настоящее время вопрос о влиянии данного инструмента на демографическую ситуацию остается открытым, для корректной оценки последствий необходимо длительное время.

Ключевые слова: демографическая ситуация, рождаемость, естественная убыль населения, материнский капитал, семейная политика.

Демографические процессы являются индикаторами наиболее острых проблем современного общества, отражая уровень социально-экономического развития и находясь в неразрывной связи с семейной политикой. Главными целями социально-демографической политики являются повышение качества жизни семьи, создание достойных условий жизнедеятельности, обеспечение адресной социальной поддержки малообеспеченным, многодетным и неполным семьям. Достижение данной цели тесно связано с реализацией мер в области повышения рождаемости, снижения младенческой смертности, регулирования миграционных процессов.

Программной основой реализации семейной и демографической политики в Российской Федерации служит ряд документов, среди них: «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» [9], в соответствии с которой укрепление семейных ценностей является прерогативой развития современного общества, «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [10] и ряд других. Необходимость принятия упомянутых и других документов обусловлена сложившимися за последние десятилетия весьма неблагоприятными и противоречивыми тенденциями, свидетельствующими о недостаточной эффективности проводимой в РФ демографической политики.

С одной стороны, в настоящее время наблюдается рост такого значимого демографического показателя, как ожидаемая продолжительность жизни при рождении: по расчетам органов официальной статистики, этот показатель, составляя 65,3 лет в начале текущего столетия, увеличился в 2023 году до 73,1 лет. Однако на фоне невысокой

рождаемости именно рост значений данного показателя способствует такой тенденции, как «постарение» населения. Подобная тенденция наблюдается сегодня в большинстве стран мира, что связано с развитием систем здравоохранения, программ социальной поддержки пожилого населения и рядом других факторов. Рост доли пожилого населения в его общей численности создает дополнительную нагрузку не только на бюджет страны и систему социального обеспечения, но и на работающее население. Так, по последним данным коэффициент демографической нагрузки19 вырос с 326 (2005 г.) до 489 человек старше трудоспособного возраста (2022 г.) на 1000 человек20.

Тем не менее, несмотря на увеличение продолжительности жизни в РФ до 73 лет в 2023 году, данный показатель является одним из самых низких в мире. Главной причиной этого явления служит высокая смертность, вызванная в свою очередь неблагоприятными условиями внешней среды, плохой экологией, вредными привычками, неправильным питанием и образом жизни, генетической предрасположенностью к различным видам заболеваний, несчастными случаями и др. Так, в 1992 г. смертность впервые превысила рождаемость (на 219,2 тыс. чел.), однако «пик» этого показателя пришелся на 2000 год, когда естественная убыль населения составила 949,1 тыс. чел., а коэффициент естественной убыли соответственно -6,6. Высокие значения данного показателя (несколько сотен тысяч человек в год), постепенно снижаясь, наблюдались вплоть до 2011 года, а после двухлетнего перерыва тенденция к естественной убыли населения возобновилась, продемонстрировав своеобразный «рекорд» в 2021 г., когда смертность превысила рождаемость более чем на 1 млн чел.21 (см. рис. 1).

2022 2021 2020 2019 2018 2016 2015 2010 2005 2000 1995 1990

1898,6

2442

2138,6

1798,3

1828,9 1 1891 1888,7

1908.5

1940.6 2028,5

2303,9

умершие

Рис. 1. Динамика численности населения РФ, тыс. чел. Источник: Демографический ежегодник, 2023.

19 Число лиц старше и младше трудоспособного возраста на 1000 чел. населения.

20 Данные приведены с учетом поправки на увеличение в 2019 г. пенсионного возраста.

21 Очевидно, в 2021 году причиной высокой смертности послужили последствия пандемии СОУГО-19.

Рисунок 1 демонстрирует спад рождаемости населения в стране. В 2000 г. число родившихся имело самый низкий показатель новом тысячелетии - 1 млн 266 тыс. чел.; далее - вплоть до 2015 г. - отмечается рост данного значения, однако в последующие годы рождаемость вновь стала снижаться, достигнув в 2020 г. значений 2005 г. Это привело к тому, что в 2022 г. численность родившихся уменьшилась по сравнению с 2015 годом на 636 тыс. чел., или на 33 %.

Спад рождаемости на фоне увеличения доли пожилого населения способствовал снижению удельного веса молодежи22 в общей численности населения. По данным официальной статистики, на 1 января 2024 года в Российской Федерации данный показатель составил 16,5 %, снизившись с 2010 года (24 %)23, в то время как доля лиц старше трудоспособного возраста составила 25,9 % от общей численности населения. В свою очередь сокращение численности молодых людей само по себе снижает рождаемость, а также порождает прочие очевидные проблемы социально-демографического характера. Так, «демографическая яма» 1995-2005 годов способствовала сокращению численности призывников, абитуриентов, трудоспособного населения, а также женщин репродуктивного возраста, приведя после 2016 года (примерно через 20 лет) к очередному спаду рождаемости. Среди других последствий отметим существенное сокращение числа молодых мужчин, количество которых за период с начала 90-х годов прошлого столетия и до начала 2023 г. уменьшилось на 43,4 % (с 11,4 млн до 7,6 млн чел.), а также трудоспособного населения - на 11,6 млн чел.[5].

Вышеупомянутые обстоятельства послужили причинами крайне неблагоприятного демографического прогноза, составленного в начале 2000-х годов, согласно которому продолжающееся снижение численности населения в РФ грозило довести данный показатель до менее чем 130 млн чел. [6].

Среди различных инструментов, направленных на решение демографических проблем, в частности на повышение рождаемости, наиболее значимым является материнский капитал - важнейший национальный проект, который в соответствии с Концепцией демографической политики РФ призван обеспечить выход страны из демографического кризиса. Материнский (семейный) капитал, являющийся инструментом социальной поддержки семей, представляет собой единовременную денежную выплату семьям при рождении либо усыновлении первого (второго и т. д.) ребенка [14].

С начала реализации программы материнского капитала (2007 год) можно наблюдать динамичный рост его значения (см. рис. 2).

Рисунок 2 демонстрирует ежегодную индексацию данного показателя, за исключением периода с 2015 по 2019 г., что свидетельствует об относительном постоянстве реальной величины материнского капитала.

По прошествии уже почти 17 лет с начала реализации программы в демографической ситуации можно наблюдать определенные позитивные изменения: если на начало 2007 года численность населения РФ составила 142,8 млн чел., снизившись за предыдущее десятилетие на 5,5 млн, то начиная с 2009 г. наблюдается рост численности населения, составившей в 2018 г. 146,9 млн чел. (прирост 2,9 %).

22 В России официальное определение возраста молодежи в 2023 году - от 14 до 30 лет.

23 По данным Всероссийской переписи населения РФ - 2010._

2007 2010 2015 2020 2021 2022 2023 2024

Рис. 2. Динамика показателя государственного сертификата на материнский капитал

за 2007-2024 гг., тыс. руб. Источник: Демографический ежегодник, 2023.

Таким образом, в целом складывается впечатление, что реализация программы материнского капитала способствовала приросту общей численности населения. Однако динамика демографических показателей демонстрирует рост рождаемости уже начиная с 2005 года, т. е. до начала реализации Программы (рост составил 15 % по сравнению с 2000 годом), далее - рост на 20 % вплоть до 2015 года, после чего рождаемость начала снижаться, и на начало 2023 г. численность населения России составила 145,6 млн чел, т. е. очевиден спад данного значения за последние 4 года. Это позволяет нам сделать вывод о недостаточной эффективности данной программы, поскольку очевидны последствия упомянутой выше «демографической ямы», которые материнский капитал на сегодняшний день не смог преодолеть.

В настоящее время в Российской Федерации, а также в ряде стран используются и другие меры в области поддержки семьи, однако у Программы материнского капитала есть существенные отличия:

1. Заранее установленное ограничение применения: право на получение сертификата возникает однократно в связи с рождением (усыновлением) женщиной (а в некоторых случаях - мужчиной) второго ребенка (а также третьего и далее - в случае неполучения на предыдущих), а с 1 января 2020 г. материнский капитал назначается при рождении первого ребенка.

2. Значительный размер выплачиваемой и ежегодно индексируемой суммы (в 2024 г. она составляет 833 тыс. руб. - см. рис. 2).

3. Ограниченный перечень направлений использования полученных денег.

Реализация программы материнского капитала в нашей стране также сталкивается с рядом трудностей и противоречий объективного характера.

Во-первых, ощутимая нагрузка на государственный бюджет. Согласно официальным статистическим данным, каждый год в России рождается около 750 тыс. первенцев. Исходя из сегодняшнего размера выплат на одного ребенка, ежегодные расходы на реализацию программы за первого ребенка могут достигать 350 миллиардов рублей. Общая сумма запланированных расходов Федерального бюджета РФ на 2024 год на реализацию программы материнского капитала составляет 1,6 трлн руб.

Во-вторых, использование различных непрозрачных схем получения средств материнского капитала, существенно сокращающее полученную сумму.

В-третьих, отсутствие контроля за адресным использованием средств, что значительно снижает эффективность самой программы.

Эти и другие факторы во многом определяют характер и последствия влияния программы материнского капитала на уровень жизни населения в целом и на демографическую ситуацию в частности, которая является одной из наиболее дискуссионных мер в области социальной политики. По поводу влияния данного инструмента на демографическую ситуацию сложилось немало противоречивых мнений социологов, демографов, экономистов и других исследователей. Так, одни исследователи считают, что за почти 20-летнюю историю программа оказала определенное и весьма существенное влияние на прирост рождаемости [3; 11].Так, политики, поддерживающие данную меру, считают необходимой ее пролонгацию по крайней мере на ближайшее десятилетие. Действительно, после введения программы материнского капитала можно наблюдать некоторый прирост рождаемости, о чем упоминалось выше. По мнению исследователей Высшей школы экономики, еще более заметен подобный прирост на региональном уровне, особенно в регионах с традиционно высокой рождаемостью [12]. Однако демографы более склонны связывать данную тенденцию с общим демографическим трендом, традиционно характеризующимся всплесками и падением рождаемости [1; 6].

Другая точка зрения: Программа материнского капитала всего лишь сдвигает сроки рождения детей, в том числе вторых и третьих, на более ранние, при этом число детей остается на запланированном семьей уровне, никак не связанном с самой программой [7].

Наконец, немало сторонников мнения об отсутствии какой-либо связи данной программы с динамикой рождаемости в стране. Мы полагаем, что результативность от реализации Программы материнского капитала невысока, и демографическая проблема остается по-прежнему острой.

В то же время для сравнения с ситуацией в целом по стране проведенный анализ влияния Программы материнского капитала на демографическую ситуацию в регионе с традиционно высокой рождаемостью - Республике Дагестан, выявил более значительный, чем в РФ, прирост численности населения в сравнении с периодом, предшествующим началу реализации данной программы. Однако и здесь демографический тренд неоднозначен - во-первых, данный прирост происходит замедляющимися темпами, а во-вторых, после существенного всплеска в 2010 году суммарный коэффициент рождаемости в республике снижается (см. таблицу 1).

Таблица 1. Сравнительная динамика основных демографических показателей в

РД и РФ за период 2005-2022 гг.

Годы 2005 2010 2015 2020 2022

РД РФ РД РФ РД РФ РД РФ РД РФ

Численность населения, млн чел. 2,7 143,8 2,9 142,9 3,0 146,7 3,2 148,0 3,2 146,4

Общий коэффициент рождаемости, чел. на 1000 населения 15,3 10,2 18,0 12,5 18,3 13,3 15,1 9,8 13,3 8,9

Коэффициент естественного прироста 9,5 -5,9 12,1 -1,7 12,9 0,3 8,8 -4,8 8,2 -4,0

Источник: Демографический ежегодник, 2023.

Все вышеупомянутые характеристики свидетельствуют скорее в пользу того, что Республика Дагестан традиционно является регионом с положительным коэффициентом естественного прироста населения, значение которого, слегка увеличившись к 2015 году, далее начало снижаться и на сегодняшний день меньше значения 2015 года в 1,5 раза. Таким образом, реализация Программы материнского капитала не оказала какого-либо долгосрочного влияния на прирост рождаемости и в данном регионе. Уровень рождаемости в Республике Дагестан на протяжении ряда десятилетий выше, чем в большинстве регионов России, в семьях традиционно больше детей, и эта многолетняя тенденция прочно удерживает республику среди немногочисленных регионов страны с естественным приростом населения [11].

Аналогичную ситуацию можно наблюдать и в целом по РФ, где, напротив, естественная убыль населения является привычной картиной, причем с 2005 года и далее вплоть до 2015 года происходило постепенное снижение значения данного показателя. Однако в 2016 году наметилась тенденция к сокращению рождаемости по стране, когда на свет появилось почти на 52 тыс. детей меньше, чем в 2015 г. Данные за последующие годы еще более удручающие.

Несмотря на сделанные выше выводы, согласимся с мнением большинства специалистов в области социально-демографической политики, что на сегодняшний день оценивать влияние Программы материнского капитала на демографическую ситуацию еще рано. Совершенно очевидно, что демографические тренды имеют достаточно отдаленную перспективу и должен пройти не один десяток лет для получения более полной картины. Кроме того, одновременно с данным инструментом применяется еще ряд программ в области социальной поддержки семей, которые также направлены на решение проблем социально-демографического характера [7-8]. На уровень рождаемости также влияют экономические факторы, такие как среднедушевой денежный доход, стоимость жилья, ситуация на рынке труда, уровень развития инфраструктуры [3]. Наконец, успех данной программы во многом будет определяться тем, какие условия созданы для эффективного использования полученных средств, однако на текущий момент перечень возможных областей применения средств материнского капитала достаточно ограничен.

Оценив все положительные моменты и риски, Правительство РФ приняло решение о продолжении действия Программы до 31 декабря 2026 года. В данной связи очевидна необходимость расширения направлений использования средств при одновременном усилении поддержки малообеспеченных семей с детьми. Кроме того, следует усилить региональный аспект реализации данной программы, увеличив размер финансовой поддержки в регионах с более низкими значениями среднедушевого дохода на душу населения, чем в среднем по стране. Также можно предложить дополнительно к Федеральной программе ввести в отдельных регионах с низкой рождаемостью региональный материнский капитал на третьего ребенка (и далее).

Предложенные меры позволят повысить эффективность данной Программы в направлении повышения благосостояния семей с детьми и будут способствовать решению различного спектра социально-экономических проблем, с которыми сталкиваются семьи в связи с рождением и воспитанием детей.

Литература

1. Андреев, Е. М., Захаров, С. В. Микроперепись-2015 ставит под сомнение результативность мер по стимулированию рождаемости / Е. М. Андреев, С. В. Захаров // Демоскоп Weekly. 2017. № 711-712.

2. Беспалов, Ю. Ф. О некоторых тенденциях совершенствования семейного законодательства РФ в свете осуществления национальных проектов РФ на период до

2024 года / Ю. Ф. Беспалов // Актуальные проблемы современного права. 2019. № 4. С. 11-37.

3. Вакуленко, Е. С., Ивашина, Н. В., Свистильник, Я. О. Региональные программы материнского капитала: влияние на рождаемость в России / Е. С. Вакуленко, Н. В. Ивашина, Я. О. Свистильник, // Экономика региона. 2023. № 19 (4). - С. 10771092.

4. Виноградова, Е. Как за пять лет изменилось желание россиянок иметь детей / Е. Виноградова // РБК. 23 марта 2023 г. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/23/03/2023/641985c39a794773887481bd

5. Демографический ежегодник России 2023. - URL: rosstat.gov.ru

6. Захаров, С. В. История рождаемости в России: от поколения к поколению / С. В. Захаров // Демографическое обозрение. 2023. Т. 10, № 1. - С. 4-43.

7. Казенин, К. И., Козлов, В. А. Региональные меры поддержки многодетных семей в РФ / К. И. Казенин, В. А. Козлов // Журнал исследований социальной политики. 2020. № 18 (2). - С. 191-206.

8. Клупт, М. А. Влияние семейной политики и нормативных представлений о семье на рождаемость: компаративный анализ / М. А. Клупт // Социологические исследования. 2020. № 3. - С. 40-50.

9. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации до

2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 года № 1618-р.

10. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351.

11. Маллаева, М. И., Ниналалова, Ф. И., Магдиев, А. Ю. Финансовые инструменты реализации семейной политики: опыт и решения / М. И. Маллаева, Ф. И. Нина-лалова, А. Ю. Магдиев // Экономика и предпринимательство. 2021. № 7 (132). -С.190-194.

12. Материнский капитал. Экспертная позиция // Официальный сайт Национального научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики». -Режим доступа: https://www.hse.ru/.

13. Свистильник, Я. О. Исследование влияния регионального материнского капитала на рождаемость в регионах России / Я. О. Свистильник // Новая экономика, бизнес и общество 2022: материалы Апрельской научно-практической конференции молодых исследователей (г. Владивосток, 11 апр. - 19 мая 2022 г.) - Владивосток: Дальневосточный федеральный ун-т, 2022. - С. 84-89.

14. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (ред. от 01.03.2020). -URL: mintrud.gov.ru/docs/laws/3

Поступила в редакцию 11 сентября 2024 г.

Принята 30 сентября 2024 г.

UDC 314.154

DOI: 10.21779/2500-1930-2024-39-4-57-64

Assessing the Impact of the Maternity Capital Program on the Demographic

Situation

M. I. Mallaeva

Dagestan State University; Russia, 367000, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43a, [email protected]

Abstract. The demographic situation in modern Russia is one of the most discussed and acute problems, involving a persistent trend towards population decline due to the excess of mortality over birth rate, as well as in the "ageing" of the population and a decline in the proportion of young people.

To solve this problem, the state takes a number of measures, among which the Maternity Capital Program occupies a central place. The purpose of this study is to assess the degree of influence of this program on the demographic situation in the country. To achieve this goal, the methods of analysis and synthesis, analogy, statistical observation and expert assessments were used. The study demonstrated the absence of a clear pattern between the implementation of this Program and the dynamics of fertility. Thus, at present the issue of the impact of this instrument on the demographic situation remains open; a long time is required to correctly assess the consequences.

Keywords: demographic situation, fertility, natural population decline, maternity capital, family policy.

Received 11 September, 2024 Accepted 30 September, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.