Научная статья на тему 'Оценка влияния налогообложения на экономику регионов Приволжского федерального округа'

Оценка влияния налогообложения на экономику регионов Приволжского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
324
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / TAXATION / TAX BURDEN / TAX POLICY / TAX REVENUE / TAX POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева Татьяна Юрьевна

Предложены результаты исследования оценки влияния налогообложения на экономику регионов Приволжского федерального округа через показатель «налоговая нагрузка на экономику региона». Регионы классифицированы по уровню налоговой нагрузки на три группы: с высокой, средней и низкой налоговой нагрузкой. Обозначены причины дифференциации регионов Приволжского федерального округа по уровню влияния налогообложения на экономику региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Васильева Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE IMPACT OF TAXATION ON THE ECONOMY OF THE REGIONS OF THE VOLGA FEDERAL DISTRICT

The proposed results of a study evaluating the impact of taxation on the economy of the regions of the Volga Federal district, through the indicator «the tax burden on the economy of the region». Regions classified according to the level of the tax burden into three groups: high, medium and low tax burden. Identified causes of the differentiation of regions of the Volga Federal district on the level of influence of taxation on the economy of the region.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния налогообложения на экономику регионов Приволжского федерального округа»

УДК 336.22: 338.23 (470.4) ББК У261.41-18 (2Рос-14)

Т.Ю. ВАСИЛЬЕВА

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ЭКОНОМИКУ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА*

Ключевые слова: налогообложение, налоговая нагрузка, налоговая политика, налоговые доходы, налоговый потенциал.

Предложены результаты исследования оценки влияния налогообложения на экономику регионов Приволжского федерального округа через показатель «налоговая нагрузка на экономику региона». Регионы классифицированы по уровню налоговой нагрузки на три группы: с высокой, средней и низкой налоговой нагрузкой. Обозначены причины дифференциации регионов Приволжского федерального округа по уровню влияния налогообложения на экономику региона.

T. VASILIEVA

ASSESSMENT OF THE IMPACT OF TAXATION ON THE ECONOMY OF THE REGIONS OF THE VOLGA FEDERAL DISTRICT

Key words: taxation, tax burden, tax policy, tax revenue, tax potential.

The proposed results of a study evaluating the impact of taxation on the economy of the regions of the Volga Federal district, through the indicator «the tax burden on the economy of the region». Regions classified according to the level of the tax burden into three groups: high, medium and low tax burden. Identified causes of the differentiation of regions of the Volga Federal district on the level of influence of taxation on the economy of the region.

Проблема финансового обеспечения регионов самостоятельными источниками доходов, представленными в основном налоговыми доходами регионов, не теряет своей актуальности. Каждый регион Российской Федерации вырабатывает свою региональную н алоговую политику в пределах полномочий, заданных Налоговым кодексом1. Конечная цель региональной налоговой политики - получение и увеличение в будущем собственных налоговых доходов, создание экономических условий для совершенствования общерегиональной социально-экономической политики. При этом важно учитывать уровень налоговой нагрузки на экономику региона, так как от нее зависит уровень стимулирования предпринимательской активности. В связи с этим возникает и потребность исследования оценки налоговой нагрузки в целях определения степени влияния системы налогообложения на экономику региона.

Цель данного исследования - на основе оценки влияния налогообложения на экономику региона провести ранжирование субъектов Приволжского федерального округа, что позволит выявить степень и причины региональных диспропорций в России.

На федеральном уровне налоговая нагрузка рассчитывается как доля налоговых доходов (в том числе сборов, таможенных пошлин, страховых взносов н2а государственное социальное страхование) в валовом внутреннем продукте2.

Считаем, что налоговая нагрузка на экономику региона - это показатель оценки влияния налогообложения на социально-экономическое развитие региона с учетом его отраслевой структуры и проводимой им региональной налоговой политики. И в качестве базы для расчета налоговой нагрузки на экономику региона, на наш взгляд, целесообразно принимать валовой региональный продукт (ВРП).

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-12-21017 «Оценка влияния налоговой системы на социально-экономическое развитие региона».

1 Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. I от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 28.06.2014). Ч. II от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Гарант: информ.-прав. портал. URL: http://base.garant.ru/10900200.

2 Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов: одобрено Правительством РФ 30.05.2013 г. // КонсультантПлюс: офиц. сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_ 147172.

На примере Приволжского федерального округа рассмотрим, насколько неоднородны регионы по уровню налоговой нагрузки на экономику региона.

Рассчитанный нами без сложных предварительных расчетов простым соотношением мобилизованных в регионах Приволжского федерального округа налогов к валовому региональному продукту фактический уровень налоговой нагрузки без учета страховых взносов, данных ФТС РФ, масштабов скрытой экономики и внешнеэкономических факторов в 2010-2012 гг. представлен на рис. 1.

Рис. 1. Динамика налоговой нагрузки в регионах ПФО в 2010-2012 гг., %3

На примере регионов Приволжского федерального округа показано неравномерное распределение налоговой нагрузки в Российской Федерации: минимальные значения на протяжении всего анализируемого периода имеют Республика Марий Эл, Пензенская область, Ульяновская область, Чувашская Республика, а высокую налоговую нагрузку несут такие регионы, как Удмуртская Республика, Самарская область, Оренбургская область.

Уровень налоговой нагрузки в пределах Приволжского федерального округа варьируется от 12,16% до 30,18% в 2012 г. Средний уровень налоговой нагрузки по Приволжскому федеральному округу (22,44%) почти совпадает со среднероссийским (21,94%).

Повышенную налоговую нагрузку (23-30%) несут экономически развитые регионы, что, в свою очередь, дает этим регионам дополнительные возможности по формированию их региональных бюджетов. Так, налоговый потенциал региона в Удмуртии обеспечивает преимущественно нефтедобывающая промышленность, в Самарской области - крупнейшее производство легковых автомобилей, в также добыча и переработка нефти, в Оренбургской области - нефтегазодобывающая и металлургическая отрасли, в Пермском крае -экспортно-ресурсные отрасли: нефтяная, химическая, титано-магниевая,

целлюлозно-бумажная промышленность, в Татарстане - добыча нефти и машиностроение для топливной и нефтехимической промышленности.

Средний уровень налоговой нагрузки (18-20%) наблюдается в таких регионах Приволжского федерального округа, как Саратовская область, Нижегородская область, Республика Башкортостан. Это объясняется ролью реального сектора в перечисленных регионах: в Саратовской области - высокий уровень развития фермерства, в Нижегородской области ведущую роль играет обрабатывающая промышленность, а экономика республики Башкортостан в большей степени представлена обрабатывающей промышленностью, сельским и лесным хозяйством [4].

Низкий уровень налоговой нагрузки (12-16%) характерен для Мордовии, Кировской области, Чувашии, Ульяновской области, Пензенской области, Марий Эл. Эти регионы характеризуются почти полным отсутствием ресурсно-сырьевой базы, а также проблемной экономикой как следствием кризисного спада 1990-х гг. трудоемких отраслей обрабатывающей промышленности [2].

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10

2010 г.

2011 г.

2012 г.

¡1В1

ш

ш

11111

ю ю ю ю

ю ю

Рис. 2. Мобилизуемые налоговые доходы в консолидированный бюджет РФ на душу населения (по ПФО), тыс. руб.4

Динамика и разброс мобилизуемых налоговых доходов между регионами Приволжского федерального округа на душу населения (рис. 2) повторяют динамику уровня налоговой нагрузки (рис. 1).

Анализ структуры налоговых поступлений показывает, что высокий уровень налогообложения (в том числе через налог на добычу полезных ископаемых) в регионах Приволжского федерального округа в первую очередь обусловлен наличием таких стратегически важных природных ресурсов, как нефть и газ (рис. 3). Как видно из рис. 3, в нефтедобывающих регионах именно налог на добычу полезных ископаемых занимает наибольший удельный вес в структуре налоговых поступлений, в то время как в дотационных регионах этот налог практически не уплачивается.

0

Рис. 3. Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за январь-май 2014 г., млрд руб.5: 1 - налог на прибыль; 2 - НДФЛ; 3 - НДС; 4 - акцизы; 5 - имущественные налоги; 6 - земельный налог; 7 - НДПИ; 8 - прочие налоги

Таким образом, налоговая нагрузка неравномерна по регионам России в связи с существенными различиями в их природно-ресурсной базе, транс-портно-географическом положении, отраслевой структуре хозяйства, экономическом развитии и другими факторами. Развитие экономики региона, в свою очередь, определяется достигнутым уровнем налоговых поступлений. Поэтому региональная налоговая политика должна выступать как эффективный метод управления налоговым потенциалом региона, способствующий стимулированию предпринимательской активности, развитию производства, расширению сферы оказания услуг для населения, внедрению новых технологий в производственные процессы - для получения и увеличения в будущем собственных налоговых доходов, создания экономических условий для совершенствования региональной экономической политики.

Литература

1. Данные по формам статистической налоговой отчётности [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба: офиц. сайт. URL: http://www.nalog.ru.

2. Зубаревич Н.В. Мониторинг кризиса и посткризисного развития регионов России [Электронный ресурс] // Независимый институт социальной политики: сайт. URL: http://www.socpol.ru/atlas/overviews/social_ sphere/kris.shtml.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: стат. сб. / Росстат. М., 2013. 990 с.

4. Социальный атлас российских регионов [Электронный ресурс] // Независимый институт социальной политики: офиц. сайт. URL: http://www.socpol.ru.

5. Федеральная служба государственной статистики (Ростстат): офиц. сайт. URL: http://www.gks.ru.

ВАСИЛЬЕВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА - кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

VASILIEVA TATIANA - candidate of economics sciences, senior teacher of Accounting, Analysis and Audit Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

5 Рис. 3 построен по данным ф. 1-НМ «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (отчетность Федеральной налоговой службы РФ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.