ИССЛЕДОВАНИЕ
1 1 Мишурова И.В.1, Воловик М.Е.1
1 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Оценка влияния макроокружения на развитие индустрии гостеприимства в регионе
АННОТАЦИЯ:
В статье проведен PEST-анализ влияния факторов внешней среды на деятельность предприятий в сфере индустрии гостеприимства на основе опроса руководителей организаций Ростовской области. В результате были выявлены наиболее значимые факторы влияния макросреды, а также предложены рекомендации по улучшению взаимодействия данных факторов и их влияния на деятельность предпринимательских структур индустрии гостеприимства.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: макроокружение, PEST-анализ, политические факторы, экономические факторы, социально-культурные факторы, технологические факторы, оценка влияния внешних факторов
JEL: Я11,132,133
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Мишурова И.В., Воловик М.Е. Оценка влияния макроокружения на развитие индустрии гостеприимства в регионе // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 22. — С. 3149-3158. — doi: 10.18334/ф.17.22.37068
Мишурова Ирина Владимировна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой антикризисного и корпоративного управления, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Воловик Мария Евгеньевна, аспирант, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 14.10.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.11.2016 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.22.37068 (с) Мишурова И.В., Воловик М.Е. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/)
ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Введение
Важнейшие стратегические решения любые предприятия и организации принимают на основе анализа внешней среды, макроокружения, с которыми компания находится в постоянном взаимодействии. В связи с этим с учетом специфики развития индустрии гостеприимства в нынешних политических и экономических условиях оценка влияния внешних факторов является актуальной проблемой.
Согласно мнению большинства исследователей [1, 2, 5], в частности Ибрагимовой М.Х., на предприятие оказывает влияние внешняя среда на двух уровнях - макросреды и микросреды. Микросреда находится в более тесном взаимодействии с предпринимательскими структурами, так как напрямую связана с деятельностью покупателей, конкурентов, поставщиков, партнеров и т.д. В отличие от микросреды, на макросреду не оказывает влияние работа организации: она не может изменить характер и содержание таких факторов воздействия, как политические, экономические, социально-культурные и технологические условия.
М. Портер разработал модель «5 сил конкуренции», согласно которой исследование внешней (конкурентной) среды производится путем анализа пяти факторов микросреды, таких как [4]:
1. рыночная власть поставщиков;
2. рыночная власть покупателей;
3. власть существующих конкурентов;
4. угроза появления новых конкурентов;
5. угроза появления товаров-субститутов.
А.А. Селезнев также уделяет особое внимание отраслевым факторам, так называемому «рабочему окружению»: поставщикам, покупателям, конкурентам, общественным и государственным организациям [9], которые можно отнести к микросреде внешнего влияния предприятия.
Более детальный анализ взаимодействия различных видов организаций и внешней среды представлен в работах В.А. Морозова с точки зрения уровней их совместимости. Так, он выделяет 7 уровней внешней среды, каждому из которых соответствует свой тип предприятия: продуктово-технологический (акционерные предприятия с различными видами ответственности в сферах производства, торговли и услуг; индивидуальное предпринимательство; экопроектные-управленческие межотраслевые объединения; корпоративные универ-
3151
ситеты и др.); финансово-экономический (банки, биржи, инвестиционные организации и др.); социальный (добровольные, национальные, территориальные, целевые, профессиональные, молодежные, организации); политический (политические организации, партии, государственные организации и др.); религиозно-теологический (институты основных религий, межконфессиональные организации и др.); культурно-мировоззренческий (культурно-исторические организации, организации здравоохранения и др.); научно-интеллектуальный (духовный) (мировые и национальные (государственные) НИИ и лаборатории, исследовательские университеты и центры, вузы) [6].
Индустрия гостеприимства, как любая сфера предпринимательства, подвержена воздействию обозначенных факторов микро и макросреды. Основываясь на совместной работе Амстронга Г., Котлера Ф. и Якобсона А.Я. «Основы маркетинга», некоторые исследователи, в частности, Чебаненко А.С. и Столяренко А.В. [12], выделяют в отдельную группу (помимо политических, экономических и технологических) демографические и природные факторы воздействия на развитие индустрии гостеприимства.
Для систематизации оценки влияния факторов внешней среды на предприятие часто используют такие методы анализа, как PEST-анализ (СТЭП-анализ), SWOT-анализ, ситуационный анализ и т.д. [7]. В рамках настоящего исследования в качестве метода диагностики влияния внешних факторов и анализа макроокружения был выбран PEST-анализ в связи с его максимальной приближенностью к объекту изучения и актуальностью исследования влияния именно внешних факторов на индустрию гостеприимства. В структуру его анализа непосредственно входят уже обозначенные наиболее существенные факторы макросреды: P - политические, E - экономические, S - социально-культурные, T -технологические факторы, отражающие специфику индустрии гостеприимства.
Проведение PEST-анализа
Для выявления экспертной оценки влияния факторов и подфакторов на развитие и функционирование предпринимательских структур в сфере гостеприимства была разработана анкета и проведен экспертный опрос. В качестве экспертов выступили руководители/собственники крупных предприятий гостиничного, туристического, ресторанного бизнеса Ростовской области. Анкетирование проводилось в следующих
организациях: ООО «Гранд Туризма», ООО «Рейна Тур НТВ», включающее, кроме собственно туристического направления, 2 гостиницы, 2 ресторана, конгрессную и транспортную службы, авиа и ж/д кассы, туристический комплекс «Петровский причал» с ресторанами «Старая мельница», «Петровский причал», «Станица Черкасская», караоке-клуб «Фрегат», SPA - центр, две гостиницы, гостиничный комплекс «Континенталь».
Составление вопросов анкеты было произведено на основе PEST-анализа, который подразумевает исследование влияния политических, экономических, социально-культурных и технологических факторов на основе экспертных оценок. Среди этих факторов, согласно мнению экспертов, были определены следующие положения с применением балльной системы (от 1 до 5):
1. факторы, которые в наибольшей степени оказывают влияние на развитие предпринимательских структур в сфере гостеприимства;
2. вероятность изменения установленных факторов.
Согласно усредненным баллам на основе оценок экспертов, был произведен расчет оценки вероятности наступления и степени влияния внешних факторов на развитие индустрии гостеприимства (табл.).
Таблица
Расчет взвешенных оценок влияния внешних факторов на развитие индустрии гостеприимства
Наименование групп факторов Вероятность события Степень влияния Взвешенная оценка
Факторы влияния политической среды на развитие рынка индустрии гостеприимства 0,73
Устойчивость политической власти и существующего правительства 3,75 0,03 0,12
Утверждение и реализация государственной программы Ростовской области «Развитие культуры и туризма» 5 0,04 0,22
Налоговая политика (тарифы и льготы) 3,25 0,04 0,12
Количественные и качественные ограничения на импорт, торговая политика 3,75 0,02 0,06
Стремление к протекционизму отрасли, наличие государственных компаний в отрасли 2 0,02 0,04
Будущее и текущее законодательство, регулирующее правила работы в отрасли 3 0,03 0,08
3153
Вероятность развития военных действий в стране 3 0,03 0,08
Факторы влияния экономической среды на развитие рынка индустрии гостеприимства 1,03
Темпы роста экономики 2,75 0,04 0,11
Уровень инфляции и процентные ставки 5 0,04 0,20
Курсы основных валют 4,75 0,05 0,23
Уровень безработицы, размер и условия оплаты труда 4,5 0,04 0,18
Уровень развития предпринимательства и бизнес-среды 2,75 0,04 0,10
Кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика страны 2 0,03 0,06
Уровень располагаемых доходов населения 2,25 0,03 0,07
Степень глобализации и открытости экономики 2,5 0,03 0,08
Факторы влияния социально-культурной среды на индустрии гостеприимства эазвитие рынка 0,60
Уровень здравоохранения и образования 2 0,03 0,06
Отношение к работе, карьере, досугу и выходу на пенсию 3 0,03 0,08
Требования к качеству продукции и уровню сервиса 4 0,05 0,19
Образ жизни и привычки потребления 2,5 0,04 0,11
Уровень миграции и иммиграционные настроения 4 0,04 0,15
Факторы влияния технологической среды на развитие рынка индустрии гостеприимства 0,38
Уровень инноваций и технологического развития отрасли 3,25 0,03 0,10
Развитие и проникновение интернета, развитие мобильных устройств 4,5 0,05 0,22
Степень использования, внедрения и передачи технологий 3,25 0,02 0,05
Источник: составлено авторами по результатам исследования
На основании проведенного исследования можно сделать выводы, что на развитие индустрии гостеприимства в большей степени влияют следующие условия:
1. политическая среда:
—утверждение и реализация государственной программы Ростовской области «Развитие культуры и туризма»;
2. экономическая среда:
—курсы основных валют;
3. социально-культурная среда:
—требования к качеству продукции и уровню сервиса;
— уровень миграции и иммиграционные настроения;
4. технологическая среда:
— развитие и проникновение интернета, развитие мобильных устройств.
На основании анализа представляется возможным построить профиль оценки (рис.).
3154
Факторы влияния
политиче ской среды на
развитие рынка индустрии
гостепреимства
1,20
1,00
0,80
0,60
Факторы влияния 0,20 Факторы влияния
технологической среды на экономической среды на
развитие рынка индустрии 0,00 развитие рынка индустрии
гостепреимства гостепреимства
Факторы влияния
социально-культурной
среды на развитие рынка
индустрии гостепреимства
Рисунок. Профиль PEST-анализа влияния внешних факторов
на развитие индустрии гостеприимства Источник: составлено авторами по результатам исследования
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что в настоящих условиях наибольшую степень влияния на развитие предпринимательских структур в индустрии гостеприимства оказывает экономическая среда, которая является непосредственной структурной частью макроокружения. В частности, курс валют имеет особое значение для сохранения рентабельности деятельности предприятий данной сферы. Следовательно, руководителям индустрии гостеприимства при анализе и составлении стратегических планов организации необходимо ориентироваться в первую очередь на ценовую политику, а также на вопросы потенциального замещения определенных продуктов и услуг с зарубежных на отечественные как на основную превентивную меру при возможных изменяющихся курсах валют.
Влияние политических факторов также существенно сказывается на развитии бизнес-структур индустрии гостеприимства. Непосредственно региональная политика может определить дифференциацию деятельности и потенциальный профиль работы предприятия сферы гостеприимства. Целью такой политики может быть поддержка туризма в регионе в целом
3155
или адресная поддержка новых и функционирующих предприятий (перспектива переориентации на въездной и внутренний туризм, возможность добавления других форм предпринимательства в структуру организации: гостиничный, ресторанный бизнес и т.д.).
Такие факторы, как «Требования к качеству продукции и уровню сервиса» и «Развитие и проникновение интернета, развитие мобильных устройств» в современных условиях находятся во взаимодействии и взаимодополнении. Степень пользования сетью Интернет и мобильными устройствами носит повсеместный характер, в том числе в индустрии гостеприимства (бронирование, покупка, аренда и т.д.). Качество предоставляемых услуг, которое всегда имело наиболее высокий уровень значимости для сохранения рентабельности и конкурентоспособности гостинично-ресторанных и туристических предприятий, напрямую связано с услугами, предоставляемыми через мобильные устройства и интернет.
Таким образом, при стратегическом планировании развития организации индустрии гостеприимства необходимо внедрять технологические средства предоставления и обработки услуг, отвечающие требованиям потребителей, которые широко используют интернет и мобильные устройства.
Такой параметр социально-культурной среды, как «Уровень миграции и иммиграционные настроения» также играет актуальную роль в развитии предпринимательства индустрии гостеприимства. С целью наиболее эффективного взаимодействия с данным фактором внешней среды руководителям индустрии нужно учитывать и прогнозировать характер и динамику изменения указанного фактора, своевременно расширять и актуализировать пакеты-предложения въездного и выездного туризма, а также продвигать альтернативные варианты отдыха.
ИСТОЧНИКИ:
1. Быченко М.Г., Бандурина Е.Н. Векторы и инструменты достижения стратегических
приоритетов развития туризма на региональном рынке туристических услуг Ростовской области // Инновационные стратегии и механизмы управления экономикой: Сборник материалов конференции. - Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2013. - С. 163-169.
2. Ибрагимова М.Х. Анализ внешней среды компании для принятия стратегических
решений // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 2.
3156
3. Мишурова И.В. Методы исследования стратегических позиций предприятия //
Инновационные стратегии и механизмы управления экономикой: Сборник материалов конференции. - Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2013. - С. 56-61.
4. Мишурова И.В., Карпова О.К., Перминов А.С. Бизнес-анализ: Учебно-методическое
пособие. - Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2012. - С. 47.
5. Мишурова И.В., Хачикьян Т.Н., Лобахина Н.А. Внутренние и внешние механизмы
создания новых предпринимательских структур: Монография. - Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2010.
6. Морозов В.А. Управление предприятиями по производству товаров и услуг внешней
средой // Российское предпринимательство. - 2012. - № 8. - С. 18-22.
7. Новикова У.И., Чернышёва Н.И., Колесникова Т.П. Оценка влияния факторов внешней
среды на формирование и дальнейшее развитие промышленных и потребительских брендов в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2011. -Т. 1. - № 2. - С. 126-130.
8. Погорелов А., Хачикьян Т. Роль инноваций в сфере туристической деятельности //
Инновационное развитие экономики в посткризисный период: Сборник материалов конференции. - Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2011. - С. 115-118.
9. Селезнев А.А. Факторы внешней среды, оказываемые прямое влияние на деятельность
предприятия сферы услуг // Российское предпринимательство. - 2010. - № 12-2. -С. 146-150.
10. Синюк Т.Ю. Обоснование выбора конфигураций диагностики социально-
экономического развития региона // Экономика и предпринимательство. - 2013. -№ 9. - С. 168-171.
11. Чатырко Е.В., Ильина О.Ю., Бурмистров А.Н. Сравнительная характеристика моделей
оценки внешней среды, используемых в стратегическом планировании // Неделя науки СПбПУ: Сборник материалов конференции. - СПб: СПбПУ, 2015. - С. 356-358.
12. Чебаненко А.С., Столяренко А.В. Воздействие факторов макросреды на эффективное
функционирование предприятия туристско-рекреационной сферы // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2016. - № 4. -http://ekonomika.snauka.ru/2016/04/11258
3157
Irina V. Mishurova, Doctor of Science, Economics, Professor, Head of the Chair of Anticrisis and Corporate Governance, Rostov State University of Economics (RSUE) Maria E. Volovik, Postgraduate, Rostov State University of Economics (RSUE)
Assessing the impact of macro-environment on the development of the hospitality industry in the regions
ABSTRACT
The PEST-analysis of the effect of environmental factors on the activities of enterprises in the hospitality industry is provided in the article; it is based on a survey of managers of Rostov region organizations. As a result, we have identified the most important factors influencing the macro-environment, as well as provided recommendations to improve the interaction of these factors and their effect on the activities of enterprise structures of the hospitality industry.
KEYWORDS: macro-environment, a PEST-analysis, political factors, economic factors, sociocultural factors, technological factors, assessment of the external factors impact