УДК 624.042.3:621.87 DOI: 10.22227/1997-0935.2017.12.1352-1360
оценка влияния крановых нагрузок на безопасную эксплуатацию промышленных зданий
Т.В. Золина
Астраханский государственный архитектурно-строительный университет (АГАСУ), 414000, г. Астрахань, ул. Татищева, д.18
Предмет исследования: изучение изменений жесткостных характеристик несущих конструкций промышленного здания во время эксплуатации под действием комплекса крановых нагрузок.
Целью работы: оценка влияния крановых нагрузок на безопасную эксплуатацию зданий при использовании вероятностных методов исследования с учетом накопления возникших в процессе работы повреждений их конструктивных элементов.
Материалы и методы: современные программно-расчетные комплексы реализуют методики, которые не учитывают весь комплекс внешних воздействий и изменение состояния конструкций в процессе эксплуатации промышленного здания. Они не предоставляют базы алгоритмов для оценки пространственной работы конструкций зданий в вероятностной постановке.
Результаты: внесены предложения по уточнению расчетных схем и методик расчета промышленных зданий на различного вида крановые нагрузки, в том числе и не учитываемые нормативными документами. Это позволит запроектировать несущие конструкции каркасов в соответствии с реальными условиями их действительной работы. На основе результатов многочисленных натурных экспериментов сделано обоснованное заключение о том, что амплитуды колебаний, вызванные работой боковых сил при движении мостового крана с перекосом, при равных условиях значительно превосходят значения соответствующих амплитуд при торможении крановой тележки. Выводы: в ходе исследования построен сводный алгоритм, реализующий комплекс методик по оценке изменений в работе конструкций каркаса при действии совокупности нагрузок в процессе эксплуатации промышленного здания.
КлючЕВыЕ слоВА: промышленное здание, мостовые краны, динамические крановые нагрузки, вероятностный расчет, торможение тележки, боковые силы, остаточный эксплуатационный ресурс, надежность, долговечность, безопасная эксплуатация
Для цитирования: Золина Т.В. Оценка влияния крановых нагрузок на безопасную эксплуатацию промышленных зданий // Вестник МГСУ. 2017. Т. 12. Вып. 12 (111). С. 1352-1360.
<N
assessment of crane load effect on safe operation of industrial buildings
T.V. Zolina
Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering (ASUACE), 18 Tatishcheva st., Astrakhan, 414056, Russian Federation
Subject: study of changes in stiffness characteristics of bearing structures of a single-storey industrial building during its service life under the action of crane loads. ^ Research objective: assessment of the impact of crane loading on safe operation of building by using probabilistic methods;
taking into account accumulation of damage in building's structural elements occurring during operation period. Materials and methods: current computational schemes exploit procedures that do not take into consideration all external effects and changes in structures occurring during operation period of an industrial building. They do not provide algorithms <N for assessment of spatial response of building's structures if probabilistic methods are used.
Results: the experimental and theoretical research carried out by the author resulted in more precise definitions for computational models and for computational methods of analysis of industrial buildings under the action of various crane loads, including those that are not considered by regulatory documents. The suggested models and methods will enable us to design bearing structures of frameworks in accordance with their real operating conditions. The data obtained in a number
tfl
H
^ of full-scale experiments lead to the conclusion that the amplitudes of vibrations caused by lateral forces when the overhead
О
О Ф
ю
crane travels with a skew are significantly larger than the amplitudes observed during deceleration of the crane trolley. Conclusions: a hybrid algorithm has been developed; the suggested algorithm implements a complex of procedures for assessment of changes occurring in frame structures under different loading scenarios, during the service life of an industrial building.
X
H KEY woRDS: industrial building, overhead travelling crane, dynamic crane loads, probability calculation, deceleration of
a hoist travelling trolley, lateral forces, residual service life, reliability, durability, safe operation
1352 © Т.В. Золина
FOR CITATION: Zolina T.V. Otsenka vliyaniya kranovykh nagruzok na bezopasnuyu ekspluatatsiyu promyshlennykh zdaniy [Assessment of crane load effects on safe operation of industrial buildings]. Vestnik MGSU [Proceedings of the Moscow State University of Civil Engineering]. 2017, vol. 12, issue 12 (111), pp. 1352-1360.
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечить прочность, надежность и устойчивость промышленного здания к внешним воздействиям на протяжении всего срока его эксплуатации — основное требование к обоснованию проектных решений. Кроме природных факторов, оказывающих влияние на работу каркаса, при проведении расчетов следует учитывать и техногенные составляющие, вызванные использованием в технологическом процессе мостовых кранов. Вес данных составляющих зависит от степени восприятия конструкциями промышленного здания вертикальных и горизонтальных крановых нагрузок, имеющих ярко выраженный случайный характер воздействий, определяемых: направленностью действия; спектральным составом; максимальной амплитудой колебаний; продолжительностью интенсивной фазы.
Следовательно, при организации схем расчета предпочтительными являются методы теории надежности с использованием числовых вероятностных характеристик [1].
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
В ходе настоящего исследования построена концептуальная модель [2], определяющая комплексный подход к оценке и прогнозированию ресурса промышленного здания при решении поставленных задач в вероятностной постановке. Данный подход учитывает:
• случайный характер крановых и других видов нагрузок;
• пространственную работу каркаса;
• изменение жесткостных характеристик здания в фиксированном интервале времени.
По результатам натурных экспериментов выявлены вероятностные особенности крановых нагрузок [1, 3], выраженные в неизменности числовых характеристик соответствующей случайной величины, соизмеримости с нормальным законом распределения, отсутствием периодической составляющей.
Анализ статистических данных совместного распределения случайных величин вертикальной и горизонтальной составляющих крановой нагрузки позволил сделать выводы [1]: о наличии корреляционной зависимости в случае прохождения краном участка рельсового пути с нормальной колеей и отсутствии таковой на участках с сужением или расширением путей; о линейном характере зависи-
мости между значениями соответствующих математических ожиданий [1, 4].
Таким образом, для возможности получения количественной оценки риска аварий зданий необходимо проведение расчетов с вероятностных позиций. А потому концептуальная модель исследований автора построена на представлении составляющих обобщенной нагрузки в виде случайных величин [3-8].
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Расчет остаточного ресурса позволяет дать обоснованную оценку возможности появления аварийной ситуации на эксплуатируемом объекте в количественном выражении только при использовании методов теории надежности.
Наибольшие сложности при проведении оценки связаны: с выявлением полной группы произошедших в конструкции изменений; с отсутствием в настоящее время методик [1, 9] и программных средств их реализации при восприятии каркасом здания всего комплекса внешних воздействий; с проведением расчетов пространственной работы конструкций зданий в вероятностной постановке.
Результаты многочисленных теоретических и экспериментальных исследований, проведенных автором [7, 8], объясняют физическую природу образования горизонтальных воздействий на конструкции здания. Они обусловлены не только торможением тележки мостового крана, но и его движением с перекосом. С точки зрения теории е движение мостового крана следует рассматривать о как прямолинейное. Однако незначительные откло- х нения колес тележки от идеального положения относительно рельсового пути приводят к возникно- ^ вению сил перекоса и, как следствие, к появлению ^ в зазорах между ребордами и головками рельсов У вращательных и поперечных эффектов движения; ^ к дополнительным нагрузкам на металлоконструк- о ции крана, на его ходовые колеса и подкрановые рельсовые пути. 2
Рихтовка рельсовых путей позволяет лишь ча- ^ стично откорректировать линейные параметры ко- Г леи, ограничивая перекос. у
До настоящего времени отсутствует единое О мнение о необходимости учета и алгоритмах поиска 1 значений боковых сил, вызванных движением крана 2 с перекосом. Причем их расчетные значения, полу- 1 ченные согласно формулам разных авторов [10-26], ^ отличаются в несколько раз. В ходе исследова- )
N ^
О >
С
во
N
¡г о
н *
О
X 5 I н о ф ю
ния автором статьи произведен их сравнительный анализ, учитывающий силовые факторы [8], определяемые:
• сцеплением ведущих колес с рельсами;
• трением реборд о рельс;
• упругим проскальзыванием в опорных площадках колеса;
• грузоподъемностью крана,
• податливостью здания в горизонтальной плоскости;
• типом подвеса груза;
• соотношением пролета крана к его базе.
Зафиксировано [7, 8], что горизонтальные смещения в узлах поперечных рам от действия фактических боковых сил значительно превосходят соответствующие расчетные показатели, определенные в соответствии с нормативами1. Это объясняется преобладающим влиянием на образование перекоса случайных отклонений от проектного положения подкрановых путей в горизонтальной плоскости.
С целью сформировать методику по действию боковых сил проведено дополнительное исследование. По зафиксированным горизонтальным смещениям колонн в поперечном направлении и жесткостным характеристикам рам определены значения боковых сил. Выявлено несоответствие между значениями, полученными экспериментальным путем и вычисленными по известным формулам. Для его устранения предложено использовать коэффициент модуляции, полученный при сравнении реальных смещений в контролируемых точках каркаса с расчетными показаниями при реализации вероятностных алгоритмов. Полученные результаты доказывают, что фактические значения боковых сил значительно превосходят по величине силы торможения крановых тележек и должны быть учтены при проектировании несущих элементов каркаса. Необходимость их учета при формировании комплексного загружения подтверждена сравнением результатов, полученных автором при проведении обследований в 1986 и 1996 гг. здания судокорпус-ного цеха Астраханского морского судостроительного завода [27].
значение обобщенной нагрузки и ее компоненты варьируются по фактору времени. Для получения достоверного результата при реализации вероятностной модели крановой нагрузки в виде случайной величины необходимо проведение расчетов по всему спектру принимаемых ею значений. Одним из вариантов определения возможного диапазона варьирования крановой нагрузки при автоматизированной обработке данных средствами ЭВМ является генерация случайных чисел в соответствии с нормальным законом распределения при известных значениях математического ожидания X и стандарта 5.
1 СП 20.13330.2011 Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85*.
Указанные числовые характеристики случайной величины вертикальной составляющей крановой нагрузки есть результат обобщения данных экспериментов с обеспеченностью 99 % [1]. При учете нормативного вертикального давления на колесе крана ^р, эксплуатационная характеристика п которого определяется его грузоподъемностью Q, весом моста Q и тележки Q по формуле
п =
2
2 + 2
(1)
выявлены некоторые отличия их расчетной модели в зависимости от типа подвеса. Так, в случае жесткого подвеса математическое ожидание и стандарт стохастически выражаются как
X = (0,66 - 0,243п) F\
£ = 0,131^;
кр
при гибком подвесе
X = 0,758F\
кр
£ = 0,274Р\
кр
(2)
(3)
Результаты проведенных экспериментов позволили также установить зависимость между числовыми характеристиками распределений случайных величин горизонтальных нагрузок и техническими параметрами кранового оборудования. Учитывая значение нормативной тормозной нагрузки на колесо крана Тр, рассчитанное исходя из их количества на одной стороне п как
Тн = 0,05
кр
2 ■ 9,81 + От
(4)
математическое ожидание X и коэффициент вариации Уаг(X) случайной величины нагрузки, вызванной торможением тележки, для основных типов мостовых кранов выражаются в виде
X =-
Т н
1 -1,64 V
Уаг(Х) = 0,1.
(5)
Результаты исследований, представленные в работах [7, 8], доказывают необходимость учета в качестве одной из составляющих крановой нагрузки боковых сил. Для мостового крана, оборудованного жестким подвесом, аналогичные характеристики при известном вертикальном давлении тележки без груза, расположенной посредине моста ^брг, и определенной сумме ординат линии влияния, могут быть представлены в виде
X = 0,1 £ У, Уаг(Х) = 0,50.
(6)
В случае крана с гибким подвесом поиск значений математического ожидания и коэффициента вариации случайной величины нагрузки от дей-
п
0
ствия боковых сил вступает также в зависимость от степени отклонения ширины рельсовой колеи от нормы и числа колес. В случае четырехколесного крана они определяются из соотношения математических ожиданий между вертикальными давлениями Рт?х, по сторонам крана:
X = 0,1^шах +
а (Ршах - Ршш ) Ь
К
Р =
шах
а, (ё+е.) (Ь - о)
+
2
Р. =
шт
бкр , (ё + ёт )
^-^Р + 2
Ь
ё = 0,50,
(7)
где Ь , К — линейные размеры соответственно пролета и базы крана; а — коэффициент, принимаемый равным 0,01 при раздельном приводе механизма и 0,03 — при центральном; а — минимальное приближение крюка крана к оси кранового рельса.
Если кран имеет восемь и более колес, то на участке пути с нормальной колеей расчетная модель имеет вид
X = 0,08 F^р £ У, Уаг(Х) = 0,45,
(8)
а с колеей, отклонение ширины которой от нормы превышает 40 мм:
X = 0,12 Fр £ У, УагХ = 0,36,
(9)
При вероятностном расчете восприятия каркасом промышленного здания вертикальных и поперечных горизонтальных сил от действия мостового крана определены значения числовых характеристик изгибающих моментов М и соответствующих нормальных напряжений ст согласно формулам:
для дисперсии
1 Н -°мк = - £ МК - МК;
5 =
1 N
—£
ЛГ ¿—I
(10)
^ • Ок -ок;
для стандарта $Мк = ^5М
для коэффициента вариации Уаг (Мк) = -Мк-
М„
Уаг (ок ) = ^-.
(11)
(12)
их значения, полученные для каждой К-й расчетной точки поперечной рамы, формируют выборочную совокупность данных объемом Ы, выступающую в качестве исходного материала для оценки изменений динамических параметров колебательных процессов в нескольких временных интервалах эксплуатации объекта. Процесс обработки и анализа данных автоматизирован при использовании возможностей программного комплекса <^ЩСШ-new» [4, 6, 28], разработанного автором статьи.
результаты исследования
При формировании загружения расчетной модели при учете целого комплекса статических и динамических нагрузок представляется маловероятным факт передачи на каркас здания боковых сил от перекосного движения в один и тот же момент времени сразу нескольких мостовых кранов. Однако одновременное торможение тележек двух мостовых кранов в створе одной поперечной рамы является вполне реальным событием. Учитывая данный факт, сравним результаты вероятностного расчета изгибающих моментов от действия боковой силы одного крана и торможения крановой тележки сразу двух кранов.
на рис. 1-3 сплошной линией изображены эпюры, соответствующие первому варианту, а пунктиром — второму. Графическая интерпретация расчетных значений изгибающих моментов колонн нагруженной поперечной рамы рассмотрена для прямой, обратной и прогнозной задачи.
Анализ графической информации по результатам расчета на горизонтальные крановые нагрузки позволяет сделать вывод о 25%-ном превышении значений изгибающих моментов от действия фактических боковых сил одного крана над аналогичными значениями, полученными при проведении нормативного расчета при торможении крановых
00
Ф
0 т
1
*
О У
Т
0
1
м
В
г
3
у
0 *
1
К)
Рис. 1. Эпюра изгибающих моментов от боковой силы и торможения крановой тележки, кИ м. Прямая задача
1
Ь
п
о
к
а
1
п
о
к
Рис. 2. Эпюра изгибающих моментов от боковой силы и торможения крановой тележки, кНм. Обратная задача
Рис. 3. Эпюра изгибающих моментов от боковой силы и торможения крановой тележки, кНм. Прогнозная задача
N ^
О >
С
во
N ^
2 О
н *
О
X 5 I н о ф ю
тележек сразу двух кранов. Следовательно, расчет промышленного здания необходимо вести именно на боковую силу, не учитываемую современными нормами проектирования.
При решении прямой задачи дается оценка напряженно-деформированному состоянию объекта исследования в фиксированный момент времени. В качестве исходных данных для организации поиска ее решений выступают: геометрические параметры здания и его конструктивных элементов; информация о характеристиках эксплуатируемых мостовых кранов; значения внешних и внутренних нагрузок; матрицы жесткости и масс.
Поиск исходных данных, при которых в фиксированный момент времени объектом достигается требуемое состояние, определяет алгоритм решения обратной задачи. Результатом его реализации при анализе изменения смещений в отдельных точках каркаса является откорректированная матрица жесткости, учитывающая вновь введенные данные (табл.).
Постановка прогнозной задачи сводится к определению временной точки, соответствующей 10%-ному снижению частоты собственных колебаний каркаса здания (рис. 4) и, как следствие,
к установлению срока последующего внепланового обследования.
согласно решению прямой задачи, на начальном этапе эксплуатации здания частота колебаний его каркаса по первой форме составляла = 4,13 с-1, а через 10 лет аналогичное значение понизилось до = 3,9 с-1. Следовательно, изменение динамической характеристики за данный период времени составило 5,5 %, что не превышает установленных в нормах 10 %.
В поиске решений прогнозной задачи при учете взаимозависимости между изменением жест-костных характеристик и частот колебаний каркаса определен период времени, по истечении которого исходное значение частоты уменьшится на 10 %, для данного объекта достигнет = 3,714 с-1.
ВЫВОДЫ
По результатам теоретических и натурных исследований внесены предложения по уточнению расчетных схем и методологии расчета промышленного здания на крановые нагрузки. При этом воздействие мостовых кранов на каркас здания определяется: работой боковых сил; силами тормо-
Матрицы жесткости поперечной рамы, кН/м, в плоскости которой располагается мостовой кран
Прямая задача Обратная задача Прогнозная задача
( 72141,43 -41433,30^ ( 62836,52 -36089,17^ ( 58845,27 -33796,86^
[-41433,30 29441,67 ) [-36089,17 25644,24) [-33796,86 24015,37 )
я н 2
10
15
20
25
30
✓
\
1 l
\
V ----
ч .
5
6
7
10
Прямая задача Обратная задача Прогнозная задача
Рис. 4. Динамика распределения значений частот по первым 10 формам колебаний
0
5
1
2
3
4
8
9
жения крановой тележки; вертикальным давлением нагруженного крана.
на основе теоретических и экспериментальных исследований дано обоснование необходимости включения боковых сил в обобщенную нагрузку, поскольку амплитуды колебаний, вызванные их работой, значительно превосходят аналогичные по-
казатели при действии сил торможения крановой тележки.
на основе комплексного подхода к исследованию построен сводный алгоритм, объединяющий целую совокупность методик расчета, направленных на определение остаточного ресурса и срока службы промышленного здания.
литература
1. Гордеев В.Н., Лантух-Лященко А.И., Пашин-ский В.А. и др. Нагрузки и воздействия на здания и сооружения / под общ. ред. А.В. Перельмутера. М. : Изд-во АСВ, 2014. 608 с.
2. Золина Т.В., Садчиков П.Н. Концептуальная схема исследования напряженно-деформированного состояния промышленного здания // Вестник Волг-ГАСУ. Сер.: Строительство и архитектура. 2013. Вып. 33 (52). С. 47-50.
3. Золина Т.В. Вероятностный расчет одноэтажного промышленного здания, оборудованного мостовым краном, с учетом пространственной работы его каркаса // Вестник ВолгГАСУ. Сер.: Строительство и архитектура. 2012. Вып. 28 (47). С. 7-13.
4. Zolina T.V., Sadchikov P.N. Evaluation of software realization algorithms of industrial building operation life, // Advances in Energy, Environment and Materials Science: Proceedings of the International Conference on Energy, Environment and Materials Science (EEMS 2015), Guanghzou, P.R. China, August 25-26, 2015 / Edited by Yeping Wang and Jianhua Zhao. CRC Press, 2016. Pp. 777-780.
5. Золина Т.В. Реализация комплексного подхода к исследованию при выборе расчетной схемы промышленного здания // Строительство и реконструкция. 2014. № 3 (53). С. 8-14. £
6. Золина Т.В., Садчиков П.Н. Моделирование О работы конструкций промышленного здания с уче- х том изменения жесткости в процессе эксплуатации
// Вестник МГСУ. 2012. № 10. С. 69-76. §
7. Золина Т.В. Перекосное движение крана как ^ одна из причин накопления дефектов и поврежде- У ний несущих конструкций каркаса промышленного т здания // научный вестник Воронежского государ- о ственного архитектурно-строительного универси- 2 тета. Сер.: Строительство и архитектура. 2015. № 2. ^ С. 18-25. в
8. Золина Т.В., Туснин А.Р. Обоснование необ- Г ходимости учета боковых сил, возникающих при у крановых воздействиях на каркас здания // Про- О мышленное и гражданское строительство. 2015. 2 № 5. С. 17-23. 2
9. Пшеничкина В.А., Белоусов А.С., Кулешо- 1 ва А.Н., Чураков А.А. надежность зданий как про- ^
странственных составных систем при сейсмических воздействиях / под ред. В.А. Пшеничкиной. Волгоград : ВолгГАСУ, 2010. 180 с.
10. Кикин А.И., Васильев А.А., Кошутин Б.Н. и др. Повышение долговечности металлических конструкций промышленных зданий / под ред. А.И. Ки-кина. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Стройиздат, 1984. 301 с.
11. Конопля А.С. Силовое взаимодействие крановых ходовых колес с рельсами // Труды ЛИСИ. 1968. № 55. С. 21-51.
12. Изосимов И.В. Исследование силовых воздействий от мостовых кранов // Металлические конструкции. М. : Изд-во литературы по строительству, 1966. 442 с.
13. Хохарин А.Х. О боковых воздействиях мостовых кранов на каркас промышленного здания // Промышленное строительство. 1961. № 9. C. 55-59.
14. Спицына Д.Н. Исследование боковых сил, действующих на многоколесные мостовые краны // Вестник машиностроения. 2003. № 3. С. 3-9.
15. Hannover H. Fahrverhalten von Brückenkranen // Fordern und Heben. 1971. № 21. Pp. 13.
16. Лобов Н.А. Динамика передвижения кранов по рельсовому пути. М. : МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. 232 с.
17. БарштейнМ.Ф., ЗубковА.Н. Исследование поперечных сил, возникающих при движении мостового крана // Динамика сооружений. М. : Стройиздат, 1968. C. 4-31.
18. Балашов В.П. Боковые силы в кранах мостового типа в периоды пуска и торможения // Труды ВНИИПТМаш. 1970. Вып. 5 (100). С. 45-59.
19. Bilich I. Die Seitenkräfte bei Laufkran Fahrwerken // Fordern und Heben. 1964. No. 3. Pp. 163-172.
20. Соболев В.М. Горизонтальные нагрузки при свободном движении мостового крана в период пуска // Вестник машиностроения. 1975. № 10. C. 21-24.
21. Шеффлер М., Дрессиг Х., Курт Ф. Грузоподъемные краны : пер. с нем. кн. 2. М. : Машиностроение, 1981. 287 с.
22. Ditlevsen, O. Reliability against defect generated fracture // Journal of Structural Mechanics. 1981. Vol. 9. No. 2. Pp. 115-137.
23. Blockley D.I. Reliability theory incorporating gross errors // Structural safety and reliability / eds. T. Moan, M. Shinozuka. Amsterdam, Oxford, New York : Elsevier, 1981. Pp. 259-282.
24. Lin Y.K., Shih T.Y. Column response to horizontal and vertical earthquake // Journal of Engineering Mechanics Division. 1980. Vol. 106. No EM-6. Pp. 1099-1109.
25. Hoef N.P. Risk and safety considerations at different project phases // Safety, risk and reliability trends in engineering: International Conference. Malta. 2001. Pp. 1-8.
26. Moan T., HolandI. Risk assessment of offshore structures: experience and principles // Structural safety and reliability / Eds. T. Moan, M. Shinozuka. Amsterdam, Oxford, New York: Elsevier, 1981. Pp. 803-820.
27. Золина Т.В. Проблемы реконструкции промышленных зданий очистных сооружений при увеличении технологических нагрузок // Известия ЖКА. Городское хозяйство и экология. 1997. № 4. C. 54-60.
28. Гос. регистрация программы для ЭВМ 2014613866 Программа «DINCIB-new» / Т.В. Золина, П.Н. Садчиков; правообл. Астраханский инженерно-строительный институт (АИСИ); заяв. № 2013661827 18.12.2013.
<N
О >
С
10
N ^
S о
H >
о
s
I h
О ф
tû
Поступила в редакцию 29 сентября 2017 г. Принята в доработанном виде 9 октября 2017 г. Одобрена для публикации 27 ноября 2017 г.
Об авторе: Золина Татьяна Владимировна — доктор технических наук, помощник ректора по развитию профессионального образования, директор колледжа строительства и экономики, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет (АГАСУ), 414000, г. Астрахань, ул. Татищева, д. 18, zolinatv@ yandex.ru; ОЯСГО 0000-0003-3701-8856; ResearcherГО L-4510-2016.
references
1. Gordeev V.N., Lantukh-Lyashchenko A.I., Pash-inskiy V.A. et al. Nagruzki i vozdeystviya na zdaniya i sooruzheniya [Loads and effects on buildings and structures]. Moscow, Izdatel'stvovo Assotsiatsii stroitel'nykh vuzov Publ., 2014. 608 p. (In Russian)
2. Zolina T.V., Sadchikov P.N. Kontseptual'naya skhema issledovaniya napryazhenno-deformirovanno-
go sostoyaniya promyshlennogo zdaniya [Conceptual scheme for investigating into stress-strain state of an industrial building]. Vestnik VolgGASU. Ser.: Stroitel'stvo i arkhitektura [Herald of Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering. Series: Construction and Architecture]. 2013, no. 33 (52), pp. 47-50. (In Russian)
3. Zolina T.V. Veroyatnostnyy raschet odnoetazh-nogo promyshlennogo zdaniya, oborudovannogo mo-stovym kranom, s uchetom prostranstvennoy raboty ego karkasa [Probabilistic calculation of a single-storey industrial building equipped with an overhead travelling crane adjusted for spatial frame operation]. Vestnik VolgGASU. Ser.: Stroitel'stvo i arkhitektura [Herald of Volgograd state University of Architecture and Civil Engineering. series: Construction and Architecture]. 2012, no. 28 (47), pp. 7-13. (In Russian)
4. Zolina T.V., sadchikov P.N. Evaluation of software realization algorithms of industrial building operation life. Advances in Energy, Environment and Materials Science: Proceedings of the International Conference on Energy, Environment and Materials Science (EEMS 2015), Guanghzou, P.R. China, August 25-26, 2015 / Edited by Yeping Wang and Jianhua Zhao. CRC Press, 2016. Pp. 777-780.
5. Zolina T.V. Realizatsiya kompleksnogo pod-khoda k issledovaniyu pri vybore raschetnoy skhemy promyshlennogo zdaniya [Implementation of complex approach to the choice of the model of structure]. Stroitel'stvo i rekonstruktsiya [Construction and Reconstruction]. 2014, no. 3 (53), pp. 8-14. (In Russian)
6. Zolina T.V., sadchikov P.N. Modelirovanie raboty konstruktsiy promyshlennogo zdaniya s uchetom izmeneniya zhestkosti v protsesse ekspluatatsii [Modeling of an industrial structure operating taking into account change in stiffness during its operation period]. Vestnik MGSU [Proceedings of the Moscow state University of Civil Engineering]. 2012, no. 10, pp. 69-76. (In Russian)
7. Zolina T.V. Perekosnoe dvizhenie krana kak odna iz prichin nakopleniya defektov i povrezhdeniy nesushchikh konstruktsiy karkasa promyshlennogo zdaniya [Crane obliquity as one of the causes of accumulation of defects and damages to bearing structures of an industrial building]. Nauchnyy vestnik Vorone-zhskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta. Ser.: Stroitel'stvo i arkhitektura [scientific Herald of Voronezh state University of Architecture and Civil Engineering. series: Construction and Architecture]. 2015, no. 2, pp. 18-25. (In Russian)
8. Zolina T.V., Tusnin A.R. Obosnovanie neob-khodimosti ucheta bokovykh sil, voznikayushchikh pri kranovykh vozdeystviyakh na karkas zdaniya [Rational for consideration of lateral forces arising when a crane affects the structure frame]. Promyshlennoe i grazhdan-skoe stroitel'stvo [Industrial and Civil Engineering]. 2015, no. 5, pp. 17-23. (In Russian)
9. Pshenichkina V.A., Belousov A.s., Kulesho-va A.N., Churakov A.A. Nadezhnost' zdaniy kakpros-transtvennykh sostavnykh sistem pri seysmicheskikh vozdeystviyakh [Reliability of buildings as spatial composite systems under seismic impact]. Volgograd state University of Architecture and Civil Engineering, 2010. 180 p. (In Russian)
10. Kikin A.I., Vasil'ev A.A., Koshutin B.N. et al. Povyshenie dolgovechnosti metallicheskikh konstruktsiy promyshlennykh zdaniy [Increase in durability of metal structures in industrial buildings]. 2nd ed., revised and enlarged Moscow, Stroyizdat Publ., 1984. 301 p. (In Russian)
11. Konoplya A.S. Silovoe vzaimodeystvie kranovykh khodovykh koles s rel'sami [Force interaction between crane running wheels and rails]. Trudy LISI [Proceedings of Leningrad Civil Engineering Institute]. 1968, no. 55, pp. 21-51. (In Russian)
12. Izosimov I.V. Issledovanie silovykh vozdeyst-viy ot mostovykh kranov [Research of force impact produced by an overhead travelling crane]. Metallicheskie konstruktsii [Metal Structures]. Moscow, Izdatelstvo literatury po stroitelstvu Publ., 1966. 442 p. (In Russian)
13. Khokharin A.Kh. O bokovykh vozdeystviyakh mostovykh kranov na karkas promyshlennogo zdaniya [[On lateral impacts of overhead travelling cranes on an industrial building fram]. Promyshlennoe stroitel'stvo [Industrial Engineering]. 1961, no. 9, pp. 55-59. (In Russian)
14. Spitsyna D.N. Issledovanie bokovykh sil, deystvuyushchikh na mnogokolesnye mostovye krany [Research into lateral forces acting on multiwheel overhead travelling cranes]. Vestnikmashinostroeniya [Herald of Mechanical Engineering]. 2003, no. 3, pp. 3-9. (In Russian)
15. Hannover H. Fahrverhalten von Brückenkranen [Handling of overhead cranes]. Fordern und Heben [Conveying and Lifting]. 1971, no. 21, pp. 13. (In German)
16. Lobov N.A. Dinamika peredvizheniya kranov po rel 'sovomu puti [Dynamics of crane movement by rails]. Moscow, Moscow N.E. Bauman State Technical University, 2006. 232 p. (In Russian)
17. Barshteyn M.F., Zubkov A.N. Issledovanie poperechnykh sil, voznikayushchikh pri dvizhenii mo-stovogo krana [Research into transverse forces arising £ when an overhead travelling crane in operation]. Din- c amika sooruzheniy [Dynamics of structures]. Moscow, j Stroyizdat Publ., 1968. Pp. 4-31. (In Russian)
18. Balashov V.P. Bokovye sily v kranakh mosto- ^ vogo tipa v periody puska i tormozheniya [Lateral forces ^ within overhead travelling cranes at starting and braking O points]. Trudy VNIIPTMash [Proceedings of All-Rus- ^ sia Research Institute of Lifting and Transporting Me- o chanical Engineering]. 1970, issue 5 (100), pp. 45-59. S (In Russian)
19. Bilich I. Die Seitenkräfte bei Laufkran ^ Fahrwerken [Sides forces on overhead crane chassis]. £ Fordern und Heben [Conveying and Lifting]. 1964, y no. 3, pp. 163-172. (In German)
20. Sobolev V.M. Gorizontal'nye nagruzki pri 1 svobodnom dvizhenii mostovogo krana v period puska 2 [Horizontal loads during free motion of an overhead 1 travelling crane at a starting point]. Vestnik mashi- 1
nostroeniya [Herald of Mechanical Engineering]. 1975, no. 10, pp. 21-24. (In Russian)
21. Sheffler M., Dressig H., Kurt F. Gruzopod'em-nye krany [Weight carrying cranes]: translated from German. Vol. 2. Moscow, Mashinostroenie Publ., 198. 287 p. (In Russian)
22. Ditlevsen O. Reliability against defect generated fracture. Journal of Structural Mechanics. 1981, vol. 9, no. 2, pp. 115-137.
23. Blockley D.I. Reliability theory incorporating gross errors. Structural safety and reliability. Amsterdam, Oxford, New York, Elsevier, 1981. Pp. 259-282.
24. Lin Y.K., Shih T.Y. Column response to horizontal and vertical earthquake. Journal of Engineering Mechanics Division. 1980, vol. 106, no EM-6, pp. 1099-1109.
25. Hoef N.P. Risk and safety considerations at different project phases. Safety, risk and reliability
trends in engineering: International Conference. Malta. 2001. Pp. 1-8.
26. Moan T., Holand I. Risk assessment of offshore structures: experience and principles. Structural Safety and Reliability. Amsterdam, Oxford, New York, Elsevier, 1981. Pp. 803-820.
27. Zolina T.V. Problemy rekonstruktsii pro-myshlennykh zdaniy ochistnykh sooruzheniy pri uvelichenii tekhnologicheskikh nagruzok [Issues of reconstruction of waste treatment facilities in industrial buildings providing increase in process duty]. Izvestiya ZhKA. Gorodskoe khozyaystvo i ekologiya [News of the Municipal Academy. Municipal Economy and Ecology]. 1997, no. 4, pp. 54-60. (In Russian)
28. Zolina T.V., Sadchikov P.N. RF State registration of the computer program 2014613866 Programma «DINCIB-new» [Program "DINCIB-new"] ; patentholder Astrakhan Engineering and Construction Institute (AISI); claim 2013661827 18.12.2013. (In Russian)
Received September 29, 2017.
Adopted in final form on October 9, 2017.
Approved for publication on November 27, 2017.
About the author: Zolina Tatyana Vladimirovna — Doctor of Technical Sciences, Vice-rector for Professional Education Development, Head of Construction and Economics College, Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering (ASUACE), 18 Tatishcheva str., Astrakhan, 414000, Russian Federation, [email protected].
<N
O >
E
ta
(N ^
S o
H >
O
X
s
I h
O <D 10