EDN: NQRMXO
Е.И. Устинов - аспирант, кафедра предпринимательства и конкуренции, факультет Бизнеса, Университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected],
E.I. Ustinov - phd student, Department ofEntrepreneurship and Competition, Faculty of Business, Synergy University, Moscow, Russia;
А.Ю. Анисимов - кэ.н., доцент, заместитель директора по учебно-методической работе факультета Информационных технологий, доцент кафедры Информационного менеджмента и информационно-коммуникационных технологий им профессора В.В. Дика, Университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected],
A.Yu. Anisimov - candidate of economic sciences, assistant professor, Deputy Director for Educational and Methodological Work of the Faculty of Information Technologies, Assistant Professor of the Department of Information Management and Information and Communication Technologies named after. professor V.V. Dick, Synergy University, Moscow, Russia.
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ ASSESSMENT OF THE INFLUENCE OF INFRASTRUCTURE FACTORS ON THE DEVELOPMENT OF E-COMMERCE RETAIL MARKET
Аннотация. В последние годы значение электронной коммерции и электронных торговых площадок резко возросло, играя ключевую роль в продвижении и расширении бизнеса, предоставляя потребителям широкий доступ к товарам и услугам в наиболее удобное время и месте. Именно развитие электронной коммерции сыграло значительную роль в преобразовании не только процесса совершения покупок потребителями, но и в деятельности предприятий всех без исключения отраслей экономики. В то же время сфера электронной коммерции сталкивается с различными вызовами, что приводит к необходимости выявления проблем ее развития, а также поиска направлений их решения. Цель исследования заключается в оценке влияния инфраструктурных факторов на развитие розничного рынка электронной коммерции. В результате исследования определено, что развитие розничного рынка электронной коммерции находится под влиянием таких факторов, как: растущий спрос, изменение потребностей потребителей, уровень дохода, а также ряд инфраструктурных факторов, представленных, как физической, так и информационной инфраструктурой. Оценка взаимосвязи инфраструктурных факторов на долю рынка электронной торговли показала, что такие факторы физической инфраструктуры, как количество организаций, осуществляющих торговлю посредством информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в большей степени обусловливают воздействие на объем электронной торговли, чем информационные.
Abstract. In recent years, the importance of e-commerce and electronic marketplaces has increased dramatically, playing a key role in promoting and expanding businesses by providing consumers with wide access to goods and services at the most convenient time and place. It is the development of e-commerce that has played a significant role in transforming not only the process of making purchases by consumers, but also the activities of enterprises in all sectors of the economy without exception. At the same time, the e-commerce sector faces various challenges, which leads to the need to identify problems in its development, as well as find ways to solve them. The purpose of the study is to assess the influence of infrastructural factors on the development of the e-commerce retail market. As a result of the study, it was determined that the development of the ecommerce retail market is influenced by such factors as: growing demand, changing consumer needs, income level, as well as a number of infrastructural factors represented by both physical and information infrastructure. An assessment of the relationship between infrastructural factors on the ecommerce market share showed that physical infrastructure factors, such as the number of organizations trading through information and communication technologies (ICT), have a greater impact on the volume of e-commerce than information ones.
Ключевые слова: электронная торговля, маркетплейсы, инфраструктура, физическая инфраструктура, информационная инфраструктура.
Keywords: electronic commerce, marketplaces, infrastructure, physical infrastructure, information infrastructure.
Введение
Актуальность развития рынка электронной коммерции, его экосистемы, а также маркетплейсов, как ее структурного элемента особенно актуальна в современных условиях конвергенции ИКТ с системой экономических отношений. Маркетплейсы, как часть экосистемы рынка электронной коммерции представляют собой он-лайн-платформы, объединяющие субъектов рынка, в том числе продавцов и покупателей, логистических провайдеров, банков. Маркетплейсы предоставляют возможность размещать товары и услуги, и позволяют пользователям искать, выбирать и совершать покупки виртуально, обеспечивая доступ к глобальному рынку, как для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), так и крупного бизнеса.
При этом необходимо отметить, что конкуренция между продавцами на маркетплейсах способствует снижению цен и улучшению качества товаров и услуг, в результате чего покупатели получают доступ к более широкому ассортименту товаров и лучшим условиям покупок. Одновременно с этим маркетплейсы дают возможность продавцам сокращать затраты на маркетинг, продвижение и распределение товаров за счет совместного использования его инфраструктурой.
Маркетплейсы стали неотъемлемой частью современной экономики, обеспечивая эффективную платформу для торговли и способствуя росту онлайн-бизнеса, в связи с чем, в теории и практике уделяется повышенное внимание исследованию влияния цифровой трансформации каналов сбыта, производимой предприятиями, продукции. В целом развитие маркетплейсов, как структурного элемента рынка электронной коммерции обусловлено следующими группами факторов:
- во-первых, общими для розничного рынка факторами, такими как уровень располагаемого дохода и качества жизни потребителей, изменение потребительских предпочтений;
- во-вторых, специфическими для рынка электронной коммерции факторами, в том числе проникновение интернета, распространение технологических достижений, инвестиции в развитие ИТ и телекоммуникационной инфраструктуры.
Материалы и методы исследования
Исследование базируется на теоретических концепциях и методических положениях зарубежных и российских авторов по проблемам развития электронной коммерции. Методический инструментарий проведённого исследования включает в свой состав компаративный анализ источников, статистический анализ состояния он-лайн-торговли на маркетплейсах, а также описание, обобщение, дедукция, индукция, группировки.
Результаты и обсуждения
Стремительное проникновение интернета значительно ускоряет рост рынка электронной коммерции. При этом необходимо отметить, что, по мнению ряда авторов [1, 2], значительный рост рынка электронной коммерции связан в первую очередь с развитием платформенной электронной торговли, Электронные торговые площадки играют важную роль в продвижении продукции, предлагая онлайн-заказы товаров в любое время, обеспечивая безопасные платежные системы, сокращая транспортные расходы, а также обеспечения своевременную и удобную доставку. Электронная платформа, или маркетплейс функционирует, как виртуальная торговая площадка, объединяющая множество продавцов и покупателей для обеспечения обмена товарами, услугами и информацией через коммерческую систему, представленную в виде приложения или веб-сайта. Маркетплейс является не только каналом дистрибуции, но и создает инфраструктурную поддержку и координирует коммерческую деятельность как потребителей, так и продавцов. Благодаря преимуществам платформенной электронной торговли розничная электронная коммерция продемонстрировала почти пятикратный рост продаж с 2014 по 2022 год и, по прогнозам, достигнет примерно 7,4 триллиона долларов США по всему миру к 2025 году [3].
Однако необходимо отметить, что несмотря на рост технологических возможностей по всему миру развитие рынка электронной коммерции происходит неравномерно (рисунок 1).
Рисунок 1 - Доля электронной коммерции в разных странах, %
(Источник: составлено авторами по https://www.business.com/articles/10-of-the-largest-ecommerce-markets-in-the-world-b/,
https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya)
Как видно на рисунке 1 доля электронной коммерции в России значительно уступает Китаю и США. В связи, с чем вызывает интерес исследования факторов, влияющих на развитие электронной коммерции в целом и маркетплейсов в частности.
Процесс исследования факторов включает два основных этапа:
1. Проведение контент-анализа с целью получения перечня инфраструктурных факторов, влияющих на развитие рынка электронной коммерции, предлагаемых авторами;
2. Эмпирическая оценка отобранных в процессе контент-анализа факторов, оказывающих влияние на развитие рынка электронной коммерции.
В рамках перового этапа нами был проведен отбор публикаций, авторы которых обосновали влияние инфраструктурных факторов на развитие электронной торговли. Общий объем выборки составил 207 публикаций, опубликованных за период с 2009-2024 годы, проиндексированных в базе Elibrary и библиотечной системе Cyberleninka. Для исследования были отобраны 18 публикаций, наиболее детально отражающих влияние инфраструктурных факторов на развитие рынка электронной коммерции, среди которых необходимо отметить работы таких авторов, как: Гранкина С.В. [4], Самохвалова А.Ю.[5], Горский Д.В. [6], Егорова Д.О. [7], Аниси-мова А.Ю. [8], Поляков О.В. [9].
Так, Гранкина С.В., Самохвалова А.Ю. первоочередным фактором инфраструктурного развития рынка выделяют внедрение ИКТ, позволяющих перестроить инфраструктуру торговли, интеграцию существующих маркетинговых инструментов, диверсификацию логистических функций участников. Михайлюк М.В. на основе исследований развития маркетплейсов в России, в качестве важного компонента выделили логистику, построенную по аналогии с логистикой зарубежных торговых площадок, например, Amazon [10].
Скрыль Т.В.[11] , Кащук И.В.[12], Каращук О.С.[13], Самохвалов А.Ю.[14] в качестве предиктора инфраструктурного комплекса электронной торговли выделяет информационную систему. Калужский М.Л. [15], Караваева Е.Д. [16] в качестве инфраструктурного фактора развития электронной рынка выделяют систему распределения и маркетинга. Авторы отмечают, что распределительная инфраструктура является одной из важнейших институциональных основ формирования логистических и маркетинговых сетей в электронной коммерции.
Беляцкая Т.Н. [17], Бережнова А.[18] в качестве элемента инфраструктуры электронного рынка выделяют финансовый рынок и электронные платежные системы.
В целом систематизируя подходы различных авторов относительно инфраструктуры маркетплейсов можно выделить два ее основных элемента: физическую инфраструктуру [19, 20, 21] и информационную инфраструктуру [22, 23] (рисунок 2).
Физическая инфраструктура охватывает физические компоненты и технологические средства, необходимые для обеспечения функционирования торговой платформы и выполнения торговых операций:
1. Технологическая инфраструктура, представлена высокоскоростными системами передачи данных, системы распределенных реестров (например, блокчейн) высокотехнологичные центры обработки данных, содержащие сервера, хранящие и обрабатывающие информацию о торговых операциях.
2. Энергетическая инфраструктура, обеспечивает бесперебойное электроснабжение для серверных центров и других критически важных компонентов, чтобы избежать потери данных и обеспечить надежную работу рынка.
3. Складская инфраструктура, предоставляет пространство хранения товаров перед и после того, как они были проданы на электронных площадках.
4. Транспортная инфраструктура, обеспечивают перевозку товаров от складов до конечных потребителей.
5. Торговая инфраструктура, обеспечивает систему получения заказов.
Рисунок 2 - Элементы инфраструктуры рынка электронной коммерции
(Источник: составлен авторами на основании [19-23])
Информационная инфраструктура включает:
1. Электронные торговые терминалы, предоставляют доступ участникам рынка к торговой платформе, включают веб-интерфейсы, программные приложения или API для подключения торговых алгоритмов.
2. Система безопасности и регулирования, обеспечивающие прозрачность и безопасность торговых процессов и финансовых расчетов.
3. Распределительная информационная инфраструктура, включает системы управления запасами, кросс-докинг, системы отслеживания грузов и др.
4. Финансовая система, обеспечивает процесс оплаты и распределения средств.
Основные элементы физической и информационной инфраструктуры обеспечивают интерактивное взаимодействие субъектов рынка посредством информационно-коммуникативных технологий через физическую инфраструктуру, обеспечивающую процесс перемещения, реализации товара и обслуживания потребителей.
По нашему мнению, качество физической инфраструктуры оказывает значительное влияние на развитие электронной торговли, а также может, выступать барьером роста маркетплейсов, особенно в географически отдаленных территориях. Так, рассмотрев в целом динамику доли электронной торговли в России можно отметить значительный рост доли электронных продаж (рисунок 3).
Рисунок 3 - Доля продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли Российской Федерации
(Источник: составлен авторами на основании https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya)
Однако географическая структура доли электронной торговли по федеральным округам, демонстрирует неравномерность указанного показателя (рисунок 4).
Так, например, в 2022 году доля электронной торговли в СЗФО на 2,7 % превышает среднероссийский показатель, в ЦФО на 1,9 %. Представленные различия вызывают необходимость оценки факторов, обуславливающих значительные различия в объеме электронной торговли.
На втором этапе нами была проведена оценка взаимосвязи показателей развития инфраструктуры рынка электронной торговли и доли электронной торговли в структуре товарооборота. В качестве результативного показателя выбрана доля электронной торговли в структуре товарооборота (У), в качестве факторных показателей выбраны показатели, представленные в таблице 1.
пфо
скфо юфо сзфо
1,8 Ш 4,5
1»
1 0.8
■ 2022г. '2014 г.
Рисунок 4 - Доля продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли по федеральным округам
(Источник: составлен авторами на основании https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya)
Таблица 1 - Показатели, выбранные для оценки степени взаимосвязи с долей продаж через интернет
Показатель Характеристика
Х1 Доля организаций, имевших специальные программные средства для управления продажами товаров
Х2 Доля организаций, использовавших электронный обмен данными между своими и внешними информационными системами
Х3 Доля организаций, размещавших заказы на товары (работы, услуги) в Интернете
Х4 Доля организаций, получавших заказы на выпускаемые товары (работы, услуги) по Интернету
Х5 Доля населения, использовавшего сеть Интернет для заказа товаров
Х6 Объем перевезённых грузов
Х7 Доля автомобильных дорог общего пользования, отвечающих нормативным требованиям
Х8 Количества организаций, осуществляющих торговлю посредством ИКТ.
Источник: разработана авторами
Для оценки тесноты связи между долей электронной торговли в структуре товарооборота и показателями, представленными в таблице 1 использовались пространственные данные 83 субъектов Российской Федерации за 2022 год. Выборка по субъектам ЦФО РФ, использованная в процессе оценки представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Выборка факторных показателей по субъектам ЦФО
Субъект Доля интернет-торговли X! Х2 Х3 Х4 Х5 Х6 Х7 Х8
Белгородская область 0,040 0,281 0,572 0,483 0,331 0,512 4 935 0,699 717
Брянская область 0,043 0,224 0,617 0,460 0,316 0,517 1 744 0,583 462
Владимирская область 0,024 0,288 0,603 0,468 0,362 0,512 1 934 0,505 901
Воронежская область 0,058 0,251 0,559 0,416 0,322 0,603 5 653 0,695 1152
Ивановская область 0,033 0,259 0,609 0,420 0,309 0,498 830 0,582 728
Калужская область 0,040 0,294 0,581 0,487 0,352 0,374 2 016 0,534 704
Костромская область 0,050 0,252 0,517 0,390 0,268 0,492 815 0,438 329
Курская область 0,035 0,248 0,595 0,415 0,300 0,538 1 761 0,547 442
Липецкая область 0,049 0,236 0,599 0,452 0,318 0,497 2 057 0,448 475
Московская область 0,101 0,376 0,546 0,463 0,382 0,709 12 964 0,73 13120
Орловская область 0,048 0,212 0,670 0,387 0,279 0,394 1 775 0,51 289
Рязанская область 0,020 0,240 0,548 0,401 0,290 0,371 1 315 0,422 595
Смоленская область 0,018 0,230 0,603 0,405 0,300 0,479 5 629 0,396 559,0
Тамбовская область 0,052 0,226 0,585 0,398 0,290 0,437 1 418 0,536 417,0
Тверская область 0,018 0,206 0,523 0,404 0,293 0,523 2 045 0,315 769,0
Тульская область 0,016 0,304 0,538 0,415 0,318 0,537 1 878 0,498 817,0
г Москва 0,103 0,270 0,506 0,369 0,321 0,733 11 174 0,976 23341,0
Источник: разработана авторами
Поскольку использованы данные, выражены в виде долей, нами применен метод логистического преобразования данных с использованием формулы (1), с целью стабилизации дисперсии.
/«=17^ (!)
где (х) - исходное значение, а Дх) - преобразованное значение между 0 и 1.
Используя преобразованные с помощью формулы (1) данные, представленные в таблице 1, а также данные по субъектам ДФО, ПФО, СКФО, ЮФО и СЗФО проведен корреляционный анализ, результаты которого сведены в таблицу 3.
Таблица 3 - Корреляционная матрица_
XI
Х2
Х3
Х4
Х5
Х6
Х7
Х8
У Х1 1 0,42608 1
Х2 -0,26541 -0,31737 1
Х3 -0,07087 0,480201 0,23438 1
Х4 0,34622 0,806165 -0,05195 0,742102 1
Х5 0,69080 0,486037 -0,48554 -0,06937 0,437893 1
Х6 0,77868 0,579542 -0,37343 0,018493 0,540975 0,804537
Х7 0,80046 0,458258 -0,21795 0,033908 0,440511 0,704329
Х8 0,81690 0,434853 -0,47427 -0,22006 0,356813 0,775272
0,721019 0,841321
0,784137
Источник: разработана авторами
У
Предоставленные в таблице 3 значения коэффициентов корреляции между различными переменными указывает на степень взаимосвязи между соответствующими парами переменных. Наибольшая теснота связи отмечена между переменными Y и Х8, и составляет 0,81690. Значение близко к 1, что указывает на сильную положительную связь доли электронной торговли и количества организаций, осуществляющих торговлю посредством ИКТ (Х8). Оценка степени влияния количества организаций, осуществляющих торговлю посредством ИКТ на долю электронной торговли можно представить на рисунке 4.
Рисунок 5 - Взаимосвязь доли электронной торговли и количества организаций, осуществляющих торговлю посредством информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
(Источник: составлено авторами по результатам исследования)
Уравнение регрессии y = 413,55x2 - 2921,8x + 5011,1 представляет собой квадратичную зависимость между долей электронной торговли (Y) и количества организаций, осуществляющих торговлю посредством ИКТ (X). Коэффициент детерминации равен 0,9229, что говорит о том, что примерно 92,29 % изменчивости в доле электронной торговли может быть объяснено влиянием количества организаций осуществляющих торговлю посредством ИКТ.
Данная взаимосвязь обусловлена в первую очередь, потребительским поведением. Так, напряженный стиль жизни потребителей является основным фактором роста для рынка электронной коммерции. Удобство, предлагаемое электронной коммерцией, не только в аспекте быстрого заказа товаров, но и большим количеством и удобным расположением пунктов выдачи, способствовало росту рынка. Простота и удобство, связанные с покупками в Интернете, огромные скидки и предложения, простые варианты оплаты, доставка на дом или в расположенный по близости пункт выдачи заказа, простые варианты возврата и замены, а также доставка в течение одного дня, выступают важными особенностями, которые сделали маркетплейсы популярными среди клиентов. В связи с чем, по нашему мнению, рост рынка электронной коммерции и маркетплейсов лежит в плоскости дальнейшего развития логистической и торговой инфраструктуры, а также повышения лояльности потребителей к определенному маркетплейсу.
Заключение
Проведенное исследование показало, что в последние годы электронная коммерция и торговые площадки стали ключевыми элементами бизнеса, предоставляя потребителям удобный доступ к товарам и услугам. Оценка тесноты связи инфраструктурных факторов развития электронной торговли показала, что наибольшее влияние оказывает количество организаций, осуществляющих торговую деятельность с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). При этом указанная взаимосвязь в первую очередь обусловлена потребительскими предпочтениями и возможностью получения заказа в удобное для потребителя время и месте. Разветвленная сеть пунктов выдачи заказов способствуют повышению уровня сервиса, при этом не только укрепляет лояльность потребителей, и содействует росту электронной коммерции.
Источники:
1. Maier, E., & Wieringa, J. (2020). Acquiring Customers through Online Marketplaces? The Effect of Marketplace Sales on Sales in a Retailer's own Channels. International Journal of Research in Marketing. https://doi.org/10.1016/j.ijresmar.2020.09.007.
2. Srikant Gupta, Pooja.S. Kushwaha, Usha Badhera, Prasenjit Chatterjee, Ernesto D.R. Santibanez Gonzalez (2023) Identification of benefits, challenges, and pathways in E-commerce industries: An integrated two-phase decision-making model, Sustainable Operations and Computers, Volume 4, 2023, Pages 200218, ISSN 2666-4127, https://doi.org/10.1016/j.susoc.2023.08.005.
3. Xinjie Xing, Hongfu Huang, Carl Philip T. Hedenstierna (2023) Selling through online marketplaces with consumer profiling, Journal of Business Research, Volume 164, 2023, 114022, ISSN 0148-2963, https://doi.org/10.1016/jjbusres.2023.114022.
4. Гранкина, С.В. Маркетплейсы как основная парадигма развития электронной коммерции / С. В. Гранкина, Н. А. Крючкова // Экономика и предпринимательство. - 2023. - № 5(154). - С. 754-757. - DOI 10.34925/EIP.2023.154.5.147. - EDN XQGAPE.
5. Самохвалов, А.Ю. Развитие инфраструктуры электронной торговли в России на современном этапе / А. Ю. Самохвалов // Kant. - 2022. - № 4(45). -С. 91-95. - DOI 10.24923/2222-243X.2022-45.15. - EDN FZFZWI.
6. Горский, Д. В. Развитие и регулирование инфраструктуры электронной торговли в РФ / Д. В. Горский // Kant. - 2017. - № 4(25). - С. 173-176. - EDN ZXNMCT.
7. Егоров, Д. О. Особенности маркетплейсов как драйвера развития современной онлайн-торговли / Д. О. Егоров, И. А. Горностаев, А. Ю. Анисимов // Вопросы новой экономики. - 2023. - № 4(68). - С. 50-57. - DOI 10.52170/1994-0556_2023_68_50. - EDN JRNCEM.
8. Анисимов, А.Ю. Эволюция маркетплейсов на российском рынке от новаторства до массовой популярности / А. Ю. Анисимов, О. В. Поляков // Современная конкуренция. - 2023. - Т. 17, № 3(93). - С. 76-86. - DOI 10.37791/2687-0657-2023-17-3-76-86. - EDN KEFLQR.
9. Поляков, О.В. Как маркетплейсы меняют российский бизнес и потребительский рынок / О.В. Поляков // Роль бизнеса в трансформации общества -2023 : Сборник тезисов студентов и аспирантов по итогам XVIII Международного конгресса (международной научно-практической конференции), Москва, 10-14 апреля 2023 года. - Москва: Московский финансово--промышленный университет "Синергия", 2023. - С. 313-316. - EDN LMDRQX.
10. Михайлюк, М. В. Маркетплейсы как фактор прогрессивной трансформации интернет-торговли в России: логистический аспект / М. В. Михайлюк // Экономические науки. - 2019. - № 172. - С. 57-61. - DOI 10.14451/1.172.57. - EDN SJMNOG.
11. Скрыль, Т.В. Факторы развития информационного сектора экономики, как элемента глобальной информационной инфраструктуры/ Т.В. Скрыль // Вестник ТГУ. 2009. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-razvitiya-informatsionnogo-sektora-ekonomiki-kak-elementa-globalnoy-informatsionnoy-infrastruktury (дата обращения: 22.02.2024).
12. Кащук, И.В. Создание инфраструктуры информационной поддержки региональных отраслевых рынков / И.В. Скрыль // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. №1 (17). URL: https://cyberleninka.r^article/n/sozdanie-infrastruktury-informatsionnoy-podderzhki-regionalnyh-otraslevyh-rynkov (дата обращения: 22.02.2024).
13. Каращук, О.С. Построение распределительной системы инфраструктуры электронной торговли России / О.С. Карашук // АНИ: экономика и управление. 2020. №1 (30). URL: https://cyberleninka.r^article/n/postroenie-raspredelitelnoy-sistemy-infrastruktury-elektronnoy-torgovli-rossii (дата обращения: 22.02.2024).
14. Самохвалов, А.Ю. Развитие инфраструктуры электронной торговли в россии на современном этапе / А.Ю. Самохвалов // Kant. 2022. №4 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-infrastruktury-elektronnoy-torgovli-v-rossii-na-sovremennom-etape (дата обращения: 22.02.2024).
15. Калужский, М. Л. Формирование распределительной инфраструктуры электронной коммерции в России //Менеджмент и бизнес-администрирование. -2014. - №. 2. - С. 82-99.
16. Караваева, Е.Д. Планирование логистических затрат при реализации товаров через маркетплейс / Е.Д. Караваева // КЭ. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7planirovanie-logisticheskih-zatrat-pri-realizatsii-tovarov-cherez-marketpleys (дата обращения: 22.02.2024).
17. Беляцкая Т.Н. Экосистема электронной экономики: идентификация и проблематика / Т.Н. Беляцкая // АНИ: экономика и управление. 2017. №3 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekosistema-elektronnoy-ekonomiki-identifikatsiya-i-problematika (дата обращения: 22.02.2024).
18. Бережнова, А. Мобильный эквайринг как эффективный инструмент развития инфраструктуры рынка электронных платежных систем / Александр Е., Бережнова А. //Общество и экономика. - 2013. - №. 11-12. - С. 248-257.
19. Гранкина, С.В. Маркетплейсы как основная парадигма развития электронной коммерции / С. В. Гранкина, Н. А. Крючкова // Экономика и предпринимательство. - 2023. - № 5(154). - С. 754-757. - DOI 10.34925/EIP.2023.154.5.147. - EDN XQGAPE.
20. Чепелева, К. В. Потребитель после пандемии: новые вызовы к торговой инфраструктуре / К. В. Чепелева // Глобальный научный потенциал. - 2021. - № 12(129). - С. 359-362. - EDN EYRRVX.
21. Календарь, А.К. Проблемы и перспективы оптовой торговли в условиях электронной коммерции (на примере азиатских платформ) / А. К. Календарь // Индустриальная экономика. - 2023. - № 5. - С. 114-121. - DOI 10.47576/2949-1886_2023_5_114. - EDN WYDQDA.
22. Мэн, Ц. Цифровизация экономики Китая: состояние, перспективы / Ц. Мэн // Вестник Белорусского государственного экономического университета. - 2023. - № 3(158). - С. 130-138. - EDN QOTSXH.
23. Курина, Д.П. Анализ информационного пространства электронной коммерции и прогнозы развития / Д. П. Курина // Современные научные исследования и инновации. - 2022. - № 6(134). - EDN UXGMHA.
EDN: KSMPOS
О.В. Устинов - аспирант, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],
O. V. Ustinov - postgraduate student, St Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St Petersburg, Russia.
ПРИНЦИПЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МАЛЫХ ГОРОДОВ РОССИИ PRINCIPLES OF DIGITALIZATION OF THE MUNICIPAL INFRASTRUCTURE OF SMALL TOWNS IN RUSSIA
Аннотация. Сегодня процесс цифровой трансформации коммунальной инфраструктуры стремительно ускоряется, расширяется количество успешных практик в первую очередь в крупных городах (с численностью более 1 миллиона человек), на основании которых должны быть сформированы базовые принципы такой трансформации для обеспечения положительного эффекта и в малых городах. Актуальность исследования внедрения цифровых решений в коммунальной инфраструктуре связана с необходимостью структурирования существующего опыта городов России для дальнейшего успешного повсеместного тиражирования в рамках национального проекта «Цифровая экономика» и ведомственного проекта Минстроя России по цифровизации городского хозяйства «Умный город».
В статье проводится исследование существующих проблем при цифровизации коммунальной инфраструктуры и успешные практики с дальнейшим выведением базовых принципов. В процессе исследования проблемных вопросов и путей их решения использованы методы обобщения, а также логического, статистического анализа. По итогам исследования сформированы принципы цифровизации коммунальной инфраструктуры малых городов России.
Abstract. Today, the process of digital transformation of communal infrastructure is rapidly accelerating, the number of successful practices is expanding, primarily in large cities (with more than 1 million people), based on which should be formed the basic principles of such transformation to ensure a positive effect in small towns. The relevance of the study of digital solutions implementation in communal infrastructure is related to the need to structure the existing experience of Russian cities for further successful widespread replication within the framework of the national project «Digital Economy» and the departmental project of the Ministry of Construction of the Russian Federation on urban economy digitalization «Smart City».
The article examines the existing problems in the digitalization of communal infrastructure and successful practices with further derivation of basic principles. In the process of researching problematic issues and ways to solve them, the methods of generalization, as well as logical and statistical analysis were used. Based on the results of the study, the principles of digitalization of the communal infrastructure of small towns in Russia have been formed.
Ключевые слова: цифровизация, коммунальная инфраструктура, умное ЖКХ, умный город, малые города.
Keywords: digitalization, communal infrastructure, smart housing and communal services, smart city, small towns.
Введение
Развитие городов ведет к формированию большого количества информации, что требует новых инструментов управления городским хозяйством, в том числе коммунальной инфраструктурой [1].
Потребность непрерывно получать информацию о состоянии объектов, а также принимать оперативные управленческие решения в условиях большого массива данных обуславливает распространение внедрения цифровых решений с использованием элементов роботизации, искусственного интеллекта, промышленного интернета вещей.
Кроме формирования более совершенных инструментов управления коммунальной инфраструктурой, цифровизация данной отрасли направлена также и на создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан.
Цифровая трансформация коммунальной инфраструктуры является частью цифровизации городского хозяйства и жизни города в целом в рамках формирования «умного» города [19].
Основополагающим драйвером развития «умных» городов в России является проект «Умный город» Минстроя России в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и национального проекта «Цифровая экономика».
Процесс цифровизации коммунальной инфраструктуры в общем случае строится на основе [12]:
1) создания внутренней цифровой среды: 3-4 уровневой модели управления (для использования со сто-