Научная статья на тему 'Оценка влияния деятельности предприятия на окружающую среду'

Оценка влияния деятельности предприятия на окружающую среду Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1485
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния деятельности предприятия на окружающую среду»

информации, либо есть возможность индивидуальной оценю! рыночной стоимости земельных участков СОД.

Для тех районов, где рыночная информация отсутствует, либо ее недостаточно, необходимо создание новой методики кадастровой оценки или дополнение к старой. Для районов с отсутствием рыночной информации можно рассчитывать кадастровую стоимость используя геоинформационные системы (ГИС). Современные ГИС с легкостью позволят выполнить зонирование территории, по одной или нескольким характеристикам. Единственно применение ГИС на территории Приморского края пока невозможно, так как еще не сформирована векторная карта Приморского края. Но в любом случае векторная карта с делением на кадастровые кварталы в ближайшее время будет готова, так как создается для проведения инвентаризации земель и последующего кадастрового учета.

В ходе исследований выло также определено, что факторы, оказывающие существенное влияние на формирование кадастровой стоимости, противоречат сложившемуся мнению о том, что на стоимость недвижимости наибольшее влияние оказывает местоположение. Так при ГКО СОД в 2008 году наибольшее влияние на формирование кадастровой стоимости получил фактор «Оборот розничной торговли по муниципальным районам за 2007 г. на душу населения» и другие социально-экономические факторы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Земельный Кодекс РФ от 25.10.2001 № 1Э6-ФЗ (редакция от 13.05.2008г.)

2. Федеральный закон № 66-ФЗ от 15.04.1998 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

3. Постановление Правительства РФ от 08.04.2000г. №316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель»

4. Методика государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утверждена приказом Росземкадаетра от 26.08.2002. № П/307.

5. Отчет по государственной кадастровой оценке земель садоводческих и огороднических объединений Приморского края. — Омск, ФКЦ "Земля", 2004.

6. Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений Приморского края. — Омск, ФКЦ "Земля", 2008.

Литвинец О.И.

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Регулирование природоохранной деятельности является одной из основных задач государства. Для этого существует ряд методов, которые в основном направлены на предотвращение и снижение воздействия на окружающую среду действующих предприятий, к ним относятся в первую очередь:

• нормирование допустимого воздействия на окружающую среду;

• экологический контроль;

• платежи за негативное воздействие на окружающую среду;

• экологический аудит.

Однако, ни для кого не секрет, что выявить и предотвратить негативные воздействия промышленной деятельности на стадии ее планирования и проектирования экономически и экологически выгоднее, чем обнаружить и исправлять их на стадии осуществления хозяйственной деятельности. В качестве такого, упреждающего инструмента экологической политики государства, используется оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду (ОВОС).

Любая хозяйственная деятельность оказывает влияние на окружающую среду, степень этого влияния различна и зависит от характера намечаемой деятельности. Одни воздействия могут вызывать несущественные изменения параметров окружающей среды, другие требуют обязательных мер по их предотвращению, третьи, вообще являются неприемлемыми.

Определить возможные неблагоприятные воздействия намечаемой деятельности, оценить их масштаб и последствия, выработать меры по предупреждению и смягчению воздействия, чтобы на основе этих данных принять экологически ориентированное решение - основная цель проведения оценки воздействия на окружающую среду

В соответствии с нормативными требованиями ОВОС проводиться в отношении планируемой деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду (Федеральный закон 7-ФЗ, 2002, ст. 32) При этом необходимо исходить из потенциальной экологической опасности любой деятельности (принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности) (Положение об ОВОС, 2000, ст 2.1).

Результаты проведения ОВОС становятся предметом рассмотрения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) и государственной экспертизы проектной документации (ГЭ). При этом следует учитывать, что ГЭЭ проводится в отношении документации, которая определена как объект государственной экологической экспертизы на законодательном уровне (Федеральный закон 174-ФЗ, 1995, ст. 11, 12).

Предметом проведения ГЭ является практически вся проектная документация (новое строительство, реконструкция, капитальный ремонт). И, в соответствии с требованиями российского законодательства, в состав проектной документации должны входить материалы, отражающие результаты ОВОС и базирующийся на данных результатах перечень и обоснование природоохранных мероприятий в отношении намечаемой деятельности (Постановление правительства РФ № 87, 2008).

Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (Федеральный закон 7-ФЗ, 2002, ст. 32). Процедура проведения ОВОС определена в Положении об оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности (Приказ Госкомэкологии РФ № 372, 2000)

Как известно, подготовка любого проекта проходит несколько стадий от подготовки декларации о намерениях и прединвестиционного обоснования, до рабочего проектирования. В соответствии с Положением об ОВОС, оценка влияния намечаемой деятельности на окружающую среду проводиться на всех этапах подготовки документации, обосновывающей хозяйственную деятельность до ее представления на экспертизу.

Однако, в зависимости от стадии проектирования, подходы к оценке воздействия отличаются глубиной проработки материалов и сделанными выводами. Так на этапе формирования инвестиционного замысла основная цель ОВОС заключается в определении видов воздействий и сборе информации о сосюянии окружающей среды в районе ее осуществления. На этапе обоснования инвестиций - детальное рассмотрение различных подходов к достижению цели проекта, видов воздействий на окружающую среду по всем предложенным альтернативам и выбор предпочтительного варианта реализации намечаемой деятельности. Основная задача проведения ОВОС на этапе подготовки проектной документации - исчерпывающий прогноз воздействий на окружающую среду в проектных условиях по всем компонентам окружающей среды и представление материалов на государственную экспертизу проектной документации и государственную экологическую экспертизу (в случае ее проведения).

При этом результатом проведения экспертиз становиться установление соответствия документации, обосновывающей намечаемую деятельность, экологическим требованиям и определение допустимости ее реализации в настоящий момент.

Таблица 1.

Стадии оценки воздействия на окружающую среду при подготовке инвестиционного проекта

Стадия проектирования

Основные мероприятия

Назначение

Формирование инвестиционного замысла (Декларация о намерениях)

Проведение инженерно-эко логических изысканий, сбор и обработка фондовых

материалов по району осуществления намечаемой деятельности.

Получение фоновых

характеристик состояния

окружающей среды.

Определение видов воздействий (типы нарушений, виды и количество загрязнителей: сбросы, выбросы, отходы), возможность аварийных

ситуаций.

Предпроектная стадия обоснование инвестиций

Рассмотрение возможных

альтернатив достижения цели намечаемой деятельности.

Детальный анализ состояния окружающей среды в районе осуществления деятельности и источников воздействий.

Обоснование типа проекта (на вариантной основе). Разработка перечня природоохранных мероприятий.

Выбор земельного участка для осуществления деятельности.

Согласование

экологических

деятельности

отдельных аспектов с

государственными органами. Информирование населения о возможном предоставлении земельного участка

Проектная стадия составление технико-экономического обоснования

Исчерпывающий прогноз

воздействий в проектных условиях по всем компонентам окружающей среды в зоне воздействия.

Составление программы

экологического мониторинга.

Проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы.___

Оценка экологической

безопасности рассматриваемой деятельности.

Организация

производственного контроля на период реализации проекта.

Оценка достоверности и правильности проведения

ОВОС, принятие решения о возможности реализации

намечаемой деятельности.

Таким образом, стадийность проведения оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности отражается следующей последовательностью:

Достаточная Детальный -► Исчерпывающи

й

Особое внимание в процессе проведения ОВОС уделяется консультациям и участию общественности. Мероприятия по участию общественности организуются на протяжении всех

этапов проведения оценки воздействия. Участие общественности в процессе проведения ОВОС организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика. Обязательной формой участия общественности является информирование ее о намечаемой деятельности через официальные издания органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация хозяйственной деятельности, а также на территории которых она может оказать воздействие. В зависимости от уровня экологической опасности намечаемой деятельности, обеспокоенности населения, чьи интересы могут быть затронуты при ее реализации, участие общественности в процессе ОВОС может дополняться проведением общественных слушаний. При этом порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика и содействии заинтересованной общественности.

В целом эффективность проведения оценки воздействия на окружающую среду зависит от ряда факторов, в том числе от соответствия проведенных исследований масштабу экологической опасности намечаемой хозяйственной деятельности.

К сожалению, на сегодняшний день не установлены нормативные требования по процедуре проведения ОВОС для проектов с различным уровнем потенциальной опасности для окружающей среды, поэтому оценка воздействия должна проводиться по общей процедуре, не зависимо от экологической опасности деятельности. Это приводит не только к снижению эффективности системы ОВОС как метода государственного управления природоохранной деятельностью, но и может привести к необоснованным финансовым затратам, как со стороны инициаторов деятельности, так и со стороны государственных органов.

Однако, в любом случае, инвесторы должны рассматривать необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду не столько как выполнение требований природоохранного законодательства, но как механизм, способствующий улучшений проекта, увеличению выгоды от намечаемой деятельности, как с экономической, так и с экологической и социальной позиции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об охране окружающей среды (с изменениями на 26 июня 2007 года). Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ. // СЗРФ. 2002, № 2. ст. 133

2. Об экологической экспертизе (с изменениями на 8 мая 2009 года) Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ.// СЗРФ №48,27 11.95, ст.4556

3. Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ. Приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372.// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 31, 31.07.2000.

4. Нисковская Е.В, Литвинец О.И. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза: учебно-методический комплекс / Под. ред. А.Н. Гулькова. // Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2008.-193 с.

5. Опекунов А.Ю. Экологическое нормирование и оценка воздействия на окружающую среду: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 261 с.

Курятников А.П.

ПУТИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЭВАКУАЦИИ ИЗ ЗДАНИЙ С МАССОВЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ЛЮДЕЙ ПРИ ПОЖАРЕ

В современных условиях проблема безопасной эвакуации Ю зданий с массовым пребыванием людей приобретает всё большую значимость. С одной стороны, постоянно растёт количество торговых комплексов и кинотеатров, высотных жилых зданий большой вместимости, пожары в которых создают высокую сложность. А поскольку строительство таких учреждений экономически рентабельно из-за большого количества одновременно обслуживаемых людей, тенденция к увеличению их числа не угасает, и сохранится в ближайшем будущем. Вместе с этим, во многом благодаря научно техническому прогрессу, существует общая тенденция уменьшения частоты пожаров, но одновременного увеличения тяжести последствий от каждого из них. Иными словами,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.