Малкова Т. П.
ОЦЕНКА ВЕРОЯТНОСТИ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
Работа представлена кафедрой тифлопедагогики.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. З. Кантор
В статье на основе результатов математико-статистической обработки материалов экспериментального изучения адаптационного потенциала выпускников школ для слепых и слабовидящих детей (регрессионного анализа) дается оценка вероятности их успешной социально-психологической адаптации.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, слепые, слабовидящие, инвалиды по зрению, выпускники школ, регрессионный анализ.
The article is based on the results of the mathematical and statistical processing of the data on experimental investigation of graduates’ adaptive potential in schools for blind and starblind children (the regression analysis). The assessment of probability of their successful social and psychological adaptation is given.
Вопросы социально-психологической адаптации личности приобретают сегодня принципиальную важность для психологии, так как на современном этапе развития общества, характеризующемся динамическими изменениями условий социальной жизнедеятельности человека, повышаются требования к социальной мобильности личности, к ее способности адаптироваться к новым социальным реалиям.
Особую остроту проблемы социально-психологической адаптации, выработки оптимальных способов социально-адаптивного поведения приобретают в условиях зрительной депривации, ибо глубокое нарушение зрительных функций выступает в качестве фактора, провоцирующего, по терминологии Л. С. Выготского, «социальный вывих поведения» и затрудняющего адаптацию человека в обществе [1; 2; 3; 4].
При этом на фоне общих проблем социально-психологической адаптации при зрительной депривации отдельного внимания требуют к себе специфические аспекты протекания этого процесса, обнаруживающиеся применительно к такой категории лиц с глубокими нарушениями зрительных функций, как выпускники школ для слепых и слабовидящих детей, поскольку выход из специальной школы-интерната, с присущими ей особенностями, в реальную
социальную практику является одним из наиболее сложных моментов освоения лицами с нарушением зрения социального пространства.
Этим и была обусловлена необходимость и целесообразность проведения соответствующего теоретико-экспериментального исследования.
Его собственно экспериментальный этап предполагал выявление и изучение факторов социально-психологической адаптации выпускников школ для слепых и слабовидящих детей.
Респондентами в данном эксперименте, проводившемся в сравнительном плане, выступили 217 чел. в возрасте 19-25 лет, в том числе 112 инвалидов по зрению (инвалидов I группы (слепых) -51 чел., инвалидов II группы (слабовидящих) - 61 чел.), окончивших школу не более чем 6 лет назад и занимающих различные социально-ролевые позиции в профессиональной сфере (студенты вузов и училищ массового типа, неработающие, сотрудники учреждений и специализированных производственных предприятий ВОС и др.).
В ходе эксперимента были использованы следующие методики:
1) Шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА), разработанная К. Роджерсом и Р. Даймондом;
2) Методика диагностики уровня невротизации Л. И. Вассермана;
3) Методика диагностики самооценки психических состояний (по Айзенку);
4) Методика уровня тревожности Тейлора, адаптированная Т. А. Немчиновой;
5) Методика оценки степени удовлетворенности основных потребностей методом парных сравнений, разработанная М. А. Литвинцевой.
6) Методика для психологической диагностики уровня социальной фруст-рированности Л. И. Вассермана.
Полученные с помощью этих методик результаты подвергались математикостатистической обработке, которая наряду с вычислением ^-критерия Стьюдента, осуществлением корреляционного, дисперсионного и факторного анализа предполагала на последнем своем этапе проведение процедуры регрессионного анализа.
Целью регрессионного анализа являлось определение факторов, детерми-
нирующих вероятность успешной социально-психологической адаптации выпускников школ для слепых и слабовидящих детей.
Это требовало проверки двух взаимосвязанных и взаимодополняющих рабочих гипотез.
Так, для проверки первой гипотезы - о зависимости уровня социальной фрустрированности выпускников школ для слепых и слабовидящих детей от глубины зрительных нарушений, строилось регрессионное уравнение, в которое в качестве критериальной переменной вводилась социальная фрустриро-ванность, а в качестве предикаторов -показатели, характеризующие личностные особенности респондентов и степень удовлетворенности основных потребностей. В качестве контролируемой переменной выступала глубина зрительного нарушения.
Таблица 1
Результаты регрессионного анализа материалов изучения социальной фрустрированности и личностных особенностей выпускников школ для слепых и слабовидящих детей (с контролем глубины зрительных нарушений)
Регрессионное уравнение Коэффициент детерминации (Я2) Величина Р
СФ= (0,332*)Р+(0,126)ПБ+ (0,16)Ф+(0,30*)Т+ +(0,165)СП+(0,10)ЭК+(-0,03)ПП+(-0,16)С 0,22 6,54*
Примечание: *Величина значима прир < 0,05.
Обозначения переменных в таблице: СФ - социальная фрустрированность; Р - ригидность; ПБ - потребность в безопасности; Ф - фрустрированность, Т - тревожность; СП -социальные потребности; ЭК - эмоциональная комфортность; 1111 - потребность в признании; С - самоприятие.
Как показывают результаты вычислений (табл. 1), имеет место положительная связь социальной фрустри-рованности с ригидностью (регрессионный коэффициент = 0,332*), потребностями в безопасности (регрессионный коэффициент = 0,126), тревожностью (регрессионный коэффициент = 0,30*), степенью удовлетворенности социальных потребностей (регрессионный коэффициент = 0,165), эмоциональной комфортностью (регрессионный коэф-
фициент = 0,10), фрустрированностью (регрессионный коэффициент = - 0,16) и, напротив, - отрицательная связь с удовлетворением потребности в признании (регрессионный коэффициент = - 0,03), степенью самоприятия (регрессионный коэффициент = - 0,16). Однако, как показывают расчеты, лишь в двух случаях -применительно к ригидности и тревожности - эти связи являются статистически значимыми. Следовательно, и с этих позиций раскрывается первый принци-
пиально важный аспект оценки вероятности успешной социально-психологической адаптации выпускников школ для слепых и слабовидящих детей, именно усиление их неготовности к изменению программы деятельности в условиях, требующих ее перестройки согласно новым ситуационным требованиям, а также возрастание склонности к переживанию тревоги усиливает их социальную фрустрированность и тем самым осложняет социально-психологическую адаптацию.
Вторая рабочая гипотеза состояла в предположении о наличии не связанной с социальной фрустрированностью зависимости личностных особенностей, значимых в плане социально-психологической адаптации, и степени удовлетворенности основных потребностей выпускников школ для слепых и слабовидящих детей от глубины зрительных нарушений.
В регрессионные уравнения, строившиеся для проверки данной гипотезы, в качестве критериальных переменных включались пять личностных параметров (ригидность, фрустрация, тревож-
ность, эмоциональная комфортность, самоприятие), а также показатели уровня удовлетворенности основных потребностей (потребность в безопасности, социальные потребности, потребность в признании); в роли предикатора выступала глубина зрительного нарушения (ЗН).
Результаты вычислений (табл. 2), подтверждая выдвинутую гипотезу, свидетельствуют о том, что такие личностные особенности выпускников школ для слепых и слабовидящих детей, как ригидность, фрустрированность, тревожность, а также степень удовлетворенности основных социальных потребностей, обнаруживают статистически значимую зависимость от глубины зрительных нарушений (регрессионные коэффициенты
0,613*, 0,67*, 0,612*, 0,642* соответственно). Кроме того, с увеличением глубины зрительных нарушений уменьшается эмоциональная комфортность, редуцируется стремление к удовлетворению потребностей в признании и снижается уровень самоприятия (регрессионные коэффициенты -0,20*, -0,36*, -0,23*).
Таблица 2
Результаты регрессионного анализа материалов изучения личностных особенностей и степени удовлетворенности основных потребностей выпускников школ для слепых и слабовидящих детей (в зависимости от глубины зрительных нарушений)
Регрессионные уравнения Коэффициент детерминации (Я2) Величина Р
Р = (0,613*) ЗН 0,37 127*
ПБ = (-0,38*) ЗН 0,14 34,9*
Ф = (0,67*) ЗН 0,44 168*
Т = (0,612*) ЗН 0,37 127*
СП = (0,642*) ЗН 0,41 149*
ЭК = (-0,20*) ЗН 0,04 9,03*
ПП = (-0,36*) ЗН 0,13 31,6*
С = (-0,23*) ЗН 0,05 11,7*
Примечание: *величина значима прир < 0,05.
Обозначения переменных в таблице: ЗН - глубина зрительного нарушения; Р - ригидность; ПБ - потребность в безопасности; Ф - фрустрированность, Т - тревожность; СП -социальные потребности; ЭК - эмоциональная комфортность; 1111 - потребность в признании; С - самоприятие.
Таким образом, - и это обстоятельство также приобретает принципиальную важность в плане оценки вероятности успешной социально-психологической адаптации выпускников школ для слепых и слабовидящих детей, - зрительная депривация усугубляет трудности перестройки восприятия в изменившейся ситуации, усиливает фрустриро-ванность, повышает тревожность, обостряет проблему недостаточности соци-
альных контактов, снижая при этом эмоциональную комфортность, самопри-ятие, потребность в признании.
Проведенный анализ позволяет уяснить и схематически представить механизм психологически опосредованного влияния зрительной депривации на социальную фрустрацию выпускников школ для слепых и слабовидящих детей (рис. 1).
0,33*
Рис. 1. Схема психологически опосредованного влияния зрительной депривации на социальную фрустрацию выпускников школ для слепых и слабовидящих детей
В конечном итоге результаты регрессионного анализа позволяют констатировать, что фактором, отрицательно сказывающимся на вероятности успешной социально-психологической адапта-
ции выпускников школ для слепых и слабовидящих детей, выступает усиление - вследствие опосредованного влияния зрительной депривации - социальной фрустрации, проявляющееся, с од-
ной стороны, в повышении личностной ригидности, тревожности в сочетании с обострением социальных потребностей, а с другой - в снижении эмоционального
комфорта и уровня самоприятия, а также в повышении степени неудовлетворенности потребностей в безопасности и в признании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волкова И. П. Самооценка личностных качеств как фактор производственной адаптации инвалидов по зрению // Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации и интеграции. СПб.: Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 2003. Ч. 2.
2. Гудонис В. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением. М.; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1998.
3. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1996.
4. Мурашко В. В. Социально-психологические факторы адаптации студентов с нарушением зрения к условиям обучения в вузе: Дис. на соис. учен. степени канд. психол. наук. СПб., 2007.