DOI: 10.25702/KSC.2307-5252.2018.9.2.104-117 УДК 369.011(470.21)
В. Д. Охапкина, О. А. Евстафьева
ОЦЕНКА УРОВНЯ ЖИЗНИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
В статье рассматривается понятие уровня жизни. Особое внимание уделено рассмотрению каждого показателя, характеризующего уровень жизни. Проведена балльная оценка каждого показателя. Рассмотрена стратегия по улучшению уровня жизни Мурманской области.
Ключевые слова:
Мурманская область, уровень жизни, качество жизни, факторы роста уровня жизни населения, анализ показателей уровня жизни, балльная оценка уровня жизни.
V. D. Okhapkina, O. A. Evstafeva
ASSESSMENT OF QUALITY OF LIFE IN THE MURMANSK REGION Abstract
The article examines the concept of quality of life. Special attention given to consideration of each indicator of standard of living. Each indicator was scored. The strategy considered for improving the Murmansk region.
Keywords:
Murmansk region, the standard of living, quality of life, factors of growth in the standard of living of the population, the analysis of indicators of living standards, scoring standards of living.
Изучение динамики и качества уровня жизни населения, его прогнозирование чрезвычайно важно для устойчивого, сбалансированного и поступательного развития общества в целом. Проблема повышения уровня и качества жизни для современной России наиболее актуальна. Поэтому уровень жизни населения играет роль важнейшей интегральной характеристики социально-экономической системы в условиях ее трансформации и развития, показывает, как те или иные изменения в обществе влияют на различные группы населения.
Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые так или иначе могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.
Тема оценки уровня и качества жизни привлекает внимание таких исследователей как Беляева Л. А, Финайлова Я. М., Горелов Н. А. и т.д. Эта тема является предметом научных дискуссий во всем мире.
Понятие уровня и качества жизни
Понятия качества и уровня жизни сегодня используются как взаимозаменяемые. В настоящее время не существует единодушного мнения в определении понятий «уровень жизни» и «качество жизни». Перечни показателей, которые их описывают, во многом совпадают. Тем не менее, понятия эти следует разделять.
Уровень жизни — это более узкая категория по сравнению с качеством жизни. Уровень жизни определяется условиями существования человека в сфере потребления и измеряется через социально-экономические показатели общего благосостояния людей. Эти показатели включают доходы, потребление, жилищные условия, услуги образования, здравоохранения и т. д. Уровень жизни (уровень благосостояния) — степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени [Коновалов, 2010].
Уровень жизни населения определяется не только трудовыми усилиями и экономической активностью индивидуумов, домохозяйств или социальных групп, но и эффективностью экономики, и национальным богатством в целом. Естественно, что страны с более эффективной экономикой и значительным национальным богатством способны обеспечить своим гражданам более высокие жизненные стандарты и социальные гарантии, чем экономически отсталые государства.
Качество жизни — обобщающая социально-экономическая категория, включает в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг (уровень жизни), но и удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей человека среды, морально-психологический климат, душевный комфорт. Для измерения качества жизни недостаточно статистических показателей, даже очень подробных и достоверных, необходимы субъективные оценки соответствия этих параметров потребностям людей [Горелов, 2009].
Уровень и качество жизни — сложные и многоаспектные категории. Существует широкое многообразие теоретических подходов и толкований этих понятий.
Показатели качества и уровня жизни
Качество жизни является наиболее важной социальной категорией, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения.
Основными показателями качества жизни населения являются:
• доходы населения (среднедушевые номинальные и реальные доходы...);
• качество питания (калорийность, состав продуктов);
• комфорт жилища (общая площадь занимаемого жилья на одного жителя);
• качество здравоохранения (число больничных коек на 1000 жителей);
• качество социальных услуг (отдых и сфера услуг);
• качество образования (число вузов и средних специальных учебных заведений, удельная доля студентов в численности населения);
• качество культуры (издание книг, брошюр, журналов);
• качество сферы обслуживания;
• качество окружающей среды;
• демографические тенденции (показатели рождаемости, смертности, брачности, разводимости...);
• и т.д.
Человек страдает от низкого качества и испытывает удовлетворение от высокого качества жизни, независимо от сферы в работе, в бизнесе и в личной жизни. Следовательно, качество необходимо человеку постоянно. Человек сам стремится к улучшению качества жизни — получает образование, трудится на работе, стремится к продвижению по карьерной лестнице, прилагает все усилия на то, чтобы добиться признания в обществе.
Сегодня, когда экономические системы стран подвергаются деформации и видоизменяются, главной целью остаётся осуществление принципа социальной направленности рыночной экономики с помощью улучшения уровня жизни населения.
Для сопоставления уровня жизни в разных странах в мировой практике используют также следующие показатели:
• объем валового внутреннего продукта на душу населения;
• индекс потребительских цен;
• структура потребления;
• коэффициент смертности;
• коэффициент рождаемости;
• ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
• уровень младенческой смерти.
Согласованный уровень жизни граждан Российской Федерации определяется следующими основными показателями:
• объем валового внутреннего продукта на душу населения;
• объем производства товаров первой необходимости;
• уровень инфляции;
• уровень безработицы;
• величина реальных доходов на душу населения;
• возможности населения инвестировать в себя и в экономику;
• соотношение прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда;
• число граждан с доходами ниже прожиточного минимума;
• доля государственных расходов на образование, культуру, здравоохранение и социальное обеспечение;
• отношение среднего размера пенсии к прожиточному минимуму;
• продолжительность жизни человека;
• соотношение рождаемости и смертности населения;
• объем розничного товарооборота;
• отклонение состояния окружающей среды от нормативов.
В качестве основной комплексной характеристики уровня жизни населения в настоящее время применяется индекс человеческого развития (ИЧР), исчисляемый как интегральный показатель трех составляющих: ВВП на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни при рождении, достигнутого уровня образования.
Уровень жизни характеризуется целым блоком показателей:
• потребительская корзина;
• средняя заработная плата;
• разница в доходах;
• продолжительность жизни;
• уровень образования;
• структура потребления продуктов питания;
• развитие сферы услуг;
• обеспеченность жильем;
• состояние окружающей среды;
• степень реализации прав человека.
Для характеристики уровня жизни используют количественные и качественные индикаторы. Количественные — определяют объем потребления конкретных товаров и услуг, а качественные — качественную сторону благосостояния населения.
Факторы роста уровня жизни населения
Фактор - существенное обстоятельство в каком-либо явлении, процессе, исходная составляющая чего-либо.
Уровень жизни населения как социально-экономическая категория в конечном счёте определяется совокупностью большого количества факторов, обусловленных культурными, геополитическими, историческими и прочими особенностями каждого государства. Выявление и классификация факторов уровня жизни населения являются необходим условием его измерения.
Выделяют факторы, оказывающие наибольшее влияние на снижение уровня жизни:
• низкий уровень оплаты труда;
• рост масштабов открытой и скрытой безработицы и неполной занятости на предприятиях, усиление тенденций долговременной безработицы;
• длительное время сохраняющуюся крупномасштабную задолженность по выплатам заработной платы, пенсий, детских и других социальных пособий.
С учетом системного подхода в книге Горелова Н. А. предлагается следующая укрупненная классификация факторов, оказывающих существенное влияние на уровень и качество жизни.
Автор выделяет внешние и внутренние факторы, влияющие на уровень жизни. Среди внешних обозначены такие факторы как экономико-географическое положение, природно-климатические условия, демографический и природно-ресурсный потенциал, специализация хозяйства и финансовая обеспеченность. Внутренние факторы зависят в основном от доходов населения, потребления, соотношения уровня доходов и стоимости жизни, социальной дифференциации и малообеспеченности населения региона, а также немаловажным фактором является характеристика составляющих отраслей социальной сферы внутри региона [Горелов: 2009].
Эти компоненты характеризуются количественными показателями, индикаторами и индексами и оформляются в систему показателя уровня жизни.
Уровень жизни — динамичный процесс, испытывающий воздействие множества факторов. Он определяется системой показателей, каждый из которых даёт представление о какой-либо стороне жизнедеятельности человека (населения).
С одной стороны, уровень жизни определяется составом и величиной потребностей в различных благах, которые постоянно изменяются, с другой
уровень жизни ограничивается возможностями удовлетворения потребностей, исходя из положения на рынке товаров и услуг, доходов населения, заработной платы работников. Однако и размер заработной платы, и уровень жизни определяются масштабом и эффективностью производства и сферы услуг, состоянием НТП, культурно-образовательным уровнем населения и его структурой, национальными особенностями, политической властью.
Анализ показателей уровня жизни в Мурманской области
Одной из важнейших задач исследования уровня жизни населения является его комплексная оценка и анализ, что возможно только на базе соответствующих систем показателей.
Уровень жизни характеризуется целым блоком показателей. Общее количество показателей достигает 61. В данном исследовании уровень жизни Мурманской области будет оцениваться по 10 показателям:
• Рождаемость, смертность.
• Жилищные условия.
• Занятость и безработица.
• Выбросы загрязняющих атмосферу веществ.
• Доходы и расходы населения.
• Прожиточный минимум
• Социальное обеспечение.
• Образование и культура.
• Индекс потребительских цен
• Валовой региональный продукт
Показатель рождаемости и смертности.
Таблица 1
Показатели рождаемости и смертность в Мурманской области
Год Всего На 1 000 человек населения
родившихся умерших естественный прирост, убыль (-) родившихся умерших естественный прирост, убыль (-)
2000 8020 10805 -2785 8,6 11,6 -3,0
2008 9100 10160 -1060 11,2 12,5 -1,3
2009 9074 10050 -976 11,3 12,5 -1,2
2010 9320 9513 -193 11,7 11,9 -0,2
2011 9068 9125 -57 11,5 11,5 -0,07
2012 9240 8862 378 11,8 11,3 0,5
2013 9210 8536 674 11,9 11,0 0,9
До 2012 года в Мурманской области наблюдалась естественная убыль населения (табл. 1), с тенденцией к снижению. Начиная с 2012 года наблюдается естественный прирост.
Показатель — жилищные условия. Рассмотрены показатели общей площади жилых помещений и общей площади жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя (таб. 2).
Таблица 2
Основные показатели жилищных условий в Мурманской области
Показатели 2000 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Общая площадь жилых 19710,1 19356,6 19374,4 19297,5 19290,7 19272,9 18891,3
помещений, тыс. кв. м
Общая площадь жилых 21,4 24,0 24,2 24,3 24,5 24,7 24,5
помещений,
приходящаяся в среднем
на одного жителя, кв. м
Число жилых квартир, ед. 384383 392422 392788 390819 391111 390904 387566
Общая площадь жилых помещений, начиная с 2000 года, уменьшается, но площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного житель в кв. м. растет. Очевидно, это связанно со снижением численности населения. При этом и количество жилых квартир тоже снижается.
Показатель — занятость и безработица. Рассмотрена динамика численности экономически активного населения и уровень общей безработицы (табл. 3).
Таблица 3
Показатели занятости и безработицы в Мурманской области
Год Экономически активное население, тыс. человек занятые безработные Уровень общей безработицы, %
2000 542,3 469,6 72,7 13,4
2008 496,5 463,8 32,7 6,6
2009 493,7 456,7 37,1 7,5
2010 488,2 446,4 41,8 8,6
2011 471,3 430,7 40,6 8,6
2012 470,9 434,6 36,3 7,7
2013 467,6 433,8 33,7 7,2
Уровень безработицы в Мурманской области снизился практически в два раза за исследуемый период. При этом наблюдается снижение численности экономически активного и занятого населения, вероятно связанное с оттоком населения из региона.
Показатель — выбросы загрязняющих атмосферу веществ. Загрязнение атмосферного воздуха остается одним из ведущих факторов окружающей среды, оказывающих негативное влияние на здоровье населения (табл. 4).
Таблица 4
Основной показатель выбросов, загрязняющих атмосферу веществ, в Мурманской области
2000 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Выбросы в атмосферу, тыс. т. 373,4 276,2 280,6 287,6 263,1 258,9 269,8
В целом с 2000 г. наблюдается тенденция к снижению выбросов в атмосферу.
Это объясняется тем, что крупные промышленные предприятия Мурманской области, такие как АО «Апатит», «Кольская ГМК», «Ковдорский ГОК» постоянно проводят различные мероприятия с целью снижения выбросов, загрязняющих атмосферу.
В целях решения вопросов в области обращения с отходами разработаны и утверждены постановлениями Правительства Мурманской области «Концепция по оптимизации управления отходами потребления в Мурманской области» и долгосрочная целевая программа «Охрана окружающей среды Мурманской области».
Показатель — доходы и расходы населения. Рассмотрены доходы и среднемесячная заработная плата, денежные расходы и сбережения (табл. 5).
Таблица 5
Основные показатели доходов и расходов населения в Мурманской области
Показатели 2000 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Среднедушевые денежные доходы населения, руб. в месяц 3550,1 19615,2 22333,1 24046,5 25303,5 28932,5 32912,2
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. 3746,9 23762,8 26591,7 29307,8 32341,6 36187,9 40225,1
Денежные расходы и сбережения, млн. руб. 39704,4 190741,5 215110,3 229958,3 240184,1 272257,3 306371,4
Среднемесячные номинальные доходы населения за исследуемый период увеличились практически в 10 раз. Расходы и сбережения населения так же росли.
Показатель — величина прожиточного минимума. Рассмотрены показатели прожиточного минимума и соотношения доходов с прожиточным минимумом (табл. 6).
Таблица 6
Прожиточный минимум в Мурманской области
Год Всё население в том числе по социально-демографическим группам населения Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума, %
трудоспособное население пенсионеры дети
2008 6743 6978 5612 6688 290,9
2009 7582 7838 6371 7511 294,6
2010 8215 8469 6923 8217 292,7
2011 8878 9131 7460 8983 285,0
2012 9044 9302 7596 9151 319,9
2013 10120 10583 8446 10239 325,2
Прожиточный минимум увеличился с 2000 года по 2013 год в 8,4 раза с 1206 руб. до 10120 руб. Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума увеличилось незначительно.
Показатель — социальное обеспечение. Рассмотрен показатель среднего размера назначенных пенсий (табл. 7).
Таблица 7
Основные показатели пенсионного обеспечения
Показатели 2000 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Численность пенсионеров всего, тыс. человек 234,0 243,6 244,9 247,6 248,8 248,6 249,2
Средний размер назначенных пенсий, руб. 1006,3 6290,8 8533,0 10287,4 11260,6 12496,6 13749,1
Число пенсионеров растет. Средний размер пенсий увеличился более чем в 10 раз, что связано с увеличением номинальных доходов населения в целом, с их индексацией.
Показатель — культура и образование. Данный показатель оценивается по количественным характеристикам, в том числе число учреждений культуры и образования, число изданий и т.п., (табл. 8, 9).
Таблица 8
Основные показатели культуры в Мурманской области
Показатели, ед. 2000 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Число учреждений культурно-досугового типа 103 98 98 92 90 77 76
Число общедоступных (публичных) библиотек 216 180 180 174 171 167 159
Число профессиональных театров 3 3 3 3 3 3 3
Число музеев (включая филиалы) 12 13 13 12 12 12 12
Число киноустановок 3 17 14 12 14 15 15
Число изданий книг и брошюр 111 149 269 183 245 184 176
Число изданий журналов 2 4 7 13 16 12 17
Число изданий газет 12 73 74 63 47 61 61
В культуре наблюдается сокращение учреждений культурно-досугового типа, сокращение числа общедоступных библиотек, но наблюдается рост числа изданий книг и брошюр.
В образовании наблюдается как сокращение, так и рост в различных направлениях. В дошкольном образовании наблюдается сокращение числа образовательных организаций. В среднем образовании - рост государственных профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, но также наблюдается уменьшение профессиональных организаций, осуществляющих подготовку
квалифицированных рабочих, служащих. В высшем образовании все практически осталось без изменений по числу организаций, осуществляющих подготовку кадров высшей квалификации
Показатель - индекс потребительских цен. Индекс потребительских цен (ИПЦ) отражает инфляционные изменения в потребительской корзине населения. ИПЦ имел тенденцию к снижению за период с 2000 по 2013 год с 121,9 до 106,5. В 2008 году наблюдался скачек инфляции (ИПЦ составил 114, 1), связанный с мировым финансовым кризисом.
Таблица 9
Основные показатели образования в Мурманской области
Показатели, ед. 2000/ 2008/ 2009/ 2010/ 2011/ 2012/ 2013/
2001 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Частные профессиональные образовательные организации, 1 1 1 1 1 1 1
осуществляющие подготовку
специалистов среднего звена
Частные образовательные организации высшего образования 2 2 2 2 2 2 2
Профессиональные образовательные
организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих 26 15 15 13 12 5 5
Подготовка кадров высшей квалификации 3 5 5 5 5 5 5
Организации дополнительного образования детей по видам образовательной 90 79 78 78 76 69 63
деятельности
Дошкольные образовательные учреждения 333 308 312 311 310 312 307
Государственные профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов 11 15 15 15 15 23 20
среднего звена
Государственные образовательные организации высшего образования 2 2 2 2 2 2 2
Государственные и муниципальные общеобразовательные организации 264 224 222 201 189 183 178
Показатель — валовый региональный продукт. Для исследования используются номинальные показатели ВРП (таб. 10/
Таблица 10
Валовый региональный продукт в Мурманской области
Год Валовой региональный продукт, Валовой региональный продукт
млн руб. на душу населения, руб.
2000 55135,0 59157,8
2005 132870,2 156652,5
2006 158126,9 190124,3
2007 191584,6 233765,5
2008 213733,5 263755,5
2009 202235,5 251956,9
2010 233438,9 292926,1
2011 263811,7 333511,6
2012 280325,6 357478,8
2013 307459,0 396349,0
Наблюдается рост номинального валового регионального продукта (ВРП) в целом и на душу населения. ВРП увеличился за исследуемый период (2000-2013 годы) в 5,5 раз с 55135 млн руб. до 307459 млн руб. ВРП на душу населения увеличился в 6,7 раз с 59157,8 руб. в 2000 году до 396349 руб. в 2013 году.
Таким образом, исследование десяти показателей уровня жизни населения позволяет сделать вывод, что в целом уровень жизни населения Мурманской области за исследуемый период улучшался.
Балльная оценка показателей уровня жизни в Мурманской области
В 2014 году денежные доходы на душу населения в Мурманской области составили 28932 руб. в месяц. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата сложилась в размере 44733 руб. Средний размер назначенных пенсий на 01.07.2014 составил 14863 руб. Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в первом квартале 2014 года составила 10607 руб. в месяц. В первом квартале 2014 года официально зарегистрировано 30400 тыс. безработных — 5,2 % экономически активного населения.
Мурманская область занимает 51 место в рейтинге по уровню жизни населения в российских регионах. При расчете рейтинга проводился анализ 61 показателя, которые объединены в 10 групп, характеризующих основные аспекты качества жизни в регионе. В 2000 году Мурманская область занимала в рейтинге регионов по уровню жизни населения 16 место, а в 2013 году уже 45 место. Попытаемся ответить на вопрос, с чем связано такое снижение Мурманской области в рейтинге.
Будем считать, что лучшим в исследуемом периоде был 2000 год. Каждый показатель в этом году имеет значение 10 баллов. Сравним показатели 2000 года с 2013 годом. Подсчитаем баллы в 2013 году в соотношении с 2000 годом.
Таблица 12
Балльная оценка уровня жизни в Мурманской области
Показатель 2000 год 2013 год
Естественный прирост 10 -2,42
Общая площадь жилых помещений 10 9,58
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся 10 11,45
в среднем на одного жителя
Уровень общей безработицы 10 14,63
Выбросы загрязняющих атмосферу веществ 10 12,77
Среднедушевые денежные доходы населения 10 18,09
Величина прожиточного минимума 10 16,38
Средний размер назначенных пенсий 10 26,66
Культура 10 10,12
Дошкольное образование 10 7,81
Среднее образование 10 9,32
Высшее образование 10 12
Индекс потребительских цен 10 11,26
Валовый региональный продукт 10 10,88
Валовый региональный продукт на душу населения 10 13,07
Всего 170 217,5
Балльная оценка уровня жизни подтверждает полученные результаты анализа 10 показателей: уровень жизни населения Мурманской области за исследуемый период улучшился. Получаем, что уровень жизни в Мурманской области улучшился, а место, занимаемое в рейтинге среди других областей, снизилось. Это скорее говорит нам о том, что по сравнению с другими областями уровень жизни в Мурманской области значительно хуже, несмотря на все положительные изменения за исследуемый период.
Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года
Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года является основополагающим документом системы управления развитием региона, его экономики, социальной сферы, человеческого потенциала. Она фиксирует согласованные позиции по поводу перспектив развития таких разноплановых игроков, как государственная власть, местное самоуправление, общество, бизнес и наука, и является для всех руководством к действию.
Для улучшения уровня жизни населения в Мурманской области, правительство Мурманской области разработало стратегию социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года.
Развитие региона в 2014-2025 годах будет проходить в 3 этапа, различающиеся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития, а также приоритетам государственной политики:
На первом этапе (2014-2016 годы) наивысший приоритет отдается устранению инфраструктурных и институциональных ограничений, созданию условий для комплексного устойчивого социально-экономического развития Мурманской области.
На втором этапе (2017-2020 годы) осуществляется переход на инновационную траекторию устойчивого комплексного социально-экономического развития Мурманской области с учетом социально-экономических приоритетов регионального развития: рационализации и диверсификации использования арктических пространств и ресурсов посредством реализации межведомственных, межрегиональных и международных проектов.
На третьем этапе (2021-2025 годы) Мурманская область становится стратегическим центром Арктической зоны Российской Федерации. Будет достигнут высокий уровень конкурентоспособности региона в интересах его эффективного позиционирования в мировой системе разделения труда за счет перехода экономики на новую технологическую базу, улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики и интенсификации международного сотрудничества.
К 2025 году Мурманская область — стратегический центр Арктической зоны Российской Федерации, финансовый и интеллектуальный регион-лидер, основной центр сервисного обеспечения морехозяйственной деятельности в АЗРФ. Мурманская область играет определяющую роль в реализации национальных интересов России в Арктике и достижении главных целей государственной арктической политики в сферах социально-экономического развития, военной безопасности, защиты и охраны государственной границы, науки и технологий, а также международного сотрудничества. Существенно
увеличивается инновационная направленность экономики и диверсификация ее структуры: при высоком уровне промышленно -производственной специализации все больший удельный вес приобретает сектор услуг.
Освоение природных ресурсов территории области, океана и прилегающего шельфа северных морей на принципах комплексного подхода, инновационных и экологически совместимых технологий составит основу развития Мурманской области. Научная и технологическая компоненты исследований Арктики, поиска и добычи ресурсов на ее территории и в прилегающих акваториях в значительной степени локализуются в Мурманской области, создавая полноценные региональные и отраслевые кластеры, к ядрам и районам локализации которых будут приурочены территории опережающего развития.
Мурманск закрепит за собой функции главного научного, кадрового, культурного и делового центра Арктической зоны Российской Федерации, что во многом обусловлено его лидирующими позициями в реализации практически всех запланированных кластерных инициатив.
Порт Мурманск становится международным морским портом-хабом, способным обслуживать крупнотоннажные суда и обеспечивать работу национальной российской высокоширотной магистрали — Северного морского пути. Объективные конкурентные преимущества Мурманской области, связанные с выгодным географическим расположением, транспортно-транзитным потенциалом, обуславливают позиционирование ее как основного региона, обеспечивающего транспортную безопасность и логистические потребности национальной экономики.
На юге региона предполагается формирование экономического центра Апатиты-Кировск-Кандалакша. Город Апатиты выступает в качестве основного делового, научного, технологического, образовательного и культурного центра южной зоны расселения с развитой сферой услуг, что во многом будет обусловлено его вовлеченностью в формирование образовательного и инновационного кластера арктических технологий, а также локализацией здесь инновационной и научной составляющих горно-химического и металлургического кластера. Город Кировск — в роли крупного промышленного и туристического центра всего Кольского полуострова, что связано с его значительной ролью в развитии как горно-химического и металлургического, так и туристско-рекреационного кластеров. Специализация Кандалакшского муниципального района обуславливается развитием его транспортно-логистического, рыбохозяйственного и уникального туристско-рекреационного потенциала. Район может стать вторым центром по приему туристов и организации туров по Кандалакшскому заливу и в Терский район. Портовые и промышленные мощности района также получат импульс за счет развития регионального морехозяйственного сервисного кластера.
Будут сформированы дополнительные опорные центры системы расселения — г. Ковдор (один из центров горно-химического и металлургического кластера), Ловозерский район (добыча и производство лопаритового концентрата, развитие туризма и традиционных ремесел, один из центров экспортно ориентированного продовольственного кластера) и п.г.т. Умба (один из центров туристско-рекреационного кластера, кластера северного дизайна и традиционных ремесел), обеспечивающие устойчивое развитие прилегающих территорий и усиление функциональных связей между поселениями. Основными полюсами роста малых населенных пунктов станут с. Териберка, н.п. Лиинахамари, с. Варзуга, с. Алакуртти.
Мультипликативный эффект для развития экономики Печенгского района будет обеспечен реализацией проектов в области марикультуры, что позволит включить его в качестве одного из основных звеньев в рыбохозяйственный кластер. Другим направлением новой специализации для района может стать развитие вспомогательных функций в области сервисной экономики морепользования и обеспечения реализации шельфовых проектов, которое во многом будет определяться интенсификацией двустороннего сотрудничества с Королевством Норвегия. Приграничное положение территории и упрощение визового режима станет основой для развития туризма.
Кольский муниципальный район приобретет промышленную специализацию с усилением морехозяйственной компоненты и ее сервисной составляющей, а также направлений, связанных с развитием марикультуры, глубокой и безотходной переработкой водных биоресурсов.
Основные тренды развития городов Полярные Зори, Оленегорск, Мончегорск будут увязаны с динамикой и результативностью работы наиболее значимых предприятий региона, их планами по реконструкции и модернизации действующих и вводом новых производств. Тенденции концентрации экономического потенциала в данных территориях сохранятся. Развитие закрытых административно-территориальных образований Александровск, п. Видяево, г. Заозерск, г. Островной, г. Североморск будет и в дальнейшем связано с планами Министерства обороны Российской Федерации по укреплению обороноспособности страны.
В целом в городских и сельских поселениях будет сформирована комфортная среда проживания, обеспечивающая в том числе полноценную жизнедеятельность мало мобильных групп населения, пенсионеров и инвалидов, повышение безопасности граждан, реализацию культурной и досуговой деятельности жителей. Бюджетная сеть пройдет комплексную модернизацию, в целом будут созданы устойчивые механизмы постоянного обновления и совершенствования социальной инфраструктуры, напрямую связанной с повышением качества жизни и развитием человеческого капитала.
Природа, ландшафты и уникальные климатические ресурсы, а также культурное, историческое и этнологическое наследие региона будут включены в систему хозяйствования за счет создания и продвижения комплекса туристских продуктов, способных занять свою нишу в высокодоходном сегменте туристского бизнеса.
Характерными чертами государственного управления Мурманской области станут профессиональная и высокоэффективная исполнительная власть, сформированные элементы регионального электронного правительства, обеспечивающие прозрачность управленческих решений, активное участие гражданского общества в формировании региональной политики.
Выводы
Проблема уровня жизни населения — одна из острейших социальных проблем современной экономики. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей, молодежи и стариков. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом
общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе.
Потребности людей разнообразны: материальные, духовные, социальные. Их структура различается по полу, возрасту, месту работы, профессии, образованию, уровню культуры и т.д. Содержание понятия «уровень жизни» рассматривается как экономическую, так и через социальную составляющие.
Качество жизни населения является более абстрактным понятием, чем уровень жизни, и сложнее поддается измерению. Также уровень качества жизни может подниматься от внеэкономической деятельности граждан и зависит от субъективной оценки самих граждан.
Уровень жизни, его динамика и дифференциация в значительной степени определяются уровнем развития производительных сил, объемом и структурой национального богатства, производством и использованием валового национального продукта, характером распределения и перераспределением доходов.
Проанализировав показатели уровня жизни в Мурманской области с 2000 года по 2013 год, можно сделать вывод: уровень жизни в Мурманской области улучшился, хотя место, занимаемое в рейтинге среди других областей, снизилось. Это говорит нам о том, что по сравнению с другими областями уровень жизни в Мурманской области значительно хуже.
Если стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года будет реализована в полном объеме. Уровень жизни в Мурманской области значительно увеличиться.
Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе. Благосостояние Мурманской области напрямую зависит от правильной социальной политики государства.
Список литературы
Горелов Н.А. Политика доходов и качество жизни населения / Под ред.
Н. А. Горелова СПб.: Питер, 2009. 653 с.
Коновалов В. Н. Политология. Словарь. М.: РГУ, 2010. 285 с.
Сведения об авторах
Евстафьева Оксана Александровна
Кандидат экономических наук, заместитель директора филиала МАГУ в г. Апатиты по учебной работе
Охапкина Валерия Дмитриевна
Студент магистратуры «Социально-политические процессы в современном обществе» по направлению Социология филиала Мурманского арктического государственного университета в г. Апатиты
Evstafeva Oksana Aleksandrovna
PhD (Economic), Deputy Director Apatity branch of Murmansk Arctic State University Okhapkina Valeriya Dmitrievna
Student of Master program "Socio-political processes in modern society"
in the direction of Sociology by Apatity branch of Murmansk Arctic State University