экономические науки
Оруч Татьяна Анатольевна ОЦЕНКА УРОВНЯ ...
УДК 338.242
ОЦЕНКА УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
© 2018
Оруч Татьяна Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление» Поволжский государственный университет сервиса (445017, Россия, Тольятти, ул. Гагарина, 4, e-mail: oruch_t@mail.ru)
Аннотация. В современных условиях внешнеэкономического воздействия на экономику России важную роль играет укрепление внутренней среды страны. Ужесточение требований рынка показывает, насколько велика роль инновационной деятельности для предприятий и обуславливает необходимость их трансформации в инновационные. Важной задачей трансформации предприятия является формирование более эффективной модели управления, что в свою очередь позволит увеличить инновационный потенциал экономики предприятия для стабильного развития инновационной активности. Инновации на сегодняшний день не только создают необходимые условия для высокого уровня конкурентоспособности предприятия, но также являются важным составляющим стабильного роста макроэкономики. Страны, занимающие лидирующие позиции в инновационной сфере, за много лет осознали, какое место займут новые технологии в нашем мире. Так же известно насколько важно поддержание малого инновационного предприятия. Необходимо развивать малые предприятия с целью обеспечения рабочими местами, повышения конкурентоспособности, позволяя занять те сферы деятельности, которые крупный бизнес считает для себя менее привлекательным, тем самым уменьшить зависимость от крупного предприятия. Поэтому выбранная тема исследования является достаточно актуальной, позволяющей оценить уровень инновационного развития субъектов малого бизнеса Самарской области.
Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, роль малого бизнеса в экономике, инновационное развитие, виды инновационных малых предприятий, государственная поддержка малых инновационных предприятий, экономика региона, Самарская область.
ESTIMATION OF THE LEVEL OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS OF THE SAMARA REGION
© 2018
Oruch Tatiana Anatolyevna, candidate of science (economics), associate professor of the department of economics and management Povolzhsky State University of Service (445017, Russia, Togliatti, Gagarin Street, 4, e-mail: oruch_t@mail.ru)
Abstract. In modern conditions of external economic impact on the Russian economy, an important role is played by the strengthening of the country's internal environment. Tightening of market requirements shows how great the role of innovation activity for enterprises and determines the need for their transformation into innovative ones. An important task of enterprise transformation is the formation of a more efficient management model, which in turn will increase the innovative potential of the enterprise's economy for the stable development of innovative activity. Innovations to date not only create the necessary conditions for a high level of competitiveness of the enterprise, but also are an important component of the stable growth of macroeconomics. Countries that occupy a leading position in the innovation sphere, for many years realized the place that new technologies will take in our world. It is also known how important it is to maintain a small innovative enterprise. It is necessary to develop small enterprises in order to provide jobs, increase competitiveness, allowing to occupy those areas of activity that large businesses consider less attractive for themselves, thereby reducing dependence on a large enterprise. Therefore, the selected topic of the study is quite relevant, allowing to assess the level of innovative development of small businesses in the Samara region.
Keywords: entrepreneurship, small business, the role of small business in the economy, innovative development, types of innovative small enterprises, state support of small innovative enterprises, regional economy, Samara Region
Малый и средний бизнес в Российской Федерации, будучи еще 25 лет назад новым экономическим направлением деятельности, в настоящее время стал являться одним из важнейших способов ведения предпринимательской деятельности.
Значение малого предпринимательства для социально-экономической сферы жизни страны сложно недооценить, ведь именно сейчас стал очевидным факт, что именно этот сектор играет важнейшую роль не только для развития рынка, но и для обеспечения занятости населения в целом и подрастающего поколения в частности. Однако в современной российской экономике удельный вес малых предприятий значительно уступает по сравнению с европейскими странами и США. В странах Евросоюза преобладают микропредприятия со средней численностью работающих около шести человек. Там на долю микропредприятий приходится 90 % объемов продаж в строительстве и торговле, 67 % в сфере услуг и 50 % в промышленности [1].
В России же характер структуры малого предпринимательства имеет такую отраслевую специализацию, когда преобладают малые предприятия в сфере торговли и услуг, на которые приходится примерно 32 % от общего объема производства товаров и услуг в стране. Объемы малых промышленных и строительных предприятий находятся на втором и третьем месте - 23 % и
21 % соответственно. И самая негативная статистика по предприятиям, занятым в науке и научном обслуживании - 1,9 % [2].
Очевидно, что данные цифры не способствуют повышению эффективности функционирования экономики и как следствие улучшению индивидуального уровня жизни населения.
Критерии малого предпринимательства определены законодательно Федеральным Законом 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно этому закону к категориям субъектов малого бизнеса относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, соответствующие условиям, представленным в таблице 1:
Таблица 1 - Критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу [3]
среднего пр е д приниыате л ьства Средняя численность пр едже ствующнй календарный год Выручка от реализации без учета НДС за предшествующий календарный год Доля сторонних организаций в уставном капитале компании
Микр опр едпр нагие Не более 15 человек 60 млн. рублей Не более 25%
Малое предприятие Не более 100 человек 400 млн. рублей Не более 25%
Среднее предприятие От 101 до 250 человек 1 млрд. рублей Не более 25%
Унитарные муниципальные и государственные учреждения не могут являться субъектами малого пред-
Oruch Tatiana Anatolyevna ESTIMATION OF THE LEVEL ..
economic sceinces
принимательства [4].
Сегодня развитие малого бизнеса в России является актуальным вопросом [5-10], поскольку существуют проблемы, сдерживающие данное перспективное направление деятельности.
Таблица 2 - Преимущества и недостатки малого бизнеса в России [11]
Преимущества малого бизнеса Проблемы малого бизнеса
1. Предприятия малого бизнеса способствуют возникновению большего числа рабочих мест. 2. Производство малых предприятий проще переориентировать на другую продукцию. 3. Упрощенная система организации и управления. Руководство при появлении непредвиденных обстоятельств способно принимать гибкие и оперативные решения. 4. Предприятия малого бизнеса реализуют возможность приносить живой доход в бюджет страны во время дестабилизации местной валюты. 5. Совместное сотрудничество с крупными промышленными объектами позволяет вести деятельность с пользой для обеих сторон. 6. Предпринимательская деятельность требует меньшего объема первоначальных вложений. 7. Малый бизнес ориентирован на потребности и возможности регионального рынка. 1. Отсутствие квалифицированных кадров. 2. Чрезмерная налоговая нагрузка. 3. Жесткая кредитная система. 4. Лишение руководством малого предприятия своих работников социального пакета услуг за счет выплат «зарплат в конвертах». 5. Сложности в покупке или аренде земельных участков и помещений, отсутствие возможности допуска к объектам инфраструктуры. 6. Частые и необоснованные проверки, штрафы и отсутствие организованного администрирования. 7. Низкий уровень платежеспособности населения.
Субъекты малого и среднего предпринимательства приближены к рынку, к потребителю, обладают гибким механизмом функционирования и высоким потенциалом обновления, поэтому они способствуют расширению масштабов рыночной экономики. Малый и средний бизнес активно проявляет себя в тех сферах, где пока не осуществляют свою деятельность или не могут работать крупные предприятия [12].
Анализ данных Росстата показывает, что Россия значительно уступает странам с развитой рыночной экономикой как по развитию в целом малого предпринимательства, так и по развитию инновационного предпринимательства. По разным оценкам его доля в общей структуре российского малого бизнеса незначительна и составляет всего от 1,4 % до 3,5 % [13].
Малые предприятия лучше адаптированы к внедрению инноваций в свою деятельность по следующим причинам:
- они являются более мобильными, гибкими и адаптивными к изменяющимся внешним и внутренним факторам функционирования;
- для малых предприятий характерна узкая инновационная специализация, они нацелены, в первую очередь, на конкретный результат;
- малый бизнес нацелен на риск, что недопустимо для крупных предприятий;
- относительно низкие издержки производства, в основном за счет экономии управленческих расходов;
- для малых предприятий свойственна высокая работоспособность персонала и жесткое соблюдение дисциплины;
- малые предприятия обладают знаниями о сложившейся конъюнктуре рынка и умением предугадывать изменения в ситуации на нем в будущем;
- малые предприятия в условиях высокой конкуренции на рынке всегда нацелены на получение дополнительных конкурентных преимуществ [14].
Роль малого бизнеса в инновационной деятельности разнопланова: он может обеспечивать инновационные процессы в экономике, направленные на совершенствование производства и управления, а также, будучи непосредственным участником производства наукоемкой
продукции, порождает спрос на новые разработки, обеспечивает непрерывный прогресс. Исходя из этого, выделяют две группы малых инновационных предприятий: это компании по генерированию инноваций и компании по коммерциализации инноваций [15].
Компании, генерирующие инновации, сами так же подразделяются на виды:
1. компании-исследователи, лаборатории, в которых осуществляются только научно-исследовательские работы (НИИ). Участниками компании являются ученые и студенты;
2. компании - оптовые продавцы инноваций, специализируются на исследовательской деятельности, но они ориентированы на узкоспециализированные технологии, которым затем присваивается личный код в объекте интеллектуальной собственности, и активно продаются другим организациям;
3. компании - проектировщики, архитекторы инноваций, они занимаются тем, что разрабатывают планы сложных технологий или продуктов по частям таким образом, что при конструировании части всегда подходят друг другу. Самый сложный тип конструирования инновации, при котором прорабатывается каждая деталь конструкции. Участниками компании являются инициативные менеджеры с оригинальными идеями и талантливые инженеры-изобретатели;
4. миссионеры инноваций - компании, которые создают инновации не зависимо от того, сколько прибыли принесет такая инновация.
Компании коммерциализации инноваций тоже подразделяются на две категории:
1. компании - розничные торговцы инновациями продают свои идеи и продают идеи чужих организаций. Продажа идей чужих компаний осуществляется путем приобретения идеи, затем ее улучшение или преобразование.
2. Универсальные центры инноваций, такие компании приобретают различные идеи других организаций, самые разнообразные и реализуют их на рынке по выгодной для них цене [16].
Оценивая инновационное развитие малого бизнеса в Самарской области необходимо отметить, что по состоянию на 01.01.2017 года в регионе зарегистрировано 124 199 субъекта малого и среднего предпринимательства, из них 439 средних предприятий, 6 181 малых предприятий, 117 579 микропредприятий, представлено на рисунке 1.
(на 10 5S4 од.] 124 199
121600
~—------ 116 307
с--------113 645
111 205
2012 2013 2014 2015 2016
Рисунок 1 - Динамика количества субъектов малого и среднего предпринимательства в Самарской области в 2012-2016 гг., единиц [17]
Несмотря на значительные финансовые вложения, направляемые на стимулирование создания рабочих мест в сфере малого предпринимательства, в регионе не происходит каких-либо существенных изменений в увеличении численности субъектов малого предпринимательства.
Это свидетельствует о том, что данный сектор экономики столкнулся с рядом серьезных проблем, преодоление которых будет способствовать дальнейшему развитию малого бизнеса и совершенствованию его структуры [18].
Самарская область традиционно выделяется высоким научно-техническим и инновационным потенциалом.
248
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 2(23)
экономические науки
Оруч Татьяна Анатольевна ОЦЕНКА УРОВНЯ ...
Таблица 3 - Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по Самарской области по состоянию на 01.01.2017 г. [19]
№ Всего Юридических Индивидуальных ттр едпринимател ей
1 ВСЕГО 124 199 69 825 54 374
1.1 Сумма среднесписочной численности 386 951 354014 32 937
1 J Имеющие признак '«вновь созданные» 24914 12 445 12 469
2 микропредприятия 117 579 63 531 54 04S
2 1 Сумма среднесписочной численности 156 787 135 339 21 448
22 Имеющие признак «вновь созданные» 24914 12 445 12 469
3 МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 6 1S1 5 865 316
3 1 Сумма среднесписочнойчисленности 182455 172 203 10 252
32 Имеющие признак «вновь созданные» 0 0 0
4 СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 439 429 10
4 1 Сумма среднесписочнойчисленности 47 709 46 472 1 237
4: Имеющие признак «вновь созданные» 0 0 0
№ Наименование показателя 2014 год 2015 год 2016 год прироста, % 2016/2014
1 2 3 4 5 6
1 Число организации, выполнявших научные исследованияиразработки.ед. 62 76 71 14,5
2 Численность персонала научно-исследовательских организаций, чел. 12894 12700 9615 -25,4
3 в т. ч. исследователейи техников 7371 7415 6673 -9,5
4 Внутренние затраты на исследования и разработки, млн руб. 14596,4 173533 11842,3 -18,9
5 Число созданных передовых производственных 33 25 33 0,0
6 Число используемых передовых производственных технологий, ед. 7769 8630 7568 -2,6
Объем отгруженных инновационных товаров и УСЛУГ,млн руб. 245579,5 232953,1 217330,0 -11,5
8 Удельный вес инновационныхтоварови услуг в общем объеме отгруженных товаров, % 21,1 19,1 17,7 -3,4
9 Затраты на технологические инновации, млн руб. 57558Д 61181,3 36138,3 -37,2
зилась только на 9,5 %
В анализируемом периоде объем реализованной инновационной продукции и услуг сократился на 11,5 % и составил в 2016 году 217330,0 млн руб. Кроме того, происходит снижение их доли в общем объеме отгруженных товаров и услуг с 21,1 % до 17,7 %.
Затраты на технологические инновации в регионе в 2016 году составили 36138,3 млн руб., что свидетельствует о снижении значения данного показателя на 37,2 % по сравнению с 2014 годом [21; 22].
Далее рассмотрим динамику инновационного развития малого бизнеса Самарской области (таблица 5).
Таблица 5 - Динамика инновационного развития малого бизнеса Самарской области в 2011-2015 гг. [20]
Структура малых предприятий Самарской области по видам экономической деятельности характеризуется следующими тенденциями: 38,5 % составляют организации, занимающиеся оптовой и розничной торговлей; ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; 23,3 %
- предоставлением различных услуг; 12,2 % - строительством; 11,5 % - обрабатывающими производствами; 5,8% - в сфере транспорта и связи; 3,7 % - сельским хозяйством и деятельностью гостиниц и ресторанов, 1,3 %
- иными видами деятельности.
№ Наименование показателя 2011 2013 2015 Темп
год год год прироста, % 2015/20 И
1 2 3 4 5 6
1 3 атр а ты малых пр ед приятии на технологические инновации, млн руб. 114,4 188,7 79,1 -30,8
МестовПФО 6 5 7
2 Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг малых предприятий. "Л 0,13 1,52 1Д6 U3
Место в ПФО 14 8 6
3 Удельный вес малых предприятий, осуществляющих технологические инновации, % 3,1 22 4,4 и
Место в ПФО 14 14 7
Рисунок 2 - Структура малых предприятий Самарской области по видам экономической деятельности [17]
Самарская область относится к регионам России, в которых сформирован комплекс необходимых условий для успешной инновационной деятельности.
Таблица 4 - Динамика показателей инновационной деятельности в Самарской области за 2014-2016 гг. [20]
По статистическим данным, представленным в таблице 4, видно, что в Самарской области в 2016 году 71 организация занималась выполнением научных исследований и разработок, что на 14,5 % больше чем в 2014 году. При этом численность персонала этих организаций составляла 9615 человек, из них исследователей и техников - 6673 человек (69,4 %). Необходимо отметить, что если численность персонала научно-исследовательских организаций в период 2014-2016 гг. сократилась на 25,4 %, то численность исследователей и техников сни-
По представленным в таблице 5 данным видно, что по величине затрат малых предприятий на технологические инновации Самарская область с 6 места в 2011 г. поднялась на 5 место в 2013 г., а затем опустилась на 7 место в 2015 г., при этом значение показателя почти в 11 раз уступает лидеру ПФО - республике Татарстан (890,9 млн рублей против 79,1 млн рублей). Общие затраты малых предприятий Самарской области на технологические инновации в 2015 году снизились на 30,8 % и составили 79,1 млн руб. [23].
По удельному весу малых предприятий, осуществляющих технологические инновации, Самарская область с последнего14 места поднялась на 7, отставая от лидера (Республики Мордовии) почти в 2 раза (4,4 % против 9,6 %).
По относительной доле инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме реализованной продукции малых предприятий регион за анализируемый период регион переместился с 14 места в 2011году на 8 место в 2013 году и на 6 место в 2015 году (по итогам 2015 г. 1,36 % против 5,71 % у лидера - Чувашской Республики) [24].
В итоге можно отметить, что достаточно высокий инновационный потенциал региона слабо востребован субъектами малого предпринимательства, которые в свою очередь развиваются достаточно активно. К числу возможных причин такого положения можно отнести:
- неразвитость инновационной инфраструктуры, не позволяющая субъектам малого предпринимательства воспользоваться результатами научных исследований;
- отсутствие стимулов у предприятий малого бизнеса для крупномасштабного и активного осуществления инновационной деятельности;
- недостаточный объем собственных и доступных кредитных денежных ресурсов для осуществления финансирования инновационной деятельности [25, 26].
Таким образом, рассмотренное состояние инновационного развития малого бизнеса Самарской области позволяет сделать вывод о наличии возможностей в регионе по дальнейшему развитию инновационного предпринимательства. Однако анализ показывает, что на текущий момент времени малый бизнес региона неспособен развиваться на основе широкомасштабного использования нововведений. По большинству показателей малый бизнес Самарской области занимает не лидирующие позиции в инновационном развитии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Попов М. Малый бизнес в России. Аналитическое пособие. М.: Институт стратегического анализа и развития предпринимательства, 1998. - 352 с._
Oruch Tatiana Anatolyevna economic
ESTIMATION OF THE LEVEL ... sceinces
2. Лапыгин Ю.Н. и др. Разработка и реализация стратегии муниципалитета. Владимир: Владимирская книжная типография, 2005. - 123 с.
3. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (действующая редакция, 2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/.
4. Атамазова А. А. Сущность малого предпринимательства // Молодой ученый. — 2016. — № 3. — С. 450-452 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// moluch.ru/archive/107/25520/.
5. Шнайдер О.В., Памурзин В.А. К вопросу значимости развития малого бизнеса в России // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 101-104.
6. Шайдуллова А.И., Быкова Н.Н. Роль малого бизнеса в экономике России // Вестник НГИЭИ.
2015. № 3 (46). С. 93-96.
7. Ильясова А.В. Эффективность региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса в пензенском регионе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 330-334.
8. Малиновская В.В., Шнайдер О.В. Развитие малого бизнеса: проблемы и решения // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 81-83.
9. Авдонина С.Г., Грудина С.И., Подгорная А.И. Роль государства в формировании интеграции малого и крупного бизнеса в инновационной сфере // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 4 (28). С. 83-90.
10. Манова М.В. Модель социального взаимодействия администрации и бизнеса в регионе // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 147-150.
11. 5Проблемы малого бизнеса в России. Поддержка малого бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://businessman.ru/problemyi-malogo-biznesa-v-rossn-podderjka-malogo-biznesa.html.
12. Чикатуева Л.А., Нахушев В.Ш., Психомахов Х.М. Роль малого предпринимательства в социально-экономическом развитии региона // Вопросы экономики и права. 2011. № 12. С. 132-134.
13. Курносова Е.А. Инновации как фактор развития Российских предприятий/Динамические и структурные проблемы современной Российской экономики: сборник научных статей/под ред. Н.М.Тюкавкина. Самара, 2015. С. 77-81.
14. Гудкова О.В., Ермакова Л.В., Мельгуй А.Э. Направления инновационного развития малого бизнеса в сфере услуг // Гуманитарные научные исследования.
2016. № 10 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2016/10/16655.
15. Ерохина Л. И. Инновационные механизмы управления потенциалом сферы сервиса в регионе: монография /Л. И. Ерохина и др. - Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2013.
16. Воробьева И. М. Направления развития деятельности малых инновационных предприятий // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 791-793 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch. ru/archive/91/19569/.
17. Официальная статистика \ Предприятия и организации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// samarastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/samarastat/ ru/statistics/organizations/.
18. Гафиатуллин Т. Развитие инновационного предпринимательства в высокоурабанизированных малых городах России (на примере г.Глазова Удмуртской Республики). Режим доступа: www.glazov-gov.ru/.
19. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по Самарской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/search. html?mode=extended.
20. Каширина М.В. Развитие и государственное регулирование малого предпринимательства в Самарской области // Вестник Самарского муниципального инсти-250
тута управления. - 2016. - № 1. - С. 32-38.
21. Официальная статистика \ Наука, инновации и информационное общество \ Наука и инновации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ science_and_innovations/.
22. Поротькин Е.С. Развитие инновационного предпринимательства в Самарской области / Вестник Самарского муниципального института управления: теоретический и научно-методический журнал. - Самара: Изд-во «САГМУ», 2013. № 4 (27). - 192 с.
23. Рейтинг Самарской области среди регионов РФ по качеству условий для развития малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.sgubern.ru.
24. Васильева Н. А., Круглов В. Н. Инновационное развитие малого бизнеса в регионе // Молодой ученый. — 2012. — № 11. — С. 154-157 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://moluch.ru/archive/46/5702/.
25. Государственно-частное партнерство в социально-экономических процессах российской экономики: монография / Л.К. Агаева, В.Ю. Анисимова, Н.В. Безлепкина и др., под общ. ред. Н.М. Тюкавкина. Самара: Самарский университет, 2015. 260 с.
26. Бутузова А. С., Морозова С. А. Влияние экономического кризиса на развитие малого предпринимательства в Самарской области // Экономика, управление, финансы: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 97-99.
Статья поступила в редакцию 30.04.2018
Статья принята к публикации 25.06.2018
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 2(23)