УДК 338 Краснощек Анатолий Анисимович,
к. э. н., начальникВСЖД- филиала ОАО «РЖД» Сольская Ирина Юрьевна, д. э. н., профессор, зав. кафедрой «Финансы и антикризисное регулирование»
Данилов Владимир Андреевич, магистрант ИрГУПС Назаров Сергей Николаевич, магистрант ИрГУПС
ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (ОАО «ТРАНСКОНТЕЙНЕР»)
А.А. Кrasnoshok, I. U. Solskaya, У.А. Danilov, S.N. Nazarov
THE ESTIMATION OF ECONOMIC SAFETY LEVEL OF TRANSPORT ORGANIZATION (ОАО «TRANSCONTAINER»)
Аннотация. Представлены теоретические предпосылки и методологические подходы к оценке уровня экономической безопасности ОАО «ТрансКонтейнер». Рассмотрены институацион-ные предпосылки формирования модели оценки уровня экономической безопасности и проведен расчет финансовых аспектов экономической безопасности.
Ключевые слова: экономическая безопасность, оценка, прогнозирование.
Abstract. In the article theoretical preconditions and methodological approaches to the estimation of the OAO economic safety level are presented. Preconditions of formation of economic safety level estimation model are considered and the calculation of economic safety financial aspects is carried out.
Keywords: economic safety, estimation, prognosis.
Из всего многообразия принципов формирования системы интегральной экономической безопасности организации необходимо выделить такие, которые соответствуют предлагаемой трактовке совокупности «частного» и «стороннего» аспекта экономической безопасности, которые предполагают учет возможностей не только «прямого», но и «обратного» влияния состояния системы экономической безопасности.
В то же время необходимо помнить о том, что само по себе понятие экономической безопасности предприятия является комплексным и за-
трагивает практически все функциональные области его деятельности, и при оценке экономической безопасности ряд положений оценки пересекается с отдельными видами деятельности предприятия. Это касается, прежде всего, формулирования стратегических интересов предприятия и их количественной интерпретации. Поэтому в качестве основы формулировки принципов формирования системы предлагается использовать обеспечение соответствия требований экономической безопасности как категории стратегическим целям развития организации.
При анализе уровня экономической безопасности предприятия (организации) ОАО «ТрансКонтейнер» последовательность этапов анализа обусловлена последовательностью реализации авторского подхода к оценке1 состояния экономической безопасности. Так, в анализе активов предприятия в первую очередь нужно оценить структуру активов на основе бухгалтерского баланса предприятия, но эти расчеты мы приведем позже. Для начала рассчитаем деловую активность фирмы. Оценить деловую активность предприятия можно только по соотношению темпов роста основных показателей: совокупных активов (Такт),
Краснощек А.А., Сольская И.Ю. Системный подход к экономической безопасности ОАО «Российские железные дороги». Материалы научной конференции «Ресурсное и кадровое обеспечение инновационного развития дорог Восточного региона». Чита. 2010. С. 158-162.
Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство
объема продаж (Тури) и прибыли (Тп): 100% < Такт < Тури < Тп2.
На анализируемом предприятии3 темп роста активов - 99,05% (27304394тр*100/27566362тр), объема продаж (выручки) - 85,53% (3624092тр*100/4237160тр), чистой прибыли -48,80% (9654тр*100/19782тр), то есть данное условие не выполнено: 100>99,05>85,53>48,80. Первое неравенство (100% > Такт) показывает, что предприятие не наращивает свой экономический потенциал и масштабы деятельности.
Второе неравенство (Такт > Турп) свидетельствует о том, что объем продаж растет медленнее экономического потенциала. Из этого можно сделать вывод о пониженной эффективности использования ресурсов на предприятии.
Третье неравенство (Турп > Тп) означает, что прибыль предприятия растет медленнее объема реализации продукции и совокупного капитала.
Таким образом, можно сказать, что уровень экономической безопасности предприятия снижается.
Из анализа структуры и динамики следует, что в целом наблюдается падение валюты баланса. Основную часть спада взяли на себя оборотные активы, по внеоборотным активам наблюдается возрастание на 46,32%. Это может быть обусловлено увеличением или переоценкой основных средств, началом строительства новых объектов или разработкой и патентом новой технологии.
Таблица 1
Показа- Сумма, тр. Удельный вес, Изм., т.р.
тель %
2009 2010 2009 2010
Внеобо- 19172436 19273424 69,55 70,59 100988
ротные
активы
Оборот- 8393926 8030970 30,45 29,41 -362956
ные акти-
вы
Итого 27566362 27304394 100 100 -261968
Для более точной оценки состояния активов необходимо провести дополнительный развернутый анализ структуры и изменения разделов баланса (табл. 2).
Анализ структурных изменений показал, что наблюдается прирост стоимости внеоборотных активов.
Таблица 2
Показатель Удельный вес, % Абсолютное
2009 2010 изменение, т.р.
1 4 5 6
НМА 0,002 0,002 -35
Основные средства 92,80 92,61 58492
Незавершенное стро- 6,74 6,91 38729
ительство
Отложенные налого- 0,23 0,25 3802
вые обязательства
Долгосрочные финан- 0,16 0,16 -
совые вложения
Прочие внеоборотные 0,07 0,07 -
активы
Внеоборотные активы 100 100 100988
всего
Наивысшую долю внеоборотных активов составляют основные средства, которые дали прирост на 0,33%, также высокий прирост по сравнению с другими показателями дало НЗС - на 3%. НМА по сравнению с минувшим годом упало на 35 тысяч и падение составило 9,46%. Исходя из этих данных, можно предположить:
1) Новое строительство.
2) Возможно, предприятие закупает новые контейнеры, вагоны или локомотивы.
3) Сокращение НМА можно объяснить сокращением прибыли, персонала и всей материальной базы.
В структуре же раздела существенных изменений не наблюдается.
Таблица 3 Анализ изменения структуры оборотных активов
Показатель Удельный вес, % Темп роста, Абс. изм-
2009 2010 % е, т. р.
запасы 6,61 7,44 107,72 42826
НДС 3,83 4,82 120,63 66243
дебиторская за- 79,00 73,47 88,97 -731148
долженность,
в том числе
с покупателями 18,18 11,68 63,81 -552265
и заказчиками
краткосрочные 2,86 6,73 224,87 299941
финансовые
вложения
денежные сред- 5,16 4,83 89,41 -45889
ства
прочие оборот- 2,54 2,72 102,38 5078
ные активы
всего 100,00 100,00 95,68 -362956
оборотные акти-
вы
2 Данное соотношение принято называть «золотым правилом экономики предприятия». Если данные пропорции соблюдаются, то это свидетельствует о динамичности развития предприятия и укреплении его финансового положения.
3 Официальный сайт ОАО «ТрансКонтейнер»: (http://www.trcont.ru/?id=186&L=0)
Из данных таблицы следует, что общее количество оборотных активов сократилось на 4,32 %. В основном на это повлияла дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты.
Понижение этого показателя может свидетельствовать о том, что клиенты данной компании стали расплачиваться с предоставляемыми услугами без рассрочки и вовремя. В дебиторской задолженности уменьшилась статья с покупателями и заказчиками на 46,19 %, что говорит о том, что клиенты ОАО «ТрансКонтейнер» расплачиваются по своим обязательствам. Также предприятие стало активно давать товарные кредиты и приобретать акции других фирм, о чем свидетельствует то, что статья краткосрочные финансовые вложения возросла на 124,87 %.
Запасы предприятия возросли на 7,72 %, а НДС по приобретенным ценностям - на 20,63 %. Это связано с тем, что перевозки стали осуществляется по грузам, на которые распространяются повышенные коэффициенты или облагаемые пошлиной. Также это может быть связано с тем, что перевозимая продукция стала дорожать. Денежные средства сократились на 10%.
Таблица 4
Группа оборотных средств Остатки на конец отчетного периода по статьям актива баланса
1 .Абсолютно ликвидные активы Денежные средства (387528 т.р.)
2. Наиболее ликвидные активы Краткосрочные финансовые вложения (540137 т.р.)
3. Быстро ликвидные активы Дебиторская задолженность (5900194 т.р.)
4. Медленно ликвидные активы Запасы (597442+387417=984859 т.р.)
Общая сумма оборотных средств 8030970 т.р.
в текущем году увеличилась на 20 млн рублей. В результате чего разделы капитал и резервы увеличились на 0,11 %.
Таблица 5
Горизонтальный и вертикальный анализ пассивов, т. р.
Показа- Сумма, т. р. Удельный вес, Изме-
тель % нения,
2009 2010 2009 2010 т.р.
Капитал 18742218 18762000 67,99 68,71 19782
и резервы
Долго- 4752710 4767660 17,24 17,46 14950
срочные обязатель-
ства
Кратко- 4071634 3774734 14,77 13,83 -296900
срочные обязатель-
ства
Итого 27566362 27304394 100,00 100,00 -261968
Таблица 6
Показатель Удельный вес, % темп роста, % Изменение, т.р.
2009 2010
Уставный капитал 74,14 74,06 100,00 -
Добавочный капитал 0,55 0,55 100,00 -
Резервный капитал 1,51 1,51 100,00 -
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 23,80 23,88 100,45 19982
Итого 100,00 100,00 100,11 19982
Состояние экономической безопасности существенным образом зависит от изменения структуры и стоимости источников финансирования деятельности предприятия. Для оценки этих изменений проводится анализ динамики и структуры пассивов (табл. 5). Из проведенного анализа следует, что пассив баланса сократился на 0,95 %. Эти несущественные изменения вызвало сокращение краткосрочных обязательств на 7,29 % и уменьшение доли данной статьи в пассиве баланса. Также капитал и резервы увеличились на 0,11 %. Доля 3 и 4 разделов бухгалтерского баланса компании ОАО ТрансКонтейнер возросли на 0,72 и 0,22 % соответственно.
Анализ изменения структуры капитала и резервов (табл. 6) показал, что изменения по данному разделу практически не произошли. Капитал предприятия вообще не изменился, но в 2010 году уменьшился его удельный вес на 0,8 %. Положительные изменения произошли только со статьей Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток),
Из данных таблицы 7 следует, что долгосрочные обязательства возросли на 0,32 %. Это было вызвано увеличением отложенных налоговых обязательств на 6,51 % или на 15150 тр. Остальные статьи четвертого раздела бухгалтерского баланса ОАО «ТрансКонтейнер» остались без изменений.
Таблица 7 Анализ изменения структуры долгосрочных обязательств, т. р.
Показатель Удельный вес,% темп роста, % Изм-е, т.р.
2009 2010
Займы и кредиты 95,10 94,80 100,00 -
Отложенные нало- 4,90 5,20 106,51 15150
говые обязатель-
ства
Итого 100,00 100,00 100,32 15150
Из данных таблицы 8 следует, что кредиторская задолженность предприятия уменьшилась на 3,63 %. Но в структуре краткосрочных обязательств она заняла практически полное место (99,35 %). В самой кредиторской задолженности произошли существенные структурные изменения. Задолженность перед поставщиками и подрядчи-
Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство
ками, а также по налогам и сборам сократились на 26,64 и 9,63 % соответственно. Также произошло существенное увеличение задолженности по заработной плате на 221,41 % и перед государством на 63,13 %. Это может быть вызвано тем, что в связи с увеличением объемов работы и нехваткой рабочей силы не выплачивались отпускные или депонирование зарплаты для кругооборота денег на счетах предприятия. Прочие краткосрочные обязательства снизились на 86,62 %, что составляет 155 680 000 рублей. Доля данной статьи сократилась в 4 раза. Все эти изменения привели к падению краткосрочных обязательств на 7,29 %.
Таблица 8 Анализ изменения структуры краткосрочных обязательств, тр.
Показатель Удельный темп Измене-
вес,% роста, % ние
2009 2010
1) Кредиторская 93,11 99,35 96,37 -141155
задолженность
в том числе по- 21,40 16,93 73,36 -232118
ставщики и под-
рядчики
перед персона- 0,65 2,25 321,41 58581
лом
перед государ- 0,52 0,91 163,13 13362
ственными ВБФ
по налогам 4,61 4,49 90,37 -18059
и сборам
прочие 68,40 74,76 101,33 37079
кредиторы
2) доходы бу- 0,01 0,01 89,26 -65
дущих периодов
3) прочие крат- 4,41 0,64 13,38 -155680
косрочные обя-
зательства
Итого 100,00 100,00 92,71 -296900
Анализ финансовых результатов ОАО «ТрансКонтейнер» в течение 2006-2009 годов и 1 квартала 2010 года показал, что деятельность являлась прибыльной. При этом были достигнуты следующие финансовые результаты:
Чистая прибыль за 2006 год составила 1 441 971 тыс. руб., за 2007 год - 1 531 851 тыс. руб., за 2008 год - 2 680 236 тыс. руб., за 2009 год - 22 101 тыс. руб., за 1 квартал 2010 года - 19 782 тыс. руб.
Рентабельность собственного капитала в 2006 году составила 9,40 %, в 2007 году - 9,14 %, в 2008 году - 14,04 %, в 2009 году - 0,12 %, за 1 квартал 2010 года - 0,11 %.
Рентабельность активов в 2006 году составила 8,40 %, в 2007 году - 7,50 %, в 2008 году -9,97 %, в 2009 году - 0,08 %, за 1 квартал 2010 года - 0,07 %. Рентабельность продукции (продаж) в
2006 году составила 35,35 %, в 2007 году -19,66 %, в 2008 году - 21,95 %, в 2009 году - 4,74 %, за 1 квартал 2010 года - 11,22 %.
Основной причиной низкого значения чистой прибыли за 2009 год и 1 квартал 2010 года в сравнении с сопоставимыми периодами 2006-2008 годов является влияние финансового кризиса на рынок железнодорожных контейнерных перевозок, который привел к существенному снижению валовой прибыли за счет снижения объемов грузов, предъявленных к перевозке, и, как следствие, падению выручки от продажи услуг (-19,18% по сравнению с 2008 годом), увеличению процентных расходов по обслуживанию заимствований (+122,13 % по сравнению с 2008 годом).
По итогам 2009 года выручка составила 16 348 015 тыс. руб., что на 19,18 % меньше показателя за аналогичный период прошлого года, чистая прибыль сократилась на 99,18 %. За 1 квартал 2010 года выручка выросла на 16,92 % по сравнению с 1 кварталом 2009 года и составила 4 237 160 тыс. руб.
К факторам, оказавшим влияние на снижение размера выручки ОАО «ТрансКонтейнер» на 19,18 % за 2009 год по сравнению с 2008 годом, следует отнести снижение платежеспособного спроса, снижение объемов грузов, предъявленных к перевозкам, предоставление скидок на перевозки по отдельным направлениям. Рост выручки в 1 квартале 2010 года по сравнению с 1 кварталом 2009 года произошел из-за оживления рынка и проведенных мероприятий ОАО «ТрансКонтейнер» по оптимизации бизнеса. Органы управления ОАО «ТрансКонтейнер» оценивают степень влияния данного фактора как умеренную.
Падение валовой прибыли по итогам 2009 года в 5,4 раза по сравнению с 2008 годом связано с влиянием финансового кризиса на рынок железнодорожных перевозок, падением выручки. Рост валовой прибыли в 1 квартале 2010 года в 2 раза по сравнению с 1 кварталом 2009 года связан с оживлением рынка и проведенными мероприятиями ОАО «ТрансКонтейнер» по оптимизации бизнеса. Органы управления ОАО «ТрансКонтейнер» оценивают степень влияния данного фактора как существенную.
Себестоимость услуг по итогам 2009 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года претерпела незначительные изменения, уменьшилась на 0,56 % по сравнению с 2008 годом. Себестоимость услуг в 1 квартале 2010 года выросла на 10,97 %.
Низкое значение выручки в 2006 году обусловлено началом ведения хозяйственной дея-
тельности ОАО «ТрансКонтейнер» (начало хозяйственной деятельности - с 01 июля 2006 года), последующий существенный рост выручки и валовой прибыли в 2007-2008 годах связан с ростом рынка железнодорожных контейнерных перевозок, привлечением крупных клиентов за счет предложения сквозного сервиса при перевозках грузов в международном сообщении, расширения агентской сети в странах СНГ и третьих странах, обеспечения комплексного обслуживания клиентов на принадлежащих ОАО «ТрансКонтейнер» контейнерных терминалах.
Отрицательное значение собственных оборотных средств за 2008-2009 годы и 1 квартал 2010 года свидетельствует о частичном использовании заемного капитала для создания внеоборотных активов.
Соотношение собственных средств и общих активов ОАО «ТрансКонтейнер» демонстрирует достаточно высокий уровень платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.
Таким образом, ключевым фактором, влияющим на деятельность ОАО «ТрансКонтейнер» и его рыночные позиции является размер парка фи-тинговых платформ, а также наличие разветвленной сети продаж и широкой клиентской базы. К прочим факторам, влияющим на деятельность ОАО «ТрансКонтейнер», относятся факторы оптимизации управления подвижным составом:
- снижение времени простоев парка (в ожидании, в ремонте, при погрузо-разгрузочных операциях);
- оптимизация маршрутов следования контейнеров;
- оптимизация структуры парка контейнеров и ж.-д. платформ по типоразмерам;
- своевременное отслеживание местонахождения контейнера и вагона.
На деятельность ОАО «ТрансКонтейнер» оказывает влияние экономическая ситуация в стране и мире: последствия мирового финансового кризиса, который привел к непрогнозируемому ранее снижению объемов контейнерных перевозок. Обладание значительными конкурентными преимуществами (крупный парк подвижного состава и автотранспорта, относительно низкий уровень долговой нагрузки, широкая диверсифицированная база клиентов и др.) дает ОАО «ТрансКонтейнер» возможность увеличить свою долю на рынке, смягчить негативные последствия мирового финансового кризиса и быстрее преодолеть его последствия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Краснощек А. А., Сольская И. Ю. Системный подход к экономической безопасности ОАО «Российские железные дороги» // Ресурсное и кадровое обеспечение инновационного развития дорог Восточного региона : материалы науч. конф. Чита. 2010. С. 158-162.