Философия права. 2024. № 1 (108). С. 205-212. Philosophiya prava. 2024. № 1 (108). Pp. 205-212.
Научная статья
УДК 338
ОЦЕНКА УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Николаенко Валентин Сергеевич
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Томск, Российская Федерация, valentin. s. nikolaenko@tusur. ru
Введение: нестабильность в мире, рост радикальных и экстремистских настроений стимулируют нарастание геополитический напряженности, направленной против России и ее граждан. Элиминирующим ответом на возрастающую нестабильность и агрессию со стороны недружественных стран является государственная политика в области обеспечения национальной безопасности.
Материалы и методы: для исследования угроз национальной безопасности автором были применены методы, закрепленные в ГОСТР ИСО 31000 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» и ГОСТР 31010 «Методы оценки риска», а именно качественные методы оценки и коэффициенты вербально-числовой шкалы Харрингтона. Идентификация угроз национальной безопасности осуществлялась посредством анализа нормативных правовых актов, таких как Конституция РФ, Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010№ ЗЯО-ФЗ, Стратегия экономической безопасности России до 2030 г., Военная доктрина России, Стратегия научно-технологического развития России и др.
Результаты исследования: основными результатами проведенного исследования стали оценка 25 угроз в сфере экономической безопасности, оценка пяти угроз в военной сфере, оценка семи угроз в информационной сфере.
Выводы и заключения: входе проведенного исследования было установлено, что преобладающее количество угроз национальной безопасности носит экзистенциональных характер и требует оперативной реализации мер, направленных на их элиминирование. Также анализ структуры национальной безопасности России показал, что 81 % угроз в экономической, военной и информационных сферах находятся в «критической области».
Ключевые слова: угроза, риск, вызов, национальная безопасность, экономическая безопасность, военная безопасность, информационная безопасность.
Для цитирования: Николаенко В. С. Оценка угроз национальной безопасности Российской Федерации /В. С. Николаенко // Философия права : науч.-теоретич. журн. Ростов-на-Дону. 2024. № 1 (108).-С. 205-212.
Original paper
ASSESSMENT OF THREATS TO THE NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Nikolaenko Valentin Sergeevich
Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, Tomsk, Russian Federation
Introduction: instability in the world, the growth of radical and extremist sentiments stimulate the escalation in geopolitical tensions directed against Russia and its citizens. The state policy aimed at ensuring national security is the elimination response to the growing instability and aggression from unfriendly countries.
Materials and methods: according to Russian National Security Strategy, a threat to national security -is a set ofconditions andfactors creating a direct or indirect possibility ofcausing damage to national interests of Russia. The concept of «threat» is a negative connotation of the concept of «risk», therefore, to study threats to national security, the author of this article applied the methods enshrined in GOSTR ISO 31000 «Risk managemen t. Principles and Guidance» and GOSTR 31010 «Risk Assessment Methods», namely, qualitative assessment methods and Harrington's verbal-numerical scale coefficients.
Identification of threats to national security was carried out through the analysis of regulations, such as the Constitution of the Russian Federation, Federal Law «On Strategic Planning in the Russian Federation » № 172-FZ, Federal Law «On Security» № 390-FZ, Economic Security Strategy of Russia until 2030, Military Doctrine of Russia, Science and Technology Development Strategy of Russia, etc.
Results of the study: the main results of the study were the assessment of 25 threats in the field of economic security; the assessment of five threats in the military sphere; the assessment of seven threats in the information sphere.
Findings and conclusions: in the course of the study, it was found that the predominant number of threats to national security are of existential nature and require prompt implementation of measures aimed at their elimination. In addition, an analysis of the structure of Russia's national security showed that 81 % of the threats to the economic, military and information spheres are in the «critical area».
Keywords: threat, risk, challenge, national security, economic security, military security, information security.
For citation: Nikolaenko V. S. Assessment of threats to the national security of the Russian Federation / V. S. Nikolaenko // Philosophiya Prava : scientific-theoretical journal. Rostov-on-Don.2024. № 1 (108). -Pp. 205-212.
Усиливающаяся нестабильность в мире, рост радикальных и экстремистских настроений стимулируют нарастание геополитический напряженности, направленной против России и ее граждан. Яркими примерами являются диверсия на «Северных потоках», террористические акты на территории России, введение потолка цен на сырую нефть и нефтепродукты, запрет на импорт товаров, экспортные ограничения, дискриминация отечественных компаний на мировом рынке, конфискация имущества граждан России в странах Европы и др. Эти и другие подобные им события формируют необходимость укрепления устойчивости России и приумножения ее военного, экономического, гражданского и духовного потенциала.
Ответом на возрастающую нестабильность и агрессию со стороны недружественных стран является реализация государственной политики в области обеспечения национальной безопасности [1]. Основным документом, который формализует ключевые позиции данной политики, является Указ Президента РФ от 02.07.2021 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (далее - Стратегия национальной безопасности), где угроза
национальной безопасности - это комплекс условий и факторов, которые создают прямые и (или) косвенные возможности нанесения ущерба национальным интересам России [2].
Проведенный анализ Конституции РФ (далее - Конституция), Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Федерального закона «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-Ф3 (далее - Закон 390-Ф3), Стратегии национальной безопасности, Военной доктрины РФ, Доктрины информационной безопасности РФ (далее - Информационная доктрина), Стратегии экономической безопасности России до 2030 г. (далее - Стратегия экономической безопасности), Стратегии научно-технологического развития, Стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025 г. (далее - Стратегия экологической безопасности) и других доктринальных и стратегических актов показал, что под «риском» понимается некая совокупность факторов, которая запускает процесс трансформации вызовов в угрозы, где вызовы — это совокупность факторов, которые способны при определенных условиях приводить к возникновению угроз.
В силу Стратегии национальной безопасности под национальной безопасностью понимается состояние защищенности национальных интересов России от внешних и внутренних угроз [3]. Согласно Закону 390-ФЭ безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
На основании вышесказанного целью настоящей статьи является оценка угроз национальной безопасности Российской Федерации в экономической сфере. Для достижения поставленной цели автором настоящей статьи были решены следующие задачи:
- проанализирована структура национальной безопасности России;
- проведена идентификация и оценивание вероятности наступления угроз в экономической сфере, а также возможное влияние в случаях их материализации.
Согласно Стратегии национальная безопасность включает в себя следующие основные звенья [4]:
1. Экономическая безопасность. Механизмы обеспечения экономической безопасности закреплены в Стратегии экономической безопасности, утвержденной Президентом РФ 13 мая 2017 г. [5].
2. Военная безопасность. Механизмы обеспечения военной безопасности закреплены в Военной доктрине, утвержденной Президентом РФ 25 декабря 2014 г.
3. Государственная и общественная безопасность. В соответствии с поправками к Конституции от 14 марта 2020 г. в части ст. 67 Россия обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности [6].
4. Информационная безопасность. Механизмы обеспечения информационной безопасности закреплены в Информационной доктрине, утвержденной Президентом РФ 5 декабря 2016 г.
5. Безопасность в сфере науки, технологий и образования. 21 июля 2020 г. Президентом РФ был утвержден Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.», в рамках кото-
рого были обозначены такие цели, как вхождении в десятку ведущих стран мира по качеству образования, формирование эффективной системы поддержки и развития талантов, а также обеспечения присутствия в десятке ведущих стран мира по объему научных исследований.
6. Экологическая безопасность. 19 апреля 2017 г. Президентом РФ была утверждена Стратегия экологической безопасности, целями которой являются сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики.
7. Безопасность в духовно-нравственной и культурной сферах. В соответствии с поправками к Конституции от 14 марта 2020 г. в части ст. 67.1 Россия чтит память защитников Отечества и обеспечивает защиту исторической правды.
8. Международная безопасность. Основополагающим международно-правовым актом, который заложил основы существующего международного порядка, является Устав Организации Объединенных Наций, принятый 26 июня 1945 г.
Проведенный анализ нормативных правовых актов, закрепляющих основные положения обеспечения национальной безопасности России, позволил выявить и оценить вероятность наступления угроз национальной безопасности в экономической сфере, а также оценить возможное влияние в случаях их материализации.
В силу Стратегии экономической безопасности под экономической безопасностью следует понимать состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов России.
Актуальность управления рисками в области экономической безопасности обусловлена внешними вызовами и угрозами. В качестве подтверждения вышесказанного можно привести официальные документы, такие
как «Стратегия национальной безопасности США» [7] и «Акт о противодействии противниками Америки посредством санкций», принятыми Правительством США1. Анализ этих документов показывает, что США намерены и далее системно и планомерно осуществлять действия по использованию внешнеэкономического давления на мировых рынках с целью достижения конкурентных преимуществ.
Для элиминирования негативных последствий от реализации недружественных действий, в том числе США, в Стратегии экономической безопасности закрепляется перечень 25 угроз экономической безопасности. С данным перечнем можно ознакомиться в Стратегии экономической безопасности. Стоит отметить, что для оценки этих угроз применялись качественные методы, методология которых закреплена в ГОСТ Р ИСО 31000 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» и ГОСТ Р 31010 «Методы оценки риска» [8; 9]. Оценка значений вероятностей и влияний была сформирована за счет формализации экспертного мнения. В частности, для оценки вероятностей наступления угроз
и возможного влияния в случае их материализации была сформирована группа, включающая в себя 10 респондентов, имеющих научные степени кандидатов (восемь респондентов) и докторов (два респондента) экономических наук. Численность обусловлена двумя факторами: во-первых, возможностью верификации экспертных оценок; во-вторых, возможностью получения более достоверных оценок при большем количестве экспертных мнений [10; 11].
Оценка включала в себя следующие этапы: формирование правил обработки экспертных мнений; оценивание вероятностей наступления угроз и возможного влияния в случае их материализации; анализ и обработка экспертных мнений.
Оценка значений вероятностей и влияний осуществлялась с использованием коэффициентов вербально-числовой шкалы Харринг-тона (таблица 1). Обработка экспертных мнений осуществлялась с помощью формул 1, 2, 3 и 4, где каждый эксперт представил три вида оценки по каждой угрозе - оптимистическую, наиболее вероятную (реалистическую) и пессимистическую [12; 13].
Таблица 1
Коэффициенты вербально-числовой шкалы Харрингтона
Влияние/ Вероятность Коэффициент Харрингтона Комментарии
Очень высокая 5 Максимально возможный ущерб / Гарантированное наступление угрозы
Высокая 4 Большой ущерб / Угроза наступит, но шанс избежать ее остается
Средняя 3 Приемлемый ущерб / Нет гарантий, что угроза наступит, но все же такая возможность остается
Низкая 2 Незначительный ущерб / Остается возможность наступления угрозы
Очень низкая 1 Минимальный ущерб / Остается хоть и малая, но все же возможность наступления угрозы
Нет влияния 0 Ущерб отсутствует / Вероятность наступления угрозы отсутствует
1 Countering America's Adversaries Through Sanctions Act. URL: https://clck.ru/qjFCv (дата обращения: 02.07.2023).
сь + 4а +
л-+ 4ь: I !/'
(1) (2),
влияния в случае наступления -угрозы по мнению -эксперта, - номер угрозы национальной безопасности, - номер эксперта.
Далее для каждой угрозы рассчитывалось среднее арифметическое значение вероятности и влияния по формулам 3 и 4.
где А", а и а - оптимистическая, реалистическая и пессимистическая оценка вероятности материализации угрозы национальной безопасности; Ь", Ь и ЬР - оптимистическая, реалистическая и пессимистическая оценка возможного влияния в случае наступления угрозы национальной безопасности; Аи - расчетное значение вероятности материализации /' -угрозы по мнению / -эксперта; Вц - расчетное значение возможного
У 4
м
п
и-
2Х
Д
(3)
(4),
где п - количество экспертных мнении.
2
со
0
а,
и, >>
5 =Г
Я
5
щ
а П.
1
л
В
о
05 О О, О
СО
©0® О®
0 1 2 3 4 5
Возможное влияние в случае наступления угрозы
Рис. 1. Матрица угроз в сфере экономической безопасности
На основании полученных оценок была построена матрица угроз в сфере экономической безопасности (рис. 1). Полученное распределение позволило установить, что 19 угроз (76 % от общего количества угроз) пересекают границу толерантности и находятся в «критической области», где наиболее опасными являются угроза № 1 (использование недружественными странами своих преимуществ в уровне развития экономики и ИТ), угроза № 3 (использование дискриминационных мер в отношении России), угроза № 4 (повышение конфликтов в зонах экономических интересов России), угроза № 6 (изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы) и угроза № 8 (атака на информационные инфраструктуры финансово-банковской системы) [14; 15; 16]. Высокая концентрация угроз в «критической области» указывает на:
- агрессивное поведение недружественных стран, которое направлено на дестабилизацию экономики России, а также на ухудшение уровня жизни населения;
- необходимость реализации эффективных и результативных элиминирующих мер, которые позволят обеспечить экономический рост и укрепление экономического суверенитета России;
Список источников
1. Борисов В.В. Некоторые проблемы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации и зарубежный опыт обеспечения национальной безопасности // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2020. № 2. Т. 5.
2. Бадаева Д.Б. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации и направления их нейтрализации в свете стратегии национальной безопасности // Евразийский юридический журнал. 2022. № 11(174).
3. Зайцев А.К. Система национальной безопасности как элемент общей теории национальной безопасности // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2019. № 50.
- концентрацию фокуса государственного внимания на развитие системы стратегического планирования, повышение региональной зрелости России, а также на обеспечение безопасности экономической деятельности и развитие человеческого потенциала.
Требуется отметить, что зарубежный опыт внедрения риск-менеджмента в системы государственного управления показывает, что США, Канада и Великобритания придерживаются политики нулевой терпимости к угрозам, которые пересекают границу толерантности [17; 18].
Как показали результаты проведенного исследования, многие угрозы национальной безопасности носят экзистенциальный характер, что требует оперативной реализации мер, направленных на элиминирование угроз «критической области». Это означает, что может быть сформулирована стратегическая цель для государственного аппарата - перемещение наиболее опасных угроз национальной безопасности в безопасные области за счет уменьшения вероятности наступления угроз национальной безопасности и их возможного влияния в случае материализации.
References
1. Borisov V. V. Some problems of ensuring national security in the Russian Federation and foreign experience in ensuring national security //Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2020. № 2. V. 5.
2. Balaeva D.B. Threats to the national security of the Russian Federation and the directions of their neutralization in the light of the national security strategy // Eurasian Law Journal. 2022. № 11(174).
3. Zaitsev A.K. The national security system as an element of the general theory of national security// Collections of conferences of SIC Socio-sphere. 2019. № 50.
4. Grinyaev S.N., Mareev P.L., Medvedev D.A.
4. Гриняев С.Н., Мареев П.Л., Медведев Д.А. Национальная безопасность России: сущность, виды, понятийный аппарат. М., 2021.
5. Феофилова Т.Ю., Радыгин Е.В., Литви-ненко А.Н. Экономическая безопасность - стратегический национальный приоритет РФ: анализ новой стратегии национальной безопасности РФ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 7-1.
6. Куршаков З.С. Соотношение национальной безопасности и системы национальной безопасности // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 51.
7. National Security Strategy. The White House, 2022.
8. ГОСТ P ИСО 31000-2019. Менеджмент риска. Принципы и руководство. М., 2020.
9. ГОСТ Р 31010-2011 Методы оценки риска. М., 2012.
10. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. М., 1996.
11. Машков Д.М. Научные подходы к управлению рисками промышленных предприятий // Инженерный вестник Дона. 2014. №4-1. Т. 31.
12. Мегпа Т., Al-Thani F. Corporate Risk Management. JohnWiley&Sons, Ltd, 2008.
13. Nikolaenko V., Sidorov A. Analysis of 105 IT Project Risks // Journal of Risk and Financial Management, 2023. № 33.V. 16(1).
14. Назаров В.П., Афиногенов Д.А. Проблемы развития общей теории национальной безопасности в контексте корректировки стратегии национальной безопасности Российской Федерации //Власть. 2020. № 1. Т. 28.
15. Утечки информации ограниченного доступа в России за 2022 г. Info Watch. 2022.
16. Николаенко B.C. Управление компьютерными рисками в критических информационных инфраструктурах топливно-энергетического комплекса // Инновации в менеджменте. 2021. № 4(30).
17. Кулик Г.Ю. Зарубежный опыт внедрения риск-менеджмента в государственное управление // Государственное управление. Электронныйвестник. 2013. № 37.
National security of Russia: essence, types, conceptual apparatus. Moscow, 2021.
5. Feofilova T.Y., RadyginE.V., Litvinenko A.N. Economic security - strategic national priority of the Russian Federation: analysis of the new national security strategy of the Russian Federation // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2021. № 7-1.
6. KurshakovZ.S. Correlation of national security and national security systems // Innovations. The science. Education. 2022. № 51.
7. National security strategy. The White House, 2022.
8. GOST R ISO 31000-2019. Risk management. Principles and guidelines. Moscow, 2020.
9. GOST R 31010-2011 Methods of risk assessment. Moscow, 2012.
10. Balabanov I. T. Risk management. Moscow, 1996.
11. Mashkov D.M. Scientific approaches to risk management of industrial enterprises // Engineering Bulletin of the Don. 2014.№ 4-1. V. 31.
12. Merna T., Al-Thani F. Corporate Risk Management. JohnWiley&Sons, Ltd. 2008.
13. Nikolaenko V., Sidorov A. Analysis of 105 IT Project Risks // Journal of Risk and Financial Management, 2023. № 33. V. 16(1).
14. Nazarov V.P., Afinogenov D.A. Problems of the development of the general theory of national security in the context of the adjustment of the national security strategy of the Russian Federation // Power. 2020. № 1. V. 28.
15. Leaks of restricted access information in Russia for 2022. Info Watch. 2022.
16. Nikolaenko V.S. Computer risk management in critical information infrastructures of the fuel and energy complex // Innovations in management. 2021. № 4(30).
17. Kulik G.Y. Foreign experience of risk management implementation in public administration // Public administration. Electronic Bulletin. 2013. №37.
18. The Department of Defense (DoD) United States of America. Risk Management Guide
18. The Department of Defense (DoD) United States of America. Risk Management Guide for DOD Acquisition, 2006. SixthEdition. Version 1.0.
for DOD Acquisition, 2006. SixthEdition. Version 1.0.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Николаенко Валентин Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент. Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. 634050, Российская Федерация, г. Томск, пр. Ленина, 40. ORCID: 0000-0002-1990-4443
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Nikolaenko Valentin Sergeevich, PhD in Economy, Associate professor. Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics. 40, Lenina Aven., Tomsk 634050 Russian Federation.