Innovative Technologies of Training General Practitioner Interns at the Department of General Practitioners Postgraduate Education Z. Zh. Ensengenova, G.B. Nurgabylova The application of innovative training technologies for the training of qualified, competent, competitive at labour market specialist who is ready for permanent growth and self-educating is the main objective of teachers at our University and Department. Various forms of presenting educational materials are employed at the Department of General Practitioners Postgraduate Education: interactive lectures, case-studies, role-playing and psychological games with use of communication skills, "brainstorming session", "the hum of bees", discussions and presentations based on principals of evidence based medicine. The quality of training is ensured by using medical equipment at lessons as well as instruments designed for medical examination and supervision at the University's Centre of practical skills. Application of innovative methods for training and education allows interns to take an active part in academic activities and solidify their knowledge.
ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ОБУЧЕНИЕМ В КАЗНМУ ИМ. С.Д. АСФЕНДИЯРОВА
ИНТЕРНАМИ-ТЕРАПЕВТАМИ
Полимбетов Д.С., Курманова Г.М., Аймаханова Г.Т., Садыкова Ш.С.
Кафедра постдипломной подготовки по терапии Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, г. Алматы
Приводится анализ результатов анкетирования врачей интернов-терапевтов на кафедре постдипломной подготовки по терапии в 2010-2011 учебном году. Анктирование проводилось по трем блокам вопросов, касающихся удовлетворенности обучением в КазНМУ вообще и в интернатуре в частности. Результаты опроса показали в целом хорошую удовлетворенность результатами обучения в КазНМУ. Удовлетворенность обучением на кафедре довольно высокая (74%), но есть перспективы для улучшения работы кафедры, как по преподаванию отдельных разделов внутренних болезней, так и по методическим и организационным вопросам
- система и методы оценки знаний, методы и формы проведения занятий, самостоятельной работы интернов и организация выездной практики.
Ключевые слова: удовлетворенность обучением, интернатура, анкетирование, обратная связь
Приводим анализ результатов анкетирования врачей интернов-терапевтов на кафедре постдипломной подгтовки по терапии в 2010-2011 учебном году. В опросе участвовало 98 врачей-интернов из 110 (89%), обучавшихся в интернатуре по терапии. Анкетирование проводилось трижды: в начале учебного года, после полугодовой аттестации и в конце учебного года (перед проведением независимого тестирования).
Анкеты включали в себя три блока вопросов. Первый блок включал оценку удовлетворенности полу-ченнными в КазНМУ знаниями. Второй блок - вопросы по существующей системе оценки знаний. Третий блок вопросов - пожелания по улучшению процесса обучения.
Результаты опроса показали в целом хорошую удовлетворенность результатами обучения в КазНМУ -в среднем 3,9 балла.
Удовлетворенны полученными на кафедре постдипломной подготовке по терапии знаниями и навыками
- 74% респондентов, затруднились ответить - 13%, не удовлетворены - 13%.
При оценке удовлетворенности обучением в баллах от 0 до 5 обучение в интернатуре по всем заданным вопросам выше, чем в среднем обучение в университете оценили все опрошенные (Рис. 1). Но значительно выше интерны оценили обучение в интернатуре по сравнению с обучением в КазНМУ в целом по следующим позициям:
• Работа преподавателей
• Развитие и формирование как специалиста
• Уровень овладение практическими навыками
• Подготовка к будущей врачебной деятельности в психологическом и моральном аспекте
Следует отметить, что удовлетворенность, что при анектировании в начале учебного года свой уровень знаний перед обучением в интернатуре оценили на «5» баллов 13,3% респондентов, на «4» балла - 69,4%, на «3» балла - 12,2%, на «2» балла 5,1%. В среднем - 3,9 баллов.
По итогам ГЭК средний балл интернов после окончания 6 курса был 4,5. Входное тестирование (проведенное 7.09.10), проведенное кафедрой показало, что уровень знаний можно оценить в среднем на 60,9 балла по 100-бальной шкале (традиционная оценка3,0 балла). При этом 14,5 % интернов не набрали порогового уровня по ответам на тестовые задания (не смогли правильно ответить на более чем 50% тестов), а 34,5% - получили от 50 до 60 баллов. Самооценка интернов выше результатов входного контроля, но ниже оценки ГЭК.
Подготошк Судущ ¿П врэчебнсП деятельности в поколоппесюшиморяяыюмаспаете
Уромнь и&лэдгош лраки ¡яв сим I нввыкя>и
Уроинь те(ф«нчесик
Развитие, формирование как специалиста
У сломяойучення- оснащомость, ресурсы
Орг дннмция процесса обу чеши
11редостпп лнО К Обрли ни! СвЯШ г
Как Ви оцяшилете работу пр отоДЭ в лтезкй (гцтцесс обучепня}
Впш л у дом створ гннчс 1ъ р му лыятимнобу чения в КэтНМУ
■Обучение в интернатуре
■ Обучение в КапНМУ с целом
Рис.1 Удовлетворенность обучением интернами-терапевтами (по 5-балльной системе от 0 до 5 баллов)
Наиболее слабым местом подготовки в КазНМУ при анкетировании в начале учебного года (входное анкетирование) интерны оценили полученные знания по клинической фармакологии, функциональной и лабораторной диагностике. Так, не удовлетворены полученными знаниями по: клинической фармакологии - 25% интернов, функциональной диагностике - 14%, лабораторной диагностике - 12,%.
В конце учебного года высокая потребность в более углубленном изучении клинической фармакологии сохранилась у 19% выпускников (таблица 1). Опыт, полученный на выездной практике показал интернам необходимость в более глубоком освоении электрокардиографии (14,3% считают, что этот цикл требуется расширить). У 11,1% сформировалась потребность в более глубоком изучении неврологии, прежде всего нарушений кровообращения (инсультов, ПНМК), что не отмечалось ими при входном анкетировании. В настоящее время неврология не включена в ТУП интернатуры, но ГОСО-2006 предусматривает 180 часов подготовки по неврологии в двугодичной интернатуре. Таким образом, необходимость в углубленном изучении некоторых частных вопросов нервных болезней, необходимых врачу-терапевту, будет реализована.
Таблица 1. Циклы (курсы, темы), которые интерны считают целесообразным включить в
курс обучения в интернатуре или требуется расширить
Циклы, курсы, требующие расширения/включения % отметивших интернов
гематология 3,2
кардиология 3,2
электрокардиография 14,3
эндокринология 4,8
нефрология 4,8
клин фармакология 19,0
диф. диагностика 3,2
неотложная помощь 7,9
тренинги в симуляционном центре 20,6
инструментальная, визуальная диагностика 9,5
лабораторная диагностика 3,2
неврология 11,1
20,6% интернов-терапевтов считают целесообразным расширить цикл в симуляционном центре, дав больше возможностей для работы на симуляторах по существующему перечню навыков, а также включить в программу обучения симуляции по некоторым дополнительным навыкам. Они хотели бы овладеть стернальной пункцией, спинномозговой пункцией и парацентезом (лапароцентез). Следует отметить, что возможность овла-
0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5 5-
дения данными навыками у интернов существует уже сейчас при работе в клинике, но не у всех (зависит от клинической базы и места выездной практики). Обучение этим навыкам в контролируемой среде в симуляци-онном центре является лучшей возможностью для овладения этими навыками на досаточно высоком уровне.
Отмечая необходимость в расширении обучения методам инструментальной диагностики, врачи-интерны выразили желание овладеть навыками выполнения и интерпретации следующих методов исследования: УЗИ, КТ, МРТ, ЭхоКГ, коронарография, ФГДС, рентгенография, спирография.
Анализ ответов интернов-терапевтов по существующей системе оценки знаний показал, что 64% считают, что существующая оценка знаний достаточно объективна и справедлива.
Не удовлетворены ссистемой оценки знаний 36%. Кто высказался отрицательно, считают, что недостаточно объективно тестирование. Считают необходимым проведение тестового контроля с целью оценки знаний только 38%. Считают, что тесты не объективны - 44%, потому что в тестах много некорректных вопросов и неправильно выполненных переводов на казахский язык. Затруднились ответить - 20%.
Считают целесообразным проведение мини-клинического экзамена с целью оценки практических навыков 62,5% респондентов, затруднились ответить - 18,7%, не считают - 20,3%.
Среди тех, кто ответил положительно о мини-клиническом экзамене, считают, что мини-клинический экзамен дает развитие клинического мышления и логики, улучшение практических навыков работы с больными, возможность объективной оценки собственных знаний и навыков, исправление ошибок, уверенность и подготовка к практической деятельности.
Среди инновационных методов обучения, которые проводились на кафедре в 2010-2011 уч. году больше всего понравилась СРС «Аналитическая матрица» - 80,6%; СРС - «Анализ клинической работы отделения» -62,7%, дебрифинг (во время тренингов в симуляционном центре) - 23,9%.
«Аналитическая матрица» - форма СРС, которая выполняется группой и представляет собой один из вариантов проектного метода обучения. В начале семестра группа получает историю болезни (с негативным, часто летальным исходом), которую они должна тщательно проанализировать, выявить ошибки диагностики, лечения и ведения больного и разработать конктреные предложения (продукты), направленные на устранение выявленных ошибок. При этом продукт должен быть подготовлен с позиций доказательной медицины, подкреплен солидным анализом литературы (оформляется в виде обзора литературы по теме) и доложен в виде презентации (которая также оценивается) на учебно-практической конференции. Продукт может быть в виде методических рекомендаций, алгоритма диагностики, алгоритма выбора тактики лечения, информационного листка или постера для пациентов и т.п. В ходе выполнения проекта группы интернов соревновались между собой (что изначально нами не предусматривалось), в результате такого соревенования для каждой группы было важно подготовить как можно больше продуктов (не один, а два, три или даже четыре), как можно более полезных и интересных. Более глубокий анализ результатов работы по «Аналитической матрице» мы приведем в наших дальнейших публикациях.
После получения положительного отзыва по «Аналитической матрице», мы провели дополнительный опрос, целью которого было уточнить, что именно понравилось интернам-терапевтам при выполнении проекта. Они отметили, что выполнение данной СРС дало им:
• осознание большей ответственности в работе,
• научило выявлять ошибки и учится на них
• научило работе в коллективе
• способствовало развитию клинического, аналитического мышления
• расширило теоретические знания,
• способствовало саморазвитию
• научило работать с литературой
• научило правилам работы с медицинской документацией
Среди предложений по улучшению обучения в интернатуре:
На уровне кафедры - «больше работы непосредственно с больными, больше клинических разборов, больше давать дифференциальную диагностику».
«Больше работы непосредственно с больными» - относится в большей степени к ЦКБ МЦ УДП РК, где имеются наилучшие возможности для обследования и лечения больных, но существует проблема со свободным допуском к пациентам врачей-интеров. Больше работать с больными врачи-интерны могут на других клинических базах кафедры (ГКЦ, ВКГ, НИИКиВБ), а также на выезной практике.
«Больше клинических разборов» - интернам больше всего нравится разбирать тему на конкретном клиническом случае. Опыт показывает, что наибольший интерес и внимание, привлекает «Неизвестный случай» -вариант case-study, когда обучащиеся не знают о пациенте с какой именно нозологией идет речь. В 2010-2011 учебном году мы внедрили case-study не только на семинарах (ранее в неделю проводилось не менее 2-3 тематических разборов), но и на проблемных лекциях. Форму case-study имеет и СРС, выполнямые интернами -«Аналитическая матрица» и «Целевая экспертиза качества медицинской помощи (ЦЭКМП)» (анализ историй болезни, выполняется интернами на выездной практике).
«Больше давать дифференциальную диагностику» - в ответах при анкетировании некоторые интерны подчеркивали целесообразность проведения даже отдельного цикла, посвященного дифференциальной диагно-
стики на стыке дисциплин (например, между инфекционной патологией и ревматическими заболеваниями, фтизитрией, онкологией и пульмонологией и т.п.).
На уровне деканата - уменьшить заполнение документации, упростить отчетную документацию (21%), сократить рабочий день в клинике, чтобы была возможность поработать в библиотеке (поскольку не у всех есть возможность работать в интернете); решить вопрос о дежурствах на смежных циклах.
В отношении выездной пратики: «не отправлять на практику в регионы (совсем не дают теоретических знаний), лучше организовывать выездную практику, оплату дорожных расходов».
«Не отправлять на практику в регионы» - все же большинство интернов-терапевтов считают, что выездная практика нужна. Но все отмечают, что во время выездной практики у них нет возможности получать теоретическую подготовку, отмечают слабое материально-техническое оснащение клинических баз на практике, зачастую плохо организованную работу наставников.
Таким образом, обратная связь с обучающимися в виде анкетрирования дала много полезной информации по улучшению процесса обучения и работы кафедры:
1. Удовлетворенность обучением на кафедре довольно высокая (74%), но есть перспективы для улучшения работы кафедры, например шире использовать в обучении клинические разборы, проекты, основанные на конкретных клинических случаях.
2. Учитывая высокую удовлетворенность мини-клиническим экзаменом (который, по мнению интернов, их готовит к практической деятельности врача и учит клиническому мышлению) - шире использовать его для обучения, оценки и обратной связи. Для этого необходимо изменить (расширить) критерии оценки мини -клинического экзамена.
3. Высокая удовлетворенность «Аналитической матрицей» показала ее возможности для решения ряда проблем обучения. В частности дать возможность интернам более глубоко охватить те темы, которые требуют более серьезного разбора с учетом реалий работы врача-терапевта путем подбора соотсвествующих историй болезни и тьюторством.
4. Удовлетворенность обучением в интернатуре высокая, но отмечены проблемы с организацией выездной практики.
5. Есть необходимость в расширенном обучении по ряду дисциплин (клиническая фармакология, инструментальная диагностика). Это можно реализовать, подготовив соотвествующие элективы.
6. В будущем учебном году можно внедрить более расширенный симуляционный курс с внедрением гибридной симуляции по неотложной помощи и ряду дополнительных навыков.
С.Ж. Асфендияров атындагы Казак ^лттык медицина университетте Yйренудi канагаттылыгыныц ин-
терн-терапевтермен берген багасы
Полимбетов Д.С., К^рманова г.М., Аймаханова Г.Т., Садыкова Ш.С.
2010-2011 оку жылындагы Терапия бойынша дипломнан кешнп дайындау кафедрасында интерндердщ сауал-с^рак нэтижелерщ талдауга тура келдг Сауал-с^рактар Yш блок бойынша жYргiзiлдi: Каз¥МУда Yйрену сапасы канагатты болды, эаресе интернатура кезвде. С^раудыц нэтижелерi бойынша Каз^МУде Yйрену сапасы непзшен жаксы канагаттылык керсетп. Кафедра бойынша Yйрену канагаттылыгы жогары (74%) болганымен, кафедраныц ж^мысыц жаксарту Yшiн перспективалар бар: эдiстемелiк жэне организациялык; iшкi аурулардыц жеке белiмдерiнде сабак беру; жуйе жэне бшмдердщ багасыныц эдiстерi; эдiстер мен ж^мыстардыц етк1зу формасын езгерту аркылы; интерндердщ езшдш жумысы мен шыгарма тэжiрибесiнiц уйымы.
Tyrc^i сездер: Yйрену канагаттылыгы. интернатура, сауал-с^рак жYргiзу, керi байланыс
The estimation of interns-therapists learning satisfaction in KazNMU
Polimbetov D.S., Kurmanova G. M, Aimahanova G. T, Sadykova S.S.
The analysis of intern-therapists questioning on chair of postdegree education on therapy in 2010-2011 educational year was carried out. Questioning was spent on three blocks of the questions, concerning learning satisfactions in KazNMU in general and in internship in particular. Results of interrogation have shown the good learning satisfactions in KazNMU. Learning satisfactions in internship high enough (74 %), but there is prospects for improvement of education process on chair, as on teaching of separate sections of internal diseases, and on methodical and organiztion questions - system and methods of knowledge estimation, methods and forms of teaching, independent work of interns and the organisation of exit practice.
Key words: learning satisfaction, internship, questioning, a feedback