За рубежом
© Коллектив авторов, 2015 УДК 614.2:618.2-084(574)
Даулетьярова М.А., Семенова Ю.М., Кайлюбаева Г.Ж., Калиева Г.А., Абдрахманова А.Д., Ибраева Ж.Б.
ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ДОРОДОВЫМ УХОДОМ РАЗЛИЧНЫМИ ЭТНИЧЕСКИМИ
ГРУППАМИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1 Государственный медицинский университет г. Семей МЗСР РК, 071400, г. Семей, Республика Казахстан
Казахстан является многонациональным государством, население которого представлено разными этническими группами с культурной, языковой и исторической спецификой. Крупнейшие этнические группы — казахи (63,1%) и русские (23,7%), но есть и представители более чем 100 других национальностей. Целью данного исследования являлось определение этнических различий в удовлетворенности качеством дородового ухода в родильных домах г. Семей Восточно-Казахстанской области. Было опрошено 1496 беременных женщин, зарегистрированных в родильных домах с 6 февраля по 11 июля 2013 г.
Респондентки казашки составили 1124 (75,2%), русские — 305 (20,3%), другие этнические группы — 67 (4,5%). Средний возраст казашек составил 26,5 года (95% ДИ 21,4 до 31,78), русских — 26,3 года (95% ДИ 21,7 до 31,57), женщин других национальностей — 27,9 года (95% ДИ 22,9 до 32,87). Среднее количество дородовых посещений было равно восьми. Удовлетворенность по шкале от 0 до 100% у казашек, русских и других национальностей составило 80 баллов.
Женщины, получившие дородовую помощь в г. Семей, были удовлетворены предоставленными услугами независимо от национальности, однако качество дородового ухода может быть улучшено в будущем. Ключевые слова: здоровье женщин; перинатальная помощь; качество ухода; Восточный Казахстан. Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015; 23 (4): 49—51.
Для корреспонденции: Даулетьярова Маржан Амангалиевна, [email protected]
DauletiarovaM.A., Semenova Yu.M., Kailubaeva G.J., Kalieva G.A., AbdrakhmanovaA.D., Ibraeva J.B.
THE EVALUATION OF SATISFACTION WITH PRENATAL NURSING AMONG VARIOUS ETHNIC GROUPS IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
The Semei state medical university of the Ministry of health and social development of the Republic of Kazakhstan,
071400, Semei, the Republic of Kazakhstan The Republic of Kazakhstan is a multi-national state. Its population is presented by different ethnic groups with cultural, language and historical specificity. The largest ethnic groups are Kazakhs (63.1%) and Russians (23.7%) though representatives of more than 100 other nationalities are present. The study was carried out to determine ethnic differences in satisfaction with quality ofprenatal nursing in maternity hospitals of Semei of the Eastern Kazakhstan oblast. The sampling included 1496pregnant women registered in maternity hospitals from February 6 to July 2013. The female Kazakh respondents amounted to 1124 (75.2%), Russian — 305 (20.3%). other ethnic groups — 67 (4.5%). The average age of female Kazakhs amounted to 26.5 years (95%, confidence interval 21.4—31.78), Russians — 26.3 years (95%, confidence interval 21.7—31.57), women of other nationalities — 27.9 years (95%, confidence interval 22.9—32.87). The average number ofprenatal visits equaled eight. The satisfaction offemale Kazakhs, Russians and other nationalities amounted to 80 scores according scale from 0 to 100%.
The women received prenatal care in Semei, were satisfied with presented services independently of nationality. However, quality of prenatal nursing can be enhanced in the future.
Keywords: woman; health; perinatal care; quality of nursing; the Eastern Kazakhstan.
Citation: Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2015; 23 (4): 49—51.
For correspondence: Daulet'yarova Marzhan, [email protected]
Received 07.05.2015
Большинство случаев материнской и перинатальной смертности отмечается среди женщин, не получивших дородовой уход [1].
Страны бывшего СССР унаследовали советскую систему дородового ухода, где большинство беременностей определялись как группа "высокого риска" с регулярными и частыми посещениями (от 15 до 30). Госпитализации были частыми, а практика, по мнению международных экспертов, не оценивалась на основе фактических данных, обратная связь от пациентов не была приоритетной [2—5].
Вскоре после распада СССР дородовая помощь в новых независимых государствах Центральной Азии характеризовалась снижением спроса на медицинские услуги по охране материнства и постепенным переходом к домашним родам со значительным уровнем соци-
ального неравенства, в то время как поставщики услуг не имели надлежащих профессиональных знаний по перинатальным технологиям, внедренным в Европейском регионе [6—9].
По сравнению с другими республиками Центральной Азии 99,2% казахстанских женщин получали квалифицированные услуги по дородовому уходу как минимум один раз в течение беременности. В Казахстане дородовая помощь предоставляется врачами (82,6%), акушерками (15,3%), в редких случаях другими специалистами здравоохранения [10].
Общенациональная программа ведения дородового ухода была принята в 2009 г. в сотрудничестве с ВОЗ. Был принят новый указ по регулированию снижения числа дородовых посещений с более персонализированным отношением к дородовой помощи [11]. Удов-
летворенность пациента является неотъемлемой частью процесса обеспечения качества, а обратная связь от пациента позволяет повысить качество оказания медицинских услуг [12—17].
Материалы и методы
Исследование было проведено в г. Семей (бывший Семипалатинск) Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан. Население города в начале 2013 г. составляло 335 400 человек. Перинатальная помощь оказывалась в двух родильных домах и одном перинатальном центре, охватывала население г. Семей и смежные сельские районы. Амбулаторные дородовые услуги оказываются бесплатно.
Всего проанкетировано 1496 женщин, родивших ребенка в любом из трех родовспомогательных учреждений в период 6 февраля — 11 июля 2013 г. Данные о возрасте, уровне образования, доходах, этническом происхождении, сроке постановки на учет, а также о числе дородовых посещений были получены из медицинских карт в родильных учреждениях.
Материнская удовлетворенность дородовым наблюдением оценивалась с помощью анкеты, состоявшей из 24 вопросов. Был использован вопросник ВОЗ, ранее применявшийся в исследованиях других стран мира [18—20]. С целью верификации вопросник переводил-
Таблица 1
Социально-демографические характеристики респонденток
Показатель Национальность
казашки русские другие
п 1124 (75,2%) 305 (20,3%) 67 (4,5%)
Средний срок постановки 12,19 11,73 11,46
на учет, нед
Me 12 11 11
Q1 9 9 9
Q3 13 12 14
М (ВО) 12,19 (5,12) 11,73 (4,63) 11,46 (4,61)
Среднее количество до- 7,48 7,7 7,93
родовых посещений
Me 8 8 8
Q1 6 6 7
Q3 9 9 9
М (ВО) 7,48 (2,64) 7,7 (2,60) 7,93(2,20)
Среднемесячный доход 37 424 34 695 43 149
на одного человека, тенге
Me 30 000 30 000 40 000
Q1 20 000 20 000 22 000
Q3 50 000 40 000 60 000
М (ВО) 37 424 34 695 43 149
(24 176) (19 563) (25 657)
Возраст, лет
до 20 72 (6,4%) 22 (7,2 %) 2 (3%)
20—29 769 (68,4%) 213 (69,9%) 43 (64,2%)
старше 30 283 (25,2%) 70 (22,9%) 22 (32,8%)
М (ВО) 26,59(5,190) 26,37 (5,208) 27,91 (4,96)
Образование
среднее + начальное 192 (17,08%) 73 (23,9%) 12 (17,9%)
среднее специальное 387 (34,43%) 130 (42,6%) 26 (38,8%)
незаконченное высшее 86 (7,65%) 13 (4,3%) 2 (3%)
высшее 459 (40,84%) 89 (29,2%) 27 (40,3%)
Паритет родов
первые 514 (45,73%) 144 (47,2%) 23 (34,33%)
вторые 342 (30,43%) 112 (36,7%) 24 (35,8%)
третьи и более 268 (23,84%) 49 (16,1%) 20 (29,87%)
ся с английского языка на казахский, русский и обратно независимыми переводчиками. Для решения целей исследования мы использовали 15 вопросов по количеству дородовых посещений, времени ожидания, времени, потраченному на осмотры, а также по количеству и целесообразности информации, предоставленной пациенткам в ходе их визитов [21—22].
По возрасту женщины были разделены на 3 группы: моложе 20 лет, 20—29 лет и 30 лет и старше. По уровню образования мы выделили 4 категории: среднее и начальное, среднее специальное, незаконченное высшее и высшее. По уровню доходов на одного члена семьи пациентки подразделялись на следующие группы: меньше 20 тыс. тенге (курс 1 рубля к тенге в 2013 г. составлял 1:5), 20 000—29 999 тенге, 30 000—49 999 тенге, 50 тыс. тенге и выше. Уровень, равный 20 тыс. тенге и ниже, считался чертой бедности в 2013 г. в Казахстане, остальные пункты соответствовали второй и третьей квартили распределения доходов. По этнической принадлежности выделяли три категории:: казахи, русские и другие национальности. По паритету родов женщины были классифицированы как первородящие и повторнородящие — с 1 или 2 родами, а также 3 и более родами.
Таблица 2
Удовлетворенность информацией, предоставленной пациенткам в процессе дородового ухода
Полученная информация Удовлетворенность Казашки Русские Другие
О состоянии Недостаточная 103 (9,2) 32 (10,5) 9(13,4)
здоровья в результате Соответствующая пожеланиям 853 (75,9) 231 (75,7) 51 (76,1)
осмотров Слишком полная 63 (5,6) 21 (6,9) 3 (4,5)
Не получена 24 (2,1) 8 (2,6) —
Не помню 81 (7,2) 13 (4,3) 4 (6,0)
Об анализах Недостаточная 73 (6,5) 11 (3,6) 8 (11,9)
во время беременности Соответствующая пожеланиям 879 (78,2) 255 (83,6) 56 (83,6)
Слишком полная 82 (7,3) 15 (4,9) 2 (3)
Не получена 37 (3,3) 20 (6,6) 1 (1,5)
Не помню 53 (4,7) 4 (1,3) —
О лечении в Недостаточная 70 (6,20) 16 (5,25) 6 (9)
течение беременности Соответствующая пожеланиям 818 (72,8) 231 (75,7) 49 (73,1)
Слишком полная 57 (5,1) 14 (4,6) 2 (3)
Не получена 76 (6,8) 29 (9,51) 9 (13,4)
Не помню 103 (9,20) 15 (4,90) 1 (1,5)
О родах Недостаточная 120 (10,7) 23 (7,54) 6 (9)
Соответствующая 703 (62,5) 190 (62,3) 45 (67,2)
пожеланиям
Слишком полная 73 (6,5) 25 (8,2) 3 (4,5)
Не получена 165 (14,7) 59 (19,34) 13 (19,4)
Не помню 63 (5,6) 8 (2,62) —
О грудном Недостаточная 99 (8,8) 18 (5,9) 4 (6)
вскармлива- Соответствующая 613 (54,5) 180 (59,0) 36 (53,7)
нии пожеланиям
Слишком полная 125(11) 21 (6,9) 2 (3)
Не получена 238 (21,2) 75 (24,6) 21 (31,3)
Не помню 49 (4,4) 11 (3,6) 4 (6)
О планирова- Недостаточная 61 (5,4) 19 (6,2) 4 (6,0)
нии семьи Соответствующая пожеланиям 542 (48,2) 153 (50,2) 33 (49,3)
Слишком полная 87 (7,7) 17 (5,6) 1 (1,5)
Не получена 326 (29,0) 102 (33,4) 26 (38,8)
Не помню 108 (9,6) 14 (4,6) 3 (4,5)
Примечание. В скобках — проценты.
Исходная анкета предполагала следующие уровни общей удовлетворенности дородовым уходом: "очень довольны", "удовлетворены" и "не удовлетворены". В данном исследовании мы объединили две первые категории ("удовлетворены" и "очень довольны") в одну, оставив категорию "не удовлетворены" без изменений. Учитывались наводящие вопросы: "Вы бы порекомендовали эту клинику своей родственнице или подруге?, если Вы снова будете беременны, то вернетесь ли в эту клинику?".
Непрерывные данные были представлены в виде медианы (Ме), стандартного отклонения (SD), первой и третьей квартилей (Q1, Q3). Для описания качественных данных нами использовались частоты и доли в процентах. Для выборочной средней были рассчитаны доверительные интервалы.
Статистическая обработка результатов проводилась с помощью статистического пакета программы SPSS (Statistical Package for the Social Sciences), версия 20.0 для Windows (лицензия ГМУ г. Семей).
Исследование было одобрено этическим комитетом Государственного медицинского университета г. Семей. Все женщины были проинформированы о целях исследования и подписали информированное согласие.
Результаты исследования
Большинство женщин принадлежали к возрастной группе 20—29 лет. Казашки составили 75,2% пациенток, что соответствует общереспубликанским данным. Более четверти женщин сообщили, что имеют доход ниже черты бедности. Первородящие женщины составили почти половину всех респонденток. Диапазон колебаний числа дородовых посещений составил 1—18 (M = 7,5, SD = 2,6). Срок беременности свыше 37 нед имели 94,4% респонденток (табл. 1).
Время ожидания дородового осмотра в очередях в среднем составило 35,7 мин (от 0 до 300 мин). Из общего числа респонденток 67,3% казашек, 71,5% русских и 55,2% представителей других национальностей были недовольны временем ожидания. Количество дородовых осмотров считали достаточным 72,4% казашек, 77,4% русских и 82,1% представителей других этносов, 80% женщин считали правильной периодичность осмотров. В аналогичном исследовании, выполненном другими авторами [21], недовольство пациенток было вызвано уменьшением числа дородовых посещений. Другое исследование, проведенное в развивающейся стране, показало сходные результаты [22].
В общей сложности 34,4% казашек, 39,6% русских и 44,6% представителей других национальностей сообщили, что получили слишком мало или вообще не получили информации о методах планирования семьи. Информация о современных подходах к ведению родов и принципах оптимального грудного вскармливания должна предоставляться всем женщинам во время их дородовых визитов (Приказ Министерства здравоохранения РК № 239 от 07.04.2010 г. "Об утверждении протоколов диагностики и лечения"). Наше исследование показало, что существующий клинический протокол, регламентирующий дородовой уход в Республике Казахстан, не в полной мере реализован в данном аспекте (табл. 2). В целом все аспекты, связанные с предоставлением информации, в значительной степени влияют на общую удовлетворенность дородовой помощью [23].
Заключение
Результаты исследования показали, что женщины, получившие дородовую помощь в г. Семей, были удовлетворены ею вне зависимости от своей национально-
сти. Однако выявлен ряд недостатков, которые должны быть устранены. Недовольство было связано со временем ожидания приема в очередях и недостаточной или неполной информацией о здоровье, о лечении, полученном во время беременности, о грудном вскармливании и методах планирования семьи.
ЛИТЕРАТУРА
1. World Health Organization. Antenatal Care in Developing Countries. Promises, Achievements and Missed Opportunities. An Analysis of Trends, Levels and Differentials. Geneva; 2003.
2. Chalmers B. Maternity care in the former Soviet Union. Br. J. Ob-stetr. Gynaecol. 2005; 112(4): 495—9.
3. Chalmers B., Quliyeva D. A report of women's birth experiences in Baku, Azerbaijan. J. Psychosom. Obstetr. Gynaecol. 2004; 25 (1): 3—14.
4. Dennis L.I., Flynn B.C., Martin J.B. Characteristics of pregnant women, utilization, and satisfaction with prenatal services in St. Petersburg, Russia. Publ. Hlth Nurs. 1995; 12: 347—77.
5. Ivanov L.L., Flynn B.C. Utilization and satisfaction with prenatal care services. West. J. Nurs. Res. 1999; 21 (3): 372—86.
6. Kamiya Y. Women's autonomy and reproductive health care utilisation: empirical evidence from Tajikistan. Hlth Policy. 2011; 102 (2—3): 304—13.
7. Fan L., Habibov N.N. Determinants of accessibility and affordability of health care in post-socialist Tajikistan: evidence and policy options. Glob. Publ. Hlth. 2009; 4 (6): 561—74.
8. Wiegers T.A., Boerma W.G., de Haan O. Maternity care and birth preparedness in rural Kyrgyzstan and Tajikistan. Sex. Reprod. Hlth. 2010; 1 (4): 189—94.
9. Falkingham J. Inequality and changes in women's use of maternal health-care services in Tajikistan.Stud Fam. Plann. 2003; 34 (1): 32—43.
10. Smailov A.A. Multiple Indicator Cluster Survey (MICS) in the Republic of Kazakhstan 2010—2011. In: Monitoring the .situation of children and women. Astana; 2012: 119—20.
11. WHO Health for All Database: http://data.euro.who.int/hfadb/tables/ tableA.php?w=1366 Accessed 10 March 2014.
12. Chobashi M., Khandekar R. Satisfaction among Expectant Mothers with Antenatal Care Services in the Musandam Region of Oman. Sultan. Qaboos Univ. Med. J. 2008; 8 (3): 325—32.
13. Richard L., Séguin L., Champagne F., Therrien R. Determinants of satisfaction with medical prenatal care in Quebec women. Can. J. Publ. Hlth. 1992; 83 (1): 66—70.
14. Fawole A.O., Okunlola M.A., Adekunle A.O. Clients' perceptions of the quality of antenatal care. J. Natl. Med. Assoc. 2008; 100 (9): 1052—8.
15. Esimai O.A., Omoniyi-Esan G.O. Wait time and service satisfaction at Antenatal Clinic, Obafemi Awolowo University Ile-Ife. East. Afr. J. Publ. Hlth. 2009; 6 (3): 309—11.
16. Hundley V., Rennie A.M., Fitzmaurice A., Graham W., van Teijlin-gen E., Penney G. A national survey of women's views of their maternity care in Scotland. Midwifer. 2000; 16 (4): 303—13.
17. Langer A., Villar J., Romero M., Nigenda G., Piaggio G., Kuchaisit C. et al. Are women and providers satisfied with antenatal care? Views on a standard and a simplified, evidence-based model of care in four developing countries. BMC Women's Hlth. 2002; 2 (1): 7.
18. Nigenda G., Langer A., Kuchaisit C., Romero M., Rojas G., Al-Osimy M. et al. Women's opinions on antenatal care in developing countries: results of a study in Cuba, Thailand, Saudi Arabia and Argentina. BMC Publ. Hlth. 2003; 3: 17.
19. Langer A., Nigenda G., Romero M., Rojas G., Kuchaisit C., al-Osimi M., Orozco E. Conceptual bases and methodology for the evaluation of women's and providers' perception of the quality of antenatal care in the WHO Antenatal Care Randomised Controlled Trial. Paediatr. Perinat. Epidemiol. 1998; 12 (Suppl. 2): 98—115.
20. Clement S., Candy B., Sikorski J., Wilson J., Smeeton N. Does reducing the frequency of routine antenatal visits have long term effects? Follow up of participants in a randomised controlled trial. Br. J. Obstetr. Gynaecol. 1999; 106 (4): 367—70.
21. Sikorski J., Wilson J., Clement S., Das S., Smeeton N. A randomised controlled trial comparing two schedules of antenatal visits: the antenatal care project. Br. Med. J. 1996; 312: 546—53.
22. Murira N., Munjanja S.P., Zhanda I., Nystrom L., Lindmark G. Effect of a new antenatal care programme on the attitudes of pregnant women and midwives towards antenatal care in Harare. Cent. Afr. J. Med 1997; 43 (5): 131—5.
23. Villar J., Bakketeig L., Donner A., Al-Mazrou Y. et al. The WHO Antenatal Care Randomised Controlled Trial: rationale and study design. Paediatr. Perinat. Epidemiol. 1998; 12: 27—58.
Поступила 07.05.2015