Оригинальная статья / Original article УДК 623.3
http://dx.doi.org/10.21285/1814-3520-2017-11-209-215
ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНОГО СПРОСА К ОБЪЕКТАМ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА ПРИМЕРЕ СУПЕРМАРКЕТА «СЛАТА»
© Е.С. Улсаханова1, Д.Г. Бурков2, А.В. Зедгенизов3
Иркутский национальный исследовательский технический университет, Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
РЕЗЮМЕ. ЦЕЛЬ. В статье рассматриваются проблемы генерации транспортных и пешеходных потоков, а также организации паркирования транспортных средств возле супермаркета «Слата». МЕТОДЫ. Для объективной оценки транспортного спроса необходимо было определить основные количественные характеристики функционирования этого объекта в период его работы (продолжительность паркирования, генерация корреспонденций, время прибытия/убытия посетителей на индивидуальном (ИТ) и общественном транспорте (ОТ). Дальнейшая обработка полученных данных производилась посредством программы «Шаблон_Генерация». РЕЗУЛЬТАТЫ. Благодаря полученным данным о распределении активности посетителей по часам суток была выявлена удельная генерация корреспонденций, которая позволяет установить количество посетителей на единицу площади. В совокупности такая характеристика, как продолжительность паркирования, позволяет определить нужное количество парковочных мест для посетителей, прибывающих на ИТ. По итогу проделанной работы выявлена необходимость в дополнительных местах для парковки.
Ключевые слова: ретейлинг, паркирование, коэффициент суточной неравномерности, генерирующая способность, продолжительность паркирования, емкость центра массового тяготения по прибытию.
Формат цитирования: Улсаханова Е.С., Бурков Д.Г., Зедгенизов А.В. Оценка транспортного спроса к объектам розничной торговли на примере супермаркета «Слата» // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2017. Т. 21. № 11. С. 209-215 DOI: 10.21285/1814-3520-2017-11-209-215
ESTIMATION OF TRANSPORT DEMAND TO RETAIL FACILITIES ON EXAMPLE OF "SLATA" SUPERMARKET E.S. Ulsakhanova, D.G. Burkov, A.V. Zedgenizov
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk 664074, Russian federation.
ABSTRACT. PURPOSE. The article deals with the problems of transport and pedestrian flow generation and considers the organization of parking near the supermarket "Slata". METHODS. To perform an objective assessment of transport demand the basic quantitative characteristics of facility in operation (parking duration, trip generation, arrival/departure time of visitors arrived/departed by individual transport (IT) and public transport (PT)) were determined. The obtained data were further processed in the "Template_Generation" program. RESULTS. The received data on visitors' activity distribution by the hour of the day allowed to determine the specific trip generation. It enabled the determination of the number of visitors per unit area. In total such characteristic as the parking duration allows researchers to determine the right number of parking spaces for visitors arriving by IT. Performed research revealed the need for additional parking spaces.
Keywords: retailing, parking, coefficient of daily non-uniformity, generating capacity, parking duration, capacity of the center of mass attraction on arrival
For citation: Ulsakhanova E.S., Burkov D.G., Zedgenizov A.V. Estimation of transport demand to retail facilities on example of "Slata" supermarket. Proceedings of Irkutsk State Technical university. 2017, vol. 21, no. 11, pp. 209-215. (In Russian) DOI: 10.21285/1814-3520-2017-11-209-215
Улсаханова Екатерина Сергеевна, студентка, e-mail: [email protected] Ekaterina S. Ulsakhanova, student, e-mail: [email protected]
2Бурков Дмитрий Германович, аспирант, e-mail: [email protected] Dmitry G. Burkov, Postgraduate student, e-mail: [email protected]
3Зедгенизов Антон Викторович, кандидат технических наук, доцент кафедры автомобильного транспорта, e-mail: [email protected]
Anton V. Zedgenizov, Associate Professor of the Department Automobile Transport, e-mail: [email protected]
Введение
Согласно данным исследователей [1-5], за последние годы наибольшую интенсивность в развитии среди секторов российского хозяйства получила сфера торговли, в том числе розничная торговля. В наши дни торговля остается естественным атрибутом современной жизни, без которой мы не можем обойтись.
В отличие от магазинов, занимающих небольшие площади, супермаркеты
Оценка тран
В современных условиях интенсивного роста уровня автомобилизации возникает потребность в эффективной оценке транспортного спроса. В данном случае определение транспортного спроса к объекту розничной торговли является наиболее важной задачей для исследователя, так как игнорирование данной проблемы приводит к негативным последствиям.
Оценка транспортного спроса проводилась в будний день по одному из супермаркетов сети «Слата», расположенному по адресу: г. Иркутск, микрорайон «Юбилейный», 13/1, площадью 1332 м2. На прилегающей территории имеется 20 пар-ковочных мест.
Для объективной оценки транспортного спроса необходимо было выявить основные количественные характеристики функционирования исследуемого объекта за его суточный период (продолжительность паркирования, генерация корреспон-
имеют существенные отличия с точки зрения территориального позиционирования, не говоря уже об объемах ассортимента. Прежде всего, это внушительная территория - от 600 м2. Нельзя не отметить наличие собственной парковки с числом парко-вочных мест от 15 и выше [6]. По существующим нормам4,5 [7, 8] при плотности населения до 5000 человек на 1 км2 должно приходиться не менее 2-х супермаркетов.
ного спроса
денций, время прибытия/убытия посетителей на индивидуальном (ИТ) и общественном транспорте (ОТ))6. Одной из наиболее важных характеристик является число транспортных средств, прибывающих/убывающих от объекта за период его функционирования. На рис. 1 приведено количество транспортных средств, прибывающих к объекту и убывающих от объекта в течение суток. Пик активности приходится на промежуток с 15:30 до 21:00 ч, что обусловлено окончанием рабочего дня. Также наблюдается пик активности в промежутке с 12:30 до 130:00 ч. Возможной причиной является обеденный перерыв. Еще один пик активности лежит в интервале с 14:30 до 15:30 ч. Из представленного рисунка можно сделать вывод о незначительной активности въезда и выезда посетителей на ИТ в утренние часы, низкая активность также отмечается с 13:00 до 14:00 ч и с 21:00 ч до закрытия супермаркета.
4СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. Введен 1985-17-12. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. 56 с. / SNiP (construction rules and regulations) 2.05.02-85. Automobile roads. Introduced 17 December 1985. Moscow: Central Institute of Standardized Design of USSR Gosstroy, 1986, 56 p.
5СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Введен 199013-07 № 61; изм. 1992-23-12 № 269; изм. 1993-25-08 № 18-32. М.: ФГУП ЦПП, 2007. 56 с. / SNiP (construction rules and regulations) 2.07.01-89.Town planning. Planning and development of urban and rural settlements. Introduced 13 July 1990 No. 61; revised 23 December 1992 No. 269; revised 25 August 1993. No. 18-32. Moscow: Federal state unitary enterprise Center for Mass Design Products, 2007, 56 p.
руководство по проведению транспортных обследований в городах. М.: Стройиздат, 1982. 72 с. / Manual for carrying out transport surveys in cities. Moscow: Stroiizdat, 1982, 72 p.
DO DO
Рис. 1. Число транспортных средств, ед. Fig. 1. Number of vehicles, units
Еще один значимый показатель -число припаркованных автомобилей. Анализируя рис. 2, можно сделать вывод о том, что после 18:00 ч количество транспортных средств превышает допустимую норму как минимум в 1,5 раза. По этой причине посетители оставляют свои машины вдоль дороги, тем самым уменьшая пропускную способность транспортной магистрали, что приводит к образованию заторов и повышению возможности аварий. Во временном промежутке с 8:00 до 17:00 ч количество транспортных средств находится в пределах допустимого диапазона - 20 парковоч-ных мест. Это обусловлено тем, что в этот промежуток времени посетители, прибывающие на индивидуальном транспорте, находятся на работе.
Общее число вошедших и вышедших посетителей из супермаркета за период исследования составило 1713 чел., при этом на ИТ прибыло 966 чел., на ОТ - 747 чел. Из этого можно сделать вывод, что способ передвижения посетителей к рассматриваемому объекту тяготения осуществляется преимущественно на индивидуальном транспорте, что наглядно представлено на рис. 3. Это преимущество обусловлено тем, что супермаркет расположен в здании, находящемся практически на проезжей части, в отдалении от жилых объектов. Очевидно, что супермаркет пользуется спросом преимущественно у горожан, возвращающихся с дач или с мест отдыха.
Рис. 2. Число припаркованных транспортных средств, ед. Fig. 2. Number of parked vehicles, units
Рис. 3. Число посетителей по прибытию на ОТ и ИТ Fig. 3. Number of visitors arrived by public transport (PT) and individual transport (IT)
Коэффициент суточной неравномерности
Не стоит забывать и о коэффициенте суточной неравномерности, который показывает перепады количества посетителей, прибывающих на ИТ. Чем выше коэффициент, тем больше перепад между максимальным и средним количеством прибывающих граждан на индивидуальном транспорте в течение суток. По «прибытии»
он принимает максимальное значение 0,13, а по «отправлении» равен 0,12. На графике (рис. 4) показаны изменения коэффициента в течение суток. В период с 8:00 до 14:00 показатель равномерно увеличивается, а с 18:00 до 21:00 также равномерно уменьшается. В 22:00 можно наблюдать резкий спад.
Рис. 4. Коэффициент суточной неравномерности Fig. 4. Coefficient of daily non-uniformity
Для определения пика активности по прибытии посетителей фиксировались следующие показатели: время прибытия/убытия автомобилей, наполнение индивидуального транспорта, время прибытия/убытия совокупного числа посетителей, прибывающих как на общественном, так и на индивидуальном транспорте. В результате проведенных исследований было установлено, что пик активности по прибытии покупателей лежит в интервале с 12:00 до 20:00 ч (рис. 5). Суточный максимум приходится на период с 18:00 до 18:30 ч. Причиной может служить завершение рабочего дня у большинства местного населения. Малоактивными являются временные промежутки с 8:00 до 12:00 ч и с 21:00 до 24:00 ч.
Проведенные исследования позво-
лили установить: среднюю продолжительность паркирования; удельную генерацию корреспонденций; коэффициент суточной неравномерности; процентное соотношение посетителей, прибывших на общественном и индивидуальном транспорте; пик активности прибытия посетителей. Эти важные показатели могут быть использованы при разработке мероприятий по повышению качества транспортного обслуживания посетителей данного супермаркета, а также повышению безопасности движения в зоне записывающих пересечений.
Благодаря полученным данным о распределении активности посетителей по часам суток и объему генерации, создаваемой супермаркетом, была выявлена удельная генерация корреспонденций. Результаты сведены в таблицу.
Рис. 5. Число посетителей, чел. Fig. 5. Number of visitors, persons
Генерация корреспонденций к супермаркету «Слата» Trip generation to the supermarket «Slata»
Объект / Facilitie Площадь, м2 / Area, m2 Этажность / Number of floors Общая площадь, м2 / Total area, m2 Генерация, ед./сут. / Generation, units per day Норматив / Standard
Прибытие / Arrival Количество м на 1 чел. / Number of square meters per person Количество чел. на 1 м / Number of persons per 1 m2
ИТ / IT ОТ / PT
Супермаркет «Слата»/ Supermarket «Slata» 666 2 1332 1713 0,777583 1,28603604
966 747
В ходе исследования было выявлено, что ограниченное количество мест для парковки снижает уровень доступности данного супермаркета для возможных посетителей. А также уменьшается пропускная способность дороги, вследствие чего возникают заторы и аварии. Для решения данной проблемы необходимо увеличить
Дальнейшие исследования могут быть направлены на оценку транспортного спроса к объектам сферы торговли в выходные и предпраздничные дни. Это позволит объективно оценить зависимость посещаемости объектов розничной торговли от удаленности от центра города, магистральных дорог, расположения зоны пар-
Рис. 6. Место возможной парковки Fig. 6. Possible parking location
количество парковочных мест. Расположить дополнительно 30 парковочных мест можно на прилегающей территории - площадка вдоль дороги (возможное месторасположение парковки изображено на рис. 6). Реализация этого варианта позволит предотвратить заторы.
ковки, количества парковочных мест, фактора «шаговой доступности», а также улучшить качество транспортного обслуживания населения. Безусловно, все это благоприятно скажется на покупательской активности.
Библиографический список
1. Ваксман С.А., Швец В.Я. Надежность прогнозирования транспортных систем городов // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов: тез. докл. III Свердловской конф. (Свердловск, 13-15 июня 1990 г.). Свердловск, 1990. С. 25-28.
2. Зедгенизов А.В., Зедгенизова А.Н., Левашев А.Г. Оценка объема генерации корреспонденций к супермаркету в выходные дни // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2012. № 2. С. 78-83.
3. Глик Ф.Г. Обследование транспортных потоков и прогнозирование нагрузки сети городских улиц и дорог // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 10-11 июня 1998 г.). Екатеринбург, 1998. С. 59-61.
4. Розничная_торговля [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (04.10.2017).
5. Розничная торговля [Электронный ресурс]. URL: http://www.grandars.ru/college/biznes/roznichnaya-torgovlya.html (04.10.2017).
6. Организация розничной торговли [Электронный ресурс]. URL:
http://mirznanii.com/a/138566/organizatsiya-roznichnoy-torgovli (04.10.2017).
7. Trip Generation Handbook, a Proposed // Institute of Transportation Engineers. Recommended Practice. Washington, DC. 2014.
8. Правительство утвердило нормы по количеству магазинов для каждого города [Электронный ресурс].
URL:https://informatio.ru/news/glavnoe/life/pravitelstvo_ utverdilo_normy_po_kolichestvu/ (04.10.2017).
References
1. Vaksman S.A., Shvec V.Ja. Nadezhnost' prognoziro-vanija transportnyh sistem gorodov. Tezisy dokladov III Sverdlovskoj konferencii "Social'no-jekonomicheskie problemy razvitija transportnyh sistem gorodov" [Reliability of urban transport system forecasting. Abstracts of III Sverdlovsk Conference "Social and Economic problems of urban transport system development", Sverdlovsk, 13-15 June 1990]. Sverdlovsk, 1990, рр. 25-28. (In Russian)
2. Zedgenizov A.V., Zedgenizova A.N., Levashev A.G. Estimate of trip generation to supermarket in weekend. Izvestija Kazanskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta [News of the KSUAE]. 2012, no. 2, рр. 78-83. (In Russian)
3. Glik F.G. Obsledovanie transportnyh potokov i prognozirovanie nagruzki seti gorodskih ulic i dorog. Materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-praktcheskoj konferencii "Social'no-jekonomicheskie problemy razvitija transportnyh sistem gorodov" [Examination of traffic flows and forecasting the load of urban street and road network. Materials of IV International scientific and practical conference, Ekaterinburg, 10-11 June 1998].
Критерии авторства
Улсахановой Е.С. выполнен обзор тематической литературы и оформление результатов. Бурков Д.Г. организовал натурные исследования, получил исходные данные. Зедгенизовым А.В. выполнена статистическая обработка данных, построены графики. Авторы несут равную ответственность за плагиат.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила 23.10.2017 г.
Ekaterinburg, 1998, pp. 59-61. (In Russian)
4. Roznichnajajorgovlja [Retailing]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (accessed 4 October 2017).
5. Roznichnaja torgovlja [Retailing]. Available at: http://www.grandars.ru/college/biznes/roznichnaya-torgovlya.html (accessed 4 October 2017).
6. Organizacija roznichnoj torgovli [Organization of retail trade]. Available at:
http://mirznanii.com/a/138566/organizatsiya-roznichnoy-torgovli (accessed 4 October 2017).
7. Trip Generation Handbook, a Proposed // Institute of Transportation Engineers. Recommended Practice. Washington, DC. 2014.
8. Pravitel'stvo utverdilo normy po kolichestvu magazi-nov dlja kazhdogo goroda [The government approved the norms for the number of stores for each city]. Available at:
https://informatio.ru/news/glavnoe/life/pravitelstvo_utver dilo_normy_po_kolichestvu/ (accessed 4 October 2017).
Authorship criteria
Ulsakhanova E.S. reviewed the literature on the topic and formalized the results. Burkov D.G. organized field observations and received initial data. Zedgenizov A.V. performed statistical processing of data and plotted graphs The authors bear equal responsibility for plagiarism.
Conflict of interests
The authors declare that there is no conflict of interests regarding the publication of this article.
The article was received 23 October 2017