Научная статья на тему 'Оценка темповых особенностей детей в практике адаптивного физического воспитания'

Оценка темповых особенностей детей в практике адаптивного физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
203
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL REQUIREMENTS / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТЕМП / ТИПОСПЕЦИФИЧЕСКИЙ МЕТОД ТРЕНИРОВКИ / INDIVIDUAL RATE / SPECIFIC TRAINING METHOD

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воробьев В. Ф.

Статья посвящена оценке тесноты связи между различными показателями индивидуального темпа движений, психодинамическими показателями и результатами тестирования физической подготовленности детей дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья. Выявлены значимые корреляции между изучаемыми показателями, но не подтверждено положение о существовании общего фактора скорости. Предложено разделять медлительных детей на подвижных и малоподвижных. Показано, что при оценке индивидуальных темповых особенностей ребенка удается выделить детей «группы риска», что обеспечивает реализацию типоспецифического метода тренировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Воробьев В. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Appraisal of children's tempo features in the practice of adaptive physical training

The paper considers a correlation between various indicators of individual rate of movements, psychodynamic indicators and results of testing physical readiness of children of preschool and younger school age with health deviations. Significant correlations between studied indicators are revealed, but the position about existence of a general factor of speed is not confirmed. It is suggested that slow children should be divided into active and inactive. It is shown that while appraing a child's individual tempo features it is possible to put children into a risk group, which provides implementation of a specific training method based on the features of the person constitution.

Текст научной работы на тему «Оценка темповых особенностей детей в практике адаптивного физического воспитания»

олимпийского образования, где бы нравственные ценности олимпийской культуры стали самостоятельным предметом усвоения.

Результаты анализа теоретических и эмпирических материалов задают определенные ориентиры в отборе содержания подобной программы. В частности, очевидной выглядит необходимость обращения к таким темам, как «Сочи - столица XXII зимних Олимпийских игр», «Наши земляки - участники Олимпийских игр», «"Олимпийское" поведение в спорте и в жизни».

Разработке и экспериментальной проверке эффективности региональной программы олимпийского образования будет посвящен следующий этап нашего исследования.

Список литературы

1. Варфоломеева, З.С. Особенности содержания олимпийского образования в современной школе / З.С. Варфоломеева, Д.О. Портнов, A.A. Сахаров // Опыт спортивного наследия - Универсиаде-2013: материалы Междунар. на-учно-практ. конференции. - Набережные Челны, 2009.

2. Варфоломеева, З.С. Олимпийское образование в практике физического воспитания школьников / З.С. Вар-

фоломеева, Д.О. Портнов // В мире научных открытий. -2010.-№2(08).-4.1.

3. Воспитательный процесс: изучение эффективности: метод, рекомендации / под ред. E.H. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2003.

4. Контанистов, А.Т. Формирование организационно-педагогических основ олимпийского образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Т. Контанистов. -М., 2001.

5. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. - М,: Школа-Пресс, 2000.

6. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998.

7. Поликарпова, Г.М. Олимпийское образование и воспитание как предмет педагогического исследования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Г.М. Поликарпова. - Великий Новгород, 2003.

8. Сергеев, В.Н. Олимпийское образование: определение сущности и перспективные направления научных исследований / В.Н. Сергеев // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 7. - С. 31 - 34.

9. Столяров, В.И. Актуальные проблемы теории и практики олимпийского образования детей и молодежи / В.И. Столяров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1998. - № 4. - С. 13 - 20.

10. Чернецкий, Ю.М. Концептуальные основы олимпийского образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Ю.М. Чернецкий. - Челябинск, 2001.

УДК 615.376.1

В.Ф. Воробьев

ОЦЕНКА ТЕМПОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПРАКТИКЕ АДАПТИВНОГО

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Статья посвящена оценке тесноты связи между различными показателями индивидуального темпа движений, психодинамическими показателями и результатами тестирования физической подготовленности детей дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья. Выявлены значимые корреляции между изучаемыми показателями, но не подтверждено положение о существовании общего фактора скорости. Предложено разделять медлительных детей на подвижных и малоподвижных. Показано, что при оценке индивидуальных темповых особенностей ребенка удается выделить детей «группы риска», что обеспечивает реализацию типоспецифического метода тренировки.

Дети с особыми образовательными потребностями, индивидуальный темп, типоспецифический метод тренировки.

The paper considers a correlation between various indicators of individual rate of movements, psychodynamic indicators and results of testing physical readiness of children of preschool and younger school age with health deviations. Significant correlations between studied indicators are revealed, but the position about existence of a general factor of speed is not confirmed. It is suggested that slow children should be divided into active and inactive. It is shown that while appraing a child's individual tempo features it is possible to put children into a risk group, which provides implementation of a specific training method based on the features of the person constitution.

Children with special educational requirements, individual rate, specific training method.

В нормативных документах отмечается необходимость укрепления здоровья подрастающего поколения средствами физической культуры с учетом индивидуальных особенностей занимающихся [9], [16]. Существует мнение о наличии некоторого общего фактора скорости - индивидуального темпа, характеризующего и двигательные реакции, и перцептивные процессы [12]. Индивидуальный темп можно оценить по результатам теппинг-теста, причем среди детей можно выделить подгруппы быст-

рых и медлительных [4]. Ранее установлено, что у медлительных детей существуют особенности протекания психодинамических процессов, а их игнорирование является существенным препятствием в успешной учебной деятельности детей [2]. М.М. Безруких отмечала, что каждое новое заболевание приводит к повышению утомляемости, низкой и неустойчивой работоспособности [3]. У ослабленных и медлительных детей были выявлены сходные проблемы: длительное включение в работу, трудности

переключения, медленный темп работы и высокая истощаемость, быстрое утомление.

Ряд авторов, используя другие группирующие признаки, выделяют подгруппы подвижных и медлительных детей, причем разделение на подгруппы проводится по результатам наблюдения за поведением детей [5], [11], [15], [18]. Авторы этих классификаций отмечают, что дети средней подвижности, средней двигательной активности более способны усваивать материал. Они в меньшей степени страдают от относительного недостатка или избытка двигательной активности. Дети этих подгрупп также отличаются по своим психодинамическим показателям. У медлительных детей отмечается низкая подвижность нервных процессов, они склонны к стереотипным действиям, у них замедлено протекание умственной деятельности [8]. При выработке дифферен-цировок в случае ускорения подачи темпа сигнала у подвижных детей объем усвоенной информации увеличивается, а у медлительных снижается [1].

Терминологическая неточность является значительным препятствием в использовании конкретного понятия. Как отмечено выше, для выделения подгруппы медлительных детей используют различные группирующие признаки. Тем не менее, используемые показатели отражают определенные конституциональные особенности индивида. В.В. Зайцева отмечала, что возможно более точная идентификация типологической принадлежности человека с учетом его конституциональных возможностей на занятиях по физической культуре является наиболее эффективным типоспецифическим методом тренировки [7, с. 304]. Кроме того, учёт темповых характеристик важен потому, что специфическими чертами ряда детей с особыми образовательными потребностями является вялость, медлительность, заторможенность в моторике и характере познавательной деятельности, в поведении в целом. Так, характерной особенностью умственно отсталого ребенка является быстрая утомляемость от монотонной работы. Отставание от нормы быстроты движений составляет 10 - 15 % [10].

Представляется необходимым оценить, насколько связанными являются подгруппы, выделенные по различным критериям, какие из темповых характеристик могут быть использованы в качестве группирующих признаков в практике адаптивного физического воспитания. Поэтому целью нашего исследования стала оценка типологических различий по темповым характеристикам детей с особыми образовательными потребностями и выявление характера взаимосвязи темповых показателей с уровнем их физической подготовленности.

В статье обобщены результаты исследований, проведенных под нашим руководством в МДОУ № 1 компенсирующего вида для детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции на протяжении 2003 - 2008 гг. и в специальной общеобразовательной школе-интернате I вида в 2008 - 2010 гг. В исследовании приняли участие дети с ведущей правой рукой. Дошкольники средних и подготовительных групп выполняли теппинг-тест правой и левой рукой в течение 30 с, бег на месте в течение 5 с. На основе объединения результатов тестирования темпа посту-

кивания правой и левой рукой, соответственно, рассчитывались средние арифметические и стандартные отклонения. Затем рассчитывались нормированные значения показателей и высчитывался интегральный Z-балл. Тестирование физической подготовленности проводилось в соответствии с требованиями, принятыми в физическом воспитании дошкольников. По результатам наблюдений воспитатели, инструктора и музыкальные руководители независимо друг от друга разделяли детей на 3 группы - подвижные, средней подвижности и малоподвижные. Сравнивалась согласованность оценок. Дополнительно были проанализированы результаты двигательных тестов в подготовительных группах. Педагог-психолог оценивал уровень школьной зрелости по тесту Керна - Ирасе-ка, диагностика структуры и уровня интеллекта проводилась по тесту Д. Векслера, оценка вербального, невербального и общего интеллекта проводилась по алгоритму, разработанному А.Ю. Панасюк.

Младшие школьники с патологией слуха выполняли теппинг-тест в модификации С.П. Евсеева. Результаты теста и разделение на типические группы по показателям поведения и деятельности проводились по В.А. Родионову [14, с. 139 - 140]. Оценивался уровень двигательной подготовленности по критериям, разработанным учителем физической культуры A.A. Митрофановой. Расчет рангового коэффициента корреляции Спирмена по результатам контрольных упражнений и наблюдений производился статистическими методами с использованием пакета Statistica 6.0.

Приведем результаты оценки темповых показателей детей старшего дошкольного возраста (табл. 1).

Учитывая сложную структуру речевой деятельности [17], не приходится удивляться отсутствию взаимосвязи между темповыми особенностями локальных движений и темпом речи. Действительно, порой молчаливый ребенок показывает высокий уровень двигательной активности в совместной и самостоятельной деятельности. Важно отметить наличие взаимосвязи между темповыми характеристиками левой и правой руки, бега на месте. От старшей к подготовительной группе теснота связи между этими показателями уменьшается. Нами оценена взаимосвязь результатов теппинг-теста с результатами физической подготовленности старших дошкольников, выявлена средняя значимая корреляция между максимальным темпом левой руки и прыжком с разбега (rs = 0,56, р = 0,015), броском набивного мяча (rs = = -0,51, р = 0,027); между максимальным темпом правой руки и динамическим равновесием (rs = 0,52, р = 0,032), гибкостью (rs = -0,62, р = 0,007). Перевод «сырых» баллов в относительно безразмерные показатели несколько повышает значимость корреляционной связи между интегральной темповой характеристикой (Z-баллом) и результатами тестирования: прыжком с разбега (rs = 0,65, р = 0,004), бегом на 300 м (rs = -0,50, р = 0,03). Важно подчеркнуть, что различные темповые характеристики на уровне статистической взаимосвязи связаны с разными показателями физической подготовленности. Например, взаимосвязь между максимальным темпом правой руки и прыжком с разбега выявлена лишь на уровне тенденции.

Таблица 1

Матрица интеркорреляций темповых показателей детей 5-7 лет

Темповые характеристики связаны статистической зависимостью с психологическими характеристиками детей. Более подробно остановимся на результатах теста Д. Векслера. Выявлена значимая корреляция средней силы между максимальным темпом правой руки и субтестом «сходство» (rs = -0,54, р = 0,012), субтестом «повторение цифр» (г5 = -0,50, р = 0,021). Можно предположить, что у быстрых детей выявляются некоторые проблемы в отыскании общих существенных признаков и произвольной регуляции внимания. В то же время зафиксирована значимая корреляция средней силы между максимальным темпом речи и субтестом «повторение цифр» (rs = 0,55, р = 0,0095), субтестом «шифровка» (rs = 0,44, р = 0,047). Зафиксирована значимая корреляция средней силы между интегральным Z-баллом и субтестом «шифровка» (rs = 0,45, р = 0,043). Этот субтест по числу включенных в него интеллектуальных функций является наиболее комплексным, поэтому и выявлена связь между темповыми характеристиками, не коррелирующими между собой.

В процессе мониторинга здоровья и физической подготовленности детей установлено, что медлительных детей можно отнести к «группе риска» по разным показателям. Так, мальчик А.И. является медлительным и для него характерно низкое моторное развитие. Низкое моторное развитие выявлено также у трех медлительных девочек, причем у С.А.

выявлен симптомокомплекс «полевая беспомощность», а у Б.Д. - «я недостаточно хороша». У медлительных детей выявлены проблемы и в социальной адаптации. Важно подчеркнуть, что при тестировании темповых особенностей детей на протяжении ряда лет нами установлено, что дети по одним темповым характеристикам могут не отличаться от средних стандартов, а по другим уступать своим сверстникам. Также некоторые дети отстают по отдельным показателям моторного развития или имеют психологические проблемы.

Как отмечено выше, по темповым характеристикам детей на подгруппы можно разделить и по результатам наблюдений. Оценим согласованность оценок экспертов - педагогов МДОУ № 1. Значение коэффициента Ш (коэффициента конкордации Кендала) низкое: в младших группах согласованность оценок экспертов равна 0,181, в средних - 0,162, в старших - 0,093, в подготовительных - 0,044. Заметна тенденция к снижению конкордантности оценок экспертов по мере взросления детей. В то же время вычисления попарных значений ранговой корреляции Спирмена выявили определённые зависимости в оценках экспертов. В младших группах (и = 20) корреляция между оценками музыкальных работников и инструкторов составила 0,70 (р < 0,001). В средних группах (п = 27) корреляция между оценками воспитателей и инструкторов составила 0,48 (р < 0,05). В старших группах (я = 32) корреляция между оценками воспитателей и инструкторов составила 0,44 (р < 0,05), между оценками музыкальных работников и инструкторов - 0,65 (р < 0,001). В подготовительных группах (и = 21) выявлены значимые коэффициенты корреляции между оценками всех специалистов: воспитателей и инструкторов (г5 = 0,75, р < < 0,001), музыкальных работников и инструкторов (г, = 0,67, р < 0,001), воспитателей и музыкальных работников (г5 = 0,63, р < 0,01). Налицо противоположная тенденция - повышение попарной связи между оценками экспертов по мере взросления детей. Эти различия могут быть связаны со следующими причинами. Наблюдение - низкоформализированный метод, причем оценка подвижности детей проводилась педагогами по результатам разных видов деятельности. Но несмотря на это некоторые дети однозначно оцениваются как подвижные или малоподвижные. При этом именно у данных детей выявлены проблемы в физической подготовленности или социальной адаптации (см. табл. 2).

Между результатами теппинг-теста и балльными значениями выраженности психотипа «активный» связь существует лишь на уровне тенденции (г5 = = 0,57, р = 0,089). Тем не менее, выявлена достоверная взаимосвязь с балльными значениями выраженности психотипа «замкнутый» и уровнем двигательной подготовленности. Между психодинамическими характеристиками «замкнутый» и «взрывной» выявлена достоверная обратная взаимосвязь (г, = -0,68, р = 0,030). Эта взаимосвязь проявляется и в характере связи с уровнем двигательной подготовленности (табл. 2). Выявлена достоверная обратная взаимосвязь между психодинамическими характеристиками «замкнутый» и уровнем двигательной подготовленности. Имеется прямая достоверная взаимосвязь между психодинамическими характеристиками «взрывной» и уровнем двигательной подготовленности.

Показатели Максимальный темп движений левой руки Максимальный темп движений правой руки Максимальный темп бега на месте Максимальный темп речи

Дети старших групп

Максимальный темп движений левой руки - 0,784 (Р< <0,001) 0,347 (Р = = 0,041) -0,188 (Р = = 0,264)

Максимальный темп движений правой руки 0,784 (р < 0,001) - 0,456 (0,006) -0,299 (р = 0,076)

Дети подготовительных к школе групп

Максимальный темп движений левой руки - 0,421 (Р< < 0,057) 0,235 (р = = 0,305) 0,120 (Р = = 0,603)

Максимальный темп движений правой руки 0,421 (Р< < 0,057) - 0,094 (0,685) -0,371 (р = 0,097)

Таблица 2

Взаимосвязь психодинамических показателей и уровня двигательной подготовленности у младших школьников с нарушением слуха

Показатель Показатель Количество испытуемых Ранговый коэффициент корреляции Уровень значимости

Темп локальных движений правой руки Замкнутый 10 -0,65 0,041

Уровень двигательной подготовленности 10 0,67 0,034

Активный Замкнутый 10 -0,88 0,001

Взрывной 10 0,86 0,001

Уровень двигательной подготовленности 10 0,96 <0,001

Замкнутый Уровень двигательной подготовленности 10 -0,82 0,003

Взрывной Уровень двигательной подготовленности 10 0,87 0,001

Результаты исследования не позволили выявить сопряженной структуры темповых характеристик и физической подготовленности. Обратная зависимость между максимальным темпом левой руки и броском набивного мяча, максимальным темпом правой руки и гибкостью указывает лишь на наличие статистической взаимосвязи. Причина такой зависимости нами не установлена. Тем не менее, результаты исследования показывают, что среди детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции и среди младших школьников с патологией слуха на основе результатов несложного теппинг-теста можно выделить быстрых и медлительных детей с низким уровнем физической и двигательной подготовленности или психологическими особенностями, затрудняющим социализацию ребенка. По результатам наблюдений можно также выявить подгруппы детей, различающихся по психодинамическим характеристикам и уровню физической подготовленности.

С помощью корреляционного анализа нам не удалось выявить наличие некоторого общего фактора скорости. Отсутствие взаимосвязи между рассматриваемыми показателями может быть связано, во-первых, с различным объемом мышечных групп -при выполнении теппинг-теста выполняются локальные движения, а двигательные тесты базируются на выполнении глобальных движений. Во-вторых, движения можно разделить на две группы: с преобладанием мощностных характеристик или объемных (емкостных) параметров.

Так, при выполнении теппинг-теста более важны мощностные характеристики мышц предплечья. При оценке подвижности детей педагоги чаще обращают внимание на объем движений. Но и в привычном объеме двигательной активности могут превалировать либо мощностные, либо емкостные параметры. По нашему мнению, можно выделить следующие варианты индивидуальных особенностей двигательной активности детей (табл. 3).

Векторы, позволяющие охарактеризовать синтетическую конституцию, не должны зависеть друг от друга [6, с. 17]. Оценка каждого индивида проводится по комплексу признаков, что предусматривает многомерную классификацию и обеспечивает интегральный учет комплекса его свойств. Это теоретическое положение мы привели для того, чтобы отметить возможность использования описанных выше классификаций как дополняющих друг друга. С их помощью достаточно легко выделить детей крайних групп. Причем, именно они являются детьми «группы риска» и в большей мере нуждаются в педагогической поддержке, что и может быть реализовано благодаря учету врожденных особенностей при использовании типоспецифического метода тренировки.

Таблица 3

Возможные сочетания мощностных и емкостных характеристик двигательной активности

Предпочитаемый объем работы (емкость) Предпочитаемая мощность работы

большая малая

Большой Быстрый подвижный ребёнок Медлительный подвижный ребёнок

Малый Быстрый малоподвижный ребёнок Медлительный малоподвижный ребёнок

Практические материалы по реализации типоспецифического подхода в адаптивном физическом воспитании ослабленных детей «группы риска» были представлены на региональный образовательный форум «Педагогическая инноватика-2008» [13]. При подведении итогов жюри вручило диплом финалиста конкурса коллективу МДОУ № 1 и отметило реализацию типологического подхода в процессе реабили-

тации и воспитания детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции.

Список литературы

Х.Антропова, М.В. Возрастная динамика работоспособности детей и подростков, юношей и девушек / М.В. Антропова и др. // Физиология развития человека: теоретические и прикладные аспекты. - М.: Образование от А до Я, 2000.

2. Безруких, М.М. Каких детей называют медлительными и отчего им трудно учиться? / М.М. Безруких. - М., 1994.

3. Безруких, М.М. Чему и как учить до школы / М.М. Безруких // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 3. - С. 62 -65.

4. Воробьев, В.Ф. К вопросу об организации физического воспитания детей 3-7 лет с отклонениями в состоянии здоровья на основе учёта темповых особенностей /

B.Ф. Воробьев // Альманах «Новые исследования». - 2004. -№> 1-2.-С.6 -7.

5. Гаспарова, Е. «Шустрики» и «мямлики» / Е. Гаспа-рова // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 4. - С. 90 - 96.

6. Зайцева, В. В. Индивидуальный подход в физическом воспитании и его реализация на основе компьютерных технологий: учеб. пособие / В.В. Зайцева, В.В. Сонькин,

C.И. Изаак. - М., 1998.

7. Зайцева, В.В. Компьютерные технологии в физическом воспитании / В.В. Зайцева, В.Д. Сонькин // Физиология развития ребенка: теоретические и практические аспекты. - М.: Образование от А до Я, 2000.

8. Кольцова, М.М. Медлительные дети / М.М. Кольцова. - СПб.: Речь, 2003.

9. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. (Указ Президента Российской Федерации от 09.10.07 № 135) // Вестник образования России. - 2008. - № 15. - С. 31 - 46.

10. Мирский, C.JI. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении / C.JI. Мирский. - М.: Педагогика, 1990.

11. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / сост. H.A. Ноткина, Л.И. Казьмина, H.H. Бойнович. - СПб., 1999.

12. Психогенетика: учебник / под ред. И.В. Равич-Щербо. - М.: Аспект Пресс, 1999.

13. Региональный образовательный форум «Педагогическая инноватика-2008»: Официальный каталог экспозиционной программы. - Вологда, 2008.

14. Родионов, В.А. Индивидуализация сопряженного физического и психического развития школьников в процессе физического воспитания: дис. ... д-ра пед. наук / В.А. Родионов. - М., 2003.

15. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, студентов педвузов, преподавателей / М.А. Рунова. - М.: Мозаика-Синтез, 2002.

16. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. -С.4-11.

17. Цветкова, JI.C. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление / JI.C. Цветкова. - М.: НПО «Модэк», 2000.

18. Шишкина, В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику: книга для воспитателей детского сада и родителей / В.А. Шишкина, В.М. Мащенко. -М.: Проев., 2000.

УДК 370.18

С.Н. Гашков

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕРЕПОВЕЦКОМ УЕЗДЕ

НОВГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX в.

В статье рассматриваются региональные особенности образования в Череповецком уезде Новгородской губернии в XIX в. В России в этот период проходила реформа в области образования. Наряду с государственными возникают земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Особенно четко это прослеживается в Череповецком уезде Новгородской губернии, что было обусловлено экономическими, политическими и географическими факторами.

Образование, общественное движение, обучение, учебный округ, особенности развития, образовательная политика, организованность, учебные функции.

The paper deals with regional characteristics of education in Cherepovets district, Novgorod province, in the nineteenth centuiy. The reform in education took place in Russia at that period. Along with the public schools, there appear rural, parish church, Sunday and private schools. It is clearly seen in Cherepovets district, Novgorod province, which was due to economic, political and geographical factors.

Education, social movement, learning, school district, peculiarities of development, educational politics, self-discipline, educational functions.

Развитие образования и его регионализация неразрывно связаны с развитием государства в целом и политикой правительства. Политика правительства в отношении государственной образовательной системы в середине XIX в., несмотря на значительные де-

мократические перемены в общественном устройстве, оставалась прежней. В качестве ценностей-целей, идеала образования оно по-прежнему ориентировалось на православие, русскую великодержавность. С другой стороны, именно этот период в России озна-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.