ВИАМ/2014-Тр-10-09
УДК 614.814.41
Б01: 10.18577/2307-6046-2014-0-10-9-9
ОЦЕНКА СВОЙСТВ ПОЖАРОБЕЗОПАСНОГО ТКАНЕПЛЕНОЧНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ДОРОЖКИ СКОЛЬЖЕНИЯ СПАСАТЕЛЬНОГО ТРАПА
Т.А. Нестерова
М.М. Платонов кандидат химических наук
Л.А. Шаракина
Октябрь 2014
Всероссийский институт авиационных материалов (ФГУП «ВИАМ» ГНЦ) - крупнейшее российское государственное материаловедческое предприятие, на протяжении 80 лет разрабатывающее и производящее материалы, определяющие облик современной авиационно-космической техники. 1700 сотрудников ВИАМ трудятся в более чем тридцати научно-исследовательских лабораториях, отделах, производственных цехах и испытательном центре, а также в четырех филиалах института. ВИАМ выполняет заказы на разработку и поставку металлических и неметаллических материалов, покрытий, технологических процессов и оборудования, методов защиты от коррозии, а также средств контроля исходных продуктов, полуфабрикатов и изделий на их основе. Работы ведутся как по государственным программам РФ, так и по заказам ведущих предприятий авиационно-космического комплекса России и мира.
В 1994 г. ВИАМ присвоен статус Государственного научного центра РФ, многократно затем им подтвержденный.
За разработку и создание материалов для авиационно-космической и других видов специальной техники 233 сотрудникам ВИАМ присуждены звания лауреатов различных государственных премий. Изобретения ВИАМ отмечены наградами на выставках и международных салонах в Женеве и Брюсселе. ВИАМ награжден 4 золотыми, 9 серебряными и 3 бронзовыми медалями, получено 15 дипломов.
Возглавляет институт лауреат государственных премий СССР и РФ, академик РАН, профессор Е.Н. Каблов.
УДК 614.814.41
Б01: 10.18577/2307-6046-2014-0-10-9-9
Т.А. Нестерова1, М.М. Платонов1, Л.А. Шаракина1
ОЦЕНКА СВОЙСТВ ПОЖАРОБЕЗОПАСНОГО ТКАНЕПЛЕНОЧНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ДОРОЖКИ СКОЛЬЖЕНИЯ СПАСАТЕЛЬНОГО ТРАПА
Представлены результаты исследования свойств тканепленочного материала марки ВРТ-10 для дорожки скольжения спасательного трапа, изготовленного на основе технической полиэфирной ткани с двухсторонним антипирированным покрытием и электропроводящим покрытием с лицевой стороны. Изучены влияние воздействия повышенной и пониженной температур, климатических воздействий на прочностные характеристики и проводимость материала. Проведенные исследования показали, что материал сохраняет >90% своих прочностных свойств после всех воздействий, кроме прочности при разрыве по утку после воздействия температуры 100°С в течение 200 ч (сохранение прочности 81,4%). Причем во многих случаях прочность материала фактически осталась без изменения. Показатель сопротивления раздиранию снижается после циклического перепада температур на 10-15% и возрастает после воздействия положительных температур. При непосредственном увеличении воздействия температуры происходит более значительное снижение прочности и удлинения при разрыве материала марки ВРТ-10. Однако остаточное значение прочности материала остается на высоком уровне. Величина электрического сопротивления тканепленочного материала ВРТ-10 изменяется незначительно, по горючести материал удовлетворяет требованиям АП-25 и классифицируется как самозатухающий.
Результаты исследований свойств тканепленочного материала марки ВРТ-10 в исходном состоянии и после климатических воздействий подтверждают его работоспособность при температурах от -60 до +80°С.
Ключевые слова: многослойный материал, ткань с эластомерным покрытием, токопроводящая ткань, электропроводящая полимерная композиция, антипири-рованная полимерная композиция, горючесть, проводимость, прочность при разрыве, грибостойкость.
T.A. Nesterova, M.M. Platonov, L.A. Sharakina
EVALUATION OF PROPERTIES OF FIRE SAFETY FABRIC-FILM MATERIAL FOR EMERGENCY SLIDE
Results of research of properties of VRT-10 fabric-film material for emergency slide, manufactured on a base of commercial polyether fabric with double-sided fireproof coating and electro-conducting coating from a face are presented . Influence of higher and lower temperature, climatic impacts on strength characteristics and conductivity of the material was studied. The carried out study showed that the material keeps more than 90% of its strength properties after all influences, except for weft breaking strength after 100°С temperature effect for 200 hours (81,4% preservation of strength).However, in many cases a strength of material remained actually without change. A tearing resistance characteristic decreases after a cyclic drop of temperatures for 10-15%, and increases after above-zero temperatures influence. At direct increase of temperature influence, more considerable decrease of strength and elongation at rupture of VRT-10 grade material takes place. However, a residual value of material strength remains at high level. The meaning of electrical resistance of VRT-10 fabric-film material changes slightly. As for combustibility the material meets the requirements of AP-25 and is classified as self-damping.
Results of study of VRT-10 fabric-film material properties in initial condition and after climatic influences confirm its workability at temperatures from -60 to +80°С.
Keywords: laminated material, fabric with elastomeric coating, conductive fabric, electro- conducting polymeric composition, fireproof polymeric composition, combustibility, conductivity, rupture strength, fungi-resistance.
^Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» Государственный научный центр Российской Федерации [Federal state unitary enterprise «All-Russian scientific research institute of aviation materials» State research center of the Russian Federation] E-mail: [email protected]
Введение
Согласно данным статистики летных происшествий, одной из причин гибели людей на воздушном транспорте является пожар. Можно выделить три основные категории пожаров: на стоянке, в полете и вследствие аварийной посадки [1]. Поэтому одной из основных характеристик полимерных материалов, используемых в авиационной
технике, является пожаробезопасность, что отмечено и в других работах [2-3]. Для сведения к минимуму возможности возникновения пожара на борту авиационного судна, к материалам, применяемым на воздушных судах, предъявляются жесткие требования по пожаробезопасности.
Кроме того, для возможности быстрой эвакуации пассажиров и членов экипажа, в случае возникновения серьезной внештатной аварийной ситуации на земле, предусмотрено наличие надувных аварийных спасательных трапов. Необходимость их использования объясняется тем, что аварийные выходы располагаются на высоте ~3-5 м.
На материалы, применяемые для изготовления спасательных трапов (надувной оболочки и дорожки скольжения), распространяются требования международного технического стандарта TS0-C69c, включающие в себя нормы по пожаробезопасности, прочности, грибостойкости и другие [4].
В настоящее время на российских самолетах (Ту-154, Ил-62, Ил-86, Ту-214, Ил-96М, Ту-204) применяются отечественные спасательные средства на основе прорезиненных тканей или зарубежные материалы преимущественно с полиуретановым покрытием. Недостатками отечественных спасательных средств являются большая масса, несоответствие требованиям технического стандарта TS0-C69c по сохранению рабочего давления газа в надувной оболочке при воздействии теплового излучения мощностью 1,7 Вт/см в течение 180 с, горючести и/или электропроводимости (для дорожки скольжения) [4].
Зарубежные производители используют в качестве силовой основы материала оболочки спасательных трапов ткань из полиамида ^1оп-6,6 (найлон), в качестве покрытия с лицевой стороны - композицию на основе алюминизированного полиэфируретана, а с внутренней стороны - на основе полиэфируретана с добавлением антипирена. Так, в качестве дорожки скольжения предлагается использовать многослойный материал, включающий тканевую основу с массой 1 м 160 г, изготовленную из найлоновой нити линейной плотностью 210 денье, и нанесенные на нее с обеих сторон слои покрытия на основе термореактивного полиуретанового эластомера, содержащие в качестве замедлителя горения антипирен в форме игольчатых кристаллов с длиной зерна <100 мкм и содержанием брома в количестве не менее чем 50%, а на внешнюю сторону материала нанесено покрытие, содержащее дополнительно алюминиевый порошок [5]. Известна также ткань, рекомендуемая к применению для дорожки скольжения аварийного трапа и обеспечивающая стекание статического электрического заряда, изготовленная на основе электропроводящих волокон и содержащая углеродные частицы [6].
Среди российских разработок следует отметить токопроводящую ткань, снижающую воздействие электромагнитного излучения, состоящую из переплетенных между собой основных и уточных электропроводных и электроизоляционных нитей [7]. Недостатком данной ткани является отсутствие полимерного покрытия и, как следствие, возможность ожогов от трения при скольжении по трапу, а также низкая устойчивость данного материала к истиранию.
Целью данной работы является проведение расширенных исследований свойств тканепленочного материала марки ВРТ-10, предназначенного для дорожки скольжения спасательного трапа в исходном состоянии, и исследование влияния старения на свойства материала.
Результаты
В ранее представленных работах [8, 9] был обоснован выбор тканевой основы и состава полимерного покрытия, используемых при разработке тканепленочного материала для дорожки скольжения спасательного трапа. В данной статье представлены расширенные исследования свойств тканепленочного материала марки ВРТ-10 для дорожки скольжения, представляющего собой полимерный композиционный материал, изготовленный на основе технической ткани, с двухсторонним антипирированным покрытием и электропроводящим покрытием с лицевой стороны. В состав антипирированно-го покрытия входят каучук СКУ-8А, фторкаучук СКФ-32, наполнитель ТЮ2, антипире-ны, а в состав электропроводящего покрытия - каучук СКУ-8А, фторкаучук СКФ-32 и углеродный наноструктурированный материал «Таунит-М». Использование углеродных наноматериалов в качестве проводящих веществ отражено и в других работах [1012].
Для вулканизации полимерных систем использовали сшивающий агент - полиизо-цианат.
В качестве основы материала ВРТ-10 выбрана полиэфирная ткань полотняного переплетения с поверхностной плотностью ~180 г/м , разрывной нагрузкой по основе/утку соответственно 2410/2065 Н/50 мм или прочностью при разрыве 48,2/41,3 Н/см (по основе/по утку), удлинением при разрыве 23,3/16,9% (по основе/по утку).
Нанесение двухстороннего полимерного покрытия осуществлялось непосредственно на ткань послойно прямым способом из раствора полимерной композиции с промежуточной сушкой каждого сформированного слоя. Сначала формировали антипириро-ванное покрытие на изнаночной стороне материала, затем - на лицевой до необходимого привеса, после этого на лицевую сторону наносили электропроводящее покрытие.
Температура сушки материала 120°С. Вулканизацию покрытия проводили на вулканизующем каландрующем прессе «Бузулук» при температуре 160°С и скорости движения полотна 6 м/мин.
Определение технических характеристик материала ВРТ-10 и оценку его соответствия требованиям стандарта TS0-C69c проводили на партии материала, изготовленного на промышленном оборудовании.
Основными регламентирующими показателями, предъявляемыми к материалам для изготовления дорожки скольжения спасательного трапа, в соответствии с требованиями технического стандарта TS0-C69c, являются: прочность при разрыве по основе/по утку - не менее 340 Н/см; сопротивление раздиранию по основе/по утку - менее 89*89 Н/см; пожаробезопасность - пониженная горючесть в соответствии с требованиями 14 CFR §25.853(а), Приложение F, часть I (а) (1) (п) от 6 марта 1995 г., max/FS 19^ метод 5970; грибостойкость - материалы не должны поддерживать рост плесени; отсутствие статического электричества, т. е. материалы не должны накапливать статическое электричество. Кроме того, для всех материалов воздушных судов актуальна весовая эффективность материала, в данном случае материала дорожки скольжения - минимально возможная поверхностная плотность при сохранении других свойств.
Свойства материала ВРТ-10 в исходном состоянии представлены в табл. 1.
Видно, что тканепленочный материал марки ВРТ-10 в исходном состоянии отвечает требованиям стандарта TS0-С69c по прочностным характеристикам (прочности при разрыве) и имеет высокое значение нагрузки при раздирании.
Материал имеет низкое значение электрического сопротивления, которое не способствует образованию статического электричества в количестве, достаточном для получения искры, приводящей к опасности возникновения пожара.
Требования по горючести материалов, применяемых на воздушном судне, являются обязательными и отражены в отечественных авиационных правилах АП-25, Приложение F, часть 1, и требованиях FAR-25.
Результаты испытания материала ВРТ-10 на горючесть приведены в табл. 2.
Таблица 1
Свойства тканепленочного материала ВРТ-10 в исходном состоянии (средние значения)
Свойства Значения свойств
по требованиям стандарта Т80-С69с тканепленочного материала марки ВРТ-10
Масса 1 м2, г (ГОСТ 17073) - 318
Разрывная нагрузка полоски размером 50*100 мм, Н (ГОСТ 17316-71):
по основе - 2568
по утку - 1990
Удлинение при разрыве, % (ГОСТ 17316-71):
по основе - 26,5
по утку - 23,3
Прочность при разрыве, Н/см (не менее): по основе 340 514
по утку 340 398
Сопротивление раздиранию, Н/см (не менее, ГОСТ 17074): 89*89
по основе 98,8
по утку 84,6
Электрическое сопротивление (метод «квадрата»), Ом: по основе <107 (исключение статического электричества) 4,3-104
по утку 3,2-104
Гигроскопичность при ф=98% - 0,6
в течение 24 ч, %
Таблица 2
Результаты испытания тканепленочного материала ВРТ-10
толщиной 0,29 мм на горючесть (средние значения)_
Направление вырезки образца Продолжительность экспозиции в пламени газовой горелки, с Продолжительность остаточного горения (тления), с Длина обугливания, мм Продолжительность горения капель, с Классификация
По основе По утку 12 1 2 135 127 Нет Самозатухающий
Допустимые значения Не более 15 Не более 203 Не более 5 -
Проведенные исследования тканепленочного материала ВРТ-10 для дорожки скольжения спасательных трапов показали, что он удовлетворяет требованиям АП-25 по пожаробезопасности и классифицируется по ОСТ 1.900.94-79 как самозатухающий. Необходимая степень пожарной безопасности тканепленочного материала была достигнута благодаря использованию антипиренов в составе полимерного покрытия.
Большое значение для авиационных материалов, используемых при изготовлении средств спасения, имеет их устойчивость к воздействию микологической среды (грибо-стойкость). Оценку свойств материала ВРТ-10 на грибостойкость проводили после выдержки в течение 3 мес в средах: при влажности ф=98% и
ф=98%+микологическая среда. Обрастание грибами составило 0-1 балл, что указывает на стойкость материала к микологической среде.
Согласно требованиям стандарта TSO-C69c, материалы, используемые для изготовления трапов, проходят испытания на воздействие: температуры ~67-73°С в течение >168 ч и охлаждения при 20-22°С - не менее 16 и не более 96 ч; температуры ~56-60°С в течение 50 дней. Материалы должны сохранять первоначальные физические свойства (по крайней мере на 90%) после испытаний на старение.
В данной работе проведены исследования свойств тканепленочного материала ВРТ-10 после следующих воздействий:
- теплового ресурса (ОСТ 6-10-422-78) при температурах: 80°С в течение 200 ч, 100°С в течение 100 и 200 ч;
- циклического перепада температур (ГОСТ 9.707-81) в течение 8 циклов (1 цикл: -60°С, 1 ч+выдержка при комнатной температуре 0,5 ч+100°С, 1 ч+выдержка при комнатной температуре 0,5 ч);
- тропической камеры (СТП 1-595-20-100-2002) в течение 1 и 3 мес по режиму: 8 ч при 50°С, ф=98%+12 ч при 20°С, ф=98%+4 ч при 20°С, ф=65%.
Результаты испытания прочностных свойств материала ВРТ-10 после вышеперечисленных воздействий, а также после воздействия влажности (ф=98%) и влажности (ф=98%)+микологическая среда приведены в табл. 3.
Таблица 3
Результаты определения прочностных свойств материала ВРТ-10 (средние значения)
Вид климатического испытания, Прочность Удлинение Сопротивление
продолжительность воздействия при разрыве, Н/см при разрыве, % раздиранию, Н
по основе по утку по основе по утку по основе по утку
В исходном состоянии 514 398 26,6 23,3 98,8 84,6
После теплового воздействия при:
80°С,200 ч 465 403 31,1 25,5 122,0 91,9
100°С, 100 ч 501 400 32,1 25,2 122,4 96,2
100°С, 200 ч 512 324 33,6 21,8 119,0 93,4
После циклического перепада 470 424 37,2 23,7 88,5 75,2
температур -60^+100°С
После выдержки в тропической камере
в течение, мес:
1 516 426 29,4 27,4 122,8 103,1
3 494 426 40,9 29,5 206,1 203,7
После выдержки в течение 3 мес при: ф=98% 520 367 31,0 25,0
Ф=98%+микологическая среда 513 408 27,9 24,2 - -
Значения сохранения прочности при разрыве материала ВРТ-10 представлены на рис. 1. Прочность материала в основном зависит от используемой под покрытие текстильной основы. В данном случае использовалась полиэфирная ткань. Такие ткани об-
ладают относительно высокой прочностью, большой долей обратимых деформаций, (особенно при малых нагрузках), высокой светостойкостью, низким влагопоглощени-ем, хорошей термостойкостью. Существенное падение прочности ткани начинается после 180°С, температура плавления полиэфирных волокон составляет 218°С. При воздействии повышенных температур происходит размягчение волокон, снижение прочности ткани, но после охлаждения до 20°С прочность ткани восстанавливается. При действии отрицательных температур прочность таких тканей увеличивается, а удлинение уменьшается, при этом волокно не становится хрупким.
120
По основе По утку
Рисунок 1. Сохранение прочности материала ВРТ-10 после воздействия климатических факторов: в исходном состоянии (■); 80°С, 200 ч (■); 100°С, 100 ч (■); 100°С, 200 ч (■); -60^+100°С (■); тропическая камера 1 (■) и 3 мес (■); выдержка в течение 3 мес при ф=98% (□) и ф=98%+микологическая среда (■)
Полученные в ходе испытаний результаты показали, что материал сохраняет >90% своих прочностных свойств после всех воздействий, кроме прочности при разрыве по утку после воздействия температуры 100°С в течение 200 ч (сохранение прочности 81,4%). Причем во многих случаях прочность материала фактически осталась без изменения с учетом того обстоятельства, что отечественные стандарты испытаний на тепловой ресурс проводятся в более жестких условиях.
Показатель сопротивления раздиранию снижается после циклического перепада температур на 10-15%, а возрастает после воздействия положительных температур.
Увеличение прочностных свойств материала можно объяснить присутствием в электропроводящем покрытии углеродных наноматериалов, что подтверждается и работами других авторов [11, 13].
Определено влияние непосредственного воздействия температуры на прочность материала. Сущность испытания заключалась в том, что образец выдерживали в течение 15 мин при непосредственном воздействии пониженной и повышенных температур, а затем при данных температурах разрывали. Результаты определения прочностных свойств материала приведены в табл. 4.
Таблица 4
Результаты определения прочностных свойств тканепленочного материала ВРТ-10 _при непосредственном воздействии температур на образец в течение 15 мин_
Температура испытаний, °С Прочность при разрыве, Н/см Удлинение при разрыве, %
по основе по утку по основе по утку
В исходном состоянии 514 398 26,5 23,3
-60 500 405 8,4 8,2
+80 332 306 9,0 8,0
+100 314 281 8,1 7,8
+120 298 271 8,7 8,6
Значения сохранения прочности материала ВРТ-10 представлены на рис. 2.
Рисунок 2. Сохранение прочности материала ВРТ-10 при непосредственном воздействии температуры: в исходном состоянии (■); -60°С (■); +80°С (■); +100°С (■); +120°С (■)
Расчетное время эвакуации пассажиров и членов экипажа 3 мин, в связи с этим время 15 мин относится к длительному воздействию температуры. За это время происходит размягчение волокон и, как следствие, снижение прочности ткани, что и показали результаты испытаний: с увеличением температуры происходит более значительное
снижение прочности и удлинения при разрыве материала ВРТ-10. Однако остаточное значение прочности материала остается на высоком уровне.
Измерение величины электрического сопротивления (при постоянном токе) образцов проводили на приборах: мультиметр цифровой АРРА-207 и тераомметр Е6-13 - методом «квадрата». Измерения проводятся с помощью квадратной колодки, представляющей собой неметаллическое основание из изолирующего материала, на которое крепятся латунные электроды, а сверху крепится груз. Электроды устанавливают на поверхность измеряемого материала и определяют их сопротивление постоянному току. Измерение проводят в двух взаимно перпендикулярных направлениях (в продольном и поперечном) в каждой точке измерения. Результаты определения электрического сопротивления ткане-пленочного материала ВРТ-10 методом «квадрата» (СТП 1-595-19-362-2002) после воздействия климатических испытаний приведены в табл. 5.
Таблица 5
Результаты определения электрического сопротивления (метод «квадрата») _материала ВРТ-10 после климатических испытаний_
Вид климатического испытания, продолжительность воздействия Электрическое сопротивление, Ом
по основе по утку
После теплового воздействия при: 80°С,200 ч 100°С,100ч 100°С,200ч 4,3-104-4,5-104 3,2-104-1,9-104 3,1104-5,3104 3,3-104-5,3-104 4,3104-2,4^104 3,9-104-6,Ы04
После циклического перепада температур -60^+100°С 2,3-104-6,Ы04 3,3-104-3,9-104
После выдержки в тропической камере в течение, мес: 1 3 3,3-104-4,9-104 7,3-103-1,6-104 4,7-104-5,0-104 8,4-103-1,4-104
Видно, что величина электрического сопротивления изменяется незначительно.
Горючесть тканепленочного материала ВРТ-10 после воздействия климатических факторов не изменилась, материал соответствует требованиям 14 CFR §25.853(а), Приложение F, часть I (а) (1) (ii) от 6 марта 1995 г., max/FS 191a метод 5970, удовлетворяет требованиям АП-25 по пожаробезопасности и классифицируется как самозатухающий.
В табл. 6 приведены свойства зарубежных материалов-аналогов - арт. М-11673 фирмы Air Cruisers Company (США) и SFO-3305-6 фирмы Lamcotes (США), а также отечественного материала арт. 51-3T-031 Барнаульского РТИ.
Таблица 6
Сравнительные характеристики тканепленочных материалов для дорожки скольжения
Свойства Значения свойств
по требованиям тканепле- материалов-аналогов
стандарта ночного отечественного зарубежного
ТБ0-С69с материала ВРТ-10 арт. 51-ЗТ-031 арт. М-11673* №709**, SF0-3305-6
Масса 1 м , г - 317,8 275±25 322 298
(ГОСТ 17073)
Прочность при разрыве, Н/см (не менее): 340
по основе 514 400 887 618
по утку 398 380 779 1043
Сопротивление раздиранию, Н (не менее): по основе 45 98,8 130,7 168,6
по утку 84,6 149,9 - 180,6
Горючесть, классифи- Соответствовать Самозату- Сгорающий Самозату- Самозату-
кация требованиям 14 СБЯ §25.853(а), Приложение Е, часть I (а) (1) (и) от 6 марта 1995 г., шах/ЕБ 191а метод 5970 хающий хающий хающий
Электрическое сопро- <107
тивление (метод «квад- (токосъемный)
рата»), Ом: по основе 4,3 •Ю4 1,03 >4,7 107
по утку 3,2104 >107 - >4,7 107
* По данным научной литературы. ** По результатам испытаний.
По сравнению с применяемым в настоящее время отечественным материалом арт. 51 -ЗТ-031 разработанный тканепленочный материал ВРТ-10 отвечает требованиям АП-25 Приложение F, Часть 1 по горючести, требованиям стандарта TSO-C69c по проводимости (электрическому сопротивлению) и имеет более высокое значение прочности (по основе - на 28,5%, по утку - на 4,7%).
Материал ВРТ-10 сопоставим по свойствам с аналогом - материалом фирмы Air Cruisers Company (США) арт. М-11673. Материал №709, SFO-3305-6 фирмы Lamcotec (США) по сравнению с материалом ВРТ-10 имеет меньшую массу 1 м , более высокие прочностные показатели, но не отвечает требованиям стандарта TSO-C69c по электропроводимости.
При изготовлении спасательного трапа приклеивание дорожки скольжения из материала ВРТ-10 к надувной оболочке из материала ВРТ-9 [14] рекомендуется клеем холодного отверждения ВКР-96 [15, 16]. На клеевой шов с лицевой стороны кистью рекомендуется наносить два слоя теплоотражающего покрытия [17].
Заключение
Разработанный тканепленочный материал ВРТ-10 для дорожки скольжения спасательного трапа соответствует требованиям технического стандарта TSO-C69с и нормам
АП-25 по пожаробезопасности - горючести, проводимости, прочности и грибостойко-сти.
Результаты исследований свойств тканепленочного материала ВРТ-10 в исходном состоянии, после климатических и микологического воздействий, подтверждают его работоспособность при температурах от -60 до +80°С.
Авторы статьи выражают благодарность за помощь в работе инженерам II категории Ю.А. Гертер, И.А. Назарову.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кирин К.М. Перспективные пожаробезопасные текстильные материалы для применения в гражданской авиации: Автореф. дис. к.т.н. М. 2004. 16 с.
2. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 7-17.
3. Барботько С.Л. Пожаробезопасность авиационных материалов //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 431-439.
4. Technical Standard Orbler TSO-C69^ pabl. 18.8.1999. P. 1-20.
5. Escape device for aircraft: pat. 5542629 JP; pabl. 06.08.1996.
6. Escape slides: pat. 1442711 GB; pabl. 14.07.1974.
7. Токопроводящая ткань: пат. 2354766 Рос. Федерация; опубл. 10.05.2009.
8. Нестерова Т.А., Платонов М.М., Назаров И.А., Гертер Ю.А. Пожаробезопасный тканепленочный материал для дорожки скольжения спасательного трапа //Труды ВИАМ. 2014. №6. Ст. 11 (viam-works.ru).
9. Многослойный материал для спасательных средств: пат. 2502605 Рос. Федерация; опубл. 27.12.2013.
10. Лысенко В.А., Сальникова А.А., Михалчан А.А. Углерод-фторполимерные композиты: повышение электропроводности //Химические волокна. 2012. №1. С. 41-44.
11. Ларионов С.А., Деев И.С., Петрова Г.Н., Бейдер Э.Я. Влияние углеродных наполнителей на электрофизические, механические и реологические свойства полиэтилена //Труды ВИАМ. 2013. №9. Ст. 04 (viam-works.ru).
12. Каблов Е.Н. Химия в авиационном материаловедении //Российский химический журнал. 2010. Т. LIV. №1. С. 3-4.
13. Экстрин Я.И., Бадамшина Э.Р., Грищук А.А., Кулагина Г.С., Лесничая В.А., Оль-хов Ю.А., Рябенко А.Г., Сульянов С.Н. Свойства нанокомпозитов на основе сшитого эластомерного полиуретана и ультрамалых добавок однослойных углерод-
ных нанотрубок //Высокомолекулярные соединения. 2012. Сер. А. Т. 54. №4. С. 568-577.
14. Платонов М.М., Назаров И.А., Нестерова Т.А., Бейдер Э.Я. Тканепленочный материал ВРТ-9 для надувной оболочки авиационных спасательных трапов //Труды ВИАМ. 2013. №5. Ст. 05 (viam-works.ru).
15. Тюменева Т.Ю., Когтёнков А.С., Лукина Н.Ф., Чурсова Л.В. Успехи в области разработки клеев и технологий для изготовления резинотехнических изделий авиационного назначения //Клеи. Герметики. Технологии. 2013. №10. С. 7-10.
16. Тюменева Т.Ю., Когтёнков А.С., Лукина Н.Ф., Чурсова Л.В. Влияние наполнителей на свойства клеев резинотехнического назначения //Труды ВИАМ. 2014. №4. Ст. 05 (viam-works.ru).
17. Полимерная теплоотражающая композиция для покрытия: пат. 2467042 Рос. Федерация; опубл. 07.06.2011.
REFERENCES LIST
1. Kirin K.M. Perspektivnye pozharobezopasnye tekstil'nye materialy dlja primenenija v grazhdanskoj aviacii [Prospective fireproof textile materials for use in civil aircraft]: Avtoref. dis. k.t.n. M. 2004. 16 s.
2. Kablov E.N. Strategicheskie napravlenija razvitija materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda [Strategic directions of development of materials and technologies to process them for the period up to 2030] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 7-17.
3. Barbot'ko S.L. Pozharobezopasnost' aviacionnyh materialov [Flammability of Aircraft Materials] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 431-439.
4. Technical Standard Orbler TSO-C69^ pabl. 18.8.1999. P. 1-20.
5. Escape device for aircraft: pat. 5542629 JP; pabl. 06.08.1996.
6. Escape slides: pat. 1442711 GB; pabl. 14.07.1974.
7. Tokoprovodjashhaja tkan' [Conductive fabric]: pat. 2354766 Ros. Federacija; opubl. 10.05.2009.
8. Nesterova T.A., Platonov M.M., Nazarov I.A., Gerter Ju.A. Pozharobezopasnyj tkaneplenochnyj material dlja dorozhki skol'zhenija spasatel'nogo trapa [Tkaneplenochny fireproof material for sliding track rescue ladder] //Trudy VIAM. 2014. №6. St. 11 (viam-works.ru).
9. Mnogoslojnyj material dlja spasatel'nyh sredstv [Multi-layer material for life-saving appliances]: pat. 2502605 Ros. Federacija; opubl. 27.12.2013.
10. Lysenko V.A., Sal'nikova A.A., Mihalchan A.A. Uglerod-ftorpolimernye kompozity: povyshenie jelektroprovodnosti [Carbon-fluoropolymer composites: increase the electrical conductivity] //Himicheskie volokna. 2012. №1. S. 41-44.
11. Larionov S.A., Deev I.S., Petrova G.N., Bejder Je.Ja. Vlijanie uglerodnyh napolnitelej na jelektrofizicheskie, mehanicheskie i reologicheskie svojstva polijetilena [Influence of carbon fillers on the electrical, mechanical and rheological properties of polyethylene] //Trudy VIAM. 2013. №9. St. 04 (viam-works.ru).
12. Kablov E.N. Himija v aviacionnom materialovedenii [Chemicals in aviation materials] //Rossijskij himicheskij zhurnal. 2010. T. LIV. №1. S. 3-4.
13. Jekstrin Ja.I., Badamshina Je.R., Grishhuk A.A., Kulagina G.S., Lesnichaja V.A., Ol'hov Ju.A., Rjabenko A.G., Sul'janov S.N. Svojstva nanokompozitov na osnove sshitogo jelastomernogo poliuretana i ul'tramalyh dobavok odnoslojnyh uglerodnyh na-notrubok [Properties of nanocomposites based on crosslinked elastomeric polyurethane and ultra supplements of single-walled carbon nanotubes] //Vysokomolekuljarnye soedinenija. 2012. Ser. A. T. 54. №4. S. 568-577.
14. Platonov M.M., Nazarov I.A., Nesterova T.A., Bejder Je.Ja. Tkaneplenochnyj material VRT-9 dlja naduvnoj obolochki aviacionnyh spasatel'nyh trapov [Tkaneplenochny material VRT-9 inflatable shell aviation rescue ladders] //Trudy VIAM. 2013. №5. St. 05 (viam-works.ru).
15. Tjumeneva T.Ju., Kogtjonkov A.S., Lukina N.F., Chursova L.V. Uspehi v oblasti raz-rabotki kleev i tehnologij dlja izgotovlenija rezinotehnicheskih izdelij aviacionnogo naznachenija [Progress in the development of adhesives and technologies for the manufacture of rubber products for aircraft industry] //Klei. Germetiki. Tehnologii. 2013. №10. S. 7-10.
16. Tjumeneva T.Ju., Kogtjonkov A.S., Lukina N.F., Chursova L.V. Vlijanie napolnitelej na svojstva kleev rezinotehnicheskogo naznachenija [Effect of fillers on the properties of rubber-purpose adhesives] //Trudy VIAM. 2014. №4. St. 05 (viam-works.ru).
17. Polimernaja teplootrazhajushhaja kompozicija dlja pokrytija [Polymer heat-reflecting coating composition]: pat. 2467042 Ros. Federacija; opubl. 07.06.2011.