8 Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
9 См.: Центральный банк Российской Федерации : [сайт]. URL: http://www.cbr.ru (дата обращения: 20.11.2011).
10 См.: Сморгунов Л. В. Политическое управление в глобализирующемся мире // Перспективы человека в глобализирующемся мире / под ред. В.В. Парцвания. СПб., 2003. С. 148-159.
11 См.: Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения : в 4 т. М., 1983. Т. 4. С. 376-378.
12 См.: Платон. Государство // Платон. Собр. соч. : в 4 т. М., 1993. Т. 3. С. 93, 94.
13 См.: История политических и правовых учений : учебник для вузов / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М., 1998 ; История политических и правовых учений : учебник / под ред. О. Э. Лейста. М., 2000.
14 Платон. Указ. соч. С. 94.
15 См.: Универсальная энциклопедия «Кругосвет». URL: http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/velikaya_hartiya_ volnoste.html (дата обращения: 01.09.2012).
16 См.: Исаев И. А. История государства и права России. М., 2004 ; КлеандроваВ., МулукаевР., СенцовА. [и др.] История государства и права России / под ред. Ю. Титова. М., 2008.
17 См.: ЛоккДж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Сочинения : в 3 т. М., 1988. Т. 3. С. 263, 264, 270-272, 317, 318, 334-338.
18 См.: Материалы о демократии / под ред. Дж. Клэк,
М. И. Юрофски, П. Маламуд // Политическая наука : учеб.-метод. комплекс (Электронное учебное пособие) / авт. и сост. И. И. Санжаревский. Тамбов, 2009. (1 CD-ROM. М. : ВНТИЦ, 2008. №50200801141).
19 См.: Становление американского государства / отв. ред. А. А. Фурсенко. СПб., 1992.
20 См.: Декларация прав человека и гражданина 2б августа 1789 года // Всемирная история : энциклопедия. Т. б (1959). URL: http://historic.ru/books/item/f00/s00/ z0000036/st006.shtml (дата обращения: 01.09.2012).
21 См.: Дюверже М. Политические партии / пер. с фр. Л. А. Зиминой. М., 2000. С. 21-37.
22 См.: Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена Резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http:// www.un.org/russian/documen/declarat/declhr (дата обращения: 01.09.2012).
23 Европейская хартия о местном самоуправлении. Русская версия. Страсбург. Совет Европы. Отдел изданий и документов. 1990. Май. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
24 Шестов Н. И. Гражданское общество : почему не сложилась единая концепция? // Политико-правовые основы предпринимательства в России : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 90-летию юридического факультета Саратовского университета. 2-3 июля 2007 г. Саратов, 2008.
25 См.: Андронова И. В. Политико-правовые и социокультурные условия становления гражданского общества в современной России / под ред. А. А. Вилкова. Саратов. 2004.
удк 316.35
оценка студенчеством реформ, проводимых в системе образования
В россии
Г. В. Морозова
казанский (Приволжский) федеральный университет E-mail: [email protected]
в статье представлены результаты исследования по выявлению мнения студенчества об отечественной системе образования, ее реформе, дана оценка обучающимися итогов изменений, произошедших в высшей школе в ходе реформирования, определена мера удовлетворенности молодежи получаемым образованием. Ключевые слова: студенчество, система образования, реформирование высшей школы, удовлетворенность образованием.
Estimating of Reforms in Education system in Russia by students G. V. Morozova
Article describes results of research on identification of opinion of students about a domestic education system, its reform, estimating
of results of changes, occurred at the higher school during reforming by students, detection of satisfaction of youth by received education. Key words: students, education system, reforming of the higher school, satisfaction with education.
Изучение системы ценностей студенческой молодежи, и прежде всего ценностей образования как задающих приоритеты в общей иерархии ценностей этой группы, формирующих ее жизненные ориентации, интересы и установки, проводилось в январе-декабре 2011 г. в рамках исследования динамики социального самочувствия студентов. Оно было посвящено исследованию основных факторов, определяющих социальное самочувствие студенчества, самооценки материального
© Морозова Г. В., 2013
положения, удовлетворенности финансовыми возможностями, условиями духовного, культурного развития, медицинского обслуживания, организации досуга.
Кроме того, изучению была подвергнута система ценностей студенческой молодежи: жизненные ориентации, ценности труда, образования и общественно-политические ценности. Исследование носило диахронный характер, включало два опроса студентов второго и четвертого курсов в пяти вузах г. Казани в первой (март-апрель) и второй (ноябрь-декабрь) половине 2011 г.1 В данной статье представлены результаты оценки студенчеством отечественной системы образования, проводимой реформы. Важность обозначенной проблематики связана с тем, что особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи, и прежде всего ценностей образования, задаются во многом в студенческие годы, которые играют определяющую роль в их формировании. Именно в этот период закрепляются заложенные в дошкольном и школьном возрасте социализационные основы, складываются социально-политическая, гражданская, профессиональная составляющие личности. В этой связи была поставлена задача выявления мнения обучающихся в высшей школе о проводимом реформировании и его итогах. Решение поставленной задачи обеспечивалось постановкой перед респондентами ряда вопро-
сов: «Как Вы оцениваете ситуацию в сфере отечественного образования?», «Удовлетворены ли Вы образованием, получаемым сегодня в средней школе?», «Удовлетворены ли Вы образованием в университете?», «Если Вы не удовлетворены, то чем именно?», «Какие изменения произошли в системе образования России за последние пять лет?» Ответы, полученные на вопрос об оценке ситуации, сложившейся в сфере отечественного образования, свидетельствуют о низком рейтинге в молодежном сознании образовательной системы России (рисунок). Почти три четверти опрошенных (суммарно - 70,8%) дали невысокую оценку нынешней системе образования, из них 53,8% оценили ее как удовлетворительную, 15% - как плохую и 2% - как очень плохую. Только четверть участвующих в исследовании дали ей хорошую оценку. Исключение составляют респонденты из села, среди которых в 1,6 раз больше, чем по массиву, доля оценивших отечественную систему образования как хорошую (40% против 24,9%). Большинство опрошенных (две трети) отметили, что они не совсем довольны получаемым образованием. Особенно высокий уровень неудовлетворенности высказан респондентами по обучению в средней школе: 84,3% отметили, что они не довольны процессом обучения в средней школе, из них полностью неудовлетворенные составляют 17,6%.
60ГМ%
30,(И ч 13, 10,00% огоо%
■
2,10%
1Ъ.ОО&
ОЧСМЬ КЦфПШОЧ
Хирошин
Удишіиінфнгілпимн
2,00%
Очі-’ІІУ плшия
2,20%
ЗЛ РУДІІНКНЬ СИ №4.4 Н I ь
Оценка студенчеством ситуации в сфере отечественного образования
Наибольшее число респондентов указало на низкое качество образования. Этот вариант ответа на вопрос, чем именно вы не удовлетворены в отечественной образовательной системе, подчеркнули по средней школе - 67,4% опрошенных и 54,9% - по высшей ступени образования, в университете (табл. 1).
Недовольство обучением в средней школе вызывают устаревшие методики преподавания, что отметили 34,8%, нарушение равенства шансов различных групп молодежи на получение образования (20,2%), высокая стоимость образовательных услуг (24,7%), коррупция в системе образования, что подчеркнула почти четверть участвующих в исследовании (22,5%).
Среди причин, вызывающих неудовлетворенность системой отечественного образования,
каждый пятый (19,1%) респондент считает недопустимым отсутствие контроля государства за процессом обучения в школе. В высшей школе практически каждый второй (45,1%), участвующий в исследовании, отметил свое недовольство несоответствием образования спросу на рынке труда, и почти столько же (41,2%) не довольны устаревшими методиками преподавания. Среди факторов, вызывающих неудовлетворенность высшей школой, респонденты называют высокую стоимость образовательных услуг и коррупцию, что подчеркнул практически каждый третий (37,3 и 33,3% соответственно).
Оценка обучающимися университетского образования выявлялась с помощью вопроса «Удовлетворены ли Вы образованием в университете?» (табл. 2). Если сопоставить уровень
удовлетворенности обучением на средней и высшей ступени отечественного образования, то можно констатировать, что по системе высшей школы у обучающихся претензий меньше. Так, в два раза выше доля респондентов, полностью неудовлетворенных образованием в школе, чем в университете (17,0% против 8,9%), и в 1,7 раз больше число опрошенных, довольных обучением в университете (22,3% против 13,4%).
Важный аспект изучения составила оценка студенчеством реформ, проводимых в системе
отечественного образования. Для ее определения в опрос были включены вопросы об изменениях (позитивных и негативных), произошедших в образовании России за последние пять лет, а также вопросы, направленные на выявление мнения обучающихся о связи специальной образовательной подготовки и спроса на рынке труда. Оценка изменений в системе образования России представлена ответами на вопрос: «Какие изменения произошли в системе образования России за последние пять лет?» (табл. 3).
Таблица 1
Причины неудовлетворенности респондентов получаемым образованием в средней школе и в университете, %
Если Вы не удовлетворены образованием, полученным в школе, то чем именно? В школе В университете
Низким качеством образования 67,4 54,9
Устаревшими методиками преподавания 34,8 41,2
Отсутствием контроля государства за процессом обучения 19,1 3,9
Несоответствием образования спросу на рынке труда 16,9 45,1
Нарушением равенства шансов на получение образования 20,2 27,5
Высокой стоимостью образовательных услуг 24,7 37,3
Коррупцией в системе образования 22,5 33,3
Другое 2,2 11,8
Таблица 2
Удовлетворенность образованием в университете в зависимости от места проживания респондентов, %
Удовлетворены ли Вы образованием в университете? Место жительства
Казань Другой город РТ Другой город РФ Поселок городского типа Село Всего
Да 28,6 14,7 18,2 18,9 40,0 22,3
Не совсем 59,0 76,0 65,9 67,9 26,7 65,9
Нет 9,2 6,0 13,6 10,8 - 8,9
Затрудняюсь ответить 3,2 3,3 2,3 2,7 - 3,0
Таблица 3
Мнение респондентов об изменениях в системе отечественного образования в период реформ
Какие изменения произошли в системе образования России за последние пять лет? Процент Ранг
Ничего не изменилось 6,1 7
Стало хуже, идет разрушение отечественного образования 46,4 2
Школы материально оснащаются, в том числе компьютерами 45,2 3
Повысилась зарплата преподавателям в школах, вузах 12,4 6
Государство не несет ответственности за образование 12,8 6
Выпускники школ не знают основных предметов 50,5 1
У молодежи увеличились возможности выбора образования 23,5 5
Растет доля платного образования 30,0 4
Другое 0,4 9
Затрудняюсь ответить 2,0 8
Самым серьезным негативным последствием проводимого реформирования отечественной системы образования студенты назвали низкий уровень получаемых знаний. Наибольшее число опрошенных (50,5%) убеждено в том, что вы-
пускники средней школы не знают даже основных предметов. Практически каждый второй (46,4%) респондент считает, что образование в России ухудшилось в результате реформ, и идет разрушение системы обучения. Среди отрицательных
Полтологпя
83
тенденций в развитии отечественной школы была названа коммерциализация образовательных услуг, в чем убеждена почти треть участвующих в исследовании, отметивших рост доли платного обучения. Особую обеспокоенность увеличением платного образования высказали респонденты, проживающие в поселках городского типа (в 1,3 раза больше, чем по массиву в целом). В качестве причины, приведшей к снижению уровня образования в России, опрошенные назвали безответственность государства. Каждый восьмой респондент (12,8%) считает, что государство не несет сегодня ответственности за образование граждан России.
Вместе с тем мнение студентов о последствиях проводимого реформирования высшей школы нельзя определить как исключительно негативное. Они признают такое положительное изменение в системе образования, как улучшение материального оснащения школ, в том числе компьютерной техникой, что отметила почти половина опрошенных - 45,2%.
По результатам опроса можно констатировать, что особенно заметные изменения произошли в развитии материально-технической базы сельских школ, поскольку среди респондентов, подчеркнувших значимость оснащения школ компьютерной техникой, из села оказалось в 1,5 раза больше, чем по массиву в целом.
Практически четверть опрошенных (23,5%) отмечают как положительный сдвиг в отечественном образовательном процессе увеличения
у молодежи возможности выбора образования. Особенно велико значение этого результата реформирования системы образования для респондентов из села, среди которых в 1,4 раза больше указавших на это изменение в системе образования России. Как положительный результат модернизации системы образования было названо повышение заработной платы преподавателям школ, вузов, что подчеркнули 12,4% участников опроса.
Если суммировать полученные результаты по оценке студенчеством ситуации в отечественной системе образования, можно сделать вывод о том, что доля не удовлетворенных итогами реформ существенно больше. Значимость этих данных актуализируется тем обстоятельством, что ценности образования в значительной мере определяют ориентации личности на подготовку к конкретной трудовой деятельности, ее профессиональное становление и формирование мотивационного механизма труда. Так, в ходе исследования достаточно четко обозначилась ориентация опрашиваемых на связь будущей работы с получаемым специальным образованием. Почти три четверти респондентов (72,6%) на вопрос «Связываете ли Вы свою будущую работу с получаемой специальностью?» ответили утвердительно, из них 35,1% подчеркнули «да, бесспорно», а 37,5% - «надеюсь, что буду работать по специальности». Только 7,5% опрошенных не собираются работать по специальности, а 12,8% не уверены, что образование им пригодится (табл. 4).
Таблица 4
Ориентация на связь будущей работы с получаемым образованием, %
Связываете ли Вы свою будущую работу с получаемой специальностью? Место жительства
Казань Другой город РТ Другой город РФ Поселок городского типа Село Всего
Да, бесспорно 37,8 33,3 29,5 35,1 46,7 35,1
Не собираюсь работать по специальности 6,5 9,3 5,7 5,4 20,0 7,5
Совершенно не уверен, что образование мне пригодится 11,5 15,3 14,8 10,8 - 12,8
Надеюсь, что буду работать по специальности 37,8 34,7 42,0 40,5 26,7 37,5
Затрудняюсь ответить 6,5 7,3 8,0 8,1 6,7 7,1
По результатам, полученным на этот вопрос в зависимости от места проживания респондентов, в особую группу следует выделить студенческую молодежь из села.
В этой группе в два с лишним раза больше, чем по массиву, тех, кто не собирается работать по специальности (20,0% против 7,5%). Полученные данные свидетельствуют об определенном противоречии в сознании и модели поведения студенчества из села, которое можно рассматривать как следствие существующего нарушения равенства возможностей, равенства доступа сельской молодежи к важнейшему социальному
благу - образованию, что и обусловило установку этой категории на получение любого высшего образования, вне связи с будущей работой. Этот результат свидетельствует об определенной деформации в системе жизненных ценностей сельской молодежи, и прежде всего ценности труда, значимость которой, по полученным результатам, в сознании этой категории очень велика. Среди респондентов из села оказалась наибольшей доля (73,3%) рассматривающих работу прежде всего как источник средств к существованию, что в 1,6 раз превышает данные по массиву, и наименьшей доля (6,7% против 25,2% по опросу в целом)
Л. В. Скиперских. Культурный контент в политическом тексте российской провинции
респондентов, отметивших вариант ответа на вопрос о значимости работы «Работа для меня - не самое главное. Есть вещи, которые значат для меня гораздо больше».
Таким образом, проведенное исследование фиксирует невысокий рейтинг в молодежном сознании системы образования в России. Об этом свидетельствует низкий уровень удовлетворенности нынешней системой образования. Только четверть участвующих в исследовании оценили ее как хорошую. Особенно высокий уровень неудовлетворенности (свыше четырех пятых) высказан респондентами по обучению в средней школе. Наибольшее число респондентов указало на низкое качество образования. В высшей школе практически половина респондентов отметила свое недовольство несоответствием образования спросу на рынке труда.
Мнение студентов о последствиях проводимого реформирования высшей школы нельзя определить однозначно. Опрошенные признают как положительные изменения в системе образования, так и негативные. Но если суммировать полученные результаты по оценке студенчеством хода реформ, то можно сделать вывод о том, что доля неудовлетворенных реформами существенно больше. Важность этих данных актуализируется тем обстоятельством, что ценности образования в значительной мере определяют ориентации личности на подготовку к конкретной трудовой деятельности, ее профессиональное становление и формирование мотивационного механизма труда.
удк 32.019.51
Примечания
1 В основе анализа лежат материалы двух социологических исследований: 1) исследование (март-апрель 2011 г.) по выявлению социального самочувствия студенческой молодежи столицы. Объект исследования - молодежь, обучающаяся в пяти вузах Казани, в возрасте от 17 до 23 лет: Казанском (Приволжском) федеральном университете, Казанском государственном технологическом университете, Казанском государственном техническом университете им. Туполева, Казанском государственном архитектурно-строительном университете, Казанском государственном энергетическом университете. В качестве генеральной совокупности для определения объема выборки была взята численность указанной группы населения, которая в соответствии с данными Госкомстата РТ составляла 140000 человек. Выборочная совокупность составила 540 человек и представляла различные категории молодежи в зависимости от возрастных, профессиональных и территориальных признаков. Используя исходные данные государственной статистики и применяя типичную выборку с комбинацией методом квот, ее объем подсчитан с относительной ошибкой в каждой группе не более 5%; 2) исследование (ноябрь-декабрь 2011 г.) по выявлению динамики политических предпочтений и ориентаций студенческой молодежи Казани, выборочная совокупность которого составила 540 человек и характеризуется следующими показателями: из общего числа респондентов мужчины составляли 37%, женщины - 63%, из них проживающих в Казани - 54%, в городах и поселках - 17%, в селе - 29%.
КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕНТ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ (на примере г. Ельца Липецкой области)
а. В. скиперских
Елецкий государственный университет им. и. а. Бунина E-mail: [email protected]
в статье раскрываются особенности демонстрации культурного контента в политическом тексте современной российской провинции. для поддержания собственной легитимности правящая элита всё чаще обращается за смыслами, продуцируемыми культурным дискурсом. использование культурного содержания в политических практиках власти отмечается всё чаще и нарастает по мере приближения нового электорального цикла.
Ключевые слова: власть, дискурс, легитимность, легитимация, интеллектуалы, политический текст.
Cultural Content in Political Texts Contemporary Russian Province (on an Example of the Yelets, Lipetsk Region)
A. V. skiperskikh
The article describes the features of the cultural content in the demonstration of political texts in modern Russian province. To
maintain its legitimacy the ruling elite is increasingly turning for meaning produced cultural discourse. The modern political practice show authorities noted more often cultural contents.
Key words: power, discourse, legitimacy, legitimation, intellectuals, political text.
Политический текст представляется аудитории не только в неких объективных политических ситуациях, экономических достижениях и неудачах политики, осуществляемой властью в целом. Наряду с подобным представлением, политический нарратив может быть скрыт в культурных продуктах, продуцируемых и реализуемых в публичном пространстве.
Наращивание культурного компонента в политическом тексте происходит постоянно.
© Скиперских Л. В., 2013