УДК 339.972
ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КИТАЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
© 2017
Се Юн, магистрант Сюй Хунбо, магистрант Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя 41, е-mail: Xvhongo@QQ.com)
Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена нестабильностью развития мирового хозяйства, во многом вызванной глобальным финансово - экономическим кризисом, обострившим накопившиеся проблемы многих стран. Именно формирование конкурентоспособной экономики страны даёт ей возможность устойчиво развиваться в условиях неопределенности и снижения темпов экономического роста. Усиление глобальной гиперконкуренции на фоне нестабильности мировой экономики в условиях неопределенности вызывает необходимость поиска новых путей научного анализа и выявления новых процессов стратегического развития конкурентоспособности национальной экономики. Исследование стратегических направлений конкурентного развития экономики Китайской Народной Республики в условиях глобализации и нестабильности мировой экономики носит актуальный характер по ряду причин: сравнительно малой изученностью кризисного периода, негативные последствия которого отразились на Китае в наименьшей степени по сравнению с другими странами, в том числе развитыми; небольшая изученность предпосылок к экономическому «первенству» страны, с учетом сложившейся тенденции устойчивого экономического роста и устойчивых конкурентных преимуществ страны. В статье изложены результаты исследований об условиях формирования и развития международной конкурентоспособности КНР, исследованы механизмы обеспечения высокого конкурентного статуса страны на мировой арене, а также лидерства в ХХ1 веке. Предложено использовать опыт Китая для реформирования экономики России в современных условиях хозяйствования.
Ключевые слова: КНР, международная конкурентоспособность, мегатренды, инновации, высокие технологии, приоритеты развития, эффективность стратегического развития, экономический потенциал, глобализация.
ESTIMATION OF THE STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE COMPETITIVENESS OF CHINA IN MODERN ENVIRONMENTAL CONDITIONS
© 2017
Xie Yong, master Xu Hongbo, master Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Moscow, Gogol Str 41, e-mail:. Xvhongo@QQ.com)
Abstract. The relevance of the research topic is conditioned by the instability of the development of the world economy, largely caused by the global financial and economic crisis, which aggravated the accumulated problems of many countries. It is the formation of a competitive economy of the country that enables it to develop steadily under conditions of uncertainty and a slowdown in economic growth. Strengthening of global hyper competition against the background of instability of the world economy in conditions of uncertainty causes the need to search for new ways of scientific analysis and identify new processes of strategic development of the competitiveness of the national economy. The study of the strategic directions of the competitive development of the economy of the People's Republic of China in the context of globalization and the instability of the world economy is topical for a number of reasons: a comparatively small study of the crisis period, the negative consequences of which have had the least impact on China compared to other countries, including developed ones; A little study of the preconditions for the economic "primacy" of the country, taking into account the prevailing trend of sustainable economic growth and sustainable competitive advantages of the country. The article contains the results of research on the conditions for the formation and development of the international competitiveness of the PRC, the mechanisms for ensuring the country's high competitive status in the world arena, as well as leadership in the 21st century. It is proposed to use the experience of China to reform the Russian economy in the current economic conditions.
Keywords: PRC, international competitiveness, megatrends, innovations, high technologies, development priorities, strategic development effectiveness, economic potential, globalization.
Постановка проблемы Одним из главных приоритетов социально - экономической политики государства в условиях глобализации и нестабильности конкурентной среды является формирование конкурентоспособной экономики. Перед учеными стоит задача теоретического осмысления и обобщения соответствующего опыта стран - лидеров настоящего, а перед правительствами государств - разработка эффективных национальных стратегий конкурентного развития для достижения глобальной конкурентоспособности.
За последние десятилетия взвешенная политика правительства Китая позволила стране стать второй по величине экономикой мира, крупнейшим экспортером товаров, вторым по величине импортером товаров, вторым по величине получателем прямых иностранных инвестиций, крупнейшим владельцем валютных резервов и т.д. Китай начинает занимать ведущие позиции по финансированию науки и исследованию, высокотехнологичным экспортом, патентованием, численностью научно - исследовательского персонала, постоянно растущей производительностью труда за счет создания сильной инновационной составляющей.
Анализ последних исследований и публикаций. Среди научных работ, в которых исследуются теоретиче-
ские основы конкурентоспособности, анализ причин и условий возникновения конкурентных преимуществ субъектов МЭО, а также проблемы обеспечение высокой конкурентоспособности отдельных стран в поисках новейших форм ее достижений, необходимо выделить исследования таких зарубежных и отечественных ученых, как: Ким Ген Хва [1], Ван Ин [2], Ма Юцзюнь [3], Д.Е.Морковкин [4], М.Портер [5], Ф.А.Хайек [6], Яшен Хуан [7], М.В.Жариков [8], Н.Н.Котляров [9], Е.Н.Смирнов [10], С.Д.Бодрунов [11], В.Ваховский [12], Т.Н Колесникова [13], З. Ш.Бабаева [14] и многие другие.
Однако в современной научной литературе недостаточно полно раскрыты теоретико - методологические подходы к определению конкурентоспособности стран, которые требуют комплексного анализа экономической политики КНР и ее влияния на экономическое развитие и глобальную конкурентоспособность. Это и обусловило выбор темы и ключевые исследовательские задачи.
Цель статьи. Цель статьи заключается в комплексном исследовании глобальной конкурентоспособности Китая, анализе конкурентного потенциала и эффективности его реализации и обеспечения стратегических направлений наращивания.
Изложение основного материала исследования. Международная конкурентоспособность стран становится императивом экономического развития и обеспечения их национальной экономической безопасности. По результатам ежегодного отчета глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума Китайская Народная Республика в 2014 - 2015 гг. находится на втором этапе экономического развития, основанного на эффективности и производительности функционирования экономики и занимает двадцать восьмой место в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности среди 140 стран мира. В рейтинге, КНР находится рядом с такими странами, как Австрия (двадцать третье место), Ирландия (двадцать четвёртое место), Саудовская Аравия (двадцать пятое место), Республика Корея (Двадцать шестое место) и Израиль (двадцать седьмое место).
Вместе с тем необходимо отметить, что Китай крепко держит свои позиции и уверенно их улучшает. Если еще 10 лет назад, в 2005 г. Китай занимал в рейтинге 46 - ю позицию с результатом в 4,29 балла, то из года в год этот показатель вырос, и сегодня в отчете за 2015 -2016 гг. Китай занимает 28 - ю позицию с результатом в 4,66 балла. Важно также отметить, что несмотря на существование многих проблем Китай остается лидером среди стран БРИКС по глобальному индексу конкурентоспособности и с большим отрывом опережает Россию (сорок пятое место), Южную Африку (сорок девятое место), Бразилию (семьдесят пятое место) и Индию (пятьдесят пятое место). Анализируя изменение индекса глобальной конкурентоспособности среди стран БРИКС, можно отметить положительную тенденцию в развитии Российской Федерации, которая поднялась с 67 - го места в рейтинге 2012 г. на сорок пятое в 2015 г., обеспечив повышение индекса с 4,20 баллов до 4,53 (табл. 1).
Таблица 1 - Глобальный индекс конкурентоспособности стран БРИКС, 2012-2014 гг.
Страна 2013-2014 2014-2015 2015—2016
Бразилия 433 434 4.23
Россия 4.25 437 4.53
Ивдия 4Л8 4:21 4.15
Китай 4.84 4.89 4.66
ЮАР 437 435 4.51
Прогнозируемые показатели на 2015 г. подтверждают гипотезу глобального лидерства КНР, ведь разрыв в показателях будет только расти. Так, по прогнозам Международного валютного фонда, ВВП Китая по ППС стабилизируется на уровне 18 975 млрд. долл. США, тогда как ВВП США вырастет лишь до уровня 18 124 млрд. долл. США.
Несмотря на постепенное замедление развития экономики Китая, показатели темпа прироста ВВП являются одними из самых высоких в мире. Для сравнения отметим, что за последние десять лет высокие темпы прироста ВВП США были в 2005 г. и составили 3,8% в год, Германии и Японии - в 2010 г. и составляли 4,1% и 4,7% соответственно. В 2014 г. темпы прироста ВВП США составляют лишь 2,39%, Германии - 1,6%, показатель Японии имел отрицательный результат - 0,6% (рис. 2).
Источник: составлено авторами на основе отчетов ВЭФ по глобальной конкурентоспособности
Вообще, как отмечают эксперты Всемирного экономического форума Азиатско - Тихоокеанский регион развивается гораздо более быстрыми темпами, чем остальной мир. Именно здесь сосредоточены три из десяти лидеров рейтинга конкурентоспособности (Сингапур, Япония, Гонконг) лидеры категории «новые азиатские развивающиеся страны» (Тайвань, Новая Зеландия и Малайзия) такие экономические гиганты, как Китай и Индия.
По данным Международного валютного фонда, в 2014 г. Китай обошел США и остальные страны мира по объемам ВВП по паритету покупательной способности. ВВП Китая по ППС в 2014 составляет 17 617 млрд. долл. США, у Соединенных Штатов Америки - 17 418 млрд. долл. США. Достаточно высокие результаты Китая и в седьмой категории «Макроэкономическая среда» занимая восьмое место в рейтинге по таким показателям, как инфляция и валовые национальные сбережения. На невысоком уровне остаются качество системы образования (пятьдесят шестое место); качество обучения математическим и естественным наукам (сорок девятое место); качество управления в школах (восемьдесят пятое место); доступ к сети Интернет в школах (сорок седьмое место). Слабым остается финансовый рынок и технологическая составляющая развития. Хотя определенные сдвиги были достигнуты в вопросах доступа к кредитам (двадцать первое место) и в доступности венчурного капитала (шестнадцатое место).
Рисунок 2 - Ежегодные темпы роста ВВП Китая, США, Японии и Германии, 2005-2015 гг.
Источник: составлено авторами на основе данных МВФ
Вместе с тем большой объем ВВП не является одним из достаточных условий для достижения глобального экономического лидерства страны, ведь в Китае достаточно низкими остаются экономические показатели на душу населения, слабо развита социальная защита и защита окружающей среды. Поэтому для оценки потенциала экономического лидерства не только КНР, но и в любой другой стране необходимо провести основательный анализ главных факторов, которые будут влиять на развитие государства в ближайшем будущем.
Экономический потенциал глобального лидерства КНР можно оценить по методике, которая разработана экспертами всемирно консалтинговой компании KPMG, что в 2013 г. опубликовала отчет «Будущее государство 2030: Глобальные мегатренды и их влияние на правительства». Благодаря глобальным мегатрендам можно сосредоточиться на основных факторах влияния на развитие государств в ближайшие десятилетия: демографии, экономической взаимосвязи, изменении климата, расширении возможностей для личности, государственному долгу, дефиците ресурсов, высокоэффективной технологии, изменении баланса сил в экономике и урбанизации.
Главным мегатрендом, что имеет место сегодня и будет влиять на развертывание мировой экономической ситуации в ближайшем будущем, является изменение баланса сил в экономике. Так, развивающиеся страны, набирают все большие темпы развития, тогда как развитые страны испытывают стабильное замедление развития.
Такие страны, как Китай, Индия, Бразилия, Россия, ЮАР, Мексика, Индонезия, превращаются в важных игроков на международной арене и все мощнее влияют на тенденции и объемы международной торговли, создавая новые каналы предложения и спроса. Таким образом, странам нужно учитывать новые точки силы и потенциальные рынки для налаживания международных кооперационных связей.
Се Юн, Сюй Хунбо экономические
ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ... науки
На сегодня КНР является крупнейшим торговым партнером Африканского континента. Такое сотрудничество Китая с Африкой способствовала продвижению его политических и экономических интересов, в частности в энергетических вопросах, обеспечивая приток энергетических и других ресурсов [15,16].
Уже сегодня наблюдается изменение в структуре экспорта Китая. Увеличение расходов на развитие инновационной сферы принесло свои результаты. Стоит только взглянуть на динамику доли высокотехнологичного экспорта Китая: если в 2005г. высокотехнологичный экспорт составил 19% от общего объема экспорта, то в 2015 г. этот показатель вырос до 27%. Для сравнения: доля высокотехнологичного экспорта США в 2015 г. составляла 17,3%, Японии - 16,8%, Германии - 16,2%.
Еще одним важным показателем, который говорит о росте международной кооперации, является прямые иностранные инвестиции из - за рубежа. По данным отчета World Investment Report 2015 г., который ежегодно разрабатывается экспертами ЮНКТАД, Китай уже который год подряд становится вторым крупнейшим реципиентом прямых иностранных инвестиций (ПИИ) после Соединенных Штатов Америки. В 2015 г. объем прямых иностранных инвестиций в китайскую экономику составил 124 млрд. долл. США. по сравнению с 2014 г. это на 3 млрд. долл. США больше [17,18].
Взвешенная политика правительства дала Китаю возможность перейти к политике открытой экономики, основанной на экспортоориентованой модели развития таким образом, что рост валютной выручки от продаж направляется на инвестирование техно и наукоёмкой экономики, освоение новейших информационно - коммуникационных технологий, внедрения современных схем промышленной логистики и тому подобное. Именно инновационный путь развития Китая, наращивание темпов расходов на НИОКР, количества исследователей, поддержка и стимулирования инновационного развития могут обеспечить дальнейшее стремительное развитие Китая и достижения глобального экономического лидерства в будущем.
Среднесрочные приоритеты развития КНР разработаны правительством в 2020 г. «Средне и долгосрочный план научного и технологического развития 2006-2020 гг.» начал готовиться еще в 2003г. Более 2000 ученых, инженеров и руководителей компаний были объединены в группу стратегических исследований для определения критических проблем и поиска возможностей развития в 20 основных сферах, имеющих наибольшее значение для Китая.
Таким образом, главной стратегической целью КНР является получение позиции мирового инновационного лидера в научно - технологической сфере.
По плану, экономика Китая должна стать инновационно ориентированной к 2020 г., а к 2050 г. Китай должен стать одним из мировых лидеров в научно - технологичной сфере.
Согласно плану, Китай увеличит расходы на НИОКР до 2,5% от ВВП, который постоянно возрастает до 2020г. Для сравнения: расходы на НИОКР в 2005 году. составляли 1,34%, а в 2015 г. уже достигают 2%. Планируется повысить влияние технологической сферы на экономический рост на более чем 60% и уменьшить зависимость от технологического импорта до 30%. Кроме вышеупомянутого, Китай должен войти в пятерку лидеров мира по количеству патентов на изобретения и увеличить ци-тируемость китайских ученых и исследователей.
Долгосрочные стратегические планы развития КНР также изложены в отчете «Китай 2030г. - строя современное, гармоничное и креативное общество», который был разработан при содействии Министерства финансов КНР, научно - исследовательского центра развития КНР и Всемирного банка.
Анализируя показатели развития Китая за последние десятилетия и ситуацию в мире, исследователи разра-138
ботали новую долгосрочную национальную стратегию, выделив шесть основных направлений развития, которые позволят использовать потенциал китайской экономики и преодолеть те вызовы, которые стоят на пути ее развития. К шести направлениям развития относят [19, 20]:
- реализацию структурных реформ для укрепления основ рыночной экономики через переосмысление роли правительства; реформирования и реструктуризацию предприятий и банков; развитие частного сектора; поощрение конкуренции; введение земельных, финансовых и трудовых реформ;
- развитие инновационной сферы и создания открытой инновационной системы, побуждающие китайские предприятия не только проводить и использовать собственные исследования, а и участвовать в глобальных общемировых инновационных и исследовательских проектах;
- развитие зеленых технологий через использование рыночных стимулов, правил, государственных инвестиции, промышленной политики и т.д., ведь повышая эффективность использования энергии, Китай не только улучшит уровень благосостояния населения, но и сможет решить все большие экологические проблемы;
- содействие расширению возможностей и социальной защиты для всех людей путем предоставления равного доступа к рабочим местам, финансов, качественных социальных услуг и социального страхования;
- создание устойчивой фискальной системы путем мобилизации дополнительных средств и обеспечения местного правительства достаточным финансированием для выполнения их обязанностей;
- развитие взаимовыгодных отношений с остальным миром. Китай должен стать активным игроком мировой экономики, членом различных международных организаций и использовать преимущества членства в национальных интересах.
В основу новой стратегии Китая положено несколько характеристик. Во - первых, это улучшение качества того экономического роста, который мы наблюдали в последние десятилетия. Сдвиги, достигнутые Китаем, должны отражаться не только в количественном выражении, но и в качественном. Рост доходов должно сопровождаться увеличением возможностей для досуга, улучшением состояния окружающей среды, развитием искусства, культурных мероприятий, чувством экономической и социальной безопасности.
Во - вторых, рост должен быть сбалансированным и устойчивым. Впечатляющее развитие Китая в последние десятилетия было слишком капиталозатратным, ориентированным только на промышленность, и слишком зависел от экспорта.
Начиная с 90-х годов постоянно растет неравенство и расслоение населения. На сегодняшний день в Китае проживает более 1 млн. миллионеров, тогда как 170 млн. человек живут на менее чем 2 доллара США в день. Необходимо увеличить долю расходов населения на услуги и потребления, ведь и доход на душу населения увеличивается.
Нужно достичь большего баланса в производстве и предоставлении услуг, в распределении доходов между капиталом и трудом, а также между сельскими и городскими домохозяйствами.
Третьей характеристикой новой стратегии является укрепление инноваций и творчества. Рост промышленного производства, по - прежнему будет важным фактором роста экономики, но развитие рынка услуг должен стать приоритетной задачей на ближайшие десятилетия. Такие услуги, как научные исследования и разработки, финансы, логистика, обучение, информационные услуги и послепродажное обслуживание, должны стать приоритетными.
Необходимым является дальнейшая интеграция в мировую экономику и углубление специализации, а так-Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2(19)
же участие в глобальных исследовательских проектах и маркетинговых мероприятиях. Если Китай успешно сформирует культуру открытых инноваций, то сектор услуг также может быть важным бенефициаром, что поможет Китаю на пути к получению статуса мирового экспортера высококачественных услуг.
Четвертой характеристикой является полное использование человеческого потенциала. В планах отмечено максимальное обеспечение равенства всех граждан общества, это равенство касается не только государственных услуг по охране здоровья или образования, но и экономических возможностей, таких как доступ к работе, финансированию, получению возможностей для создания собственного бизнеса и тому подобное. Одним из способов достижения равенства на предприятиях и в финансовом секторе будет поощрение конкуренции на рынках факторов производства (труда, земли и капитала), а также товарных рынках. Повысить уровень конкуренции можно путем увеличения экспорта из - за рубежа и снижение импортных барьеров. Кроме того, нужно стимулировать малый и средний бизнес, упрощая вход и выход фирм на внутренний рынок и обеспечивая более широкий доступ к финансированию.
К 2050 г. Китай, США и Индия могут занять позиции крупнейших экономик мира (именно в таком порядке) с большим отрывом от Бразилии, которая выйдет на четвертое место, опередив Японию. Ожидается, что объем ВВП Китая к 2050 г. достигнет 53900 млрд. долл. США, тогда как объем экономики США составит 38 трлн. долл. США. В Индии показатель составит 34700 млрд. долл. США, а ВВП Бразилии и Японии - 8,82 и 8060млрд. долл. США соответственно.
Китай и Индия будут развиваться гораздо более быстрыми темпами, чем сегодняшние развитые страны. Средний прирост ВВП Китая в течение 2012-2030 гг. Составит 6,6%, Индии - 6,7%. Итак, мировые экономические перспективы в значительной степени зависят от Востока и Юга планеты. Развивающиеся страны, дают более 50% мирового экономического роста и 40% инвестиций. Их вклад в рост глобальных инвестиций составляет более 70%.
Сейчас вклад Китая в полтора раза больше объема вложений США. Как показывает модель Всемирного банка, которая учитывает будущую экономическую многополярность, Китай, несмотря на небольшое замедление экономического развития, может обеспечивать более трети мирового роста уже к 2025г. Это больше уровня любой другой экономики.
Выводы и перспективы дальнейших исследований. Учитывая глобальные мегатренды, которые будут влиять на развитие стран в ближайшие десятилетия, и анализ политики Китая, которая формируется на инновационном лидерстве, по нашему мнению, можно выделить основные принципы для дальнейшего развития экономики России в современных условиях хозяйствования:
- активно способствовать укреплению сотрудничества власти, бизнеса, науки, образования и общественных организаций в инновационных сетевых структурах на основе государственно - частного партнерства и открытых инновациях;
- разработать эффективную научно - техническую и инновационную политику при формировании и реализации государственных научно - технических программ (долгосрочных и краткосрочных) в сфере нанотехноло-гий, альтернативных источников энергетики и экологически чистой продукции, аддитивного производства и информационно - коммуникационных технологий, а особенно в сфере робототехники;
- необходима государственная поддержка ученых и изобретателей, которые обладают нетрадиционным мышлением, имеют оригинальные идеи и конкретные изобретения, а результаты их исследований - большую научную ценность для государства.
Финансирование академического и университетско-
го секторов науки должно стать частично грантовым, что может осуществляться через созданный научный фонд, фонды целевого направления, в том числе частные благотворительные, особенно венчурные;
- создать и развивать зоны технологического развития, индустриальные парки, которые обеспечивают оперативную коммерциализацию новых знаний и технологий в промышленности.
Дальнейшее научный поиск целесообразно сосредоточить на разработке системной модели расчета эффективности основных принципов развития экономики России в рамках теории развития конкурентоспособности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ким Ген Хва. Внешнеторговая деятельность Китая: ее структура вчера и сегодня // Экономика и упр.
- СПб., 2013. — №9 (95). — С.90-96.
2. Ван Ин. Присоединение Китая к Всемирной торговой организации: условия и последствия / Ван Ин. -М.: МГИМО - Университет, 2007. - 43 с.
3. Ма Юцзюнь. Проблемы реорганизации промышленности северо-востока Китая // Регион: экономика и социология. — 2013. — №3. — С.289-294.
4. Морковкин Д.Е. Стратегические факторы инновационного преобразования реального сектора экономики России в условиях импортозамещения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и Право». - 2015. - № 9-10. - С. 19-23.
5. Портер М. Конкуренция. - М.: Изд-ий дом «Вильямс», 2005. - 608 с.
6. Хайек Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. - М.: Социум, 2011, - 432 стр.
7. Яшен Хуан. Капитализм по-китайски. Государство и бизнес. - М.: Альпина Паблишер. 2012.
- 375 с.
8. Жариков, М.В. Эффективность прямой торговли между Китаем и приграничными субъектами Российской Федерации // Экономика региона. - 2016. - Т. 12. - № 1.
- С. 189-200.
9. Котляров, Н.Н. Взаимодействие Китая с ВТО / Н.Н. Котляров, Л.В. Левченко, Н.В. Лукьянович // Экономические науки. - 2014. - № 117. - С. 176- 180.
10. Смирнов Е.Н. Противоречия глобального экономического роста, или: еще раз об эффективности моделей социально-экономического развития // ЭКО. - 2015.
- № 4. - С. 93-104.
11. Бодрунов С.Д. Грядущее. Новое индустриальное общество: перезагрузка: Монография. - М.: Культурная революция, 2016. - 352 с.
12. Ваховский В. К проблеме оценки конкурентоспособности трудовых ресурсов // Рос. экон. журнал. - 2014.
- N 3. - С.100-101.
13. Колесникова Т. Н. Анализ конкурентоспособности экономик стран БРИКС общие проблемы и преимущества // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 573-576.
14. Бабаева З. Ш. Инновации: движущая сила экономического роста Китая // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 3 (56 - 2), ч.2. - С.93 - 97.
15. Лунева Е.В., Николаенкова М.С. Инновационная философия в экономике России // Инновационные технологии научного развития / Сборник статей Международной научно-практической конференции -Уфа, 2015 - С. 117-119.
16. Кузубов А.А., Шашло Н.В. Глобализация мировой экономики в развитии международных корпоративных структур // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 143-146.
17. Жилина Л.Н., Строганов А.О. Россия в системе интересов китайского бизнеса // Фундаментальные исследования. 2015. № 11-7. С. 1425-1430.
18. Корнейко О.В., Пестерева А.В. Опыт развития специальных экономических зон и промышленных кластеров в Китае // Вестник Удмуртского университета.
Серия Экономика и право. 2016. Т. 26. № 6. С. 34-40.
19. Егорова Т.Н., Шманёв С.В. Государственная политика и экономические процессы // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. - 2012. - № 9. - С. 54-62.
20. Перская В.В., Эскиндаров М.А. Конкурентоспособность национального хозяйства в условиях многополярности: Россия, Индия, Китай / Москва: Экономика, 2015. - 219 с.
Статья поступила в редакцию 15.04.2017.
Статья принята к публикации 02.06.2017.