economic sceinces
УДК 330.43
ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ПАО «МАГНИТ» МЕТОДОМ ДИСКОНТИРОВАННЫХ
ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ
© 2018
Курилова Анастасия Александровна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет (445667, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14,e-mail: aakurilova@yandex.ru)
Аннотация. ПАО «Магнит» является крупнейшим игроком на розничном рынке торговли потребительскими товарами и алкогольной продукцией. Динамика изменения общего количества магазинов крупнейших торговых сетей, показывает, что наибольшее количество магазинов принадлежит группе «Магнит». Второе место занимает «X5 RETAIL GROUP». Группа «ДИКСИ» находится на третьем месте. Далее в порядке сокращения количества магазинов следуют «ЛЕНТА», «О'КЕЙ», «АШАН» и «МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ». Также ПАО «Магнит» занимает место первое место по общей торговой площади магазинов крупнейших торговых сетей, а также по динамике чистой выручки (без НДС). Наиболее крупным акционером ПАО «Магнит» до настоящего времени являлся, Галицкий С.Н. доля которого составляла до последнего момента более 30 %. В 2018 году мажоритарный акционер Галицкий С.Н. продал большую часть своих акций составляющих 29,1% акций компании ПАО «МАГНИТ» группе ВТБ. Цена акций компании снижается. В 2015 году цена акций ПАО «Магнит» составляла 12 200 руб. а в мае 2018 года упала до 4 818 руб. Рыночная капитализация в мае 2018 составила 455,5 млрд. руб. Является актуальным оценка стоимости ПАО «Магнит» с помощью метода дисконтированных денежных потоков в целях достоверного определения стоимости компании. В процессе оценки стоимости ПАО «Магнит» было выявлено, что стоимость компании составляет 5 989,12 млрд. руб.
Ключевые слова: торговая сеть, рыночная капитализация, цена акций, ставка дисконтирования, составляющие ставки дисконтирования, денежный поток, соотношение Гордона, остаточная стоимость, коэффициент дисконтирования, дисконтированный денежный поток
EVALUATION OF THE COST OF PJSC MAGNIT BY THE METHOD OF DISCOUNTED CASH FLOWS
© 2018
Kurilova Anastasia Alexandrovna, Ph.D., professor of «Finance and Credit» Togliatti State University (445667, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14,e-mail: aakurilova@yandex.ru)
Abstract. PJSC Magnit is the largest player in the retail market of consumer goods and alcoholic products. The dynamics of changes in the total number of stores of the largest retail chains, shows that the largest number of stores belongs to the Magnet group. The second place is occupied by X5 RETAIL GROUP. DIXY Group is in third place. Further, in order to reduce the number of stores followed by LENTA, OKEY, AUCHAN and "METRO CASH AND CERRY". Also, PJSC Magnit takes the first place in the total trading area of the stores of the largest retail chains, as well as in the dynamics of net revenue (excluding VAT). The largest shareholder of PJSC Magnit has been until now, Galitsky. The share of which was up to the last moment more than 30%. In 2018, the majority shareholder Galitsky has sold most of its shares comprising 29.1% of the shares of PJSC MAGNIT to VTB Group. The price of the company's shares is declining. In 2015, the price of shares of PJSC Magnit was 12,200 rubles and in May 2018 fell to 4,818 rubles. Market capitalization in May 2018 amounted to 455.5 billion rubles. The evaluation of the value of PJSC Magnit using the discounted cash flow method is important for the reliable determination of the company's value. In the process of valuation of PJSC Magnit it was revealed that the value of the company is 5,989.12 billion rubles.
Keywords: trading network, market capitalization, stock price, discount rate, comprising discount rates, cash flow, Gordon ratio, depreciated value, discount factor, discounted cash flow
ПАО «Магнит» является крупнейшим игроком на розничном рынке торговли потребительскими товарами и алкогольной продукцией.
ПАО «Магнит» является правопреемником ЗАО «Магнит» которое было зарегистрировано в налоговых органах г. Краснодара Российской Федерации 22.11.2003 года. Таким образом, с момента начала деятельности исследуемого общества прошло более 15 лет. Через три года ЗАО «Магнит» (далее «Компания») на основании решения собрания акционеров было реорганизовано в акционерное общество открытого типа «Магнит». Несмотря на проведенную реорганизацию в составе акционеров Компании изменений не произошло. Также проведенная реорганизация не повлияла на основные виды деятельности Компани.
В соответствии с изменениями, внесенными в ФЗ «Об акционерных обществах» наименование Компании было изменено путем переименования его из открытого акционерного общества в публичное акционерное общество «Магнит».
Следует отметить, что российский рынок розничной торговли продуктами и алкогольной продукцией имеет незначительную концентрацию - семь крупнейших игроков имеют долю в размере одной четверти рынка. При этом данный показатель ниже, чем в европейских странах.
Эта концентрация позволяет сформировать направ-
ления для повышения конкурентоспособности среди участников рынка. На данном этапе конкурентная борьба проявляется в захвате дополнительных рынков обусловленных ростом сети ПАО «Магнит» и активной экспансии в Москве и регионах.
Основными конкурентами ПАО «Магнит» являются.
«X5 RETAIL GROUP» - ведущая российская продуктовая розничная компания. При этом «X5 RETAIL GROUP» осуществляет управление сетями магазинов нескольких различных торговых сетей под брендами «ПЯТЕРОЧКА», «ПЕРЕКРЕСТОК», «КАРУСЕЛЬ» и «ЭКСПРЕСС-РИТЕЙЛ». Общее количество магазинов, которое находится под управлением «X5 RETAIL GROUP», составляет около девяти тысяч. Торговая площадь компании составляет более четырех тысяч квадратных месяц;
«МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ» - представляет собой одну из крупнейших международных управляющих компаний осуществляющих мелкооптовую торговлю. Общее количество торговых центров находящихся под управлением составляет более восьмидесяти семи которые находятся в сорока шести российских регионах, с общей торговой площадью более восьми тысяч килло-метров ;
«АШАН» - представляет собой крупнейшую сеть ги-пермаркетов под управлением которой находится более ста двадцати девяти торговых объектов с общей торго-
экономические науки
вой площадью около одной тысячи квадратных километров;
«ДИКСИ» - также является одним из лидеров российской розничной торговли продуктами питания и товарами повседневного спроса. Компания управляет около трех тысяч магазинов;
«ЛЕНТА» - представляет управляющую компанию основанная в 1993 году. По состоянию на конец 2017 года «ЛЕНТА» управляет сто девяносто одним гипер-маркетом расположенные в более чем в семидесяти семи российских городах;
«О'КЕЙ» - крупнейшая розничная сеть в России осуществляющая торговлю продуктами питания. По состоянию на конец года «О'КЕЙ» управляет более 164 магазинами, при это общие торговые площади составляют 623 тыс. квадратных метров.
Динамика изменения общего количества магазинов крупнейших торговых сетей, характеристика показывает что наибольшее количество магазинов принадлежит группе «Магнит». Второе место занимает «X5 RETAIL GROUP». Группа «ДИКСИ» находится на третьем месте.
Далее в порядке сокращения количества магазинов следуют «ЛЕНТА», «О'КЕЙ», «АШАН» и «МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ».
Из рисунка 1 видно, что количество магазинов принадлежащих ПАО «Магнит» выросло с 9 711 шт. в 2014 году до 14 059 шт. в 2016 году. Абсолютный прирост составил к 4 348 шт. В относительном выражении прирост количество магазинов выросло в 1,45 раза.
Торговая сеть, занимающая второе место по количеству магазинов на территории России, а именно «X5 RETAIL GROUP» показала следующие данные по абсолютному приросту их количества. С 2014 по 2016 год их количество выросло с 5 483 шт. до 9 187 шт. В абсолютном выражении прирост составил 3 704 шт. Таким образом, абсолютный прирост количества магазинов ПАО «Магнит» оказался выше абсолютного прироста «X5 RETAIL GROUP».
Что касается относительного прироста, то количество магазинов выросло в 1,68 раза. Это позволяет сделать вывод о том, что темпы относительного роста «X5 RETAIL GROUP» опережают темпы роста ПАО «Магнит». Оценивая эффективность результатов хозяйственной деятельности направленной на завоевание рынка, можно прийти к выводу о том, что «X5 RETAIL GROUP» более эффективно осуществляет мероприятия по завоеванию рынка.
Динамика изменения общей торговой площади магазинов крупнейших торговых сетей также является положительной, как и динамика изменения количества магазинов.
Рисунок 2 - Общая торговая площадь магазинов крупнейших торговых сетей, тыс. кв. м.
Динамика изменения общей торговой площади магазинов ПАО «Магнит» показывает, что абсолютный показатель отражающий площадь торговых сетей вырос с 3590,6 тыс. кв. м. до 5067,7 тыс. кв. м., на 1 477, 1 тыс. кв. м. В относительном выражении показатель отражающий площадь магазинов крупнейших торговых сетей вырос в 1,41 раза.
Что касается торговой сети «X5 RETAIL GROUP» то абсолютный показатель отражающий площадь торговых сетей выросла с 2572,2 тыс. кв. м до 4301,8 тыс. кв. м. на 1 729,6 8 тыс. кв. м. Рост этого показателя в относительном выражении говорит о том, что это показатель вырос в 1,67 раза. Это позволяет вывод о том, что, несмотря на то, что ПАО «Магнит» является лидером по абсолютному значению показателя отражающего площадь магазинов, ПАО «Магнит отстает от «X5 RETAIL GROUP» по абсолютным и относительным темпам роста этого показателя.
Рисунок 1 - Динамика изменения общего количества магазинов крупнейших торговых сетей, шт.
Следует отметить, что количество магазинов всех крупнейших торговых сетей растет на протяжении всего анализируемого периода, что говорит о быстром росте российского рынка.
Что касается торговых площадей, то по абсолютному показателю лидирует группа «Магнит» и «X5 RETAIL GROUP». Третье место занимает группа «ЛЕНТА».
Рисунок 3 - Динамика чистой выручки (без учета НДС) крупнейших торговых сетей, млрд. руб.
Рассматривая динамику чистой выручки (без учета НДС) крупнейших торговых сетей в России следует отметить, что как и по предыдущим показателям лидерами по значению показателя чистая выручка является «Магнит» и «X5 RETAIL GROUP». Третье место по абсолютному значению этого показателя занимает группа «АШАН», далее следуют «ДИКСИ», «ЛЕНТА», «МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ» и «О'КЕЙ».
Необходимо отметить, что, несмотря на кризисные явления в экономике, которые вызваны, в том числе санкциями США и Евросоюза динамика чистой выручки (без учета НДС) крупнейших торговых сетей является положительной, что положительно характеризует российский розничный рынок товаров народного потребления и алкогольной продукции.
Проведенный анализ сравнительной динамики фи-
economic sceinces
нансово-хозяйственной деятельности крупнейших торговых сетей показал что группа «Магнит» является лидером российского рынка. При этом следует отметить, что указанные результаты группа «Магнит» достигает за счет использования в своей структуре множества юридических лиц осуществляющих различные виды деятельности.
Рисунок 4 - Структура акционеров ПАО «МАГНИТ» в 2017 г
Как показывают данные рисунка 4, основным мажоритарным акционером ПАО «МАГНИТ» сосредоточившим контроль группы ПАО «МАГНИТ» является Галицкий С.Н.
Доля Галицкого С.Н. в акциях группы снизилась с 35,11 % до 31,79 %. Следует отметить, что в 2018 году мажоритарный акционер Галицкий С.Н. продал большую часть своих акций составляющих 29,1% акций компании ПАО «МАГНИТ» группе ВТБ.
Таким образом, группа ВТБ поменяла контролирующего акционера. Другими крупными акционерами ПАО «МАГНИТ» владеющие крупными пакетами акций являются Гордейчук В.Е., компания LAVRENO LTD., а также руководство группы. При этом следует отметить что доля данных акционеров снизилась для Гордейчук В.Е. с 1,06 % до 0,84 %, для компания LAVRENO LTD. c 0,22 % до 0,21 % и у руководства группы с 0,23 % до 0,21 %.
нежного потока во времени. Данный метод позволяет с высокой точностью определить расчетную стоимость оцениваемого объекта.
На начальном этапе использования метода дисконтирования денежных потоков необходимо провести предварительный расчет, заключающий в прогнозировании значения показателя потока денежных средств в будущих периодах. В целях проведения расчета ПАО «Магнит» выберем период в размере трех лет.
Определим значение показателя «прирост среднегодовой выручки», период на котором мы будем определять значение этого показателя 2015-2017 годы.
В качестве данных используем консолидированную отчетность ПАО «Магнит». Данные таблицы 2.6 показывают процедуру расчета показателя прирост среднегодовой выручки ПАО «Магнит» (по данным консолидированной отчетности).
По итогам расчетов среднегодовая выручка за три года составляет 1 056 млрд. руб. при этом среднегодовое значение показателя прироста составляет 14,62 %.
Рассчитаем прогнозную выручку ПАО «Магнит» на основе полученного среднегодового значения показателя прироста вплоть до 2020 года, в том числе за постпрогнозный период.
Таблица 1 - Процедура расчета показателя прирост среднегодовой выручки ПАО «Магнит» (по данным консолидированной отчетности)
СРЕДНЕГОДОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ
ПОКАЗАТЕЛЯ год год год
ВЫРУЧКА, МЛРД. РУБ 951 1 074 1 143 1 056
ПРИРОСТ. % 24,5 13,00 6,37 14,62
Динамика изменения показателя «прогнозная выручка» ПАО «Магнит» показана на рисунке 6. Из рисунка 6 видно что, если выручка компании будет расти в соответствии с определённым нами среднегодовым значением среднем 14,62 % в год, то в постпрогнозном периоде она составит 1 973 млрд. руб., а в 2020году 1 721 млрд. руб.
Прогнозная выручка ПАО «Магнит» вырастет с 2015 года по 2021 год (постпрогнозный период) с 951 млрд. руб. до 1 973 млрд. руб. на 1 022 млрд. руб. В относительном выражении этого показатель вырастет в 2 раза.
Это является достаточно оптимистическим прогнозом, так как возможно по мере роста прогнозной выручки темпы его роста снизиться. Однако для оценки стоимости будем использовать имеющийся прогноз.
Рисунок 5 - Динамика изменения акций ПАО «Магнит» в 2017 г
Динамика изменения цены акций является разнонаправленной, в 2015 году цена акций ПАО «Магнит» выросла до 12 200 руб. а в мае 2015 года упала до 4 818 руб. Уставный капитал ПАО «Магнит» состоит из 94 561 355 штук обыкновенных именных акций. Учитывая стоимость акций на 1.05.2018, которая составляет 4 818 руб., рыночная капитализация на указанную дату составляет 455,5 млрд. руб.
Учитывая значительную роль ПАО «Магнит» среди российских торговых сетей, является актуальным оценка стоимости ПАО «Магнит» с помощью методов оценки стоимости организаций и предприятий основанная на оценке будущего потока доходов ПАО «Магнит».
В целях проведения расчетов стоимости ПАО «Магнит» применим метод связанный с расчетом де-
Рисунок 6 - Динамика изменения показателя «прогнозная выручка» в ПАО «Магнит», млн. руб.
Используя данные характеризующие отношение показателей к выручке ПАО «МАГНИТ» за 2017 год (по данным консолидированной отчетности) рассчитаем значение показателя «прогнозная чистая прибыль» за период с 2015 по 2021 год._
экономические науки
зо 20 10 - —
О -1-1-1-1-
2017 2018 2019 2020 Постпрсгнозный
период
—•—Чистая прибыль. ''ллр.~ руб
Рисунок 7 - Динамика изменения показателя «прогнозная чистая прибыль» в ПАО «Магнит», млн. руб.
Сформированный прогноз динамики изменения показателя «прогнозная чистая прибыль» в ПАО «Магнит» показывает, что чистая прибыль с 2017 по 2021 год вырастет с 35,56 млрд. руб. до 61,37 млрд. руб. Абсолютный прирост составил 25,81 млрд. руб. В относительном выражении чистая прибыль вырастет с 2017 года в 1,73 раза.
Рассчитав динамику изменения показателя «прогнозная чистая прибыль» в ПАО «Магнит» проведем расчет ставки дисконтирования, которую мы будем использовать в расчетах. Ставку дисконтирования будем определять следующим образом.
На первом этапе определим размер безрисковой ставки доходности для публичного акционерного общества ПАО «Магнит». В России размер этой безрисковой ставки доходности обычно равен ставки доходности по бескупонным ОФЗ (облигациям федерального займа). Рассчитывается значение кривой бескупонной доходности государственных облигаций (% годовых) Банком России и размещается на официальном сайте Банка России.
По данным Банка России на 17.04.2018 ставка доходности ОФЗ (облигации федерального займа) со сроком погашения 1 год составляет 6,68 %; 2 года - 6,86 %. Из данных о доходности ОФЗ (облигации федерального займа) с различными сроками погашения можно сделать вывод о том, что доходность ОФЗ возрастает по мере увеличения сроков погашения ОФЗ.
В целях проведения объективных расчетов дисконтированного денежного потока ПАО «Магнит» используем ставку доходности по облигациям ОФЗ равную 6,68 %.
Облигации федерального займа выражены в рублях, а выплаты процентных платежей также производиться в рублях.
Следовательно, необходимо сделать вывод о том, что данные финансовые инструменты учитывают становой и валютные риски. Таким образом, корректировать имеющуюся безрисковую ставку доходности на уровень валютного и странового риска не требуется.
После определения безрисковой ставки доходности необходимо определить влияние величины компании на надбавку к ставке дисконтирования.
Размер уровня надбавки к ставке дисконтирования для компании, осуществляющей реализацию товаров народного потребления и алкогольной продукции ПАО «Магнит» рассчитан и показан на рисунке 8.
■ Качество организационной и финансовой структуры компании
■ Уровень див грснфнкании по продуктам н территориям
■ Уровень лив ерсвфикапии по клиентам
■ Уровень рентабельности и прогнозируемое™ деятельности
п Уровень влияния рисков на компанию
Расчет показателя чистой прибыли ПАО «Магнит» в постпрогнозном периоде показал, что он составит 61,37 млрд. руб. Используем данные данного показателя, проведем расчет остаточной стоимости ПАО «Магнит» в постпрогнозном периоде. Расчет остаточной стоимости ПАО «Магнит» в постпрогнозном периоде проведем на основе соотношения Гордона, а также на основе имеющихся данных о темпах роста выручки ПАО «Магнит» и размера ставки дисконтирования.
Таблица 2 - Расчет остаточной стоимости ПАО «Магнит» в постпрогнозном периоде
денежный поток пао «магнит», млрд. руб. (1) соотношение гордона (2) остаточная стоимость пао «магнит» (1)х (2), млрд. руб.
61,37 (1+0,146)'{0,146-0,139) 10 147,15
Из расчетов, приведенных в таблице 2 можно сделать вывод, что остаточная стоимость ПАО «МАГНИТ» составляет 10 147,15 млрд. руб. Проведем расчет показателя «стоимость» ПАО «Магнит» как суммы текущей стоимости денежных потоков за период с 2018-2020 годы и в постпрогнозном периоде.
Таблица 3 - Расчет денежного потока ПАО «МАГНИТ» методом дисконтирования
период денежный поток, млрд. руб. коэффициент диск-вания, к-нт диск-ванный денежный поток, млрд руб.
2018 год 40,76 1,146 35,567
2019 год 46,71 1,313 35,575
2020 год 53,54 1,505 35,575
посшр-ный период 10147,15 1,725 5 882,406
итого 5 989,123
Из расчетов, приведенных видно, что ПАО «Магнит» методом дисконтирования денежных потоков составляет 5 989,12 млрд. руб. Рыночная капитализация ПАО «Магнит» по стоянию на 1.05.18 составляет 455,5 млрд. руб. таким образом, у ПАО «Магнит» при условии выполнения предполагаемых прогнозов существует потенциал роста его рыночной стоимости в 13,14 раза. По состоянию на 1.05.08 когда рыночная цена на акции составляла 12 200 руб. за акцию, а рыночная капитализация составила 1 153 млрд. руб. рыночная капитализация оказалась меньше рассчитанной методом дисконтированной стоимости в 5,19 раз. Следовательно, акции ПАО «Магнит» являются достаточно эффективным объектом инвестиций, так как у них существует значительный потенциал для роста их рыночной стоимости.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Годовой отчет ПАО «Магнит» за 2016 год // официальный сайт ПАО «Магнит» [сайт]: URL: http:// ir.magnit.com/ru/financial-reports-rus/annual-reports_ magnit_2016/ (дата обращения: 28.05.2018)
2. Финансовая отчетность ПАО «Магнит» по МСФО [сайт]: URL: h http://ir.magnit.com/ru/financial-reports-rus/accounting-reports_magnit_2017/ (дата обращения: 28.05.2018)
3. Финансовая отчетность ПАО «Магнит» по РСБУ [сайт]: URL: http://ir.magnit.com/ru/financial-reports-rus/ ifrs-reports_2017/ (дата обращения: 28.05.2018)
Статья поступила в редакцию 19.04.2018
Статья принята к публикации 27.06.2018
Рисунок 8 - Составляющие ставки дисконтирования _ПАО «МАГНИТ», в %_