ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ВУЗОВ
Р.К. Ромашкина
Новосибирский государственный университет экономики и управления - «НИНХ» E-mail: kaf-ufrod @nsaem.ru
В статье исследованы методологические вопросы оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности вузов, проанализированы их экономические и правовые особенности как объектов оценки, предложен методический инструментарий для оценки стоимости таких объектов в целях повышения эффективности использования интеллектуального потенциала вуза.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность вуза, оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности вуза.
В условиях реформы системы высшего образования и усиливающейся конкуренции на рынке образовательных услуг эффективность деятельности вуза в значительной мере определяется:
• репутацией и интеллектуальным потенциалом вуза;
• ассортиментом и качеством предоставляемых вузом образовательных услуг;
• уровнем применяемых в образовательном процессе объектов интеллектуальной собственности.
При этом интеллектуальная собственность приобретает все большее значение как один из основных экономических ресурсов, способных расширить возможности финансирования деятельности вуза, существенно повысить его конкурентоспособность в сфере высшего образования.
Состав интеллектуальной собственности вуза
Интеллектуальный капитал учебного заведения высшей школы (вуза) объединяет в себе три основных элемента:
• интеллектуальную собственность. Объектами интеллектуальной собственности являются творения человеческого интеллекта. Под интеллектуальной собственностью понимаются результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана [3];
• персональный интеллектуальный капитал. Знания, опыт, должностная квалификация и интеллектуальный потенциал преподавателей и сотрудников вуза;
• организационный интеллектуальный капитал. Репутация (имидж) вуза, интеллектуальные традиции вуза, информационные и организационные связи, корпоративная культура, среда общения и творческого развития, складывающаяся во взаимодействии конкретных носителей этих факторов - профессорско-преподавательского состава вуза.
© Ромашкина Р.К., 2009
Содержание и функции интеллектуального капитала вуза определяются спецификой их деятельности, основной целью которой является предоставление образовательных услуг.
Интеллектуальный капитал выполняет в деятельности вуза следующие функции:
• образовательную - наделение учебно-методических разработок вуза качественными образовательными свойствами и характеристиками;
• инновационную - обеспечение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг;
• экономическую - обеспечение дополнительного финансирования деятельности вуза;
• рекламную - индивидуализация вуза среди вузов аналогичного профиля.
От эффективности выполнения интеллектуальным капиталом вуза своих
функций зависит уровень решения основных задач вузов в области научной и инновационной деятельности, включающих:
1) развитие фундаментальных исследований как основы для создания новых знаний, освоения новых технологий, становления и развития научных школ, научных коллективов на важнейших направлениях развития науки и техники;
2) обеспечение подготовки в вузах квалифицированных специалистов и педагогических кадров высшей квалификации на основе новейших достижений;
3) сохранение и укрепление определяющего характера науки для развития системы высшего образования;
4) развитие инновационной деятельности вузов;
5) развитие сотрудничества с научно-исследовательскими институтами и предприятиями;
6) создание условий для защиты интеллектуальной собственности и авторских прав разработчиков как основы укрепления и развития вузовской науки;
7) создание качественно новой экспериментально-производственной базы высшей школы;
8) развитие финансовой базы исследований и разработок за счет использования внебюджетных средств и инновационной деятельности;
9) расширение международного сотрудничества вузов в области интеллектуальности собственности.
Основным элементом интеллектуального капитала (интеллектуальной собственности) вуза являются знания.
Знания как объект интеллектуальной собственности можно разделить на два вида [2]:
• субъектные знания - знания, принадлежащие конкретному субъекту. Субъектные знания реализуются в авторском подходе к преподаванию дисциплины, в проведении мастер-классов, в применяемых подходах к руководству выпускными, дипломными и диссертационными работами;
• объектные знания - знания, не принадлежащие конкретному субъекту.
Особенность объектов интеллектуальной собственности вузов в виде знаний
состоит в том, что они существуют в неразрывном единстве со своими носителями - профессорско-преподавательским коллективом вузов.
Использование знаний отличается от использования вещественных объектов тем, что:
• во-первых, полезность знания не снижается от многократности его использования;
• во-вторых, развитие информационных технологий и технических средств изменило сам процесс использования знаний, в результате чего затраты по копированию и воспроизведению объектных знаний (учебно-методических разработок) стали ничтожны по сравнению с затратами по их созданию. При этом копирование таких объектов является подтверждением для пользователя (студента) ценности объекта интеллектуальной собственности.
Интеллектуальная собственность вуза в виде объектных знаний формируется в двух основных областях образовательной деятельности: учебно-методической и научно-методической.
Таблица 1
Состав результатов интеллектуальной деятельности, созданных в вузе и отображенныгх на материальных носителях [2]
Учебно-методическая деятельность Научно-методическая деятельность
Учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия, учебно-методические комплексы (УМК) Программы для ЭВМ и алгоритмы, базы данных
Учебные программы Научные и научно-методические статьи
Тексты контрольных и экзаменационных задач Монографии
Описания лабораторных работ Научные отчеты, научные и научно-методические доклады
Тексты лекций Информационные и/или аналитические справки и обзоры
Аудио, визуальные и аудио/визуальные учебные курсы Таблицы и графики экспериментальных и расчетных величин
Учебные компьютерные курсы Чертежи устройств
Методические указания по выполнению контрольных, курсовых и дипломных работ, по производственной и преддипломной практике Аудио, визуальные и аудиовизуальные отображения устройств и процессов
Методики преподавания курса/дисциплины (учебные технологии) Географические, геологические и другие карты, планы, эскизы, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам
Примечание. В состав входят также и другие произведения, являющиеся объектами авторского права, а также самостоятельные части вышеуказанных произведений.
Интеллектуальный капитал вуза выражается также в его репутации (имидже, бренде), представленной:
• историей вуза. В современной системе высшего образования в России государственный вуз с многолетней историей является высокоэффективным объектом интеллектуальной собственности, обеспечивающим дополнительные доходы вузу;
• впечатлением, производимым вузом на потребителей образовательных услуг (престижность вуза, степень сложности вступительных экзаменов, стоимость и содержание обучения, материальная база вуза);
• результатами применения на практике полученных в вузе знаний, выражающимися в возможности хорошего трудоустройства.
По способу правовой защиты интеллектуальная собственность вуза представлена:
1) объектами авторского права - учебно-методические материалы (тексты лекций, учебники и учебные пособия, учебно-методические комплексы, программы дисциплин и т.п.), программы для ЭВМ, базы данных;
2) объектами патентного права - для технических вузов - изобретения, полезные модели;
3) объектами, охраняемыми в режиме коммерческой тайны, - результаты опытов и их протоколы, статистические расчеты, методы обучения студентов и т.п.
Для вузов экономического профиля основная часть интеллектуальной собственности представлена объектами авторского права. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Характеристики объектов авторских прав вуза представлены в табл. 2.
Таблица 2
Основные характеристики объектов авторских прав вуза [3]
Характеристика Содержание характеристики
Вид объекта авторского права 1. Самостоятельные авторские произведения (учебно-методические разработки, не имеющие прототипов) 2. Производные произведения, представляющие собой переработку другого произведения (переводы, энциклопедии и т.п.) 3. Составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (сборники, антологии и т.п.) 4. Производно-составные произведения (компиляция и выборочное использование информации для подготовки учебно-методических разработок, использование информации для слайдов при проведении лекционных и практических занятий и т.п.)
Формы выражения объекта Письменная, устная, звуко- и видеозапись, изображения, объемно-пространственная и др.
Область охраны авторским правом От неправомочного копирования
Возникновение авторских прав Для возникновения, осуществления и защиты не требуются регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей
Область распространения авторских прав Не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования
Воспроизведение объекта Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях
Передача прав На основе авторского договора
Объекты интеллектуальной собственности в сфере учебно-методической деятельности вуза представлены служебными произведениями. Служебное произведение - произведение науки или литературы, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.
Авторские права на служебное произведение принадлежат автору. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.
Вуз приобретает право собственности на результат интеллектуальной деятельности, если он был получен авторами, состоящими с вузом в трудовых или гражданско-правовых отношениях, в ходе выполнения ими служебного или иного задания вуза.
Методические особенности оценки интеллектуальной собственности вуза
Одной из основных проблем системы управления интеллектуальной собственностью вуза является оценка рыночной стоимости ее объектов, что объясняется:
1) их экономической и правовой спецификой как объектов оценки;
2) слабой проработанностью методических аспектов оценки таких объектов в России.
Методические особенности оценки объектов интеллектуальной собственности вуза непосредственно связаны с целями оценки, которые, в свою очередь, обусловлены выполнением определенных задач (функций) такими объектами и интеллектуальной деятельностью вуза в целом.
Стоимостная оценка объектов интеллектуальной собственности (ОИС) в вузах представлена в настоящее время следующими основными направлениями:
• при передаче или уступке прав на ОИС;
• при определении размера вознаграждения авторам ОИС и лицам, содействующим их применению;
• для учета и поощрения творческого вклада преподавателя;
• оценкой величины ущерба при нарушении прав на ОИС;
• оценкой стоимости ОИС в целях бухгалтерского и налогового учета.
Во всех перечисленных ситуациях оценки оцениваемые ОИС вуза должны
соответствовать обзательным требованиям к объекту оценки, включающим:
• отчуждаемость (отделимость) ОИС от автора или вуза;
• представление ОИС на материальном носителе (для того, чтобы отчуждение и присвоение прав на ОИС конкретизировали строго обозначенные структуру, форму и свойства);
• наличие оформленных прав на использование ОИС.
С точки зрения возможности оценки ОИС вуза следует разделять на две группы:
1. ОИС, использование которых связано с их тиражированием (учебная и учебно-методическая литература, электронные учебники, программные продукты и т.п.).
Оценка данного вида ОИС возможна с применением стандартных оценочных подходов - доходного и затратного, для применения которых в вузе имеется достаточная информационная база по доходам от тиражирования ОИС и по затратам по их созданию и тиражированию. В отдельных случаях может быть применим также и сравнительный подход [1].
Процесс оценки ОИС в вузах должен базироваться на результатах серьезного маркетингового исследования и анализа финансово-хозяйственной деятельности вуза.
2. ОИС, использование которых не связано с тиражированием, представленные применяемыми в образовательном процессе деловыми играми и ситуациями,
тренингами, методическими подходами к решению проблемных ситуаций и другим дополнительным образовательным инструментарием.
По таким ОИС применение стандартных оценочных методик затруднено по причине значительной сложности сбора информации, необходимой для проведения стоимостной оценки.
Доходный подход является основным к оценке стоимости ОИС как в целом, так и для ОИС вузов в том числе. В основе доходного подхода лежит принцип ожидания, устанавливающий, что стоимость ОИС определяется количеством, качеством и продолжительностью поступления будущих выгод, ожидаемых к получению владельцем ОИС.
Применимость доходного подхода к оценке ОИС вуза обусловлена также и тем, что вузы в соответствии со своим уставом и Законом от 22.08.1996 г. № 115-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» могут осуществлять платную (предпринимательскую) деятельность:
• в сфере образовательных слуг;
• в коммерческой сфере - в отношении ОИС: издание учебников, учебно-методической и научной литературы, продажа патентов и лицензий;
• в сфере услуг для студентов и преподавателей;
• в сфере исследовательских услуг сторонним организациям.
Стоимостная оценка прав на ОИС вузов в коммерческой сфере в рамках
доходного подхода к оценке включает решение трех основных сложных задач:
1) определение доли дохода, приносимого непосредственно оцениваемым ОИС;
2) объективный учет спроса на оцениваемый ОИС;
3) определение периода и масштабов реализации ОИС.
Среди методов доходного подхода к оценке стоимости учебно-методических разработок наиболее применим метод дисконтированных денежных потоков.
Метод дисконтированных денежных потоков применяется, если объемы дохода, приносимого ОИС, могут быть достоверно просчитаны (например, доход от реализации и копирования учебно-методических комплексов, учебных пособий, практикумов по семинарским занятиям и т.п.). Метод включает четыре этапа расчетов.
1-й этап. Определение периода использования ОИС в учебном процессе.
Период использования конкретного ОИС учебно-методического назначения
определяется исходя из учебной программы по специальности (специализации), интенсивности устаревания представленных в ОИС знаний и необходимости их обновления, количества студентов, обучающихся по специальности в рамках очного и заочного обучения.
2-й этап. Прогноз денежного потока (дохода), генерируемого ОИС.
Валовой денежный поток (доход) от использования ОИС определяется как
разница между выручкой от реализации экземпляров ОИС и затратами по созданию и реализации. Денежный поток, генерируемый непосредственно ОИС, определяется как произведение валового денежного потока (дохода) на долю потока (дохода), приходящуюся на оцениваемый ОИС.
Доля денежного потока (дохода), приходящаяся непосредственно на ОИС, определяется как произведение трех коэффициентов интеллектуального уровня ОИС: новизны, образовательной значимости, объема тиража.
Коэффициент новизны характеризует исключительность, креативность и наличие инноваций в ОИС. Коэффициент образовательной значимости учитывает образовательное качество ОИС как учебно-методической разработки. Коэффициент объема тиража отражает востребованность ОИС в учебном процессе. Характеристика предлагаемых коэффициентов интеллектуального уровня ОИС вуза приведена в табл. 3.
Таблица 3
Показатели интеллектуального уровня учебно-методических разработок (УМР)
Показатель Значение Характеристика значения
Коэффициент 0,4 УМР - результат обработки (компиляции) уже издан-
новизны ных УМР по дисциплине (специальности)
0,6 УМР - результат переработки уже изданных УМР по
дисциплине (специальности)
0,8 УМР - результат дополнения и расширения уже издан-
ных УМР по дисциплине (специальности)
1,0 УМР создана без применения прототипов, т.е. по новой
дисциплине (специальности)
Коэффициент 0,2 Используется для одной учебной дисциплины
образовательной 0,5 Используется для нескольких учебных дисциплин
значимости 0,7 Используется для нескольких учебных дисциплин и
специальностей
1,0 Имеет гриф Минобразования или УМО
Коэффициент 0,2 До 50 экз.
объема тиража 0,4 50-150 экз.
(в год) 0,6 150-250 экз.
0,8 250-500 экз.
1,0 Более 500 экз.
3-й этап. Расчет ставки дисконтирования денежных потоков (доходов).
Ставка дисконта включает безрисковую ставку отдачи на капитал, надбавку
за риск инвестиций в приобретение оцениваемого ОИС.
4-й этап. Расчет рыночной стоимости ОИС путем дисконтирования всех денежных потоков (доходов), генерируемых ОИС за период использования в образовательном процессе.
С применением техники дисконтирования денежных потоков и ставки роялти в рамках метода «освобождения от роялти» рекомендуется проводить оценку величины ущерба владельца авторских прав при их нарушении путем неправомерного копирования (тиражирования).
На методике учета доходов от тиражирования ОИС в виде учебно-методических разработок может быть основана также и оценка величины авторского вознаграждения создателю ОИС (по результатам учебного года). При этом доля дохода от тиражирования ОИС, учитываемая при определении размера авторского вознаграждения, рассчитывается умножением базовой ставки роялти на показатель интеллектуального уровня ОИС, равный произведению коээфи-циентов новизны, образовательной значимости, объема тиража. В качестве базовой ставки роялти целесообразно, на наш взгляд, использование стандартного размера отраслевой ставки роялти в 3-6% от валового объема реализации лицензионной продукции по виду изделий - книги и печатные изделия.
Оценку стоимости права на учебно-методические разработки для внутри-вузовского использования в целях бухгалтерского и налогового учета рекомен-
дуется проводить через процедуры затратного подхода путем определения затрат на создание и охрану ОИС.
Затраты на создание ОИС определяются с помощью следующих методов [1]:
• стоимости создания - при наличии финансовых документов, подтверждающих фактические затраты на создание оцениваемого ОИС;
• восстановительной стоимости - путем отождествления стоимости прав на ОИС с затратами на воссоздание его точной копии с учетом прибыли;
• стоимости замещения - для оценки применяется аналог оцениваемого ОИС с похожими учебно-методическими характеристиками.
При оценке методом стоимости создания затраты по созданию ОИС в виде учебно-методической разработки включают: размер оплаты автору по авторскому договору, затраты на редактирование и подготовку к печати, затраты по тиражированию.
В рамках затратного похода возможно применение примерных норм затрат времени на выполнение научной и методической работы в вузах, которые представлены в табл. 4.
Таблица 4
Примерные нормы затрат времени на выполнение научной и методической работы [4]
Виды работ Затраты времени (в расчете на дисциплину в 100 часов)
Учебно-методическая деятельность: разработка учебной программы по новой учебной дисциплине 50 ч
разработка тематического плана изучения дисциплины 30 ч
разработка методических указаний по изучению дисциплины 60 ч
разработка материалов для экзаменов 30 ч
разработка учебника 90 ч / авт. л; 4 ч / стр.
Научно-методическая деятельность: подготовка научных трудов, монографий, докладов и статей 70 ч / авт. л; 3,2 ч /стр.
рецензирование диссертаций, учебников, монографий 6 ч /авт. л; 0,3 ч /стр.
редактирование научных трудов, учебников 12 ч / авт. л; 0,5 ч / стр.
При этом затраты на создание ОИС вуза в виде учебно-методических разработок определяются путем суммирования: затрат на разработку умножением норматива затрат времени (табл. 4) на стоимость нормочаса в соответствии с категорией оплаты труда профессорско-преподавательского состава; затрат на тиражирование ОИС и рентабельности учебно-методических разработок.
Выводы
Для повышения эффективности использования интеллектуального капитала необходимо создание и внедрение в вузе системы управления интеллектуальной собственностью, включающей совокупность мер относительно объектов интеллектуальной собственности:
• по разработке политики вуза в данной области;
• по оформлению и защите прав;
• по бухгалтерскому и налоговому учету;
• по оценке рыночной стоимости;
• по расширению применения в образовательной и коммерческой деятельности вуза.
Литература
1. Аксенов А.П. Нематериальные активы: структура, оценка, управление: Учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007.
2. Глухов В.В., Коробко С.Б., Маринина Т.В. Экономика знаний. - СПб.: Питер, 2006.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. - М.: Омега-Л, 2007.
4. Примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основные виды учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых ППС вуза // Бюллетень Минвуза СССР. - 1984. - № 7.