Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СТОИМОСТИ БИЗНЕСА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

ОЦЕНКА СТОИМОСТИ БИЗНЕСА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
362
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА СТОИМОСТИ БИЗНЕСА / СТОИМОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ДОХОДНЫЙ ПОДХОД / ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиченко Н. М.

В статье рассматриваются теоретические аспекты оценки стоимости бизнеса - определяются сущность, цели и необходимость данного процесса, приводится классификация видов стоимости организации, и выделяются факторы, влияющие на величину стоимости компании. Также затрагиваются практические аспекты - анализируются подходы к оценке стоимости бизнеса и в их рамках конкретные методы, приводятся сферы целесообразного применения каждого из них на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COST OF BUSINESS: THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS

The article considers the theoretical aspects of business value assessment - defines the nature, purpose and necessity of this process, a classification of types of value of the organization, and to identify the factors affecting the value the value of the company. It also covers practical aspects, analyzed the approaches to valuation of business and their specific methods that are appropriate spheres of application of each of them in practice.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СТОИМОСТИ БИЗНЕСА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

УДК 658.1

Новиченко Н.М. студент 4 курса направление «Экономика» профиль «Финансы и кредит» научный руководитель: Колодяжная А.Ю.

старший преподаватель Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова

Россия, г. Оренбург ОЦЕНКА СТОИМОСТИ БИЗНЕСА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические аспекты оценки стоимости бизнеса - определяются сущность, цели и необходимость данного процесса, приводится классификация видов стоимости организации, и выделяются факторы, влияющие на величину стоимости компании. Также затрагиваются практические аспекты -анализируются подходы к оценке стоимости бизнеса и в их рамках конкретные методы, приводятся сферы целесообразного применения каждого из них на практике.

Ключевые слова: оценка стоимости бизнеса, стоимость предприятия, доходный подход, затратный подход, сравнительный подход.

Novichenko N.M.

student

4 course, the direction of "Economics ", profile "Finance and credit"

Orenburg branch of REU them. G. V. Plekhanov

Russia, Orenburg Supervisor: Kolodyazhnaya, A. Yu.

senior lecturer

Orenburg branch of REU them. G. V. Plekhanov

Russia, Orenburg

COST OF BUSINESS: THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS

The abstract: The article considers the theoretical aspects of business value assessment - defines the nature, purpose and necessity of this process, a classification of types of value of the organization, and to identify the factors affecting the value the value of the company. It also covers practical aspects, analyzed the approaches to valuation of business and their specific methods that are appropriate spheres of application of each of them in practice.

Keywords: business valuation, enterprise value, income approach, cost approach, comparative approach.

Стоимость предприятия выступает одним из важнейших показателей эффективности его финансово-хозяйственной деятельности. Так, увеличение

рыночной стоимости свидетельствует о том, что организация находится на стадии роста - развивается производство, и предприятие осваивает новые рынки сбыта, грамотно управляя финансовым инструментами (ресурсами). И напротив, сокращение рыночной стоимости является основным индикатором неблагополучного положения дел (предкризисного состояния, банкротства).

В связи с этим оценка стоимости бизнеса на сегодняшний день представляется необходимым этапом, лежащим в основе принятия верных управленческих решений. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.

Под оценкой стоимости бизнеса понимается осуществляемое официальными органами или экспертами определение стоимости предприятия с учетом его материальных и невещественных активов, финансового состояния и ожидаемой прибыли [3, с. 10].

Регулирование оценочной деятельности в РФ, направленное на повышение качества услуг оценщиков, осуществляется государственными органами (государственное регулирование) и профессиональным сообществом оценщиков (саморегулирование). Обобщив нормативно-правовую базу и основные формы саморегулирования оценочной деятельности, можно выделить следующий перечень законодательных актов и элементов саморегулирования, применяемых с целью регламентации оценки стоимости бизнеса (табл. 1) [2, с. 48; 3, с.14]

Таблица 1 - Законодательные акты и формы саморегулирования, регламентирующие оценку стоимости бизнеса_

Государственное регулирование Саморегулирование

Гражданский кодекс Российской Федерации Стандарты оценки: - Международные (МСО); - Европейские (ЕСО)

Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-Ф3 (ред. от 29.07.2017) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Кодексы профессиональной этики

Федеральный закон от 21.07.2014 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» Членство в профессиональной организации, выполнение требований Устава

Постановление Правительства РФ от 01.02.2007 № 60 (ред. от 28.03.2012) «О порядке опубликования федеральных стандартов оценки» Система профессиональных званий (профессиональная подготовка, опыт работы)

Стандарты оценки: - Федеральные (ФСО №1 - ФСО № 5; ФСО № 7-13)

В проведении оценочных работ могут быть заинтересованы: собственники предприятия и его управляющие, инвесторы, кредиторы, государственные органы, страховые компании и прочие контрагенты организации. Стремясь реализовать свои экономические интересы, заинтересованные стороны определяют цели оценки, к которым относятся: - выбор варианта распоряжения собственностью;

- оценка эффективности менеджмента;

- разработка стратегии развития предприятия;

- обеспечение экономической безопасности предприятия;

- принятие экономически обоснованных управленческих решений, в том числе повышение эффективности управления ресурсами предприятия;

- принятие инвестиционный решений, в том числе о купле-продаже акций и облигаций предприятия на фондовом рынке (проверка обоснованности котировок ценных бумаг);

- определение финансовой устойчивости и кредитоспособности предприятия, а также стоимости залога при кредитовании;

- установление размера страхового взноса и суммы страховых выплат;

- определение налогооблагаемой базы;

- определение цены покупки (выкупа) акций, цены конверсии, а также величины премии, выплачиваемой акционерам при реструктуризации (ликвидации предприятия, слиянии, поглощении или выделении самостоятельных предприятий из состава холдинга)

- оценка для судебных целей [2, с. 21-22].

Помимо целей оценки заинтересованными сторонами определяется также вид рассчитываемой стоимости. В стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности на территории РФ, приведены 10 основных оценочных форм (видов стоимости), которые можно классифицировать по различным критериям (табл. 2) [2, с. 53-57; 3, с. 21-22].

Таблица 2 - Виды стоимости бизнеса, рассчитываемые оценщиками на территории РФ_

Критерии классификации Виды стоимости Характеристика видов стоимости

1. Степень «рыночности» Рыночная стоимость Сумма рыночной добавленной стоимости и задействованного (работающего) капитала за определенный период

Частично рыночная стоимость (стоимость объекта оценки с ограниченным рынком) Стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат

2. Методология оценки и учитываемые факторы стоимости Стоимость замещения объекта оценки Сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки

Стоимость воспроизводства объекта оценки Сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий

3. Состояние объекта после оценки Стоимость при существующем использовании Расчет основан на предположении, что объект продолжит функционировать

Ликвидационная стоимость Денежный показатель объекта оценки, уменьшенный на величину издержек, связанных с его продажей

4. Цель оценки Инвестиционная стоимость Определяется исходя из доходности объекта оценки для конкретного лица

Стоимость для целей налогообложения Определяется для исчисления налоговой базы

Утилизационная стоимость Стоимость утилизируемых активов предприятия

Специальная стоимость Для определения в договоре об оценке оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости

Таким образом, в зависимости от потребностей и целей участников рынка величины различных видов стоимости одного и того же объекта могут существенно различаться. При этом независимо от вида рассчитываемой стоимости выделяют ряд факторов, влияющих на ее размер:

- полезность бизнеса для собственника (характеристики дохода (величина, время его получения) и риски, связанные с его получением);

- финансовое положение предприятия;

- уровень квалификации управляющих, кадровый состав предприятия;

- диверсификация производства (состав и структура выпускаемой продукции, услуг) и качество выпускаемой продукции;

- технология и уровень затрат производства, степень изношенности оборудования;

- ценовая политика и взаимоотношения с контрагентами;

- нематериальные активы, имидж предприятия на рынке;

- степень конкурентной борьбы в данной отрасли и перспективы развития оцениваемого бизнеса [3, с. 17].

Определение цели проведения оценочных работ и вида определяемой стоимости лежит в основе выбора подхода к оценке. В российской и зарубежной практике, в соответствии со стандартами оценки, применяют три подхода к расчету стоимости бизнеса: доходный, затратный и сравнительный (рис.1).

Рисунок 1 - Подходы к оценке стоимости бизнеса и реализуемые в их рамках методы

Доходный подход представляет собой совокупность методов оценки стоимости бизнеса, основанных на определении ожидаемых будущих доходов предприятия. В рамках подхода применяются два метода: метод капитализации дохода и метод дисконтирования денежных потоков.

Реализуя метод капитализации дохода, рыночную стоимость бизнеса определяют по формуле (1) [2, с. 110]:

S = -, (1)

к'

где D - чистый доход за год; R - коэффициент (ставка) капитализации, определяемый с учетом ставки процента, регионального или отраслевого риска, а также пожеланий заказчика оценки по рентабельности бизнеса.

Метод дисконтирования денежных потоков предполагает прогнозирование потоков от конкретной деятельности и их дисконтирование по ставке дисконта, соответствующей требуемой инвестором ставке дохода.

Суть затратного (имущественного) подхода состоит в оценке стоимости бизнеса посредством определения затрат, необходимых для воспроизводства или замещения объекта оценки (предприятия) с учетом износа. Данный подход рассматривает стоимость организации с точки зрения понесенных издержек и включает два метода оценки: метод стоимости чистых активов и метод расчета ликвидационной стоимости.

При использовании первого метода стоимость бизнеса определяется как разность между стоимостью всех активов компании и ее обязательствами.

Метод ликвидационной стоимости позволяет оценить стоимость бизнеса через определение разности между стоимостью всех активов предприятия и затратами на его ликвидацию.

Сущность сравнительного подхода заключается в оценке стоимости

бизнеса методами, предполагающими сравнение объекта оценки с объектами-аналогами (конкурентами). При реализации данного подхода применяется один из трех методов:

1. метод рынка капитала, основанный на анализе рыночных цен акций аналогичных компаний;

2. метод сделок, основанный на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций аналогичных компаний;

3. метод отраслевых коэффициентов, позволяющий рассчитать ориентировочную стоимость бизнеса по формулам, выведенным исходя из статистики купли-продажи аналогичных компаний [1, с. 137-141; 3, с. 165].

Необходимо отметить, что каждый из подходов характеризуется определенными преимуществами и недостатками, определяющими их привлекательность для оценщика в той или иной ситуации (табл. 3).

Таблица 3 - Основные преимущества и недостатки подходов к оценке

стоимости бизнеса [3; 4]

Подход Преимущества Недостатки

Доходный - Учитывается прогнозный доход компании; - Учитывается уровень риска (через ставку дисконта); - Учитываются интересы инвестора; - Подход позволяет более реально оценивать стоимость компании - Сложность прогнозирования будущих результатов и высокая вероятность неточности прогнозов; - Не учитывается конъюнктура рынка; - Трудоемкость расчетов; - Возможно применение нескольких норм доходности, что замедляет принятие решений

Затратный - Не требуется прогнозирование данных; - Учитывается влияние производственно-хозяйственных факторов на изменение стоимости активов; - Расчеты ведутся на основе финансовых и учетных документов, вследствие чего результаты оценки более обоснованы - Оценка активов компании не всегда соответствует реальной рыночной стоимости; - Не учитывается рыночная ситуация на дату оценки; - Не учитываются перспективы развития предприятия и риски; - Результаты оценки быстро становятся неактуальными, так как информация из внешней среды постоянно обновляется

Сравнительный - Базируется на реальных рыночных данных; - Отражает существующую практику продаж и покупок; - Применяются математическое моделирование и методы статистики - Труднодоступность данных; - Трудоемкий процесс получения информации по компаниям-аналогам; - В расчет принимается только ретроспективная информация

Таким образом, исходя из достоинств и недостатков подходов к оценке стоимости бизнеса, можно выделить конкретные сферы целесообразного применения каждого из них на практике.

Так, доходный подход считается наиболее приемлемым для оценки стоимости подавляющего большинства предприятий. Однако, наибольшее значение данный подход имеет при оценке стоимости компаний в тех случаях, когда применение затратного и сравнительного подходов либо не рационально, либо совсем невозможно (ввиду отсутствия соответствующей рыночной информации). Например, когда:

- предприятие имеет исключительные права либо каналы связи и реализации продукции, обладание которыми позволяет ему ограничить конкуренцию на соответствующем рынке и получать высокие и стабильные доходы;

- предприятие связано с информационно-рекламной сферой деятельности, и его стоимость в значительной степени зависит от объемов реализации услуг и получаемых чистых доходов;

- предприятие действует на рынке интеллектуальных услуг (оценочных, аудиторских, юридических, медицинских и др.), и его стоимость в значительной степени зависит от качества нематериальных активов.

Применение методов затратного подхода при оценке стоимости бизнеса наиболее рационально в следующих случаях:

- предприятие обладает значительными материальными активами;

- производство является материалоемким и фондоемким;

- предприятие находится на этапе становления (зарождения), и отсутствуют ретроспективные данные о прибылях;

- имеются затруднения с обоснованным прогнозированием величины будущих прибылей или денежных потоков;

- отсутствует (либо труднодоступна) информация о деятельности предприятий-аналогов;

- предприятие находится на этапе ликвидации.

Использование методов сравнительного (рыночного) подхода при

оценке стоимости бизнеса наиболее эффективно, когда:

- на рынке существует много предприятий-аналогов, сопоставимых по масштабам, степени диверсификации производства, стадии жизненного цикла, стратегии развития, а также выпускающих идентичную продукцию и находящихся в географической близости к оцениваемому объекту;

- рынок активен (совершается большое количество сделок), и при этом доступна качественная исчерпывающая информация об этих сделках.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако, следует отметить, что несмотря на выделение приоритетных сфер применения того или иного подхода на практике, при проведении оценки целесообразно использовать рассмотренные методы в совокупности (реализуя так называемый многоцелевой подход), что повышает достоверность расчетов. В результате обобщения количественных результатов расчета в рамках каждого из подходов формируется диапазон

стоимости, в границах которого существует наиболее вероятное значение рыночной стоимости бизнеса.

Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что процесс оценки стоимости бизнеса ориентирован на долгосрочную перспективу и имеет стратегическое значение для любой компании. Он дает реалистичное представление о потенциальных возможностях предприятия, позволяет повышать его конкурентоспособность и укреплять финансовую устойчивость, что, в конечном итоге, приводит к росту эффективности финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта.

Использованные источники:

1. Методологические проблемы оценки стоимости бизнеса: теория и практика: монография / И. В. Косорукова. - М.: ООО «СинергияПРЕСС», 2012. - 384 с.

2. Оценка бизнеса: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / Финансовая акад. при Правительстве Рос. Федерации; под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2008. - 733 с.

3. Оценка стоимости бизнеса (предприятия): учеб. пособие / Т.В. Гурунян, О.Ю. Щербина; РАНХиГС, Сиб. ин-т упр. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015 - 259 с.

4. Салимов Г.К. Особенности подходов к оценке стоимости бизнеса // Символ науки. - 2016. - №7-1. - С.71-74

Ноговицына М. Т. студент магистратуры 2 курса Финансово-экономический институт Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммомова

Россия, г. Якутск АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ВЕРХОЯНСКИЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКИ САХА

(ЯКУТИЯ)

Аннотация: В статье рассматривается анализ показателей производства и реализации сельскохозяйственной продукции в Муниципальном образовании «Верхоянский район» Республики Саха (Якутия). Приводит полный анализ показателей за 2012-2015 гг.

Ключевые слова: Верхоянский район, сельское хозяйство, реализация, Республика Саха (Якутия), агропромышленный комплекс

Верхоянский район расположен на севере Республики Саха (Якутия) за Полярным кругом в бассейне реки Яна и ее притоков, относится к группе арктических улусов (районов). Граничит с Эвено-Бытантайским, Булунским, Усть-Янским, Момским, Томпонским и Кобяйским улусами (районами).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.