ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 658.1
М.Л. Халявина, А.А. Плехов
ОЦЕНКА СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ МЯСНОЙ ПРОДУКЦИИ г. КИРОВА
Дан анализ степени удовлетворенности потребителей мясных изделий, что имеет большое практическое значение для производителей данной продукции. Утверждается, что степень удовлетворенности потребителей мясных изделий определяется соотношением между уровнем ожиданий и реальным качеством продукции. Доказывается необходимость внедрения в практику российских предприятий системы контроля безопасности пищевой продукции, соответствующей мировым стандартам качества.
Ключевые слова: степень удовлетворенности потребителей, мясная продукция, рынок мясной продукции, качество и безопасность продуктов питания, системы качества, системы менеджмента безопасности пищевой продукции, государственная политика в области здорового питания.
В современных условиях хозяйствования особую значимость приобретают вопросы, связанные со степенью удовлетворенности потребителей в продуктах питания, в частности мясных изделиях, поскольку на данном рынке существует высокий уровень конкуренции. Поэтому от того, насколько доволен потребитель мясной продукции ее качеством, напрямую зависит прибыль предприятий. То есть крайне важно, насколько удовлетворен потребитель мясной продукцией, представленной на рынке мясной продукции г. Кирова. Это определяется тем, насколько потребительские свойства мясных изделий соответствует его ожиданиям. Результаты данного сопоставления предопределяют поведение потребителя в будущем. Удовлетворенный потребитель в дальнейшем обязательно вновь совершит покупку понравившейся ему мясной продукции. Кроме того, удовлетворенный потребитель -отличная реклама для мясоперерабатывающих предприятий г. Кирова и Кировской области.
Каждое предприятие заинтересовано в увеличении количества покупателей производимой ими продукции. Степень удовлетворенности потребителей качеством мясных изделий определяется соотношением между уровнем ожиданий потенциального потребителя и реальным качеством выпускаемых мясных изделий. Изучение особенностей мясной отрасли Кировской области позволит предприятиям мясной промышленности получить необходимую информацию для оценки и принятия своевременных решений по ассортиментной политике.
Влияние мясной отрасли на продовольственную безопасность страны можно разделить как минимум на два уровня: достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны пищевых продуктов в объемах и ассортименте, соответствующих установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов; обеспечение населения безопасной и качественной продукцией, необходимой для активного и здорового образа жизни [3].
Проведенный нами анализ степени удовлетворенности потребителей качеством мясных изделий имеет практическое значение, а его результаты могут быть учтены в дальнейшей работе мясоперерабатывающих предприятий г. Кирова и Кировской области, поскольку современное производство мясных изделий предполагает знание спроса и предложения на мясную продукцию в целях оценки и совершенствования текущей ассортиментной политики.
Целью исследования является оценка степени удовлетворенности потребителей на рынке мясной продукции г. Кирова.
Для оценки степени удовлетворенности нами был применен метод группового анкетирования, выборочное - по полноте охвата и очное исследование. В таблице представлен состав респондентов маркетингового исследования.
Распределение респондентов по полу и возрасту
Возраст, лет Респонденты, % Пол Респонденты, % Социальный статус Респонденты, %
до 25 20 Мужчины 30 Пенсионер 6
25-45 40 Женщины 70 Служащий 76
45-60 36 Рабочий 6
старше 60 4 Безработный 12
В опросе приняли участие потребители разных возрастных групп, причём наибольшее количество потребителей приходится на средние возрастные группы. Подавляющее большинство опрошенных (70%) - это женщины, что вполне естественно, так как именно женщины занимаются домашним хозяйством, включая приготовление еды. По уровню дохода респонденты разделились на представителей низкого и среднего доходов (50% на каждую доходную группу).
На основе анализа полученных данных можно утверждать, что чаще всего мясные изделия (40%) приобретаются в фирменных магазинах фирм-производителей. Это объясняется наличием развитой торговой сети по продаже мясных изделий и полуфабрикатов у крупных мясоперерабатывающих предприятий, а также в супермаркетах (35%), расположенных в различных районах г. Кирова.
На вопрос, как часто вы покупаете мясные изделия, значительно более половины опрошенных ответили, что приобретают мясные изделия 1 раз в неделю. Это может быть связано с высоким уровнем цен на мясные изделия, а также их восприятием потребителями как «деликатесного угощения». Исходя из этого предприятиям-производителям следует проводить более сбалансированную по ценам ассортиментную политику.
Как правило, одна покупка колбасных изделий классифицируется следующим образом: более 1 кг приобретает 20% опрошенных, от 300 до 500 г - 28%, от 200 до 300 г - 32% и менее 200 г - 20% опрошенных. Преобладание покупок размером от 200 до 300 г колбасных изделий частично объясняется высокой ценой на данный вид продуктов питания для большинства потребителей.
Аналогичная ситуация и с приобретением мясных изделий: 65% опрошенных тратят от 300 до 600 руб. в месяц, что представляет значительную сумму в общей сумме затрат на приобретение продовольственных товаров населением.
При покупке мясных изделий наиболее значимыми показателями для опрошенных потребителей являются внешний вид (80%), вкус и запах (95%), состав продукта (75%), менее значимыми, но значительными являются показатели: консистенция, цвет, вид оболочки, которые составили порядка 40%. Наименьшее количество процентов получили следующие показатели: калорийность и форма, размер и вязка батонов. Это связано с тем, что у потребителя зачастую отсутствует возможность оценить качество приобретаемых мясных изделий кроме как по внешнему виду и по информации, имеющейся на маркировке.
□ Внешний вид
□ Вкус и запах
□ Состав продукта
□ Консистенция
□ Цвет
□ Вид оболочки
□ Калорийность
□ Размер и вязка батона
Рис. 1. Показатели мясных продуктов, наиболее значимые для опрошенных потребителей
В связи с особой актуальностью применения сои и генномодифицированных продуктов в процессе производства мясных изделий большинство опрошенных предпочли бы приобретать колбасные изделия из охлажденного мяса, без добавления сои и различных добавок. Поэтому на вопрос «Какие наименования мясных изделий Вы бы хотели купить, но их нет в продаже?» респонденты ответили по-разному: примерно 50% хотели бы приобрести популярные разновидности нежирного белого мяса (индейка) и 40% - различные виды красного мяса и дичи (баранина, конина, оленина). При этом подавляющее большинство респондентов (80%) предпочли бы приобретать колбасные изделия из охлажденного мяса без применения сои и генномодифицированных добавок.
Около 80% опрошенных респондентов указывают на явное несоответствие между качеством мясных изделий и ценами. По их мнению, цены явно завышены.
□ 29%
Также согласно полученным результатам опроса подавляющее большинство респондентов при покупке мясных изделий не получают полную и достоверную информацию о качестве и производителе мясных изделий, приобретаемых ими в торговой сети (90%).
нет да нет да
Рис. 2. Результаты анализа ответов на вопрос «Соответствует ли качество цене товара» и оценка достоверности полученной информации о качестве и производителе мясных изделий
Вызывают настороженность результаты полученного исследования по вопросам соответствия качества мясных изделий имеющейся цене и достаточности и достоверности информации о качестве и производителе мясных изделий, поскольку большинство респондентов считают, что качество абсолютно не соответствует цене и информация, представляемая производителям, является недостаточной и не всегда достоверной для потребителя.
По результатам оценки вкусовых предпочтений потребителей нами были сделаны следующие выводы: наибольшей популярностью пользуются вареные и полукопченые колбасные изделия, а также сосиски и сардельки, значительное количество потребителей предпочитают другие виды мясных изделий.
Среди наименований вареных колбас были названы два вида, изготавливаемые по ГОСТу разными мясокомбинатами г. Кирова - «Докторская» и «Молочная». Как выявило исследование, значительное количество респондентов отдает предпочтение другим видам мясных изделий, а именно изделиям из свинины (карбонат, грудинка) и мясным полуфабрикатам (котлеты, пельмени).
На вопрос, какие проблемы существуют с качеством реализуемых мясных изделий, большинство респондентов ответили, что качество не соответствует требованиям, которые они предъявляют к данному виду продукции.
Основными предложениями респондентов по вопросу о направлениях улучшения ассортимента были расширение ассортимента, обновление или улучшение представленного в торговой сети ассортимента мясных изделий.
Таким образом, по результатам потребительских предпочтений можно сделать следующие выводы.
1. Приобретают мясные изделия в основном женщины - 70%, мужчины составили лишь 30% от общего числа покупателей. По социальному статусу большинство покупателей мясных изделий -служащие (76%).
2. Только два наименования вареных колбас «Докторская» и «Молочная», изготовляемые по ГОСТу, пользуются популярностью у опрошенных потребителей. Значительное количество респондентов отдает предпочтение другим видам мясных изделий, а именно изделиям из свинины (карбонат, грудинка) и мясным полуфабрикатам (котлеты, пельмени).
3. Опрос показал, что потребители не вполне довольны существующим качеством мясных изделий и не вполне доверяют имеющейся информации на маркировке мясных изделий, это объясняется всё большей информированностью современных потребителей о составе, добавках, которые используются при производстве мясных изделий.
По этой причине необходимо уделять особое внимание качеству и безопасности производимых мясных продуктов на предприятиях-изготовителях. Следует проводить лабораторные исследования в аккредитованных лабораториях по проверке качества и безопасности изделий, проводить опросы с целью определения потребительских предпочтений и результаты исследований принимать во внимание для принятия управленческих решений по вопросам ассортимента и качества выпускаемой продукции.
В этой связи в качестве приоритетных направлений развития производства для мясоперерабатывающих предприятий г. Кирова и Кировской области предлагаем внедрить в производство новые наименования мясных, мясорастительных специализированных продуктов, в том числе обогащенных полноценным белком, витаминами, минералами и пищевыми волокнами, также профилактических и обогащенных микронутриентами продуктов, в том числе с пониженным содержанием жира. Государственная политика в области здорового питания на период до 2025 г. ставит перед собой цель - сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, связанных с неправильным питанием детей и взрослых.
В качестве приоритетных в программе выделены направления:
- фундаментальные исследования в различных областях науки о питании;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новейших технологий пищевых продуктов и ингредиентов, в том числе с использованием биотехнологий;
- развитие агропромышленного комплекса, в том числе внедрение систем органического производства пищевых продуктов;
- совершенствование существующей системы организации питания в школьных учреждениях [2].
При увеличении объемов производства мяса и мясной продукции на мясоперерабатывающих
предприятиях г. Кирова и Кировской области необходимое требование - безопасность и качество продуктов.
Решение данной проблемы возможно путем внедрения в практику российских предприятий и надзорных органов системы, которая отслеживает производство продуктов животного происхождения «от поля до вилки», а также системы контроля безопасности пищевой продукции, основанной на анализе опасностей и критических контрольных точках (далее ХАССП).
Эффективная по действию и стоимости система прослеживания способна со значительной степенью вероятности предотвратить возможность возникновения и развития негативной ситуации на продовольственном рынке. Экономический эффект внедрения прослеживаемости на всем протяжении пищевой цепи основан на локализации и облегчении отзыва опасной продукции, а также предотвращении повторного возникновения подобных ситуаций за счет эффективного расследования причин, повлекших за собой производство опасной продукции. Следующий необходимый элемент обеспечения качества и безопасности производства мяса и мясной продукции - внедрение международных стандартов, основанных на принципах ХАССП.
Эффективное решение отмеченных выше проблем позволит не только обеспечить соответствующее качество мясных изделий в торговой сети. Дополнительно будут созданы условия для обеспечения продовольственной безопасности России, а сама Россия сможет стать значимым и равноправным игроком на международном рынке мяса и мясной продукции [1].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лисицын А.Б., Кузнецова О.А. Развитие мясной отрасли в свете Доктрины продовольственной безопасности // Пищевая промышленность. 2010. №12. С. 38-39.
2. Устинова А.В. Состояние и перспективы развития мясной индустрии в области здорового питания // Пищевая промышленность. 2010. №3. С. 8-10.
3. Халявина М.Л., Плехов А.А. Управление качеством мясной продукции // Научные труды международной научно-практической конференции ученых МАДИ (ГТУ), РГАУ-МСХА, ЛНАУ. 19-20 января 2012 г. Т. 2: Экономика и управление. Москва; Луганск, 2012. 156 с.
Поступила в редакцию 13.01.13
2013. Вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
M.L. Khalyavina, A.A. Plehov
Assessment of degree of satisfaction of consumers in the market of meat production of Kirov
The analysis of degree of satisfaction of meat product consumers has great practical valuefor the producers of said products. It is claimed that the degree of satisfaction of meat product consumers is defined by the correlation between the degree of expectancy and a real quality of the products. The necessity for the integration of the system of inspection of safety of food products, which corresponds to world quality standards, into the practice of Russian enterprises, is proved.
Keywords: degree of satisfaction of consumers, meat production, questioning, the market of meat production, quality and safety of food, quality systems, systems of management of safety of food production, a state policy in the field of a healthy food.
Халявина Марина Леонидовна, аспирантка Плехов Артем Андреевич, аспирант
ФГБОУ ВПО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия»,
610017, Россия, г. Киров, Октябрьский просп., 133 E-mail: [email protected]
Halyavina M.L., postgraduate student Plekhov A.A. , postgraduate student
Vyatka State Agricultural Academy 610017, Russia, Kirov, Oktyabrsky av., 133 E-mail: [email protected]