Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПОЖАРНОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ'

ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПОЖАРНОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Восточно-Сибирская железная дорога / опасные грузы / общественная опасность / экологическая опасность пожаров

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Тарасенко В. А., Гармышев В. В., Дубровин Д. В.

В статье рассматривается проблема обеспечения пожарной безопасности объектов и подвижного состава Восточно-Сибирской железной дороги, дается оценка эколого – экономического ущерба от загрязнения окружающей среды при пожарах, степени опасности пожаров, их общественной значимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Тарасенко В. А., Гармышев В. В., Дубровин Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПОЖАРНОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -9-153-157 ТАРАСЕНКО Василий Анатольевич,

NIION: 2018-0076-9/21-172 Начальник кафедры профессиональной подготовки

MOSURED: 77/27-023-2021 -09-371 Восточно-Сибирского института МВД России,

e-mail: [email protected]

ГАРМЫШЕВ Владимир Викторович,

Доцент Иркутского национального исследовательского

технического университета, е-таН: [email protected]

ДУБРОВИН Дмитрий Владимирович,

Старший инженер Главного управления МЧС России

по Иркутской области, е-таИ: [email protected]

ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПОЖАРНОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема обеспечения пожарной безопасности объектов и подвижного состава Восточно-Сибирской железной дороги, дается оценка эколого - экономического ущерба от загрязнения окружающей среды при пожарах, степени опасности пожаров, их общественной значимости.

Ключевые слова: Восточно-Сибирская железная дорога, опасные грузы, общественная опасность, экологическая опасность пожаров

TARASENKO Vasily Anatolevich,

Head of the Department of Professional Training, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

GARMYSHEV Vladimir Viktorovich,

Associate Professor of Irkutsk National Research Technical University

DUBROVIN Dmitry Vladimirovich,

Senior Engineer of the Main Directorate of the Ministry of Emergency Situations of Russia for the Irkutsk Region

ASSESSMENT OF THE CURRENT CONDITION OF FIRE AND ENVIRONMENTAL SAFETY OF THE ROLLING STAFF OF THE EASTERN SIBERIAN RAILWAY

Annotation. The article discusses the problem of ensuring fire safety of facilities and rolling stock of the East Siberian Railway, provides an assessment of the environmental and economic damage from environmental pollution during fires, the degree of fire hazard, and their social significance.

Key words: East Siberian railway, dangerous goods, public hazard, environmental fire hazard.

Восточно - Сибирская железная дорога (ВСЖД) пролегает по территории Иркутской области, Читинской области, Бурятии, включает в себя часть Байкало -Амурской магистрали и памятник архитектуры Кругобайкальскую железную дорогу [1].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

В настоящее время ВСЖД является одной из лучших дорог России, в состав ее входят 243 станции, эксплуатационная длина дороги 3823,9 км. ВСЖД обслуживает свыше 3 тысяч предприятий и организаций территориально-промышленного комплекса Восточной Сибири, в состав кото-

рого входят такие гиганты как Братский и Усть-Илимский лесопромышленные комбинаты, Кор-шуновский горно-обогатительный комбинат, угольные разрезы " Воссибуголь", Ангарская нефте-химическая компания и др. к дороге примыкают пути более 1000 предприятий народного хозяйства. Экономическое развитие Восточно -Сибирского региона зависело от его транспортного освоения, который, в свою очередь, влияет на темпы и эффективность разработки новых месторождений и включения их в экономику региона, страны, всего мира [1].

Анализ последствий пожаров показал, что состояние пожарной безопасности на объектах

ш

0

■Г1

1

О с

о

£А I-

о ф

гг

Е:

о

В последние годы сложилось неблагополучное положение с обеспечением безопасности транспортировки грузов по ВСЖД. Так, например, в период с 1980 по 2020 гг. на Восточно - Сибирской железной дороге произошло 44 крушения и аварий, некоторые из которых привели к возникновению крупных пожаров и суммарный эколого - экономический ущерб от которых составил более 20 млрд. рублей. Так же из статистических данных о крушениях и авариях на ВСЖД МПС России авторами выяснено, что во временном промежутке с 1980 по 2020 гг. на Восточно -Сибирской железной дороге было травмировано 16 человека, а погибло 21 человек. Как известно, к опасным грузам относятся те, которые в условиях перевозки, хранения или погрузки - выгрузки могут послужить причиной взрыва, пожара, забо-

Восточно - Сибирской железной дороги остается достаточно напряженным. За период с 2010 по 2020 г.г. произошло 386 пожаров. Распределение количества пожаров по годам , представленное на рис.1, свидетельствует об общих успехах в отрасли относительно обеспечения безопасности перевозок, что безусловно заслуживает высокой оценки консолидированной работы органов государственного пожарного надзора, транспортной полиции и военизированной охраны железной дороги. Однако уменьшение числа пожаров начиная с 2015 г. трудно объяснить только мерами противопожарной направленности.

левания, отравления или ожогов людей и животных, а также вызвать порчу других грузов, подвижного состава, сооружений, устройств. Номенклатура перевозимых опасных грузов включает около 3000 наименований, из которых более 100 приходится на долю сильнодействующих ядовитых веществ.

По Восточно - Сибирской железной дороге ежесуточно провозятся различные грузы, отличающиеся определенной пожарной и экологической опасностью. А опасность перевозимых грузов напрямую влияет на обстановку, касающуюся возможности экологического загрязнения, отравления живых организмов. Номенклатура и количество перевозимых грузов по основным направлениям ВСЖД представлена на рис.2.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

I ■ "- ■ I ■"■

ГОДЫ

Рис.1. Количество пожаров за 2010 - 2020 гг. на объектах и подвижном составе Восточно - Сибирской железной дороги.

Современные методики расчета экологической опасности последствий пожаров позволили определить процентный показатель и приоритет опасности по социально - экономическим зонам ВСЖД.

Используя методику оценки эколого - экономического ущерба от загрязнения окружающей

среды при пожарах, авторов [2], авторами была дана оценка экологической опасности последствий пожаров по совокупному расчету массы загрязняющих компонентов, попавших в атмосферу за период с 2000 по 2020 гг. результаты анализа представлены в табл.2.

Таблица 2.

Сравнительные показатели и приоритеты экологической опасности последствий пожаров, связанных с загрязнением атмосферы по зонам ВСЖД МПС России.

Зона ВСЖД Показатель экологической опасности пожаров, загрязнения атмосферы % Приоритет опасности

Иркутск 29,6 1

Черемхово 15,8 5

Вихоревка 19,5 2

Тайшет 17,6 4

Улан - Удэ 17,5 3

Таким образом, исследование экологической опасности последствий пожаров позволяет выделить наиболее опасную по результатам ком-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

плексной оценки социально - экономическую зону ВСЖД, которая заслуживает особого внимания, исследования и разработки принципиально новых

технологий, исключающих негативные последствия, приводящие к возникновению пожара.

Анализируя экологические составляющие опасности пожаров, можно выделить следующие значимые факторы:

- токсическое, химическое загрязнение атмосферы, воды, почвы, растительности, живых организмов;

- гибель и заболевание людей;

- уничтожение флоры и фауны;

- нарушение теплового баланса земли;

- снижение продуктивности сельскохозяйственных угодий.

Так как технические средства передвижения, которые функционируют на ВСЖД представ-

ляют собой опасность по многим параметрам, то элементарное нарушение технологического регламента, не соблюдение техники безопасности и пожарной безопасности могут повлечь за собой последствия, намного превышающие существующие показатели.

В целом обстановка с пожарами на объектах и подвижном составе Восточно - Сибирской железной дороги МПС Росси остается довольно сложной, а в связи с ростом цен, зачастую, приводит к значительному материальному ущербу. На рис.3. представлено изменение материального ущерба от пожаров на объектах железнодорожного транспорта Восточно - Сибирской железной дороги за 2014 - 2020 гг.

Рис.3. Изменение материального ущерба от пожаров на объектах железнодорожного транспорта Восточно - Сибирской железной дороги за 2014 - 2020 гг.

Как показывает анализ рис.2. на протяжении ряда лет наблюдается тенденция снижения материального ущерба от пожаров, но в последние годы, в связи с увеличением стоимости ряда материалов, балансовой стоимости оборудования, материальный ущерб возрастает, достигая своего максимального значения в 2019 г.

Оценка обстановки с пожарами отличается высокой сложностью и большим количеством аспектов. Приведенные исследования дают представление о степени опасности пожаров, их общественной значимости, динамике и содержании наиболее важных ее элементов по объектам

железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Список литературы:

[1] Восточно-Сибирская железная магистраль. Путь в 100 лет. (1898 - 1998) / под общей редакцией В.Г. Третьякова. - Иркутск: Издательство Иркутского ун - та, 1998 - 552 с.

[2] Тимофеева С.С. Гармышев В.В. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: Эколого-экономические и социальные последствия пожаров. Учебное пособие. - Иркутск: Издательство ИрГТУ, 1999.-135 с.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

[3] Туркин Б.Ф. Состояние пожарной безопасности в России // Пожарная безопасность информатика и техника: научно - технический журнал. - 1997 - 1 (19).- с. 49 - 77.

[4] Пожары и пожарная безопасность в 1999 году: Статистический сборник. под общей редакцией Е.А. Серебренникова, А.В. Матюшина. - М.: ВНИИПО, 2000,- 270 с: ил.

Spisok lite raturi:

[1] Vostochno-Sibirskaya zheleznaya magistral'. Put' v 100 let. (1898 - 1998) / pod obshchej redakciej V.G. Tret'yakova. - Irkutsk: Izdatel'stvo Irkutskogo un - ta, 1998 - 552 s.

[2] Timofeeva S.S. Garmyshev V.V. Bezopas-nost' zhiznedeyatel'nosti v chrezvychajnyh situaci-yah: Ekologo-ekonomicheskie i social'nye posledst-viya pozharov. Uchebnoe posobie. - Irkutsk: Izdatel'stvo IrGTU, 1999.-135 s.

[3] Turkin B.F. Sostoyanie pozharnoj bezopas-nosti v Rossii // Pozharnaya bezopasnost' informatika i tekhnika: nauchno - tekhnicheskij zhurnal.- 1997 - 1 (19).- s. 49 - 77.

[4] Pozhary i pozharnaya bezopasnost' v 1999 godu: Statisticheskij sbornik. pod obshchej redakciej E.A. Serebrennikova, A.V. Matyushina. - M.: VNIIPO, 2000,- 270 s: il.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.