Научная статья на тему 'Оценка социо-эколого-экономических рисков, связанных с изменением климата'

Оценка социо-эколого-экономических рисков, связанных с изменением климата Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеев А. А.

Изменение климата создает угрозу возникновения серьезных экологических, экономических и социальных проблем регионального и глобального масштабов. Сформулирован перечень наиболее значимых угроз, требующих специального изучения. Обосновывается необходимость государственной поддержки исследований климата, а также применения их результатов для оценки рисков и использования выигрышей от климатических изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка социо-эколого-экономических рисков, связанных с изменением климата»

УДК 33:502 А.А. Сергеев СГГ А, Новосибирск

ОЦЕНКА СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РИСКОВ, СВЯЗАННЫХ С ИЗМЕНЕНИЕМ КЛИМАТА

Изменение климата создает угрозу возникновения серьезных экологических, экономических и социальных проблем регионального и глобального масштабов. Сформулирован перечень наиболее значимых угроз, требующих специального изучения. Обосновывается необходимость государственной поддержки исследований климата, а также применения их результатов для оценки рисков и использования выигрышей от климатических изменений.

На рубеже ХХ и XXI вв. наблюдаемое на Земном шаре глобальное потепление вышло за пределы, позволяющие рассматривать проблему антропогенного изменения климата как умозрительную. Межправительственная группа экспертов по изменению климата предоставляет все новые веские основания в подтверждение того, что антропогенные парниковые газы, накопленные в атмосфере, уже оказывают заметное влияние на климат, а вероятность усугубления антропогенных изменений климата в течение XXI века очень высока [1].

Глобальное потепление создает для Российской Федерации (РФ) - с учетом ее географического положения, особенностей экономического потенциала, демографических проблем и геополитических интересов -новую ситуацию, когда необходимы осознание национальных интересов в отношении изменения климата и связанных с этим угроз национальной безопасности, а также выработка соответствующей внутренней и внешней политики. Игнорирование проблемы глобального изменения климата, а также бездействие, оправдываемое ссылками на ее недостаточную изученность, неблагоразумно и чревато серьезными рисками для устойчивого развития и безопасности страны.

Существуют значительные неопределенности в количественных оценках того, как ожидаемые климатические изменения будут протекать и какое влияние они окажут на экосистемы, экономическую деятельность и социальные процессы в разных странах и регионах, а также на деятельность государственных институтов. Возможны как положительные, так и негативные последствия, особенно в условиях развитой экономики и большой численности населения, когда вследствие экономического роста и накопления национального богатства потенциал ущерба от экстремальных климатических явлений и стихийных бедствий возрастает даже в отсутствие климатических изменений.

Следует различать прямые и опосредованные воздействия климатических изменений на природную среду, экономику, различные

социальные группы и население различных регионов РФ. К опосредованным относится, например, воздействие на миграционные процессы в результате глобального перераспределения природных ресурсов и изменения относительной комфортности проживания человека в отдельных регионах РФ.

Значительная часть территории РФ (и в особенности - Западной Сибири) находится в области максимального (как наблюдаемого, так и прогнозируемого) потепления. Так, автором на основе собственных метеорологических наблюдений установлено, что за последние 13 лет повышение средних годовых температур в Ленинском районе г. Новосибирска в сравнении со среднемноголетними значениями по данным ближайшей метеостанции Огурцово составило в среднем 2,7°С, а в годы с экстремально высокими значениями температур - до 3,4 - 4,3°С (табл. 1).

Таблица 1. Средние месячные и годовые температуры воздуха в Ленинском районе г. Новосибирска в 1995-2007 гг. (по наблюдениям автора)

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII год

1995 -15,0 -8,6 -7,0 6,2 11,2 13,2 20,3 18,1 10,1 4,5 -3,6 -12,4 3,1

1996 -19,8 -15,6 -8,9 1,5 11,7 19,0 23,3 15,0 9,2 1,6 -7,6 -14,0 1,3

1997 -12,3 -11,1 -0,7 9,9 13,9 16,6 19,2 17,5 12,0 6,8 -11,1 -16,7 3,7

1998 -21,6 -12,1 -7,1 0,8 12,1 18,5 23,0 21,1 8,1 2,7 -12,3 -9,7 2,0

1999 -16,2 -8,3 -14,6 2,6 17,9 15,8 24,2 18,3 10,0 4,5 -7,6 -9,3 3,1

2000 -18,8 -9,9 -4,5 5,6 13,1 18,9 19,7 18,7 10,8 -0,4 -11,2 -14,8 2,3

2001 -20,4 -14,2 -3,8 2,9 17,8 18,5 17,9 19,0 11,4 1,9 -2,6 -15,7 2,7

2002 -6,9 -7,1 -1,9 1,2 13,9 18,0 18,6 17,5 11,8 1,7 -4,4 -7,6 4,6

2003 -14,1 -13,8 -6,6 2,4 14,3 20,5 18,9 18,5 12,2 4,3 -9,1 -9,2 3,2

2004 -15,9 -9,9 -10,1 3,2 17,2 20,7 20,4 17,8 12,0 6,9 -2,3 -15,7 3,7

2005 -12,6 -18,5 -3,1 3,8 11,5 18,3 21,1 18,2 11,1 5,5 -4,5 -14,0 3,1

2006 -25,1 -14,4 -4,2 0,0 12,0 22,6 21,0 15,6 12,8 2,6 -4,2 -6,1 2,7

2007 -8,3 -12,2 -7,3 9,1 12,7 16,0 22,3 17,0 12,8 2,8 -4,9 -10,2 4,2

Среднемесяч ные температуры за 13 лет -15,9 -12,0 -6,1 3,8 13,8 18,2 20,8 17,9 11,1 3,5 -6,6 -12,0 3,0

Отклонения от средних многолетних значений +2,9 +5,3 +4,0 +2,3 +3,5 +1,5 +1,8 +2,1 +1,0 +1,6 +2,6 +4,5 +2,7

Проанализировав данные табл. 1, следует сделать вывод о том, что наибольшее потепление отмечается в зимние месяцы, менее выраженное - в весенний сезон и минимальное - в летне-осенний период. При этом, в

крупных городах указанная тенденция усиливается из-за наличия большого количества объектов, являющихся источником парниковых газов (промышленных предприятий, автотранспорта), за счет выбросов которых и происходит рост температуры воздуха, что особенно отчетливо проявляется в зимний период, когда влияние холодных воздушных масс демпфируется возросшим антропогенным эффектом. Это связано, в первую очередь, с ростом влияния предприятий ТЭК на экологическую и климатическую подсистему мегаполисов в течение отопительного периода.

Так, в Новосибирске максимальное превышение над среднемноголетними температурами воздуха (4 - 5°С) за истекшие 13 лет наблюдается в зимние месяцы: феврале, марте и декабре. Например, на протяжении января - марта и декабря 2002 г. температуры воздуха превышали климатическую норму на 8,2 - 11,9°С, в декабре 2006 г. - январе 2007 г. - более чем на 10°С. В летний период максимальное отклонение температур от среднемноголетних значений наблюдалось в июне 2006 г., когда температура превысила норму на 5,9°С, в среднем же в течение анализируемого периода градиент температур в летние месяцы колебался от 1,5°С в июне до 2,1°С в августе. В сентябре потепление практически не проявляется (среднее повышение температуры - около 1°С). Таким образом, наблюдения автора подтверждают общую тенденцию к потеплению климата, причем более выраженному в зимнее время [2].

Какие возможные последствия вызовет столь значительный рост температуры? Смягчение климатических условий может отодвинуть к северу границу зоны комфортного проживания, сократить расходы электроэнергии в отопительный период, улучшить ледовую обстановку и, соответственно, транспортировку грузов в арктических морях, облегчить освоение арктических шельфов и т.д. С другой стороны, потепление чревато вытеснением одних биологических видов другими; учащением засух в одних регионах и наводнений - в других; протаиванием вечномерзлых грунтов, которое может нанести серьезный ущерб строениям и коммуникациям в северных регионах России. При этом неопределенность влияния возможного изменения климата на сельское хозяйство РФ, ее водные ресурсы, энергетику, растительный и животный мир, демографическую ситуацию - весьма велика. Снижение существующего уровня неопределенности оценок будущих изменений климата и их последствий для РФ с целью своевременного принятия надлежащих адаптационных мер может иметь очень большой экономический и социальный эффект.

Климатические изменения и их последствия характеризуются сложным взаимодействием экологических, экономических, политических, социальных и технологических процессов. В результате, принятие государственных решений, направленных на адаптацию к воздействиям и смягчение последствий изменения климата, должно осуществляться в условиях значительных неопределенностей. Несмотря на это, на сегодняшний день можно констатировать, что наиболее крупные экономики мира уже приняли, по-видимому, главное решение по национальной климатической политике. В

частности, США и ЕС со стороны развитых стран, Китай и Индия - со стороны самых крупных развивающихся стран, форсируют свои усилия в области энергоэффективности [1].

Исключительное (по сравнению с другими странами) разнообразие и масштабы изменений климата регионов РФ и его последствий для окружающей среды, экономики и населения является естественным следствием больших размеров территории и многообразия природных условий. В этом многообразии следует выделить особенности, которые ставят страну в неравное (невыгодное) положение относительно объективных предпосылок повышенной потребности в сжигании топлива. Такие особенности нельзя игнорировать при построении и реализации государственной климатической политики, в том числе при позиционировании РФ в мировом сообществе с учетом ее законных национальных интересов. К этим особенностям следует отнести:

- Сочетание низкой средней плотности населения и больших размеров территории, что с необходимостью приводит к повышенным транспортным потребностям (как непосредственно для населения, так и для инфраструктуры, обеспечивающей потребности населения);

- Холодный климат, что связано с дополнительными потребностями в отоплении зданий (в первую очередь этот фактор следует рассматривать применительно к жилым зданиям и зданиям социальной и государственной инфраструктуры);

- Добыча и транспортировка ископаемого топлива в интересах зарубежных потребителей. В данном случае защиту интересов РФ можно сформулировать как переход к интернационализации ответственности за выбросы парниковых газов (прямые и опосредованные, например, при производстве оборудования для добычи и транспортировки энергоносителей).

Изменения климата и необходимость принятия международным сообществом адекватных мер содержат потенциал косвенных угроз и вызовов, что также требует специального изучения. Среди таких угроз можно указать на следующие:

1. Возможность ограничения свободы передвижения. Одним из крупных резервов снижения выбросов парниковых газов является ограничение использования личного автомобильного транспорта, поскольку при поездках на общественном транспорте существенно ниже выбросы парниковых газов на единицу пассажиро-километров. Возможно принятие экономических рычагов по ограничению использования транспорта, прежде всего личного автомобильного.

2. Требования, связанные с ограничением (снижением) выбросов парниковых газов, существенным образом затрагивают интересы материалоемких и энергоемких секторов экономики (в первую очередь, энергетики, черной и цветной металлургии). В этом отношении в выигрыше

окажутся те страны, которые быстрее переориентируют свою экономику с целью уменьшения потребления энергии на производство единицы ВВП.

3. Риск увеличения отставания РФ в уровне технологического развития от развитых стран. Ситуация с проблемой изменения климата отчасти (в отношении энергоэффективности экономики) аналогична известному нефтяному кризису 1970-х гг. Тогда развитые страны осуществили технологический рывок, приведший, с одной стороны, к значительному развитию энергосбережения и, с другой стороны, к перемещению многих материало- и энергоемких производств в менее развитые страны. Если РФ не предпримет масштабные меры по радикальному повышению энергоэффективности экономики, прежде всего технологическими методами, то риск увеличения технологического отставания РФ от развитых стран возрастет.

4. Международная дискуссия вокруг проблемы изменения климата уже в ближайшие 10-20 лет с высокой степенью вероятности может привести к радикальным геополитическим переменам. Учет хода этой дискуссии при позиционировании РФ в международном сообществе - одна из актуальных задач государства. Весьма вероятно, что при преобладании либеральных (рыночных) подходов к сдерживанию роста выбросов парниковых газов в выигрыше окажутся страны с более сильной экономикой. В этой связи не исключена вероятность того, что в рамках международной дискуссии вокруг изменения глобального климата развивающимися странами будут подняты вопросы о пересмотре исторически сложившихся механизмов международных экономических отношений.

Однозначная оценка последствий ожидаемого потепления для РФ в принципе невозможна, учитывая сложность взаимодействия разных факторов на ее огромной территории, этическую сторону проблемы (возможность уничтожения биологических видов, катастрофические последствия для населения отдельных регионов и т.п., с одной стороны, и новые экономические возможности, с другой) и политические факторы (энергетическая безопасность, геополитика, отношения с развитыми и развивающимися странами, конфликт интересов разных стран).

В недавно опубликованном докладе Н. Стерна [1] выдвигается, в частности, предположение, что для расположенных в высоких широтах Канады, РФ и стран Скандинавии потепление на 2 - 3°С явится, скорее, благоприятным фактором, благодаря повышению урожайности, снижению смертности от низких температур, сокращению отопительного периода и, возможно, роста туризма. Однако именно в этих регионах изменения климата будут наиболее быстрыми, что негативно скажется на инфраструктуре, здоровье населения, местных укладах жизни и биоразнообразии.

Уменьшение потерь, связанных с изменением климата, возможно. В первую очередь, это определяется тем, насколько эффективным будет использование благоприятных последствий изменения климата. Необходимо провести всесторонний анализ национальных возможностей и ресурсов

адаптации страны к изменению климата. Результаты уже выполненных отечественных и зарубежных исследований показывают, что адаптационные резервы весьма значительны, и для их своевременной и эффективной мобилизации необходимо заблаговременное принятие соответствующих государственных решений.

Серьезность угроз и вызовов, связанных с изменениями климата, делают остро актуальной задачу обеспечения национального суверенитета в оценках изменений климата и их последствий на огромном пространстве РФ как важного элемента национальной безопасности. Суверенитет можно обеспечить лишь при должной государственной поддержке отечественных фундаментальных и прикладных исследований климата и систем наблюдений за климатом, а также применения результатов этих исследований для оценки рисков и выигрышей, связанных с последствиями изменения климата.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Катцов, В.М. Изменение климата и национальная безопасность Российской Федерации / В.М. Катцов, В.П. Мелешко, С.С. Чичерин // «Право и безопасность». - 2007. - Июль. - С. 10-22.

2. Возможные изменения структуры экономики в условиях потепления климата / А.А. Сергеев, Л.В. Воронина, Н.И. Золотарева, Е.Н. Бакшеева // ГЕ0-Сибирь-2007. Т. 2. Экономическое развитие Сибири. Природопользование, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью. Ч. 1: сб. материалов III Междунар. научн. конгресса «ГЕО-Сибирь-2007», 25-27 апреля 2007 г., Новосибирск. - Новосибирск: СГГА, 2007. - С. 166171.

© А.А. Сергеев, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.